Книга Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность - читать онлайн бесплатно, автор Хусейн Вахаевич Идрисов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность
Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность

С уходом из этого мира Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в исламской умме (общине) произошли некоторые разногласия по вопросу будущего лидера мусульман (халифа), которые привели впоследствии к образованию двух ветвей Ислама: суннизма и шиизма.

В период жизни табиинов 61 существовали 2 основные школы фикха:

1) школа Хиджаза (г. Мекка и г. Медина);

2) школа Ирака (г. Куфа).

В школе Хиджаза, без сомнения, было больше сподвижников, нежели чем в школе Ирака, исходя из географической удаленности г. Куфа от г. Мекки и г. Медины, где снизошло откровение Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

В свою очередь, в суннизме сформировались и выделились в качестве основных четыре религиозно-правовые школы, то есть мазхабы, которые получили наименования по именам своих основателей:

1) мазхаб Абу Ханифы (ханафитская школа фикха);

2) мазхаб Малика ибн Анаса (маликитская школа фикха);

3) мазхаб Имама Аш-Шафии (шафиитская школа фикха);

4) мазхаб Ахмада ибн Ханбала (ханбалитская школа фикха).

Соответственно, последователей данных мазхабов называют ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты.

Таким образом, суннитский фикх базируется на четырех вышеуказанных мазхабах. При этом мы никоим образом не утверждаем, что последователи какого-либо одного из четырех мазхабов, на более верном пути веры и т.п., это было бы большой ошибкой. Более того, «все четыре выдающихся имама – Абу-Ханифа, Малик, аш-Шафии, и Ахмад ибн Ханбал, да помилует их Аллах и да вознаградит их самым лучшим образом за то, что они сделали для Ислама и мусульман, – завещали прислушиваться к словам других богословов, если они приводят доказательства из Корана и Сунны, которые не совпадают с мнениями вышеуказанных ученых, и поступать в соответствии с откровениями Всевышнего Аллаха и преданиями Пророка, мир ему и благословение Аллаха» 62. В этом контексте шейх Амир Бахджат отмечает, что некоторые люди предполагают, что фикхихийские мазхабы – причина разобщения мусульман. Такое утверждение является большой ошибкой, так как эти мазхабы являются причиной единства мусульман и ни в коем случае не являются причиной ее разобщения. Как отмечает в данном контексте Дж.Б. Вайсс: «Несмотря на многочисленные различия четыре, ныне существующие, суннитские догматико-правовые школы: ханафитская, маликитская, шафи'итская и ханбалитская, – начиная с того времени, когда они окончательно сформировались, придерживались общих взглядов на законы, их источники и методы их разработки» 63.

Вместе с тем, существовали и существуют силы, которые предпринимают различные шаги, чтобы разрушить эти мазхабы и вообще отменить их, полагая, что посредством этого они якобы объединяют людей. Однако, в действительности они разъединяют людей и вместо четырех мазхабов люди будут на четырёхстах мазхабах, и каждый будет считать себя самостоятельным предводителем. Некоторым людям свойственно предполагать, что эти мазхабы представляют собой лишь четырех человек из всей уммы (имея ввиду четырех имамов), из сотен муджтахидов. Но вопрос заключается не в четырех личностях. В четырех мазхабах собрались фикхихийские школы всех мусульман, начиная со времён сподвижников 64. Самое важное в этом вопросе, по мнению шейха Амира Бахджата – это то, что направления фикхихийских мазхабов не противоречат доказательствам веры, то есть Священному Корану и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), однако фанатичность приверженности одному из мазхабов (в плане не признания других мазхабов и их последователей и т.п.) учеными фикха порицаема. Более того, шейх Амир Бахджат подчёркивает, что в наше время появилась фанатичность против мазхабов, нежели фанатичность приверженности мазхабу, что также недопустимо с точки зрения веры.

Ни один из ученых Ислама, ни один имам религии не призывал к аннулированию этих мазхабов или к сжиганию книг мазхабов. Эти мазхабы, – как отмечает шейх Амир Бахджат,– появились и являются естественным результатом, который Аллах предопределил 65. Между тем в самих мазхабах существуют положения как общие, объединяющие их, так и вопросы, образующие разногласия в их позициях. Одним из несомненно главных вопросов, является вопрос приверженности к одному из мазхабов. По этому вопросу существуют различные мнения, объединяющие ученых в различные группы.

Одна группа ученых фикха исходит из того, что приверженность и следование (таклид 66) мазхабу – это обязательное условие веры человека (фард, ваджиб). Другая группа исходит из того, что приверженность мазхабу – это не обязательное условие, но при этом они не считают, что это и запрещено с точки зрения Шариата. И есть третья группа ученых, заявляющих, что следование, приверженность мазхабу не дозволена. Такую классификацию групп ученых фикха относительно вопроса приверженности мазхабу приводит в своих лекциях по предмету «Введение в исламский фикх» шейх Амир Бахджат 67. Между тем, подчеркивая значимость фикха и науки «усуль аль фикх» как части фикха, шейх Амир Бахджат заявляет, что наука «усуль аль фикх» является защитой самого Шариата. В контексте обозначенного вопроса, некоторые ученые приводят пример для сравнения: Священный Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это крепость, стенами которой является иджма, а дверьми – усуль аль фикх.

Как отмечает в контексте исследуемого вопроса известный богослов А.Г. Хареханов таклид одному из четырех суннитских мазхабов – обязателен (фард, ваджиб) для каждого мусульманина, не являющегося муджтахидом. Все четыре мазхаба правильны и достоверны. Человек, придерживаясь мазхабов, следует Благородному Корану и Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не опасаясь неправильной их интерпретации, поскольку четыре имама черпали знания напрямую либо от сахабов, либо от табиинов или таба-табиинов. Какому бы мазхабу ни следовал человек, он должен следовать ему во всем, во всех деталях, человек не должен «смешивать мазхабы», т.е. брать одни правила из одного мазхаба, а другие – из второго и т.д. Также не следует думать, будто один мазхаб чем-то хуже или лучше другого, а отказ от следования мазхабу – это опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому Шариату. Более того, тот, кто не изучил и не придерживается какого-либо из четырех мазхабов, не следует одному из них, и при этом допускает возможность отступления от них или даже отрицания их сущности, и ценности в религии, то большего вреда от такого человека для исламской веры невозможно представить.

Кстати говоря, по следам предыдущей своей работы 68, где была изложена, приведенная выше точка зрения о мазхабах в Исламе, я получил от близких мне людей два диаметрально противоположных отзыва. Первый – полностью присоединяется к мнению о существовании и признании всех видов мазхабов равноценными институтами исламской религии. А второй – наоборот, склоняется к мнению об убыточности присутствия в исламской религии отдельных мазхабов, говоря о важном факторе цельности, монолитности религии Ислам и отсутствие необходимости делимости на какие-либо мазхабы. Как видим, и это симптоматично, указанный вопрос как был, так и остается краеугольным камнем в рассматриваемом ракурсе исследуемой тематики.

Современное время, современный мир характеризуется всеобщими интеграционными процессами, тенденцией к укрупнению, усложнению взаимосвязей между государствами, народонаселением во всех сферах жизнедеятельности человека. Происходит взаимовлияние, а порой, даже взаимопроникновение в области не только финансово-экономических и политических процессов, но и, в не меньшей степени, в социальных, культурных, образовательных, духовных и многих других сферах. Происходящие процессы, закономерных образом сказываются и на правовых институтах государств, механизмах регулирования общественных отношений посредством норм права. Данное положение дел отражается, в том числе, и на системе мусульманского права. Разумеется, влияние это имеет как положительный, так и, к сожалению, отрицательный эффект. В этом плане, существующим на сегодняшний день правопорядкам мусульманской системы права, в отношении регулирования вопросов юридической ответственности свойственно сочетать как сугубо «шариатские» меры ответственности (худуд, киас, тазир), так и «светские» наказания (лишение свободы, штраф и пр.). Также существует и условие о самом субъекте правонарушения: имеет значение, кто правонарушитель (мусульманин или нет) и территориальный признак (проживание на территории, преимущественно населяемой той или иной группой населения: верующие или неверующие) 69. При этом важно понимать и еще одно обстоятельство: неверующие, которые с разрешения мусульман проживают на территории мусульманского государства, являются полноценными субъектами ответственности и на них распространяются все те нормы поведения в обществе, какие предъявляются к правоверным (к примеру, запрет на употребление спиртных напитков, проституцию, прелюбодеяние, участие в развратных действиях и т.п.) 70, которые распростираются на мусульман 71.

В данном контексте Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что «положение шариата в правовых системах арабских стран жестко не зависит от конституционной формулы закрепления его в качестве источника законодательства» 72. Показательно в этом плане закрепление Шариата в качестве основного источника законодательства на примере таких стран как Оман, Йемен, Саудовская Аравия, ОАЭ: если в Основном законе Султаната Оман (Основной Низам) Шариат закреплён в качестве основы законодательства с формальных позиций, то такие, к примеру, государства как Саудовская Аравия, ОАЭ, Йемен следуют предписаниям Шариата не только с формальных позиций, но и в сущностном его содержании и выражении как в законодательстве, так и в применении его норм на практике.

Более того, если ставить вопрос шире, в контексте нормотворческой деятельности государства, в том числе и с закреплением шариатского типа как основы законодательства, приходим к мнению, что арабским странам на сегодняшний день свойственна рецепция из других правовых систем, прежде всего речь идет о романо-германской системе права. Не редки случаи кодификации отдельных пластов правовых норм в данных странах. В целях достижения в системе государственного права некоего компромисса и гармонизации как западноевропейского позитивного права, влияние которого наблюдалось в прошлом и наблюдается сейчас в восточном мире, так и религиозной системы Шариата, можно считать принятие во второй половине XIX века в Османской империи Маджаллы (Меджалле-и Ахкям-ы Адлийе) – свода законов гражданского и судебного права, попытка первой кодификации норм фикха. Данный свод можно считать неким собранием, сборником, в состав которого входили как нормы традиционного религиозного порядка, так и нормы, реципированные из западноевропейских правопорядков (особенно из французского гражданского кодекса) 73. Маджалла затрагивала многие институты гражданского права, но обходила своим правовым регулированием вопросы семейного, наследственного права, вакфа (определенное имущество, передаваемое на религиозные, благотворительные цели) 74.

В ракурсе складывавшейся ситуации И.Ю. Козлихин задается следующим вопросом: «Являются ли законы, в светском понимании этого слова, источником мусульманского права?». Как поясняет далее ученый: «Вопрос не имеет однозначного ответа. Классический ислам отрицает право государства законодательствовать, ибо законодателем может быть только Аллах. Но если обратиться к практике современных мусульманских государств, то мы увидим, что роль закона весьма значительна. Даже в Саудовской Аравии, где наиболее строго и последовательно сохраняются исламские религиозные традиции, весьма заметна правотворческая деятельность государства. Несмотря на то, что единственным законодателем признается Всевышний Аллах, выразивший свою волю в Священном Коране и Сунне, государственная власть активна в нормотворческой сфере. Нормативно-правовые акты называются низамами, т. е. регламентами, но по существу это мало меняет дело. Все те отношения, которые не могут быть урегулированы нормами фикха, регулируются низамами. Но, разумеется, явное противоречие между ними не допускается» 75.

Глава 2. Основные источники мусульманской системы права

2.1. Священный Коран как фундаментальный источник исламской религии, фикха и Шариата

Система мусульманского права, как уже понятно из приведенных выше позиций и примеров, основана, в первую очередь, на Священном Писании (книге) мусульман – Коране. Помимо Священного Корана как главного источника мусульманского права другими также являются Сунна Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), иджма и кияс. При этом Священный Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются первичными (основными), а иджма и кияс – производными (второстепенными) источниками данной системы.

Иджма – представляет из себя единогласное (единодушное) мнение исламских ученых, живущих в один период времени, пришедших к согласию в каком-либо проблемном вопросе, положении Шариата.

В свою очередь, кияс формулируется как процесс суждения по аналогии, выявление положения, нормы поведения прямо неустановленной в Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посредством иджтихада 76 путем обращения к Священному Корану и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по сходным (аналогичным) положениям.

Исходя из того, что наиболее важными, первостепенными из указанных источников для Шариата и фикха являются Священный Коран и Сунна Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), более подробно в рамках настоящего исследования ознакомимся с выделенными источниками.


Происхождение Священного Корана


Коран (от арабск.– аль-К̣ур’а̄н) – Священное писание мусульман, Закон Всевышнего Аллаха, основа исламской религии и мирской жизни правоверных.

Как приводится в самом тексте Священного Корана (смысловой перевод):

«В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение <…> » 77.

Следовательно, Священный Коран является главной составляющей в жизни правоверных мусульман (в быте, в поведении, во взаимоотношениях, в отправлении религии и др.) одним из доказательств Величия Всевышнего Аллаха и различением между истиной и ложью.

Слово «Коран» в буквальном переводе с арабского языка означает – «чтение», «чтение вслух» 78; в некотором смысле – «назидание». Один из ведущих исламских ученых, живущих в наше время – шейх Мухаммад Таки Усмани в своей известной работе «Корановедение» высказывает мнение, что «слово ''Коран'' происходит от арабского корня ''кораа/якрау'', буквальный смысл которого – ''собирать'', но впоследствии это слово стало использоваться в значении ''чтение'', поскольку при чтении слова и буквы собирают вместе» 79. При этом шейх Мухаммад Таки Усмани перечисляет исчерпывающий список из следующих пяти наименований Священного Корана:

1) Коран (Чтение);

2) Фуркан (Критерий, Различение 80);

3) Зикр (Увещевание);

4) Китаб (Книга);

5) Танзиль (Откровение) 81.

Как далее отмечает шейх Мухаммад Таки Усмани: «Книга ниспослана, чтобы ее читали, и читать ее будут вплоть до Последнего дня. Поэтому мы сейчас видим, что Священный Коран бесспорно является самой читаемой книгой мира» 82.

Священный Коран – это Откровение Всевышнего Аллаха, переданное Посланнику и Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), через ангела Джабрииля в течении 22 лет 2 месяцев и 2 (или 22) дней.

Ведь как приводится в тексте Священного Писания (смысловой перевод):

«Скажи: ''Кто является врагом Джибрилу (Гавриилу)?'' Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих» (аят 97 Суры 2) 83.

То есть Откровение было ниспослано Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) не сразу, а постепенно, отдельными частями в течении почти 23-х летнего периода.

Как отмечает муфассир аль-Куртуби, в мусульманской общине среди имамов Сунны нет разногласий в отношении того, что Коран – название для Слов Аллаха, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) явил в качестве чуда, как мы уже о том говорили. Коран хранится в сердцах, произносится языками, записывается в экземплярах Корана и известен по необходимости сурами и аятами 84. Все тот же шейх Мухаммад Таки Усмани подчеркивает, что «Коран – это в буквальном смысле прямое слово Аллаха» 85. Другой выдающийся ученый шафиитского толка имам Газали приводил следующее определение Священному Корану: «Сказанное, массово дошедшее до нас в соответствии с семью вариациями и уложенное между двумя обложками в виде книги» 86.

Священный Коран структурно состоит из 30 частей, именуемых джузами, которые, в свою очередь, разделены на 114 глав (разделов), именуемых Сурами, насчитывающих разное количество коранических «стихов» – аятов 87. Во всех 114 Сурах Священного Корана содержится не менее 6 000 аятов. Все Суры Священного Корана имеют свои наименования, например, Сура 1 «Аль-Фатиха» (Открывающая Коран, Исток Книги, Исток Корана 88), Сура 2 «Аль-Бакара» (Корова), Сура 53 «Ан-Наджм» (Звезда), Сура 112 «Аль-Ихлас (Очищение веры), Сура 114 «Ан-нас» (Люди) и др. Аят, включающий максимальное количество слов, – 282 аят про долг 89 (от араб. «дайн» – долг 90) расположен в самой объемной по структуре Суре – «Аль-Бакара» («Корова»), включающей 286 аятов. В свою очередь, минимальное количество аятов (3 аята) содержится в Суре 108 Священного Корана – «Аль-Каусар» («Изобилие»). Между тем, как отмечают ряд толкователей смыслов Священного Корана 91, нельзя утверждать, что, чем более объемна и содержательна Сура Священного Корана (включает большее количество аятов), тем она более ценна и важна. Все Суры Священного Корана, начиная от самых крупных, и, заканчивая менее крупными – без сомнения многозначительны, так как Откровение Всевышнего Аллаха не может быть в какой-то части важным, а в какой-то менее важным.

Между тем, как отмечает аль-Куртуби, у теологов имеются различные мнения касательно относительного превосходства одних сур и аятов над другими, одних Прекрасных Имен Аллаха над иными:

1. Некоторые полагают, что нет превосходства одних над другими, поскольку все они – Слово Аллаха. То же самое верно и в отношении Его Имен. Так считали шейх Абу Хасан Ашари, судья Абу Бакр ибн Тайиб, Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан Бусти и часть факихов. Нечто подобное приводится и от Малика. Яхья ибн Яхья говорил, что ошибкой будет считать одну часть Корана лучше других. А Малик не любил повторения одной суры вместо произнесения других. В отношении слов Всемогущего Аллаха «Мы приводим тот, что лучше его, или равный ему» (Коран, 2:106) Малик говорил, что это значит: «… тот, что содержит правило, вместо того, что подвергается отмене». Ибн Кинана приводил то же самое, как исходящее от Малика. Некоторые из них приводили следующий аргумент: лучшее признается лишь при сравнении с тем, что может считаться несколько менее превосходным, в то время как природная суть всех аятов – одна и та же. Все они – Слово Аллаха, а в Слове Аллаха недостатков быть не может.

2. Другие же говорили, что имеется определенная разновидность превосходства, которую можно увидеть в таких аятах, как слова Всемогущего «Ваш Бог – Один Бог. Нет бога, кроме Него, Всемилостивого и Милостивого» (Коран, 2:163), аят Трона 92, конец суры «Хашр» и сура «Ихляс», которые являются одними из доказательств Его Единственности и Его качеств. Этого нет, к примеру, в таких аятах, как «Да сгинут руки Абу Ляхаба» (Коран, 111:1) и т. п. Превосходство возникает через чудесные значения и их многочисленность, а не в плане качества языка. И это действительно так. В число сторонников наличия превосходства входили Исхак ибн Рахавейх и иные теологи и мутакаллимы (догматические богословы). Данную точку зрения предпочли судья Абу Бакр ибн Араби и Ибн Хассар. У «Фатихи» есть качества, которыми не обладают иные суры, вплоть до того, что говорят: весь Коран содержится в ней. Она состоит из 25 слов, которые охватывают все отрасли знаний Корана. Ее почетность, в частности, в том, что Аллах разделил ее между Собой и Своими рабами, молитва не действительна без нее, и для получения ее награды не требуется действий. Именно в этом смысле она – Исток Корана. Сура «Ихляс» считается равной трети Корана, поскольку Коран содержит: а) единобожие, б) правила и в) увещевания, а сура «Ихляс» содержит все единобожие. Это также объясняет вопрос Пророка (да благословит его Аллах и приветствует – прим. авт.) Убаю: «Какой из аятов Корана – величайший?» – на который тот ответил: «Аллах. Нет бога, кроме Него, Живого и Самодостаточного…» (Коран, 2:255). Это величайший аят, поскольку он содержит все аспекты единобожия. Таким же образом слова пророка: «Лучшее из того, что говорил я и другие пророки до меня, – это "Нет бога, кроме Аллаха, Единственного и не имеющего напарников"», – указывают на то, что это лучшая разновидность зикра (поминания Аллаха), поскольку это слова, содержащие все знания единобожия. А «Фатиха» содержит единобожие, поклонение и увещевание. Тем самым все аспекты Корана суммированы в ней. Такова причина разногласий. А Аллах знает лучше 93.

Что же касается количества букв, слов и аятов в Священном Писании, то в тафсире аль-Куртуби приводится следующая информация об этом: число букв – 340 740 (по другим данным – 323 015 или 321 180), количество слов – 77 439 (самые длинные слова в Книге Аллаха состоят из одиннадцати букв), количество аятов – 6000 (по другим данным – 6 204 или 6 214 или 6 219 или 6 225 или 6 226) 94.

Достопримечательны также и следующие факты относительно Священного Писания. Священный Коран был передан через ангела Джабрииля – и этот ангел стал самым почитаемым среди всех других. Священный Коран был ниспослан Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) – и он стал Пророком и Посланником Аллаха, а также самым любимым из Его рабов и предводителем всей мусульманской уммы (общества правоверных). Священный Коран был ниспослан как назидание и верное руководство для прямого пути умме Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – и эта умма стала самой возвеличенной из всех людей, когда-либо живших на Земле. Священный Коран был ниспослан в Священный месяц Рамадан – и этот месяц стал самым возвеличенным среди всех других месяцев в году. Священный Коран был ниспослан в ночь Предопределения 95 (чеч. – Лайн къадар бюйса) – и эта ночь возвеличилась в тысячу месяцев.

В величественной Суре 36 «Йа-Сиин» Священного Корана приводятся его достоинства. Эта Сура начинается с восхваления этой Великой книги (смысловой перевод):

«Клянусь мудрым Кораном!» (аят 2 Суры 36) 96.

и указания на то, что Всевышний Аллах помилует человека, следующего ему надлежащим образом, а тому, кто отвернется от него – суждено наказание от Всевышнего Аллаха 97. Ведь как приводится в Священном Писании (смысловой перевод):

«Он ниспослан Могущественным, Милосердным, чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами» (аяты 5 и 6 Суры 36) 98.

Здесь Священный Коран ассоциируется с «прямым путем», на который наставил, в первую очередь, Всевышний Аллах своего Посланника и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение от Всевышнего Аллаха), а через него и всю умму Мухаммада (мир ему и благословение от Всевышнего Аллаха). Прямого пути мы можем достичь и придерживаться посредством следования наставлениям Священного Корана 99.

Как отмечает аль-Куртуби в своем тафсире 100, описывая Священный Коран: Книга Аллаха – источник всех шариатских наук, передающих Сунну и обязательные действия. Коран был ниспослан Земному Доверенному через Небесного Доверенного 101.

Порой у некоторых людей возникают сомнения в божественности Священного Писания, в источнике его происхождения. Даже раздаются мнения о том, что Священный Коран «написан» человеком. Придерживаться мнения об искусственности (рукотворности) Священного Писания – большое заблуждение, которое ведет человека в неверие (куфр). Ведь в самом Священном Писании указано (смысловой перевод):

«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (аят 88 Суры 17) 102.

Ученый-богослов аль-Куртуби особо подчеркивает, что Священный Коран сам по себе является чудом, ведь его красноречивость и ясность – за гранью обычного. Если бы были подобные ему слова, то это было бы не так 103.

Речи Всевышнего Аллаха, донесенной до людей Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) посредством Священного Корана, не может быть подобна речь его созданий – джиннов и людей, ибо речь творений Всевышнего никогда не сравнится с речью самого Создателя, так как нет Ему равных.