Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса
Артем Юрьевич Патрикеев
© Артем Юрьевич Патрикеев, 2022
ISBN 978-5-0056-4208-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступительное слово
Данная книга является переизданием пособия:
Патрикеев А. Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).
Несмотря на то, что первое издание вышло в 2015 году и было создано по рабочей программе О. П. Авдеевой, содержание уроков остается актуальным и по сей день.
Надеюсь, что каждый найдет в этой книге что-то полезное для себя.
От автора
Учеба в пятом классе для ребят является серьезным испытанием, так как совершенно меняется сам стиль обучения. Ученики привыкли в младших классах к одному ритму, но в средней школе ритм заметно меняется. Ребята растут, становятся взрослее. Учителям физкультуры следует это учитывать. Кроме того, стоит помнить о том, что начиная с 5 класса, усиливаются индивидуальные различия школьников, и это существенный момент.
Данные поурочные планы составлены на основе рабочей программы по физической культуре О. П. Авдеевой (М.: ВАКО, 2015). Так как рабочая программа универсальна, то домашние задания имеют два варианта: первый – по учебнику А. П. Матвеева (Физическая культура. 5 класс. М.: Просвещение, 2014) и второй – по учебнику М. Я. Виленского (Физическая культура. 5—7 классы. М.: Просвещение, 2014).
Кроме самих поурочных планов-конспектов, пособие содержит три приложения. Первое посвящено проведению тестирования и результатам, на которые можно ориентироваться, второе – вариантам разминок, третье – подвижным и спортивным играм, правилам их проведения и организации.
Пиктограммами в данном издании обозначены уроки, которые проводятся:
(З) – в зале;
(У) – на улице.
Урок делится на три стандартные части – вводную (7—10 мин), основную (20—25 мин) и заключительную (3—5 мин). В пособии приведены планы-конспекты 102 уроков (3 ч в неделю).
В поурочных планах-конспектах предложено немало разминок, но они не должны занимать много времени. Упражнения выполняются поточно, одно за другим, с минимумом объяснений. Большинство исходных положений ученикам хорошо знакомы (сед, основная стойка, стойка ноги врозь и т. п.), так же хорошо они должны помнить и положения рук, ног, туловища в пространстве (руки вперед, правая ногам назад и т. п.).
Введение
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов относится к компетенции образовательного учреждения. Сегодня учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов. Главное, чтобы результат подготовки обучающихся соответствовал требованиям ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования). Это дает возможность каждому учителю внедрять инновационные программы и методики физического воспитания. Переход на ФГОС происходит поэтапно, после утверждения соответствующих стандартов, по мере готовности образовательного учреждения. Предмет «Физическая культура», в соответствии с ФГОС, входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся. Необходимо учитывать регионально-национальные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации и потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.
Общая характеристика курса
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность, а главное, ученики должны получать знания, т.е. понимать, например, принципы составления разминок (подбор упражнений, учет направленности разминки, дозировка и т.п.), технику выполнения тех или иных упражнений и элементов.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Особенно хотелось бы обратить внимание на индивидуальный подход. Преподавателю не стоит привязывать результаты выполнения тестов к оценке. Задача учителей и учеников – прогрессировать – это самое важное. Если есть прогресс, тогда стоит повысить оценку и поставить пятерку, даже если ребенок по табличным тестам с трудом выполняет задания на «удовлетворительно».
Понятийная база и содержание курса основаны на положении нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
– требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
– Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
– Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
– Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
– примерной программе основного общего образования;
– приказе Минобрнауки от 30.08.2010 №889.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура»
– Личностные – включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированностью их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
– Метапредметные – включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
– Предметные – включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Содержание курса
Знания о физической культуре. История физической культуры. Олимпийские игры древности. Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Первая помощь при травмах. Физическая культура человека.
Способы физкультурной деятельности. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики.
– Организующие команды и приемы.
– Акробатические упражнения и комбинации.
– Опорные прыжки.
– Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне или скамейке.
– Упражнения на гимнастической перекладине.
– Упражнения на гимнастических брусьях.
– Висы и упоры.
Легкая атлетика.
– Беговые и прыжковые упражнения.
– Бег на длинные и короткие дистанции, эстафетный бег.
– Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с разбега.
– Метание малого мяча в вертикальную мишень, на дальность с трёх шагов разбега.
Лыжные гонки.
– Техника передвижений на лыжах.
– Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры.
– Баскетбол. Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по правилам.
– Волейбол. Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по правилам.
– Футбол. Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Волейбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Общеразвивающие упражнения. Общефизическая подготовка.
Примерное распределение учебных часов по разделам программы
Если уроки, посвященные лыжной подготовке, сдвоенные, то тогда количество часов необходимо скорректировать, сделать или 14 или 16.
Примерный годовой план-график учебного процесса по физической культуре
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура».
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
– стандарт основного общего образования по физической культуре;
– примерная программа по физической культуре основного общего образования (5—9 классы);
– рабочие программы по физической культуре;
– учебники по физической культуре (рекомендованные Министерством образования);
– методические издания по физической культуре для учителей.
2. Демонстрационные печатные материалы:
– таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
– плакаты методические, портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
3. Технические средства и экранно-звуковые пособия:
– телевизор с универсальной подставкой;
– аудиоцентр;
– радиомикрофон;
– мегафон;
– компьютер и принтер;
– цифровая видеокамера;
– экран (на штативе или навесной);
– аудиозаписи к урокам и видеоматериалы.
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
– стенка гимнастическая;
– бревно гимнастическое напольное;
– скамейки гимнастические;
– козел гимнастический;
– перекладина гимнастическая;
– канат для лазания с механизмом крепления;
– мост гимнастический подкидной;
– комплект навесного оборудования (перекладина, брусья, мишени для метания);
– гантели наборные;
– коврики гимнастические;
– маты гимнастические;
– мяч набивной (1кг, 2 кг, 3 кг);
– мяч малый (теннисный);
– скакалка гимнастическая;
– мяч малый мягкий;
– палка гимнастическая;
– обруч гимнастический;
– сетка для переноса мячей;
– планка для прыжков в высоту;
– стойки для прыжков в высоту;
– дорожка разметочная для прыжков в длину с места;
– рулетка измерительная;
– щиты баскетбольные с кольцами;
– мячи баскетбольные;
– жилетки игровые;
– стойки волейбольные, сетки волейбольные, мячи волейбольные;
– табло перекидное;
– ворота для мини футбола;
– мячи футбольные;
– компрессор для накачивания мячей;
– аптечка медицинская;
Материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» также должно включать необходимый набор спортивного инвентаря и оборудования с учетом особенностей образовательного процесса на каждой ступени общего образования, специфики видов спорта в данном образовательном учреждении.
Тематическое планирование (102 ч)
I четверть
Урок 1. Организационно-методические требования на уроках физической культуры (З1)
Цели: первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности, инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой, разучить специальные беговые упражнения, развить скоростные качества.
Формируемые УУД: предметные: иметь первоначальные представления об организационно-методических требованиях, предъявляемых на уроках физической культуры; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки и беговых эстафет, направленных на развитие скоростных качеств; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные2: формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний.
Инвентарь: секундомер, свисток, инструкции по технике безопасности, 2—4 стойки (или конуса), средние кольца или обручи по количеству занимающихся.
Ход урока
I. Вводная часть
Инструктаж
(Учитель проводит инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры. Для этого используют инструкции, которые есть у каждого учителя.
Особое внимание нужно уделить разминкам, так как в этом году учащиеся должны научиться самостоятельно составлять комплексы упражнений, проводить их, зарисовывать. После инструктажа переходят к разминке.)
После инструктажа переходим к разминке.
II. Основная часть
1. Разминка
– Класс, в одну шеренгу становись!
(Ученики строятся в одну шеренгу.)
– Равняйсь! Смирно! Направо! Налево в обход шагом марш!»
(Повторяем только основные команды.)
– Бегом марш!
(Ученики выполняют команды.)
– Сегодня долго бегать не будем, а сразу перейдем к беговой разминке. С ее помощью мы повторим основные специальные беговые упражнения.
(Проводится разминка 3.)
– Разминка окончена.
– Шагом марш!
(Класс переходит на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.)
Вдох – руки вверх, выдох – руки через стороны вниз, слегка наклониться и расслабиться. Упражнение выполняется не менее 4 раз.
– Восстановив дыхание, перейдем к беговым эстафетам.
2. Беговые эстафеты
– Для развития скоростных качеств проведем эстафеты.
(Учитель делит класс на 2—4 команды. Количество проведенных эстафет зависит от оставшегося времени. Проводят эстафеты, которые не требуют долгих объяснений и показов).
1. Добежать до стойки, обежать ее, вернуться, передать эстафету следующему.
– Способы передачи эстафеты – хлопок ладонью по ладони. Вы должны помнить о том, что надо подставить руку подбегающему однокласснику. Когда последний заканчивает эстафету и направляющий вновь оказывается впереди, он поднимает руку, сигнализируя о том, что команда закончила эстафету.
(Если команды не равны по числу игроков, то кому-то из команды, где ребят меньше, придется пробежаться два раза.)
2. Выполняется бег спиной вперед до стойки, коснуться ее рукой и вернуться обратно лицом вперед.
3. Выполняется бег на четвереньках до стойки, оббежать ее, вернуться бегом.
4. Парный бег.
– Построиться попарно, держась за руки. По сигналу первые пары бегут до стойки, оббегают ее и возвращаются. Ближайший игрок передает эстафету следующей паре и т. д.
5. Двойная эстафета.
(У каждого ученика в руках среднее кольцо или обруч.)
– Направляющие по сигналу начинаю бег, добегают до стойки, надевают на нее свои кольца и бегут обратно, передавая эстафету. Когда замыкающий относит свое кольцо и возвращается, эстафета на этом не заканчивается. Направляющий вновь бежит к стойке, но теперь он берет верхнее кольцо и возвращается с ним обратно, передает эстафету второму и т. д. Когда замыкающий со своим кольцом возвращается обратно, команда поднимает все кольца (обручи) вверх, показывая тем самым, что эстафета закончена.
III. Заключительная часть
(Заканчивают эстафету за 5—6 минут до конца урока. Инвентарь убирают на место. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за старание, взаимоподдержку, быстроту и правильность бега. Обязательно надо поддержать тех, кто проиграл, отметить их сильные стороны.)
Упражнение на внимание
Учитель называет числа: четное – учащиеся делают шаг вперед, нечетное – шаг назад.
(Сначала упражнение выполняется с открытыми глазами, затем – с закрытыми, чтобы ученики не подглядывали друг за другом, а действовали на свое усмотрение. Упражнение выполняется 25—30 с.)
Домашнее задание
Подготовить спортивную форму для занятий на улице.
Урок 2. Развитие скоростных способностей (У3)
Цели: разучить комплекс общеразвивающих упражнений; повторить ранее пройденные строевые упражнения; выполнить специальные беговые упражнения и бег с ускорением (30 и 60 м); повторить старт из различных положений и эстафетный бег.
Формируемые УУД: предметные: иметь представление о строевых упражнениях; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений, беговых упражнений и эстафет; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять общие цели и пути их достижения; проявлятьготовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Инвентарь: секундомер, свисток, 2—4 конуса.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение. Организационные команды4
– Послушаем план урока, а потом перейдем к разминке.
(Для повторения строевых упражнений беговой круг следует сделать не очень большим.)
– Направляющий должен внимательно слушать и выполнять строевые команды во время движения, чтобы реагировать быстро и четко.
2. Разминка и строевые команды
(Выполняется разминочный бег (1 мин), во время которого даются команды: бег противоходом, змейкой, по диагонали, по кругу. Если ребята что-то забыли, то следует сначала повторить все эти действия шагом и лишь потом переходить к бегу. После бега два раза выполняются дыхательные упражнения. Класс останавливается на прямой.)
– Класс, на первый-второй рассчитайсь!
– Класс, в две шеренги стройся!
– Если кто-то забыл этот вариант перестроения, то напоминаю: первые стоят на месте, вторые под счет выполняют шаги: «раз» – шаг назад левой ногой; «два» – шаг назад и вправо (за первого) правой, «три» – приставить левую ногу. Перестроение завершено.
(Если ученики сразу не вспомнили этот вариант, повторить его несколько раз.)
Затем первые и вторые меняются местами – перестроение повторяется.
– Повторим еще один вариант – перестроение в две колонны разведением. Класс идет по кругу, по команде: «В колонну по два через одного через центр марш!»
(Ученики идут через центр, который обозначает учитель. Первые идут чуть правее центра, вторые – чуть левее, таким образом делясь на две колонны. В конце по команде «Направляющие на месте, стой!» – направляющие останавливаются, остальные ученики подходят и останавливаются за ними.)
3. Общеразвивающие упражнения в движении
(Учитель поворачивает колонну в нужную сторону.)
– Проведем общеразвивающие упражнения в движении.
(Выполняется разминка 4, но двигаемся не по кругу, а в двух колоннах попарно. Как только половина дистанции пройдена первой парой, выполнять упражнение начинает вторая и т.д.)
– Переходим к основной части урока.
II. Основная часть
1. Бег с ускорением и рывок
– Кто помнит, что такое ускорение? (При ускорении скорость набирается постепенно, сначала бегут медленно, потом все быстрее и быстрее.)
– Что такое рывок? (При рывке сразу же необходимо бежать максимально быстро.)
(Похвалить учеников, которые вспомнили эти определения и перейти к бегу с ускорением.)
– Начинаем с бега с ускорением на 30 м. В данном случае необходимо выполнить задание, т.е. ускориться, а не соревноваться друг с другом.
(Если есть ученики, которые начинают с рывка, то делают им замечание, поясняя, что они задание не выполнили. Если бег выполняет весь класс одновременно или группа, то возвращаются ученики шагом, если же парами – то пара возвращается справа или слева от беговой дорожки, а в это время по сигналу учителя уже стартует следующая пара. Такой бег выполняется дважды.)
– Все правильно выполнили высокий старт или были ошибки?
– Как выполняется высокий старт? (Примерный ответ. Старт – это исходное положение, которое принимает спортсмен перед началом бега по беговой дорожке. Высокий старт выполняется так: по первой команде «На старт!» ученик выходит к стартовой линии. По второй команде «Внимание!» бегун слегка сгибает ноги, одну отводит назад, руки сгибает, туловище наклоняет вперед и переносит тяжесть тела на ногу, которая стоит впереди.)
– Правильно. Это и есть высокий старт, из которого далее и начинается бег.
– Какая команда следует далее? (Примерный ответ. По третьей команде «Марш!» бегун резко наклоняет туловище вперед, максимально энергично отталкивается от земли одной ногой (той, которая стоит впереди), делает укороченный шаг другой (той, которая стояла сзади), так и начинает разбег.) Необходимо особое внимание обращать на опору на ногу и начальную работу ног.
– Переходим к бегу с ускорением на 60 м.
(Упражнение выполняется не менее двух раз.)
– Переходим к эстафетному бегу.
2. Эстафеты
(Учитель делит класс на 2—4 команды. Дистанция эстафеты не более 20 м.)
– Сегодня отрабатываем старты из различных исходных положений.
1. Бег до конуса, оббежать его, вернуться обратно и передать эстафету следующему.
2. Старт спиной вперед. Направляющие стоят спиной к линии движения. По сигналу они разворачиваются, бегут до конуса, который оббегают и возвращаются обратно. Вторые встают также спиной к линии движения и ждут, когда им по плечу хлопнет первый. Как только чувствуют хлопок, разворачиваются и бегут к конусу и т. д.
(Можно дать указание, чтобы стартующие стояли с закрытыми глазами и реагировали на старт только по хлопку по плечу.)
3. Старт с одной ноги. Направляющие стоят на одной ноге, по сигналу выполняют один прыжок вперед (на одной ноге) и только после приземления на опорную ногу, начинают бег к конусу. Оббегают конус, возвращаются, передают эстафету хлопком по плечу следующему, тот повторяет задание и т. д.