Книга Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность - читать онлайн бесплатно, автор Хусейн Вахаевич Идрисов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность
Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность

Как отмечает имам Абу Джа`фар ат-Тахави, характеризуя Священное Писание: «Коран – это Слово Аллаха. Он пришел от Него как речь, о которой нельзя спросить «как?». Аллах ниспослал его Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, как Откровение (Вахью). Верующие принимают его как абсолютную истину и верят, что он не создан, как речь людей» 104. То есть Священный Коран не носит искусственный характер, он – не результат умственной (творческой) деятельности одного человека или группы людей, он не был задуман и написан человеком. Более того, Писание не является произведением творческой деятельности и самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как считают некоторые 105. Общеизвестный факт, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) с рождения не умел ни писать, ни читать. Священный Коран – это «Речь Аллаха, и никакая речь созданий не сравнима с ней. Мы не говорим, что Коран сотворен, и не идем в этом против джамаата мусульман» 106. Подобного мнения придерживается и турецкий исследователь исламской юриспруденции Фахреттин Атар, перечисляя достоинства Священного Корана он отмечает: «Книга (Священный Коран – прим. авт.) – это величественный словопорядок (назм), составить подобный которому человек не в состоянии, она была ниспослана нашему Пророку, (мир ему и благословение Аллаха), записана на листах (аль-масахиф), достоверно передана и богослужение проводится с чтением её» 107 .

Дж. Б. Вайсс, характеризуя Священный Коран, подчеркивает следующее: «<…> тот факт, что Коран – это чудо, среди мусульман даже не подлежит обсуждению. <…> Коран представляет собой чудо, намного превосходящее величайшие из возможных достижений людей. Его фразы построены экономно и при этом богаты смыслом, отвлеченный и конкретный язык, ясное и затемненное уравновешивают друг друга поистине уникальным образом, не находящим параллелей в арабской литературе, не говоря уже о неарабской» 108.

Присоединяется к сказанному выше и аль-Куртуби, отмечая, что первое, что должен знать верующий о превосходстве Корана, – это то, что Коран исходит от Господа миров и не является сотворенным. Коран состоит из бесподобных слов, и качество его не имеет себе равных и подобных. Он исходит от света Сущности Аллаха 109. В своем тафсире аль-Куртуби приводит 10 чудес Священного Писания:

1) его уникальная композиция отличается от всех привычных порядков арабского и иных языков, поскольку структура Священного Корана совершенно не является поэтической;

2) стиль Священного Корана отличается от всех стилей арабов;

3) Священный Коран обладает ясным, красноречивым стилем, который никак не может исходить от творения. Подумайте об этом на примере сур «Каф» и «Зумар» и ясно увидите красноречивость Священного Корана, на которую творения не способны;

4) арабский язык использован в Священном Коране с таким мастерством, на которое не способен ни один араб и все они согласны с этим фактом;

5) Священный Коран рассказывает о событиях, произошедших от сотворения мира до ниспослания Священного Корана. И все это исходит из уст неграмотного человека, не умевшего ни читать, ни писать (речь идет Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует);

6) все, что Всевышний Аллах обещает в Священном Коране, в точности сбывается;

7) есть сообщения о незримом в отношении будущего, которое могло быть известно лишь через Божье откровение. Например, обещание Всевышнего Аллаха Его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что его религия одолеет иные религии. Так и случилось;

8) Священный Коран содержит информацию, являющуюся основой для всех людей в отношении дозволенного и запретного, а также иных правил;

9) в Откровении имеются красноречивые выражения мудрости, которые обычно не исходят от людей;

10) совершенная симметрия всего Священного Корана, внешняя и внутренняя, без противоречий и несоответствий 110.

Имам Ахмад ибн Ханбал в своем послании «Основы Сунны» (Усуль-аль сунна) приводит следующий довод относительно нерукотворности Священного Корана: «Коран – это слово Аллаха и не является созданным. И поистине, слова Аллаха не являются чем-то отдельным от него и в них нет ничего такого, что являлось бы созданным <…>» 111.

О чудесных свойствах Священного Корана сообщается и у шейха Мухаммад Таки Усмани. Шейх разделяет эти свойства на 4 группы, связанные с чудесной особенностью:

1) синтаксиса;

2) слов;

3) стиля;

4) и общей системой текста Священного Писания в целом 112.

Примечателен еще и тот факт, что ниспослание Священного Корана Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) началось с аятов Суры 96 «Аль-Алак» (Сгусток крови). Еще более примечателен тот факт, что аят 1 указанной суры начинается со слова «читай» (смысловой перевод):

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее <…> » (аят 1 Суры 96) 113.

Напомним еще раз, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) с рождения не умел ни писать, ни читать В толковании смыслов Священного Корана приводится информация о том, что данная Сура мекканского периода, состоящая из 19 аятов, в которых, в частности, указывается на призыв к обучению чтению и получению знаний, посредством того, что такой способностью человека наделил Всевышний Аллах: «<…> Тот, кто сотворил человека из слабой малости (сгустка крови), в силах научить его писанию, с помощью которого можно записать все знания, помогая людям понимать друг друга, и научить человека тому, чего он раньше не знал. Ведь Всевышний одарил человека знанием» 114.

Сегодня современная наука подтверждает, что человеческая жизнь зарождается с точки зрения биологии из маленького эмбриона – результата слияния мужской и женской первичных половых клеток.

Вообще, человек, как сложная органическая биосистема, возникает, существует и развивается «автономно» (имеем ввиду по Воле Всевышнего), в плане того, что он сам не «вмешивается» в процессы, происходящие в нем, как в живом организме, будь-то: деление и образование, таким образом, новых клеток; остановка кровотечения в результате свертываемости крови и заживление, таким образом, ран; естественная борьба иммунной системы человека с инфекционными возбудителями и т.д., и т.п. Между тем такой биоорганизм не вечен: человек рождается, растет, развивается, достигает пика своей зрелости, а потом начинаются обратные процессы в его организме – старение и последующая биологическая смерть. Все это не находится во власти человека 115, но находится под пристальным вниманием и контролем Всевышнего и Всемогущего Аллаха. Как приводится в Священном Коране (смысловой перевод):

«Каждая душа вкусит смерть <…> » (аят 185 Суры 3) 116.

Как показывает сегодняшняя картина дня, средняя продолжительность жизни современного человека 60-80 лет и зависит она от региона его проживания и ряда других сопутствующих факторов (питание, окружающая среда, болезни, образ жизни и т.д.). Примечательно, что об этом упомянуто в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Так, в нем приводятся следующие слова: «Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: ''Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Продолжительность) жизни членов моей общины (составляет) от шестидесяти до семидесяти лет”''» 117. Если в первом случае речь идет вообще о средней продолжительности жизни любого человека, то в хадисе говорится о средней продолжительности жизни человека из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Такую картину со средней продолжительностью жизни мы можем наблюдать и в современной Чеченской Республике.

Касательно величественности Священного Корана в сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее положение: «Не создал Аллах на небесах или земле того, что было бы величественнее, чем аят ''аль-Курси''. Передав эти слова, передатчик Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: ''Дело в том, что аят ''аль-Курси''– это слова Аллаха, а слова Аллаха превышают любые Его творения на небесах и на земле» 118.

В книге Али Фикри Явуза «40 Священных хадисов» приводятся следующие слова, описывающие великий Коран: «Существует несколько видов божественного Слова. Самым высоким и почитаемым из них является Коран, так как его нельзя сравнить ни с каким другим словом, ибо каждое слово Корана – истина, каждое слово – великое чудо, каждое слово – вечность» 119.

О чудесах Священного Корана, а иначе это никак назвать нельзя, написано немало. В дополнение ко всему этому укажем, что даже при сравнительном обращении к первой суре «Аль-Фатиха» (Открывающая) и к последней 114 Суре – «Ан-Нас» (Люди) их толкование показывает нам божественный замысел Священного Писания. В начальной Суре «Аль-Фатиха», открывающей Коран, именуемую «Матерью Книги» 120 (Истоком Книги, Истоком Корана) 121, утверждаются божественные, возвышенные качества Всевышнего Аллаха (Милостивый, Милосердный) и необходимость человеку совершать свои поступки во имя Господа своего, Творца всего сущего; далее воздается Хвала Всевышнему Аллаху, признавая Творца Властелином Дня воздаяния, верующие обращаются к своему Господу, поклоняются ему и молят о помощи, и наставлении на прямой путь (путь истины), на путь тех, кого Он облагодетельствовал 122. В последней же Суре «Ан-Нас» (Люди) также обнаруживаем завет Всевышнего Аллаха людям об обращении к Нему за защитой от зла шайтана, людей и джиннов 123. Даже указанные факты свидетельствуют о структурной целостности и полноте, смысловом наполнении и идеальном божественном замысле Священного Писания.

В другом случае, как приводится в Суре 2 «Аль-Бакара» Священного Корана (смысловой перевод):

«Алиф. Лям. Мим. Та Книга – вне сомнения. В ней – руководство для богобоязненных, кто верит в незримое, выстаивает молитву и расходует из Нами обеспеченного, кто верит в ниспосланное тебе и до тебя и убежден в том свете. Они наставлены своим Господом. Они успешны». (аяты 1-5 Суры 2) 124.

Аль-Куртуби, приводя комментарии к указанным выше аятам, поясняет, что в отношении Книги Всемогущего Аллаха нет ни сомнений, ни подозрений. Это означает, что она истинна по своей сути, ниспослана от Аллаха, является одним из Его качеств, несотворенной и безвременной, даже если неверующие сомневаются в этом 125.

Аль-Куртуби сообщает, что во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Священный Коран хранился в памяти людей, то есть в раннеисламские времена при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) основным способом сохранения Откровения являлось заучивание его наизусть. Соответственно, главным и надежным хранителем Священного Корана был сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), который, в числе прочего, ежегодно повторял его перед ангелом Джабриилем в Священный месяц Рамадан (в год его смерти это произошло 2 раза). Таким образом, заучивание Священного Писания наизусть с точки зрения того времени (низкая грамотность людей в плане умения читать и писать, отсутствие или нераспространённость книгопечатания в той местности и др.) был наиболее безопасным и надежным методом сохранения Книги 126. К тому же люди того времени и местности обладали феноменальной памятью. Эти факты приводит в своей книге «Корановедение» шейх Мухаммад Таки Усмани 127.

Вместе с тем самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха) была организован и процесс записи Писания. В качестве материала для записи использовались белые плоские камни, обработанная кожа животных и др. Муфассир шейх Мухаммад Таки Усмани сообщает, что «откровение записывалось в основном на каменных плитах, пергаменте, ветках финиковых пальм, бамбуке, листьях деревьев и костях животных» 128. К вопросу использования бумаги, то в этот период и в данной географической области мира бумага встречалась редко, хотя иногда и она использовалась как источник для записей. При этом необходимо отметить, что записи Священного Корана, которые велись еще при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), происходили «под его личным руководством, но при этом (Священный Коран – прим. авт.) не представлял собой единую книгу, а состоял из разрозненных пергаментных листов» 129, однако Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сам указывал писарю в какой части и после каких слов следует записывать очередное откровение 130.

Что же касается систематизации и письменного закрепления Священного Корана централизованным способом в структурированном текстовом виде, то «все суры и аяты Корана от "Аль-Фатихи" до суры "Ан-Нâс" записаны и заучены от Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Во время правления халифа Абу Бакра аяты Корана были собраны воедино в виде свитка (мусхаф). Этот мусхаф во время халифа Османа был размножен и разослан по одному экземпляру в большие города. Эти экземпляры известны под названием “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”» 131. Сделано это было по причине того, что у людей начали возникать разногласия в отношении чтения Священного Корана – делалось это по-разному. Такое положение дел было связано, в том числе и с тем, что сподвижники в распространении религии Ислам достигли различных географических территорий: исламский Халифат все более разрастался, расширялся и охватывал уже немалые территории, объединял различные народности. У людей начались споры, связанные с Книгой Аллаха, с ее чтением и передачей. Один из приближенных халифа Усмана – Хузейфа передал халифу следующие факты, свидетелем которых он стал: я был в походе, в котором вместе сошлись жители Ирака, Сирии и Хиджаза 132, при этом каждая группа читала Священный Коран, в том виде, в котором он был ей передан. Они не соглашались друг с другом, спорили. Некоторые даже стали называть других неверующими, полностью отрекаясь от них и проклиная. Данное обстоятельство встревожило Хузейфа и его опасения заключались в том, что была большая вероятность того, что люди могли начать спорить о Священном Коране так же, как это случилось с иудеями и христианами. Об этом Хузейфа и поведал халифу Усману, в результате чего им было принято решение, базирующееся на согласованном мнении его помощников, о необходимости составления копий Священного Корана, основанных на достоверном источнике, и направления их в различные области исламского Халифата для искоренения противоречий и споров, возникающих в связи со священным текстом. Халиф Усман заявил, что, людям, нужно объединиться на одном чтении и если у них идут споры уже сейчас, то у будущих поколений они будут еще больше. Данные факты приводит муфассир 133 аль-Куртуби в своем известном тафсире.

Еще один факт: во времена правления первого халифа Абу Бакра случилось сражение при Ямаме, где погибло большое количество чтецов Священного Писания. По данным некоторых исследователей около 700 таких людей было убито за один день. Опасаясь, что такие имамы чтения Священного Корана, как Убай, Ибн Масуд и Зейд также погибнут, Умар предложил Абу Бакру собрать воедино текст Священного Корана. Это задание было поручено Зейду ибн Сабиту, который, приложив немалые усилия, собрал текст Священного Корана вместе, но при этом не расположил суры по порядку 134.

В другом случае как приводится у шейха Мухаммада Таки Усмани: «Во времена Усмана возникли разногласия в отношении Корана – доходило до того, что молодые ученики спорили со своими учителями. Когда об этом сообщили Усману, он сказал: ''Вы отрекаетесь (от правильных способов чтения) и совершаете ошибки, хотя близки ко мне. Значит, те, кто вдали отсюда, совершают еще больше ошибок. Сподвижники Мухаммада! Соберитесь вместе и составьте манускрипт, за которым последуют люди''» 135.

Все эти факты, а мы привели лишь часть из них, известную нам, а также согласованное мнение других сподвижников, утвердили Халифа Усмана в намерении организации работы по составлению единого образца Священного Корана для всего исламского мира и на базе него – нескольких копий Священного Корана.

Некоторые говорят, что их было семь 136, другие полагают, что их было четыре или пять. Копии разослали в различные регионы Халифата: экземпляры были отправлены, в том числе, Ирак, Сирию и Египет, и чтецы селений полагались на них, никто из них не читал иначе, чем было записано в оригинале, соответствующем тому, как Священный Коран был ниспослан 137. У шейха Мухаммада Таки Усмани сообщается, что эти экземпляры были направлены в Мекку, Медину, Сирию, Йемен, Бахрейн, Басру и Куфу 138.

Как отмечает далее, в этой связи, шейх Мухаммад Таки Усмани: «Целью начинаний господина Усмана (да будет доволен им Аллах) являлось создание в исламском мире единообразности в отношении записей Корана, последовательности его глав и наличия в тексте всех семи вариаций, чтобы не оставить ни единой возможности для отвержения верных способов чтения и их искажения, а также чтобы люди могли решать разногласия в данном отношении через единый правильный образец» 139, при этом способ написания Священного Писания был такой, что были учтены все семь вариаций: слова не содержали точек и огласовок и могли читаться в соответствии с каждой вариацией.

Довольно примечателен и тот факт, что первая печатная версия Священного Писания вышла в 1113 г.х. (около 1701 г. по григорианскому стилю) в г. Гамбург. Чуть позже в 1787 г. Книга была отпечатана в Российской империи в г. Санкт-Петербург при непосредственном участии мусульманина в данном процессе – муллы Усмана.

Возвращаясь к содержательной части Откровения, подчеркнем, что отдельного внимания в рассматриваемом вопросе заслуживает и такое качество человека как терпение. Терпеливым человеком, как известно, быть непросто и этим качеством обладают не все люди. Священный Коран призывает к терпению на пути веры. Вера имеет очень тесную взаимосвязь с терпением. Обращаясь к чеченскому языку, мы находим в нем следующее выражение, которое употребляется чеченцами при соболезновании близким родственникам умершего человека: «Дала иманчохь собар лойла хьуна!», перевод которого означает: «Пусть Всевышний Аллах даст вам терпения в вере!».

Терпению (араб. – сабр; чеч. – собар) в исламской религии придается немаловажное значение. И не спроста в Откровении данный термин употребляется в достаточно большом количестве аятов. Как приводится в Священном Коране (смысловой перевод):

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (аят 153 Суры 2) 140.

В другом случае в Священном Писании указывается (смысловой перевод):

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (аят 200 Суры 3) 141.

Терпение, как элемент веры выступает, определенным сдерживающим фактором в мирской жизни мусульманина, ибо в такой жизни его окружают множество соблазнов, грехов, на которые он не должен поддаваться, должен их отталкивать от себя. Как указано в Священном Коране (смысловой перевод):

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (аят 177 Суры 2) 142.

Твердая вера невозможна без терпения, ибо только терпеливый может выдержать испытания веры, в свою очередь именно сильная вера открывает перед человеком врата терпения. Другими словами, мы верим, то есть убеждены, что терпение – ключ к вере, а вера – ключ к терпению и ключи эти открывают перед правоверным терпеливым мусульманином врата Рая. Но прежде, любой человек будет испытан в мирской жизни (смысловой перевод):

«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (аят 186 Суры 3) 143.

И только проявивший терпение на пути Аллаха будет вознагражден (смысловой перевод):

«И только тем, которые терпели и совершали праведные деяния, уготованы прощение и великая награда» (аят 11 Суры 11), «Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (аят 24 Суры 13), «Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими» (аят 111 Суры 23) 144.

Люди по природе своей слабые существа и об этом, само собой, известно Всевышнему Аллаху как Творцу всего сущего и человека, в том числе. Между тем, Зная об этом, Всевышний Аллах в силу Своего милосердия, мудрости и милости облегчил обязанности правоверных (смысловой перевод):

«Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (аят 66 Суры 8) 145.

Мы утверждаем и стоим на том, что Священный Коран нас всех уравнял, но при этом возвысил тех (находящихся на пути веры, раздающих имущество, совершающих намаз, выплачивающих закят, соблюдающих обязательства из заключенных договоров, проявляющих терпение 146), кто возвысил его выше собственной жизни, ибо Фуркан, как речь Всевышнего Аллаха, есть критерий, довод и различение между ними, между истиной и заблуждением.

Вера, наряду с духовной составляющей, связана с символизмом и религиозной атрибутикой. Даже если обратиться к признакам веры, то находим, что в них присутствуют Священные Книги как материальные атрибуты ее доказательства. Без сомнения, главным и важным символом веры мусульман является Священный Коран как наставление Всевышнего Аллаха и как некое (в смысле невозможности отразить речь Всевышнего в обычной книге) выражение данного наставления посредством обличения его в форму «особенной» Книги.

Откровение в своем начальном, неизменном виде будет существовать на Земле и оберегаться Всевышним Аллахом вплоть до самого Судного дня. Об этом приводится в самом Писании (смысловой перевод):

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» 147.

Таким образом, подводя итог данной части исследования, отметим фундаментальное значение Священного Писания для исламской религии, Шариата и фикха, и в очередной раз убеждаемся в том, что поистине, лучшая книга – Книга Всевышнего Аллаха.


Священный Коран как источник регулирования вопросов ответственности индивида


Так, нами выше вкратце были освещены вопросы происхождения Священной Книги, исходя из необходимости уяснения самой природы Писания. Мы пришли к аксиоматичному выводу, что Священный Коран – это речь Всевышнего Аллаха, посредством которой установлено руководство для богобоязненных, закон жизни для верующих, различение между истиной и заблуждением, указывающее на прямой путь во имя спасения самого человека.

Далее мы проведем анализ вопросов ответственности и связанных с данным явлением, других правовых категорий, содержащихся в Китабе.

Простой лексический анализ Священного Корана на предмет содержания в нем интересующих нас понятий показывает, что слово «наказание» в оригинале на арабском языке в Священном Коране упоминается порядка 117 раз 148 (в переводе же смыслов Корана на русский язык – 117-125 раз, слово «ответственность» – 4-5 раз 149, при том что в переводе смыслов самого Священного Писания на русский язык содержится более 132 000 слов). Вместе с тем, каждая из 114 Сур Священного Корана начинается словами «Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», кроме Суры 9 «Ат-Тауба» (Покаяние). Слово «милость» в различных сочетаниях встречается в Священном Коране порядка 485 раз, то есть более чем в 3 раза, чем слово «наказание». К примеру, в Суре 19 «Мария» («Марьям») Священного Корана слово «милость» со всеми своими производными повторяется в этой суре 16 раз 150. Как показывает даже такой простой словарный анализ Священного Писания, главного источника Шариата и фикха, милость Всевышнего Аллаха в различных ее формах проявления, более выражена в Священном Коране, нежели его немилость и гнев, проявляющиеся в наказаниях, чему также подтверждением являются следующие слова из Священного Писания (смысловой перевод):

«Предпиши для нас добро в этом мире и в Последней жизни, ибо мы возвращаемся к Тебе (каемся перед Тобой). Он сказал: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, <…> » (аят 156 Суры 7) 151.