Соломон: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму; потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно-любимый и единственный у матери моей; и он учил меня, и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого, и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно – жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притчи, 4, 1-27).
Русский мыслитель: Несомненно притчи царя Соломона входят в «Золотой фонд» высказываний мудрецов мира сего.
Как подмечено царем Соломоном, именно мудрость и разум, а не бог Саваоф и другие боги, охраняют и оберегают человека! Его совет: «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Притчи, 4, 26), русский народ сформулировал по-своему: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Никогда ничего не надо говорить и делать необдуманно, чтобы не навлечь на себя неприятности и беды.
Соломон: «Сын мой! храни слова мои, и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои, и живи, и учение мое, как зрачек глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижалях сердца твоего. Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои» (Притчи, 7,1-5).
Русский мыслитель: Царь Соломон понимал, что любое сказанное слово может быть забыто, поэтому давал такие разумные советы. «Что написано пером, не вырубить топором», – гласит русская народая пословица. А если такие зарубки делать на сердце, то они останутся навсегла, потому что им не страшны ни вода, ни огонь, ни плесень, ни тление…
Пожалуй, мудрость и разум спасут не только от чужой жены, но и от многих других напастей, которые подстерегают человека на его коротком, но извилистом, жизненном пути.
Однако, выше я предполагал, что жены в то время вели себя скромнее, нежели нынешние. А получается, что природа женская не изменилась за прошедшие тысячелетия и никакая религия, даже самая что ни на есть передовая, о которой мы ведем речь, не смога её исправить.
Притчи Соломоновы являют собой азбуку познания добра и зла. И каждый, кто научился читать и обдумывать прочитанное, должен читать эти притчи и перечитывать неоднократно, чтобы они стали своего рода компасом на пути постижения истины. Хотелось бы, чтобы нравоучения царя Соломона, – одинаково полезные и детям и взрослым, – стали своего рода памяткой на каждый день для всех здравомыслящих людей; а для тех, которые таковыми еще не стали, – азбукой познания мудрости.
От автора: Поучения пророка Исаии
Исаия: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, – кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Исаия, 1, 4-7, 11-17).
Русский мыслитель: Хотя эти строки и посвящены избранному богом Саваофом народу, Израилю и Сиону, но они в полной мере характеризуют и состояние российского народа, верховной и региональной власти. Ведь природа человеческая одинакова и в Израиле, и в России. Ученые давно установили, что безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные не передавались и не передаются. Поэтому каждому поколению необходимо прививать условные рефлексы, свойственные Человекам, а не животным, тем более хищным! И приведенные выше строки побуждают переосмыслить внутреннюю политику государства, сделать необходимые выводы и, главное, предпринять необходмые действия для исправления ситуации, на которую указал бог Саваоф. А если учесть, что составителями Библии бог Саваоф поставлен над всеми богами, то и славянским (русским) богам следует принять к исполнению эти поучения бога Саваофа, и потребовать от своих народов их строго исполнения.
Исаия: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаия, 2, 2-4).
Русский мыслитель: Согласно приведенным строкам, все народы должны добровольно подчиниться избранному богом Саваофом народу, или его народ, а точнее его вельможи и банкиры, подчинят себе другие народы с помощью денег, хитростей (всевозможных религий и привлекательных политических, идеологических и экономических теорий с социальной направленностью на словах, но не исполняемых при их реализации в странах пребывания) и силы (оплачиваемых наемников и силовых структур стран завоевываемых народов, оплачиваемых, тем не менее, из кармана налогоплательщиков, а не завоевателей). И если это произойдет, то представители избранного богом Саваофом народа, возможно, и последуют совету своего бога, продиктованному ему царями и пророками, и «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; и не будут более учиться воевать» (Исаия, 2, 4).
Не верит избранный богом Саваофом народ авторам ветхозаветных книг в созданного ими бога, а воспринимает Библию, как историю своего народа и философию, а другие народы, которые они завоевали с помощью религии, все ещё поклоняются их богам, и надеются на свое спасение чудесным образом без приложения для этого собственных сил и знаний. И должен спасти их, надо полагать, бог Саваоф, с помощью которого они и попали в его счастливое рабство. Не наивно ли ожидать от него такой благодати?..
Всю жизнь человек сам себе создает идолов во чреве своем, поклоняясь ему, или в доме своем, наполняя его всяческими богатствами, или вне дома своего, растрачивая ресурсы, которые могли бы помочь бедным, сиротам, вдовам и народам, на дорогие безделушки, самолеты, яхты, футбольные и хоккейные клубы. И с чем-же эти идолопоклонники предстанут перед своим богом? Какими достижениями в служении ему и в чем конкретно похвалятся?
Исаия: «Проси себе знамения у Господа, Бога твоего; проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо, прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Но наведет Господь на тебя, и на народ твой, и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского» (Исаия, 7, 11-17).
Русский мыслитель: Что же мы узнаём их этого фрагмента? Во-первых, Исаия пророчествует появление на свет сына божьего – Иисуса Христа? Авторам новозаветной трагедии и составителям христианской религии остаётся только подобрать на эту роль в нужное время и в нужном месте соответствующего героя, или подогнать избранного персонажа под необходимые критерии, и сооотнести их с другими пророчествами, озвученными в Писании. Итак, имя его должно быть Еммануил, или иначе – Иисус. Хотя на эту роль даже более подошел бы пророк Даниил, или даже Иоанн Креститель, живший в то же время, что и Иисус и бывший с ним в родстве. Казалось бы, что всё именно так и должно быть. Но есть одна неувязка: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия, 7, 14). Исая не сообщает, что Сам Господь примет участие в зачатии Сына. А ранее мы обратили внимание на то, что и царя Давида Господь называл Сыном Божьим: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Псалтирь, 2, 6-9). Во-вторых, автор показывает, что не цари, а именно бог руководит царями и играет ими по своему усмотрению, как шахматными фигурами. Конечно, любое исторической событие можно толковать как волю божью. А в чем же в таком случае назначение человека, и в чем проявляются его знания, умения и мудрость? Согласно религии – и это всё от бога. Люди – своего рода радиоуправляемые модели, которые хоть и имеют мозг весом и размером большим, чем у других подобных им млекопитающих, но пользуются им только в качестве органа, принимающего команды от бога или от Вселенского Коллективного Разума, или из Интеллектуального слоя Мироздания, перенаправляет их на соответствующие внутренние органы и члены, и исполняет как предписано? А для исполнения этих манипуляций сам обеспечивает себя необходимой энергией, поглощая для этой цели питательные вещества, которые имеются в готовом виде или выращиваются им же на земле? И желание вырваться из этого замкнутого круга не под силу одному человеку, а понять это одновременно нескольким, а тем более всем человекообразным, не удается в силу их лени и инертности, подавленности и смирения со своей участью. Ведь в таком случае все мысли, которые приходят в голову, – от бога, все дела, которые делает человек, – от бога. И даже, если говорят: «его дьявол попутал», – это тоже от бога, потому что и дьявола создал бог, и дьявол служит богу! Согласно религиозному учению все, что происходит на земле, происходит согласно Писанию, согласно желанию бога. Но, есть одно «но»! Если человек ведет праведный образ жизни, то на него не распространяется ни влияние бога, ни влияние дьявола, то есть он выходит из-под влияния религиозных персонажей и становится хозяином своей жизни, своей судьбы – сам, как бог! Потому что только грешники попадают под его (бога и дьявола) влияние и надеются, что он спасет их от совершаемых ими грехов и преступлений, то есть от самих себя. И не понимают, что в самом начале было сказано, что справиться с дьяволом, с его уловками должен сам человек, а не бог за него! Это было показано на примере Адама и Евы, и далее на примере Иова и Иисуса. Но люди так и не поняли этого главного положения религии, что их жизнь, их судьба, их здоровье зависят только от них самих, от их усердия, твердости, стремления к познанию мудрости, самосовершенствования…
Исаия: «Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!
Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. Завяжи свидетельство, и запечатлей откровение при учениках Моих».
И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел» (Исаия, 8, 9-16, 19-22).
Русский мыслитель: Еще раз подчеркивает Исаия вслед за другими пророками, что народ «должен обращаться к своему Богу» (Исаия, 8, 19)! К своему, а не к чужому! Евреи долны обращатся к своему богу, турки – к своему, и русские – к своему, а не к навязанному им чужому! Это касается тех, кто верит в богов, обращается к ним и поклоняется им, подобно язычнику. Или, как учил Иисус из Назарета, надо обращаться к Отцу твоему небесному, то есть к душе усопшего родителя твоего, душа которого вознеслась в «Царство Небесное» или Интеллектуальный слой Мироздания. Секрет религии прост, и ключ от него в ней самой. Надо только внимательно читать Писание, анализировать прочитанное и делать собственные выводы, а не слепо следовать навязываемым составителями и толкователями религий.
Исаия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник, и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей, Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию, оба вместе Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта» (Исаия, 9, 2, 6-7, 13-21).
Русский мыслитель: Еще одно свидетельство об Иисусе, которое он использовал в своей проповеднической деятельности.
«Свет» – это учение Иисуса из Назарета. Над изучающими его Учение и следующими ему «свет воссияет» (Исаия, 9, 2).
Но, как мы видим и сегодня, народ мало обращается к Учению Иисуса, к Писанию, а живет собственными представлениями о боге, или просто следует обычаям, привитым в семье, и считает, что этого вполне достаточно. И грешат, и каются, и причащаются, и молятся, и совершают обряды, но все это делают не строго по Писанию и относятся к этому поверхностно без достаточной веры в то, что делают. И не повышают уровня своей человеческой зрелости, мало заботятся о пище духовной, и больше внимания уделяют телу, а не душе. Отсюда и все проблемы, с которыми сталкивается каждый человек во время своей земной жизни. И только большие беды: государственные перевороты, войны, эпидемии, техногенные катастрофы на какое-то время напоминают человеку о его хрупкости и недолговечности. Кто-то делает из этого необходимые выводы, а кто-то не вразумляется и такими уроками.
Исаия: «И утвердится престол милостию, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» (Исаия, 16, 5).
Русский мыслитель: Можно и это высказывание Исаии отнести к появлению Иисуса. Но главное – он сказал каким должен быть престол каждого правителя.
Исаия: «Господи! Ты – Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя; ибо ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тению от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тению облака, подавлено ликование притеснителей. И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Исаия, 25, 1-9).
Русский мыслитель: Читая эти строки, я не могу повторить их, обращаясь к богу Саваофу. Я вспоминаю русских богов, но и к ним я не могу обратиться с этими словами, потому что я не знал их, я был отлучен от них вместе с моим народом. И теперь, когда богов оказалось слишком много (в России зарегистрировано 70 религиозных конфессий), а люди в России и других странах мира перемешались и многие утратили свои корни, свои прежние религии и древние традиции, мне представляется, что богов надо оставить в покое, предоставить им почетные места в музеях, картинных галереях и книгах. Люди должны осознать, что только от них зависит их судьба, и мир в каждой стране и на планете; что только они ответственны за все изменения, которые происходят на земле, в воздухе и в воде; что только они своими знаниями и трудом смогут изменить себя и мир к лучшему, чтобы никогда не наступил Апокалипсис на планете Земля…
Исаия: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих, то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство! Раве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»? Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес? И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля. Потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого. Посему так говорит о доме Иакова Господь, который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лицо его более не побледнеет. Ибо, когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое, и свято чтить Святого Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию» (Исаия, 29, 13-24).
Русский мыслитель: С каждой книгой, с каждой главой, с каждым абзацем, с каждой цитатой я все больше поражаюсь глубиной мысли и слов, которые используются для её выражения. Трудно представить, что этот труд был написан более 2000 лет назад. Тогда еще ни русских, ни Руси, ни России не было. А на Востоке – в Египте, Ассирии, Греции, Израиле… уже существовали письменность, математека, художественные ремесла, и, главное, философия. Люди набирались мудрости и начали вырастать из человекообразных животных в Человеков разумных. Но процесс этот шел трудно и болезненно. Читая эти строки, понимаешь, что русские и другие коренные народы многонациональной России только столкнулись с азами человеческого роста, о котором уже толковали цари и пророки Израильские более 2000 лет назад. Какой скачок из тех веков в XXI век должны свершить граждане России!?. Возможно ли такое? История государства Российского показывает, что это по плечу российскому народу, который быстро учится и не только догоняет, а в некоторых вопросах и перегоняет своих учителей! А именно этого они и не хотят, именно этого они и боятся. Наиболее талантливых стараются всеми правдами и неправдами отлучить от Родины, создать такие условия, чтобы они переезжали в более комфортные в плане получения последипломного образования и научных изысканий страны. А Россия пусть продолжает плестись в хвосте цивилизованных стран Западной Европы, США, Японии и Китая.
Исаия: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тению Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тению Египта – бесчестием…
Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестанье провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева». Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая нападением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.