Книга Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Солнце. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой

Громничной свечой окуривали дом умершего, чтобы душа его упокоилась и легче перенесла переход из одного мира в другой. Ещё в период начала полевых работ такие свечи выносили в поле, веря, что это сбережёт посевы и сохранит урожай от разных бедствий.


Что можно делать в наше время


Как и в незапамятные времена, сегодня актуальны все описанные выше обряды, особенно связанные с громничными свечами. Хорошо, если у вас есть возможность, сотворить их самостоятельно52, потому что они для семьи будут гораздо ценнее и сильнее по своим магическим свойствам, нежели купленные у других мастеров. Также не рекомендуется передавать кому-то созданную своими руками громничную свечу, считается, что это чисто семейный оберег.

Хранить такие свечи можно и нужно в течении всего года, а зажигать в дни больших праздников, на рождение ребёнка, во время болезни или под другие запросы/обряды. Ставьте их на алтарь и зажигайте на Радуницу, в дни Осенних и Вешних Дедов. Также хорошо зажигать громничную свечу перед каким-либо важным делом или поездкой, чтобы создать крепкое обережное поле и устранить возможные проблемы и препятствия.

Тушить после обряда или молитвы такую свечу можно только пальцами или специальным колпачком – не задувать! Воск, оставшийся от громничной свечи после её сожжения, тоже считается магическим. Раньше его использовали как лекарство, носили в качестве оберега и брали с собой на удачу, когда шли на серьёзное дело (например, сватовство).

Поскольку энергия дня связана с силой огня, благоприятно избавляться от старых вещей и всего ненужного, сжигая их на костре, если вы не сделали этого в предыдущие подходящие даты. Освобождаясь от старого, мы как бы провозглашаем, что готовы к приходу нового, и освобождаем для него место в своей жизни и в своём пространстве.


Сохранилось поверье, что в ночь с Громницы на Починки следует опасаться Домового, который может «заездить коня». Потому Домового нужно задобрить угощениями, а коня – поберечь.


Приметы о погоде и урожае:

– Если на Громницу стоит мороз, следует ожидать холодной и поздней весны.

– Ночь стоит звёздная – не скоро зима «плакать» начнёт (о таянии снега, т. е. весна будет поздней).

– Погода ясная да безоблачная – урожай будет богатым.

– Стоит солнышко – жди раннюю весну.

– Если с утра выпал снег, можно ожидать раннего урожая пшеницы. Если выпал в середине дня, урожай будет вовремя, если вечером – будет поздним. Выпавший в этот день снег также может служить приметой к затяжной и дождливой весне.

– Солнце успеет перед закатом показаться из облачного марева – конец холодам и морозам. Если же не успеет, ждите сильных морозов после Велесовой Сречи (конец февраля – начало марта).

– Капель свидетельствует о ранней весне и добром урожае пшеницы, вьюга – хлеб не уродится.

– Если метель разгуляется, долго будет погода метельная (до конца месяца) и год будет неурожайным.

– Гроза и/или гром – к скорому приходу тепла.

– Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая.

Починки

16 февраля

Дата и её обоснование


В современном народном календаре 16-го февраля отмечается день Симеона и Анны, к которому приурочены такие поговорки:

– Семён с Анной сбрую починяют.

– В починки дед встаёт чуть свет, чинит сбрую летнюю да соху столетнюю.


Так что с датой тут всё верно. Но на самом деле Починки могли длиться несколько дней53, работы-то предстояло переделать немало.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Починки – от глагола чинить (починять). Думаю, сразу становится понятной и суть данного события. С этого дня принимались за починку телег, заборов, овинов, амбаров и разного сельскохозяйственного инвентаря – это была забота мужчин. Они же наводили порядок в хлевах да сараях. Молодые люди чинили домашнюю утварь: табуреты, лавки, столы и проч. Женщины разбирали сундуки с одеждой (стирали да штопали её), чистили и проветривали дом, приводили в порядок посуду и кухонную утварь. В общем, всё и все готовились к весне – к новому сезону активных работ на земле.

Несмотря на то что это событие больше связано с трудом, нежели с праздничными гуляниями, посиделки, тем не менее, устраивались. Для начала все приведённые в порядок вещи и утварь выставлялись на дворе, как показатель трудолюбия и усердия живущих в доме. Особенно старались показать результаты своих трудов молодые девушки на выданье, чтобы потенциальные женихи и свекрови могли приглядеться к ним да оценить их трудолюбие и мастерство. Сохранилось поверье, что если на Починки девушка в доме недостаточно усердно трудится, счастье её может пройти мимо.

По окончанию работ вся семья садилась за праздничный стол, традиционным блюдом которого была саламата54: «Приехала саламата на двор – расчинай Починки». В общих вечерних посиделках с чаями-пирогами принимали участие, по большей части, женщины и молодые девушки. Пели, плясали и устраивали разные конкурсы, в которых девушки на выданье могли показать своё мастерство в кулинарии и рукоделиях, а потенциальные свекрови – присмотреться и выбрать будущих невесток.


Приметы и поверья дня:

– Много снега на Починка – лето будет дождливым.

– Воробьи чирикают громко – весна наступит очень скоро.

– Идёт снег – весна придёт нескоро, а лето жди дождливое и холодное.

– Чем раньше в этот день начинаешь хлопотать по хозяйству, тем быстрее весна придёт.

Малые Велесовы святки

с 17 по 23 февраля

Дата и её обоснование


С датами этих святок мне пришлось очень долго разбираться. Везде пишется, что этот период приходится на 4—10 февраля. Также все изученные мною источники утверждают, что Малые святки заканчиваются Днём Велеса (Велесова среча), но при этом дата последнего события везде разная – 11-е или 24-е февраля. Возникает вопрос: какие даты верные? В результате тщательного изучения я пришла к выводу, что такая путаница возникла из-за исчисления дат по старому и по новому стилю.

При таком подходе сразу становится на место правильная современная дата Велесовой сречи – 24-е февраля (11+13 = 24). И это же подтверждает тот факт, что 24-го февраля по современному народному календарю (11-е февраля по старому стилю) празднуется день святого Власия (коровий праздник).

Далее, 17-е февраля в народном календаре связано с именем Николы55, а о его связи с Велесом написана даже целая книга под названием «Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Миркилийского)». Там же приводится доказательная база связи святых Николы и Михаила (на основе фонетики, иконописи и сходных функций), как имеющих единый более архаичный праобраз. Автором данного труда является Борис Андреевич Успенский – доктор филологических наук, лингвист, семиотик, историк языка и культуры. В своих исследованиях созвучными Велесу он также считает христианских Власия, Василия, Флора и Лавра.

Таким образом, Велесову сречу правильно праздновать 24-го февраля. А поскольку все источники едины во мнении, что ею завершаются Малые святки, значит, в пересчёте на современные даты получаем период с 17-го по 23-е февраля. Что как раз соответствует правилу +13. То есть, если считать, что даты с 4-го по 10-е февраля взяты из старого календаря, то всё очень логично: 4+13 = 17, 10+13 = 23.

Кроме того, хочу отметить ещё один праздник современного народно-христианского календаря, который выпадает на этот период – день Вуколы-телятника (19-е февраля). В имени «Вукола» можно услышать и такие, как Никола, Микола, которые, как мы уже знаем, связаны с Велесом. А сохранившиеся народные поверья этого дня гласят: «На Вуколу – начало весеннего отёла коров», «На святого Вуколу телятся жуколы». Т. е. снова идёт соотношение с коровами и скотом в целом, что гармонично вписывается во все обряды чествования Велеса (как бога, покровительствующего домашнему скоту) в период Велесовых святок.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Малые Велесовы Святки также имеют иное название – Волчьи Святки, т. к. считается, что в эти дни волки «играют свадьбы». Ходят они в эту пору злые и голодные после долгой зимы, потому просили у Велеса защиты скота от волков.

В эти дни часто усиливаются морозы. Наши предки верили, что Велес нынче борется с Мореной-Зимой, чтобы окончательно победить её к Весеннему Равноденствию и передать Яриле природу, полностью готовую к теплу и расцвету. Поэтому обращались к Велесу, совершали для него обряды, делали подношения, дабы он поскорее «сшиб рог Зиме».

Встречаются сведения о том, что каждый день святок был посвящён особым ритуалам, вы можете самостоятельно найти эту информацию в Интернете.


Что можно делать в наше время


Период отлично подходит для проведения обрядов на защиту двора, дома и скотины, а также для изготовления оберегов с этой же целью. Также можно просить у Велеса прибавления добра да хорошего приплода у скота и совершать для него разные обряды благодарения с подношениями.

Велесова Среча

(Велесов день)

24 февраля

О возможных неточностях даты праздника и моих выводах я написала в предыдущей главе.


Этим событием завершаются Малые Велесовые святки и знаменуется окончательная победа Велеса над зимней стужей. Мара-Марена отступает, потихоньку начинает теплеть. В связи с этим сохранилось поверье, что «власьевские» морозы – последние, а в народе говорили: «Прольёт Власий маслица на дороги (таяние начнётся) – зиме пора убирать ноги».

В благодарность славят Велеса: подносят требы56 (масло из коровьего молока обязательно), проводят обряды, устраивают забавы да игры. Благодарят Велеса за урожай, который он помог собрать осенью, и за зиму, благополучно пережитую и проведённую в достатке.

С другой стороны, в народе в этот период замечают: если оттепель наступит вместе с Велесовым днём, то весна будет тёплая. Если же нет, то «ещё долго Морена-Зима будет во праве своём крепка». Если появляется иней, выпадает снег или дождь, то и всё лето будет дождливым.


Рис. 30. «Хоромы Велеса», художник Угланов А. Б.


Поутру в этот день женщины зорнили пряжу – выставляли прялки с пряжей «на зорю». После этого сотканная пряжа (как и полотно судьбы, которую прядёт Макошь) будет тонкой, ровной, белой и чистой. Также день считался благоприятным для лечения самых разных недугов.

С Велесова дня начинались скотские базары. Вдоволь кормили животных самым лучшим кормом, не заставляли их работать в этот день, ухаживали за ними, прибирались в хлевах, совершали ритуальные обряды для оберега от нечистой силы. Чтобы скотина не болела, выводили её из хлева погреться на солнце.

Вечером положено было устраивать гуляния с переодеванием в животных (особенно медведей) и шуточным боем Морены с Велесом, который обязательно должен победить и прогнать её. Это своеобразный магический ритуал переноса, когда происходящие в природе процессы имитируются людьми в виде театрализованных представлений или других обрядовых действий. Такие действия в славянской обрядности встречаются повсеместно, особенно в связи с аграрной57 магией.

Для праздничной выпечки благоприятно использовать зерно из «снопа Велеса»58, оставшегося от прошлогоднего урожая. Если вы держите домашнюю скотинку, то часть выпечки обязательно скормите животным, приговаривая: «Велес, дай счастья на гладких тёлушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали».

Поскольку Велес является и богом магии, все сны в ночь на праздник считаются вещими и часто сбываются. В течение дня следили за знаками судьбы, искали скрытый смысл в явлениях природы. Ночь, идущая за Велесовым днём, считается подходящей для зачатия сильных духом и телом малышей.


Приметы и поверья дня:

– Пришёл Власьев день, пришли и власьевские морозы (последние, завершающие зиму).

– Власий сшибает рог с зимы.

– С Власьева дня полоз санный покатится и корова бок греет.

МАРТ

Именины Кикиморы

1 марта

Дата и её обоснование


Практически все источники указывают на 16-е или 17-е февраля. Но давайте снова обратимся к народному календарю, где 1-го марта отмечается день Маремьяны Праведной, или Маремьяны-Кикиморы. Тут созвучно не только называние, но и совпадают все традиции и поверья дня. Значит, февральская дата указана по старому стилю, прибавив к ней 13 дней, мы получим 1-е марта.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Кикимора может быть не только лесной или болотной жительницей, но и женой Домового. В таком случае она живёт в избе, на чердаке, в хлеву, в бане или в других постройках на дворе. Да не просто живёт, но часто ещё и проказничает от души: беспорядок на дворе создаёт, может у птиц перья выщипывать, лошадей до смерти загонять и шерсть у скота выстригать, в доме может нитки путать, пряжу рвать и т. д.

В этот день Кикимору старались всячески задобрить, чтобы она по ночам не проказничала, детей не пугала и другого вреда не приносила. Хотя, по поверьям, иногда она и помочь может хозяевам, всё равно стараются эту проказницу из дома спровадить, если таковая заведётся.

Именины КикиморыДух тревожных снов, мечтаний,Беспокойных сновидений,Привидений с огоньками,Синим цветом замелькавших,И вводящих во смущенье, —Он Кикиморой зовётся.Уж зловредная бабёнка:С тельцем тонким как соломка,С головой напёрстка меньше,С носом длинным, любопытным,Да к тому же, и гребёнкаВек волос её не знала.Настоящая чертиха,Бывшая дитя проклятья,Тайной вестницей от ВияЧасто в доме обитает.С Домовым в порочной связи,Род обоих продолжаетИ суёт свой нос повсюдуС недовольством и ворчаньем.Днём сидит себе тихонько,Но уж ночью разойдётся:Погремит, пощиплет живность,Свесит головы детишкам,Пищу сделает прокисшейИ шипит в лицо мужчинам,Обернувшись серой кошкой.Большего вреда не сладит,Но досаду вызывает.Пробудившись от кошмара,Запряжёт хозяин дровни,Их застелет мехом наверх,А потом возьмёт метёлку,Подметёт, прочтёт заклятье,Да свезёт и мех, и дровниВ лес и Лешему оставитСвоего врага ночного.Ну, а можно оберегиСотворить на имениныЭтой нечисти домашней,Да поставить угощеньеДля неё и для супруга —Пусть себе сидят, пируют,И не делают худого.Г. Дергачёв

Что можно делать в наше время


В этот день творят обереги для дома. Для защиты от Кикиморы народные поверья предлагают несколько способов:

1. Горшок или бутылка без дна59 подвешивается у входа в дом или в хлеву.

2. Небольшой камень с дырочкой, сотворённый самой природой (называется в народе «куриный бог» или «кикимора одноглазая»), подвешивают над дверями в сарай, хлев или дом, а также на шею тем, кого хотят защитить60 (дети, домашняя скотина).

Если найдёте подкинутую куклу, значит, кто-то нарочно захотел причинить вам зло – Кикимору подселить. Такую куклу нужно сжечь или выкинуть подальше от дома.

Полезно дом в порядок приводить, от старых вещей избавляться, очищать дом на тонком плане (свечи, дым полыни, чертополоха или можжевельника и т. д.). Там где чистота, порядок да уют, гармония и лад в семье, никакая нечисть не заведётся.

Кикимору также можно задобрить, если поднести ей гостинцы и хмельного чего-нибудь. Если у вас уже есть кукла «Домовой», то купите или сделайте сами и «Домовиху-Кикимору». Поставьте их рядышком, тогда, возможно, она подобреет и по дому помогать станет, что особенно актуально в те дни, когда Домовой находится в зимней спячке.

Если же Кикимору не удалось ни задобрить, ни извести, то только в один день, по поверьям, её можно изгнать из дома. 17-го марта на Герасима Грачевника61 нужно обмести в доме все углы веником и окурить печь, приговаривая: «Ах ты, гой еси, выходи ты, Кикимора домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калёными прутьями, сожгут тебя огнём-полымем, зальют чёрною смолою. Слово моё твёрдо!». Затем нужно подмести дорожку перед домом по направлению от крыльца к колодцу или к перекрестку, если колодца на дворе нет.

Стрибог Зимний

(Весновей)

6 марта

Дата и её обоснование


Все без исключения изученные мною источники в Сети пишут дату – 21-е февраля. Но на этот счёт у меня сразу возникли сомнения, поскольку рановато ещё в феврале до первых тёплых (весенних) ветров.

Думаю, прочитав все предыдущие главы, вы уже убедились, что большинство нынешних христианских событий переняты из языческой традиции славян и что лучший способ разобраться с датой – это обратиться к современному народно-христианскому календарю. Поэтому в этой главе я напомню об этом крайний раз и в последствии повторяться больше не буду.

Так вот, в народном календаре 6-го марта как раз значится день Тимофея Весновея. Прибавив к 21-му февраля 13 дней, получаем 6-е марта. Просто совпадение? Вряд ли! Делаю вывод: дату изученные источники указывают по старому стилю.


Традиции, обряды, смысловая нагрузка


Стрибог (Стрый, Стриба и Ветры (и) ла) – бог ветров у славян, управляющий всем воздушным пространством между небом и землёй (между Явью и Правью), а также всеми процессами, которые в этом пространстве происходят. По его воле веют ветры вольные (стрибожьи сыновья и внуки) и приносят с собою вести разные62. Под его покровительством находятся птицы и все духи воздушной стихии, он повелевает погодой и летящими в цель стрелами.

В глобальном смысле вольный и своенравный Стрибог – это всенаправляющая движущая сила Мироздания, сама суть процесса движения и перемен во Вселенной. Он способен развеять любой морок (иллюзию) и тьму невежества. Он первым узнаёт обо всём происходящем и доносит известия из мира в мир (от богов к людям и наоборот) – сам или посылая своих детей да внуков.


Волхвы да ведающие верили, что ветер является проводником духовной энергии и хранителем равновесия между природными силами да стихиями. Просили у бога ветра знаний и мудрости, умения путешествовать между мирами.

Землепашцы просили у Стрибога хорошей погоды: где тучи дождевые пригнать, если засуха замучила, а где, наоборот, сдуть их и открыть солнышко ясное, чтобы хлеба высушить.

Срочка из песни донских мельников:«Повей, Стрыбу, нам из неба,треба нам назавтра хлеба».

Рис. 31. «Стрибог – хозяин ветров»,

художник Шишкин А. А.


Бога ветров чтили мореходы и купцы, возившие товар на кораблях, – парусам-то попутный ветер нужен, а от бури – защита. Сохранились сведения, что кумир Стрибога можно было встретить повсеместно на берегах больших рек и у моря: «С ветра пришло, на ветер и пошло – всё в жизни переменится, стоит только дождаться попутного ветра».

Стрибога почитали и задабривали, веря, что очень многое в итоге зависит именно от него. Вот вам такая присказка: «Земля-Матушка, хлеб родит. Солнце-батюшка да князь наш землю греет. Вода-царица всё влагой питает. А коли Ветер-господин своего дозволения не даст – не выйдет ничего». Почему так говорили? Да потому что ветер может и солнце скрыть, и туч дождевых нагнать, и посевы с корнем повыдергать, и хозяйственные постройки в щепки разнести, и корабль в бурю ко дну пустить…

Но главное, чему учит Стрибог весь род людской – это умение принимать всё происходящее, особенно перемены. Будь то тёмные времена или радостные события – всё прими с благодарностью. Вся Вселенная пребывает в безостановочном движении: сменяются эры, жизни, года, месяцы, дни. И во всём есть великий божественный замысел, который, возможно, понятен не сразу. Принимая жизнь и её изменения без осуждения и недовольства, с радостью и благодарностью, мы доверяемся потоку жизни – замыслу Творца относительно нашей личной судьбы и судьбы всего Мiра. Так мы постигаем мудрость, набираемся опыта, растём и эволюционируем духовно…


В году мы встречаем четыре дня Стрибога. И всё это – переходные моменты, когда ветра́ начинают дуть иначе, знаменуя тем самым смену сезонов. Первым значится Стрибог Зимний, о трёх других читайте в соответствующих главах.

В день Стрибога Зимнего мы можем почувствовать в воздухе первые едва уловимые запахи и дуновения весны. На смену холодным зимним ветрам приходят первые весенние, в которых тепло ещё не так ощутимо, но уже чувствуется, отсюда другое название этого дня – Весновей. Также считается, что с этого дня начинается движение соков в берёзах и клёнах.


Что можно делать в наше время


Каких-то особых празднеств в эти дни не отмечено, но можно совершать славления и приносить требы Стрибогу и духам воздушной стихии. Для этого подойдут ленты или кусочки цветной ткани, зерно или мука, измельчённые куски хлеба – всё что ветер может подхватить и унести. Иногда в качестве требы предлагают и кашу – разбрасывают её по полю (по ветру) или возлагают к чуру63 Стрибога.


Вездесущий Отец наш Стрибог! Стал (а) я к исполнению замысла своего, дела светлого, чтобы род мой в силе приумножить. Силой своей великой надели меня, чтобы путь к победе очистить мог (ла), чтобы просторы земли родной покорились мне, чтобы разметал препятствия лихие и вражеские. Пусть сила моя поражает врагов, как стрелы твои, и буду знать я лишь победы. Слава тебе, боже полуночи, полудня64, востока и запада! Слава сыновьям твоим – ветрам-Стрибожичам! Слава яри твоей, что Вселенную наполняет! Пребудь, Стрибоже, со мной в небе и на земле, на чужбине и на Родной Земле, потому что есмь я с тобой в исполнении завещаний Вышнего! Слава Стрибогу!


Конкретно в период Зимнего Стрибожья можно просить хороших новостей и скорейшего наступления тепла: «Стрибог-Весновей! Теплом попригрей, пламенем Сварожьим гряди на порожье. Буди Солнце ясно, води весну красну, светлу сурью лей, блага многи дей65! Слава Стибогу! Гой!»


Относительно ветров сохранились и такие сведения, которые не связаны непосредственно с днями Стрибога, но с непогодой в целом. Если начинался где ураганный ветер, способный испортить урожай или даже имущество (постройки снести и т. п.), люди бросали в него острые предметы (ножи, топоры) или камни, заклиная утихомириться или убраться восвояси.


Приметы и присказки дня:

– Дожить до Весновея, а там и зима не страшна.

– Весновей вешнюю ярь приносит.

– Весновей – вестник тёплых дней.

– Тимофей Весновей – уж тепло у дверей.

– Вешнее тепло веет – старого греет.

– Весновей, весновей, на село тепло навей.

– Дует восточный ветер – весна скоро наступит; южный – к тёплой погоде с дождями; северный – к холодам.

– Ласточки прилетели – жди потепления.

– Какой Тимофей, такой и весна будет.

Овсень малый

14 марта

Дата и её обоснование


День этот является как бы началом весны, ведь в старом календаре он отмечался 1-го марта.

П. И. Мельников-Печерский, «На горах»: «1 марта празднуют преподобной мученицы Евдокии. В народе тот день зовут „пролетьем“, „Евдокией-плющихой“ (потому что снег тогда настом плющат). Говорят ещё в народе, что Евдокия весну снаряжает…».