состояние организма вследствие нарушений циркадных (околосуточных, суточных) ритмов.
Десинхроноэ организма летного состава – рассогласование биологических ритмов функциональных систем организма летного состава при выполнении транс меридианных полетов. Современные летательные аппараты позволяют совершать длительные трансмеридианные полеты, пересекая разные часовые пояса. Однако организм по прибытии самолета в другой часовой пояс продолжает функционировать в своем исходном биологическом ритме, несмотря на резкую смену дня и ночи. Такое рассогласование биологических ритмов приводит к болезненному состоянию – десинхронозу. Оно проявляется нарушением сна, аппетита, снижением работоспособности. Симптомы десинхроноза возникают при временных сдвигах на период 4 ч и более. Мероприятия, направленные на профилактику и купирование неблагоприятных последствий нарушения биологического ритма, сводятся к следующему: при полетах с быстрым возвращением в район постоянного базирования (1—2 сут.) следует сохранять режим сна, бодрствования и питания, соответствующий местному времени района постоянного базирования, а при полетах на 3—5 сут. осуществлять постоянную «переадаптацию», сущность которой заключается в постепенном сдвиге ритма «сон – бодрствование» в сторону, близкую к ожидаемому местному времени. Так, перед полетом в восточном направлении летный состав за несколько дней до вылета ложится спать вечером на 1—2 ч раньше, а при полете в западном направлении – на 1—2 ч позже. Борьба с десинхронозом, по мнению специалистов-биоритмологов, в первую очередь сводится к нормализации сна, время которого должно приближаться к режиму сна местных жителей. Имеет значение также частичное изменение режима труда, питания. Следует рекомендовать теплую ванну перед сном, успокаивающие упражнения, метод самовнушения. Применение лекарственных средств (снотворных) противопоказано.
ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ — недостаток времени для полноценного завершения действия или деятельности в целом.
ДЕЙСТВИЕ – это элементарная часть деятельности, в которой сознательно достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые цели.
Действие – произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Это главная структурная единица деятельности, процесс, направленный на достижение цели. Действие выполняется определенными способами, неосознаваемыми или мало осознаваемыми, которые принято называть операциями. Операции представляют более низкий уровень в структуре деятельности, которые, как правило, не осознаваемы и представлены навыками. Действие – это совокупность операций, подчиненных цели. В каждом действии выделяются следующие группы операций:
1) ориентировочные: восприятие и понимание ситуации, оценка ситуации, формирование и выбор оптимального способа решения проблемной ситуации (принятие решения);
2) исполнительные: реализация мысленных и практических действия;
3) контрольные: контроль и коррекция результата действия. Ориентировочная, исполнительная и контрольная части действия образуют так называемый оперативный цикл.
Согласно А. Н. Леонтьеву, простое действие может превратиться в одну из указанных операций, если оно войдет в структуру более сложного действия. В этом случае автоматически выполняемое действие не осознается и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого более сложного действия (происходит реализация механизма сдвига цели на условие).
Действие и операция. Всякое сложное действие состоит из простых действий и подлежащих им операций. Граница между простыми действиями и операциями подвижна. Если та или иная операция контролируется сознанием, выполняется целенаправленно, то она превращается в действие. Например, ориентировочное действие есть ни что иное как осознанная операция восприятия и понимания проблемной ситуации деятельности. Хотя операция есть способ выполнения действия, однако не всякий способ есть операция: так, в ряде случаем простые действия можно рассматривать как способы выполнения более крупного действия, в состав которого они входят, Самый точный признак, различающий действия и операции – осознаваемость или неосознаваемость. В подготовке специалистов нередко важно определить, где проходит эта граница, выяснить какими единицами деятельности оперирует обучаемый. Пока это одна из проблем процесса обучения. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, и ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие).
Действие автоматизированное – навык.
Действие волевое – связаны с осознанием цели действий или, по крайней мере, их ближайших возможных последствий.
Действие исполнительное – сформированный моторный навык, имеющий заданные точность и скорость исполнения, использование определенного набора трудовых операций. и пр.
Действие предметное – более сложные психологические образования, чем собственно действия. Непосредственно связаны с целью деятельности, имеют определенное предметное содержание. В них проявляется отношение к действительности. Сложившиеся действия предметные, став личным достоянием, выступают как навыки и умения – способы поведения и деятельности.
Действие перцептивное – сознательное выделение и преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа ситуации, адекватной задачам деятельности. Следует учитывать генетическую связь действий перцептивных с практическими действиями. Развитие действий перцептивных сопровождается значительным сокращением моторных компонент, и процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Эти изменения обусловлены формированием разветвленных систем эталонов сенсорных и единиц восприятия оперативных, которые позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в более простой процесс опознания.
Действие умственное – система интеллектуальных операций, направленных на выявление признаков предметов и явлений, от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе речь слышимую. Управление процессом формирования умственных действий (концепция поэтапного формирования умственных действий) открывает перспективы совершенствования обучения.
Действие ошибочное – общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера. Сюда относятся оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание, ошибки памяти и ошибки-заблуждения как выражение борьбы двух несовместимых бессознательных стремлений (намерений и сопротивлений), в результате коей нарушается задуманное действие и возникает ошибочный поступок. Появление действий ошибочных объясняется:
1) столкновением взаимно противоречащих намерений индивида;
2) проявлением в столь своеобразной форме – против воли субъекта – намерения, которое он старается скрыть, или которое для него в данный момент бессознательно.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это активное взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой (физической, социальной), в которой они сознательно ставят перед собой цель (цели) по преобразованию ее, и стремятся их достичь, исходя из своих потребностей, мотивов.
Деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Со временем индивидуальный способ деятельности отдельного человека («первооткрывателя» деятельности, исследователя) становиться достоянием других, их коллективным опытом, приобретает статус нормативно – одобренного способа деятельности, ориентированный на абстрактного исполнителя. НОСД выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников.
Внутренняя деятельность – это планируемая деятельность, включающая в себя подструктуры мотивации, целеполагания и планирования.
Внешняя деятельность – это практическая деятельность. Она представлена мотивационной, оценочно-ориентировочной и исполнительной подструктурами, включающие в себя различные системы профессиональных знаний, навыков и умений.
Виды деятельности человека.
К основным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.
Труд. Особое место в жизни человека занимает труд (трудовая деятельность). В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности.
Учение — представляет собой прогрессивное воспроизводство человека как сознательной личности на основе усвоения им практического и теоретического опыта человечества. При этом люди сознают процесс учения как особый вид деятельности и намеренно устанавливают цели, содержание, принципы, методы и создают организационные основы этого процесса.
В процессе учения человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые систематически обогащаются и совершенствуются в процессе практической деятельности человека и составляют основу его опыта. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную личность.
Игра. В процессе игры, которая начинается у детей с повышения внимания к отдельным предметам и в дальнейшем становится игрой сюжетной и по правилам, человек, начинающий сознательно действовать, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, о самом себе, о своих возможностях, достоинствах и недостатках.
Трудовая деятельность – это определенная последовательность выполняемых действий, приводящих к намеченной цели (технология деятельности).
Она рассчитана на исполнителя, имеющего соответствующие профессиональные знания, навыки и опыт подобной работы. Когда работу выполняет не абстрактный, а конкретный исполнитель, то он осознает условия работы, свои возможности и усилия по выполнению работы, формирует осознанное отношение к тому, что делает, и к получаемым результатам. В данном случае следует говорить не только о деятельности, но и о поведении человека в процессе деятельности.
Все виды деятельности (игра, учение, труд) являются условием формирования сознания личности, формирования человека как личности, его опыта.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ: СТРУКТУРА
Всякая совместная деятельность имеет в своей структуре следующие составляющие:
Совместная деятельность (целостная деятельность) – это процесс совместной (внутренней и внешней) активности всех исполнителей, организованный и направленный к достижению единых коллективных целей (промежуточных и конечных) в соответствии с однонаправленной мотивацией и одинаковым пониманием способов достижения целей всеми участниками.
Совместное действие – это основной элемент деятельности команды, который отвечает той или иной подцели совместной деятельности. Мотивы совместного действия имеют относительную самостоятельность, в основном они ориентированы на мотивы деятельности в целом.
Совместное действие – относительно самостоятельный структурный элемент совместной деятельности, при которой индивидуальная деятельностей членов команды ориентирована на достижение единой для команды цели (подцели). Так, например, каждый этап полета следует рассматривать как сложное совместное действие экипажа
Индивидуальная деятельность рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.
Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.
Индивидуальное действие – это процесс достижения исполнителем той или иной подцели индивидуальной деятельности, но обязательно с ориентацией на цели совместной деятельности (совместного действия). Необходимо отметить, что при выполнении индивидуальных действий возможна временная утрата исполнителем ориентации на цели совместной деятельности.
Индивидуальное действие побуждается теми же мотивами, что и индивидуальная деятельность, но оно ориентировано на достижение лишь промежуточной цели, промежуточного результата. Оно может выполняться различными способами, выбор которых зависит от конкретных условий деятельности, возможностей и состояния исполнителя.
Операция – это либо элемент индивидуального действия, либо конкретный способ его выполнения в конкретных условиях.
Операции имеют подчиненную роль по отношению к действию
Особенностью операции состоит в том, что она не отвечает ни мотиву, ни цели действия, а лишь тем условиям, в которых задана эта цель или задача. Понятие условия в данном случае трактуется широко, включая как внешние условия деятельности, так и внутренние, связанные с индивидуальными возможностями исполнителя ее реализовать. Следует отметить, что на уровне выполнения операции осознаваемость, а, следовательно, и целесообразность деятельности может быть утрачена
Функциональные блоки – это структурные единицы операций. Так, на основе микроструктурного анализа операций слежения были выявлены
– блок формирования программ моторных инструкций (он связан с латентной скрытой стадией начала движений);
– блок реализации программы (определяет стадию выполнения движений);
– блок контроля и коррекции.
Указанные блоки фактически отражают соответственно ориентировочно- исследовательскую, исполнительную и контролирующую функции операции. Они реализуются одиночными или групповыми взаимосвязанными сенсорными, интеллектуальными и моторными актами, включенными в структуру функциональных блоков. Например, при слежении пилотом за показаниями приборов – это акты перемещения взгляда, акты восприятия и оценки полетной информации.
При дальнейшей, более углубленной декомпозиции деятельности она будет представлена отдельными психическими и психофизиологическими процессами.
ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – нейродинамическое свойство, отражающее скорость образования новых функциональных связей в ЦНС. Методические приемы оценки динамичности в психофизиологических тестах базируются на оценке динамических параметров формирования непосредственно в процессе обследования некоторого ранее не существовавшего навыка сенсомоторного реагирования. При этом под динамичностью понимается способность к овладению новым навыком, обучаемость на уровне элементарных операций.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotyped response) – слаженная интегрированная система условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование Д. с. представляет значительные трудности для н. с., но, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую.
ДИСКРИМИНАЦИЯ – поведение или отношение к членам одной группе, несправедливое по сравнению с отношением к членам других групп. Дискриминация может проявляться на разных уровнях, от простого избегания до активных и враждебных атак на личность или группу людей.
ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ (англ. discomfort) – состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль, головокружение и т. п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Может возникать под влиянием вредных или непривычных воздействий на человека, при чрезмерном ограничении или увеличении числа сенсорных раздражителей, нарушении цикличности сна и бодрствования и т. д. Изучение причин возникновения Д. с. особенно актуально в связи с проблемами освоения человеком новых непривычных для него условий (в космическом полете, подводном плавании и т. п.). Электрофизиологическим показателем Д. с. является повышение активности медленных тета- и дельта-ритмов в ЭЭГ.
ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность и поведение человека.
ДИСФУНКЦИЯ – любое нарушение в нормальном функционировании организма, вызванное физическими или умственными процессами.
ДИСЦИПЛИНА — это общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения социальных и технических норм, правил поведения в организации, обществе, государстве.
В организации выделяют три основных вида дисциплины персонала:
– исполнительская дисциплина – исполнение каждым сотрудником своих обязанностей.;
– активная дисциплина – использование прав при исполнении обязанностей.
– самодисциплина – это исполнение работником своих обязанностей и прав на основе самоуправления.
Дисциплина труда – это отношения подчинения определенным правилам, требованиям, установленному порядку трудовой деятельности. Она выступает как объективная необходимость, свойственная всякому коллективному труду. Выделяют три основных источника дисциплины:
– воздействие деспотической власти или жесткой социальной необходимости определяет принудительную дисциплину, которая утверждается внеэкономическими или экономическими методами;
– осознание необходимости соблюдения каждым членом коллектива юридически установленных или традиционно сложившихся на предприятии норм и правил поведения означает сознательную добровольную дисциплину;
– внутреннее самоубеждение индивида, представляющего к себе лично высокие требования, выражается в самодисциплине.
ДИСФУНКЦИЯ – любое нарушение в нормальном функционировании организма, вызванное физическими или умственными процессами.
ДОВЕРИЕ – вера в искренность, честность и добросовестность человека.
Доверять – оказывать доверие, поручать, передавать
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ – (иначе – описание работ) – нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.
ДОМИНАНТА – господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит «переключение» раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. Понятие введено А. А. Ухтомским. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения.
Доминанта — это главная система рефлексов, обеспечивающая удовлетворение той потребности, которая в данный период времени оказывается основной, т.е. доминирующей, а все остальные потребности, поэтому оказываются как бы второстепенными и подчиненными, и соответствующая им рефлекторная деятельность будет подавленной. Т.е., происходит срочная мобилизация всех систем организма, прошлого жизненного опыта и восприятия окружающей среды ради достижения доминирующей потребности. Этой цели подчиняется вся текущая деятельность организма, т.е. формируется доминанта. По достижении цели мгновенно выявляется новая доминанта. Она может быть одной из тех, которые не смогли себя реализовать до этого момента. Все доминанты сохраняются в памяти, обогащая жизненный опыт, и при необходимости наиболее подходящая (или наиболее сильная, или чаще используемая) доминанта становиться ведущей с поправками на обстоятельства.
Все поведение человека, его работа, страсти и творчество основаны на конкуренции разных доминант. При этом доминанты высшего порядка служат фундаментом и движущим фактором всех установок и побуждений. Принцип доминанты выявляет физиологические механизмы активного поведения человека, его духовности, стремления к знаниям, преодолению трудностей.
Именно доминанта, как «рабочий орган мозга» и как фактор поведения и мышления, по Ухтомскому, естественно объединяет понятия о духовном и физическом человеке. Этот принцип научно объясняет разные уровни системной организации психофизиологических процессов: низшие, организменные, бессознательные и высшие, сознательные, мыслительные, включая интуицию как проявление «рецепции высшего порядка».
Ж
ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
ЖИЗНЬ.
1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма жизнь – это особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития.
2. Физиологическое существование живого организма.
3. Деятельность субъекта или общества в некоторых проявлениях.
Цель жизни (цель в жизни; цели человеческой жизни) Согласно Э. Фромму это достижение свободы
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.
ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ – события, подразумевающие важные перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни (например, увольнение с работы, развод, выход на пенсию и др.).
3
ЗАБОЛЕВАНИЕ – в страховании – нарушение здоровья, не вызванное травмой, при котором имеются объективные проявления, позволяющие установить диагноз.
ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ (болезнь психическая) – заболевания, характерные преимущественно расстройствами психики.
Выделяются три основных вида:
– психозы различной этиологии в том числе шизофрения, психозы аффективные, состояния параноидальные и др.;
– неврозы, расстройства личности и др. непсихотические нарушения – в том числе психопатии, специальные симптомы невротические, наркомании и пр.;
– задержки психического развития – в том числе умственная отсталость и пр.
ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ (психосоматоз) – ими занимается направление медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний – бронхиальной астмы, гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита.
Психологические факторы также играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях.