Дениска на это лишь печально вздохнул и до окончания прогулки замолчал.
* * *В учебку прибежали незадолго до обеда. И никто не рассчитывал, снова просто так совпало. Денис отнёс на кухню сумку с медвежатиной, а потом мы вместе отнесли мечи в оружейку. Наш «уже не старший» Исай сказал, что он до решения волхва всё-таки ещё старший. Приказал разогреться и поработать над гибкостью и растяжкой, чем мы втроём и занимались, пока не прозвучал сигнал на обед.
На первое была обычная похлёбка, а на второе дали каши с изрядной порцией мяса. Горик промычал, мотая головой:
– М-м-м! Медвежатина, чтоб я всегда так жил!
Ребята, судя по довольным физиономиям, полностью разделяли его мнение. Я традиционно держал покер-фэйс, Исай тоже восторгов не проявлял. А Дениска, видимо, решил поприкалываться. Спросил удивлённо:
– Какая медвежатина? Это мясо медвежье?!
На него жалостливо посмотрели, а Горик снисходительно проговорил:
– У вас в деревне такого не было?
Деня помотал покрасневшей Отиной мордашкой. За столом раздались смешки. Вообще, он и правда умник – теперь нас с появлением медвежатины точно не свяжут.
На третье принесли жбан квасу, и как обычно в трапезную вошёл волхв. Он пожелал нам здравия, а мы дружно подскочили и поклонились в пояс. Дед попросил садиться и сам присел за стол. Зачерпнул ковшик квасу и воззрился на Исая. Тот почтительно молвил:
– Отче, у меня радостная весть, разреши рассказать.
– Говори, – благодушно сказал кудесник.
– Тёмень и Отеня вчера прошли испытание, я готов за них поручиться, – заявил Исай.
Волхв пристально посмотрел в лицо Исая. Помолчав, кивнул и проговорил:
– Рад слышать. Вижу, что ты действительно уверен в своих словах.
Ага. И кто сумеет соврать кудеснику в глаза? Конечно же, гораздо проще было отвести нас к бешеному гризли.
– Тёмень, – ласково обратился ко мне дедушка. – К кому из старших ты хочешь войти в тройку?
– К Исаю, отче, – ответил я.
– Боюсь, это будет ошибкой. В вашем наборе ты один выбрал путь воли, – доброжелательно заговорил кудесник. – Исай тоже воин. Мы можем усилить тобой другие тройки…
Он сделал паузу, вопросительно подняв седые брови. Я спокойно сказал:
– Я выбираю Исая.
– Но если я тебя попрошу выбрать другого?! – чуть возвысил голос ведун.
– Прости, отче. Я выбрал Исая, – повторил я.
Дед нахмурился. Проворчал со вздохом:
– Что ж, ты действительно станешь воином. Проще уговорить дерево перейти на другое место, чем колдуна-воина изменить решение. Хорошо… то есть плохо, но ладно… – он перевёл взгляд на Отю. – А ты, Отеня, что скажешь?
– Я с Тёмой, – просто сказал тот.
– Говорят, что сила есть, ума не надо, – проговорил дед, приподняв бровь.
– Ум без силы бесполезен, – ответил Денис.
– Мда, – произнёс колдун. – Проще уговорить изменить решение воина-колдуна, чем спорить с кудесником. Я и пытаться не стану, – он взял торжественный тон. – Хорошо. Исай, поздравляю! Тебя выбрали твои ученики. Назначаю тебя командиром учебной тройки.
– Благодарю, отче, – почтительно сказал Исай. – Я оправдаю твой выбор.
– Да куда б ты делся, – фыркнул дед и вернулся к торжественным интонациям. – Вот, ребята! Первая учебная тройка сформирована, объявляю парней лучшими! Поздравьте же их!
К нам обернулись все кислые физиономии и вразнобой заунывно поздравили. Ну, нигде нас, отличников, не любят!
Глава 7
С получением нового статуса в нашей жизни ничего особенно не изменилось, мы так же тренировались втроём или просились с нами поиграть Горик, Вторуша и Одинец, другие «курсанты». Только тренировками руководил не просто старший Исай, а целый командир учебной тройки… ну, тот же Исай.
У нас даже авторитету толком не прибавилось. Вскоре другие старшие заявили о том, что их подопечные прошли испытание. Ну, не знаю, как их испытывали, только медвежатиной больше не угощали.
Разговаривать всё-таки стали свободнее, значительно убавилось запретных тем. Исай грустно поведал, что его учёба всё время только тем от нашей и отличалась, что до обеда он обучался, обучая нас. Для развития и закрепления. А после обеда у старших свои занятия по развитию разума, горький плач и скрежет зубовный. Эти колдовские руны ужас просто, какая заумь.
А на своих занятиях я в новом качестве решился на единственный «давно незаданный» вопрос. Уверен, что мучились им все пацаны, но спрашивать такое только у меня хватило авторитету, воли и немножко наглости.
– Отче, – обратился я к ведуну. – Мы прошли испытания и теперь-то… скажи… если бы мы отказались проходить первое испытание, не выпили бы волшебный мёд первый раз, нас бы убили?
– Разумеется, нет, – спокойно ответил добрый дедушка. – А ты думал, что убьют?
Я смущённо кивнул.
– Да все, наверное, так думали? – оглядел дед парней.
Ребята потупили глазки, никто ему не ответил.
– Вот! – важно поднял волхв палец. – Вам сказали, что отказаться от испытания означает не пройти испытание. Убивать не обещали, вы сами додумали. И да, тот, кто это вам сказал, хорошо понимал, что вы подумаете. Запомните этот пример, как легко внушить мысль, прямо ничего не сказав. Ребята, не обижайтесь. Нам просто очень нужно было, чтобы вы выпили по чашке волшебного мёду.
– Но всё-таки, отче, – со всем смирением спросил я. – Что делают с теми, кто отказывается?
Ребята с интересом воззрились на волхва.
– А что с вами делать, когда уже всё сделано? – весело воскликнул дедушка. – Ау, парни! Вас принесли в жертву богам! Вас вычеркнули из числа живых! По вам справляют тризны!
Парни дружно соскучились лицами, а дед благодушно продолжил:
– Опять же заметьте, что никто не говорил людям это делать. Когда-то давно сказано было, что боги сами укажут избранника, и требуется лишь сообщить!
Кудесник засмеялся, качая головой.
– Всё-таки как удобно быть волхвом! Можно нагородить любой ахинеи, сослаться на богов, и люди сами придумают все толкования – остаётся лишь поддержать нужное!
Ребята явно ничего смешного в этом не видели, и дедушка заговорил серьёзнее:
– В вашем случае за богов рассудили по людской традиции. Если выбрал кого-то, таки надо иметь. А как иметь и, главное, зачем? По людским воззрениям, для богов самое важное – справедливость и жизнь их народа. Единственная угодная родным богам и предкам кровавая жертва – это кровная месть. Но раз избранника богов резать пока просто не за что, значит, резать злодеев должен он сам. Простая логика.
– Отче, – почтительно проговорил Вторуша. – А разве это не так?
– Нет, – строго ответил ведун. – Мы не занимаемся таким вздором, месть не приносит ничего хорошего. Нужно только, чтобы сильные страшились обидеть простого человека, и люди верили, что есть, кому за них отомстить. Для этого достаточно иногда проводить громкие, публичные акции.
Дед оглядел нас насмешливо и ласково предложил:
– Давайте теперь представим, что вы спросили меня, отчего мы не скажем людям всё как есть. Зачем придумали эту легенду о выборе богов и почему не учим волхвов из достойных молодых людей. Представили?
Мы задумчиво кивнули.
– Молодцы! – одобрил дедушка. – А я вам как бы отвечаю. Только не смейтесь, хорошо?
Мы снова кивнули со всей серьёзностью. И он с таинственным видом выдал:
– Дело в том, что достойные молодые люди всегда могли всему научиться прямо в своих поселениях.
Парни уставились на деда слегка округлившимися глазами. В душе Тёма разразился злым смехом, паразит. Хотя он-то не смеяться не обещал.
– Да-да! Мы охотно делимся знаниями, когда хорошо просят. Деревенские колдуны, например, часто обращаются, – доверительно говорил ведун. – Мы помогаем всем желающим из нашего племени развивать дух, разум и волю.
Мне вспомнился мой мастер йоги. Похоже, что не совсем йоги он мастер… хотя что я знаю о йоге!
– Да вот какая беда! – сокрушённо сказал дед. – Никто самостоятельно так ведуном и не стал. Ну, набрали бы мы достойных молодых людей, они б на второй день убежали к своим уважаемым родителям.
Колдун заговорил очень жёстко:
– Волхвом может стать только тот, кого подталкивает в спину сама смерть. Кто не может даже остановиться, не то что отступить.
Он пристально посмотрел на меня и очень серьёзно произнёс:
– Ты спрашивал, что случается с теми, кто отказывается пройти испытание. Повторяю, от вас отказались в родных деревнях. Я вам больше скажу – за ваши редкие душевные качества вас бы неминуемо изгнали или даже убили бы. Здесь с первого дня вам понемногу давали волшебный мёд, чтобы поддержать в тяготах и чтобы в лес не удрали. Вам очень долго давали волшебный мёд. После этого такой выбор: или полная чаша и возможная смерть, или просто неминуемая смерть.
За столом настала понятная тишина. Я думал, что не убивал своего бедного персонажа… ну, скорей всего. А часть моей души с больным чувством юмора попросту угорала!
– А… э… отче, – нерешительно заговорил Горик. – А нам дадут ещё волшебного мёду?
Тёма в экстазе принялся валяться на дне души…
– В следующем году получите по полной чаше, когда сможете поручиться за ваших подопечных, – ответил дед.
– А потом? – уточнил пацан.
– А потом только за плату! – отрезал ведун. – Мы ничего не даём просто так!
* * *Дениска после отбоя возмущался!
– Вот козлы! – восклицал он. – Ну, уроды!
– Ну, уроды, – сказал я благодушно. – Зато не врут, не придумывают себе оправданий.
– Да им попросту не нужны оправдания! У них нет морали! – заявил Денис.
– А если б у них была мораль, и они придумали оправдания? – ехидно спросил я. – Тогда ты бы назвал их лицемерными козлами и уродами!
– Тогда они хотя бы сами понимали, какие они уроды и козлы! Им было бы стыдно! – не сдавался Деня. – А так считают, что всё нормально и никто не виноват!
– Да, – согласился я. – Всё нормально и никто в этом не виноват.
– Ты рассуждаешь как ведун! – возмутился он.
– Так я и есть ведун, – напомнил я. – Или скоро им стану, не пройдёт и года.
– Я тоже ведун, – с печальным вздохом сказал Денис. – Но как ты не могу.
– Это потому что ты колдун разума, – сказал я серьёзно. – Слишком много думаешь.
– Нет! – горячо возразил он. – Это потому что для тебя всё это игра!
Я про себя усмехнулся и укрылся овчиной с головой, с лёгким сердцем оставив за ним последнее слово в споре. Смешной Дениска! Хотя он во многом прав. Это моя старая школьная игра «найди в жизни что-нибудь забавное», просто чтоб не свихнуться. Правда, в школе мне грозило только со скуки свихнуть зевотой челюсть, а здесь… э… совсем нескучно.
На тренировках играли в снежки. В меня вдвоём или втроём кидались снежками, а я с мечом должен от них уклоняться или сбивать лезвием. А меч зараза тяжёлый и очень острый, другим просто не убить противника даже в простом кожаном доспехе.
Мы с мечом система двух тел, движемся в одном потоке. Полшага назад, и я ускоряюсь вокруг меча, снежный снаряд пролетает впритык с моим ухом. Полшага вперёд, ускоряется меч и сбивает снежок. Перехватить рукоять другой рукой и, присесть. Над головой пролетает ком снега. Пол-оборота вокруг своей оси, меч начинает новый плавный разгон…
Потом очередь «водить» Исая, мы с Деней швыряемся снежками и смотрим, как он работает. У командира получается пока намного лучше – экономней в движении, лаконичней и просто красивее.
Да что там! У него даже получается срубать в полёте стрелы! Правда, когда стреляют по одному и не ближе, чем с полусотни шагов, но это уже вполне убойная дистанция. Такой навык запросто может спасти в бою свою жизнь или товарища.
Учимся понимать друг друга. Допустим, я кидаю снежки в Исая, он работает, а Денис повторяет за ним в зеркальном отражении. Или наоборот, Исай кидает, и Деня повторяет за мной. А в Дениску снежки кидать жалко, он просто импровизирует, и мы с Исаем его копируем.
Денис намного нас медленнее, однако именно он будет определять работу тройки в бою. Ему не нужно много и быстро двигаться, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Для этого много и быстро двигаться придётся мне с Исаем.
А когда Исая заберут на индивидуальное обучение, за двоих буду крутиться я. И мне это счастье ещё на год! Так и буду с Дениской в паре, пока пацаны из следующего набора не пройдут испытание… да и тогда продолжатся наши ночные беседы. Жизнь-то проще не становится!
Особенно хорошо это понималось на послеобеденных занятиях. До рун ещё к счастью не дошли, но к реальной жизни приблизились вплотную. Забавно было слушать рассказы волхвов о делах местных князей и бояр.
Нам рассказали интереснейшую историю конунга Рангвальда, которому за особые заслуги мститель отчекрыжил башку прямо во время княжеского суда. Герою не повезло, его убили случайно оказавшиеся там тотемные воины-рыси.
Потом поведали не менее захватывающую историю вдовы Рангвальда, княгини Ольги. Далее рассказали о её войне с князем Труева Изяславом и о роли в ней тотемных кланов. В соседнем племени начались странные, зловещие дела. Тотемные заключили с городом союз и практически обезопасили племя и город от любого нашествия.
Но ведь не бывает чистой обороны! Теперь соседнее племя гарантированно не проиграет в войне не только с другим племенем, но и даже с каким-нибудь княжеством. Голоса их бояр и старейшин уже зазвучали иначе. Они всё больше чего-то требуют от соседей!
Почему их волхвы позволили такому случиться? А это признак ещё большей беды. Многие из ведунов прельстились россказнями миссионеров…
– Ну, представьте себе, – говорил нам волхв. – Приходят к вам греки из своей Бизантии и говорят, что ваши боги ненастоящие потому, что их много. А их бог правильный потому, что один! Вам смешно? А теперь маленькая поправка – их бога признали единственным во всех больших царствах. Вам ещё весело? Так вы спросите, да что же в этих царствах, все с дуба рухнули? А им просто показали Царьград и сказали, что вот живёте вы по заветам предков в лесах, лаптем щи хлебаете, и посмотрите, что построили мы под властью кесаря и с нашей верой. И многие приходят в смущение…
Далее шла такая антирелигиозная и антиимпериалистическая пропаганда, какой я и в своей реальности не слышал. И совершенно убивал вывод. Многие мудрецы перейдут в греческую веру, откажутся от богов и предков и будут почитать это подвигом во имя лучшего будущего нашего народа.
На народ станут напяливать чуждые одежды, и народ от них будет исходить кровью. И самое забавное… ведун находил тут что-то забавное! Вот самое забавное – что спустя века новые умники откажутся и от греческой веры, станут тащить новые блестящие одёжки просто потому, что когда-то предательство и отступничество сделали подвигом, жертвой. Во имя лучшего будущего предаваемого ими народа…
– Во имя добра, – как сплюнул, сказал ведун. – Вот вы хорошо знаете, что люди бывают добрыми или злыми. А у них люди правильные или нет. Кто за добро – правильные. Причём это «за добро» определяют их властители, исходя из своих шкурных интересов!
– И что же нам делать?! – воскликнул Одинец. – Как им противостоять?
– Противостоять не нужно, – грустно ответил дед. – Их уже не остановить. Любой обман питается глупостью. Когда-нибудь все эти глупости будут пережёваны и выхарканы народом с кровью. Этим просто нужно переболеть, хоть и займёт это всё целые века. Развивайте дух, разум и волю. Выбирайте любые обличия, любые роли – не стыдно обманывать обманщиков. Сохраните себя. Передайте знания и память дальше. Так мы сохраним мудрость предков, истинное народное достояние…
Мне, конечно, было очень интересно узнать взгляд «противной стороны» на крещение Руси. Что-то такое в этом есть…
Не! Это точно игра! Нафиг мне такие заморочки?! Грохну лешака и домой!
* * *Мир и благоденствие пришли в княжество Труевское!
Только жителям об этом не сказали. Населяли княжество два древнеславянских племени, которые давненько уже не воевали, не вырезали под ноль чужие поселения, но отчего-то за долгие годы мира братскими чувствами друг к другу не исполнились.
Граница между племенами была очень условной, просто в каждом селении знали, к какому они относятся племени. Однако же скотинке неразумной это всё было невдомёк. И если случалось коровкам или козочкам забрести на какой-нибудь лужок в приграничье, его территориальная принадлежность определялась соотношением случившихся неподалёку заинтересованных рыл, как правило, тупо мордобоем, переходящим в поножовщину. В одних случаях подтверждались права скотины на выпас на данном лужку, в других же она реквизировалась за поедание чужой травки.
Дело осложнялось ещё и тем, что одно племя компактно проживало в основном вокруг Скола, а другое вокруг Труева, или же поселения эти возникли в местах компактного проживания аборигенов. Главное, так уж исторически сложилось, что столица княжества выплачивала своему городу немаленькую дань.
Платить старались в натуральном выражении зерном, льном, воском и мёдом, то есть по договору, на законных основаниях забирали всё это у одних аборигенов и везли соседним. Ограбленные на законных основаниях аборигены в свою очередь пытались компенсировать потери на дорогах уже совершенно незаконным грабежом.
Однако все эти лёгкие шероховатости в отношениях не могли бы стать причиной серьёзной конфронтации, если бы к ним не прибавилась любовь. В обычае обоих племён было невест непременно воровать, это романтически называлось «уводом».
Если дело происходило в одном племени, увод имел чисто ритуальное значение – жених честно компенсировал семье невесты потерю работницы каким-то количеством крупного или мелкого скота, в зависимости от положения семьи жениха.
А коли невеста уводилась из другого племени, то увод наполнялся смыслом во всей его неприглядности. Представителям семьи невесты, если у них хватало дурости заявиться с претензиями, невежливо «указывали путь».
Вся эта романтика существенно на отношения племён не влияла, пока она процветала в простых народных массах. Но вот угораздило сынка старейшины поселения из условно Сколовского племени влюбиться в дочку старейшины поселения из условно Труевского племени.
Увёл, значит, паренёк девчонку, и бухнулись они сначала в ножки его папеньки. Папа парня почесал репу и отправил послов к папеньке девушки с подарками и честным приглашением на свадьбу. Тот дары принял, но ехать на свадьбу отказался, отговорившись занятостью и неважным самочувствием. Вместо него отправилась целая делегация невестиных братьёв и дядьёв.
Если бы не они, история древнеславянских Ромео и Джульетты закончилась бы хэппиэндом. Так и осталось невыясненным, что случилось на свадьбе, простая драка, теракт со стороны условно труевцев, как утверждали условные сколовцы, или же провокация со стороны условных сколоцев, как заверяют условные труевцы.
Паренька покалечили, и он через два дня помер. Девушку тоже сильно побили и обошлись с ней нечестно. Множество гостей побили и совсем убили. Большую часть братьёв и дядьёв невесты порешили прямо на свадьбе, остальных переловили и повесили в ближайших лесах. А папе жениха выбили глаз, и он, окривев, был вынужден оставить пост старейшины.
В обоих племенах сочли инцидент казусом белли и приступили к превентивному реагированию. Глыба с Горыней вели клан рысей и полторы сотни ратников к логовищу вражеских колдунов. Для тотемных кланов выяснить местоположение урочищ волхвов не составило слишком большого труда.
Ведь парней отдавали волхвам из каждой общины, и в каждом поселении у тотемных были хорошие знакомые. Часто ими являлись деревенские колдуны. Они сообщили, что ребят отправляли не каждый год. Бывало, что и по пять лет не выдавали – колдуны никогда не требовали такой дани. Просто у всех иногда случаются трудные подростки.
Так вот простой счёт показал, что больше одного логовища на племя для подготовки боевиков ведунам не нужно. Предположили, что урочище, как у тотемных, замаскировано под заимку изгоев. За кого тотемные точно могли поручиться, так за своих не входящих в кланы «диких» собратьев. Просто поговорили по-хорошему, те и подсказали.
Горыня и Глыба давно всё решили. Если уничтожить источник пополнения боевой силы волхвов, с ними можно будет разговаривать на равных. Даже более чем на равных, ведь они положат конец жуткому обычаю отдавать ребят колдунам! В поселениях народ явно примет сторону освободителей. И как бы при содействии бизантийских жрецов будет установлен прочный мир между племенами. Волхвы не смогут выступить против народа и мира. Им просто придётся принять новую веру.
Но и решиться было очень непросто. Горыня и Глыба пошли на отчаянный риск, преодолевая фактически животный страх перед волхвами. Колдуны ведь всегда убивали их тотемных сородичей, кто соскользнул за край зверства. Они очень хорошо понимали древний закон кровной мести и полностью отдавали себе отчёт в том, кто и чем заплатит за их неудачу. Спасения не будет никому.
И всё-таки невыносимо жить под постоянной угрозой, в страхе за близких. Оставить как есть, не будить лихо? И передать этот животный страх Борьке в наследство?! Вот уж этому не бывать!
Теракт и провокацию на свадьбе тупо запланировали по взаимному сговору тотемных кланов обоих племён. К сожалению, не могли запланировать саму свадьбу, воспользовались удобным случаем.
Пока с голубиной почтой пришли известия, да ушло время на согласования… отряды смогли выдвинуться к своим целям только за день до объявленной даты злосчастного бракосочетания влюблённых придурков. Труевские шли к волхвам племени Горыни и Глыбы, а те в свою очередь вели воинов к труевским колдунам.
К удаче заговорщиков, логова колдунов располагались относительно недалеко друг от друга и довольно близко к границе племён. Всё указывает на то, что волхвы в тайне общались! Их хитрость обернулась против них, отряд дошёл до цели за три дня.
Дозорные рыси в полдень сообщили Горыне, что обнаружили подозрительную заимку за высоким частоколом. Глава клана скомандовал привал, велел нарубить молодых ёлок для преодоления забора.
В результате к заимке отряд подошёл в сумерках. Очень не хотелось атаковать в темноте, с факелами, но кто ж знает, какие способы связи у колдунов. Ни в коем случае нельзя позволить им удрать. Горыня дал сигнал к атаке.
* * *Шли обычные послеобеденные занятия. Волхв рассказывал о естественных наших конкурентах, о греческих миссионерах.
Грекам их бог повелевает идти во все земли и склонять людей к вере в него. Дед иронично намекал на комплексы их бога – ему почему-то очень важно, чтобы в него верили все. А то бог, который их любит, гневается – этим объясняются нашествия, эпидемии и прочие неприятности вплоть до землетрясений.
Сразу за иронией ведун, как обычно, перешёл к несмешным вещам. Бог греков им повелевает. Какой из родных богов повелевает народу? Греки говорят, что служат своему богу. А наши люди верят, что наоборот, боги служат, заботятся о народе в полном взаимодействии с предками.
Греки считают себя рабами своего бога. Единожды признав себя рабом «чего-то», легко признать себя рабом какого-нибудь конкретного «кого-то». Бизантия – это тысячи тысяч рабов. Всё её великолепие создано рабами.
Миссионеры пришли к нам с викингами и князьями…
И тут в комнату вошёл второй ведун! Хотя оно логично, должен же кто-то вести занятия у второгодников. Мы дружно принялись разглядывать колдунов, стараясь найти отличия. Они оба были одинаковые!
– Закончили урок и марш в трапезную, – строго сказал второй колдун…
Или первый?
Мы, будто очнулись, подскочили, поклонились наставникам и быстрым шагом потопали на выход. В столовке старшие уже накрывали на стол. Мы расселись на лавках и получили по миске каши и куску солёного мяса.
В трапезную вошли оба волхва, один проговорил:
– Ешьте, не подскакивайте.
Они запросто подсели к столу, перед ними поставили такие же чашки. Колдуны поели с нами, один из них кивнул кому-то, и двое старших вышли на кухню. Вернулись со жбаном и поставили перед кудесником. Тот встал и поводил над содержимым ладонями.
Нам дадут волшебного мёду?
Второй ведун заговорил:
– Ребята, мы только что получили плохие известия. Должна начаться война племён. На нас могут напасть. Мы должны уйти отсюда очень быстро и далеко. Идти будем трое суток без сна. Сейчас вы выпьете по чаше волшебного мёда, он придаст вам сил. Потом оденетесь, из оружия возьмите мечи и луки, не забудьте стрелы… и лыжи тоже. А пока вам соберут котомки, вот заберёте их и во двор.
Пока он говорил, его коллега сноровисто наполнял чаши и передавал парням. Раздали чашки всем, мы выпили медку и без церемоний побежали собираться. В душе нарастало предчувствие чего-то ужасного и… ужасно смешного. Или это так действовал волшебный мёд?
Я в числе первых выбежал во двор с котомкой за плечами, с луком за спиной и с мечом в наспинных ножнах, в руках держал лыжи. Ждали, когда соберутся все парни, из дому выбегали ребята с лыжами в руках и становились рядом в подобие строя. Наконец, вышли колдуны с мечами в руках. Один из них мрачно проговорил: