Книга Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление - читать онлайн бесплатно, автор В. С. Соловьев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление

В качестве субъекта управленческой деятельности, обозначаемого как «персонал», или «кадры», выступают:

– управленческие работники различной профессиональной специализации и квалификации, представленные в системе управления как функциональные подразделения и должностные позиции высшего управленческого персонала, а в организационной структуре – как обособленный аппарат (орган) управления;

– технический и вспомогательный персонал, обеспечивающий нормальные условия управленческой деятельности. К нему относятся работники, обеспечивающие работу технических средств (вычислительной, множительной техники, средств связи, сетевых устройств, транспорта, систем энергообеспечения, водо-провода, канализации и т. п.), санитарно-гигиенические условия, охраны, питания и т. д.

Формально объектами управленческой деятельности в производственных организациях выступают:

– основные производственные процессы, непосредственно входящие в структуру процессов производства продукции (услуг): складирование и хранение сырья и материалов, заготовительные, обрабатывающие производства, комплектация, сборка, испытание, упаковка, хранение, отгрузка и реализация готовой продукции;

– вспомогательные производственные процессы: обеспечение тепловой, электрической энергией, водой, канализацией, инструментом, транспортом, благоустройство и содержание в чистоте территории, вывозка мусора, удаление производственных отходов;

– процессы материально-сырьевого, трудового, технического, финансового, информационного обеспечения и обеспечения организационных условий деятельности (содержание, эксплуатация и ремонт зданий, сооружений, коммуникаций);

– процессы ресурсных и организационно-экономических взаимосвязей с другими производственными организациями и территориальными органами власти и их учреждениями.

Однако в действительности объектами управления в производственных организациях выступают непосредственно работники этих организаций, и все управленческие решения предназначены именно для них. Применительно к объектам управления формируются классы управленческой деятельности. Таким образом, управление производственно-экономической деятельностью организаций представляет собой управление производственными процессами, всеми элементами производственных процессов и конечными результатами организованной производственной деятельности. В свою очередь каждый класс в зависимости от объекта и предмета представлен соответствующими видами управленческой деятельности.

Содержательный смысл, классификацию и видовую специализацию управленческая деятельность приобретает только применительно к объекту и предмету управленческой деятельности. Поскольку управленческая деятельность, как и любая совместная человеческая деятельность, объективно разделяется на отдельные операции, самое полное и подробное содержание может быть получено через операциональное описание классов и видов деятельности. Каждая функция управления применительно к объекту управленческой деятельности приобретает прикладные особенности и обозначается как специфическая функция[31].

В системе управления производством, или производственными процессами, можно выделить следующие классы управленческой деятельности по элементам производственных процессов:

– управление сырьевыми, материально-техническими, энергетическими ресурсами (обеспечение, изготовление, разработка нормативов расхода, складирование, хранение, комплектация и т. п.);

– управление персоналом (набор кадров, профессиональная диагностика, расстановка, карьерная динамика, обучение и повышение квалификации, организация труда, обеспечение безопасных условий труда и техники безопасности и т. п.);

– управление техническими средствами (техническое обслуживание и ремонт машин, технологического оборудования, механизмов, КиП и автоматики, разработка и изготовление инструмента, средств малой механизации, приспособлений и т. п.);

– управление информационным обеспечением (обеспечение и разработка стандартов, нормативной, инструктивно-методической документацией и т. п.);

– управление финансами (эффективное использование оборотных, кредитных, бюджетных, инвестиционных средств, разработка экономической политики и т. п.);

– управление организационными условиями труда (обеспечение производственно-бытовых организационных условий деятельности, капитальное строительство);

– управление готовой продукцией (складированием, хранением, транспортировкой и реализацией готовой продукции, послепродажным техническим обслуживанием, ремонтом и т. п.);

– управление обеспечением социально-бытовых условий жизнедеятельности персонала организации (условий жизни, физической культуры и спорта, отдыха, медицинского обслуживания, здравоохранения, содержания и отдыха детей, ветеранов труда, пенсионеров и т. п.).

Кроме того, каждый класс управленческой деятельности осуществляется по видам управленческой деятельности. Например, управление персоналом по основным категориям рабочие ведущих профессий, вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников по основным профессиям, служащие, управленческому персоналу и т. п… Управление материально-техническим обеспечением по различным видам, классам и группам сырья, материалов, энергии, конструкций, комплектующих, лаков, красок и т. д.). При этом каждый вид управленческой деятельности осуществляется по тем стадиям «жизненного цикла» продукции, которые есть в организации (см. табл. 1)[32].

Дальнейшая видовая характеристика содержания управленческой деятельности производится в соответствии со структурной характеристикой производственных элементов. При этом специализированная видовая управленческая деятельность по элементам производства реализуется путем реализации функций планирования, организации, контроля, учета, отчета и анализа.

В качестве предмета управленческой деятельности производственных организаций выступает информация в виде параметров технико-экономических показателей объектов управления: исходные данные о прошлых и фактических текущих состояниях процессов изменения объектов управления; абстрактные представления и описания «жизненных циклов» готовой продукции, сырьевых и материальных, трудовых ресурсов, технических средств и других элементов производственных и организационных процессов, включая финансовые ресурсы, производственно-бытовые условия труда и т. п.


Таблица 1

Принципиальная схема классификации деятельности по стадиям «жизненного цикла» продукции


В качестве средств собственно управленческой деятельности в производственных организациях могут использоваться:

– материально-технические ресурсы: бумага, картриджи, энергия, тепло, вода, канцелярские принадлежности и т. п.;

– организационная техника: компьютеры, локальные сети, средства связи, копирования, размножения, передачи и уничтожения документов и информации, средства обеспечения нормальных санитарно-гигиенических, температурно-влажностных условий труда, транспортные средства, мебель, средства физической и пожарной безопасности и т. п.;

– личностный ресурс работников в виде профессиональных специализированных знаний, организационно-правовая, инструктивно-методическая, нормативно-справочная, организационно-распорядительная, регламентирующая и другая документация, обеспечивающая нормативно-правовые, организационно-экономические, организационно-трудовые, технико-технологические, производственные, материально-энергетические и другие отношения между основными элементами системы управления и ее взаимоотношения с другими организациями, органами власти и т. п.;

– финансы, т. е. расчетные финансово трудовые средства на расчетном счете, необходимые для осуществления управленческой деятельности и обеспечивающие производственно-хозяйственную деятельность, систему оценки труда управленческого персонала и других работников системы управления;

– организационные производственные и бытовые условия деятельности», т. е. административные и вспомогательные помещения (здания), рабочие места, транспортные коммуникации, сети отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения и др., обеспечивающие пространственное размещение и производственно-бытовые, безопасные и санитарно-гигиенические условия труда, условия охраны здоровья, питания, отдыха и т. п.

В качестве собственно результата («готовой продукции») управленческой деятельности выступают управленческие решения, представляемые в документированной, или устной, форме и отражающие содержание управленческой деятельности по типам, классам и видам управленческой деятельности в части описания изменений состояний объектов и предметов управленческой деятельности во времени и пространстве.

Совокупность различных типов, классов и видовой специализации управленческой деятельности в части содержания и технологии выполнения, средств управления как элементов, обеспечивающих процессы принятия и реализации управленческих решений (материальные, технические, информационные, финансовые ресурсы и организационные условия), и, собственно, сами работники, осуществляющие управленческую деятельность, вместе представляют собой «систему» управления производственных организаций.

Таким образом, под системой управления (системой управленческой деятельности) следует понимать, с одной стороны, систему различных типов, классов и видов управленческой деятельности как содержание управленческой деятельности, а с другой – совокупность материальных, технических, кадровых, информационных, финансовых ресурсов и организационных условий деятельности как элементов этой системы, обеспечивающих процессы принятия и реализации управленческих решений.

В связи с тем, что результат управленческой деятельности представлен в форме управленческих решений, информация в этой деятельности является одновременно предметом, средством и результатом деятельности. Соответственно, содержание управленческой деятельности можно рассматривать как совокупность процессов преобразования и движения информации, включающих в свой состав поиск, получение, приобретение, сбор, отбор, анализ, хранение, переработку, отображение, размножение, передачу и выдачу информации с целью разработки, принятия (согласования), утверждения и реализации управленческих решений. Таким образом, управленческая информация – это взаимосвязанная системная совокупность сведений, характеризующих состояние, поведение, функционирование, динамику объектов и предметов управления социальных объектов и окружающей среды. То есть управленческую деятельность можно, по сути, отождествлять с процессом переработки информации.

Следовательно, анализируя, или проектируя, организацию процессов обработки информации, мы тем самым рассматриваем, описываем содержание и технологию выполнения управленческой деятельности, отражающих процессы и результаты управленческой деятельности – управленческие решения и методы, способы, приемы, операции и последовательность разработки, организации, реализации, координации, контроля, учета и анализа выполнения управленческих решений, фиксируемых в системе документов.

В то же время система управления, сам процесс и все элементы управленческой деятельности, в свою очередь, также могут быть описаны с различных сторон: с точки зрения состава, содержания, структуры, функционального назначения, технологии, методов управленческой деятельности, взаимосвязей и взаимодействия с окружающей средой, методов обработки информации и способов принятия и реализации управленческих решений; методов управления персоналом (способов передачи управляющих воздействий); использования организационной техники управления, информационного обеспечения систем управления и т. п. Кроме того, управленческая деятельность может быть описана как сложная система, состоящая из подсистем управления производством, материальными ресурсами, персоналом, техническими, финансовыми средствами, качеством продукции и т. д., а также в любых других композиционных характеристиках.

Системы управления не могут рассматриваться абстрактно, формально, безотносительно к объектам и предметам управления, т. е. автономно, вне всей системы организованной жизнедеятельности общества. Поэтому вопросы управления обязательно должны рассматриваться в составе и парадигме организационных теорий.

Мы так подробно рассмотрели понятие «управление» по нескольким причинам. Во-первых, это обусловлено тем, что подобное понятие организационно-технологического управления производством существовало только в СССР. В управленческой культуре СССР с самого начала индустриализации в силу объективных причин отсутствия квалифицированных рабочих для строящихся новых индустриальных предприятий перед учеными была поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить подготовку квалифицированных рабочих из неграмотных крестьян. Поэтому в СССР был создан Центральный институт труда (ЦИТ) и огромное количество лабораторий по научной организации труда и управления (НОТиУ). В соответствии с этим была разработана методика ЦИТ по кратчайшему профессиональному обучению рабочих, которая включала научению основных приемов и методов эффективного выполнения отдельных специализированных операций, в соответствии с комплексной технологией и организацией работ, разрабатываемых специалистами-инженерами. Таким образом, в стране сложилась определенная управленческая культура, которая предусматривала предварительную разработку инструктивно-технологических карт трудовых процессов, технологических маршрутных карт, карт организации труда специалистами инженерами-технологами и организаторами труда для рабочих невысокой квалификации. За рубежом с самого начала индустриализации, начиная с заводов Г. Форда, знание технологии и организации работ сразу же закладывалось в профессиональную подготовку рабочих, причем высокий уровень специализации рабочих мест профессиональная подготовка рабочих, за небольшим исключением, как правило, не требовалась. Таким образом, в системах управления за рубежом отсутствовала управленческая деятельность, связанная с организационно-технологической подготовкой и оперативным управлением производственными процессами. Все внимание было сосредоточено на проблемах экономических, а в условиях частной собственности – это в основном вопросы получения прибыли в сфере свободного рынка. Поэтому не случайно система управления у них получила название «Менеджмент», которая была пригодна для любого дела, или бизнеса, которые приносили доход.

После развала СССР и перехода от социально-ориентированной экономики на основе государственной собственности к монетаристской экономике «свободного рынка» на основе частной собственности была, прежде всего, изменена целевая ориентация всех организаций реальной экономики на получение прибыли вместо эффективной организации производства. Одновременно с изменением целевой ориентации производственных организаций на коммерческие управление организациями также было заменено термином «менеджмент». На первый взгляд это просто замена одного «устаревшего» термина на другой, более современный. В действительности, такая замена вообще смертельна для реальной экономики. Одновременно с этим была проведена корректировка системы профессионального образования с переводом ее на Болонскую систему обучения. Давайте выясним, насколько безобидны перевод системы образования РФ с технократической подготовки научно-технических специалистов высокого класса на Болонскую систему обучения для подготовки бакалавров (не полноценных специалистов) универсального прагматического образования для свободного рынка, а также замена понятия «управление» на рыночный термин «менеджмент», только для того, чтобы идти в ногу с Западной цивилизацией.

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельности, тогда как для других значений используются другие термины. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется слово «control», для государственного, или общественного, управления – термин «government administration» или «public administration».

Кстати, первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage», или родового (коренного) латинского слова «manus» (рука) и буквально означало «руководство», т. е. регулирование руками (ногами, звуками) – механическое, физическое (материализованное, овеществленное, энергетическое) воздействие субъекта на объект. Применительно к человеку, выступающему субъектом, т. е. сознательным, разумным, мыслящим существом – «homo sapiens», в системах «человек – животное», «человек – машина» происходит своеобразное искажение представлений этих отношений вследствие того, что человек не механически, не автоматически «двигает руками», а предварительно думает, мыслит. Появился даже термин «ручное мышление» для работников, занятых физическим, ручным или механизированным трудом непосредственно в системе материального производства. Человек представляет собой психосоматическое единство[33] и его движения – тела, частей тела, конечностей, головы и т. д. – осуществляются посредством совокупности афферентных (чувствительных) и эфферентных (двигательных, секреторных и др.) нервных волокон, иннервирующих мышцы, кожу, суставы, железы, органы и т. д. как в результате безусловных (врожденных) рефлексивных бессознательных реакций организма (на раздражение рецепторов)[34], так и в результате условных (по И. П. Павлову) сознательных рефлексов как реакции на сигналы, направляемые мозгом в результате мыслительной деятельности (размышлений). «Мгновенность» мыслительных процессов и отражение их в движениях организма (тела) человека приводят к заблуждению, что руки «сами думают», «сами автоматически делают». В действительности сознательные, целесообразные, направленные движения организма (тела) осуществляются только в результате управления психикой, разумом человека. Мгновенность, слитность, неразличимость во времени перевода мыслительных управляющих решений воздействия на организм отражаются даже в используемых вербализованных понятиях: сознательные, разумные, целесообразные (психические) действия, движения (соматические). Кстати, выполнение вербальных, или иных, звуковых (!) команд животными (лошадьми, собаками и т. п.) осуществляется не на сознательном (разумном, смысловом, понятийном) уровне, а в результате дрессировки (от фр. dresser – выправлять, обучать) с целью выработки и закрепления у животных определенных условных (бессознательных) рефлексов (навыков, реакций). Вульгарное замещение терминов «руководство» в системах «человек – животное» и «регулирование» в системах «человек – машина» термином «управление» (управление лошадью, автомобилем, кораблем и т. п.) приводит к понятийному искажению многих теоретических построений в социальных системах, в системах отношений «человек – человек». Механическая подмена понятий «руководство» и «регулирование», относящихся к «неразумным» (искусственным техническим, естественным биологическим) системам, понятием «управление» применительно к социальным наукам в подавляющем большинстве привносит в последние механицизм представлений, проявляющийся как в используемых средствах выражения (языках), так и в онтологических описаниях, в применяемом понятийно-категориальном аппарате, методологических подходах и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Передать абстрактную мысль механизму невозможно.

2

Кстати, понятий «управление организацией» и «управление муниципальным образованием» в принципе не существует.

3

Мы уже много лет «боремся» за признание нашей экономики «рыночной», как будто в СССР и затем Российской Федерации не было рынка.

4

Сфера обращения объективно может существовать только в территориальных образованиях и отсутствует в производственных организациях. Сфера обращения на уровне государства реализуется не только в рыночной, но и других различных формах.

5

Термин «хозяйственная деятельность» в современной интерпретации означает такое занятие, результат которого построен на частных, корыстных интересах «хозяина, собственника» капитала: получить выгоду любыми безнравственными средствами: обмануть, украсть, разорить, убить.

6

Деятельность – это экономически целесообразный с социальной точки зрения разумный производственный процесс получения продуктов (услуг) потребления человека на основе преобразования предмета деятельности работниками (персоналом) организации с помощью средств труда. Основными элементами организованной производственной деятельности являются: субъекты деятельности (работники), предмет, средства, условия и результат деятельности в овеществленной форме.

7

Не случайно квазидеятельность осуществляется только в сфере торговли специальными агентами (брокерами, маклерами, дилерами) – представителями «собственников» капитала.

8

Приоритетность организаций физической безопасности по отношению к организациям других отраслей жизнедеятельности является условной и зависит от государственной экономической политики в зависимости от реально складывающейся в мире геополитической ситуации.

9

Организации торговли тоже относятся к производственным организациям, потому что у них тоже есть производственные процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой-разгрузкой, складирование и хранением товаров, подготовкой к реализации (комплектованием, фасовкой, упаковкой) и реализацией продукции.

10

К бизнесу не относятся только такие сферы жизнедеятельности, которые в принципе не могут принести доход: деятельность органов власти, приютов для бедных, беспризорников, инвалидов, психически ненормальных и других организаций социального обеспечения, здравоохранения, правоохранительной, пенитенциарной системы и др.

11

В настоящее время существование мирового разума еще научно не доказано.

12

Любая так называемая автоматизированная система может работать бесконечно долго, но она должна хотя бы один раз включена человеком и соответствующим образом настроена (организована, отрегулирована).

13

Технологическое время обозначает продолжительность процессов в секундах, часах, сутках безотносительно к конкретным календарным датам, например, продолжительность выполнения каких-либо операций или каких-либо работ. Технологическое время используется, как правило, в проектной документации и организации производственных процессов.

14

Кстати, человеком не рождаются, а становятся также в результате обучения навыкам, умениям, но не в форме бессознательных условных рефлексов, а на основе осмысления действий (которые в дальнейшем могут выполняться автоматически, как бы рефлекторно), развития сознания (знаний) и практического опыта на разумной основе.

15

Страх и даже ужас, возникающие именно вследствие их необъяснимости, приводят человека к неразумным поступкам.

16

И даже в органах государственной власти, которые не относится к системам управлению, а представляют властные органы, появляются «первые руководители страны»

17

Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С. 1379.

18

На практике в структуре понятия «управление персоналом», которое представляет собой управление по стадиям «жизненного цикла» персонала в рамках организации (идентификация наличного кадрового ресурса, диагностика, отбор, наем, расстановка, повышение квалификации, организация трудовых процессов, нормирование и оплата труда, питание, транспортировка, медицинское обслуживание, увольнение), все вопросы, связанные с организацией трудовых процессов, отсутствуют. Точно так же в понятии «организационное поведение» практически отсутствует основа – трудовая производственная деятельность.