Книга Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Солнце. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой

«Испёкши накануне пирог, в самую полночь девица выходит на улицу и, пройдя к чьей-нибудь хате, начинает прислушиваться к разговору. Первое услышанное ею имя означает суженного, слово „иди“ – замужество, „сядь“ – возможность остаться в девках, а слово „ляжь“ – смерть. Считают колья в плетне33 три раза по девяти, и по последнему определяют качества суженого: если кол сучковатый – жених будет сердитый, если кол без коры – бедный, в коре – богатый и т. д. Слушают лай собак, чтобы знать, с какой стороны ожидать себе жениха».

Подобное описанному Степановым гаданию на плетне осуществлялось и на полене. Девушка, не глядя, вытаскивала из дровницы одно полено: гладкое и ровное – жених будет красивым и статным; шероховатое – будет не симпатичным; с множеством сучков – жених из большой семьи, у него много братьев и сестёр; кривое и скрюченное – жених тоже кривой (с каким-то внешним дефектом).

Есть много других гаданий, передающихся из уста в уста, возможно, вы тоже слышали о них или даже пробовали. Например, один из наиболее известных видов гадания – бросание через забор валенка (сапога, туфли). Если валенок упал носком к дому, значит, девушке можно ожидать замужества в этом году. По направлению носка также узнают сторону, в какую выйдут замуж, по другой версии – откуда следует ждать суженого.

Среди таких же популярных значится и гадание с двумя свечами и двумя зеркалами, в которых пытаются разглядеть лицо своего суженого. Его описание часто встречается в литературных произведениях 18—19 веков, но и я вам немного напомню. Ночью в комнате (часто это делали в бане) ставили перед собой зеркало, по краям от него – зажжённые свечи. Садились, взяв в руки второе зеркало и направив его к первому отражающей стороной. Таким образом в первом зеркале создавался оптический эффект – выстраивался целый бесконечный коридор, где горящие свечи выступали в виде колонн. Верили, что через этот коридор может из Нави (мир тайного, ещё не проявленного) прийти образ суженного.

Или вот ещё одно: выйти на улицу (желательно, когда уже стемнеет) и спросить имя у первого встречного мужчины (мальчика, парня). Какое имя назовёт, так и мужа будущего будут звать.


Опишу ещё одно гадание, которое мне попалось как-то на просторах Интернета и очень понравилось. К сожалению, сейчас даже и не вспомню, на каком сайте нашла его, но помню, что о нём писала девушка со слов и воспоминаний своей бабушки.

В большую чашу насыпать много крупы (рожь или пшеница), туда же опустить четыре разных колечка и хорошенько всё перемешать. Каждая из гадающих девушек должна зачерпнуть из чаши горсть зерна. Если в нём колечка не окажется, замужества ждать не стоит. Если в зерне оказалось простое металлическое колечко – выйдет замуж за бедняка; серебряное – за простого парня (работягу, крестьянина и т. д.); золотое – за богатого среднего уровня (например, купец); кольцо с камушком – за богатого и знатного (боярина, к примеру).

Бабьи каши

8 января

Дата и её обоснование


У Мельникова-Печерского в книге «На горах» в одном из заговоров от сглаза, который читала тётушка над своей племянницей, упоминается Соломонида бабушка. И по этому поводу автор сам же даёт такое пояснение:

«Апокрифическая баба Соломея, или Соломонида, будто бы принимавшая Христа при рождестве его, упоминается в апокрифических евангелиях и в некоторых церковных книгах (например, „Синаксарь“). У старообрядцев поминается она, когда дают молитву роженицам. Празднуют бабе Соломее на другой день Рождества (26 декабря), в этот день варят кашу и угощают бабушек-повитух. Обычай этот называется „бабьи каши“».

В указанном романе все даты автором приводятся по старому стилю. Таким образом, прибавив к 26-му декабря 13 дней, получаем 8-е января. А заглянув в современный народно-христианский календарь видим, что там этот день носит название Собор Пресвятой Богородицы, а в простонародье – Повитухи, Бабий праздник или Праздник каш.

Здесь же отмечу, что традиционно это празднование длилось три дня, первый из которых был посвящён непосредственно повитухам, второй – родителям и роду в целом, третий – женщинам, родившим в течение прошедшего года.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Главной целью праздника является почитание Рожаниц – собирательный образ богинь-матерей, а обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи. Чествовали рожениц, повивальных бабок и всех старших женщин рода. Уже рожавшие женщины вместе с детьми приходили в гости к повитухам с дарами (блины, пироги, кусок холста или полотенце), а те в ответ обсыпали своих детей и принятых когда-то младенцев зерном с благословением и пожеланием счастья и здоровья на весь год, щедрой доли и лёгкой судьбы.

Устраивались совместные посиделки за общим столом, а для желающих в скором времени зачать и родить ребёночка повитухи проводили специальный обряд. На ритуальном огне готовили кашу из нескольких круп34, заговаривали её на плодородие чрева и здоровье детей. Каждая женщина, желающая обрести радость материнства, должна была съесть хотя бы ложку этой каши.

Кашу также варили жёны сами в своих семьях, и чем сытнее каша, тем богаче будет семья. Потому в неё добавляли ягоды, орехи и маковые зёрна, обильно сдабривали маслом или сливками, добавляли мёд. А молодому отцу могли поднести кашу «с потехой», в которую добавляли хрен или горчицу, или просто сильно солили и перчили. Поедая такую кашу и мучаясь, молодой отец, который должен был съесть целый горшок, как бы разделял муки своей жены при родах. Пустой горшок затем разбивали на дворе – на счастье новорожденного малыша35.


Что можно делать в наше время


Благоприятно изготавливать обереги с символами бога Рода и другими, призванными защищать род и семью, обеспечивать лёгкое зачатие, благополучные беременность и роды. Например, можно использовать такие символы: Рожаница, Зайчик, Лунница, Мировое Древо, Засеянное поле, Свитовит (Светоч), Славец36.

Вспомните с благодарностью о тех, кто принимал у вас роды, и если сохранилась с ними связь – позвоните или сходите в гости, не забыв прихватить подарок. Если же связи нет, то поблагодарите их мысленно, не забыв акушерку, которая в своё время приняла на свет и вас самих.

Если же вы беременны, молитесь Роду, Ладе и предкам о том, чтобы найти хорошую добрую акушерку или доулу и чтобы роды прошли благополучно.

Зажгите на алтаре свечу для Лады, пусть горит во имя всех рожениц и повитух, за их здоровье и божественный дар принимать и приводить в этот мир новые души. А Роду можно поставить свечу на здоровье и оберег всех детей, особенно младенцев.

Не забудьте о своих матерях, которые, родив вас, также стали олицетворением божественных рожаниц. И сами в качестве матери вы можете сегодня благословить своих детей на счастье и благополучие. Хорошо делать это, осыпая ребёнка зерном.

Делитесь мудростью материнства с теми девушками, которые планируют зачать ребёночка, уже беременны или только-только родили малыша. Первый год после родов всегда самый сложный для мамы физически и морально, женщине в такое время особенно важны чуткое сочувствие и реальная помощь.

Организовывайте сами или посещайте тренинги, семинары и практики, посвящённые беременности и родам. Собирайтесь с имеющими детей подругами, готовьте ритуальную кашу, гадайте на зачатие или судьбу ребёночка.

Также можно приготовить «богатую» кашу для своей семьи, заговорив её на всё желаемое, и устроить обрядовый семейный ужин.


Постскриптум. О женщине и её ценности


Ценность Женщины для семьи, рода и всего Мiра невозможно преувеличить. Ей самим Богом назначено быть Истоком жизни, родовой силы, рисунка окружающей действительности и образа всего Мiра. И отношение женщины к самой себе, а тем более мужчин, изменится только тогда, когда женщина сама будет это глубоко осознавать.

Когда каждая женщина поймёт, что её отношение к себе и миру, а также её поведение передаётся детям и находящимся рядом мужчинам, она уже не сможет себя уничтожать, потакая похотливости, позволяя неуважение к своей женской природе, терпя унижение и обесценивая свою значимость.

Сейчас часто можно услышать, как женщины говорят: «Наш удел – терпеть», «Бьёт, значит любит», «Мы должны беспрекословно подчиняться, а то можем остаться в одиночестве» и т. д. Да, к сожалению, это результат воспитания и системы ценностей, сложившихся за последние 100—150 лет. Множество поколений женщин за это время выросло со сломанным чувством достоинства и своей силы.

Но, послушайте, дорогие! Уничтожая таким образом свою жизнь, вы параллельно уничтожаете и жизни своих потомков, особенно дочек и внучек, которым не быть счастливыми с такими разрушающими родовыми установками.

В славянской культуре испокон веков женщина являлась величайшей ценностью (я бы даже сказала – главной). Все это хорошо понимали и всячески берегли её, чтобы сохранить её чистую душу и мощную обереговую силу для всего рода. Она – берегиня, ходящая между мирами и обладающая способностью сотворять явь. Она – вдохновение, опора и оберег на жизнь. Она – носитель и источник безусловной любви этого Мiра.

Во время бедствий или нападения врага первыми всегда спасли женщин, не детей! Потому что она – носитель жизни, и может создавать её снова и снова. В такой культуре женщина вырастала с глубоким осознанием своей ценности для Мiра и сама всячески берегла себя, хорошо понимая свою ответственность перед сотворяемым пространством и свою мощь. Так давайте начнём вновь ценить себя и транслировать это вовне! Давайте возрождать попранную веру в божественную женскую природу.

И мужчинам, конечно, тоже важно это осознавать и вести себя соответствующе. Может даже больше, чем женщинам. Любите, цените и уважайте ту, что рядом с вами – мать, жену, дочку. Берегите всеми силами. И вы даже не представляете, какой величайший дар вы получите в ответ и какой прекрасный Мiр достанется будущим поколениям. Через почитание женщины и её сакральной природы вы возвеличите, в первую очередь, себя, свою мужественность, родовую силу, честь и славу.

Турицы

9 января

Дата и её обоснование


Сейчас описываемые в разных источниках Турицы чаще всего совпадают с Водокресом (19-е января). Меньшая часть источников в Интернете, пишет, что Турицы нужно праздновать 6-го января – канун христианских святок. Но по описанию обычаев и традиций этого дня ни 6-е, ни 19-е января не подходят. Главная традиция найма пастухов, которая приурочивается к Турицам, в современном народном календаре описывается в обрядах на Стефанов день, который отмечается 9-го января.

Об этом же свидетельствуют поговорки, сохранившиеся до наших дней:

– Степанов день пастуха год кормит.

– В пастухи наймёшься – вся деревня у тебя в долгу.

– На святого Степана каждый себе пан (т. е. сам определяет свои рабочие обязанности и плату за их исполнение).

Вывод: Турицы приходятся именно на эту дату – 9-е января.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Праздник посвящён туру (быку) – одному из древнейших тотемных животных, в которых, наряду с медведем, может оборачиваться Велес и в таком виде показываться людям. Тур покровительствует пастухам, скоморохам и будущим воинам.

Как уже было сказано выше, в этот день люди договаривались с пастухами о работе на будущий год, приглашали их за стол, щедро угощали. В селенье выбирался главный пастух – должность довольно почётная (доверенный Велеса), которому с этого дня передавалась вся ответственность за стада.

Чествовали лошадей, обильно и вкусно кормили их, поили из серебряной посуды. Проводили разные обряды посвящения юношей в мужей, призванные выявить их духовную зрелость, умение и готовность проявлять стойкость, смелость, находчивость, выносливость и храбрость в непростых условиях. Например, переночевать в лесу, добыть себе пищу и т. п.


Что можно делать в наше время


Сейчас уже профессия пастуха не столь распространена и почётна, как в старину, но тем не менее день вполне подходит для того, чтобы увольняться и/или наниматься на новую работу, к какой бы сфере деятельности она не относилась.

Если вы сами являетесь человеком, имеющим наёмных работников, устройте им сегодня выходной или организуйте весёлые посиделки за праздничным столом. Выразите им благодарность за службу, можно даже как-то поощрить подарками или выплатой премии.

Мужчины могут устроить себе проверку на твёрдость духа: собраться с друзьями и отправиться на природу минимум на сутки. Такая проверка будет по-настоящему испытательной, если взять с собой минимум современных атрибутов для удобства в походах. Как минимум, попробовать добывать пищу самостоятельно, а не запасаться «ролтонами» и сухпайками.

День хорош для изготовления и зарядки оберегов, особенно таких, на которых есть прямое или символичное изображение тура (вола, быка) или других животных.

Щедрец

(Щедрый вечер)

13 января

Дата и её обоснование


Щедрец, на мой взгляд, не является исконным языческим праздником, приуроченным к каким-либо природным процессам. Думаю, он возник уже после указа Петра I о праздновании Нового года 1-го января, когда ассимиляция языческих верований с христианскими постулатами шла полным ходом. По сути это просто был канун Нового года – вот как мы с вами сейчас именно 31-го декабря накрываем щедрый стол, собираемся за ним всей семьёй или ходим в гости, дарим подарки. Так и Щедрец был кануном Нового года и праздновался 31-го декабря по старому стилю, что сейчас соответствует дате – 13-е января. Соответственно, на следующий день наступает Старый Новый год, который раньше приходился на 1-е января, а сейчас – на 14-е.

В наше время этот праздник практически не отмечается, но именно его основные традиции перешли в празднование современного Нового года.

Тут важно ещё отметить следующее. Не смотря на перенос дат, в современных реалиях будет более правильным и логичным Щедрец праздновать 31-го декабря, а Посевание – 1-го января. Ведь нельзя же провожать старый и встречать новый год дважды, согласны? К тому же, в таком случае и Щедрец, и Посевание по своим обрядам и смысловой нагрузке отлично впишутся в период Велесовых святок.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


«Щедрый, добрый вечер!» – кричали в виде приветствия каждому прохожему в стародавние времена. Пели похожие на колядки песни, называемые щедровками, отсюда и пошло название праздника.

По одной из версий, даже традиция ставить и украшать новогоднюю ёлку пошла именно отсюда, поскольку ель у славян считалась символом потусторонней жизни и связи с духами. Но, скорее всего, живые деревья не несли срубленными домой умирать – не тот был образ мышления. Думаю, что дары (духам и лесным жителям) носили в ближайший лесок или в рощу и клали под живые деревья. Обратите внимание, что мы и сейчас складываем подарки под ёлкой в ночь с 31-го декабря на 1-е января.

Молодые девушки гадали на будущего жениха, колядовщики ходили по улицам и домам, пропевая разные щедровки.

~~~Щедровочка щедровала,под оконцем ночевала.Чи баран, чи овца,подавайте блинца!Не кусайте, не ломайте,а по целому давайте.Щедрый вечер, добрый вечер.~~~Щедрик-Петрик,дай вареник,ложечку кашки,наверх колбаски.Этого мало,дай кусок сала.Выноси скорей,не морозь детей!

Н. П. Степанов, «Народные праздники на Святой Руси»: «До настоящего времени в некоторых отдалённых уголках России, особенно в Малороссии37, сохранились ещё некоторые обряды встречи Нового года, хотя и ведущие своё начало от предков-язычников, но тем не менее привлекающие своею симпатичностью, задушевностью и глубиною запечатлённой в них идеи.

Так как в первый день года церковь празднует память св. Василия Великого, то канун его называется Васильевым вечером, а в Малороссии – щедрым или добрым. Как к кануну Рождества относятся песни, в которых величается Коляда, так в Васильев вечер поются большею частью Овсеневые песни, сходные по своему содержанию с колядками; в Малороссии их называют щедривками, а само хождение с ними – щедрованием, т. е. пожеланием во всём изобилия и богатства.

Какой праздник совершался в древние времена об эту пору, был ли он народным или только это было соединение нескольких обрядов, сказать трудно. Несомненно только, что это был земледельческий праздник, на что намекают те песни об «Овсень», которые сохранились до сих пор…»

Примечательно, что далее Степанов описывает обряды со снопами и пирогами, которые больше характерны для осенних праздников, а Щедрец связывает с Овсенем, который также приурочивается к осени. Есть в книге и предположения об этимологии данного слова. Так, по мнению одних толкователей, Овсень38 может быть образован от обряда обсыпания (осыпания) овсом и разным зерном. Другие – сближают его со словом «ясный» [эпитет солнца], сам же Степанов предполагает, что это имя солнечного божества или праздника в честь солнца. Однако все современные толкователи связывают Овсень с Осенним Равноденствием, а также с радостью собранному урожаю, что кажется мне наиболее логичным. Такая путаница абсолютно естественна, если учитывать, что Новолетие в разные исторические периоды праздновали то осенью, то зимой, то весной (об этом я писала в главе «На чём основываются события славянского кологода»).


Что можно делать в наше время


Верили, что в этот день все потусторонние силы щедры к человеку, даже погода обычно стоит хорошая. Поэтому и человеку стоит проявлять щедрость, помогать нуждающимся, радовать подарками близких, особенно деток. Нельзя отказывать кому-либо в угощениях. Щедровать должны только молодые люди, пожилым и старикам нельзя ходить по домам.

Принято накрывать богатый стол, угощать Домового и духов предков. Можно делать денежные подарки, что поможет привлечь в дом щедрость, богатство, достаток и благополучие на весь следующий год.

Есть поверье, что в этот вечер нельзя давать и брать в долг, дабы не утратить материального благополучия, а также нельзя выносить мусор, иначе вместе с ним дом покинет и счастье. В течение всего дня не рекомендуется ссориться.

Как видите, практически все рекомендации схожи с теми, что мы стараемся исполнять в наше время накануне Нового года.

Посевание

14 января

Дата и её обоснование


Этот день соответствовал в старом календаре 1-му дню нового года, а со сменой календарных систем перенёсся на 14-е января. Об этом я написала в предыдущей главе.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Обряды, проводимые на следующий день после Щедреца, были нацелены на увеличение урожая (прибыли) в наступившем году. До 13-го января принято щедровать, а с 14-го – посевать.

Посевать могут только дети или мужчины, используя при этом рожь, пшеницу или ячмень (чем больше разного зерна, тем лучше). Обряд обычно выполняется утром. Посевальщики обходят дома, обсыпают зерном их хозяев и особенно красный угол39, желая при этом богатства и изобилия специальными присказками.

~~~Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!На новый год – на новое счастье,уродись пшеничка, горох, чечевичка.На поле стогами – на столе пирогами.С новым годом, с новым счастьем,с новым здоровьем!~~~Сею, сею, посеваю,счастья, радости желаю!Хозяин идёт,пожиток несёт.Первый пожиток – мерочка жита,мерочкой жита коза будет сыта.Другой пожиток – мерочка гречки,мерочка гречки – нам на варенички.Третий пожиток – решето овса,решето овса, сверху колбаса.Будьте здоровы! Весёлых свят!С праздником, хозяева!~~~Сеем-посеваем,счастья вам желаем,крепкого здоровья,тёплого подворья.Чтоб зерно родилось,чтоб в хлеву двоилось,шелестело в кошелькеи ломилось на столе.

Как видим из текстов этих присказок, посевальщики взамен своих пожеланий просят угощение. Хозяева должны обязательно одарить их, обычно для этого загодя готовят пироги и разные сладости. Деньги давать не рекомендуют – с ними можно отдать своё благополучие. И вообще в этот день лучше не брать и не давать в долг деньги, иначе весь год можно провести в долгах.

Во время посевания хозяйка дома пытается ловить фартуком зерно. Чем больше соберёт, тем счастливей и богаче будет год. Верили, если накормить кур собранным после обряда зерном, они будут лучше нестись.

По народным поверьям, первым в этот день в дом должен зайти мужчина – это привлечёт счастье на весь будущий год. А чтобы уберечь дом от всяческих бед в новом году прямо с утра хозяин должен несильно постучать топором по порогу, приговаривая: «Жизнь, здоровье, хлеб».

В некоторых сёлах до сих пор сохранился обряд сжигания старой одежды и облачения в новую – символическое начало новой жизни.


Что можно делать в наше время


Все действия, описанные выше, актуальны и сегодня, но, как я уже сказала в главе «Щедрец», было бы правильнее производить их 1-го января – в первый день настоящего нового года в наших современных реалиях.

Также остаются актуальными все нынешние традиции первых дней наступившего года: планирование, закладка фундамента на будущее, практики на исполнение желаемого и увеличение материального благополучия и т. д.

Водокрес

19 января

Дата и её обоснование


Тут с датой всё понятно – она идентична с незапамятных времён. Однако следует сделать вот какое уточнение. Уникальные свойства воды, обретаемые в этот день, сохраняются в течение нескольких дней – примерно с 19-го по 21-е включительно.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Другие названия: Водосвет, Водосветие, Крышень, Водокрещи.

С древних времён люди ведали, что вода в этот день повсеместно становится светлой и целебной. Происходит это в связи с тем, что Солнце, Земля и центр Галактики располагаются особым образом, благодаря чему открывается канал сообщения между Землёй и центром Галактики, т. е. образуется своего рода связь с Космосом (иными более развитыми цивилизациями?).

В связи с данной темой хочется упомянуть японского исследователя Масару Эмото, известного своими экспериментами, целью которых было доказать, что вода обладает способностью «воспринимать информацию» от всего окружающего (рис. 25). На основе его исследований снят фильм «Великая тайна воды», посмотрев который, вы убедитесь, что вода способна «запоминать» как отрицательную, так и положительную информацию.

Так вот, в результате «контакта с Космосом», происходящего ежегодно 19-го января, вода на нашей планете, как универсальный накопитель и хранитель информации, очищается на тонком и энергетическом уровне, структурируется заново – как бы обнуляется и становится первозданной, чистой, целебной…


Рис. 25. Фото кристаллов воды, на которую воздействовали словами, музыкой или изображением, а потом моментально замораживали и изучали под микроскопом.


Когда я пыталась объяснить этот процесс своему 11-летнему сыну, не изучавшему ещё физику и химию, но уже хорошо знакомого со всякими гаджетами и компьютерами, мне пришла идея сравнить это с процессом форматирования диска, когда он забит информацией, или удалением чего-то лишнего из телефона, когда из-за переполненной памяти на нём невозможно сохранять новые фотографии. И вот тут-то Алёшка меня понял! Эврика! – происходит глобальное форматирование всего информационного поля земли, носителем и хранителем которого является вода40…