Книга Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий - читать онлайн бесплатно, автор В. А. Колосов. Cтраница 10
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий
Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.

Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.

Индивидуальное действие – это процесс достижения исполнителем той или иной подцели индивидуальной деятельности, но обязательно с ориентацией на цели совместной деятельности (совместного действия). Необходимо отметить, что при выполнении индивидуальных действий возможна временная утрата исполнителем ориентации на цели совместной деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – совокупность характерных для данного субъекта навыков, методов, приемов и способов решения задач выполняемой деятельности, обеспечивающая успешное ее выполнение.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Это – индивидуальный способ выполнения производственного задания, учитывающий индивидуальные физиологические и личностные особенности работника.

Индивидуальная деятельность рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.

Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.

Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками:

– он устойчив;

– он наделен определенными личными качества;

– является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Всю логику поведения человека в экстремальных ситуациях можно объяснить следующими тремя основными обстоятельствами:

– особенностями возникновения и течением экстремальной ситуации;

– психическим состоянием человека, связанным с переживанием им экстремальной ситуации;

– индивидуально – личностными особенностями человека, определяющими индивидуальный характер его реакции на экстремальную ситуацию.

Кроме того, в ряде ситуаций следует учитывать влияние на человека психического состояния и поведения других людей.

ИНДИФИРЕНТНЫЙ — равнодушный, безразличный.

ИНЕРЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ – это процесс, когда предыдущие и текущие жизненные обстоятельства и прогнозы могут препятствовать подключению нужных моделей поведения (программ действий), так как они формируют установку на избирательность восприятия и предопределенность реагирования на эту ситуацию.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Иногда И. п. называют технической психологией. Возникновение И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Главные задачи И. п.: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявление психологических факторов надежности и эффективности систем «человек -машина». Решение этих задач обеспечивается профессиографическими и экспериментальными исследованиями механизмов восприятия, внимания, мышления, памяти человека в процессе переработки информации; структуры, динамики и регуляционных исполнительных компонентов этой деятельности; динамики работоспособности человека-оператора; структуры и механизмов групповой деятельности.

ход событий.

ИННОВАЦИЯ (от лат.inovatis: in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В соответствии с международными стандартами инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Понятия» новшество», «инновация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия:

– Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение.

– Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

ИНСАЙТ (постижение, озарение) – внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание существующих отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus – побуждение) – врожденная, мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – разумение, понимание) – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян.

Интеллект – это:

– общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности;

– система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: перцепции, восприятия, памяти, мышления, воображения;

– способность в решении проблем без проб и ошибок в уме.

Выделяет три формы интеллектуального поведения:

– вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

– интеллект, связанный со способностью решать проблемы;

– практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и др.).

Интеллектуальный – обладающий высоким интеллектом; умственный, духовный.

ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.

ИНТЕРАКЦИЯ В ОБЩЕНИИ  это представление будущих взаимодействий и взаимоотношений между людьми, а также выбор стратегии общения, т.е. генеральной линии будущих деловых отношений.

Интеракция в общении представляет собой стратегически – поведенческий аспект делового общения. Он может касаться:

– области постановки проблем (просьба об указании, просьба высказать мнение, просьба об информации);

 области решения проблем (ориентация других, мнение, предложение, указание);

– области позитивных эмоций (согласие, снятие напряжения, солидарность);

– области негативных эмоций (демонстрация антагонизма, создание напряженности, несогласия и др.) – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – процесс преобразования внешних предметных действий (поступков) во внутренние психические (умственные) действия. На их основе формируются психологические системы целостной деятельности и поведения, систем профессиональных знаний, навыков, умений, а также тесно связанных с этими образованиями систем социальных и элементарных установок.

Суть процесса интериоризации состоит в том, что первоначально деятельность и поведение для человека представлены во внешнем плане в форме материальных предметных действий и поступков. В дальнейшем происходит последовательное замещение внешних предметов деятельности и поведения их образами (представлениями и понятиями). Реальные действия и поступки преобразуются во внутренние психические (умственные) действия и поступки. На их основе формируются психологические системы целостной деятельности и поведения человека.

Экстериоризация -это обратный процесс – превращение внутреннего психического действия или поступка во внешнее. («Сперва подумал, а потом сделал»).

ИНТЕРПРИТАЦИЯ – истолкование, разъяснение смысла, значения чего – либо.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ (англ. habit interference) – негативный эффект переноса навыков. Суть И. н. в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) другого. Исследования интерференции при обучении, например, сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от одного (ставшего привычным, «нормальным») к другому соотношению элементов сенсорного и моторного полей компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют все прочие результаты научения. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения сенсорного и моторного полей, тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к другим, например, при использовании авиагоризонта «вид с самолета» на «вид на самолет».

ИНТРОВЕРСИЯ (англ. introversion; от лат. intro – внутрь + versae, versie – поворот; букв.: обращенность во внутрь) – комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени И. характерны для аутизма. К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. И. рассматривается как противоположность экстраверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Большинство людей получают средние оценки по шкале «экстраверсия – И.» (обычное название этой шкалы – «экстраверсия», «шкала Е»; от англ. extraversion).

ИНТРОЕКЦИЯ (англ. introjection) – полное включение индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей, когда он уже не различает собственные и несобственные представления.

Интроекция – формальное исполнение человеком внешних морально – этических норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными. При И. человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности, он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда. В случае, когда человек «проглотил» предлагаемые ему извне ценности, нормы и т. п., он оказывается не способен отнестись к ним критически и, в результате, при изменении внешней ситуации, направляет свою энергию не на изменение неадекватных интроектов, а наоборот, на их поддержку и защиту. Еще одним следствием И. является то, что человек становится не способен различить, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал, другие. Избавление от интроектов – достаточно сложный процесс, в первую очередь потому, что у каждого человека есть долгая история интроецирования, являющегося в нашем обществе общепринятым способом воспитания и образования (социализации). Однако если человек становится способен развить в себе ощущения «Я» и четко отделить его от «Ты» или «Другие», если он научается не «проглатывать» предлагаемую информацию, а перерабатывать и присваивать ее уже в видоизмененном виде (и то и др. можно достичь, например, через психотерапевтическую работу), он оказывается способен избавиться от чрезмерной власти интроектов.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (самоанализ) – наблюдение личности за своими умственными процессами в попытке понять, как они работают.

ИНТОНАЦИЯ – это особенность произношения, оттенок, тон; повышение или понижение голоса.

В психологии общения интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, вопросительная, уверенная и т.п.).

Кроме того, интонация используется как:

– способ выделения тех или иных важных для говорящего элементов его сообщения (логическое ударение);

– способ отражения отношений говорящего к собеседнику; его мыслям, действиям;

– способ выражения отношения к обсуждаемой проблеме, ситуации, течению и прогнозируем исходам деятельности..

Используя в живой разговорной речи интонацию и другие паралингвистические приемы, надо всегда помнить, что если между тем, что вы говорите, и тем, как вы говорите, обнаружится расхождение. Люди подсознательно больше доверяют паралингвистическим характеристикам речи, чем ее содержанию.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus побуждение) – врожденная, мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Инсти́нкт – совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта (Мат. из Википедии).

Инстинкт — комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. Инстинктивные реакции носят врожденный характер, и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных. (Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности.)

Инстинкты определяются генетически и в принципе меняться не должны. Однако, инстинкты способны перестраиваться в зависимости от образа жизни, состояния организма, социального окружения. Кроме того, проявление инстинктов у человека может быть разнообразным и сильно меняться на протяжении жизни.

Специфическим для инстинкта является наличие так называемого врожденного пускового механизма, который является частью инстинкта (К. Лоренц). Простой ли это инстинкт (на уровне рефлекса) или сложный – везде можно различить этот пусковой механизм. Прежде чем инстинкт активизируется, должна наступить соответствующая ситуация, которая будет распознана индивидом, что и запустит в действие инстинктивный механизм.

Инстинкты человека подразделяются на три основные категории.

1.Инстинкты обусловленные жизненными врожденными предрасположенностямии, обеспечивающие сохранность жизни индивидуума.

2. Инстинкты обусловленные врожденными мотивациями (предрасположенностями):

– Инстинкт самосохранения.

– Эволюционные фобии (страхи). Многие люди испытывают врожденный страх перед змеями, темнотой, насекомыми, незнакомыми людьми (в частности, когда они крупнее или находятся в группе).Человек может также бояться высоты, крыс, крови, мышей, больных, хищников, быть укушенным или съеденным.

– Генетически обусловленные пищевые отвращения или пристрастия.

– Терморегуляция.

– Бодрствование и сон.

– Брахиация (полет). При этом некоторых людей привлекает вид сверху, другие при опасности стараются забраться повыше, третьи занимаются деятельностью, связанной с воздухом (прыжки с парашютом, авиация).

– Испражнения.

– Коллекционирование (собирательства).

– Биологические часы и ритмы.

– Экономия своей энергии (отдых).

3. Социальные инстинкты человека.

– Инстинкт продолжения рода.

– Родительское поведение.

– Доминирование (подчинение), умиротворение и агрессия.

– Территориальные инстинкты.

– Групповое поведение и прочие.

Виды инстинктов:

– Инстинкт «Свой – чужой». Врожденная схема поведения человека и животных, обеспечивающая распознание членов своего сообщества: стаи, племени и т. д.

– Репродуктивный инстинкт. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении к продолжению рода, к совокуплению с особью противоположного пола и исполнению родительских обязанностей.

– Стадный инстинкт. Человек, как и многие другие животные, является обладателем стадного инстинкта: при определенных ситуациях действовать строго сообща, подчиняться вожаку.

– Инстинкт агрессии. Врожденная схема поведения у животных и человека, отвечающая за отстаивание своих жизненных интересов способом уничтожения или причинения непоправимого ущерба противнику.

– Инстинкт бегства. Врождённая форма поведения человека или животного, проявляющаяся в мобилизации организма на бегство, то есть на оперативное избежание угрозы со стороны окружающего мира.

– Инстинкт борьбы за социальный статус. Врожденная схема поведения, направленная на накопление и удержание собственного социального статуса индивида.

– Инстинкт драчливости. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении поднять свой статус среди членов племени путём физического подавления конкурирующих особей.

– Инстинкт жадности. Врожденная схема поведения человека и животных, побуждающая экономить собственные ресурсы и не делиться ими с окружающими.

– Инстинкт изобретательства. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении изобретать, находить более лёгкие пути к цели, рационализировать свой быт.

– Инстинкт любопытства. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в склонности человека или животного проявлять любопытство, то есть интересоваться окружающим миром даже без актуальной потребности в этом.

– Инстинкт мести. Врожденная схема поведения, проявляющаяся в отложенной ответной агрессии.

– Инстинкт общения. Врожденная схема поведения, побуждающая человека (в первую очередь) и некоторых животных к систематическому обмену информацией.

– Инстинкт оказания помощи. Врожденная схема поведения человека и животных, обеспечивающая взаимную помощь членов социальной группы.

– Инстинкт отвращения. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в избегании неприятных запахов (которые могут быть признаком отравленной пищи).

– Инстинкт охоты. Врожденная схема поведения, наблюдающаяся в основном у хищных животных и связанная с убийством другого животного, конечной целью которого является утоление голода себя и/или своего семейства.

– Инстинкт просьбы о помощи. Врожденная схема поведения, обеспечивающая обращение одного животного или человека к другому, как правило своему сородичу.

– Инстинкт самосохранения. Обобщенный инстинкт, проявляющийся в стремлении индивида избегать опасных ситуаций.

– Инстинкт самоунижения. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в демонстрации покорности, низкостатусности. Является способом избежание возможной агрессии в отношении себя.

– Инстинкт самоутверждения. Врождённая форма поведения, заключающаяся в сохранении и повышении собственного статуса в племени путём подавления других, а также заботе о племени (даже если это связано с риском для жизни).

– Инстинкт свободы. Врожденная схема поведения людей и животных, проявляющаяся в избегании ситуаций (состояний) ограниченных возможностей.

– Инстинкт сравнения статусов. Врожденная схема поведения человека и животных, побуждающая индивида представлять собственный социальный статус и выстраивать отношения с окружающими людьми сообразно ему.

– Инстинкт стадности. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении держаться в случае потенциальной или явной угрозы среди членов своего племени.

– Инстинкт строительства. Врождённая (и у многих живых существ очень сложная) форма поведения, направленная на удовлетворение потребности организма в безопасном и удобном жилище.

– Инстинкт экономии сил. Врожденная схема поведения, заключающаяся в стремлении животного или человека сократить тем или иным способом расход энергии и вообще ресурсов организма.

– Исследовательский инстинкт. Врожденная схема поведения человека и животных, отвечающая за исследование окружающего пространства и объектов в нем.

Основные группы человеческих инстинктов представлены на схеме:



ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – разумение, понимание) – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян

Интеллект – это:

– общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности;

– система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: перцепции, восприятия, памяти, мышления, воображения;

– способность в решении проблем без проб и ошибок в уме.

Р. Стернбер,.выделяет три формы интеллектуального поведения:

– вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

– интеллект, связанный со способностью решать проблемы;

– практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и др.).

Интеллектуальный – обладающий высоким интеллектом; умственный, духовный.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – МНЕСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – свойства, отражающие познавательные функции индивида: память, внимание, мышление, восприятие и т. д.

Внимание характеризуется способностью человека сосредоточиться на умственной деятельности, на каком-либо предмете объективной или субъективной реальности.

Внимание – динамическая характеристика протекания любой психической деятельности, механизм, обеспечивающий целесообразное распределение ресурсов системы переработки информации индивида, целенаправленность и адаптивность его поведения.

К числу характеристик внимания относятся: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Различают несколько основных форм внимания, соответствующих тем процессам, которые реализуются в данной деятельности: сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное.

По уровням внимание делится на произвольное и непроизвольное. Классическим примером непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс.

Устойчивость внимания – способность к поддержанию внимания на уровне,

достаточном для успешного выполнения деятельности.

Распределение внимания – способность удерживать внимание на нескольких разнородных объектах (процессах) и/или осуществлять одновременно несколько различных действий. Основной методический подход, применяемый для оценки способности к распределению внимания, состоит в предъявлении испытуемому двух или более задач одновременно, с последующим сравнением эффективности совмещенной деятельности и эффективности изолированного выполнения компонентов сложного задания.