Русский мыслитель: Надо полагать, что Иов имел в виду, что только в последний день своей земной жизни, познает смысл жизни. Не так ли происходит с каждым человеком, который суетится всю жизнь и только на смертном одре понимает, что главное, а что второстепенное и вообще ничтожное! И праведники в последний день своей земной жизни видят, что ожидает их в ином измерении и не ранее того.
Иов: «Выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас.
Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет, и не извергает; корова их зачинает, и не выкидывает. Как стадо выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры, и веселятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастии, и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: «отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» Видишь, счастие их не от их рук. – Совет нечестивых будь далек от меня! Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. Скажешь: «Бог бережет для детей его несчастие его». – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастие его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его наполнены мозгом. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их. Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете. Вы скажете: «где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные?» Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону? Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал? Его провожают ко гробам; и на его могиле ставят стражу. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа. Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь» (Иов, 21, 2, 7-34).
Русский мыслитель: Из сказанного Иовом становится ясно, что земная жизнь не может при нынешнем уровне человеческой зрелости гарантировать праведное поведение людей и справедливое отношение друг к другу, и к совершившим те или иные преступления. Как животных в дикой природе подстерегают опасности, не подготовившись к которым, они могут быть растерзанными хищниками, так и людей, выбравших неправедный образ жизни, подстерегают опасности быть изобличенными и наказанными, а выбравшим праведный образ жизни – оказаться легкой добычей хищников… Поэтому каждому человеку надо всю свою земную жизнь посвятить учебе у животных – избегать опасности, и у более умных и мудрых людей – не создавать самим себе проблем, которые могут привести к тяготам жизни и преждевременной смерти.
Иудейский мыслитель: «И отвечал Елифаз Феманитянин, и сказал: Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода оттого, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?
Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их? Они говорили Богу: «отойди от нас»; и что сделал им Вседержитель? А Он наполнил домы их добром. Но совет нечестивых будь далек от меня! Видели праведники, и радовались, и непорочный смеялся им: враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь. Сблизься же с Ним, и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро. Прими из уст Его закон, и положи слова Его в сердце твое. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего. И будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков золото Офирское. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя. Ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе, и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положить намерение, и оно состоится у тебя; и над путями твоими будет сиять свет» (Иов, 22, 1-4, 15-28).
Русский мыслитель: Надо искать причину и хорошего и плохого в самом себе, а не в других и их поступках. Надо судить не других, а себя, и наказывать себя, и улучшать себя. А глядя на вас, будут становиться лучше и другие, которые живут рядом с вами. Не словами, а делами надо изменять себя, хотя и слова имеют большую силу и надо к ним относиться очень осторожно и бережно!
Иов: «Еще и ныне горька речь моя; страдания мои тяжелее стонов моих. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!
Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня. Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, – и я навсегда получил бы свободу от Судии моего. Но вот, я иду вперед, и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото.
Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов, 23, 2-3, 6-10, 13).
Русский мыслитель: Так и действующий президент, подобно богу, во время предвыборной кампании не участвует в дебатах со своими конкурентами. И большинство претендентов на пост президента, реально оценивая свои возможности, хотят, чтобы на них обратили внимание и пригласили в одну из влиятельных секций (партий) «Клуба любителей власти». Иов демонстрирует свою самоуверенность и гордыню. Разве можно простому смертному рассчитывать на то, чтобы с ним захотел состязаться в беседе или споре президент, губернатор, мэр, глава администрации, федеральный или региональный министр, патриарх, архиепископ, священник или дьячок? К любому гражданину, наделенному властью светской или духовной, рядовому гражданину можно обращаться только с прошением, заявлением, жалобой, а не с предложением посостязаться в споре. И этого не хотят и не допускают равные в правах (согласно конституции) граждане, занимающие хоть какую-то должность. А что уж говорить о боге. Он недосягаем, и не может быть равным простому смертному. Это смертные стремятся стать равными богу, а не наоборот.
Иов: «Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его? Межи передвигают, угоняют стада, и пасут у себя. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола. Бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.
В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того. Есть из них враги света, не знают путей его, и не ходят по стезям его. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: «ничей глаз не увидит меня», – и закрывает лице.
Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются» (Иов, 24, 1-4, 12-15, 24).
Русский мыслитель: Не видят бога и праведники, и грешники, и преступники. А потому и грешат, что нет соответствующей реакции бога на их грехи и преступления во время короткой земной жизни. Взять, к примеру, педофилов, насильников, серийных убийц, маньяков… Почему бог допускает вообще их существование, не говоря уже о их преступлениях? Почему их руками и членами бог наказывает детей, девушек, стариков и нередко молодых и крепких мужчин и женщин? Разве они совершали такие грехи, за которые стоило наказывать таким изуверским способом? В таком случае кем предстает перед людьми бог – извращенцем, пособником воров и убийц? И какой милости и какой пощады можно и нужно ли у него просить и ожидать от него?
Иудейский мыслитель: «И отвечал Вилдад Савхеянин, и сказал: Держава и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих!
И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?
Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль» (Иов, 25, 1-2, 4, 6).
Русский мыслитель: По-моему, неверна сама формулировка. Почему кто-то перед кем-то, тем более перед богом-ли, президентом-ли… должен быть правым или не правым, если он не совершил преступления и не отдан под суд? Правильнее было бы говорить о личном мнении, о собственной точке зрения, которую имеющий её хотел бы донести до бога или президента. И сделать это можно. В первом случае, вознеся молитву или свою речь к небу, обращая её к богу. А во втором случае, отправив послание на имя президента. А дойдут ли они или нет, за это уже отвечают службы доставки и ответственные лица или ангелы, которым это поручено осуществлять. Ведь для имеющего свою точку зрения важно избавиться от мысли, что она никому, кроме него, неизвестна. Именно поэтому люди занимаются журналистикой и литературной деятельностью…
Иудейский мыслитель: «Вот, Иов сказал: «я прав, но Бог лишил меня суда. Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины». Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? Потому что он сказал: «нет пользы для человека в благоугождении Богу». Итак, послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие. Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда. Кто, кроме Его, промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? Можно ли сказать царю: «ты – нечестивец», и князьям: «вы – беззаконники»? Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его. Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою. Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. Он сокрушает сильных без исследования, и поставляет других на их места; потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются. Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных. Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. К Богу должно говорить: «я потерпел, больше не буду грешить». А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду». По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь» (Иов, 34, 5-15, 17-33).
Русский мыслитель: Бог наказывает Иова, но не сообщает за что. И как может человек, который живет, согласуя свою жизнь с заповедями и законами божьими, догадаться за что бог гневается на него? Если ни на яву, ни во сне бог не сообщает ему о его грехах, то почему человек должен предполагать, что он провинился перед богом, что сделал что-то неугодное ему? Так кому он не угодил? Сатане? И что же – каждый человек должен во время земной жизни постараться угодить и богу и сатане и не стать при этом грешником? Возможно ли такое? Хотя, по поведению властей предержащих и разбогатевших не на труде, а на игре в акции, купле-продаже и ростовщичестве не скажешь, что они опасаются совершать грехов перед богом, а тем более перед сатаной, и уж совсем не беспокоятся, что станут виновны перед народом.
На примере Иова явно прослеживается, что «нет пользы для человека в благоугождении Богу» (Иов, 34, 9). Воспитатель в детском саду и учитель в школе поощряет своего подопечного за хорошее поведение, хорошую учебу, постижение наук, а не ругает и, тем более, не наказывает более строго, чтобы не отбить охоту к становлению из человекообразного детеныша Человека разумного, к получению знаний, необходимых для будущей профессии.
Бога нередко называют духовным отцом. Разве так должен поступать духовный отец? А с него затем возьмут пример священники – духовники верующих, и где же верующий в бога найдет справедливость, где найдет истину в этом замкнутом круге?
Иудейский мыслитель: «И продолжал Елиуй и сказал: Считаешь ли ты справедливым, что сказал: «я правее Бога»? Ты сказал: «что пользы мне? И какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил»? Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобою: Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому. От множества притеснителей стонут притесняемые и от руки сильных вопиют. Но никто не говорит: «где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи, который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных»? Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей. Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это. Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и – жди его. Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости, Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова» (Иов, 35, 1-16).
Русский мыслитель: Высказана замечательая мысль: «Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому» (Иов, 35, 8). Но такое нечестие противно богу, поэтому он и требует от грешников, чтобы они исправлялись, а если они этого не делают, то наказывает их, если не во время земной жизни, то после, что ещё горше для них…
Вся проблема в том, что не человек руководит богом, согласно библейской легенде, а бог человеком, и от того насколько он мудро и справедливо осуществляет это руководство зависит вера человека в него и в созданную во имя его религию. Если бог причиняет человеку, следующему заповедям и законам божьим, больше вреда, нежели пользы, то для чего человеку нужен такой бог? Для того, чтобы запутать его, заставить сомневаться и отречься от него?
Праведный человек увеличивает власть бога на небесах – в этом его вклад в дела бога. А грешник уменьшает или даже сводит власть бога на нет. И таким образом бог, делая ставку на грешников, на их покаяние и перевоспитание, даёт понять им, что они не отвержены им и имеют возможность узрить бога, как Иов, если станут на путь исправления, очищения и праведности. Но не все они встают на путь праведников, а чаще даже не создают и видимости своего покаяния и перевоспитания…
Во время земной жизни праведность человека может измеряться только земными мерками, которые бог отразил в заповедях и законах. Не пройдя этот путь и не попав, согласно достигнутым показателям человеческой зрелости, в «Царство Небесное», человек не может не только сравняться с богом, но даже и приблизиться к нему.
Сцена восьмая: Зачем мятутся народы?
От автора: Размышления царя Давида
Давид: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Итак, вразумитесь, цари: научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Псалтирь, 2, 1-12).
Русский мыслитель: Зачем? Так ведь люди справедливости хотят! Разве не того же желает людям бог Саваоф, ветхозаветные цари и пророки? Разве не этому они учат свой народ и другие народы, которые завоевали? А если не будет в мире справедливости, на чем будут зиждеться любовь и мир? На несправедливости, зле и насилии?..
Примечательна фраза: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Псалтирь, 2, 6-9), в которой, якобы, Господь называет царя Давида своим сыном, которого он родил. Это явное иносказание, притча, с которыми мы столкнемся и при чтении «Нового Завета». Но мы встречались уже ранее с таким иносказанием: «Когда исполнятся дни твои, и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном, – и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде тебя. Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно. Все эти слова и все видение точно пересказал Нафан Давиду» (1-я Паралипоменон, 17, 11-15). Стало быть, пророки от имени бога Саваофа помазанников Его – царей Израилевых называли Сынами бога Саваофа. Это иносказание, надо полагать, было далее применено и к Иисусу из Назарета, которого также на суде у Пилата именовали царем. Если царь Иудейский – это Сын Божий, то Сын Божий – это царь Иудейский. Именно так надо понимать Писания. И какие-либо другие трактовки в данном вопросе неуместы, потому что этим всё сказано. И царь Давид от имени бога Саваофа требует чётко уяснить, что «тогда Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его» (1-я Паралипоменон, 17, 11). К кому больше относится это определение: к царю Соломону – сыну царя Давида, или к Иисусу из Назарета – сыну плотника Иосифа? Царь Соломон имел при жизни реальное царство, а Иисус из Назарета – только виртуальное, под которым подразумевал «Царство Небесное». Не будем слишком придирчивыми и отнесем это определение и к царю Соломону, и к Иисусу из Назарета, если он действительно был из рода Давида, а не из рода Иуды.
Давид: «Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их.
Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!
Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них.
Камень, который отвергли строитеи, соделался главою угла» (Псалтирь, 117, 6-10, 15, 19-20, 22).
Русский мыслитель: Лучше самостоятельно изучать книги библейских мудрецов и другие религии, нежели надеяться на власть, что она сделает хоть что-то для воспитания из человекообразного животного Человека разумного. Власти предержащим, как и служителям культа, нужно послушное стадо, а не Человеки с их индивидуальными мыслями и взглядами на все дела, творимые властью и священниками. Но можно ли стать праведником без чтения умных книг, а только прислушиваясь к своему сердцу, своей душе и беседуя напрямую с Вселенским Коллективным Разумом? Получишь ли от него полезный совет? И всегда ли?
Сцена девятая: Притчи царя Соломона и других пророков
От автора: Прислушаемся к заветам пророков, следование которым позволяет стать Человеком. И начнем наше познание древних премудростей с притчей царя Соломона
Соломон: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего: и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа, и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; пути ее – пути приятные, и все стези ее, – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее – и блаженны, которые сохраняют ее!
Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, – и они будут жизнию для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Когда ляжешь спать, не будешь бояться; и когда уснешь, сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим, и сохранит ногу твою от уловления.
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать.
Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие» (Притчи, 3, 1-18, 21-35).
Русский мыслитель: Не устают повторять цари Израильские, чтобы все, желающие стать мудрее, постигали слово мудрецов, помещенное в книгах Библии: «познавай Его, и Он направит стези твои» (Притчи, 3, 6). А чего стоит фраза: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!» (Притчи, 3, 13)… Но ведь этого невозможно достичь без чтения книг и, в первую очередь, Библии!.. Но многие этого не понимают, в том числе и называющие себя верующими. Кому нужны безграмотные и глупые верующие? Только служителям культа и власти предержащим. Но верующие этого не понимают и не хотят отягощать свой ум лишними, надо полагать, по их мнению знаниями. И напрасно… А потом обижаются на представительную и исполнительную власть, что она не делает их счастливыми, богатыми и вседовольными. Пеняют на других, а надо любое дело начинать с себя. Пока не поймут этого, ничего ни в жизни каждого гражданина России, ни в стране в целом не изменится.