Приведем пример из вашего личного опыта. Как известно, правила безопасного перемещения в пространстве рекомендуют во время движения держать глаза открытыми. Глаза – периферийный орган нашего мозга. Но если мозг (орган Власти) вовремя не учтет идущие от глаз сигналы, он рискует разбиться о расположенный по ходу движения фонарный столб – даже если глаза этот столб вовремя заметили. Именно поэтому настоящая демократия (власть Народа, а не то жульничество, которое скрывают за этим термином власти предержащие, включая западные) – это не решение задач государственного управления методом голосования, плебисцита. Это построение и совершенствование механизмов отрицательной обратной связи между органом, принимающим решение, органами, эти решения исполняющими, и Народом, пожинающим (чаще всего горькие) плоды этих решений и исполнений.
В отсутствие означенной обратной связи мы получаем печально известный, грубый, дискретный способ управления, когда Народу из широкого арсенала технически возможных средств остается один-единственный способ осуществить обратную связь между собой и Властью – совершить социальную революцию.
Использовать такой способ ротации элит – согласно знаменитому пушкинскому определению, «бессмысленный и беспощадный». Обычная история – русский Народ долго терпит, да больно бьет. Власть не обращает внимания на Народ до тех пор, пока он не проснется и не утопит прежнюю Власть в дерьме и крови, заменив ее своими наиболее пассионарными представителями.
Если вы позабыли это,Мы напомним вам, недоноскам,Как Марии-АнтуанеттыГолова скакала по доскам!Всеволод Олегович ЕмелинИзвестны, опять-таки, другие сценарии развития событий – но для их существования необходимо наличие третьей силы. Так, без существования СССР и созданного им социалистического лагеря Народ блока западных стран не получил бы от своей Власти тех бесчисленных льгот и послаблений, которые он имел с 1940-х по 1960-е гг. Тех самых льгот, планомерное лишение которых началось сразу же после падения СССР.
Мы видим, что с древнейших времен и по сей день развитие социума всегда проходит по одному и тому же сценарию – от революции к революции, через создание пресловутой вертикали Власти. И всегда, во все века, в любой стране перед революцией социальная иерархия представляет собой вырожденную дуальную структуру Власть—Народ (в отличие от триадной, речь о которой пойдет ниже).
Заметка на полях
Описанная схема ни в коей мере не противоречит марксистской догме о революциях как локомотивах истории и форме перехода социума от одного типа производственных отношений к другому – вслед за перманентно прогрессирующими производительными силами. Более того, приведенная схема описывает и промежуточные революции (скорее перевороты), происходящие в рамках одного и того же способа производства (если, конечно, называть революцией любую успешную смену Власти, а не только такую, которая приводит к появлению новой пары классов – эксплуататоров и эксплуатируемых).
«История раз за разом тащит нас по знакомому кругу ненависти к прошлому, презрения к настоящему и упований на светлое будущее».47 Как вы думаете, не пора ли, в конце-то концов разорвать этот дурной цикл, прервать бесконечное вращение колеса сансары, по которому движутся все новые и новые поколения приходящих к власти людей, с завидным упорством наступающих на одни и те же исторические грабли?! И если в прежние времена еще можно было понять упертость, косность этих властолюбцев – время текло медленно, наступали на грабли они, а по зубам этими граблями получали уже их потомки, – то сейчас, когда темп развития событий все ускоряется, когда спираль времени на наших глазах сжимается, подобный способ управления становится буквально самоубийственным!
Формирующие дуальную пару элементы не могут существовать друг без друга. Власть не может существовать без Народа, как пастух не может существовать без овец, которыми он привык питаться. Народ не может существовать без Власти, как стадо овец не сумеет выжить без чабана (так в Дагестане называют пастухов). Что же происходит, если, например, Власть слишком уж навалится на Народ? А то, что происходит со стадом, когда чабан начинает страдать (или, наоборот, наслаждаться?) повышенным аппетитом. Как только чабан начинает поедать слишком много овец, стадо чахнет, скукоживается, на пастбище начинают забредать и пастись овцы другого, более мудрого (менее прожорливого) чабана. Раз возникнув, дуальная пара Власть—Народ рано или поздно покидает область равновесного существования, после чего либо Власть доводит Народ до нищенского, скотского существования, либо Народ свергает (убивает) Власть.
Я не считаю революцию неизбежной. Неизбежна альтернатива: революция или смерть.48
А. А. КунгуровИменно такой исход борьбы всегда предопределен для дуальной антагонистической пары, для борьбы этих ДВУХ противоборствующих сил. Стоит одной силе начать брать верх в этой борьбе – и она будет наращивать свое преимущество до тех пор, пока не сомнет конкурента, приводя к гибели систему их совместного существования. Но свято место пусто не бывает, на смену поверженному противнику (из внешней среды – в случае зарвавшейся Власти, из внутренней – в случае победы Народа) обязательно придет новый, борьба продолжится – но уже в новой системе, пришедшей на смену старой.
Заметка на полях
Метафора пастуха с его стадом является неполной. Как вы думаете, чего в ней не хватает? Ответ вы найдете, сделав следующий Шаг.
Когда мы рассматриваем дуальную пару, мы всегда должны помнить о существовании некоей третьей силы, которая, оставаясь за кадром, ждет своей очереди принять участие в происходящих событиях. А точнее, незаметно осуществляет непрямое управляющее воздействие на исход борьбы. В качестве еще одного примера триады, скрытой за фасадом очевидной дуальности, приведу известную притчу о волках.
Однажды старик решил открыть своему внуку глубокую жизненную истину:
– В каждом человеке подобно двум волкам борются два начала. Один волк олицетворяет Зло: гнев, зависть, ревность, эгоизм, ложь. Другой волк воплощает в себе Добро: мир, любовь, истину, доброту и верность.
Внук задумался и задал деду вопрос:
– Которому из двух волков достанется победа?
Старик, улыбаясь, ответил:
– Победит тот волк, которого ты кормишь.
Как вы думаете, где здесь спрятана триада? Ответ мы дадим на следующем Шаге.
Шаг третий. Триада
Сделаем теперь небольшое усилие и представим себе сцену, на которой развиваются события с участием не двух, а трех участников. Попытаемся вывести на сцену третью силу, рассмотрим ее роль в происходящих событиях. Более того, предположим, что у каждой из двух сил первичной, дуальной пары есть свой способ взаимодействия с этой третьей силой.
Возможна масса вариантов, но в рамках настоящей книги нас интересуют стабильные, стационарные случаи (решения). Мы ищем такой способ сосуществования сил в обществе, когда оно стабильно выживает, развивается и даже расширяется (в том числе за счет менее удачливых соседей).
Три силы (не будем пока говорить о том, что это за силы, – главное, что их, опять-таки пока, всего три) составляют устойчивую систему, если они попарно осуществляют следующий тип взаимодействия: Первая сила подавляет (или, выражаясь чуть мягче, контролирует) Вторую, Вторая сила подавляет Третью, Третья сила подавляет Первую (кольцо замкнулось). Такую устойчивую, обладающую механизмом саморегуляции тройку сил мы называем триадой.
Самый верный признак истины – это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
Л. Н. ТолстойСо школьной скамьи всем хорошо известна циклически замкнутая система – существующая в живой природе пищевая пирамида.
В основании пирамиды находятся простейшие: одноклеточные, самопитающиеся, аутотрофы. Аутотрофы живут, поглощая энергию Солнца и неорганические минеральные элементы (азот, фосфор, калий и некоторые другие) из окружающей среды. Ими питаются организмы-непроизводители, гетеротрофы («питающиеся другими»). В процессе жизни организм-гетеротроф производит отходы, материю низшего уровня сложности, экскретируя ее в окружающую среду (иначе говоря, поглощая порядок, исторгает из себя хаос).
Заметка на полях
Только так можно совместить второе начало термодинамики, требующее неуменьшения энтропии в замкнутой системе, с найденным Л. Бриллюэном негэнтропийным принципом информации: накопление информации, отрицательной энтропии (по сути, уменьшение энтропии), внутри какой-либо системы всегда оплачивается возрастанием энтропии в окружающей ее внешней среде.
Переваривая накопленные аутотрофами глюкозу и прочие органические соединения, потребители абсорбируют, поглощают их энергию. Все животные – потребители. Существует иерархия потребителей: травоядные питаются растениями, хищники едят других потребителей, далее идут хищники более высокого порядка и т. д.
Суперхищник, питающийся всеми вышеперечисленными, – это человек. Человек, в свою очередь, является пищей для представителей простейших форм органической жизни – для вирусов, бактерий и грибков. Наконец, погибая (например, от недостатка питания), разложившаяся органика бактериальной биомассы кормит собой растения-аутотрофы. Так замыкается пищевая цепь.
Заметка на полях
Если быть до конца точным, участники этой замкнутой трофической цепочки питаются не только друг другом, но также плодами и/или отходами жизнедеятельности друг друга. Для травы отходами ее жизнедеятельности является биомасса, оставшаяся по окончании периода созревания семян. Аналогично лососевые породы рыбы, отметавшие икру в верховьях рек, являются отходами вида и идут на корм птицам и животным, населяющим речные берега.
Отходами жизнедеятельности человека (помимо выделений физиологического характера) является его тело после смерти – пища для грибков и бактерий. Продуктами жизнедеятельности простейших питаются растения, аутотрофы. Если человека не кладут в землю, а устраивают кремацию – названные простейшие исключаются из цепочки, и оставшийся после сожжения тела пепел сразу идет на питание аутотрофов. Таким образом, пищевая пирамида по сути представляет собой триаду: аутотрофы, которыми питаются гетеротрофы, и простейшие – грибки, бактерии и вирусы, превращающие гетеротрофов в пищу аутотрофов.
О замкнутых социальных трофических циклах (не цепочках!) пойдет речь на третьей Ступени, но уже сейчас отметим: в современном социуме люди уже не питаются людьми – члены социальной трофической цепи питаются лишь плодами жизнедеятельности друг друга.
В отличие от триады в пищевой цепочке взаимодействует не три, а много большее число участников. Общим свойством трех элементов триады и гораздо большего числа акторов природной пищевой цепочки является нетранзитивность отношения «подавление—подчинение» в первом случае и отношения «жертва—хищник» – во втором (пояснения по поводу сказанного будут даны дальше, на предстоящих Ступенях).
Да простят меня любители составления и решения систем дифференциальных уравнений, но для того, чтобы показать, как в триадной системе работает заявленная выше отрицательная обратная связь, я воспользуюсь исключительно словами русского языка (любителям острых математических ощущений не следует отчаиваться – дифурами мы займемся чуть позже).
Положим, вследствие внутренней флуктуации (или внешнего воздействия) Первая сила усилилась. Она теперь сильнее контролирует, сдерживает, «зажимает» Вторую силу, которая в результате слабеет и потому ослабляет свой контроль над Третьей силой, которая по этой причине усиливается и крепче «прижимает» Первую силу, которая этим самым ослабляется и возвращается в свое прежнее стационарное состояние – состояние динамического равновесия в триаде. То же самое произойдет, если Первая сила не усилится, а напротив, спонтанно ослабнет. В этом случае ее сдерживающее воздействие на Вторую силу уменьшится, Вторая сила крепче навалится на Третью, и ослабленная Третья сила отпустит Первую, позволяя ей усилиться и восстановить status quo (по сути, мы еще раз прошли по ситуации, описанной в предыдущем абзаце, – только начиная со «второго хода»). Для того чтобы сделать «картинку» более яркой, представьте себе троицу одноруких калек, попарно схвативших друг друга за горло49. Или за иной чувствительный орган мужского тела. Таким образом, мы имеем взаимодействие элементов системы, именуемое «конкуренцией без победителя».
Первое (и единственное) правило этого бойцовского клуба звучит так: двое одного не бьют. Каждый член триады контролирует только одного своего «подопечного», и запрещена (невозможна) ситуация, когда кто-либо из трех участников может остаться без соседского контроля.
Заметка на полях
Имеем ситуацию, известную в теории игр как равновесие Нэша50, – ситуацию, в которой любое изменение стратегии любого из игроков не увеличивает его выигрыш (при условии сохранения прежних стратегий всеми остальными участниками игры).
Чтобы система была устойчивой, ее надо систематически трясти.
В. Н. ЧеломейПолучается содержащая в себе «кольцевую причинность»51 циклическая конструкция, в которой любая флуктуация, любое изменение, любое отклонение от точки равновесия устраняется автоматически, – состоящая из указанной триады сил система сама, без внешнего управляющего воздействия возвращается в прежнюю точку равновесия.
Отметим – в точку прежнего равновесия лишь в том случае, если описанная система трех сил является замкнутой. Если же отклонение произошло вследствие влияния на систему внешней среды (взаимодействия системы с внешней силой), равновесие опять-таки будет восстановлено. Но в зависимости от того, каким было внешнее воздействие – усиливало оно систему (все три ее элемента или любой из них) или нет (увеличило ли внешнее воздействие суммарную энергию системы или нет, осуществлялся ли приток энергии извне либо энергия истекала из системы), равновесие будет достигнуто с повышением или, соответственно, с понижением прежнего суммарного энергетического уровня.
Мы любим жаловаться на то, что техника, решая одну проблему, как правило, порождает десяток новых. Но ведь это же необходимейшее условие самоподдерживающегося процесса! Находя равновесие по одному параметру (решая какую-то одну проблему), цивилизация должна нарушать равновесие по другим параметрам, иначе самоподдерживающийся процесс развития заглохнет.52
А. В. ЛазаревичЗаметка на полях
Теперь становится понятной известная метафора развития общества по спирали в результате диалектического «отрицания отрицания», с повторением пройденных фаз, но «на более высоком уровне» (см. рис. 14). Когда общество получает приток энергии извне, его триадные циклы действительно повторяются, но с усилением каждого из трех элементов триады. Если система теряет энергию, то фазы его развития циклически повторяются, спускаясь по нисходящей спирали и теряя суммарную энергию. Если общество изолировано от внешней среды, циклы его повторяются, накладываясь друг на друга, при неизменной суммарной энергии (примером такого циклического общества являлся Древний Китай). Еще одно замечание – возможно, правильнее говорить о накоплении не энергии, а информации (в смысле знаний). Поскольку именно накопленные знания позволяют социуму брать под контроль все бóльшие объемы энергии.
Как известно, любая живая система является принципиально не замкнутой, открытой – в противном случае она не может оставаться живой. Поэтому силы триады перманентно усиливаются (за счет внешних источников материи, энергии и информации), даже если вовне не существует других живых систем, за счет которых наша система может усилиться. Эти спонтанные усиления утилизируются (демпфируются) вышеуказанным способом.
Мы имеем триаду, которая развивается по спирали: силы триады, взаимодействуя друг с другом, по очереди проходят через цикл нестабильности (цикл поочередного усиления—ослабления каждого элемента системы), с каждым циклом стремясь умножить свою суммарную энергию. Умножая материальные приобретения – капитал, политические приобретения – территории с населяющими их людьми, а также новые идеологические инструменты – знания и управленческие технологии, – если речь идет о социуме.
Стоит отметить: если система подверглась агрессии со стороны внешней среды, она, чтобы выжить, должна измениться – выродиться в монаду. В борьбе с внешней агрессией не следует искать равновесных решений – напротив, именно в этой ситуации адекватными становятся дуальные, антагонистические отношения – борьба на выживание. Внешняя агрессивная сила настолько воздействует на нашу первичную систему, что возникает новая, дуальная система, включающая как первичную триаду, выродившуюся в монаду с целью отражения агрессии, так и агрессивную к ней внешнюю силу. Которая в этой новой дуальной системе уже не является внешней.
Триада сил, существующая в стабильном обществе, должна выродиться, сплотиться в единую силу, противодействующую агрессору. На практике это означает переход управления страной (речь идет о будущей стране, ГАМАЮН, которую нам с вами предстоит построить) от режима гармоничного триумвирата к режиму временной, конституционной (т. е. предусмотренной Конституцией страны) диктатуры, осуществляемой, как вы понимаете, диктатором в течение строго ограниченного промежутка времени.
Речь идет не о диктатуре в общепринятом смысле этого слова – мы прекрасно помним, чем, к примеру, закончилось состоявшееся 23 марта 1933 г. наделение диктаторскими полномочиями канцлера Германии Адольфа Гитлера (всего на четыре года, как тогда наивно полагал проголосовавший «за» 441 депутат рейхстага).
В режиме диктатуры триадная структура социума и триумвират руководителей трех ее иерархий продолжают свое существование. В этом залог возвращения системы в ее прежнее стационарное состояние, залог того, что по истечении срока действия полномочий диктатора он превратится53 обратно в триумвира, равного среди равных. Единственная разница между диктатором и двумя другими триумвирами заключается в том, что глава (к примеру) иерархии «Политика», назначенный диктатором в результате общенародного референдума, получает в триумвирате право вето на срок, строго и однозначно ограниченный Конституцией страны. Как учил маршал СССР Борис Михайлович Шапошников, мобилизация обязательно должна закончиться войной, в противном случае она разорит страну. Аналогично введение диктаторских полномочий на определенный для этого срок должно выполнить поставленные перед диктатором задачи и завершиться возвратом социума из чрезвычайного в стабильный, стационарный режим существования.
Целью назначения одного из триумвиров диктатором является смещение приоритетов существования и развития страны – на определенный срок, в необходимой степени, в нужном направлении. При этом, исходя из цикличности существования триады, можно предположить, что в соответствующий период развития страны диктатором может стать не только Стратег, глава иерархии «Политика», – на период войны и послевоенного восстановления народного хозяйства, но и Мастер, глава иерархии «Экономика», – в период расцвета ее экономической мощи. Может стать и Магистр, глава иерархии «Идеология», – вводя в стране диктатуру когниториата в период ее духовного возрождения.
Люди на физиологическом уровне способны чувствовать наступление тяжелых времен: к примеру, ученые давно заметили, что в предвоенные годы рождаемость мальчиков начинает значительно превышать рождаемость девочек. Уверен, что, ощущая наступление времен испытаний, граждане страны сумеют признать приоритет иерархии «Политика» и осознанно принять тотальную мобилизацию как необходимую меру в подготовке к грядущей войне, которая, к сожалению, на момент написания этих строк уже стоит на пороге…
Вернемся к триаде – системе, где каждая из сил попарно осуществляет специфический способ взаимодействия (уточним): Первая сила ограничивает усиление Второй силы, Вторая сила ограничивает усиление Третьей силы, Третья сила ограничивает усиление Первой силы.
Давайте посмотрим, к чему приведет нарушение упомянутого выше «первого правила бойцовского клуба»: что будет, если в триаде А—В—С элемент А, вместо того чтобы сдерживать элемент В, наоборот, начнет его усиливать?
В этом случае В придавит С, которое контролировало (ослабляло) А. Хватка С над А ослабнет, А еще больше усилится – возникнет положительная обратная связь. Цикл пройден, элемент А усилился – лишь для того, чтобы опять усилить B? Очевидно, что через несколько циклов C и вовсе покинет рассматриваемую систему (сдохнет, если называть вещи своими именами), оставив дуальной паре А—В выяснять отношения в своем узком кругу. Таким образом, в описанном выше случае система идет вразнос – возникает положительная обратная связь, рвущая систему на части (вот он, пример благих намерений, мостящих дорогу в ад!).
Заметка на полях
Система римского астролога I века нашей эры Марка Манилия (лат. Marcus Manilius), описанная в его труде «Астрономика» («Astronomicon»), не имеет отношения к действительности именно по этой причине – по причине наличия в этой системе четного числа сил. При этом в остальном система Манилия в общих чертах напоминает излагаемую нами триадную теорию:
«1. Человеческое общество состоит из четырех Квадр – Жрецы, Аристократы, Купцы, Крестьяне, каждая из которых обладает набором уникальных черт и особой ролью в жизни общества. Первые заняты распространением Идей и их власти над обществом во времени. Вторые заняты созданием, укреплением и защитой власти в пространстве. Третьи отвечают за экономические процессы и через них за глобализацию общества. Последние являются для первых трех кормовой базой и одновременно единственными производителями материальных ценностей, за счет которых существуют первые три.
2. Сезоны, названные по именам природных – Весна, Лето, Осень и Зима – знаменуют собой выдвижение очередной Квадры на лидирующие роли в обществе и тем самым за перераспределение в нем власти и приоритетов развития. Цикл таков. Весна – время жрецов. Лето – власть аристократии. Осень – власть переходит к Купцам. Зима – проедание накопленного и борьба за выживание, когда на первые роли выдвигается Крестьянство. Первые три Сезона крестьяне являются средой для пополнения первых трех Квадр. По Весне Жрецы начинают процесс обучения Крестьян и из некоторых появляются новые Жрецы и Ученые. Летом Аристократы массово рекрутируют Крестьян в Армию для ведения войн между собой. В итоге некоторые Крестьяне достигают в военном деле больших успехов и сами становятся новой Аристократией. Осенью изобилие плодов труда резко сокращает потребности в Крестьянах, некоторые из них, самые расторопные, богатеют и сами переходят в Квадру Купцов. Зимой все возвращается на круги своя. Обнищавшие Жрецы, разорившиеся Аристократы и Купцы массово пополняют ряды Крестьянства, восстанавливая процентную долю данной Квадры в населении к началу следующего Года (Весне). И все начинается сначала.
3. Уже писал ранее, что мир также разделен на Стороны Света. В каждой Стороне Света есть одна ведущая и одна ущербная Квадра. Для Севера это Крестьяне и Жрецы соответственно, для Востока – Жрецы и Аристократы, для Юга – Аристократы и Купцы, Для Запада Купцы и Крестьяне.
4. Стороны Света имеют приоритетный Сезон, когда каждая из них выдвигается на лидирующие позиции. Определяется этот Сезон по ведущей Квадре. То есть Весна – время господства Востока. Лето – власть Юга. Осень – триумф Запада. Зима – время реванша Севера.
5. Между Сторонами Света есть постоянное враждебное взаимодействие за главенство в мире. При этом история идет по кругу. Восток побеждает Север. Север побеждает Запад. Запад побеждает Юг. Юг побеждает Восток.
6. Поскольку историческое движение Власти известно всем посвященным, то на протяжении трех предшествующих поражению Сезона каждая Сторона света активно пытается загнобить своего будущего победителя. Восток осуществляет попытки экспансии на Юг с Осени по Весну. Север делает то же самое по отношению к Востоку с Лета по Зиму. Запад активно пытается подчинить Север с Весны по Осень. Юг продвигает экспансию на Запад с Зимы по Лето. Это давление достигает своего пика в Сезон торжества каждой из Частей Света в момент ее могущества над остальными. Методы экспансии разнятся от Сезона к Сезону. Весной идет идеологическая экспансия. Летом – военная или попытка подчинить себе местную Аристократию. Осенью основным оружием становится экономика. Зимой идет ресурсное давление.