• установлению миролюбивых межгосударственных отношений, их нормализации зачастую мешали мои прихоти о необходимости политического и морального удовлетворения за мнимые обиды прошлого, за исторические потери;
• методами мягкой силы и гибридной войны культивировал информационную агрессию, в результате чего воскресил характерное для холодной войны экспансивное поведение, конфронтационную дипломатию, прикрывая всё это самопровозглашенными, якобы национальными интересами государственного суверенитета, инфицируя народ комплексом превосходства, болезнью ксенофобии и этноцентризма;
• под ширмой бутафорной, никчемной демократии монополизировал власть и реанимировал политику тоталитаризма с присущим ей восприятием и стилем мышления и претворял в жизнь автократию, тем самым теряя обратную связь с народом;
• организовывал такую систему государственного управления, в которой у народа имеются лишь условные возможности для реализации демократическим путем своей власти, поскольку оставил электорату лишь выбор голосовать за списки(-ок) партий(-и), то есть за кандидатов, которых акцептируют и продвигают представляющие власть политически экономические группировки, с тем чтобы они в дальнейшем лоббировали и обеспечивали потребности настоящих хозяев; в результате этого избранные формальные представители народных интересов формируют правительство политиков (а не компетентных профессионалов), чьи министры продолжают лоббировать интересы группировок;
• в интересах искусственной мобилизации общества и укрепления власти уклонялся от магистрального пути прогресса цивилизации и предлагал особую тропу развития государства, якобы соответствующую национальным особенностям, культуре, истории страны;
• полагая, что и в наше время международное уважение можно обрести лишь посредством военной мощи государства, путал подлинное уважение со страхом, ввязывался в геополитические игры, катализировал глобальную поляризацию, практиковал дипломатию с позиций брутальной силы, увеличивая тем самым международную напряженность, создавая кризис в государстве, усиливая угрозу ядерной войны;
• чтобы оправдать свои волюнтарные действия перед обществом, посредством изощренных методов политтехнологии и приемов профанации способствовал жизни народа в мракобесии, инициировал конфликты, содействовал распространению дезинформации, руководствуясь реакционным принципом: «Чем меньше знаешь, тем больше демократии»;
• вместо того чтобы обеспечить благосостояние нации, качественную социальную защиту, развитие инфраструктуры, подъем народного хозяйства, инфицировался бациллой мании величия, вжился в воображаемое всемогущество, зациклился на гордыни, гнался за достижением абстрактного величия государства и восстановлением фантомной империи, разбазаривая предоставленные мне колоссальные политические полномочия и финансовые возможности сделать государство лучше, прогрессивнее, нравственнее и духовнее;
• использовал свое высокое положение в обществе для обретения личной выгоды за счет народа, фактически имитируя борьбу с коррупцией, и тормозил реформирование системы государственного управления и диверсификации экономики;
• декларировал высокие моральные критерии, выражал преданность ценностям гуманизма, но в своей практике их не соблюдал, не относил эти требования к самому себе, хотя постоянно старался воспитывать других в добродетели, не стеснялся учить их культуре, указывать на ошибки, якобы нелогичные поступки, на их деструктивные действия, агрессивное поведение, тем самым компрометируя свой собственный имидж, создавая недоверие и способствуя изоляции государства;
• будучи самонадеянным и самоуверенным в своей непогрешимости, пытался навязать всему обществу свои представления о справедливости, поэтому постоянно выдвигал односторонние требования и претензии к партнерам, очернял оппонентов, поносил противников и высказывал им угрозы;
• регулярно практиковал деструктивную, показную, двуличную, дезинтеграционную политику; допускал расхождения между словами и делами, их противоречивость;
• под влиянием власти правда и ложь, любовь и ненависть, добро и зло в моем восприятии слились настолько, что стали неразрывными, неотделимыми друг от друга, в результате чего во мне поселились суррогатные чувства; я почти что утратил сочувствие к чужой боли, сострадание, способность по-настоящему воспринимать, чувствовать и понимать проблемы общества, принимать разумные решения для их преодоления;
• ограничиваясь декларированием правомерности на бумаге, присвоил себе право решающего голоса в государстве, подчинил влиянию судебную власть, узурпировал функции верховного судьи, поскольку в своем воображении полагал, что народ существует для государства, а не наоборот;
• ретушировал биографию, чтобы скрыть от общественности нелицеприятные факты своей жизни, компрометирующие меня жизненные эпизоды;
• в страхе из-за народного недовольства, чтобы избежать угрозы для своей власти, системно задействовал государственные спецслужбы для отслеживания нелояльных мне людей, для надзора, контроля над их деятельностью, подвергал их репрессиям, избавлялся от потенциально неблагонадежных для моей политики должностных лиц, регулярно зачищал руководящие кадры государственного управления;
• с целью тотального контроля над обществом активно и творчески использовал достижения ИТ для сбора, обобщения, анализа всякого рода частной информации;
• с намерением не допустить нестабильность власти, выборы de facto превращал в фарс; надзирал и влиял на работу СМИ, для чего использовал поддержку олигархов, магнатов, пускал в ход административные ресурсы, пытался максимально ограничить деятельность нежелательных неправительственных организаций и диссидентское движение в государстве; при помощи прихвостней и пособников власти организовывал поддержку своей репрессивной политики;
• мифологизировал прошлое и, опьяненный властью, демонстрировал открытое нежелание усвоить уроки суровой истории, сделать соответствующие выводы, поскольку любое отличающееся от официальной историографии мнение или публикацию фактов характеризовал как историческую фальсификацию;
• своим аморальным поведением был плохим образчиком для общества, но благодаря пропагандистскому аппарату стал заслуживающим восхищения и «достойным» подражания примером для многих соотечественников;
• будучи неспособным быть честным с самими собой, бороться и преодолевать обитающих в себе демонов, не желал признавать реалии, умалчивал правду, не видел несправедливость, сознательно путал причины и следствия, не пытаясь, а также не желая разглядеть реальные причины проблем, и поэтому – даже будучи в состоянии их решить – не делал этого;
• меня продолжает тяготить огромная, почти непреодолимая трудность реально осознать всё, что я натворил, самовольно и бесконтрольно используя свои колоссальные полномочия власти, цинично экспериментируя с народом, испытывая меру его терпения, послушания, выносливости и страданий.
Такое делающее честь чистосердечное признание перед народом получило бы синергетический эффект, если бы большинство простодушных избирателей (не говоря уже об одурманенных дезинформацией самодурах, фанатиках и агрессивных ультрапатриотах), глядя с позиций гуманизма, так же открыто признались себе и согражданам в следующем:
• я полностью занят бытом, завяз в повседневной рутине, решаю свои рабочие и карьерные проблемы, гонюсь за деньгами и удовольствием, живу сегодняшним днем, – наступит завтрашний день, тогда и буду думать, действовать в соответствии с ситуацией, и у меня нет времени и желания следить и самому анализировать политические процессы, пытаться повлиять на них;
• из-за некритического восприятия информации и самоцензуры мои глаза затуманены, я социально безразличен, мой разум настолько сбит с толку, что даже не желаю видеть и воздерживаюсь искать взаимосвязь между проблемами в своей жизни и бизнесе с реализуемой правительством политикой;
• так и не могу найти свою человеческую идентичность, не чувствую себя полноправным членом общества, которого со всеми согражданами объединяют общие гуманитарные ценности, права, обязанности, обязательства, ответственность;
• будучи неспособным анализировать, с трудом могу разглядеть взаимосвязь между персоналиями в руководстве государства и коррупцией; затрудняюсь найти связующую нить между их стилем руководства, их компетентностью, моралью, чертами характера и уровнем качества жизни, политической культуры, общей атмосферой в государстве;
• меня мало интересуют добродетели высших должностных лиц, взяточничество, реальное положение дел в стране – всё это принимаю за норму, оправдываю, не протестую против несправедливости, зла, поскольку и сам считаю, что если ты попал во власть, то ее следует максимально использовать для получения корыстной выгоды за счет всего общества;
• живу в созданной средствами массовой информации реальности, привычно смотрю лишь на фасад политики, слушаю публичные заявления политиков, наблюдаю за их внутриполитической и дипломатической активностью, но в минимальной степени интересуюсь политическим закулисьем, не пытаюсь изучить моральное лицо политиков;
• ощущаю свое бесправие перед лицом системы власти: если и иду на выборы, то голосую по привычке, полагаюсь на то, что вещают по ТВ, до сих пор не вижу прямой связи между своим голосом и качеством жизни, не ищу альтернативы находящимся у власти партиям и их лидерам;
• не зная истинного положения вещей, не понимая, что на самом деле происходит, полагаюсь на свою самодостаточность, примиряюсь с реалиями жизни, живу в мире собственных представлений, обманывая сам себя;
• в повседневной жизни сталкивался с таким количеством лжи, лицемерия, подлости, несправедливости, что больше никому не верю, стал радикальным: пытаясь подавлять личные невзгоды, распространяю провоцирующую насилие критику; изливаю накопившийся гнев на других, тиражируя мерзкие, свинские, подлые комментарии, фейки;
• живя в социальном отчуждении, ограждаюсь от проблем окружающих людей, их бед и боли, стыдливо отворачиваюсь от инцидентов, криводушничаю, иду на компромиссы с совестью, становлюсь бесхребетным обывателем;
• в борьбе за место под солнцем меня мало интересуют добродетели, духовность; окружающее общество научило и заставило меня стать эгоистом, вследствие чего человечность стала для меня формой без содержания;
• будучи неспособным преодолеть синдром рабской души, готов продемонстрировать власти фальшивую лояльность и трусливо молчать, выменивая демократические свободы, права человека, ценности гуманизма на сиюминутные материальные блага;
• представляя себя маленьким человеком, привык жить в мракобесии, примиряюсь с несправедливостью, мне хватает и крошек с барского стола, поскольку свыкся с жизнью в нищете и компенсирую это чувством принадлежности к великой сверхдержаве, неугасимой верой в обещанное чудо светлого будущего;
• живя с шорами идеологического очковтирательства на глазах, отдалился от действительности, доверяю только распространяемой подконтрольными государству СМИ информации и не ищу возможностей проверять ее достоверность, сравнивать различные источники информации, поскольку ценю комфорт привычного мировоззрения выше желания приблизиться к истине;
• не являюсь никаким активистом или борцом, а лишь вялым членом общества, простым потребителем, не желаю рисковать работой, достигнутым положением в обществе, семейным благополучием, поскольку система выдрессировала меня быть послушным власти, навязала страх репрессий, внушила уважение к любым требованиям государственных учреждений, поэтому я сдался, вынужден соглашаться и готов потворствовать всем поступкам власти; вследствие чего не чувствую никакой совместной ответственности за проводимую руководителями государства политику, правильность принятых законов, за ошибочные решения;
• мне достаточно того, что вижу в ТВ-новостях, шоу, комментариях, поскольку не знаю и не хочу знать, что меня дурачат, что мне скармливается дезинформация, однобокая правда, желаемая политикам препарированная информация и трактовки событий, что существует армия политтехнологов, составителей информации (под соответствующим соусом и оформлением), чтобы удерживать меня в состоянии марионетки, манипулировать общественным мнением и моим мировоззрением, держать меня в ограниченности, чтобы я без тени сомнения продолжал верить во всё, что пытается внушить пропаганда, так и не осознавая, насколько высокую цену плачу за свое легковерие;
• в чувстве вымуштрованной гордости за государство не хочу сетовать на свое жалкое существование; на фоне призрачного государственного величия, военной мощи, богатства олигархов не осмеливаюсь жаловаться на жизненные трудности;
• привык принимать увиденное, услышанное по ТВ, прочитанное в печатной прессе за чистую правду, поэтому считаю почетной обязанностью в любой ситуации бросаться защищать государственную власть, бороться с обозначенными политиками противниками, ожидать бонусов от власти за бичевание этих противников, награду за их презрение, поскольку не сомневаюсь в том, что жертвование собой ради исполнения такого навязанного государством долга, трактуемого как защита интересов Отечества, необходимо и должно быть безоговорочно выполнено, и поэтому я начал терять инстинкты человечности и самосохранения, а война из абсолютного зла стала для меня приемлемой, хоть и рискованной возможностью зарабатывания денег, чуть ли не неизбежным способом разрешения разных конфликтов;
• стал аполитичным, не желая, чтобы меня публично поносили, именовали предателем, врагом народа или иностранным агентом, стремлюсь сохранить ту малость, которая у меня есть, смирился со своим мнимым бессилием перед лицом государственной машины, со своей малосостоятельностью что-либо изменить в позитивную сторону, завяз в беспросветности, боясь за себя и свою семью, становлюсь себялюбцем, самоизолируюсь;
• не утратил совесть, по своей природе являюсь жизнерадостным, семейным человеком, но социальная среда, атмосфера лжи, насилие сделали меня ограниченным индивидуалистом, который боится рисковать и желает иметь хоть какую-то гарантию стабильности и который стремится к выгоде, пытаясь выжить в конкретной ситуации и которому по большому счету безразлична жизнь сограждан, а также политика;
• до сих пор некритически верю тиражируемым средствами массовой информации мнениям, предрассудкам, стереотипам, вижу мир через такие очки ложной реальности, даже не пытаюсь усомниться в представленной информации, проверить ее, поскольку всегда и везде поддаюсь пропаганде, из-за чего агрессивно отношусь ко всем, кто не согласен с моими взглядами, кто указывает или возражает мне;
• не веря тому, что у моих избирательных прав осталось еще какое-то значение, воспитанный в духе покорности, безоговорочно подчиняюсь, не ставлю под сомнение и прогибаюсь под политический курс, слепо полагаюсь и выражаю свое доверие любому государственному лидеру, чтобы по его призыву жертвовать собой во имя антисоциальных, навязанных обществу геополитических авантюр и идей (и т. п.).
Тем не менее, при всём при этом не считаю себя информативно травмированным придурком, самодуром, полезным идиотом, марионеткой, хотя продолжаю не ставить под сомнение правильность действий лидеров государств, принимаю указанных государством врагов за своих недругов, ненавижу их, без колебания готов их клеймить и уничтожать.
Здесь следует вспомнить, что, как правило, у человека с более узким кругозором тем выше уверенность в своей мудрости и величии, тем менее самокритичным и менее сомневающимся он является, но тем громче у него голос (как говорится в народной поговорке: «Пустая бочка пуще гремит»). И, к сожалению, – тем больше каши у него в голове.
Поэтому и необходим инструмент для как можно более объективной оценки личности людей по аналогии с Паспортом социальной идентичности. Тогда, наконец, каждый политик смог бы увидеть свое истинное социальное лицо, убедиться в том, не является ли его мировоззренческие взгляды ошибочным, осознать свою подлинную роль в обществе. Такой инструмент также служил бы индикатором адекватного восприятия реальности, датчиком здравого смысла и предохранителем самоконтроля.
Каждый по своему выбору может увидеть в изложенных здесь возможных суждениях, в предполагаемой аргументации также какую-то часть своей точки зрения, своих взглядов на жизнь. Это, в свою очередь, создаст возможность более полно осознать, почему мы такие, какие есть, лучше понять, почему мы там, где сейчас находимся, почему позволяем, чтобы нас по-прежнему считали стадом баранов – регулируемой толпой, которой можно манипулировать, которую можно дурачить, навязывать неадекватное мировоззрение.
Следует учитывать, что желание познать себя, усовершенствовать свою личность возникнет только тогда, когда будет преодолена гипертрофированная самоуверенность, воображение о своем совершенстве, непогрешимости действий, изменено эгоистическое убеждение в том, что все остальные должны подстраиваться под меня, а сам я всегда белый и пушистый.
Прежде всего, каждому следует навести порядок в своем доме, в своем мировом познании. Понимая, что позитивные изменения в обществе начнутся, только если сам стану социально активным, сознательным, одухотворенным ценностями гуманизма гражданином государства. Что жизненная среда, а также сама судьба изменится по мере совершенствования собственной личности. Что, требуя нравственных действий от сограждан, не будучи таковыми сами, мы лишь компрометируем себя и в то же время дискредитируем провозглашаемую нами же нравственность.
С учетом всего этого создаются возможности пересмотреть, подвергнуть ревизии и уточнить свои политические представления:
• чтобы попытаться взглянуть на себя со стороны и суметь по возможности объективнее охарактеризовать свое отношение, проанализировать поведение;
• чтобы сформулировать корректное, адекватное реальности политическое мнение и основанную на общечеловеческих ценностях жизненную позицию;
• чтобы оценить свою социальную роль и активность или пассивность в политике;
• чтобы не допустить бессмысленного растрачивания своей жизни ради навязанных властью интересов;
• чтобы прислушаться к голосу разума и исправить допущенные ошибки;
• чтобы раскрыть истинную сущность своей личности;
• чтобы уточнить направления, определить ориентиры, наметить сценарий совершенствования личности с целью найти выход из тупика деградации духовности и падения нравов.
Разумеется, требовать чего-то такого от обычного избирателя и уж подавно от игнорирующей самокритику, препятствующей переменам части общества, от закоснелых политиков – поистине невыполнимая миссия. Но никто не сделает этого за нас! Самое главное – не оставаться манипулируемым, инертным, находящимся во власти синдрома страха себялюбцем. Посредством своего равнодушия, примирения, игнорирования необходимости перемен не причинять зло самому себе. А по возможности более полно постичь свою человеческую сущность и предназначение. Вступить на созидательный, хотя и сложный, тернистый путь самосовершенствования и прогресса. Подобным же образом получив пропуск в будущее или собственноручно исключив себя из него.
Главной целью автора является призвать современников не чураться вызовов, не бояться быть идеалистами, даже если иногда они остаются непонятыми, а всегда быть социально активными, действовать неотступно: смело, солидарно справедливо, бескорыстно, разумно, обдуманно. КАКИМИ БУДЕМ МЫ САМИ, ТАКИМ БУДЕТ И ГОСУДАРСТВО!
Мотивировать себя быть альтруистами, вдохновляться гуманизмом и при выборе жизненного пути руководствоваться объединяющими всех нас общечеловеческими ценностями. Это всё в наших силах! Это претворение нашей жизни, результат поиска смысла жизни, способ приблизиться к состоянию Homo DEUS.
В то же время хочу предупредить об экзистенциальных угрозах, если будем продолжать избегать осознания своей человеческой сущности, если не выдвинем гуманизм в качестве приоритетного ориентира своей деятельности, в качестве доминирующего мотива.
[1] Президент России Владимир Путин считает порядочность и любовь к своему делу главными качествами на посту главы государства: https://www.vesti.ru/doc.html? id=2923033; Путин: «Жизнь на благо других возвращается сторицей»: https://www.vesti.ru/doc.html? id=2943598; Путин пообещал последовательно развивать демократию: https://www.vesti.ru/doc.html? id=2943382; Песков назвал нелюбимые Путиным качества – ложь и некомпетентность: https://lenta.ru/news/2018/01/18/putin/; Президент России Владимир Путин назвал жизнь, любовь и свободу своими главными ценностями. «Любить нужно ближнего своего. Это самое важное, и важнее ничего нет»: https://news.sputnik.ru/obschestvo/f6602f4d79626be7827901f8aac3cc1056dbd3ac http://maxpark.com/community/politic/content/4800785
[2] Путин: «В гробу карманов нет, деньги с собой не унесешь»: https://www.gazeta.ru/politics/2017/06/16_a_10723523.shtml
[3] Путин призвал страны отказаться от воинственной риторики:
https://ria.ru/politics/20170514/1494251186.html
Президент России Владимир Путин в интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну заявил о том, что Россия никогда не вмешивается во внутриполитические процессы других стран: https://lenta.ru/news/2017/06/13/putin/
Путин: «В мире выигрыш невозможен за счет других»: http://www.vestifinance.ru/articles/92656
Путин: «Мы не будем втягиваться в истощающую нашу экономику бессмысленную гонку вооружений, не будем этого делать ни в коем случае»: https://www.vesti.ru/doc.html? id=2969192иcid=7
Путин: «Я предлагал, чтобы Россия вступила в НАТО»: http://www.5‑tv.ru/news/132073/
О возможностях очищения реальной политики
Демократия осуществляется согласно свободному волеизъявлению граждан, путем выборов представителей, которые в порядке, установленном конституцией страны, создают аппарат исполнительной власти, разрабатывают и совершенствуют правовые нормы для успешного управления страной. Следовательно, это люди, которым народ доверяет привилегию создавать законы и таким образом выражать интересы избирателей, определять развитие государства и всего общества. Но всегда ли они оправдывают наше доверие?
К сожалению, оценка той политической реальности, которая царит до сих пор, отнюдь неутешительна: мы по-прежнему регулярно разочаровываемся в политиках, слушаем их избитые слова о политической ответственности, сталкиваемся с аррогантным отношением, нежеланием выслушать и аргументированно оценить иную точку зрения, с тупым непониманием, маскирующимся за мнимым прагматизмом. Одновременно принимаются попытки всё это трансформировать в красивую, восхваляющую себя риторику и таким образом исказить действительную ситуацию, скрыть мелкость идей и мещанскую ограниченность идеалов. Тон в политике по-прежнему задают жаждущие власти интриганы, махинаторы и брутальные циники, считающие избирателей ограниченной толпой, которой легко манипулировать. Вдобавок «политбизнесмены», для которых личное благополучие во много крат важнее, чем нормы морали, принципы гуманизма.
Парадоксально, что, осознавая и резко критикуя всё это, наше общество по-прежнему продолжает в массовом порядке продуцировать политиков, которые жаждут привилегий. Блефуют, что работают в интересах народа. Утверждая, что они выражают волю избирателей, а фактически заботясь лишь о собственном благополучии, практикуя селективную мораль, игнорируя общечеловеческие интересы.
Возможно ли в наши дни все-таки найти социально активных людей, которым дорога честь, людей, которым можно не только доверить власть, но которые действительно оправдают это доверие, бескорыстно заботясь об интересах всего общества, о том, чтобы удовлетворить нужды народа?!
В поисках положительного ответа на этот вопрос предлагаю использовать возможности современной информационной и коммуникативной революции. В наше время объем информации растет в геометрической прогрессии, она все больше персонализируется, мы все больше знаем друг о друге, так как публично раскрываем структуру своей личности – совокупность наших качеств как индивидуумов и социальных субъектов. Ведущую роль в этом процессе играет вхождение в нашу обыденную жизнь стремительно растущей глобальной паутины, всеобщая цифровизация информации, домашняя интернет-электроника (интернетизация), тотальное распространение видео регистрации и биометрии, Google-очки, нанотехнологии и андроидные технологии. Собираются и содержатся обширные базы данных о каждом члене общества (начиная с социальных сетей и информации, накопленной в различных государственных регистрах, и кончая базами данных банков и других коммерческих обществ и информацией, зарегистрированной в досье спецслужб).