Как наш Первосвященник Христос один раз и навсегда принес совершенную и полную жертву за наши грехи и все время преданно ходатайствует за нас (Рим. 8:33–34). Он способен сочувствовать нам, как никто, во всех опасностях, скорбях, испытаниях и искушениях: «Ибо, как Сам Он претерпел, будучи искушен, то может и искушаемым помочь… мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 2:18; 4:15). Знание о том, что Первосвященник сочувствует верующим и заботится о них, должно было вселить надежду и уверенность в преследуемую церковь.
ХРИСТОС ОЧИЩАЕТ СВОЮ ЦЕРКОВЬглава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи (1:14–15а)
1:14-15А
В Отк. 1:13 Иоанн описал одеяние Христа, а теперь, в Отк. 1:14–15, он описывает Его внешность. Эти несколько черт указывают на факт, что Христос наказывает и очищает церковь.
В Новом Завете ясно сказано, что Христос установил для Своей церкви высокие стандарты святости. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – велел Иисус (Мф. 5:48). Во 2 Кор. 11:2 Павел писал: «Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою». Он напоминает ефесянам, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27). В Кол. 1:22 Павел объясняет, что Христос «ныне примирил в теле Плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Петр напоминает верующим, чего Бог ожидает от них: «Будьте святы во всех поступках. Ибо написано: “будьте святы, потому что Я свят”» (1 Пет. 1:15–16).
Для того чтобы церковь придерживалась этих высоких стандартов, Христос воспитывает ее (Мф. 18:15–17; Ин. 15:2; Евр. 12:5 и далее) – вплоть до того, что может отнять жизнь у некоторых непокорных и грешных христиан (Деян. 5:1-11; 1 Кор. 11:28–30). Даже Петр, который понимал, как сильно искушение, предупреждал: «Время начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4:17).
Слова о том, что глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег, – это явная ссылка на Дан. 7:9, где в похожих выражениях описывается Ветхий днями (Бог Отец). Параллельные описания подчеркивают Божественность Христа; Он обладает теми же качествами святого знания и мудрости, что и Отец. Белый – это leukos, что предполагает оттенки значения «яркий», «светящийся» или «сияющий». Этот цвет символизирует вечную, славную и святую истину Христа.
Далее, описывая Христа в славе, Иоанн отмечает, что очи Его – как пламень огненный (см. Отк. 2:18; 19:12). Его ищущий, проницательный, неотвратимый взгляд проникает в самую глубину церкви и совершенно ясно видит все, что Ему нужно знать. Иисус заявлял: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:26). Выражаясь словами Послания к евреям, «нет твари, сокровенной для Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13). Всеведущий Господь церкви видит, когда в Его церкви есть грех, и разбирается с ним.
И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, – здесь также имеется в виду суд над грешниками в церкви. В древние времена цари сидели на высоких престолах, а те, кого они судили, стояли внизу и видели ноги царя. Ноги царя – символ власти. Сияющие, как раскаленные, ноги Господа Иисуса Христа показывают, что Он обладает властью над церковью и наказывает ее, что Он готов, если потребуется, покарать согрешивших христиан и исправить ситуацию.
В Евр. 12:5-10 так говорится об этом:
И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Господь требует святости от искупленных грешников из любви к ним.
ХРИСТОС АВТОРИТЕТНО ОБРАЩАЕТСЯ К СВОЕЙ ЦЕРКВИи голос Его – как шум вод многих (1:15б)
1:15Б
Когда Христос снова обратился к Иоанну, голос Его уже не был похож на звук трубы, как в Отк. 1:10. Для Иоанна голос Его прозвучал как шум вод многих (см. Отк. 14:2; 19:6), как звук штормового моря, когда волны разбивались о скалистые берега острова Патмос. Голос вечного Бога похоже описан в Иез. 43:2, – и это еще одна параллель, указывающая на Божественность Христа. Это голос высшего Владыки, голос Того, Кто обладает высшей властью; тот самый голос, что однажды велит мертвым подняться из могил (Ин. 5:28–29).
Когда Христос говорит, церковь должна слушать. В момент Преображения Бог сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте» (Мф. 17:5). «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1–2). Христос говорит со Своей церковью непосредственно через вдохновенное Духом Писание.
ХРИСТОС УПРАВЛЯЕТ СВОЕЙ ЦЕРКОВЬЮОн держал в деснице Своей семь звезд… семь звезд суть Ангелы семи церквей (1:16а,20а)
1:16А,20А
Как глава церкви (Еф. 4:15; 5:23; Кол. 1:18) и правитель «Царства возлюбленного Сына» (Кол. 1:13), Христос управляет Своей церковью. В видении Иоанна Христос держит в деснице Своей семь звезд (см. Отк. 2:1; 3:1), которые в Отк. 1:20 отождествляются с Ангелами семи церквей, то есть управлением церквами. То, что Он держит их в деснице, указывает не на безопасность и защиту, но на контроль. Angeloi (ангелы) – обычное новозаветное слово для обозначения ангелов, поэтому некоторые толкователи не без оснований приходят к выводу, что в этом отрывке говорится именно о них. Но нигде в Новом Завете не сказано, что ангелы принимают участие в управлении церковью. Ангелы не грешат, им не нужно каяться, они – вестники, в то время как общинам, которые они символизируют, следует сделать это (Отк. 2:4–5,14,20; 3:1–3,15,17,19). Доктор Роберт Л. Томас отмечает и еще одну проблему, связанную с такой точкой зрения: «Предполагается, что Христос посылает небесным созданиям весть через Иоанна, земного человека, чтобы весть достигла земных церквей через их ангелов-представителей» (Robert L. Thomas, Revelation 1–7: An Exegetical Commentary [Chicago: Moody, 1992], 117). Таким образом, angeloi здесь, скорее всего, означают «вестников», как в Лк. 7:24; 9:52 и Иак. 2:25. Некоторые исследователи предполагают, что это – представители каждой из семи церквей, навестившие Иоанна на Патмосе и доставившие церквам текст Книги Откровение. Но так как сказано, что Христос держит их в правой руке, скорее всего, это – главные старейшины и пастыри церквей (хотя у церквей не было единоличных руководителей, и в новозаветные времена они обычно управлялись советом старейшин), по одному от каждой церкви.
Эти семь человек выполняли функции духовных руководителей церкви. Они должны были стать орудием, с помощью которого Христос, глава церкви, осуществлял бы Свое управление. Вот почему в Новом Завете предъявляются такие высокие требования к руководителям. Быть посредником, с помощью которого Господь Иисус Христос управляет Своей церковью, значит, нести величайшую ответственность (см. 1 Тим. 3:1–7; Тит. 1:5–9, где перечислены требования к таким людям).
ХРИСТОС ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ ЦЕРКОВЬиз уст Его выходил острый с обеих сторон меч (1:16б)
1:16Б
Господь Иисус Христос защищает Свою церковь. Острый с обеих сторон меч, который выходит из уст Его, защищает церковь от внешней угрозы (см. Отк. 19:15,21). Но здесь речь идет в первую очередь о суде над внутренними врагами церкви (см. Отк. 2:12,16; Деян. 20:30). Те, кто нападает на христианскую церковь, те, кто сеет ложь, несогласие или иначе вредит Его народу, будут держать ответ лично перед Господом церкви. Его слово могущественно (см. Евр. 4:12–13), оно может быть использовано как оружие против врагов Его народа (см. 2 Фес. 2:8), так что все силы тьмы, даже сама смерть («врата ада», Мф. 16:18) не помешает Господу Иисусу Христу созидать Свою церковь.
ХРИСТОС ЯВЛЯЕТ СВОЮ СЛАВУ В ЦЕРКВИи лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей (1:16в)
1:16В
Кульминация видения Иоанна о прославленном Господе церкви – эти слова о сиянии славы в Его лице, которое как солнце. Иоанн берет это выражение из Суд. 5:31, где речь идет о тех, кто любит Господа (см. также Мф. 13:43). Слава Божия сияет в Господе Иисусе Христе и проявляется в Его церкви, становясь видимой для мира (см. 2 Кор. 4:6). В результате Он прославляет Себя (Еф. 3:21).
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ВИДЕНИЯИ когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (1:17–19)
1:17-19
Потрясающее видение, которое было послано Иоанну, произвело на него громадное впечатление. Сначала он испытал сильный страх, но Господь убедил его, что бояться нечего, и сообщил Иоанну о его обязанностях.
СТРАХИ когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый (1:17а)
1:17А
Более чем за шестьдесят лет до того Иоанн был свидетелем славы Иисуса на горе Преображения (см. Мф. 17:6). Как и тогда, его переполнил страх при виде славы Христовой, и он пал к ногам Его, как мертвый. Такой страх всегда испытывали люди, удостаивавшиеся подобных небесных видений. Когда Даниилу явился ангел, тот так описывал свою реакцию: «Во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости… как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лицо мое и лежал лицом к земле» (Дан. 10:8–9; см. также Дан. 8:17). Потрясенный видением Бога в храме, Исаия восклицает: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Иезекиилю было послано несколько видений славы Господней, и его реакция всегда была одинаковой: он падал ниц (Иез. 1:28; 3:23; 9:8; 43:3; 44:4). Когда Маною (отцу Самсона) и его жене явился ангел, сообщивший о рождении Самсона, «сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога» (Суд. 13:22). Иов также отреагировал на обращение Бога к себе: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5–6). Савл из Тарса (больше известный как апостол Павел), гонитель христиан, на пути в Дамаск «увидел… с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною» (Деян. 26:13). В ответ Савл и его товарищи упали на землю (Деян. 26:14). Увидев ужасные бедствия, которые последуют за снятием шестой печати, неверующие в период великой скорби «говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Отк. 6:16–17).
В наше время многие неразумные люди лгут легкомысленно, хвастаясь, что видели Бога. Те же герои Писания, которые на самом деле видели Бога, в первую очередь испытывали страх. Те, кто оказывался лицом к лицу с пылающей святой славой Господа Иисуса Христа, были в ужасе, понимая, как грешны и недостойны находиться в Его святом присутствии. Это правильный отклик на святость и величие Бога. В Послании к евреям говорится так: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28–29).
НАДЕЖДАИ Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (1:17б-18)
1:17Б-18
Как и когда-то, в момент Преображения (Мф. 17:7), Иисус положил на Иоанна Свою десницу и успокоил его. Это было прикосновение, утешающее и внушающее надежду. Христиан, которых подавляет слава и величие Христа, утешает Его благодатная любовь и милостивое прощение. Успокаивающие слова Иисуса: Не бойся, – указывают на Его сопереживание устрашенному апостолу. Бог часто утешал на протяжении Писания тех, кого пугало Его величественное присутствие (например, Быт. 15:1; 26:24; Суд. 6:23; Мф. 14:27; 17:7; 28:10).
Надежда, которую внушает Иисус, основана на том, Кто Он есть, и власти, которой Он обладает. Прежде всего Он назвал Себя Я есмь (egō eimi), Божиим именем завета (см. Исх. 3:14). Именно это имя утешило испуганных апостолов, видевших, как Он ходит по водам Галилейского моря (Мф. 14:27). Иисус называет Себя так в Ин. 8:58 – это непосредственное притязание на Божественность, не ускользнувшее от слуха Его оппонентов (Ин. 8:59).
Далее Иисус называет Себя Первым и Последним (см. Отк. 2:8; 22:13), титулом, который применяется к Богу в Ветхом Завете (Ис. 44:6; 48:12; см. также Ис. 41:4). Ложные боги приходят и уходят, а Он остается. Он существовал до них и будет существовать вечно, когда они давно уже будут забыты. Иисус применяет этот титул к Себе, что еще раз указывает на Его Божественность.
Третий титул Бога, который применяет к Себе Иисус, – живой (см. Ин. 1:4; 14:6). Этот титул также используется в Писании для обозначения Бога (например, Нав. 3:10; 1 Цар. 17:26; Пс. 83:3; Ос. 1:10; Мф. 16:16; 26:63; Деян. 14:15; Рим. 9:26; 2 Кор. 3:3; 6:16; 1 Фес. 1:9; 1 Тим. 3:15; 4:10; Евр. 3:12; 9:14; 10:31; Отк. 7:2). Бог вечен, у Его существования нет причины, Он самодостаточен. В Ин. 5:26 Иисус говорит Своим оппонентам-иудеям: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе», претендуя на полное равенство с Богом Отцом.
Тот, Чье присутствие вызвало ужас у Иоанна, Сущий, первый и последний, живой, Чья смерть освободила нас от греха (Отк. 1:5), утешает Иоанна и внушает ему надежду. Апостол Павел писал: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
Заявление Христа, которое кажется парадоксальным: И был мертв, и се, жив во веки веков, – дает еще больше поводов для надежды. Греческий текст звучит буквально так: «Я стал мертвым». Живой, вечный, самодостаточный Бог, Который не может умереть, стал человеком и умер. Как объясняет Петр в 1 Пет. 3:18, Христос «был умерщвлен по плоти, но ожил духом». Став человеком, Он умер, но не перестал быть Богом.
Се предваряет поразительное и чудесное заявление: жив во веки веков. Христос живет вечно, в союзе прославленного человечества и Божества, «по силе жизни непрестающей» (Евр. 7:16). Павел писал: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9). Эта истина дарит утешение и надежду, потому что Иисус «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Несмотря на свою греховность в присутствии славного Небесного Господа, Иоанн не должен бояться, потому что Этот Самый Господь Своей смертью уплатил за грехи Иоанна (и всех, кто верит в Него) и воскрес, чтобы вечно защищать его.
Вечный Сущий, первый и последний, живой Иисус имеет ключи ада и смерти. Эти два термина – практически синонимы; смерть – это состояние, а ад – место. Ад в Новом Завете эквивалентен ветхозаветному термину Sheol и обозначает место пребывания мертвых. Ключи – символ доступа и власти. Иисус Христос обладает властью решать, кто будет жить, а кто умрет; Он управляет жизнью и смертью. Иоанну, как и всем искупленным, нечего страшиться, потому что Христос уже избавил его от смерти и ада Своей собственной смертью.
Знание о том, что Христос обладает властью над смертью, позволяет верующим не бояться ее. Иисус заявил: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет… Я живу, и вы будете жить» (Ин. 11:25; 14:19). Павел замечает, что умереть, значит, «выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8; см. также Флп. 1:23). Иисус победил сатану и забрал у него ключи смерти, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14–15). Знание о том, что «возлюбил нас и омыл нас от грехов наших Кровию Своею» (Отк. 1:5), дарит надежду и уверенность, которые помогают справляться с почтительным страхом перед Его славой и величием.
ОБЯЗАННОСТЬИтак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (1:19)
1:19
Поразительное видение, посланное Иоанну, теперь вызывает у него не только страх, но и надежду. Но кроме того, ему напоминают о его обязанностях. Христос велит ему написать о трех вещах. Во-первых, о том, что он видел, – видении, которое Иоанн описал в Отк. 1:10–16. Затем, о том, что есть, – то есть послания к семи церквам в Отк. 2–3, в которых говорится о текущем состоянии церкви. И наконец, Иоанн должен был написать, что будет после сего, – то есть пророческие откровения о будущих событиях, которые содержатся в Отк. 4 – 22. Это трехчастное повеление обозначает план Книги Откровение, которая (если смотреть с точки зрения Иоанна) содержит в себе прошлое, настоящее и будущее.
Как и Иоанн, все христиане обязаны передавать другим истины, которым научились из видений этой книги. Сначала эти видения могут показаться пугающими, непонятными или странными. Но они, как и все Писание, «богодухновенны и полезны для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16–17). Изучая славу Христа, явленную в Книге Откровение, мы, верующие, «открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).
4. Ефес: остывающая любовь
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (2:1–7)
2:1-7
Покойный Френсис Шеффер однажды отметил, что «слово христианин сейчас практически ничего не значит… Так как слово христианин утратило свое значение, теперь оно обозначает все и ничего» (Francis Schaeffer, The Mark of the Christian [Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1970], 11). Термин христианин в современном обиходе может обозначать не иудея; того, кто живет в «христианской» стране (в отличие, например, от буддистов или мусульман); или любого, кто называет себя учеником Иисуса Христа. Термин евангельский стал таким же расплывчатым.
Хотя мир может не вполне четко представлять себе, кто такой христианин, в Библии этот термин определен очень ясно. Христиане – те, кто в спасении объединены с Богом через Иисуса Христа; те, кого Бог «от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал… ко спасению» (2 Фес. 2:13; см. также Лк. 18:7; Рим. 8:33; Еф. 1:4; Кол. 3:12; 1 Фес. 1:4; 2 Тим. 2:10; Тит. 1:1; 1 Пет. 1:1–2; 2:10). В результате эти люди испытали спасительную веру в единственного Спасителя (Деян. 4:12), Господа Иисуса Христа (Ин. 3:15–18,36; 5:24; 6:47; Рим. 1:16; 4:5; 10:10; 1 Ин. 5:1), и раскаялись в своих грехах (Рим. 2:4; 2 Пет. 3:9). Бог простил им их грехи (Деян. 10:43; Еф. 1:7; 1 Ин. 1:7,9; Отк. 1:5), сделал Своими детьми (Рим. 8:16–17; Гал. 4:7; Еф. 1:5; 5:1,8; Флп. 2:15; Ин. 3:2) и преобразил в новых созданий (2 Кор. 5:17), в которых пребывает Святой Дух (Ин. 14:17; Рим. 8:4,9,11,14; 1 Кор. 3:16; 6:19; Гал. 4:6; 2 Тим. 1:14; 1 Ин. 3:24).
Для христиан характерны такие особенности, как почтительный страх перед Богом (2 Кор. 7:1; Флп. 2:12; 1 Пет. 1:17), желание подражать Ему (Еф. 5:1; 1 Ин. 2:6), святость (Мф. 5:48; 2 Кор. 7:1; Тит. 2:11–12; Евр. 12:14; 1 Пет. 1:15–16; 2:24; 2 Пет. 3:11) и послушание (Ин. 10:27; 14:21; 15:14; Рим. 1:5; 16:26; Евр. 5:9; 1 Пет. 1:2; 1 Ин. 3:24). Но главная особенность христианина – это любовь к своему Господу и Богу. Когда у Иисуса спросили, какова величайшая заповедь, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37–38). Он призывал Своих учеников любить Его прежде всего в своей жизни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37–38). В Ин. 14:21,23 Он добавляет: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Иисус говорил, что истинные сыны Бога будут любить Его (Ин. 8:42; см. также 1 Пет. 1:8), и Он будет знать их (1 Кор. 8:3). Для того чтобы определить, каково духовное состояние Петра, Иисус трижды задавал ему вопрос: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15–17). Павел утверждал, что христианами управляет «любовь Христова» (2 Кор. 5:14). Те, кто любит Иисуса Христа, благословенны (Еф. 6:24); те, кто не любит Его, прокляты (1 Кор. 16:22). Любовь к Господу Иисусу Христу всегда должна присутствовать в жизни христиан, но она может быть более или менее интенсивной. Христиане не всегда любят Иисуса Христа всем сердцем, разумом и силами, и это грешно. Нет в Писании места, в котором важность любви ко Христу объяснялась бы лучше, чем в этом послании к ефесской церкви.
В Отк. 2–3 Иоанн обращается к семи, реально существующим церквам. Но эти церкви символизируют также типы церквей, которые существовали на протяжении всей истории церкви. Пять из семи церквей (за исключением церквей Смирны и Филадельфии) терпели в своей среде грех, что часто случалось и в более поздние времена. Проблемы этих пяти церквей различны по сложности: от угасающей любви в Ефесе до полного отступничества в Лаодикии. В любой церкви любой эпохи могли встречаться все те грехи, которые угрожали этим пяти церквам.
Возможно, Христос обращается прежде всего к ефесской церкви, потому что она была ближе всего к Патмосу, но это была и самая крупная церковь из семи. Это была главная церковь, члены которой основали шесть остальных общин (см. Деян. 19:10). Сорок лет назад к ней обращался в послании апостол Павел. Остальные шесть посланий составлены по тому же образцу, что и это, первое. В послании можно выделить семь моментов: автор послания, церковь-адресат, город, похвала, проблемы, наставления и совет.
АВТОР ПОСЛАНИЯТак говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников (2:1)
2:1
Хотя имя автора не названо, по описанию понятно, Кто Он. Это прославленный Господь церкви, описанный в Отк. 1:9-20, возвышенный Иисус Христос. Выражение Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников взято из описания Христа в видении Иоанна (Отк. 1:13,16). Фактически Христос представляется всем первым пяти церквам, используя образы этого видения (ср. Отк 2:8 и Отк. 1:18; Отк. 2:12 и Отк. 1:16; Отк. 2:18 и Отк. 1:14–15; Отк. 3:1 и Отк. 1:16). Так Он подкрепляет истину, что Он – автор посланий; это Его непосредственные слова, переданные через апостола Иоанна этим поместным церквам и другим церквам последующих эпох.