Книга Толкование книг Нового Завета. Откровение - читать онлайн бесплатно, автор Джон Мак-Артур. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Толкование книг Нового Завета. Откровение
Толкование книг Нового Завета. Откровение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Толкование книг Нового Завета. Откровение

Как мы уже отмечали в главе 3 этой книги, семь звезд – это руководители семи церквей. Христос держит семь звезд в деснице Своей, что значит: это Его служители, находящиеся в Его власти, люди-посредники Его управления церковью. Христос называется Себя также ходящим посреди семи золотых светильников (семи церквей; Отк. 1:20) – Он рассматривает, изучает и оценивает их. Как верховный правитель, Он имеет право обратиться к церкви.

ЦЕРКОВЬ

Ефесской церкви (2:1а)

2:1А

Вероятно, ни у одной церкви в истории не было такого богатого наследия, как у ефесской. Евангелие в этот город принесли близкие друзья Павла, его соратники по служению Прискилла и Акила (Деян. 18:18–19). Вскоре к ним присоединился красноречивый проповедник и умелый оратор Аполлос (Деян. 18:24–26). Прискилла, Акила и Аполлос заложили основу для работы Павла в Ефесе.

Апостол Павел некоторое время пробыл в Ефесе в конце своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:19–21), но основное его служение в этом городе приходится на третье миссионерское путешествие. Прибыв в Ефес, он прежде всего встретился с группой ветхозаветных святых, последователей Иоанна Крестителя (Деян. 19:1–7). После проповеди Евангелия он крестил их во имя Господа Иисуса Христа (Деян. 19:5). Так началась работа Павла по созданию церкви Ефеса – и работа эта продолжалась три года (Деян. 20:31). Позже, на пути в Иерусалим в конце третьего миссионерского путешествия, он учил старейшин ефесской церкви основным принципам церковного руководства (Деян. 20:17–38), которые позже объяснял и в своих пастырских посланиях. Протеже Павла, Тимофей, был пастырем ефесской церкви (1 Тим. 1:3). Онисифор (2 Тим. 1:16,18) и Тихик (2 Тим. 4:12), еще два соратника Павла, также несли служение в Ефесе. Наконец, судя по свидетельствам ранней церкви, апостол Иоанн провел в Ефесе последние десятилетия своей жизни, и там, скорее всего, он написал три послания, в которых называет себя «старцем» (см. 2 Ин. 1:1; 3 Ин. 1:1). Без сомнения, он возглавлял ефесскую церковь, когда был арестован и сослан на Патмос.

Рождение ефесской церкви сопровождали драматические и замечательные события. Служение Павла оказало глубокое влияние не только на город Ефес, но и на всю провинцию Асия (Деян. 19:10). Как мы уже отмечали, без сомнения, именно в этот период были основаны остальные шесть церквей. Бог сверхъестественным образом подтвердил, что Павел говорит от Его имени, послав ряд впечатляющих чудес (Деян. 19:11–12). Группа так называемых иудейских заклинателей попыталась повторить успех Павла, но была избита и унижена одержимым (Деян. 19:13–16). Их неудача испугала и встревожила весь город, в результате чего «величаемо было имя Господа Иисуса» (Деян. 19:17). Люди, потрясенные тем, что их языческая вера оказалась тщетной, «собрав книги свои, сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:18–19). Эта поразительная сумма, равная заработной плате за 50 000 дней, показывает, сколь активно в Ефесе занимались магическими искусствами.

Потрясающее обращение множества жителей Ефеса создало серьезные экономические трудности для языческих ремесленников города. Ефес был центром поклонения богине Артемиде (которую римляне называли Дианой), чей прекрасный храм был одним из семи чудес света в древности. Ремесленники подняли бунт под руководством мастера серебряных дел Димитрия, благосостоянию которого угрожала опасность. Последовал бунт, ввергший Ефес в хаос (Деян. 19:23–41).

К моменту написания этого послания с беспокойного момента рождения ефесской церкви прошло сорок лет. Апостола Павла уже не было в живых, как и многих верующих первого поколения, обращенных в период его служения. Новая ситуация побудила Господа обратиться к ефесянам с новым вдохновенным посланием, на этот раз написанным апостолом Иоанном.

ГОРОД

Ефесской (2:1б)

2:1Б

Хоть Ефес и не был столицей (официальной столицей провинции был Пергам), это был самый важный город Малой Азии. (Там жил римский губернатор, поэтому можно утверждать, что Ефес был фактически столицей.) Население города в новозаветные времена насчитывало от 250 до 500 тысяч человек. Городской театр, который можно видеть и сегодня и куда разъяренные бунтовщики потащили товарищей Павла Гаия и Аристарха (Деян. 19:29), вмещал в себя 25 тысяч человек. Ефес был свободным городом (т. е. с неограниченным самоуправлением), и в нем не было римского гарнизона. В городе проходили спортивные состязания, соперничавшие с Олимпийскими играми.

Ефес был основным портом в провинции Асия. (По закону прибывавшие в Асию римские правители приплывали в Ефес.) Город стоял на реке Кайстер, примерно в 5 км от ее впадения в море. Путешественники, высадившиеся в гавани, вступали в город по великолепной широкой дороге с колоннами по обеим сторонам (Аркадская дорога), которая вела в центр города. Во времена Иоанна наносы, приносимые рекой Кайстер, постепенно заполняли гавань и горожанам приходилось тратить усилия на поддержание судоходности реки. В конечном итоге они проиграли эту битву, и сегодня руины Ефеса лежат примерно в 10 км от берега моря.

Расположение Ефеса было выгодным, так как он находился на пересечении четырех важнейших римских дорог Малой Азии. Это, наряду с портом, побудило географа Страбона (современника Христа) описывать Ефес как главный рынок Асии.

Но больше всего Ефес славился как центр поклонения богине Артемиде (Диане), что являлось причиной великой гордости горожан (Деян. 19:27,35). Храм Артемиды был самым выдающимся зданием Ефеса. Во внутреннее святилище храма было невозможно проникнуть постороннему, и он служил одним из крупнейших банков Средиземноморского бассейна. Поклонение Артемиде было одним из важнейших источников доходов города (см. Деян. 19:24). Каждую весну в честь богини устраивался праздник, длившийся месяц, со спортивными состязаниями, выступлениями артистов и певцов. Должно быть, Павел воспринимал это ежегодное событие как уникальную возможность для благовестия и поэтому писал коринфянам, что собирается задержаться в Ефесе (1 Кор. 16:8).

Поклонение Артемиде было невероятно греховным. Ее идол представлял собой чудовищное изображение женщины с множеством грудей, которое, как верили местные, упало с неба (Деян. 19:35). В храме было множество жрецов, евнухов и рабов. Тысячи жриц, занимавшихся ритуальной проституцией, играли основную роль в культе Артемиды. Храм представлял собой хаотическое скопление жрецов, блудниц, банкиров, преступников, музыкантов, танцоров и верующих, бьющихся в истерическом экстазе. Гераклита называли плачущим философом, потому что, как он утверждал, невозможно жить в Ефесе и не оплакивать царящий там разврат (см. William Barclay, The Revelation of John [Philadelphia: Westminster, 1976], 1:60).

И среди всего этого языческого разврата в Ефесе жила группа христиан. Именно к ним Христос обращается с первым из семи посланий Откровения.

ПОХВАЛА

Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал… то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Отк. 2:2–3,6)

2:2–3,6

Oida (знаю) указывает на знание Господа во всех семи посланиях (Отк. 2:9,13,19; 3:1,8,15). В отличие от ginōskō, обозначающего постепенное накопление знаний, oida означает полное и совершенное знание. Господь церкви знает все, что Ему нужно знать об этой церкви, – хорошее и плохое. Такое совершенное знание видно из каждого послания, в которых Господь хвалит и осуждает церкви.

Прежде чем упрекать церковь за ее неудачи, Господь Иисус Христос хвалит ефесян за то, что они делают правильно. Он начинает с признания их дел – это общий термин для обозначения всего последующего. В частности, Христос сначала хвалит ефесских верующих за их труд. Kopos (труд) – это усердная утомительная работа, до пота и изнеможения. Это – усилия, требующие от человека выложиться полностью, физически, умственно и эмоционально. Ефесяне усердно трудились во имя Христа. Они не сидели сложа руки; они не хотели, чтобы их развлекали. Они не удовлетворялись потреблением плодов чужого труда, но готовы были пахать, сеять и собирать урожай сами. Среди языческой тьмы, окружавшей их, они активно благовествовали заблудшим, воспитывали святых и помогали нуждающимся.

Терпение – это hupomonē, то есть стойкость перед лицом обстоятельств. Синоним этого слова, makrothumia, обычно обозначает терпение в отношениях с людьми (см. Richard C. Trench, Synonyms of the New Testament [reprint; Grand Rapids: Eerdmans, 1983], 195ff.). Hupomone – это не мрачное фаталистическое самоотречение, но отважная готовность к трудностям, страданиям и потерям. Эта похвала означает, что, несмотря на трудности, ефесяне остались верны своему Господу.

Другой похвальной чертой ефесских верующих оказалось то, что они не могли сносить развратных. Они придерживались высоких стандартов святости и не терпели греха, без сомнения, следуя заповеди Господа о воспитании церкви (Мф. 18:15 и далее). Много лет назад Павел советовал им «не давать места диаволу» (Еф. 4:27), и теперь они так поступали.

Ефесская церковь отличалась и духовным пониманием, потому что испытала тех, которые называют себя Апостолами… и нашла, что они лжецы. Ефесяне не забыли о наставлении Павла, обращенном к ее руководителям много лет назад:

Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте (Деян. 20:28–31).

Лжеучителя постоянно создавали опасность для церкви. Иисус предупреждал о «лжепророках, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Во втором своем послании Иоанн предостерегает против «многих обольстителей», которые «вошли в мир» (2 Ин. 1:7), и говорит верующим: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 1:10). Павел выступал против лжеапостолов Коринфа и разоблачал их: «Таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:13–15). Didache, раннехристианский учебник для церкви, также предупреждает об опасности лжеучителей:

Приветствуйте каждого апостола по прибытии так, словно он – Господь. Но он не должен оставаться у вас больше одного дня. По необходимости он может пробыть у вас еще один день. Если он остался на третий день, значит, он – лжепророк. Уходя, апостол не принимает никаких даров, кроме пищи, необходимой ему для пути до следующего приюта. Если он просит денег, то это лжепророк» (11.4–6; цитируется по Cyril C. Richardson, ed., Early Christian Fathers [New York: Macmillan, 1970], 176).

Отец ранней церкви Игнатий, писавший вскоре после того как Иоанн создал Книгу Откровение, также хвалил ефесян за их бдительность: «Вы не слушаете никого, кроме тех, кто говорит истину об Иисусе Христе… Я слышал, что некие незнакомцы пришли к вам с греховным учением. Но вы не позволили им сеять зло среди вас. Вы не допустили в свои уши то, что они распространяли» («Послание к ефесянам» 6.2; 9.1; цитируется в Richardson, Early Christian Fathers, 89, 90).

Несмотря на трудности, с которыми ефесяне сталкивались все эти сорок лет, несмотря на все труды и терпеливое отношение к испытаниям, они отказывались терпеть зло и, в своем духовном понимании, много переносили. Они, как утверждает Иисус, имели терпение, и трудились для имени Его, что есть высшая мотивация. Несмотря на все труды, они не изнемогали (см. Гал. 6:9); они не поддались разочарованию, неблагодарности или критике. Они остались верны Господу, верны Его Слову и делу, к которому Он призвал их.

Иисус хвалит их также в Отк. 2:6: То в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Нам не очень хорошо известно, кто такие николаиты, упоминаемые также в послании к Пергаму (Отк. 2:12–15). Немногие упоминания об этой ереси в произведениях отцов церкви позволяют связать ее с Николаем, одним из семи человек, назначенных для распределения пищи в Деян. 6. Некоторые исследователи утверждают, что Николай был ложным верующим и стал отступником, но сохранил влияние на церковь благодаря своей репутации. Другие считают, что николаиты неправильно поняли его учение. Каким бы ни было происхождение николаитов, они подстрекали людей к греху и разврату. В послании к Пергаму их учение связывается с ложным учением Валаама, из-за которого Израиль сбился с истинного пути. Дела Николаитов, таким образом, были связаны с чувственными искушениями, которые вели к сексуальным грехам и употреблению идоложертвенной пищи (Отк. 2:14), а также к пренебрежению запретами на подобное поведение (см. Рим. 14:1 – 15:3) – во имя христианской свободы. Есть предположение, что «учение николаитов было злоупотреблением учением о христианской свободе, этическим компромиссом с язычеством» (Merrill C. Tenney, Interpreting Revelation

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги