Книга Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса - читать онлайн бесплатно, автор Артем Юрьевич Патрикеев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса
Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса

4. Старт из приседа. По сигналу направляющие выполняют прыжок вперед из приседа, после чего сразу же бегут вперед, к конусу, оббегают его, возвращаются и передают эстафету следующему.

5. Старт из положения упор лежа. По сигналу направляющие должны быстро встать и бежать вперед, пока они бегут, вторые принимают упор лежа и ждут, когда им передадут эстафету хлопком по плечу.

(Некоторые эстафеты можно повторить.)


III. Заключительная часть

(Заканчивают эстафету за 5—6 минут до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги эстафеты и урока. Желательно похвалить учеников за старание, взаимоподдержку, быстроту. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Легкая атлетика» на с. 74 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Легкая атлетика» на с. 77,78 учебника М. Я. Виленского.

Урок 3. Развитие скоростных способностей. Спринтерский бег, эстафетный бег (У)

Цели: провести комплекс общеразвивающих упражнений, специальных беговых упражнений; повторить ранее пройденные строевые упражнения, бег с высокого старта до 15 м, бег с ускорением до 50 м, эстафеты; ознакомить учащихся с влиянием легкоатлетических упражнений на здоровье.

Формируемые УУД: предметные: иметь первоначальные представления о строевых упражнениях, технике высокого старта до 15 м, бега с ускорением до 50 м, влиянии легкоатлетических упражнений на здоровье человека; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений, беговых упражнений и эстафет; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять общие цели и пути их достижения; проявлять готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Инвентарь: секундомер, свисток, 2—4 конуса.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(Повторение. См. урок 2. В начале урока проводится проверка домашнего задания.)

– Расскажите, что вы узнали из учебника о легкой атлетике (уч. М., уч. В). (Примерный ответ. Слово «атлетика» произошло от древнегреческого слова «атлетик». В переводе означает «свойственный борцам». Однако в Древней Греции борцами считались не только те, кто выступал в привычной греко-римской борьбе, но и те, кто соревновался в других видах спорта, связанных с бегом, прыжками, метаниями. Современную легкую атлетику не зря называют королевой спорта, потому что она объединяет более сорока соревновательных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.)

– Вспомните виды упражнений легкой атлетики, которые используются в других видах спорта? А какие элементы легкой атлетики мы часто используем для разминки?


II. Основная часть

1. Бег с ускорением

– Проведем бег с ускорением на дистанцию 50 м.

(Выполняется бег в парах. В этом случае учителю будет проще проследить, как ученики выполняют высокий старт, ускорение, как финишируют. Повторить забег 2 раза. Учитель разбирает ошибки.)

– А теперь переходим к бегу с высокого старта на дистанцию 15 м.

(Выполнять всем классом или по группам.)

– Вы должны четко выполнять команды «На старт», «Внимание», «Марш».

(Учитель еще раз проверяет, насколько правильно ученики выполняют команды, как ставят ноги, как опираются и стартуют. Повторить забег не менее трех раз.)

– Забег закончился, можете отдохнуть и послушать рассказ о том, чем полезны занятия легкой атлетикой.

2. Влияние легкой атлетики на здоровье

Речь учителя может звучать примерно так:

– Так как в легкую атлетику входит множество самых разнообразных элементов и упражнений, то и воздействие на организм человека легкая атлетика имеет самое разнообразное. Развиваются все физические качества: быстрота (скорость реакции на сигнал, быстрота бега и т.п.); выносливость (бег на средние и длинные дистанции); координация движений (челночный бег и метание на точность), сила, гибкость (если гибкость будет плохо развита, то движения ног и рук будут скованными, а значит, хорошего результата уже не добиться). Занятие легкой атлетикой позитивно влияет на здоровье людей: улучшается работа кровеносной, нервной систем, внутренних органов, в общем, всех жизненно важных систем человека.

3. Эстафеты

– Отдохнули? Переходим к эстафетам.

(Учитель делит класс на 2—4 команды.)

Эстафеты на дистанцию не более 15 м.

1. Бег приставным шагом в сторону конуса правым боком, обратно – левым.

2. Бег в парах, держась за руки. Первый бежит спиной вперед, второй – лицом. Обратно наоборот. Чтобы передать эстафету, разжимают руки и хлопают по плечу следующую пару.

3. Обычный бег, но стартовать надо обязательно из высокого старта.

4. До конуса прыжки из приседа («лягушка»), обратно возвращаемся бегом.

5. Первый бежит, оббегает конус, возвращается, берет за руку второго, бегут вдвоем, возвращаются, берут третьего и т. д. Эстафета заканчивается, когда вся команда, держа друг друга за руки, пробежит туда и обратно.


III. Заключительная часть

(Заканчивают эстафету за 5—6 мин до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за успехи. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Бег на короткие дистанции; Высокий старт; Техника высокого старта» на с. 76—78 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Техника выполнения легкоатлетических упражнений – Бег, бег на короткие дистанции (спринт)» на с. 80—82 учебника М. Я. Виленского.

Урок 4. Развитие скоростных способностей. Тестирование бега на 30 метров (У)

Цели: провести комплекс общеразвивающих упражнений, специальных беговых упражнений; тестирование бега на 30 метров; познакомить учащихся с влиянием легкоатлетических упражнений на различные системы организма.

Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своими физическим состоянием за счет отслеживания измерений показателей развития основных физических качеств – быстроты; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью комплекса общеразвивающих упражнений; иметь представление о том, как легкоатлетические упражнения влияют на различные системы организма; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; личностные: развитие мотивов учебной деятельности, способности управлять своими эмоциями, проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой.


Инвентарь: секундомер, свисток, тетрадь для записей, ручка, для игры «Флаг на башне» два флажка без древка.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

– Что интересного узнали, выполняя домашнее задание?

(Ответы учеников.)

2. Разминка

(Выполняется разминочный бег на время (2 мин) или один круг (400 м), после которого проводится разминка 3.)


II. Основная часть

1. Тестирование бега на 30 м

– Проведем тестирование бега на 30 м с высокого старта.

(После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов, полученных каждым учеником. Важно отметить тех учеников, который улучшили свои показатели, в то же время не стоит ругать тех, кто пробежал хуже, однако можно сказать, что пассивный отдых всегда дает о себе знать. Учитель коротко рассказывает ученикам о том, как влияют легкоатлетические упражнения на различные системы организма. Как улучшается кровоснабжение, улучшается пищеварение (если, конечно, не заниматься на полный желудок), тренируется сердце и т.п.)

2. Подвижные игры

(См. приложение 2. Если время остается, то можно поиграть в «Колдунчики» или «Флаг на башне». Учитель делит класс на команды и проводит игру.


III. Заключительная часть

(Заканчивают игру за 5—6 мин до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за внимательность, быстроту, взаимопомощь и взаимовыручку, честную игру и т. п. Возвращаются в здание школы.


Домашнее задание

Прочитать текст «Бег на длинные дистанции» на с. 75—76 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Бег на длинные дистанции» на с. 82—83 учебника М. Я. Виленского.

Урок 5. Развитие выносливости (У)

Цели: разучить общеразвивающие упражнения в движении; выполнить специальные беговые упражнения и бег на 1000 м.

Формируемые УУД: предметные: иметь первоначальные представления о технике бега на длинные дистанции; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в движении и подвижных игр; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять общие цели и пути их достижения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; личностные: развитие мотивов учебной деятельности, способности управлять своими эмоциями, проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой.

Инвентарь: секундомер, свисток, 2 флажка без древка для игры «Флаг на башне», 1—2 футбольных мяча, если есть возможность побить по воротам.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(Перед бегом на 1000 м разминочный бег не проводим, чтобы не тратить силы. Поэтому сразу переходим к разминке.)

2. Разминка

– Класс! Направо! Налево в обход шагом марш! На носках, руки вверх марш! Смотрим на руки! (10 с.)

– На пятках, руки за спиной в замок марш! (10 с.)

(Проводится разминка 5.)

– Разминка окончена. Построиться на линии старта.

– Проверим домашнее задание (уч. М, уч. В.) Что вы запомнили о беге на длинные дистанции? (Примерный ответ. Бег на длинные дистанции требует от бегуна высокого уровня развития выносливости, а главное, умения бежать с одной и той же скоростью довольно продолжительное время. Нежелательно начинать длительный бег с большой скорости, кроме того, еще хуже менять скорость на дистанции – то бежать быстро, то медленно. Такой бег заставит затратить очень много сил и не даст возможности нормально дышать. При оптимальной скорости бега дыхание врабатывается и дает возможность дышать равномерно и глубоко. В противном случае, неправильное дыхание не даст работающим мышцам нормально насыщаться кислородом, а это значит, что мышцы будут уставать намного быстрее. Дышать во время бега следует одновременно носом и полуоткрытым ртом, акцентируя активный выдох. По завершении дистанции нельзя падать, ложиться, садиться и т.п., обязательно необходимо некоторое расстояние пройти шагом, чтобы дыхание восстановилось.)


II. Основная часть

1. Бег на 1000 м

– Проведем бег на 1000 м.

(После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов, полученных каждым учеником.)

– Какие специальные беговые упражнения мы уже пробовали выполнять? (Бег с высоким подниманием бедра, «захлестом» голени, ускорения с рывками, эстафеты и т.п.).

(Похвалить тех, кто сумел вспомнить хотя бы один из вариантов.)

2. Подвижные игры

(См. приложение 2. Если время остается, то можно поиграть в «Колдунчики» или «Флаг на башне». Впрочем, если ребята любят футбол, то можно дать им побить по воротам. Этот вариант удобно применять для тех учеников, которые прибегают раньше остальных. Они успевают отдохнуть. Так почему бы им не подвигаться? Вместо того, чтобы сидеть и смотреть, как добегают остальные ученики.)


III. Заключительная часть

(Заканчивают играть за 5—6 минут до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за честную игру. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Метание малого мяча с места в вертикальную цель неподвижную мишень» на с. 79, 80 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Упражнения для улучшений техники низкого и высокого стартов» на с. 84 учебника М. Я. Виленского.

Урок 6. Развитие выносливости (У)

Цели: повторить комплекс общеразвивающих упражнений в движении, специальные беговые упражнения, бег на 1000 м; разучить технику метания малого мяча в горизонтальную цель.

Формируемые УУД: предметные: иметь первоначальные представления о технике метания малого мяча в горизонтальную цель; владеть навыком систематического наблюдения за своими физическим состоянием, показателями развития основных физических качеств – выносливости; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в движении; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; личностные: развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Инвентарь: секундомер, свисток, мячи для метания, горизонтальные мишени, гимнастическая палка, резиновая лента или гимнастическая скакалка.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(Повторение. См. урок 5. В начале урока проводится проверка выполнения домашнего задания.)

– Проверим домашнее задание.

– О каких упражнениях вы прочитали в учебнике (уч. В.)?

(Об упражнения для улучшения техники низкого и высокого стартов.)


II. Основная часть

1. Упражнения для улучшения техники низкого и высокого старта

– Сегодня мы будем выполнять упражнения для улучшения техники низкого и высокого старта.

1. Старт с пробеганием под планкой (используем гимнастическую палку).

(Такое упражнение помогает избежать быстрого выпрямления после старта. Длительную дистанцию пробегать не надо, 5—10 м вполне достаточно.)

2. Старты в упряжке.

(Вариант с резинкой или гимнастическими скакалками, которыми партнер охватывает впередистоящего ученика за талию, а тот старается передвигаться, преодолевая сопротивление. Если скакалка врезается слишком больно, то можно удерживать ее перед грудью руками или подкладывать под нее что-нибудь мягкое.)

3. Бег с отягощением.

(Этот вариант только вспоминаем или знакомим с ним учеников. Применяем бег с переноской какого-либо груза.)

4. Бег со стартом в горку.

(Этот вариант только вспоминаем или знакомим с ним учеников. Для такого бега хорошо использовать горки с различным углом подъема.)

2. Бег на 1000 м

– Проведем бег на дистанцию 1000 м.

3. Броски мяча в горизонтальную цель

– Повторим технику бросков мяча в горизонтальную цель.

(Можно не ждать, пока все добегут, а сразу переходить к броскам. Пусть те, кто прибежал раньше и уже успел отдохнуть, попробуют выполнить броски правильно с расстояние не менее 5 м. Когда все закончат бег, повторяют технику бросков.

– На что надо обратить внимание.

Для правой руки

1. Встать лицом к мишени, правую руку отвести вправо, одновременно разворачивая туловище вправо, согнуть ее, ноги слегка сгибаются, левая нога впереди, правая сзади, левая рука впереди.

2. Слегка отведя руку с мячом назад, прогнуться и, перенося тяжесть тела на стоящую сзади правую ногу, быстро ею оттолкнуться и, подавая плечи вперед, махом выпрямить руку с мячом, бросая его в мишень.

3. Приставить правую ногу к левой и выпрямить туловище.

(Выполнять метание можно и без третьего этапа. Потренироваться бросать, причем как правой, так и левой рукой. Если бросок выполняется левой рукой, соответственно, все делается наоборот.)


III. Заключительная часть

(Заканчивают бросать за 5—6 мин до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока. Можно поинтересоваться, насколько ребята сами считают, что освоили данный вид броска и насколько точно у них получалось бросать. Напирать на соревновательный элемент не обязательно, важно осознание правильной техники броска. И вот за это надо похвалить ребят, которые выполняли правильные броски. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Упражнения для развития координации и точности движений» на с. 80 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст на с. 84 «Упражнения для улучшения техники бега» учебника М. Я. Виленского.

Урок 7. Развитие выносливости (У)

Цели: провести комплекс общеразвивающих упражнений в движении, тестирование бега на 1000 м, подвижных игры.

Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменений показателей развития основных физических качеств – выносливости; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в движении и подвижных игр; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; личностные: развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Инвентарь: секундомер, свисток, тетрадь для записей, ручка, мячи для метания, мишени.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(Перед тестированием не бегают, а сразу переходят к разминке 5.)

– Вспомните, какие разминочные упражнения мы проводили последние два урока. Укажите их в правильном порядке.


II. Основная часть

1. Измерение ЧСС

– Перед тем как выполнить тестирование бега на 1000 м, попробуйте вспомнить, как и где измеряется ЧСС. Найдите пульс на запястье, замерьте пульс за 10 с и запомните его значение. После бега измерьте его вновь и сравните с первоначальным значением.

2. Тестирование бега на 1000 м

– Проведем тестирование бега на дистанцию 1000 м.

(После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов, полученных каждым учеником. Важно отметить тех учеников, которые улучшили свои показатели, и в то же время не стоит ругать тех, кто пробежал хуже.)

3. Метание мяча на точность

– Кто сдал тестирование, идите к мишеням и отрабатывайте броски мяча в горизонтальную цель.

4. Подвижные игры

(Когда все сдадут тестирование, можно провести подвижные игры на выбор учеников.)


III. Заключительная часть

(Заканчивают игру за 5—6 мин до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за успехи. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Метание малого мяча на дальность с трех шагов разбега» на с. 81—82 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст на с. 88—89 «Метание» учебника М. Я. Виленского.

Урок 8. Развитие силовых качеств (У)

Цели: разучить комплекс общеразвивающих упражнений в парах; повторить технику метания малого мяча на дальность, прыжка в длину с места; прохождения полосы препятствий.

Формируемые УУД: предметные: иметь представления о технике метания малого мяча на дальность с места и с трех шагов, о легкоатлетической полосе препятствий; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в парах; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные: развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Инвентарь: секундомер, свисток, прыжковая яма, мячи для метания, горизонтальная мишень, барьер или планка на стойках (высота не более 50 см).


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

2. Разминка

(Выполняется разминочный бег (5 мин). После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.)

– Разделимся на пары и проведем разминку.

(Проводится разминка 10.)

– В конце добавим специальные упражнения для разминки рук, особенно – плеч.

И. п. – стойка ноги врозь. Под счет до 8 – круговые движения правой рукой вперед; на счет «девять-шестнадцать» – круговые движения левой рукой вперед. Повторить 2 раза, постепенно увеличивая темп. Затем повторить с круговым движением назад.


II. Основная часть

– Переходим к повторению техники метания малого мяча на дальность.

1. Метания мяча на дальность с места

– Попробуем выполнить метание мяча с места, но сначала проверим домашнее задание (уч. В.)

(Ученики вспоминают технику выполнения метания мяча с места. Упражнение выполняется не менее двух раз.)

– Переходим к метанию на дальность с трех шагов.

2. Метание на дальность с трех шагов

(Так как тестирование будет проводится по технике метания мяча с места, то этот способ и будет основным, но в 5 классе знакомимся и с метанием мяча с разбега.)

– Проверим домашнее задание (уч. М.). Вспомните технику выполнения метания малого мяча на дальность с трех шагов. (Ответы учеников.)

– Процесс метания делится на три фазы: разбег, броски, торможение после броска. Для разбега необходима дистанция 10—12 м. Разбег выполняется с ускорением, но бежать надо используя скрестный шаг с поворотом туловища. Во время разгона рука с мячом отводится назад и полностью выпрямляется, затем уже туловище поворачивается боком по направлению метания. Однако для броска рука все же сначала сгибается, а вновь выпрямляется только после того, как мяч отпущен. Не забывать работать кистью.

Важно рассчитать разбег и бросок, чтобы не заступить за линию. При заступе результат не будет засчитан. Для того чтобы легче было удержать равновесие после броска, необходимо перенести тяжесть тела с одной ноги на другую.

Если есть возможность выполнять метание не по одному, а группой или даже всем классом, это отлично. Тогда можно быстрее всё повторить и отработать.

На метание можно отвести ровно столько времени, чтобы осталось и на прохождение полосы препятствий (и желательно, чтобы каждый прошел эту полосу препятствий дважды).

Если на метание уйдет слишком много времени, то только по одному разу отрабатываем метание с разбега, а затем переходим к полосе препятствий.

3. Полоса препятствий

– Приготовьтесь пройти легкоатлетическую полоса препятствий, в которой используются ранее изученные элементы.