Книга Дыхание того, что помню и люблю. Воспоминания и размышления - читать онлайн бесплатно, автор Вадим Егоров. Cтраница 18
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дыхание того, что помню и люблю. Воспоминания и размышления
Дыхание того, что помню и люблю. Воспоминания и размышления
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дыхание того, что помню и люблю. Воспоминания и размышления

Осенью я довольно много читал, в частности большую синюю книжку «Тысяча и одна ночь». Одолел без помощи или почти без помощи бабы Веры, которая как ангел-хранитель была всегда рядом. В юбилейные дни революции шли всякие хорошие фильмы и телеспектакли, как «Мы из Кронштадта», «Любовь Яровая», «Огненные версты»…Обожаю и сейчас» Огненные версты», только эту картину теперь почти не показывают. Но было и такое про революцию, гражданскую войну, что мне не нравилось. Например, телеспектакль «Конармия» по Бабелю, вещь отличная, да играли ее актеры как-то не так. Какие-то немолодые, громко кричат. А «Огненные версты», «Дума про казака Голоту», «Жестокость», " Гадюка», «Стажер», «На графских развалинах» – это да! Книги того моего времени очень на меня повлияли. Ни обязательно как-то нравственно, граждански, иногда просто пробуждали воображение. Опять польские сказки – «Штольня в совьих горах. Легенды и сказания «из библиотеки Ситниковых. В игрушки играли с Кирюшей все реже и реже. У Киры был шикарный бульдозер с резиновыми шинами на батарейках. Когда этот бульдозер двигался по комнате на своих гусеницах, то при снятии кожуха двигатель в виде каких-то стеклянных изящных колбочек подсвечивался розовым цветом. Он трепетал, как сердце при вскрытии грудной клетки. В юбилей Великого Октября много было торжественных мероприятий, как всегда парад и демонстрация большая!..Какие-то диверсанты)), правда, не раз подолгу оставляли наш двадцать пятый квартал без горячей воды. Пришлось ходить в Бани на Первомайской. Единственное здание в мире, где фронтом подпирает нечетное количество колонн – три!))

Кирюша ходил в баню с Николаем Васильевичем, в результате чего я запомнил слова: " Мы вчера с папой в баню ходили- папа попу обожгал!» Год назад, в шестьдесят шестом, в семье Ситниковых родился малыш Данилка. Очень похожий внешне на тетю Надю. Про Кирюшу-то говорили: «Вылитый Николай Васильевич, только без бороды!» Ситниковы немного на это обижались. Данилка, как и Кирюша сразу стал говорить четко, бело всякой «л» вместо «р» и т. д. Тетя Надя возмущалась: " Я с годовалым ребенком должна…» Я недавно Даниле говорил: «Помню эпизод, когда твоя мама говорила о тебя как о годовалом малыше.» Он смеется, художник Свердловской киностудии. Звал меня недавно сняться в маленьком эпизодике в кино в роли немецкого полковника, я тут же согласился, да сценарий потом немного переиграли. И этот сюжетик как бы со мной в фильме «Война Анны» из сценария исчез.

В шестьдесят восьмом я из пластилина много лепил. Папа работал над памятником известному уральскому революционеру, в гражданскую войну – одному из первых комиссаров Красной армии, командующему Златоустовским направлением фронта Ивану Михайловичу Малышеву. До революции Малышев служил в царской армии, был образованным человеком, учителем, увлекся революционной деятельностью и стал одной из ключевых фигур Екатеринбургского большевистского подполья. Затем – Октябрь, гражданская война и он – председатель Екатеринбургского городского комитета РСДРП (б), председатель Уральского обкома партии, военачальник, комиссар труда. После гибели Малышева его именем был назван полк РККА, воевавший за советскую власть. Наши уральские писатели в шестидесятые годы стали обращаться в ЦК партии и наши обком и облисполком с просьбой поддержать их инициативу о создании монумента организатору Советской власти на Урале, герою Гражданской войны. Особенно ратовала за памятник И.М.Малышеву в Свердловске на улице его имени (бывший Покровский проспект) уральская писательница Ольга Маркова, посвятившая Малышеву свой роман «Кликун- камень». Роман, кстати, хороший, от души написан. Работу над памятником писатели и власти пожелали доверить скульптору В.Е.Егорову. И работа пошла, все закрутилось- завертелось.

Отец работал над эскизом в пластилине, а не только в глине. Работал не только в мастерской, но и дома тоже. Он купил для начала больше тридцати больших упаковок пластилина, взяв в дело коричневый и другие темные цвета, отдав светлые цвета мне лепить и играть. Потом он этой свой пластилин сварил в большом тазу на газе, закатывал в целофан и мял, снова перемешивал, варил, пока не образовалась шоколадная по цвету пластилиновая масса. Его маленький полуметровый эскиз должен был послужить прологом шестислишним метровой фигуры комиссара Малышева. И памятник красному комиссару должен быть вырублен в красном граните. Вот она и коричнево-каштановая пластилиновая масса. И мои обширные богатства для детских скульптурных упражнений и игры. Я лепил из этого пластилинового богатства что хотел и сколько хотел! На очередной нашей встрече одноклассников Серега Куроптев заметил, что говорить о моем школьном детстве не говоря о пластилине нельзя. И он прав… У Ситниковых стала жить кошка Тюпа с белоснежными мордочкой, лапами и грудкой, каштановыми и черными спинкой и хвостом. Они ее облюбовали летом на Таватуе и взяли к себе насовсем. Весной шестьдесят восьмого начались антикоммунистические и антисоветские выступления прозападно настроенных интеллигенции и студентов в Праге и остальной Чехословакии. Папа внимательно следил за ходом событий. Он был членом президиума Свердловского городского совета Общества советско- чехословацкой дружбы. А председателем нашей организации был журналист, редактор газеты «Вечерний Свердловск» Станислав Федорович Мешавкин. Доброжелательный, умный, прекрасный журналист и руководитель, Станислав Федорович и папа стали еще перед этим друзьями на всю жизнь. Папа, очевидно по просьбе общества, написал тогда открытое письмо Дубчеку, что его избрание первым лицом в братской стране поможет снять напряженность в братской стране и сохранить ей верность социалистическому пути. Но Дубчек ни папу, ни другие призывы остаться ЧССР в соцлагере уже и слышать не хотел, возглавив ряды ниспровергателей социализма. На словах, правда, они ратовали за «социализм с человеческим лицом», а на деле копали ему (социализму) яму. Но наши вожди верили, что все обойдется без больших эксцессов и наши люди жили как всегда.

Глава двадцать первая. Красный галстук из скромного ситца

В апреле, в канун дня рождения Ленина, меня приняв пионеры. Первых приняли даже раньше, а основную массу сейчас. Я что-то на собрании несколько иронично комментировал выдвижение одноклассников в пионеры, поэтому когда наступил мой черед, рассерженная на меня (этого никак не видно, только флюиды чувствуются все равно, а выдержка – как у Зорге) Людмила Георгиевна повернула обсуждение (о, с годами я узнал, как это делается со стороны наставника, начальника или еще кого-то сидящего в президиуме или стоящего на капитанском мостике) в такое русло: вот ты только что над многими подшучивал (не говори, что по-доброму – подшучивал), а теперь они вот как решат и проголосуют …против принятия тебя.

Установка авторитетная социуму была дана, двадцать пятый кадр сработал, многие потянули руки «против» и голоса разделились. «Вот видишь, Вадик, не плюй в колодец-пригодится!..«Так я и не понял, выдвинули меня на принятие в пионеры или нет, много было рук с обеих сторон. По-моему, Наташка Соломеина, дочь Николая Дуракова, человек храбрый и прямодушный, сказала обо мне несколько хороших слов как о достойном стать пионером. Я так и не понял, выдвинули меня или нет. А переспросить было как-то горько. После меня шел Олег Иванов -хороший парень, остроумный, немного хулиган (потом стало не «немного»), так его уж точно стопорнули. А я как витязь на распутье… Людмила Георгиевна вплоть до этого времени меня ценила и уважала. С мамой моей они очень дружески общались. Мама моя веселая, красивая, все в этой жизни тонко понимающая, и, вроде бы, демократичная до предела могла быть и диктатором (наверно, может и сейчас) каких еще поискать. -ну как ребенок в девять лет в силах с ней тягаться? Я как-то простодушно и сказал на реплику Людмилы Георгиевны: " А мама говорит…» и был поднят классом на смех. «Так кто твоя учительница? Мама?» – воздев правую бровь опасно спросила Людмила Георгиевна. Ах, потом меня стало трудно поймать на такие штучки… а тогда мое искусство полемики еще только зарождалось. Вот в таких коллизиях, незримых боях. И сейчас от обиды немного перехватывает горло. И хочется сквозь годы крикнуть: «Дорогие взрослые.! Вы как-то аккуратно между собой разберитесь. Ребенок, если даже он чуть повзрослел и многое уже понимает, при разделившихся мнениях учителя и мамы не может игнорировать мнение мамы. Знай это, учитель, пусть понимание тебе и в этом не изменит!»

Дома я еле сдерживал слезы, а они душили… За что? Дорогие мои, ведь я вас и сейчас помню и люблю. Ну и гады же вы, братцы. Чуть жизнь мне не сломали. На этой ярмарке тщеславия так легко вылететь в аутсайдеры. А там поминай как звали. Мне туда нельзя, мне надо дожить хотя б до двадцать первого века. Какой он будет? Мне стукнет …сорок два. В общем, как в песне: " …помирать нам рановато- есть у нас еще дома дела!..» Из маленьких «количественных» поражений или побед то в том, то в этом возникает некое качество. Дома мама вмиг оценила драматизм ситуации. И дело не в том, что тут какая-то политика типа риск непринятия в пионеры, а непопадании туда, где в этом возрасте находятся все нормальные ребята. Неужто не носить мне красный галстук из скромного ситца? Теперь он, правда, сатиновый, блестящий, не в этом дело.

И несмотря на мой запрет, мама ушла все узнать должным образом, преисполненная гневом, еще б немного, и искры от нее полетели. Вернулась веселая, твердо сказав: " Людмила Георгиевна говорит, что в пионеры тебя рекомендовали. Купим галстук и испанку. И завтра с утра прием! Мы выбрали с мамой пионерский галстук в магазине «Галантерея – трикотаж» в торце дома Ленина 60, где сейчас банк. А тогда все благоухало запахами духов, туалетной воды и одеколонов. Очень моя мама и ее мама, баба Женя любили вч то время, да и потом, духи» Красная Москва», стоившие, вроде бы, аж пять рублей тридцать копеек. Аромат действительно приятный. Но мне больше нравились духи» Кремль» в большой коробке красного картона в виде башни Кремля. Впрочем, это внешние достоинства духов. А запах мне очень нравился у духов» Красный мак»! Чарующий аромат, как сказали бы сегодня языком телерекламы. Там и купили галстук красно- оранжевый с золотистым отливом. Красивый, но лучше бы он был алый – красный, сочетающийся с розовым, а не с оранжевым. Как кровь из пальчика. Я в цветах толк знаю, да и тогда знал. Не читали, видать, ответственные за выпуск галстуков «Алые паруса» А. Грина. Там есть прекраснейшее место, где влюбившийся в Ассоль и случайно узнавший о ее затаенной мечте Грей выбирает цвет и оттенок парусов своего брига. Да ладно, и этот цвет неплохой!

Наутро состоялся прием в пионеры, мне повязали красный галстук. Это состоялось в огромном только что открытом Дворце культуры «Урал» около Уральского электромеханического завода, больше известном в народе как Три тройки. Меня воодушевил прием и понравился сверкающий новый огромный ДК, настоящий дворец, без натяжек! Нам потом показали художественный фильм «Над нами Южный Крест» о дружбе юноши -старшеклассника с пожилым радиолюбителем, мэтром радиолюбительского дела. Летом обстановка в Чехословакии накалилась и выплеснулась а антисоциалистический мятеж, лирично названный Пражской весной. Конечно, западный мир хорошо через свои радиостанции «Свобода» и «Свободная Европа», через печатный раздаточный материал и дипломатические каналы, через упорную работу в кругах интеллигенции и хорошо замаскированное финансирование как следует потрудился над этим. Об этом хорошо написал чешский публицист Янош Берец. «Крах операции „Фокус“. Наши войска и Варшавского Договора вошли в Прагу, Чехословакию. Объяснили мировой общественности угрозой большой политической и иной дестабилизации, опасностью начала кровопролития и договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Чехословакией, Советским Союзом и другими соцстранами. Наши старались все объяснять и быть деликатными как могли. Но реноме нашей страны и мировому коммунистическому движению моральный урон был нанесен немалый. Под дудочку Америки, конечно, ей то можно и вторгаться, и бомбить, и низвергать чужие правительства. Двадцать с лишним лет спустя мне папа говорил: " Не думай, что ввод войск в Чехословакию не вызывал у нас сомнений, иногда и ощущения какой-то неправоты наших партии и правительства. Но как поступать по-другому мы тоже не знали. Скорее всего не было тогда другого пути!»

Мой папа был настоящим, убежденным коммунистом. Он вступил в партию в тридцать три года в шестидесятом году, избирался секретарем парторганизации Свердловского союза художников и членом Октябрьского райкома партии. Он всегда отказывался от секретарства, но его не слушали, говоря типа «так надо». Его ненавидели как ненавидят фальшиво верующего верящие фальшиво, из корыстных соображений. Говоря о папиной идейно-политической позиции, я могу назвать его «верующим» лишь метафорически, поскольку речь на самом деле идет не о вере буквально, а об убеждениях в преимуществах социализма перед капитализмом и реализма перед оппонирующим ему искусством. В конце марта погиб первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин. Об этом мы все узнали из экстренного выпуска новостей. Как незадолго до этого по Комарову, по телевидению проходила прямая трансляция о прощании и погребении в Кремлевской стене летчика-космонавта Юрия Гагарина и летчика (погибшего вместе с Гагариным) Владимира Серёгина. Очень печально и торжественно, конечно. Потом Пахмутова и Добронравов сочинили прекрасный песенный цикл «Созвездие Гагарина» …«Тебя вспоминают Парижа окраины, кварталы Москвы и рязанская рожь, дети на свете играют «в Гагарина». Значит ты на планете живешь!» В кино тогда шли фильмы» Встреча в горах» производство «Грузия-фильм» о романтической встрече и любви симпатичного сорокалетнего женатого человека (грузина, конечно) и какой-то молодой красавицы- горянки, с ружьем. Когда его жена об этом приключении узнала, то, конечно, устроила ему скандал. Он желает сохранить семью в прежнем виде, но при этом всеми чувствами обращен к новой девушке и, помнится, задумчиво вздыхает: «Почему я не имею права на большую любовь?!» Впрочем, этот фильм вышел на экраны годом ранее. Когда и «Вий», увиденный нами с мамой в «Салюте», который потом сгорел. Жуть, особенно сцена со старухой! А в этот год шел фильм «Путешественник с багажом», где мальчик с каким-то керамическим кувшином в виде птицы встречается со своим давно бросившим их с мамой отцом. Папашу этого играет В. Шалевич, папаша хочет произвести на мальчика хорошее впечатление и беспардонно врет, приписывая себе героические поступки своих бывших товарищей и земляков. А мальчик-то знает как все было на самом деле! Обидно, что папаня такой врун! «Три тополя на Плющихе» – давно уже классика советского кино. Доронина, Ефремов, Шалевич… Я этот фильм сразу оценил. Правда, сначала не как нечто потрясающее, а как просто очень-очень хороший фильм! Переживали мы и все, что Анна, героиня Дорониной решила оставить все как есть. И деспота мужа. Вроде бы «Путешественник с багажом» мы смотрели в кинотеатре Парка Маяковского с бабой Женей. В продолжение шпионской темы – фильмов «Встреча со шпионом», «След в океане», " Юнга со шхуны Колумб», «Два билета на дневной сеанс» вышел фильм «Свет за шторами» -смотрится с интересом, но приемы уже знакомые. Две руки барахтающихся на полу людей (наш и враг, конечно) тянутся к одному упавшему поодаль на пол пистолету.

Появились тогда и наши, точнее- югославско- гэдээровские – фильмы про индейцев и ковбоев с благородным индейцем Чингачгуком (имя иногда было другое, но образ фактически тот же) – Гойко Митичем в главной роли. Первый из этих фильмов «Сыновья Большой Медведицы» стал для меня открытием целого мира борьбы индейцев за свою родину. Наши родители восхищались в юности фильмом «Великолепная семерка» (мы его потом тоже посмотрели), а это уже был продукт соцстран. Очень достойный ответ вестерном, «истерны"так сказать. Потом пошли и другие фильмы – " Чингачгук-Большой Змей» и далее. Мой второй, третий… пятый классы незабываемы…

Во втором еще классе на классном часе высокая золотоволосая Наташа Иваненко читала всему классу вслух книгу «Волшебник Изумрудного города». Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек и Лев идут по дороге из желтого кирпича в Изумрудный город, чтоб Великий и Ужасный волшебник Гудвин выполнил их самые заветные желания! Мы слушали, забыв про все на свете! Сказка нашего писателя Александра Волкова с иллюстрациями художника Леонида Владимирского. По мотивам сказки американского писателя Фрэнка Баума. Немного похожа ситуация на «Золотой ключик» Алексея Толстого по мотивам сказки Карло Коллоди о деревянном мальчике Пиноккио. Только иллюстрации Владимирского подходят сюда и больше ничьи! Да, с этой книжкой чудесной мы встретились не в четвертом, а во втором классе, но и в четвертом и потом эта сказка была с сердце моем. И продолжение ее – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» – изд-во «Советская Россия» – меня тоже очаровало!

Потихоньку на наших улицах уходили в прошлое военного времени полуторки с механической заводилкой внизу радиатора, деревянные -обитые бордово-бежевой жестью и с деревянными скамьями внутри трамваи, черные с красной звездой впереди паровозы, кисеты и махорка, хотя где-то эти реликты прошлого сохранились, пожалуй, до рубежа семидесятых-восьмидесятых. На товары цены уже не снижались (я такого не застал), но пи не росли. Про крупную сумму иногда еще переспрашивали недоверчиво: «Новыми?»)

Экзамены я сдал на хорошо и отлично и был переведен в четвертый класс. Мне подарили в школе настольную статуэтку в виде пластмассового оленя, светящегося фосфором в темноте. Наверно, это был главный персонаж бажовского сказа «Серебрянное копытце», встреченный дедом-охотником Кокованей, девочкой Даренкой и кошкой Муренкой. Бажов называет его не оленем, а «козлом», «козликом», хотя рожки ветвистые и по всему олень! Кто-то говорил, что такое фосфорическое свечение вредно для здоровья, но я об этом даже слышать не хотел.

А через год окончание мной четвертого класса и, соответственно, начальной школы праздновалось на приподнятом настроении. В актовом зале нам дарили хорошие толстые книги. Подписанные. Я хотел «Айвенго» Вальтера Скотта. Но мне достался Том 10 собрания сочинений Жюля Верна. Толстый том в сером коленкоровом переплете с повестями «Вверх дном»…«Флаг Родины». Начало этих произведений великого французского фантаста невозможно затянуто. И я, как лиса, из русской народной сказки «Лиса и журавль», не мог добраться от пролога до самого повествования. А читать не сначала мне тогда не хотелось. Так и осталась эта толстая книга моя девственно-нечитанной. С надписью красной пастой только появившейся в обороте наших соотечественников шариковой ручки: В память окончания 4 класса». Отношения с мсье Жюль Верном у меня как-то не сложились. Фильмы по его книгам я смотрел, знал, что он великий писатель и предсказатель, но ничего с собой поделать не мог. Как там у Есенина: «И самого себя по шее гладя, я говорю: Настал наш срок. Давой, Сергей, за Маркса тихо сядем. Понюхаем премудрость скушных строк»… До этого еще мама, приводя меня в гости к профессору Горчаковскому на Ленина 54 (у него была роскошная библиотека, а она училась на вечернем на искусствоведении филологического факультета) говорила мне: «Попроси у Павла Леонидовича почитать Джека Лондона или Жюль Верна.» С Джеком Лондоном отношения у меня сложились прекрасные, но позже – в седьмом классе. А в эти годы (третий- четвертый классы) я, пока взрослые говорили о делах, напряженно пытался вникнуть кто там по сюжету куда приехал и зачем. «Ну как, что ты прочитал?» – доброжелательно, но при этом вопросительно взметнув длинную тонкую бровь, спрашивал профессор младшего школьника. Я что-то невпопад отвечал. Мой вид умного девятилетнего ребенка в пуловере и расчесанного на пробор волосами должен был выдавать ботана-вундеркинда или нечто тому близкое. Приходилось как-то соответствовать, хоть и не хотелось. А вот книги о динозавров с очень достоверными иллюстрациями мне были по вкусу! К этому времени я уже расхотел становиться экскаваторщиком. А жаль.

Глава двадцать вторая. Хоста

Лето. было не за горами, когда моя мама и не спорящий с ней сильно в таких вопросах папа решили отдохнуть на Черноморском побережье Кавказа. А именно в Хосте, входящей в большие Сочи. Родители в пятьдесят седьмом, еще до моего рождения отдыхали там в Доме творчества, папа успешно играл там на бильярде.

И вот через одиннадцать лет родители в компании со мной решили навестить некогда знакомые места. Выходя в сочинский аэропорт в теплом объятии солнечного полдня я почувствовал радость и свободу от своих учебных и прочих детских забот. Воздух Хосты был хрустально чист, кипарисы и пальмы изумрудно-зелены и море сверкало золотыми искрами. Нашли комнату прямо рядом с Домом творчества (туда с детьми не брали) на ул. Шоссейная 12. Хозяйка – пожилая приятная Наталья Порфирьевна общалась с нами радушно. Ей за пятьдесят. Выглядит не молодо, полновата, лицо увядающее, но живые карие глаза и приятного тембра голос все понимающей и когда-то весьма привлекательной женщины. Красиво плохим карандашом подведены брови. Одета в старенький замызганенький (это не от неряшливости, а от хронического безденежья) когда-то (лет семнадцать назад) макентош. Папа дарит ей авоську крупных апельсинов. Сладкие попались очень! И три химических карандаша. «Ой, спасибо! Да что Вы, не надо… Неожиданно… Какие карандаши прекрасные …Буду (хорошо улыбнулась!) брови подкрашивать!») Многое сейчас просто не понять. Карандашом (коричневым) папа разрисовал несколько апельсинов. Разными выражениями лица. Рисует папа здорово, рука мастера видна даже тут, на апельсине!.Море в день приезда очень холодное: плюс 14..На пляже я сразу забрался в море. «Воттоько заболей» – пригрозила мне мама. – «Ты ж и себе, и нам с папой весь отдых сорвешь!» Поэтому я крепился, хоть першило в горле. Мама накормила меня в закусочной горяченными пельменями. И я …не заболел.

За год до этого я излечился от своей ангины, прилипавшей ко мне весьма часто..Мама поводила меня на сеанс УФО – ультрафиолетовых лучей и ангина чудесным образом прошла. В Хосте всюду пальмы и кипарисы. Дома у нас (в «Кристалле») тоже росла пальма. «Благородное растение!» – сказала о ней мама. Действительно, благородное. Она была, конечно, комнатная, небольшая, но мы все ее очень любили. Оберегали от серого симпатяги котенка Мурзика, жившего у нас одно время. Его как-то после моих просьб о кошке принесла баба Вера. Дымчатый, серый в чуть заметную полоску, он был невероятно хорош. Имя ему дал я. Он висел на шторах, грыз подлокотники кресел. И, несмотря на мои протесты, мама попросила бабу Веру вернуть его прежним хозяевам обратно. Те уже соскучились по котику и очень жалели, что столь опрометчиво его отдали. Все закончилось хорошо для кота, а я расстраивался. Как сейчас вижу сюжет, как баба Вера держит котенка в бордовой авоське, а он сидит и не сопротивляется… как игрушка..В Хосте каждый вечер мы ходили в летний кинотеатр. Чаще это был Летний Театр, расположенный рядом с Домом Творчества. Там шли отличные фильмы, в том числе американские: «Ловко устроился», о человеке, устроившемся нянем ребенка в один состоятельный дом, «Мужчины в ее жизни» о красивой женщине и талантливой балерине, «Лучшие годы нашей жизни» о трех -приятелях – бывших фронтовиках (у одного из них вместо рук крючки-протезы). Все эти фильмы вышли на экраны США в сороковые-пятидесятые годы, но смотрелись свежо и с чувством. И сейчас мне очень нравился кино наше советское и американское, французское, немецкое с первых послевоенных лет и до середины шестидесятых примерно.

Об итальянском неореализме и французской новой волне знают все, но и до новой волны были хорошие фильмы. Очень хороша во всех своих фильмах» Секрет актрисы» или «Без ума от музыки " (трофейный, с песенкой «Едут леди на велосипеде») и, конечно, «Сестра его дворецкого» Дина Дурбин! Ну что за девушка прекрасная! Шел там и фильм» Королева шантеклера» с красавицей Сарой Монтьень, но с детьми до 16 лет вход был запрещен и поэтому мы с родителями его посмотрели с горки Дома творчества, но так издали я запомнил лишь несколько кадров. Много позже я посмотрел этот фильм целиком, но этот просмотр стерся в памяти, а из первого просмотра прекрасная героиня в схваченной после ванны на груди простыне так и запомнилась по сей день.

А на главной площади Хосты был и до сих пор есть кинотеатр «Луч» обыкновенный, под крышей, белый с колоннами. В фойе стояла большая шахматная доска с фанерными желтыми и черными тридцатисантиметровыми фигурами. Я у какого-то мальчика выиграл партию. Здесь я и детские фильмы смотрел. Например, «Тайна пещеры Каниюта». Но совершенно потряс меня «Герой нашего времени» – двухсерийный (Бэла и Максим Максимыч) широкоэкранный цветной, только что вышедший на экраны художественный фильм по роману М.Ю.Лермонтова. Печорина сыграл Владимир Ивашов, а Максима Максимовича – Алексей Чернов, в роли автора был Николай Бурляев. Казбич, Бэла, Азамат, Слепой и Девушка -певунья Светличная были очень убедительны. И виолончель за кадром в начале фильма. Для меня открылся лермонтовский Кавказ, но не грузинский, с которым я уже отчасти был знаком, а чеченский, черкесский времен Ермолова и Паскевича. Я рисовал эти сюжеты, сделал себе шашку их красивой пальмовой ветви, выпросил у мамы пару черных металлических пистолетов, отдаленно напоминавших дуэльные, шариковую ручку-ружье и маленький кинжальчик в металлических черно-золотистых ножнах с клинком в качестве пилочки для ногтей. Вот это фильм, с ним целый мир кавказский, русский открывается! По приезде в Свердловск я жадно прочитал и книгу Лермонтова «Герой нашего времени» и пожалел, что не экранизирована «Княжна Мэри». Оказалось, что такая экранизация была осуществлена десятью годами раньше, другим режиссером и с другими актерами. Тоже неплохо, но меня та лента так не проняла.