Книга Экологический деликт в судебной практике - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Викторович Жаров. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экологический деликт в судебной практике
Экологический деликт в судебной практике
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экологический деликт в судебной практике

Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа установил, что концентрации нефтепродуктов в почве в 130 раз превышают ПДК, поэтому «с учетом общеизвестных свойств нефтепродуктов по растеканию и проникновению в почву» взыскал вред с ответчика (постановление от 25 декабря 2023 г. по делу № А75-19000/2020).

Таким образом, накопленный вред уменьшается во времени и доказывается последним природопользователем.

8. Чек-лист:

• загрязнение какого объекта, какими веществами, номер и дата протокола отбора и протокола анализа во взаимосвязи, номер пробы;

• взяты ли пробы стоков/отхода или же брали только пробы воды в реке/пробы почвы?

• правомерно ли применен установленный Органом класс опасности отхода к периоду хранения, который течет после даты отбора пробы (не менялись ли характеристики отхода в этот период и т. д.)?

• разрешен ли государством сброс, размещение отходов с такими значениями ПДК (например, разрешение на пользование водным объектом)?

• относится ли вредоносная деятельность Общества или загрязняющее вещество к источнику повышенной опасности?

• не является ли описанное правонарушение следствием непреодолимой силы[71] или простого случая? Возникло ли оно за пределами территории Общества, включая пределы глубины хозяйственного освоения участка?

• какую редакцию методики надо брать?

• федеральная ли методика применена органом?

• корректна ли использованная формула методики?

• написаны ли цифры в левых частях уравнения в «Расчете» Органа или там только формула и итоговые значения размера вреда без расчета как такового?

• есть ли в материалах дела документы, где возможные причины вреда определены альтернативно? Если есть, то на основании каких документов Орган исключил другие альтернативы и вменил причинение только ответчику?

• есть ли в «Расчете» Органа «ориентировочные» значения (слово «ориентировочно»)? Допустимы ли они по Методике?

• верный ли применен коэффициент-дефлятор[72]?

ГЛАВА 3. ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ

1. Общие положения о причинной связи

Причинная связь – это объективная конкретная связь двух (или более) явлений, одно из которых (причина) в силу объективных законов развития материального мира вызывает другое (новое, не тождественное) явление (следствие)[73].

Причинная связь является элементом состава правонарушения, который рассматривается в тесной взаимосвязи с остальными элементами, в первую очередь вредом, виной и противоправностью.

В правовом контексте причинная связь играет важную роль при определении ответственности за причиненный вред и обязанности возмещения ущерба.

Чтобы установить, что вред наступил по причине конкретного действия (бездействия), нужно определить фактическую причинную связь между рассматриваемыми событиями.

Неочевидность причинно-следственных связей между негативным воздействием на природную среду и причиненным вредом, как одна из особенностей экологического ущерба, предопределяют трудность или невозможность возмещения вреда в натуре и исчисления причиненного вреда и в силу этого – условность оценки его размера[74].

В пункте 7 постановления ВС РФ № 49 указано, что по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 12 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой 7 Гражданского кодекса Российской Федерации»[75], по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред.

Основная проблема причинной связи кроется в ситуациях с альтернативной и кумулятивной причинной неопределенностью.

В первом случае достоверно установлен факт причинение вреда, но нельзя достоверно установить, что стало действительной причиной вреда, а также кто конкретно причинил вред. Классический пример: два охотника одновременно стреляют из ружей, одна из пуль попадает в человека, находящегося в лесу. Установить, чьим выстрелом убит человек, невозможно.

Во втором случае установлено несколько фактических причин наступившего вреда, например, если достоверно известно, что действия (бездействие) каждого сопричинителя нанесли вред, даже в том случае, если бы второго события не было.

Согласно классическому правилу сondicio sine qua non (лат. – «условие, без которого нет результата») деяние является причиной результата, когда оно является одним из необходимых условий его наступления.

В случае, если нужно оценить влияние нескольких обстоятельств, применяется NESS тест (Necessary Element for the Sufficiency of a Set of Conditions Sufficient for the Occurrence of the Effect – необходимый элемент для завершения набора условий, достаточного для возникновения вреда).

Согласно данному правилу, причиной следует считать лишь такое обстоятельство, которое является необходимым элементом набора условий, достаточных для возникновения вреда.

Дела о возмещении экологического вреда отлично иллюстрируют проблему смешанной причинной связи. Классическим примером является кейс о том, как десять предприятий независимо друг от друга в нарушение законодательства сбрасывают в водоем отходы. При этом по отдельности выбросы каждого предприятия не несут большой опасности, но в совокупности вызывают экологическую проблему.

В данной ситуации NESS тест удачно применим.

О вопросе распределения ответственности в таком случае необходимо ориентироваться на пункт 11 постановления ВС РФ № 49: по смыслу статьи 1064 ГК РФ, если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность. На размер доли каждого из причинителей вреда может влиять, в частности, опасность деятельности каждого из них, ее интенсивность и др. Так, на двух лиц, осуществляющих независимо друг от друга складирование твердых бытовых отходов на не предназначенном для этих целей земельном участке, может быть возложена ответственность в долях пропорционально объему отходов, определяемому, например, по количеству используемых транспортных средств для вывоза отходов, их вместительности, классу опасности отходов, образующихся от деятельности указанных лиц, и иных факторов. Когда долю в причинении вреда каждого из названных лиц установить невозможно, они отвечают в равных долях (статья 321 ГК РФ).

Однако NESS тест не применим в делах, где нарушением является бездействие, так как в этой ситуации ни одно бездействие никогда не будет признано необходимой причиной вреда. Если кейс связан с противоправным бездействием, то требуется смоделировать ситуацию, когда имело бы место активное правомерное поведение.

Так в деле №А57-26075/2023 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решения суда первой инстанции об отказе в иске о возмещении вреда, причиненного почве, указав следующее:

«истцом не представлено доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между возникшим ущербом и бездействиями администрации в сфере организации мероприятий по охране окружающей среды, а также что допущенное администрацией нарушение, явилось единственной причиной наступления негативных последствий в виде ущерба <…>

<…> истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями Администрации и ущербом, исходя из того, что под причинно-следственной связью понимается объективная категория, существующая между фактом причинения вреда (убытков) и незаконным решением, действием (бездействием) соответствующего органа и (или) его должностных лиц. Причинно-следственная связь должна быть юридически значимой, и признается таковой, если поведение причинителя непосредственно вызвало возникновение вреда, обусловило реальную, конкретную возможность наступления вредных последствий.»

Напротив, по результатам рассмотрения дела №А15-2382/2021 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа суд отменил судебные акты нижестоящих судов, признав бездействие администрации, выразившееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей в области обеспечения охраны окружающей среды (организация мероприятий по охране окружающей среды, организация благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля и надзора), направленных на исключение риска возникновения условий, приводящих к загрязнению окружающей среды, причиной загрязнения водного объекта. Суд кассационной инстанции удовлетворил исковые требования Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

2. Походы Верховного Суда к множеству причин

Рассмотрим недавно вынесенное определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2024 г. № 306-ЭС24-1621 по делу № А55-23879/2022[76].

Департаментом ветеринарии Самарской области предъявлен иск к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства о взыскании ущерба, причиненного несоблюдением предпринимателем требований ветеринарного законодательства и обусловленной этим вспышкой заболевания африканской чумы свиней (АЧС).

Ответчик обнаружил в своем крестьянском (фермерском) хозяйстве падеж свиней, о чем сообщил в государственное бюджетное учреждение Самарской области «Самарское ветеринарное объединение “Богатовская станция по борьбе с болезнями животных”».

Полагая, что вспышка заболевания африканской чумы произошла в результате несоблюдения требований ветеринарного законодательства предпринимателем, департамент обратился в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба, понесенного в виде выплат гражданам за отчуждение животных в целях ликвидации вспышки заболевания.

Нижестоящие суды иск удовлетворили, однако Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав следующее:

«В ситуации, когда возникновение очага заболевания может иметь несколько возможных альтернативных причин, в том числе не связанных с несоблюдением ветеринарных правил ответчиком, суд должен дать оценку тому, являлись ли допущенные нарушения систематическими и существенными в своей совокупности с точки зрения возможного вклада в повышение рисков заболеваемости. Если по результатам оценки представленных доказательств суд придет к выводу о том, что ответчик не является лицом, в результате действий (бездействия) которого публично-правовому образованию причинен вред, в том числе в связи с несущественностью допущенных ответчиком нарушений ветеринарных требований, в иске о возмещении вреда должно быть отказано. В том случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что поведение собственника животных является вероятной (хотя и не единственно возможной) причиной вспышки заболевания, но возложение на ответчика имущественной ответственности в полном объеме является несоразмерным характеру допущенных нарушений, то суд вправе, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности, уменьшить размер вреда, подлежащего взысканию с собственника заболевших животных (пункт 5 статьи 393, абзац второй статьи 1067 ГК РФ).».

Ответчик занял активную позицию при разрешении спора и приводил следующие доводы:

• наличие признаков заинтересованности и существенные системные нарушения в работе должностных лиц органов исполнительной власти региона, уполномоченных на проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов АЧС в 2020 году;

• утрата контроля за развитием эпизоотической ситуации по АЧС;

• неприемлемо низкая эффективность проводимых департаментом мероприятий по локализации и ликвидации очагов АЧС;

• непроведение мероприятий по недопущению заноса и распространения АЧС, несмотря на единичные вспышки еще в 2017 году при высоком риске повторного заноса возбудителя болезни в область;

• ненадлежащее реагирование департамента на вспышки АЧС, создающее условия для выноса инфекции из очага, что может привести к неконтролируемому распространению вируса АЧС за пределы региона и др.

Верховный Суд РФ указал, что нижестоящие суды не выяснили, как уполномоченный орган пришел к выводу, что вспышка заболевания на территории крестьянского (фермерского) хозяйства произошла именно по причине неограждения территории, прилегающей к помещению для содержания свиней, наличия в связи с этим свободного доступа посторонних лиц, диких и домашних животных.

Также по вопросу множества причин предлагаем изучить определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2020 г. № 46-КГ20-7-К6 по делу № 2-572/2019, рассмотренному Волжским районным судом Самарской области[77].

Фабула дела следующая. Истец обратилась в суд с иском к СНТ о возмещении ущерба, указав, что её земельный участок в СНТ периодически подвергается затоплению по причине ненадлежащего состояния резервуара для воды, расположенного напротив её участка, вследствие чего повреждён фундамент строящегося дома.

Нижестоящие суды отказали в удовлетворении иска со ссылкой на отсутствие прямой причинно-следственной связи между имевшими место в летний период 2018 года подтоплениями садового участка истца из резервуара для воды, принадлежащего ответчику, и дефектами конструкций фундамента, расположенного на данном участке.

В частности, суд указал, что перелив воды из металлического резервуара, принадлежащего ответчику, является вероятной, но не единственной причиной возникновения ущерба (на множественность причин указывали выводы, содержащиеся в заключении эксперта). При этом степень влияния факторов природного или иного характера на возникновение дефектов фундамента в каком-либо процентном соотношении экспертным путём не устанавливалась.

Однако Верховный Суд РФ указал, что невозможность точного расчёта убытков не является основанием для лишения потерпевшего права на возмещение ущерба, размер которого в таком случае определяется судом с учётом всех обстоятельств дела, исходя из принципов разумности и соразмерности.

Аналогичным образом невозможность точного определения степени влияния одной из совокупных причин на возникновение ущерба не должно приводить к лишению потерпевшего права на возмещение вреда.

Высший судебный орган с коллегами из нижестоящих судов не согласился, судебные акты отменил, дело вернул на новое рассмотрение.

3. Правоприменительные позиции судов

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21 декабря 2011 г. № 1743-О-О и постановлении от 2 июня 2015 г. № 12-П[78], а также содержащимся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № АКПИ15-249[79], исключительное свойство окружающей среды к самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия и особенности экологического ущерба, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), предопределяют необходимость применения условного метода определения его размера, используемого в методиках исчисления размера вреда.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Данные документы предназначены для количественного химического анализа и оценки состояния объектов окружающей среды, с целью государственного экологического контроля и мониторинга.

2

См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства” в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Заполярнефть”» от 2 июня 2015 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 24. Ст. 3547; ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133. (Далее также – ФЗ «Об охране окружающей среды»).

3

Абз. 6 пункта 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 № 12-П.

4

Так, Л. В. Криволапова справедливо отмечает, что имущественную ответственность за экологический вред нельзя отождествлять с гражданско-правовой ответственностью. См.: Криволапова Л. В. Правовое обеспечение возмещения вреда причиненного экологическим правонарушением: дис… канд. юрид. наук: 12.00.06. Саратов, 2000. С. 33, 34.

5

См.: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта “б” пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 22. Ст. 2752; Мисник Г. А. Возмещение экологического вреда в российском праве: автореф. дис… д-ра юрид. наук: 12.00.06. Москва, 2008. С. 34. Далее «право охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» мы будем называть «экологическим правом».

6

См., напр., постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2019 г. по делу № А50-19870/2017.

7

См.: Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». 2-е изд., испр. М.: Статут, 2003. С. 545; Братусь С. Н. О разграничении гражданского и административного права (К вопросу о предмете советского гражданского права) // Сборник статей / под. ред. Б. Б. Черепахина и др. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1962. С. 41; Черепахин Б. Б. Труды по гражданскому праву. – М.: Статут, 2001. С. 110.

8

См.: Колбасов О.С. Избранное. М.: РГУП, 2017. С. 204.

9

См., напр., постановление 14ААС от 15 июня 2017 г. по делу № А44-8533/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

10

См.: Ребиков И. Ю. Возмещение вреда, причиненного природным объектам и комплексам: автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.03. Волгоград, 2011. С. 8, 22.

11

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 2. Далее также – постановление Пленума ВС РФ № 49.

12

Климович А. В. Обязательства из деликтов в римском праве // Сибирский юридический вестник. 2008. № 1 (40). С. 44.

13

См. пункт 2 ст. 124 ГК РФ, а также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 1997 г. № 139-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона “О переводном и простом векселе”» // СПС «КонсультантПлюс».

14

Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

15

В таком виде этот принцип сформулирован в постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. № 4515/10 по делу № А38-2401/2008 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. № 11.

16

Ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

17

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. № 42-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона “О гидрометеорологической службе”, пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Валмакс” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 41. Ст. 7064; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды” и постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Тополь”» // Там же. 2013. № 11. Ст. 1164.

18

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” и статьи 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” // Там же. 2002. № 52, ч. 2. Ст. 5290.

19

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31, ч. 2. Ст. 5007.

20

О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (вместе с “Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)”): постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096 (ред. от 28 февраля 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 28, ч. 1. Ст. 5526.

21

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (ред. от 30 июля 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3347.

22

Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля: Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 (ред. от 11 сентября 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1715.

23

СПС «КонсультантПлюс».

24

СПС «КонсультантПлюс».

25

Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования: приказ Росприроднадзора от 30 декабря 2020 г. № 1839 (ред. от 23 августа 2024 г.) // Там же.

26

Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33. Ст. 3895.

27

СПС «КонсультантПлюс».

28

СПС «КонсультантПлюс».

29

СПС «КонсультантПлюс».

30

СПС «КонсультантПлюс».

31

Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»: решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2022 г. № АКПИ22-494 // СПС «КонсультантПлюс».

32

Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.

33

СПС «КонсультантПлюс».

34

СПС «КонсультантПлюс».

35

Брославский Л. И. Ответственность хозяйствующего субъекта за причинение экологического вреда // Хозяйство и право. 2023. № 5. С. 69–96.

36

См.: Хлуденева Н. И. Правовые пределы имущественной ответственности за вред окружающей среде // Журнал российского права. 2019. № 3. С. 152–164; Краснова С. А. Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права // Хозяйство и право. 2023. № 5. С. 97–109.