Книга PR для командующего реальностью. Методичка информационного военачальника - читать онлайн бесплатно, автор Александр Сергеевич Ольшевский. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
PR для командующего реальностью. Методичка информационного военачальника
PR для командующего реальностью. Методичка информационного военачальника
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

PR для командующего реальностью. Методичка информационного военачальника

Страх, содержащийся в любви, не менее силен. В первую очередь, это страх потерять объект любви или разрушить отношения с ним. Сюда же относятся опасения сказать или сделать что-то не так, незаслуженно обидеть любимого человека, оказаться недостойным его, причинить ему любую боль или огорчения. Именно на постоянном страхе строится повышенная внимательность и заботливость влюбленных, но от этого не является менее трогательной. Ведь без обязательного присутствия всех пяти эмоций нет и совершенного чувства.

Очередное совершенное чувство можно определить как самопродолжение. Семьи, стремящиеся несмотря ни на что завести и вырастить детей, женщины, для которых обязательна тяга к материнству, мужчины, мечтающие о наследнике… Все эти люди не станут спорить, что это чувство представляет собой один из сильнейших в жизни мотиваторов, способных повлиять на принятие любых решений и в любом направлении изменить судьбу человека. Именно это чувство приводит к тому, что бездетные люди готовы усыновить даже чужого ребенка. Впрочем, возможны и вариации вроде хрестоматийного «посадить дерево, построить дом, вырастить сына» – самопродолжение может не ограничиваться только деторождением, но и включать в себя тягу к любым видам созидания.

Впрочем, и здесь нелогичность налицо. Деторождение отнюдь не всегда связано с достаточной для этого социальной зрелостью, наличием возможностей вырастить ребенка или хотя бы обеспечить его минимумом необходимого. Человек, считающий своим долгом создать свое продолжение, нередко может вообще не вписываться в общество, не быть сколько-нибудь устроенным в жизни, находиться в самом плачевном состоянии здоровья. Но к обязательному рождению потомства тянутся все – в том числе обладатели тяжелейших генетических болезней, хронические алкоголики и наркоманы, люди с врожденной умственной отсталостью. Однако самопродолжение никак не связано с логичными мыслями о том, каково будет жить полученному потомству: будет ли оно голодать и расти в нищете, страдать все от тех же генетических болезней или вообще умрет в раннем возрасте.

Все пять совершенных эмоций выражены здесь не меньше, чем в любом другом чувстве. Зависть направлена на тех, у кого уже есть свое потомство, у кого оно в чем-то лучше, кто его уже вырастил. Иногда зависть лежит в основе самопродолжения и в не совсем обычных формах: например, это может являться неким видом социального самоутверждения по отношению к бездетным представителям имущих слоев. Действительно, весьма часто многодетные семьи создают люди, которые не в состоянии содержать даже самих себя.

Удовольствие в случае с этим чувством зачастую основано на факте создания кого-то или чего-то, что является собственным творением. Формы удовольствия могут варьироваться – кто-то получает его просто от наличия кого-то близкого и совсем родного, кто-то от процесса воспитания или замены пеленок, кто-то от ощущения некой внутренней гармонии. Нередко здесь может присутствовать и просто эстетическое восприятие – ведь некоторые люди воспринимают ребенка практически аналогично котенку, щенку, черепахе или редкой разновидности жука, одинаково умиляясь и радуясь наличию кого угодно из этого списка.

Первые нарушения самооценки при этом чувстве связаны с ее резким повышением при обретении статуса родителя, ощущением своей зрелости и особой значимости. Однако, пара дегенеративных подростков, волею случая ставшая парой родителей, становится от этого не менее дегенеративной. Но самооценка скачет из стороны в сторону весь период, когда человеку приходится сталкиваться с самопродолжением. Иногда он ощущает свое полное бессилие, будучи не в состоянии совладать с детским плачем или очередной глупостью своего детища, иногда ощущает гипертрофированную гордость от того, что вырастил самого талантливого в мире ребенка, который научился ходить на горшок.

Лень в этом случае связана с весьма странным ощущением, что теперь все в жизни сделано, и стремиться больше не к чему. Кто-то испытывает его сразу после рождения ребенка, кто-то – после того, как вырастит его, а кто-то – лишь при рождении правнуков. Другим проявлением лени является резкое снижение социальной активности и стремление полностью посвятить себя своему детищу (причем это может сохраняться и до тех пор, когда само детище достигнет пенсионного возраста). Очень часто деторождение ведет к завершению собственной карьеры, отказу от всех имеющихся планов и проектов, а порой и к полной личной деградации.

Ну, а страхи, которые связаны с чувством самопродолжения, можно перечислять до бесконечности. Сначала – страх ответственности за кого-то еще, страх зачатия и процесса беременности, страх родов (причем испытываемый как самой роженицей, так и ее супругом). Затем – панические страхи перед каждой детской болезнью, опасения за жизнь ребенка, боязнь того, что может произойти с ним при освоении простейших бытовых предметов. Далее – страхи за будущее ребенка, страхи перед его нянями и преподавателями, перед государством, пытающимся забрать маменькиного сынка в армию, и злобными работодателями, нещадно эксплуатирующими его. И очередная серия страхов – перед хищницами, подло пытающимися женить на себе ребеночка, и перед развращенными негодяями, почему-то ухаживающими за его сестрой. И так далее, на протяжении всей жизни.

Несколько неожиданно в этом ряду смотрится чувство познания. Но с рациональной точки зрения, оно не менее абсурдно, чем все остальные, и порой ведет к не меньшим последствиям.

Зачем человеку знать причины каждого природного явления? Какой реально смысл спускаться в самую глубокую океанскую впадину для обнаружения нового вида редкой океанской гадины, на полтора сантиметра большей, чем ее сородичи? Зачем, рискуя жизнью, выходить в открытый космос? Ради чего посвящать всю свою жизнь изучению патологической физиологии монгольской жабы, внутриклеточных процессов или математических теорий? Зачем ему с точностью до дня устанавливать даты жизни давно покойного древнего царя, классифицировать формы древних бус или считать количество суставов на каждой ноге многоножки? Станет ли ему каким-то образом практически лучше от получения всей этой информации? Но задумайтесь – сколько самых странных и неожиданных вещей делается в мире под влиянием чувства познания. И, вполне возможно, что-то из этого делаете в данный момент и вы лично.

Зависть в познании проста – в отношении тех, кто обладает большим количеством информации, тех, у кого информация является более достоверной, и тех, кто потенциально мог бы обладать всей информацией вообще. Человек, одержимый познанием, может завидовать давно умершим легендарным ученым, даже если те никогда не существовали, гипотетическим древним цивилизациям или всеведущему божеству. Также эта эмоция направлена в адрес тех, кому получение новых знаний дается проще, у кого получается их лучше понять или увязать со своей картиной мира. Короче говоря, в адрес всех, в той или иной мере.

Удовольствие от получения новых знаний или какой-то частички информации способно выражаться в самых патологических формах, а его проявления способны удивить самого невозмутимого человека. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на реакцию биолога, нашедшего новый сустав на восемнадцатой ноге давно изучаемой им многоножки. Или хотя бы на мелкую радость пенсионера, обнаружившего опечатку в тексте газетной статьи.

Формы нарушений самооценки, связанных с процессом познания, достаточно подробно описаны в самых разных источниках. Правда, в большинстве случаев это формы клинические. Однако факт остается фактом – это и реальная мания величия, поджидающая первооткрывателя сустава многоножки, и ощущение торжества над всем миром у пенсионера, нашедшего опечатку. Другая сторона представлена комплексом неполноценности в сравнении с теми, кто обладает большим числом сведений о древних бусах, а также глубоким ощущением собственного ничтожества ввиду неумения общаться на одном из мертвых языков.

Лень здесь еще более поразительна – достаточно обнаружить новый вид океанской гадины, чтобы считать себя вписавшим свое имя в историю и до конца жизни почивать на лаврах. Кстати, заметьте: представители фундаментальной науки часто наиболее апатичны и лишены активных социальных проявлений, хотя со стороны понять их в этом непросто.

Страх выражается в опасениях получить недостоверные знания, потерять достоверные, не так понять что-либо, не успеть узнать что-то важное. Также – в потенциальной возможности узнать нечто чудовищное, что полностью перевернет вашу жизнь и покажет, что все сделанное до этого было сплошной ошибкой. Больной боится узнать свой настоящий диагноз, муж боится узнать правду об изменах жены… Есть и другая сторона – постоянная боязнь оказаться непонятым или лишиться рассудка от обилия информации, что тоже не исключено. Далее – страхи перед недоброжелателями, силами природы, древними проклятиями, экологическими проблемами и вообще всем окружающим. Ведь не напрасно считается: меньше знаешь – крепче спишь. Но тяга к познанию все равно невероятно сильна.

Последним из пяти совершенных чувств является вера – единственная движущая людьми сила, которая еще не была названа.

Она заставляет человека отказываться от того, что ему нравится, толкает его на убийство или самоубийство, становится причиной неожиданной щедрости, провоцирует войны. Действительно сильное чувство, хотя и пугающее по своим возможностям. Оно не ограничивается только сферой религии – часто абсолютная вера адресована политику, звезде эстрады, родственнику, просто авторитетному человеку. А иррациональна она тем, что данное чувство, как и все остальные, возникает без достаточных причин, и скорее вопреки объективным фактам.

Зависть в случае с верой может быть направлена куда угодно, в зависимости от направленности веры. Объектом сильной зависти могут стать всесильное божество, прохлаждающиеся в раю праведники, причисленные к лику святых мученики, церковные иерархи, государственные чиновники, звезды шоу-бизнеса. Также можно завидовать тем, кто обладает чем-либо незаслуженно или заслуженно, тем, кто умнее, сильнее, успешнее, спокойнее, здоровее. Вера дает неограниченный простор для зависти, который активно используется для ее усиления.

Удовольствие присутствует при общении с объектом веры, выполнении рекомендуемых им действий, ощущении своей высокой духовности, осуществлении ритуалов или ожидании каких-то благ. Здесь все тоже полностью субъективно и ничем не ограничено, причем вера может обнажать и темные стороны личности: допустим, стимулируя удовольствие при человеческих жертвоприношениях, извращенных формах релаксации, введении себя в транс.

Клинические проявления проблем с самооценкой в этом случае тоже описаны и не менее многочисленны, чем в случае с познанием. Уверенность в собственной исключительности, особом духовном превосходстве, высшей миссии, а на этом фоне – самоуничижение, ощущение своей греховности и вины в чем-то, преклонение перед объектом веры и связанными с ним вещами. Самооценка верующего человека разбалансирована и временами способна доходить в своих крайних нарушениях до экстаза.

Лень как одна из первооснов веры очевидна: ведь вера подразумевает некритическое принятие универсальных истин и примеров для подражания. А если все это принимается безусловно, верующий человек не должен искать что-то свое и проявлять излишнюю активность – все алгоритмы поведения определили за него, а ему остается только следовать им. Именно поэтому человек, проникнутый верой, более спокоен, уверен в завтрашнем дне и любые проблемы воспринимает невозмутимо. Как итог – нарушение скорости и адекватности реакций, замедленное восприятие нового, неприятие перемен, пассивность в ряде значимых вопросов, вплоть до желания переложить на источник веры ответственность за каждое простейшее бытовое решение.

А без страха никакая вера и вовсе не могла бы существовать – таковой испытывают в отношении объекта веры, всей получаемой информации, многих простейших жизненных явлений. Ведь одним из элементов любой веры обязательно являются и суеверия – а фактически, опасения последствий всякого поступка, случайно вырвавшегося слова и даже промелькнувшей мысли.

Взаимосвязи совершенных чувств отображены на схеме 5. Согласно ей, усилившееся чувство самопродолжения стимулирует познание и подавляет веру, любовь способствует самопродолжению и снижает роль познания, самореализация подавляет самопродолжение и развивает значимость любви, и так далее. Все зависимости здесь понятны и очевидны: ведь родители, начав воспитывать ребенка, заново познают мир вместе с ним и порой находят даже детские энциклопедии весьма увлекательными. Но при этом они настолько увлечены всем этим, что слабо подвержены воздействиям любых религий, сект или кумиров, поскольку их активность направлена на семью, а не на социум. Сильная любовь логично приводит и к самопродолжению, но влюбленному много менее, чем раньше, интересны монгольские жабы и океанские гадины. То же и с примером, касающимся самореализации: человек в порыве активного построения карьеры может на некоторое время отказаться от создания семьи и внимания к детям, но при этом он остро нуждается в достойном спутнике жизни, а также в том, чтобы кто-то любил и оценивал его самого. И то, что наиболее погруженный в дела человек при этом наиболее уязвим для глубоких чувств и находится в поиске, постоянно подтверждается его открытостью для новых отношений и яркими служебными романами.


Схема 5: Совершенные чувства


Однако, в отличие от низменных эмоций, с чувствами все не так просто, как хотелось бы. Мы не можем сказать – «для того, чтобы вызвать у человека любовь, необходимо стимулировать его самореализацию». Подобный совет будет слишком абстрактным, а реализовать его на практике утомительно. При создании совершенного чувства используется другая схема – обязательное создание всех пяти совершенных эмоций в отношении планируемого объекта чувства, причем в максимальном выражении и в установленной последовательности. Так что, создавая любовь или веру – главное точно соблюдать рекомендуемую рецептуру, не упустить ни одного ингредиента, смешать их в нужной очередности и правильно определить время «приготовления блюда».

А чтобы устранить какое-либо чувство, уже испытываемое интересным нам человеком, нужно лишь нарушить его эмоциональный баланс, подавляя и изымая формирующие эмоции. Ведь в итоге даже вера без страха – уже не настоящая вера, и может в любой момент разрушиться, как карточный домик.

Есть и еще некоторые секреты. В первую очередь, объект вызываемого чувства должен быть естественным и укладываться в амплитуду вариантов, допустимых для данного человека. То есть, можно вызвать любовь молодой красавицы к старому и уродливому паралитику, но невозможно заставить ту же красавицу реально полюбить, к примеру, кофемолку, холодильник или бренд завода по производству чугунных конструкций. Впрочем, это вряд ли и потребуется.

Посмотрим, как все это действует, на примере. Вызываемым чувством будет, допустим, вера, а человеком, который ее вызывает – какая-нибудь «народная целительница» (она же – «потомственная гадалка», «медиум в тридцатом поколении», «божий человек» и «эксперт по сглазу и порче»). В нехитром бизнесе подобных людей вера клиента является обязательным фактором успеха, поэтому данное чувство приходится создавать волей-неволей (иногда это называют «цыганским гипнозом»).

С какой именно эмоции начинать формировать веру, особой роли не играет. Это определяется доступными ресурсами и даже просто личными предпочтениями. Поэтому, начиная общаться с первым попавшимся под руку человеком, наша целительница сразу начинает со страха. «Ненавязчивость» всевозможных гадалок общеизвестна, поэтому свою жертву она вполне может просто остановить на улице сообщением в стиле «вижу, хороший ты человек – жаль, что умрешь скоро». Большого промежутка времени на формирование нужного чувства у гадалки нет, поэтому и эмоцию она вынуждена создавать не длительную, а просто максимально интенсивную. Теперь ее задача за самый короткий промежуток времени вывалить на свою жертву максимум сведений, развивающих все тот же страх. И шоковый эффект удается – несчастный клерк, который спокойно шел на очередное совещание, узнает, что вскоре умрет в ужасных мучениях от страшной болезни, которая подточит его за считанные дни, что кто-то уже двенадцать раз заказал службу за упокой его души и отпел его в церкви, что на него навела порчу обиженная им женщина, но где-то поблизости есть и сильно завидующий ему мужчина. Все это – с причитаниями и искренним сочувствием, вызывающим сомнения в психическом здоровье «эксперта по сглазам», но одновременно и пугающим. И ведь часть того, что столь сбивчиво сообщается, все-таки попадает в точку: у каждого человека в окружении есть кто-то, кому он не нравится. А если жертва пытается просто уйти, целительница доброжелательно удерживает его, уточняя, что если человек не станет ее слушать, то, скорее всего, умрет уже сегодня к вечеру, или его постигнет жуткая импотенция, или где-нибудь вырастет раковая опухоль. Бред полнейший, однако страх все-таки пересиливает, и клерк продолжает общение. Но надо понимать – гадалке он еще не доверяет, здравый смысл подсказывает, что она просто пытается вытянуть у него деньги, но столь интенсивный и разносторонний страх, который у него внезапно появился, заставляет слушать ее далее.

Следующая эмоция, к которой должна обратиться «святая женщина» – конечно же, зависть. И она продолжает описывать все возможные типажи людей, которым не нравится наш клерк, причины, почему они его ненавидят, и многообразные мистические действия, которые каждый из них предпринимал, чтобы сжить его со свету. Критично воспринимать такой поток информации все труднее, да и описания некоторых из «злодеев» почему-то совпадают с портретами кого-то из знакомых, и жертва убеждается, что все не просто так. Чтобы усилить зависть, манипулирующая человеком целительница описывает и все, что хочет получить каждый, наведя на него порчу и доведя его до плачевной кончины: и перед ним рисуются картины родственников, делящих его имущество, подчиненного, добившегося занимаемой им должности, начальника, устранившего его как конкурента, друга, заполучившего его женщину… Доведя этот фактор до максимума, она переходит к следующей части своего диалога.

Поскольку теперь требуется интенсивное удовольствие, она доставляет его уже тем, что делает паузу в перечислении всевозможных бедствий и описании злобных друзей и родственников. Теперь она говорит уже что-то о самом клерке – и то, что он слышит, оказывается на редкость приятным. Она говорит о его добрых глазах, о том, какой он удивительный человек. Он узнает, что является примерным семьянином, заботливым отцом, самым перспективным работником, что где-то в нем есть и искра гениальности. Восхваления сопровождаются нездоровой радостью по поводу столь своевременной встречи и уверениями, что уж теперь-то он спасен, целительница поможет ему абсолютно во всем, и он будет жить так, как достоин. Для усиления удовольствия, она тут же может подарить ему какой-нибудь «универсальный амулет», который должен оградить от злых духов, угостить его чем-то или презентовать любой мелкий сувенир.

После этого ей остается с чистой совестью перейти к нарушению самооценки. Для этого достаточно продолжать восхвалять нашего клерка, объяснять причины зависти и ненависти, которую к нему все испытывают. Да и понятно – начальник просто боится, что он ввиду своих талантов «подсидит» его. Коллеги ощущают в его присутствии комплекс неполноценности. А особенно много зла причиняет регулярно повторяемый приворот со стороны женщины, с которой он встречался лет десять назад – она не смогла забыть такого сексуального гиганта и всеми силами пытается вернуть его. Да и жены всех его знакомых регулярно пытаются приворожить его, очарованные его обаянием и сексуальностью. А враги, знающие о его гениальности, тем более не дремлют. Но, с другой стороны, при всем этом он по-детски наивен и недальновиден, и просто поразительно, как нормальный человек мог до сих пор всего этого не заметить (это уже к нарушению самооценки в обратную сторону). Да и вообще, сейчас он совершенно бессилен перед происками многочисленных недругов…

Теперь не хватает только лени. И она стимулируется – целительница дает подробнейший алгоритм действий по выходу из сложившейся ситуации, а также объясняет, как именно и в какие сроки она будет спасать случайно подвернувшегося клиента. Дополнительно, она предупреждает, что ему самому нельзя предпринимать ничего лишнего. Может она посоветовать и взять небольшой отпуск, не перетруждаться на работе, не уставать от бытовых забот. Но самое главное – она целиком берет всю ответственность на себя, а ему остается только точно исполнять рекомендованное. И главное, чтобы часть советов была вовсе непонятной и откровенно дурацкой: ведь тогда жертва и не будет делать попыток найти здесь какую-то логику.

В итоге уже за совсем небольшой промежуток времени «потомственный медиум» приобретает полностью лояльного клиента, испытывающего полное доверие к человеку, с которым несколько часов назад даже не был знаком. Ей остается лишь поддерживать чувство веры при последующих контактах, все по той же схеме усиливая совершенные эмоции – или ограничиться разово полученной суммой и не продолжать общение. И бизнес гадалки становится все успешнее.

По схожей схеме, может быть создано любое из пяти чувств, а примеры – повсюду.

Манипуляции мечтами

Однако есть и другие мотивации, еще более сильные, чем самые совершенные чувства. Это мечты – что-то огромное и труднодостижимое. Этот уровень эмоциональной структуры назван «уровнем возвышенного».

И если совершенные чувства способен остро испытывать каждый нормальный человек, то возвышенные мечты мотивируют много сильнее, но мало кто даже понимает, каким может быть результат их воплощения. Уж слишком они абстрактны…

«Уровень возвышенного» в эмоциональной структуре личности представлен так называемыми совершенными состояниями. Их, как и полагается, пять, потому что они тоже соотносятся с моделью пяти первоэлементов. Но то, как они формируются, совсем сложно: совершенное состояние (мечта) представляет собой универсальный мотиватор в виде некоего идеального состояния, к которому в том или ином виде стремится любой человек в любой период жизни, но может так и не обладать им в действительности. Еще сложнее от того, что каждое из совершенных состояний обязательно включает в себя все пять совершенных чувств. Каждое из которых, в свою очередь, состоит из пяти совершенных эмоций. Каждая из которых, опять же, включает в себя два первоначала в виде стремления и потребности.

Начнем, как всегда, с первоэлемента «Дерева». Первое совершенное состояние кажется совсем простым, ведь это – благополучие. Однако что такое благополучие? Каждый понимает его по-своему, а многим кажется, что оно и вовсе недостижимо.

Для кого-то это – лишь наличие крыши над головой, возможность нормально жить, чем-то питаться и иметь хотя бы то, что необходимо для полноценного существования. Но, опять же, что такое «нормально», и какое существование считать «полноценным»? Действительно, ощущение благополучия весьма субъективно. Более того, требования к этому состоянию не являются статичными, а могут изменяться с любой периодичностью: например, некий пролетарий твердо уверен, что для полного благополучия ему нужен миллион евро. Но, каким-то образом заработав миллион евро, он понимает, что этого недостаточно, и список необходимого расширяется. Этот список может дополняться на протяжении всей его жизни, а также жизни нескольких поколений его потомков, которые так и будут стремиться к благополучию, почему-то все равно недостижимому.

Однако все проще – состояние благополучия зависит не от перечня имущества и конкретных сумм, а всего лишь от совершенных чувств. Посмотрим, как это выглядит. Фактически, в применении к каждому из совершенных состояний действует одно правило: воплощение мечты должно давать возможность испытывать все пять совершенных чувств в наивысшем выражении, причем без каких-либо субъективных ограничений.

Проще рассматривать это на примере: допустим, достаточно талантливая девушка работает в какой-то довольно престижной сфере (например, в качестве маркетолога) и рассчитывает добиться в этой сфере многого. Возможно, пример не самый простой, потому что у нее есть амбиции, а представление о благополучии не ограничивается желанием найти богатого и авторитетного мужа. Когда же она ощутит, что ее жизнь полностью благополучна?

Начнем с чувства самореализации. Человек может считать себя благополучным, если никакие материальные, территориальные и иные факторы не мешают его самореализации в желаемом направлении и в желаемых формах. В нашем условном примере препятствующих ограничений может быть много: это проблема получения качественного образования по специальности, проблема трудоустройства и получения практического опыта, проблема конкуренции и карьерного роста. Препятствием станет, если девушка-маркетолог и вся ее семья живут в отдаленном селе, где никто не знает, кто такой маркетолог. Если ей не повезло родиться в глухом регионе, где всего с десяток крупных предприятий, и все вакансии там уже заняты. Если у нее нет финансовых или иных возможностей переехать куда-то, где будет востребована ее профессия. Если финансовая нестабильность вынуждает ее временно устраиваться на любую работу не по специальности – секретарем, диспетчером, продавцом. Если ее слишком любящий муж против того, чтобы его жена работала, и пытается сделать из нее домохозяйку. Если нет средств нанять няню для детей, и приходится целиком посвящать себя им. То есть, чтобы считать себя благополучной, ей придется преодолеть все препятствия на пути самореализации, и это будет непросто – особенно если рядом нет никого, кроме родственников, не понимающих, кто такой маркетолог, и мужа, мечтающего о жене-домохозяйке. Путь к этой части благополучия может занять годы, десятилетия, всю жизнь. И не факт, что данное состояние будет достигнуто даже в старости – ведь слишком многие на склоне лет замечают, что растратили себя по пустякам, но так и не реализовали то, что в них было заложено.