О преобладании милости Всевышнего Аллаха над его гневом и наказанием обнаруживаем и в хадисах Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Завершив творение, Аллах сделал в Своей Книге, которая находится у Него на престоле, (такую) запись: ''Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев''» 152.
Более чем полтора столетия назад исследователь исламской религии Н. Торнау, изучая вопросы мусульманского права отмечал, что основанием мусульманского законоведения, как духовного, так и гражданского служит Коран.
Другими словами, как указывал ученый, все законодательство мусульман проникнуто духом их религии и основанием, и руководством не только всех религиозных понятий и помышлений мусульман, но и всех действий их в частной жизни – должен быть и есть Коран 153.
И тому есть своя веская причина. Как установлено в Священном Коране (смысловой перевод):
«Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» 154.
В другом аяте Священного Корана указано (смысловой перевод):
«В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение <…>» (аят 185 Суры 2) 155.
Причиной же всему сущему является Всевышний Аллах.
Исходя из этого, все стороны жизни правоверного мусульманина (как общественной, так и частной, личной) должны подчиняться правилам, установленным, в первую очередь, в Священном Коране. Как отмечает в этом контексте, характеризуя Шариат, Т.М. Нинциева: «Все, начиная от убийства и заканчивая положениями социального этикета, правилами религиозного отступления – все может быть оценено и классифицировано в соответствии с религиозными предписаниями, в которых Всевышний устанавливает, что является допустимым и приемлемым, что нежелательным либо запретным <…>. Шариат является высшим единым стандартом, предписывающим единые нормы и осуществление в теории исключительной власти над каждым аспектом жизни» 156.
Другими словами, повторяемся еще раз, что Священный Коран является главным и «верным руководством» в жизни людей, в том числе и в вопросах права, обыденной жизни, межличностных взаимоотношений, и других сторон человеческого бытия.
Более того, эти правила даны Всевышним Аллахом посредством Священного Корана, как основного источника регулирования отношений в обществе (мусульманском социуме – умме), их не нужно каким-либо образом «изобретать» и (или) «легализовывать» обществу, и государству в виде законов. В этом контексте рассматриваемого вопроса и выявляется специфичность мусульманской системы права от западноевропейских правопорядков, основанных на ведущей роли позитивного права.
В рамках анализа вопросов ответственности в системе мусульманского права находим в нем и реализацию принципа талиона. Этот принцип проявляется в Священном Коране в следующем его текстовом положении (смысловой перевод):
«Мы предписали им в нем: душа – за душу, око – за око, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (аят 45 Суры 5) 157.
О реализации принципа талиона в мусульманском праве за преступления категории «кисас» упоминает и И.Ю. Козлихин 158.
Как отмечает в Толковании смыслов Священного Корана 159 правила о равновозмездном наказании имеют отношение к законам, установленным в Торе касательно вопросов суда над людьми. Хотя правила эти, предписанные Всевышним Аллахом, ими же исполнялись несправедливо, не соблюдалось равенство между людьми, тем самым, нарушая закон Всевышнего Аллаха, подменяя его, они ограничивали в правах друг друга. Согласно положениям Священного Корана, поступки преступника оцениваются по намерениям его: если совершил умышленное убийство, то и наказание – убийство.
Подобный подход существует и в отношении других видов преступлений: лишил какой-либо части тела (нос, ухо, глаз, зуб, рука и т.д.), нанес увечье, проникающую рану, то и наказание назначается таким же образом, в том же виде, мере, тяжести. Говоря другими словами, наказание должно носить характер «зеркального отображения» совершенного преступного действия.
В древности ответственность строилась по принципу причинения, в отличие от современного времени, в котором в большей степени в вопросах юридической ответственности главенствует принцип вины, обуславливающий индивидуализацию ответственности. Соответственно, принцип причинения получил тесную корреляцию с принципом коллективной ответственности, которая также берет свои начала из древности. Пережитки принципа коллективной ответственности (означающей и коллективную вину) присутствуют до сих пор во многих культурах, в частности, у народностей Кавказа. Яркий пример тому – кровная месть. На наличие таких обычаев у горцев Кавказа как кровная месть (чеч. – ч1ир), гостеприимство, уважение к старшим и др., которые выражают традиции и жизненный уклад, сложившееся на протяжении веков, указывает, в частности, и Ф.А. Гантемирова 160.
Между тем, в отличие от римского права доклассического периода, в системе мусульманского права применение наказания согласно принципу талиона, не является обязательной, единственно возможной и необходимой реализацией данного принципа в вопросах ответственности. Священное Писание устанавливает возможность прощения преступника. При этом простить его может правопреемник убитого (как правило, близкий родственник) или же сам пострадавший. Факт прощения засчитывается в пользу простившего и Всевышний Аллах, тем самым, может простить «простившему», совершенные им предыдущие грехи. Всевышний Аллах прощает также и преступника, если его прощает пострадавший или же родственник убитого (правопреемник): « <…> ибо если человек прощает человека, то Всевышний Аллах тем более прощает его <…> » 161. Следовательно, как можем заключить из вышеуказанного, более богоугодным делом является прощение своего кровного врага во имя Всевышнего Аллаха, нежели наказание его, отмщение ему.
За воровство предусмотрено по Священному Корану наказание в виде отсечения рук (ведь вор ворует именно «руками»). Как приводится в Священном Писании (смысловой перевод):
«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый» (аят 38 Суры 5) 162.
В чеченском языке есть даже выражение: «Цуьнан куьг дика дац», что дословно означает: «У него нехорошая рука».
Специфика мусульманской системы права состоит в том, что оно своим стержнем, фундаментом имеет религиозную составляющую. Однако данная специфика сопряжена и с различного рода трудностями в адаптации к современным представлениям о праве (в том числе и об ответственности) в мире (речь идет преимущественно о понимании позитивного права в западноевропейской мысли), нормах поведения, реализации мер наказания. Более того, некоторые виды наказаний, которые предусмотрены Шариатом в мусульманской системе права (к примеру, отсечение различных частей тела, забивание камнями до смерти и др.), не совместимы с западноевропейским правосознанием, да и вообще правами и свободами человека, понимаемыми западной системой ценностей. В данном контексте рассуждает и шейх Мухаммад Таки Усмани: «Западные авторы возмущаются этим и другими наказаниями, провозглашенными исламом. По их мнению, ампутация рук у воров – слишком жестокое, нечеловеческое наказание. В связи с этим модернисты исламского мира, которые всегда оправдываются перед Западом, ищут пути изменения данных наказаний, чтобы угодить Европе и Америке. Поэтому они постоянно пытаются исказить значение данного аята» 163
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Священный Коран (Сура 3, аят 185) // Коран онлайн. URL: https://quran-online.ru/3/saadi (дата обращения: 04.09.2021).
2
Прим.: тафсир (от араб. словесного корня «фаср» – раскрывать) – комментарий или разъяснение смыслов, значений Священного Корана.
3
См.: Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин «Фатава Нур’аля ад-Дарб». URL: https://www.instagram.com/p/CStu6sOszRs/ (дата обращения: 08.09.2021). *Компания «Meta», которой принадлежит «Instagram», признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.
4
Прим.: тауфик (чеч. – тофикъ) – дарование Всевышним Аллахом способности совершать то, чем Он доволен.
5
Сахих аль-Бухари (Хадисы 71 и 7312). URL: https://isnad.link/book/sahih-al-buhari/96-kniga-o-neobhodimosti-krepko-derzhatsya-korana-i-sunny-hadisy-7268-7370 (дата обращения: 15.09.2021).
6
См.: Сура 1 «Аль-Фатиха» («Открывающая») Священного Корана. URL: https://quran-online.ru/1/kuliev (дата обращения: 22.04.2020).
7
Прим.: закят (закат) – обязательная милостыня (обязательный платеж с доходов или имущества), которую мусульманин выплачивает раз в году, при определённых условиях в пользу обездоленных, нуждающихся членов уммы (общества).
8
Tafsir Al-Qurtubi / Translated by Aisha Bewley. – London: Dar Al-Taqwa, 2003. (Тафсир аль-Куртуби, пер. Askimam.ru. 2016. С. 162.). URL: https://askimam.ru/books/tolkovanie-korana/tafsir-kurtubi-vvedenie-i-sura-1/ (дата обращения: 11.05.2021).
9
Прим.: Фахреттин Атар указывает, что вера проявляется в подтверждении сердцем и признания языком (см.: Фахреттин Атар. Ильм усуль аль-фикх (Наука об основах исламской юриспруденции) / «Fikih Usûlü» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988., пер. с тур. Т. Хабибуллин. 2009. С. 54.
10
См.: Акыда ат-Тахавийя / Имам Абу Джа`фар ат-Тахави, 1-е издание. С. 28; Tafsir Al-Qurtubi. Op. cit. P. 163.
11
Tafsir Al-Qurtubi. Op. cit. P. 181.
12
Вайсс Б. Дж. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх / пер. с англ. – Москва; Санкт-Петербург: Диля, 2008. – 320 с. URL: https://www.islam-love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 20.01.2021).
13
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин. Комментарии к сборнику имама ан-Навави «Сорока хадисов» / пер. с араб., прим. Д. Хайруддин. М., 2015. С. 311.
14
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин. Там же. С. 312.
15
Вайсс Б. Дж. Там же. URL: https://www.islam‑love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 20.01.2021).
16
Вайсс Б. Дж. Там же. URL: https://www.islam‑love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 20.01.2021).
17
Muhammad Taqi Uthmani. An Approach to the Quranic Sciences / Translated by Dr. Mohammad Swaleh Siddiqui. Revised & Edited by Rafiq Abdur Rehman. – Karachi: Darul Isha’at, 2007 / Корановедение, пер. Askimam.ru, 2014. C. 404. URL: https://askimam.ru/books/tolkovanie-korana/koranovedenie/ (дата обращения: 26.08.2021).
18
См.: Святой престол разъяснил позицию по однополым бракам, сообщил источник. URL: https://ria.ru/20201104/braki-1583035498.html (дата обращения: 26.08.2021).
19
Мухаммад Таки Усмани. Власть Сунны / перевод с англ. Шатохина О.Н. – 1-е издание – Москва: «Даруль-Фикр», 2018. С. 33.
20
Бахджат А. Введение в исламский фикх (лекции-семинары). URL: https://t.me/fiqh1441 (дата обращения: 03.08.2020).
21
См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат, фикх, исламское право: проблема соотношения // Ars Islamica: в честь С.М. Прозорова / сост. и отв. Ред. М.Б. Пиотровский, А. К. Аликберов. М.: Наука – Вост. лит., 2016. С. 606; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское уголовное право: теоретические основы и современная практика // Современное уголовное право и криминология (сборник научных трудов, серия «Правоведение») / отв. ред. А.Э. Жалинский. М., 2007. С. 81.
22
Прим.: г.х. – год Хиджры. Летоисчисление по мусульманскому лунному календарю берет начало со времени хиджры (переселения). Первый год хиджры – год переселения (хиджры) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из Мекки в Медину.
23
Бахджат А. Введение в исламский фикх (лекции-семинары). URL: https://t.me/fiqh1441 (дата обращения: 03.08.2020).
24
Шовхалов Ш.А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату: монография / Ш. А. Шовхалов – 2-е изд., перераб. и доп. 2019. С. 7.
25
Горшунов Д.Н. Частное право и ислам // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Том 152, кн. 4. С. 49.
26
Священный Коран (сура 33, аят 72) // Коран онлайн. URL: https://quran-online.ru/33:72 (дата обращения: 27.06.2020).
27
Толкование смыслов Священного Корана Имама Ибн Касира. URL: https://quran-online.ru/33:72 (дата обращения: 27.06.2020).
28
Фахреттин Атар. Ильм усуль аль-фикх (Наука об основах исламской юриспруденции) / «Fikih Usûlü» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988., пер. с тур. Т. Хабибуллин. 2009. С. 24.
29
См.: Священный Коран: аяты 15, 16 и 29 Суры 4; аяты 32 и 90 Суры 5; аяты 32 и 33 Суры 17, аят 2 Суры 24 // URL: https://quran-online.ru (дата обращения: 25.04.2020).
30
См. подробнее об этом: Идрисов Х.В. История зарождения института правового регулирования возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью человека: от законов Хаммурапи до Дигест Юстиниана // Вестник Чеченского государственного университета. 2019. № 4. С. 122-128.
31
Священный Коран (Сура 2, аят 178) // Коран онлайн. URL: https://quran-online.ru/2/kuliev (дата обращения: 22.04.2020).
32
Священный Коран (Сура 2, аят 178) // Коран онлайн. URL: https://quran-online.ru/2/kuliev (дата обращения: 22.04.2020).
33
Священный Коран (Сура 4, аят 92) // Коран онлайн. URL: https://quran-online.ru/4/kuliev (дата обращения: 22.04.2020).
34
Бизюков С.Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории // Правоведение. Изд-во Ленингр. ун-та. 1989. Вып. 6. С. 85.
35
Вайсс Б. Дж. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх / пер. с англ. – Москва; Санкт-Петербург: Диля, 2008. – 320 с. URL: https://www.islam-love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 19.01.2021).
36
Сюкияйнен Л.Р. Общие принципы фикха как отражение юридических особенностей исламского права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 3. С. 56.
37
Козлихин И.Ю. Мусульманское право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2011. № 3 (296). С. 235 .URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16814046 (дата обращения: 01.05.2020).
38
Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 3.
39
Одаев Х.М. К вопросу о соотношении шариата, мусульманского права (фикха) и адата в Чечне // Социология власти. 2009. № 6. С. 82.
40
Вайсс Б. Дж. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх / пер. с англ. – Москва; Санкт-Петербург: Диля, 2008. – 320 с. URL: https://www.islam-love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
41
Гозгешева С.М. Феномен традиционных институтов обычного права (адата) и мусульманского (шариата) на Северном Кавказе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3. С. 293-300.
42
Шафиитский Фикх. Каноны религиозной практики: очищение, намаз, обязательная милостыня, пост, паломничество (тахарат, салят, закят, сийям, хадж) / под ред. М.И. Садикова. Махачкала: 2010. С. 4.
43
См.: цитата шейха аль-Фаси в работе: Шафиитский Фикх. Каноны религиозной практики: очищение, намаз, обязательная милостыня, пост, паломничество (тахарат, салят, закят, сийям, хадж) / под ред. М. И. Садикова. Махачкала: 2010. С. 3-4.
44
См.: Габазов Т.С. Усыновление: историко-правовые и религиозные аспекты // Социально-экономические и гуманитарные науки: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции (Санкт-Петербург, Апрель 2021) – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. С. 77; Габазов Т.С. Социально-правовой институт усыновления: негативные последствия тайны усыновления // Высокие технологии и инновации в науке (сборник избранных статей Международной научной конференции). Санкт-Петербург, 2020. С. 339-342.
45
Габазов Т.С. Одна из разновидностей брака у некоторых горских народов Северного Кавказа: основания для заключения // Гражданин и право. 2021. № 1. С. 60-62.
46
Гантемирова Ф.А. Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (XVIII в. – первая половина XIX в.): дис. … кандид. юрид. наук. М., 1972. С. 98 – 99.
47
Доклад заведующего канцелярией по управлению делами мирных горцев подполковника Бибикова от 1 февраля 1841 г. на имя главнокомандующего войсками бывшей кавказской линии генералу Головину (см.: Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев, вып. 1 (Материалы по обычному праву кавказских горцев). С. 88.).
48
См.: Арсанукаева М.С. Имущественные отношения в правовой культуре чеченцев (XIX–нач. XX в.) // Ценности и смыслы. 2010. № 4 (7). С. 103-104; Леонтович Ф. И. Адаты кавказских народов. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1-2. Одесса, 1882. – 850 с.
49
Арсанукаева М.С. Там же. С. 104.
50
Одаев Х.М. К вопросу о соотношении шариата, мусульманского права (фикха) и адата в Чечне // Социология власти. 2009. № 6. С. 85.
51
Сунан Абу Дауда (21 – Книга о еде, хадис 3800). URL: https://isnad.link/book/sunan-abu-dauda/21-kniga-o-ede-hadisy-3736-3854/31-glava-o-tom-o-zapretnosti-chego-ne-bylo-upomyanuto (дата обращения: 25.04.2020).
52
См.: Йусуф ал-Карадави. Разрешенное и запрещенное в исламе. Бейрут–Дамаск, 1967. С. 19–22 (на араб. яз.).
53
Ат-Туванджи А. Институт дозволения в исламском шариате. Триполи, 1993 (на араб. яз.).
54
См.: Бизюков С.Н. Юридические уловки в исламском праве: путь от Cредневековья до XXI века // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 33; Бизюков С.Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории // Правоведение. Изд-во Ленингр. ун-та. 1989. Вып. 6. С. 80–81.; Schacht Joseph. An Introduction to Islamic Law. N.Y.: Oxford University Press, 1982; Hallaq Wael. A History of Islamic Legal Theories: An introduction to Sunni Uṣūl al-Fiqh. Cambridge University Press, 2007. Р. 40–41.
55
Muhammad Taqi Uthmani. Op. cit. P. 425.
56
Прим.: данный пример приведен автором настоящего исследования. Обоснование: см. Tafsir Al-Qurtubi / Translated by Aisha Bewley. – London: Dar Al-Taqwa, 2003. (Тафсир аль-Куртуби, пер. Askimam.ru. 2016. С. 124.). URL: https://askimam.ru/books/tolkovanie-korana/tafsir-kurtubi-vvedenie-i-sura-1/ (дата обращения: 11.05.2021).
57
Шовхалов Ш.А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату: монография / Ш.А. Шовхалов – 2-е изд., перераб. и доп. 2019. – С. 18.
58
См.: Киемов И.Ж. Основные термины науки фикх, поминающиеся в книгах ученых ханафитского мазхаба [Электронный ресурс] / И.Ж. Киемов // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. – 2019. – № 3.
59
Хареханов А.Г. Личные воззрения шейха Шамсуддина аль-Бирмави в науке основ исламского права через призму его книги «аль-Фаваид ас-Сунниййа: сравнительное изучение»: диссертация на соискание ученой степени доктора шариатских наук. Каир, 2019. С. 174. (на араб. яз.).
60
Прим.: мазхаб (букв. перевод с араб. – путь, направление, образ действия) – совокупность религиозно-правовых школ (учений, доктрин) фикха в исламской религии.
61
Прим.: табиины (от араб. «табиун» – последователь) – поколение мусульман, последователей Пророка (мир ему и благословение Аллаха), следующее за асхабами (сахабами), которые видели сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), были их учениками и последователями сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но при этом, непосредственно не общавшиеся с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
62
Пагубные деяния в свете Корана и достоверной Сунны / пер. с араб. И.Э. Абдуллах, ред. пер. Э.Р. Кулиев. С. 23. URL: https://www.islaminform.com/sites/default/files/book/pagubnie_deyaniya.pdf (дата обращения: 22.07.2020).
63
См.: Вайсс Б.Дж. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх / пер. с англ. – Москва; Санкт-Петербург: Диля, 2008. – 320 с. URL: https://www.islam-love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 19.01.2021).
64
Бахджат А. Введение в исламский фикх (лекции-семинары). URL: https://t.me/fiqh1441 (дата обращения: 03.08.2020).
65
Бахджат А. Введение в исламский фикх (лекции-семинары). URL: https://t.me/fiqh1441 (дата обращения: 06.08.2020).
66
Прим.: таклид – следование в религиозных вопросах фикха и Шариата достоверным предписаниям авторитетных специалистов одного их четырех мазхабов со стороны верующего, не обладающего глубокими познаниями в определенной области.
67
Бахджат А. Введение в исламский фикх (лекции-семинары). URL: https://t.me/fiqh1441 (дата обращения: 06.08.2020).
68
См.: Хареханов А.Г., Идрисов Х.В. Ответственность в мусульманской системе права: теоретические основы и практические аспекты реализации (монография, изд. 2-е, испр. и доп.). Грозный: Изд-во «ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2021. – 110 с.
69
См. подробнее об этом: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское уголовное право: теоретические основы и современная практика // Современное уголовное право и криминология (сборник научных трудов, серия «Правоведение») / отв. ред. А.Э. Жалинский. М., 2007.С. 80-106.
70
См.: Задержанным в Дубае за голую фотосессию россиянкам грозит полгода тюрьмы. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4760815 (дата обращения: 06.05.2021); СМИ сообщили о задержании украинок после обнаженной фотосессии в Турции. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/609294cf9a7947d6c81f159c (дата обращения: 06.05.2021).
71
См.: Хареханов А.Г. Личные воззрения шейха Шамсуддина аль-Бирмави в науке основ исламского права через призму его книги «аль-Фаваид ас-Сунниййа: сравнительное изучение»: диссертация на соискание ученой степени доктора шариатских наук. Каир, 2019. С. 153. (на араб. яз.).