Поэтому, чтобы реально облегчить ее участь, необходимо вызвать у нее именно зависть. Отправим в этот магазин покупательницу из наиболее обеспеченных слоев (можно – еще из числа широко известных персон), которая будет для данной продавщицы объектом зависти, с задачей максимально привлечь к себе внимание. И продавщица действительно задумается, сколь многого не позволяют ее зарплата и ее работа, и испытает выраженную зависть, но ощутит и причины этого явления – однозначную разницу в статусе и уровне дохода. И, как ни странно, понимание причин успокоит ее, и, при усилении зависти к имущим, устранит последствия испытанного ранее унижения. Более того, усиленная зависть вызовет и некоторое удовольствие – хотя бы от того, что все-таки удалось успокоиться и взять себя в руки.
Что дальше? Возьмем любого из своих подчиненных, расслабленно отдыхающих на рабочем месте, и неожиданно сделаем ему ценный подарок, еще и с благодарностью за какие-либо заслуги. Все опять по той же схеме – доставляя столь непредусмотренное удовольствие, мы стимулируем нарушения самооценки и подавляем лень. Самооценка изменится в сторону незаслуженного завышения – сотрудник никогда не признает, что ничем не достоин поощрения. Что касается лени – как ни странно, на протяжении некоторого периода времени этот работник резко активизируется, перестанет спать весь рабочий день и, вполне возможно, даже начнет в какой-то части выполнять должностные обязанности.
Теперь необходимо вспомнить о символе «инь – ян» и рассмотреть два первоначала, заложенных в каждой совершенной эмоции, и два крайних варианта того, что с этой эмоцией может происходить. Согласно все той же модели, здесь тоже нет каких-либо неясностей: эмоция может идти либо по пути развития, либо по пути удовлетворения. В первом случае у человека формируется некое стремление, во втором – некая потребность.
Когда говорится о развитии эмоции, мы имеем в виду процесс, при котором интенсивность эмоции будет все усиливаться, и человек будет испытывать ее все более длительно. Чтобы контролировать этого человека, необходимо знать, к чему же это приведет, дойдя до максимума. Но не только – надо знать не промежуточные проявления изменений, а именно крайность и тенденцию, которая будет проявляться у него всегда как результат абсолютного развития той или иной эмоции, и всегда будет одинаковой.
Если говорить об удовлетворении эмоции, имеется в виду то, что должно произойти, чтобы данный человек перестал испытывать связанный с нею эмоциональный дисбаланс и на некоторое время вернулся в равновесное состояние. И, как и в предыдущем случае, это должен быть крайний вариант, действующий одинаково в любой ситуации.
Начнем, как и раньше, с эмоции зависти. При развитии зависти до максимума, она порождает стремление к разрушению, а для ее удовлетворения необходимо реализовать такую потребность, как обладание. Что это значит, и чем может нам пригодиться?
Действительно, если мы постоянно испытываем зависть к тому же соседу, купившему новую машину, на определенном этапе нас искренне обрадует, если эту машину угонят или он ее случайно разобьет. На некотором этапе могут оказаться внутренне приятными и болезнь этого соседа или его проблемы в бизнесе. А когда-то, если зависть будет все усиливаться, сможет обрадовать и то, что машина просто взорвется вместе с самим соседом, а лучше еще и с его домом, для полноты картины. А может ли произойти так, что мы сами постараемся повредить эту машину или ее владельца, особенно если сможем сделать это безнаказанно? Потенциально возможно все, зависит лишь от интенсивности эмоции. Тем не менее, здесь видно: некоторый уровень развития зависти создал тенденцию, когда у нас появилось стремление к разрушению, и теперь усиливаться будет уже не столько сама зависть, сколько производное от нее стремление.
Теперь об обладании. Получив предмет зависти (в данном случае – ту же или такую же машину), мы на некоторое время восстанавливаем эмоциональный баланс. Конечно, если при этом завидуем соседу только в связи с машиной, а не по целому ряду других оснований. Но и в более сложном случае мы на какой-то период времени успокоимся, получив вообще все предметы, с которыми связана наша зависть, включая дом соседа, его должность, тапочки и такую же прическу. Причем здесь важен сам факт обладания – вовсе не обязательно, что мы во всем этом нуждаемся, что примем это и будем пользоваться полученным.
В случае с удовольствием, его развитие порождает стремление к извращению, а удовлетворение обеспечивается потребностью в получении.
Ярким примером имеющегося здесь стремления может стать любой шопоголик, для которого нормальный процесс покупок и связанные с этим удовольствия при развитии получают извращенную форму. Путь от разового удовольствия к извращению проходят утонченные гурманы, чрезмерно увлекающиеся деликатесами или редкими винами, несмотря на вред здоровью, алкоголики, наркоманы. К сексуальным извращениям часто могут быть внутренне склонны проститутки, испытавшие слишком много удовольствия от обычного секса и поставившие его «на поток». По сути, зародыш извращения может иметь в себе любая систематическая деятельность, связанная с субъективным удовольствием – достаточно посмотреть на фанатичных коллекционеров чего-либо, которых уже трудно назвать психически адекватными.
А вопросов с потребностью в получении, наверное, и вовсе не возникнет. Временное восстановление внутреннего баланса возможно лишь через получение того самого субъективного удовольствия – причем именно в том виде, в каком оно требуется данному конкретному человеку.
Проблемы с самооценкой понять всегда сложнее, поэтому и то, что может с ними произойти, отнюдь не просто. Развитие данной эмоции создает стремление к предательству, а ее удовлетворение происходит за счет потребности в понимании.
Разобраться в этом нам поможет все та же продавщица, перед которой мы так и не извинились за проведенный над нею эксперимент. Мы незаслуженно занизили ее самооценку, но сделали это лишь один раз. Забудем о какой-либо этике и продолжим начатое. Теперь мы будем посещать данный магазин и унижать продавщицу регулярно, причем делать это по-разному. Чтобы эмоция приобрела максимальную интенсивность, наймем для этой цели еще человек двадцать, представляющих совершенно разные социальные категории. Что мы получим в итоге? Несомненно, что на каком-то этапе у продавщицы будет лишь желание уволиться из этого магазина. Но после перехода в другой магазин мы не оставим ее в покое. Затем появится стремление никогда не работать продавцом. Потом разовьется неприятие сферы торговли. А если то же самое будет продолжаться и при смене всех мест работы, выработается ненависть к тому городу, где она живет, и желание куда-то переехать. Во всех перечисленных случаях это проявления стремления к предательству, которое становится тенденцией при определенном уровне интенсивности эмоции.
Что касается потребности в понимании – частично об этом уже говорилось все в том же примере с продавщицей. Вспомним, что она успокоилась и пришла в себя, когда мы стимулировали ее зависть. Одним из главных факторов тогда стало именно понимание причин неадекватного поведения покупателей, связанных с разницей имущественного статуса и «испорченностью деньгами». То есть, пока унижение было необъяснимым и несправедливым – это вызывало сильную эмоцию, но когда причины поведения оскорбителя стали понятными, эмоция ушла.
Достаточно необычны первоначала, содержащиеся в простейшей эмоции лени. С точки зрения развития, это стремление к искажению, а с позиции удовлетворения – потребность во взаимности.
Впрочем, и здесь все до боли близко и жизненно. Если ваш сотрудник единожды не выполнил порученную работу, это еще поправимо. Но если лень пересиливает, и он не успевает что-либо сделать регулярно, и вообще всегда охвачен апатией, на каком-то этапе он перестает ощущать свою вину и принимать упреки как справедливые. Он просто искажает свое восприятие мира и формирует более чем серьезные причины, препятствующие ему, и даже полностью логичное и детальное обоснование своей апатии. Если отправить этого сотрудника к психоаналитику, в итоге вы поразитесь, какой талант у вас работает – ведь его бездеятельность базируется на целой идеологии, причем продуманной до мелочей.
С потребностью во взаимности все не менее очевидно. Если вы поддержите этого сотрудника в его лени, согласитесь со всеми выдуманными им причинами, а ту же апатичную позицию, что и он, будут занимать все его коллеги – велика вероятность, что апатия продлится недолго, и вскоре он будет способен демонстрировать чудеса активности. Связанная с эмоцией лени потребность во взаимности будет удовлетворена, и эмоциональная гармония восстановлена.
Последнее, с чем осталось разобраться – страх, содержащий в себе стремление к зависимости и потребность в управлении.
Здесь снова пригодится пример с прохожим, которого мы испугали с помощью бетономешалки. Допустим, наши моральные ценности полностью разрушены регулярными издевательствами над продавщицей, поэтому в опытах над этим человеком нас не способно остановить ничего. Следовательно, продолжим: теперь каждый раз в том же месте его будет поджидать все та же опасность. Очевидно, через некоторое время страх опасности приведет к тому, что наш персонаж будет выбирать другие пути, чтобы добраться до пункта назначения, и станет избегать места происшествия. Налицо его первая иррациональная зависимость от этого места и связанного с ним страха. Но и это нас не остановит: теперь бетономешалка с пьяным водителем будет поджидать его в период рабочего дня в самых неожиданных местах. Стремление к зависимости усилится: теперь он будет стараться не передвигаться пешком в рабочее время (а может быть, и вовсе не выходить на улицу). Но когда адская бетономешалка будет создавать угрозу его жизни в самых неожиданных местах, включая его собственную дачу и глухой лес, и в самое неожиданное время, мы добьемся, что он станет испытывать страх и при виде любой другой бетономешалки. А впоследствии – при виде любой строительной техники, а затем и вообще всякого транспортного средства. Зависимость все сильнее, и страх возникает каждый раз, когда она срабатывает, хотя реально он нелогичен.
Осталась потребность в управлении, способная устранить страх и нормализовать состояние подвернувшегося нам прохожего. Допустим, наш прохожий выясняет, что дело лишь в ненавидящем его водителе бетономешалки, узнает его личные данные и имеет возможность заявить на него в соответствующие органы. И страх уступает место рациональному поведению. Управлять своим страхом он может и в других, самых разнообразных формах – например, через ношение особого противоударного костюма или передвижение только на броневике.
В принципе, даже этот набор информации дает возможность достаточно эффективно управлять сферой совершенных эмоций. Тем не менее, эмоция является лишь разовым мотиватором – как правило, недолговечным и легко нейтрализуемым даже случайными обстоятельствами.
Поэтому основной задачей управления душой на этом уровне (который, кстати, называется «уровнем низменного») является создание максимально яркой и сильной эмоции, для нейтрализации которой потребуется что-то столь же яркое и сильное. Существует и секрет создания сильнейшей эмоции: она должна обязательно содержать в себе оба первоначала, как стремление, так и потребность.
Таким образом, самым сильным страхом будет… Вернемся к прохожему и бетономешалке. Если в имеющейся у него эмоции сразу содержится и зависимость, и управление, выглядеть это будет примерно так: прохожий знает все средства для нейтрализации бетономешалки и может их применить, но и водители бетономешалки меняются, они крайне изобретательны и напористы, в итоге чего всегда сохраняется вероятность любого исхода. Страх, который формируется таким образом, может стать действительно паническим и всепоглощающим, а его случайная нейтрализация другой эмоцией становится все менее вероятной.
Но сделаем еще один акцент: для решения большинства задач, нужная эмоция отнюдь не всегда должна быть самой сильной и длительной, достаточно бывает самых простых воздействий. Ведь применяемые инструменты должны быть сопоставимы с результатом.
Последнее, что следует затронуть здесь – традиционные схемы вызова любой эмоции. Здесь выделяются несколько вариантов, которые можно выбирать по своему усмотрению и в зависимости от ситуации.
Самый простой вариант – прямой вызов требуемой эмоции через воздействие извне. То есть, если нам нужно вызвать страх, мы создаем что-либо, способствующее возникновению страха, и этого нам хватает.
Более сильный вариант, уместный в более сложных ситуациях – опосредованный вызов эмоции через усиливающий элемент. Допустим, нам нужно вызвать все тот же страх, но никаких ресурсов, способствующих этому, в распоряжении нет. В этом случае остается вызывать и усиливать предшествующую эмоцию лени, усиление которой будет автоматически приводить и к развитию страхов. Но здесь следует учитывать, что полученный страх будет вторичным, а потому менее интенсивным, чем наше воздействие.
Для вызова более мощной эмоции используется дублирующий вариант, когда извне одновременно и очень интенсивно стимулируются требуемая эмоция и предшествующая ей. Эта схема уместна для достижения более значимых результатов, а также рекомендуется в незнакомых условиях, когда трудно оценить все внешние факторы.
Однако это лишь уровень простейших и краткосрочных воздействий. Хотя даже здесь качественная работа может решить многие проблемы, связанные с рабочими и личными вопросами, ведением бизнеса, политической деятельностью и иными социальными проявлениями.
Мотивация чувствами
Наверное, не зря эмоции назвали сферой низменного. Ими так легко управлять, да и вызов их практически общедоступен… Радует лишь одно – все эмоции, столь подверженные внешнему манипулированию, мимолетны. Другое дело – по-настоящему глубокие и сильные чувства, которые и составляют основу внутреннего мира человека на протяжении всей его жизни. Кто бы и что при этом ни говорил, но вызвать серьезное чувство у первой попавшейся продавщицы или случайного прохожего не удастся – возможно, в этом и состоит истинная свобода воли.
Возможно, именно по этой причине данную сферу кто-то считает запретной для вмешательств, а сами чувства —удивительным феноменом, который следует ценить и лелеять. Итак, перейдем к инструментам управления «уровнем нормального» в эмоциональной структуре – тем, что принято называть совершенными чувствами.
Совершенным чувством является наиболее глубокое и сильное проявление эмоциональной сферы, оказывающее длительное мотивирующее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека. Причины и механизмы возникновения чувств тоже не объяснимы логикой и полностью стихийны – на то они и относятся к эмоциональной стороне души.
Классические представления о влиянии на человека выделяют всего пять совершенных чувств, каждое из которых, как и в предыдущем случае, соотнесено с одной из стихий (первоэлементов). А главная особенность каждого совершенного чувства – в том, что в качестве основы оно включает в себя все пять совершенных эмоций, причем одновременно и в самом сильном их выражении.
Рассмотрим пять совершенных чувств по порядку, в той же последовательности, что и эмоции – начиная с первоэлемента «Дерева».
Первым в этом ряду является важнейшее и сильнейшее чувство – самореализация. Даже на его примере можно понять, что данная сфера вовсе не проста: самореализация может быть абсолютно разной и проявляться практически в любых формах. Более того, даже на предмет, что же вообще является самореализацией, а что не является, по сей день продолжают спорить философы и ученые. У кого-то это чувство направлено в профессиональную сферу, у кого-то – в область творчества, а кто-то может испытывать его даже в семейных отношениях. Встречаются и совсем необычные варианты – ведь какой-нибудь тибетский монах, ведущий отшельническую жизнь и посвящающий все время самосозерцанию, испытывает то же чувство.
Посмотрим, как этому чувству удается содержать в себе все пять совершенных эмоций. Для типичного примера возьмем, допустим, человека, который самореализуется через профессиональную деятельность в качестве врача.
Еще раз подчеркнем иррациональность этого явления: работа врача тяжела и во многом неприятна. Она поглощает много времени, сил и нервов, но пациенты далеко не всегда вызывают симпатию. Не всегда они бывают и благодарны за помощь. Уровень дохода врача часто много ниже, чем в других сферах, особенно в государственной клинике. Ко всему прочему, каждую минуту есть риск врачебной ошибки, из-за которой пациенту станет хуже или он вообще умрет. Происходит у врача и профессиональная деформация психологии, несколько меняется личная жизнь. Короче говоря, работать в этом качестве непросто, и количество однозначных преимуществ часто много меньше числа явных минусов такой деятельности. Соответственно, здесь нужно истинное призвание – какое-то глубокое иррациональное чувство, которое будет сильнее всех объективных факторов.
Если вернуться к предыдущей схеме, то нам приходится начать с эмоции зависти, которая в обязательном порядке должна присутствовать в испытываемом нашим подопечным чувстве самореализации. И действительно, профессиональная самореализация всегда основана на факторе зависти: пока наш условный человек еще не стал врачом, а лишь собирается, он завидует всем успешным представителям этой профессии. Есть у него и примеры для подражания, которым он завидует сильнее, чем остальным. Когда он становится студентом-медиком, зависть усиливается, и живых примеров перед ним много больше. Являясь молодым специалистом, он завидует более опытным врачам, имеющим более обширную практику. И сколько бы он ни шел по пути самореализации, развиваясь и покоряя все новые вершины, в профессиональной сфере всегда будет кто-то в качестве объекта для зависти. А на определенном этапе он начнет завидовать даже студентам-медикам, которых еще не настигла профессиональная деформация личности, и детям, мечтающим стать врачами и видящим эту профессию «через розовые очки».
Следующая эмоция, которая здесь тоже должна быть – удовольствие. Не будем брать крайние варианты, когда молодой человек идет в хирурги или стоматологи для проявления скрытых садистских наклонностей, а ограничимся чем-то более простым и понятным. Хотя, и в «садистском варианте» фактор удовольствия налицо. Как, собственно говоря, и в любом другом: чтобы человек реализовал себя через работу врача, он должен испытывать ярко выраженное субъективное удовольствие, хотя оно может быть разным – от результатов работы, от процесса лечения, от возможности носить белый халат или даже от реализации сексуальных фантазий, связанных с медсестрами.
Далее идут нарушения самооценки. Они в данном случае вообще лежат на поверхности: на протяжении профессиональной самореализации, наш условный врач постоянно то недооценивает себя, то переоценивает. Причем хронология здесь роли практически не играет: являясь студентом, он может ощущать себя призванным внести великий вклад в мировую медицину, а, став пожилым и увенчанным всеми мыслимыми регалиями профессором, чувствовать себя жалким неудачником, прожившим жизнь зря. Единственное, чего у него не будет никогда, пока его самореализация связана с медициной – это действительно адекватной оценки себя.
Присутствие лени в наивысшем выражении здесь особенно очевидно. Посвящая себя сфере медицины, наш «самореализуемый» автоматически прекращает делать что-либо в других сферах, где, возможно, тоже мог бы добиться многого. Он не предпринимает большого числа действий, не связанных с профессиональной сферой, хотя те и могли бы вести к его прямой выгоде, и прекращает искать другие пути собственного развития. Ведь не случайно полное профессиональное самоопределение связано с обретением повышенного спокойствия и уверенности, напрямую связанных с эмоцией лени.
И, наконец, страх. Без него о настоящей самореализации говорить вообще не приходится: страх, что не получится, страх случайно навредить пациенту или привести его к летальному исходу, страх не заметить каких-то значимых симптомов. И, естественно, страх потерять работу или не получить ее, страх перед законом и профессиональными нормами. И самое страшное в медицинской сфере – угроза дисквалификации и потери права на врачебную практику. А за уж совсем ошибочное лечение могут и приговорить к уголовному наказанию, что тоже остается немалым основанием для страха…
Следующим совершенным чувством считается любовь. Да, и это чувство, обсуждаемое философами и воспеваемое поэтами, тоже вписано в функциональную схему. Пусть недостаточно поэтично, зато реально.
А ведь огромное число людей всю жизнь страдает из-за любви, не встречает взаимности. Многих может годами мучить вопрос, является ли их любовь к спутнику жизни настоящей любовью, или ей чего-то не хватает. Не менее сложен и обратный вопрос, из разряда «любит – не любит»: стоит оценивать поведение интересующего человека как проявления по-настоящему глубокого чувства, или это всего лишь мимолетное влечение, вызванное сочетанием простых эмоций.
Вряд ли можно назвать что-то более иррациональное, чем настоящая любовь. Логика здесь надолго отключается и постепенно атрофируется. Объектом любви может стать человек, отнюдь не лучший и даже совершенно не подходящий с точки зрения внешности, физических, душевных или интеллектуальных характеристик. Испытываемое чувство может быть никак не связано и с поведением этого человека – напротив, нередко любят вопреки всему, в том числе и активному сопротивлению со стороны объекта чувства. Но, с другой стороны, как определить, является ли некто «подходящим» для любви – ведь определение этого должно строиться хоть на какой-то логике, а мы говорим о совершенном чувстве, глубоком и полностью иррациональном?
Снова возьмем пример, простой и распространенный: некий мужчина испытывает любовь к некой женщине. Несмотря на ее безразличное к нему отношение, целый ряд недостатков в ее внешности и манерах, откровенно тяжелый характер, наличие у нее массы злобных родственников и, допустим, глубокую приверженность одной из экстремистских сект.
И, как в любом совершенном чувстве, первым компонентом здесь будет сильнейшая и ярко выраженная зависть. Ничего странного в этом нет – ведь мы нередко говорим о том, что восхищаемся тем, кого любим, а восхищение тоже проявление зависти. То есть, при этом объект любви обладает некими реальными или кажущимися качествами, поражающими влюбленного и вызывающими у него сильнейшую зависть (именно «сильнейшую» – потому, что он сам обладать ими в обозримом будущем не будет и реально не стремится). В нашем примере, это может быть доброта, нежность, красота, и еще целый перечень реальных для влюбленного достоинств, включая доброе отношение к животным, умение вкусно готовить или изящную походку (ведь мы говорим о субъективной реальности).
Следующий компонент «любовного зелья» – сильнейшее удовольствие. В данном случае, это не только сексуальное удовлетворение (которое, притом, не всегда может быть одинаково сильным), но и просто удовольствие от присутствия объекта любви, от пребывания рядом с ним, от общения с ним и вообще от его наличия в природе. Это и субъективное эстетическое восприятие, когда влюбленный просто смотрит на него или прикасается к нему, и иные совсем иррациональные проявления, позволяющие радоваться звуку голоса любимого человека, его телефонному звонку или сообщению. То есть, удовольствий, связанных с наличием объекта любви, влюбленный получает не просто много, а очень много – возможно, больше, чем от всего остального в своей жизни. К тому же, с точки зрения окружающих большая часть таковых может быть весьма сомнительной – что нисколько не умаляет ценности получаемых эмоций.
Далее следуют нарушения самооценки. И действительно, влюбленный никогда не будет оценивать себя полностью адекватно. Находясь рядом с объектом любви, он может ощущать себя самым лучшим, самым счастливым и самым успешным (даже являясь при этом бедным, тяжело больным и абсолютно бесперспективным). Даже самый озлобленный и побитый жизнью человек, одержимый чувством любви, значимо меняется, потому что начинает воспринимать себя совсем не таким, каким является объективно. Но перепады в самооценке тоже чрезвычайно сильны – иногда он будет испытывать жуткий комплекс неполноценности, ощущая себя не достойным объекта любви и жутко ревнуя его ко всем окружающим (в том числе и к тем, кто не в состоянии составить ему конкуренцию ни по каким параметрам).
Лень, связанная с любовью, приводит к тому, что влюбленный, даже не получая взаимности, не ищет других объектов для своих чувств, не строит других отношений, изолируется от многих интересных предложений и перспектив. На некоторых этапах, влюбленность может приводить к снижению работоспособности, апатии во всех сферах, не связанных с объектом любви. Однако при наличии взаимности эта апатия быстро проходит, поскольку работа и построение карьеры уже связываются с обеспечением объекту любви достойных условий жизни. Но на протяжении всего периода действия чувства (иногда и всю жизнь) влюбленный лениво игнорирует других представителей противоположного пола, не развивает дополнительных отношений с ними, не отвечает на их знаки внимания. С эмоцией лени связана и столь характерная для настоящей любви верность – ему лень испытывать те же эмоции с кем-то другим и даже пробовать это.