Подготовка производства включает такие основные направления[24] управленческой деятельности, как:
– проектно-технологическая подготовка производства, т. е. разработка документации по операциональной технологии осуществления трудовых производственных процессов и их материального и трудового ресурсного и технического обеспечения в проектном технологическом времени и реальном организационном пространстве;
– организационно-экономическая подготовка, т. е. разработка плановой и договорной документации, отражающей организационно-экономические отношения производственных подразделений и других организаций между собой по плановым календарным периодам времени;
– подготовка производства для оперативного управления, т. е. разработка оперативной графиковой документации по организации совокупных и частных элементных производственных процессов, производственных и организационных процессов в оперативном текущем времени, привязанных к календарным срокам и конкретным исполнителям.
3. Оперативное управление – это специфический тип управленческой деятельности, который осуществляется в реальном времени и пространстве по отношению к реально протекающим процессам производственной деятельности, т. е. в условиях реально складывающейся внутренней и внешней ситуации. В этом смысле оно принципиально отличается как от перспективного и текущего планирования, так и от подготовки производства.
Оперативное управление реализуется в двух формах: как руководство и как диспетчирование (диспетчеризация).
Руководство процессами организации деятельности производственных систем осуществляется в реальном времени и пространстве в форме сознательных, разумных актов воздействия субъектов управления (человека) на объекты управления (субъекты деятельности – человека или группы людей) для побуждения их к активным действиям по переводу предварительных технологических проектных и плановых представлений в реальные процессы материального производства. Руководство может рассматриваться как «сигнал», «стартовая команда» к началу деятельности (действий) исполнителя.
Термин «руководство» можно использовать как синоним термина «оперативное управление» вследствие того, что в акте воздействия в латентной форме содержатся почти все этапы управленческой деятельности: анализ динамики внутреннего состояния системы, анализ и прогноз динамики внешней ситуации, постановка цели и выбор варианта ее достижения, выбор технологии и календарных сроков выполнения. Однако все эти мыслительные процедуры осуществляются в сознании руководителя в «сжатом виде» почти мгновенно, а в реальной действительности выражаются в форме команды – указания текущего оперативного задания и конкретного срока его выполнения.
Руководство можно было бы вообще не выделять в отдельный класс управленческой деятельности, так как оно в результате всеобщего универсального операционального разделения труда является неотъемлемой частью социальной организованной жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях, если бы на практике не происходило вульгарного замещения понятия «управление» понятием «руководство», а обозначение высшего управленческого персонала термином «первые руководители». Вульгарная подмена понятия «управление» на понятие «руководство» обусловлена тем, что в постоянно изменяющемся мире любой «начальник», имеющий подчиненных (от старшего дворника до президента страны), систематически, или эпизодически, «встает в позицию руководителя» и дает своим подчиненным строго в рамках их функциональных обязанностей устные оперативные распоряжения на ближайшее время. После этого он осуществляет свою деятельность, обусловленную его должностной позицией. Однако, это обстоятельство не дает оснований называть высший управленческий персонал любых форм социальной организации жизнедеятельности «руководителями», или «первыми (?) руководителями», или «руководством» страны или организации в целом, так как руководство является, хотя и необходимой, но лишь небольшой и не основной частью управленческой деятельности, причем только для отдельных позиций в системе управления, имеющих непосредственных подчиненных. По сути, к руководителям можно было бы отнести такие должности, как мастер, прораб, тренер, педагоги по танцам, балету, вокалу и игре на музыкальных инструментах, у которых руководство занимает основную часть рабочего времени. Но даже и эти должности на практике не обозначаются как руководители, так как помимо руководства они занимаются другой управленческой деятельностью: предварительно знакомятся с необходимой информацией, составляют планы, задания, отчеты и т. п.
На всех без исключения видах производства существуют только две должности, которые в буквальном смысле являются руководителями: это бригадир рабочих[25] и мастер (прораб), которые непосредственно расставляют подчиненных им работников по рабочим местам, определяют круг задач и осуществляют постоянный контроль за работой подчиненных в течение рабочего дня. Особенность реализации функции руководства заключается в том, что она осуществляется только в результате непосредственного контакта и только в устном виде. Больше никто в организации не выполняет функции руководителей, даже начальники функциональных отделов этого не делают (а тем более высший управленческий персонал), в связи с тем, работа функциональных исполнителей всегда выполняется в соответствии со служебными должностными инструкциями.
Несколько по-иному осуществляется оперативное управление в форме диспетчеризации. Во-первых, диспетчеризация осуществляется не как однократный акт, а как набор последовательно выполняемых определенных функций контроля, оперативного учета и оперативного регулирования, реализуемого в форме руководства. В отдельных случаях оперативные команды фиксируются в специальных журналах или регистрируются автоматически на специальных записывающих устройствах. Здесь функция контроля означает систематическое, или эпизодическое, отслеживание хода процессов. Дискретность временного режима контроля устанавливается в соответствии с технологическим регламентом процесса производства продукции, а также интенсивностью и режимом использования технологического оборудования, машин и механизмов. Причем для разных типов и классов контролируемых машин и механизмов, технологического оборудования используются различные интервалы и режимы контроля. Контроль состояния процесса производства продукции, а точнее, состояния продукции на отдельных технологических стадиях производственного процесса, осуществляется на основании карт технологического операционного контроля качества продукции. Контроль состояния технологического оборудования, машин и механизмов осуществляется визуально, или мануально.
Во-вторых, для осуществления диспетчирования в структурах систем управления создаются специальные диспетчерские службы, т. е. подразделения, осуществляющие этот тип управленческой деятельности – оперативное управление. В территориальных образованиях разного уровня могут создаваться специализированные производственные подразделения (пожарные, скорая помощь, подразделения быстрого реагирования, организации по ликвидации чрезвычайных ситуаций и т. п.) для ликвидации аварийных, форс-мажорных и чрезвычайных (стихийных и техногенных катастроф) ситуаций.
В-третьих, для реализации оперативного управления в производственных организациях и территориальных образованиях создаются специальные оперативные резервы материально-сырьевых, технических, трудовых ресурсов и финансовых средств.
Особенности реализации оперативного управления заключаются в следующем:
– вследствие постоянной «мгновенной» изменчивости объективного мира временные рамки оперативного управления ограничены текущим реальным временем от секунд, минут и часов (например, в работе авиадиспетчеров) до трех-пяти дней (например, недельно-суточные графики производства строительно-монтажных работ);
– оперативное управление осуществляется только при непосредственных коммуникационных контактах исполнителя и руководителя, как правило, в устной форме;
– поскольку руководство в оперативном управлении осуществляется, как правило, в краткой вербальной форме приказов (указов), распоряжений, команд или в знаковой форме с помощью жестов, мимики, оно может быть реализовано только в условиях предварительной профессиональной подготовки исполнителя и только в рамках его функциональных обязанностей. Несмотря на распорядительную форму руководства, содержательная сторона этого типа управленческой деятельности, по сути, заложена в профессиональной подготовке исполнителя и руководителя. Нельзя исполнителю приказать сделать то, что он не понимает и не умеет. Именно поэтому понятие «руководство» некорректно заменять термином «регулирование», который как сугубо механическое действие не несет в себе смысла.
Оперативное управление на классы не разделяется, так как оно представляет собой весь спектр управленческой деятельности, но только осуществляемый в «сжатой» форме реального времени, реального пространства и с использованием реальных наличных средств. Оперативное управление, как правило, реализуется бездокументально в устной форме, только на индивидуальном уровне в форме устных руководящих указаний, текущих заданий, оперативных целевых установок (задач) по конкретным календарным срокам (датам) их выполнения и по конкретным исполнителям.
Каждый тип управленческой деятельности реализуется через стандартный набор функций управления. Под функциональной управленческой деятельностью, или общими функциями управления[26] следует понимать такую специфическую деятельность, которая формализована, операционально, нормативно и алгоритмически задана, регламентирована по предмету, средствам, способам, результату деятельности, форме представления результатов деятельности во времени и пространстве. Именно вследствие этих свойств функциональная управленческая деятельность сама может быть формально описана, спроектирована и реализована как кооперативная деятельность. Практически во всей научной, методической и учебной литературе содержание управленческой деятельности сводится только к описанию функциональной деятельности текущего управления. Объясняется этот феномен именно тем, что производственно-технологические и организационно-экономические отношения вследствие своей «объективной» природы могут быть операционально, технологически, схематически представлены, отражены выражены параметрически (количественно) и формально безличностно описаны, что, по сути, и является собственно содержанием функциональной управленческой деятельности. Организационные, политические, социально-психологические отношения, когнитивные процессы творческой мыследеятельности слабо структурируются и неалгоритмизируются и не могут быть формально регламентированы.
Особенности функциональной деятельности проектно-технологической и организационно-экономической подготовки производства заключаются в сугубо формализованном, регламентированном и нормативном характере ее осуществления. Жесткость формализованного описания процессов производственной деятельности предопределяется структурой взаимосвязей элементов производственной деятельности организации, обусловленных технико-технологической природой производственных процессов, основанных на системе машин и технологического оборудования. В материальном производстве взаимосвязи всех элементов, включая человека, как субъекта-работника, имеют физическую (материальную) природу, т. е. являются механическими, энергетическими и потому всегда носят характер функциональных зависимостей, описываемых в достаточно строгих формализованных параметрических выражениях. Поэтому проектное организационно-технологическое описание процессов материального производства должно отражать эти функциональные физические взаимосвязи процессов производственной системы, т. е. проектная деятельность в своей основе может быть только функциональной.
По существу, для того, чтобы получить интегральное описание организации, все внутриорганизационные и межорганизационные взаимосвязи, как материальные, так и информационные, всегда имеют параметрическую интерпретацию и потому выражаются в виде формальных математических зависимостей. Поэтому организационная экономическая и технологическая управленческая деятельность, содержанием которой является описание производственно-технологических и организационных отношений в календарном разрезе, всегда может быть реализована только как функционально формализованная, операциональная, кооперативная, жестко нормированная и регламентированная деятельность. Более того, только те организационные взаимоотношения, которые можно формально, количественно параметрически описать, и могут быть предметом управленческой деятельности.
Функциональная организационно-экономическая управленческая деятельность, отражающая экономические расчетные взаимосвязи, в основе своей имеет количественные абстрактные функциональные экономико-математические модели, которые составляют суть экономики. Здесь нормативность и функциональность деятельности инструктивно-методически задана унифицированной стандартной системой нормативно-правовых актов и правилами оформления документации организационно-экономических отношений. Объективную основу функциональности управленческой деятельности текущей организационно-технологической подготовки производства в организациях составляет технико-технологический кооперативный характер операциональной системы производственной деятельности и параметрические характеристики технико-экономических показателей деятельности и экономических отношений с внешней средой – другими организациями.
Наиболее корректным, отражающим весь спектр функциональной управленческой деятельности является следующий «классический» набор общих, универсальных функций управления: планирование, организация, координация, контроль, учет и анализ. Таким образом, с точки зрения функционального содержания управленческую деятельность можно представить в структуре следующих общих функций управления:
– планирование;
– организация;
– контроль;
– учет;
– отчет;
– анализ.
Совокупность всех без исключения функций представляет собой систему функционального управления (систему функциональной управленческой деятельности). При отсутствии какой-либо функции управление теряет смысл: если нет плана, задающего текущую календарную целевую определенность организационной деятельности, невозможно организовать процесс производства, осуществить его оперативное управление, отчет и анализ, и, наоборот, без отчета – нет анализа, без анализа нельзя планировать и т. д. В то же время планирование без последующего учета (отчета) фактического состояния и анализа бессмысленно. Более того, как и в любой системе, в составе функций нет главных и второстепенных – они все одинаково содержательно важны в системе управленческой деятельности.
Содержание общих функций управления можно выразить следующим образом.
Планирование – это определение расчетных технико-экономических показателей производственно-экономической деятельности организаций и состояния ее отдельных подразделений, элементов производственной деятельности на конец календарных плановых периодов (год, квартал, месяц) текущего (предстоящего) календарного года и по годам перспективного периода. Реализуется, как правило, в форме плановых и договорных документов. Планирование деятельности основных и вспомогательных производственных подразделений организации (цехов, отделов) на год производится на основании общей технологической схемы производственных процессов и сводных графиков материального, трудового ресурсного и технического обеспечения. С учетом календарных планов работ производственных подразделений на квартал и месяц разрабатываются операциональные технологические документы (технологические карты производства работ, проекты производства работ, карты трудовых процессов, схемы операционного контроля качества и т. п.) и календарные оперативные графики работ.
Организация – структуризация (упорядочение), технология производственных и организационных процессов жизнедеятельности, средств, методов, регламентации и порядка (последовательности) их осуществления, взаимосвязей и результатов деятельности во времени и пространстве. В производственных организациях представляет собой описание технологии производственных процессов, описание организационно-экономических плановых бюджетных, налоговых и других взаимоотношений. Функция «организация» реализуется в форме технологических, нормативно-справочных, инструктивно-методических и графиковых документов.
Координация – согласование направлений и совмещение усилий (мощностей) всех элементов производственных и организационных процессов деятельности во времени и пространстве. Координация в качестве самостоятельной функции в структуре функциональной управленческой деятельности, как правило, не выделяется, а реализуется в других функциях. В функции «планирование» координация реализуется в форме координационных планов, в функции «организация» как смысловое (логическое) действие она реализуется непосредственно при разработке технологических и графиковых документов, а в оперативном управлении – через руководство и диспетчеризацию.
Контроль – оперативное систематическое, или эпизодическое, отслеживание хода процессов. Контроль осуществляется визуально, или мануально, без оформления каких-либо документов.
Учет – это фиксированный оперативный контроль. Оперативный учет осуществляется в текущем реальном времени. Поскольку функции контроля и учета реализуются в реальном времени, они входят в состав оперативного управления.
Оперативный учет – это фиксированный контроль состояния качества продукции (ее составных элементов), технологического оборудования, машин и механизмов, задействованных в производственных процессах. За исключением постоянного автоматического контроля самопишущими приборами, оперативный учет по времени соответствует установленному регламенту контроля. Например, в подавляющем большинстве производств с непрерывным циклом фиксация контролируемых параметров осуществляется, как правило, с часовым интервалом, а при передаче смены – во время ее передачи. Оперативный учет фактического исполнения графиковых документов осуществляется в соответствии с временными интервалами, установленными в этих документах (например, в расписании движения поездов, самолетов и т. п.).
Отчет – фиксированный контроль фактического состояния (фактического исполнения намеченных проектных и плановых решений) процессов производственно-экономической деятельности организаций за определенный календарный планово-учетный период времени. По составу и содержанию документов функция «отчет» полностью соответствует функциям планирования и организации, т. е. по всем показателям плановых и проектных документов в отчетах обязательно должны быть отражены соответствующие фактические данные.
Анализ как функция управления, в отличие от методологической процедуры познания, – это абстрактное (мысленное), упрощенное расчленение изучаемого объекта или состояния процесса на элементы (части), сопоставление фактического состояния с нормативными проектными или плановыми значениями и синтезированный вывод о состоянии, причинах и условиях фактического состояния процесса (объекта) в целом. Системный анализ может осуществляться только с экономических позиций. Экономический анализ осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: «вертикальный» и «горизонтальный» анализ. «Вертикальный» анализ проводится как расчленение интегральных совокупных результатов деятельности на составляющие ее элементы (по статьям и элементам затрат). «Горизонтальный» анализ проводится по статьям и элементам затрат в разрезе отчетных календарных, или проектных, периодов времени путем сопоставления фактических параметров исследуемых показателей с предыдущими отчетными периодами, или аналогами, принимаемыми за «базу сравнения» (оценки). Анализ может осуществляться в целях выяснения причин отклонений фактических результатов от плановых и проектных параметров за несколько планово-отчетных или проектных периодов календарного времени. Аналитическая функция позволяет установить причины и условия получения фактических результатов в разные периоды времени в динамике.
Анализ результатов производственно-экономической деятельности организации представляет собой последовательность таких работ, как:
– соотнесение фактической реализации целей и задач организации, фактических технико-экономических и финансовых результатов деятельности за определенный календарный период времени с нормативными или плановыми показателями, установленными в организационных проектных и плановых документах;
– выявление отклонений, превышающих нормативно-допустимые;
– установление причин (факторов) этих отклонений («вертикальный анализ» – по элементному составу и структуре) и выявление динамики отклонений («горизонтальный анализ» – по отношению к норме или параметрам показателей предыдущих календарных периодов);
– разработка рекомендаций по устранению подобных отклонений при подготовке организационных проектных и плановых документов на следующие календарные периоды.
Анализ выявления причин несоответствия фактических результатов деятельности плановым и проектным проводится в разрезе календарного времени только в отношении интегральных показателей деятельности производственных организаций и только в тех случаях, когда отклонения этих показателей превышают нормативные величины предельно допустимых отклонений.
Жесткая поэтапная последовательность выполнения функций касается только контроля и оперативного учета. Функции «планирование» и «организация» реализуются в разной последовательности в зависимости от времени описания процессов. В практике управленческой деятельности функция «организация» обозначается и реализуется как подготовка производства. При этом частично реализуется функция «планирование» в целом для организации.
В системе управления производственными организациями можно выделить следующие этапы (последовательность) осуществления управления производственной деятельностью:
– подготовка производства;
– оперативное управление производством, или производственными процессами;
– управление складированием, хранением, транспортировкой и реализацией готовой продукции;
– управление готовой продукцией на стадии ее использования, эксплуатации (техническое обслуживание, ремонт).
В связи с тем, что все общественные организации являются производственными, поэтому основой системы управления любой организации является управление производством, т. е. управление основными и вспомогательными процессами производства продукции (услуг)[27]. В свою очередь основой производственных процессов материального и духовного производства является: предметы труда (сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия и т. п.), средства труда (система машин и технологического оборудования, инструмент, приспособления, механизмы, транспортеры, приборы и т. п.), организационные условия деятельности (помещения, освещение, отопление, вентиляция и т. п.) и работники (основные, вспомогательные и подсобные производственные рабочие, рядовые работники-исполнители, аппарат управления). Поэтому управление производством представляет собой технико-технологическую организацию трудовых производственных процессов, когда во времени и в пространстве соединяются воедино предметы труда, средства труда, организационные условия и работники.
Чтобы завершить рассмотрение понятия «управление» необходимо разобраться с понятием «управление» как система. Системный характер любых социальных объектов проявляется именно через управленческую деятельность, которая использует формализованное описание социальных образований, их взаимосвязи между собой и с окружающей средой независимо от уровня адекватности этих описаний. В связи с тем, что жизнедеятельность общества объективно реализуется в различных формах производственной и территориальной организации, системный характер управления социальными объектами разных типов и классов, очевидно, должен существенно различаться.
Это отличие, прежде всего, касается производственных и территориальных форм организации жизнедеятельности общества, поэтому необходимо рассматривать их раздельно.
Если под системой понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, представляющую собой целостное образование, или обладающую свойством целостности[28], то, очевидно, в системе управленческой деятельности, или системе управления[29] можно выделить элементы, которые обусловливают и обеспечивают реализацию содержания (смысл) управленческой деятельности. Как уже указывалось, с содержательной точки зрения управление представляет собой систему различных типов, классов и видов управленческой деятельности. Это означает, что основное свойство системы, целостность, проявляется только при функционально взаимосвязанном операциональном[30] выполнении всех типов, классов и видов деятельности. Однако описание содержания управленческой деятельности является лишь одной из характеристик системы управления. Целостность систем управления с содержательной точки зрения проявляется в результатах управленческой деятельности – управленческих решениях, качество которых предопределяется составом, структурой и свойствами (характеристиками и параметрами) субъекта, объекта, предмета, средств и организационных условий управленческой деятельности. Следовательно, неотъемлемыми составными элементами системы управления, обеспечивающими целостность (результативность) различных типов, классов и видов управленческой деятельности (как и любой деятельности вообще), являются субъект, объект, предмет, средства и условия деятельности.