Книга Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса - читать онлайн бесплатно, автор Артем Юрьевич Патрикеев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса
Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Физическая культура – поурочные планы для 5-го класса

1. Прыгнуть в длину с места, подхватить мяч для метания, разбежаться.

2. Метнуть мяч с разбега на дальность.

3. Пробежать 10—15 м и прыгнуть в длину с разбега (в прыжковую яму).

4. Добежать до мяча для метания в вертикальную цель, выполнить метание.

5. добежать до финиша, перепрыгнуть барьер или планку высотой не более 50 см.

(Можно засечь время, которое ученики затратят на прохождение полосы препятствий, и назвать тех, кто справился быстрее. Особо надо отметить тех, кто все сделает точно по технике, потому что это самое главное.)


III. Заключительная часть

(Заканчивают с полосой препятствий за 3—4 мин до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за успехи. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Упражнения с мячом для развития силы мышц рук и туловища» на с. 83—84 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Упражнения для улучшения техники метания» на с. 89—90 учебника М. Я. Виленского.

Урок 9. Развитие силовых качеств (У)

Цели: повторить комплекс общеразвивающих упражнений в парах, технику метания малого мяча на дальность, прыжка в длину с места, прохождения полосы препятствия.

Формируемые УУД: предметные: иметь представление о технике метания малого мяча на дальность с места и с трех шагов, о легкоатлетической полосе препятствий; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в парах; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные: развитие мотивов учебной деятельности, доброжелательности, сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Инвентарь: секундомер, свисток, прыжковая яма, мячи для метания, горизонтальная мишень, барьер или планка на стойках (высота не более 50 см).


Ход урока


I. Вводная часть

(Повторение. См. урок 8. В начале урока проводится проверка домашнего задания.)

– Расскажите и покажите, какие упражнения можно применять для улучшения техники метания (уч. В.).

– Расскажите и покажите, какие упражнения с набивным мячом используются для развития силы мышц рук и туловища (у. М.).

(Мяч использовать не надо, пусть ученики имитируют выполнение.)


II. Основная часть

(Повторение. См. урок 8.)


III. Заключительная часть

(Повторение. См. урок 8.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Упражнения для развития глазомера» на с. 81 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Основные правила соревнований по лёгкой атлетике» на с. 78—80 учебника М. Я. Виленского.

Урок 10. Развитие силовых качеств (У)

Цели: провести общеразвивающие упражнения в парах; повторить технику метания малого мяча в вертикальную цель, прыжка в длину с места; провести равномерный бег (10—12 мин).

Формируемые УУД: предметные: формирование иметь представления о технике метания малого мяча в вертикальную цель, прыжков в длину с места; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в парах, уметь распределять свои силы на заданное время бега; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; личностные: развитие мотивов учебной деятельности, умение осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем.

Инвентарь: секундомер, свисток, рулетка для прыжков в длину с места, малый мяч, вертикальная цель.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(После объявлений задач урока класс делится на пары.)

2. Разминка в парах

(Проводится разминка в парах 10.)

– В начале разминки выполним следующие упражнения.

1. И. п. – друг против друга, упираясь ладонями, правая нога на носке. На счет «раз» – левая нога на носок, правая на полную ступню; на счет «два» – вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз, постепенно ускоряя темп выполнения.

2. И. п. – друг напротив друга, упираясь ладонями, стоя на пятках. Под счет до 4 – перекаты с пятки на носок и обратно. Повторить 4 раза. Ученики должны постараться, чтобы ладони у них не разъединялись.

– Переходим к бегу.


II. Основная часть

1. Двенадцатиминутный бег

(Если время ограниченно, то можно провести десятиминутный бег. Перед бегом ребята измеряют ЧСС, а по окончании бега, во время восстанавливающей ходьбы, измерение повторяют. Хорошо, если ученики сами сумеют сравнить, насколько сильно у них увеличился пульс.)

– Проверим домашнее задание.

– Расскажите об упражнениях для развития глазомера (уч. М.) (Ответы учеников.)

– Расскажите об основных правилах соревнований по легкой атлетике – бег, прыжки, метания (уч. В.) (Примерный ответ. Бег может быть на короткие (10, 30, 60, 100 м), средние (300, 400 м) и длинные дистанции (1000, 1500 и больше). Фальстарт – это ситуация, когда бегун начинает движение до сигнала. Если два раза один и тот же бегун ошибается, его дисквалифицируют. Во время эстафетного бега передается специальная эстафетная палочка, зона для ее передачи – 20 м. Если кто-то из участников роняет эту палочку, то сам же должен и поднять. В беговых видах судейская коллегия состоит из стартёра, секундометристов, судей на финише, секретаря для ведения протоколов и его помощников.

Прыжки5 выполняются с места и с разбега в прыжковую яму, наполненную песком. Для разбега используется дорожка длиной 30 м, отталкивание происходит от специального деревянного бруска, заступать который нельзя, в противном случае попытка не будет засчитана. Есть еще прыжки в высоту с разбега, в них дается три попытки, способы прыжков в высоту бывают разные – фосбери-флоп, когда прыгун перелетает спиной к планке, перешагиванием или «ножницами», с прямого разбега согнув ноги и т. п.

Метание – у каждого участника три попытки, засчитывается лучший результат. Метание можно выполнять как с места, так и с разбега. Если спортсмен заступил за линию при метании, его результат не засчитывается. Бригада судей – старший судья, судьи-измерители и секретарь.

2. Броски мяча в вертикальную цель и прыжки в длину

(Учитель делит класс на две группы. Первая группа будет отрабатывать технику прыжков в длину с места – с ней будет находиться учитель. Вторая группа – технику броска мяча в вертикальную цель. Хорошо, если целей и мячей хватит на всех, но если нет, тогда броски выполняются по очереди.)

– Группа, встаньте в линию, чтобы выполнять прыжки одновременно по сигналу. Особо обратите внимание на технику выполнения прыжков, а лишь потом – на дальность. Сейчас главное не результат, а именно техника. Первые прыжки не надо выполнять изо всех сил, зато последующие прыжки надо постараться сделать в полную силу.

(Когда пройдет половина времени, отведенного для данных заданий, группы меняются местами.)


III. Заключительная часть

(Заканчивают броски за 3—4 мин до конца урока. Проводится построение в одну шеренгу. Желательно похвалить учеников за успехи. Учитель подводит итоги урока. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Прыжок в длину с разбега способом „согнув ноги“» на с. 78, 79 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Прыжки: Прыжок в длину с разбега» на с. 84—85 учебника М. Я. Виленского.

Урок 11. Сдача зачетов (У)

Цели: разучить комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической скакалкой; провести тестирование по прыжкам в длину с места, равномерного бег (10—12 мин6); выполнять контрольные упражнения по легкой атлетике.

Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменения показателей развития основных физических качеств – быстроты, координации движений, выносливости; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с гимнастическими скакалками; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные: развитие мотивов учебной деятельности, умение осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, умения обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой.

Инвентарь: секундомер, свисток, тетрадь для записей, ручка, прыжковая яма, рулетка, скакалки по количеству занимающихся.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

– Наш урок будет насыщенным, так как сегодня проведем тестирование.

– Направо! Налево в обход шагом марш! Бегом марш!»

(Выполняется бег (2 мин) или один круг (400 м).

– Шагом марш!

– Выполняем дыхательные упражнения.

(Ученики берут по одной скакалке и встают так, чтобы не мешать друг другу7.)

2. Разминка с гимнастическими скакалками

(Проводится разминка 12. По окончании разминки ученики перестраиваются в одну колонну, проходят по кругу и убирают скакалки на место.)


II. Основная часть

1. Тестирование прыжка в длину с места

(После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов этого и прошлого года, полученных каждым учеником.

2. Тестирование бега на 300 м

(Этот тест в 4 классе не сдавали, ученики будут бежать данную дистанцию на время впервые. Скорее всего, времени на что-то еще не останется.)


III. Заключительная часть

(Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги тестирования (кто выбрал хороший темп, кто слишком быстро рванул, но так же быстро выдохся, кто правильно финишировал и т.п.) и урока. Возвращаются в здание школы.


Домашнее задание

Прочитать текст «Упражнения для развития темпа движения ног» на с. 77 учебника А. П. Матвеева.

Изучить данные таблицы «Контрольные упражнения» на с. 91 учебника М. Я. Виленского.

Урок 12. Сдача зачетов (У)

Цели: повторить комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической скакалкой; провести равномерный бег (10—12 мин); сдать контрольные упражнения по легкой атлетике.

Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своими физическим состоянием за счет отслеживания изменения показателей развития основных физических качеств – быстроты, координации движений, выносливости; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с гимнастическими скакалками; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные: развитие мотивов учебной деятельности; умение обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой.

Инвентарь: секундомер, свисток, тетрадь для записей, ручка, прыжковая яма, рулетка, скакалки по количеству занимающихся.


Ход урока


I. Вводная часть

(Повторение. См. урок 11.)


II. Основная часть

1. Тестирование бега на 60 м

(После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов, полученных каждым учеником. Если в прошлом году такое тестирование проводилось.)

2. Тестирование челночного бега 3х10 м

(После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов, полученных каждым учеником.)

3. Тестирование метания мяча на дальность

(После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов, полученных каждым учеником.)


III. Заключительная часть

(Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги тестирования и урока. Возвращаются в здание школы.)


Домашнее задание

Прочитать и выучить определение «Координация движений» на с. 55 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать тексты «Гимнастика и «Запомните» на с. 97—99 учебника М. Я. Виленского.

Подготовить спортивную форму для занятий в зале.

Урок 13. Акробатические упражнения. Развитие координационных способностей (З)

Цели: провести инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики; повторить строевые упражнения, общеразвивающие упражнения в движении, технику выполнения кувырка вперед, проведение эстафет.

Формируемые УУД: предметные: иметь представление о технике безопасности на уроках, посвященных гимнастике, технике выполнения кувырка вперед, правилах проведения эстафет; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в движении; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли учащегося; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей, ценностей.

Инвентарь: секундомер, свисток, дорожка из матов для кувырков (желательно по одному мату на двух занимающихся), 2—4 конуса, 2—4 гимнастические скакалки, инструкции по технике безопасности.


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды, теория гимнастики

– Проверим домашнее задание.

– Вспомните определение понятия «координация движений», которое дано в учебнике (уч. М.) (Примерный ответ. Координация движений – это способность человека согласовывать движения различных частей тела (головы, туловища, рук, ног). Координация хорошо развивается при участии в подвижных и спортивных играх. Ее можно развивать и с помощью физических упражнений.)

– Да, координация движений – это способность управлять собственным телом. Чем лучше развита координация движений, тем легче учиться выполнять новые движения, задания, упражнения. Хорошей проверкой развития координации движений являются тесты по броскам мяча на точность, а также сравнение результатов обычного бега на 30 м и челночного бега 3х10 м. Чем разница между результатами меньше, тем лучше развита координация движений.

– Расскажите, что такое гимнастика (уч. В.). (Примерный ответ. Термин «гимнастика» появился в VII в до н. э. Занятия физическими упражнениями тогда проводились в специальных заведениях – гимнасиях. Слово «гимнастика» произошло от греческого «гимнасо», что означает – «тренирую, упражняю». )

– Правильно, а теперь вспомним все виды гимнастики.

Основная гимнастика – строевые упражнения, общеразвивающие, упражнения на снарядах, прыжки и акробатические упражнения.

Спортивная гимнастика – женский и мужской олимпийский вид спорта; соревнования проводятся на различных снарядах.

– Вспомните на каких. (Ответы учеников.)

Художественная гимнастика – женский олимпийский вид спорта; соревнования проводятся с различными предметами.

– Вспомните с какими? (Ответы учеников.)

Аэробика – упражнения силового и танцевального характера, которые проводятся под музыку.

Сюда же можно отнести и акробатику – к сожалению, этот вид спорта пока не является олимпийским, но смотреть данный вид соревнований всегда интересно, тем более, что выступают там и двойки, и тройки, составляются сложные пирамиды.

(Проверка домашнего задания не должна занять более 5 мин.)

– Направо! Налево в обход марш! Бегом марш!

(Выполняется разминочный бег (3 мин). После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.)

– Переходим к разминке.

2. Разминка в движении

(Проводится разминка 4.)

– Разминка окончена. Садитесь на скамейки, проведем инструктаж по технике безопасности.

3. Инструктаж

– Проверим домашнее задание.

– Вспомните правила техники безопасности и страховки, которые необходимо соблюдать во время занятий гимнастическими упражнениями (уч. В.).

(Учеников, ответивших правильно, следует отметить.)

– Повторим еще раз эти правила.

1. Не выполнять самостоятельно сложные упражнения, требующие страховки.

2. При изучении отдельных упражнений необходимо соблюдать строгую последовательность их выполнения.

3. Нельзя заниматься на снаряде, под которым нет матов.

4. Маты должны лежать плотно друг к другу.

5. Приземляться нужно на середину одного из матов.

6. Нельзя заниматься на неисправных или незакрепленных снарядах.

7. Снаряды надо размещать на достаточном расстоянии от стен и друг от друга.

8. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнения приходилось выполнять лицом к яркому свету.

9. При потере равновесия нельзя падать на выпрямленные руки.

10. При падении спиной надо отставить назад согнутую ногу, присесть, сгруппироваться и сделать перекат назад.

11. При падении вперед можно сделать глубокий выпад вперед, сгруппироваться и мягко перекатиться на спину.

(После инструктажа переходят к основной части).


II. Основная часть

1. Перекаты

(Для дополнительной разминки перед кувырками ученики располагаются на дорожке из матов (по два человека на мат).

– Повторяем перекаты из положения упор присев спиной к мату. Надо стараться перекатываться на спину и возвращаться в исходное положение. Обязательно вспомните правильное положение в группировке.

(Если есть необходимость, нужно показать технику выполнения. Перекаты выполняются 1—3 мин, в зависимости от качества выполнения.)

– Переходим к кувыркам.

2. Кувырок вперед

(Первый раз ученики показывают по одному кувырку вперед. Учитель всех подстраховывает. Второй подход ребята выполняют по два кувырка вперед. Третий – по три. Обязательно убедиться, что все вспомнили технику выполнения.)

– Переходим к эстафетам.

3. Эстафеты

(Учитель делит класс на 2—4 команды.)

1. Пробежать 1,5—2 метра до мата, сделать кувырок вперед, пробежать до конуса, оббежать его и вернуться бегом, передать эстафету следующему.

2. Пробежать 1,5—2 м до мата, сделать кувырок вперед, потом три поворота вокруг своей оси, пройти по скакалке (стопы все время должны наступать на скакалку, каждый промах – 3 секунды штрафа), добежать до конуса, оббежать его и вернуться бегом, передать эстафету следующему.

3. Пробежать 1,5—2 м до мата, сделать кувырок вперед, потом три поворота вокруг своей оси, пройти по скакалке (стопы все время должны наступать на скакалку, каждый промах – 3 с штрафа), добежать до конуса, оббежать его и вернуться бегом, сделать кувырок вперед, встать, освободить мат и только после этого передать эстафету следующему.


III. Заключительная часть

(Заканчивают эстафету за 5 мин до конца урока. Инвентарь убирают на место. Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги урока.

Упражнение на внимание и равновесие

– На первый-второй рассчитайсь! Класс, в две шеренги стройся!

(Если забыли, как перестраиваться, то повторяем перестроение.)

– Выполним упражнение на внимание и равновесие.

(Учитель командует: «Направо! Налево! Кругом!» (в любом порядке). Неожиданно он может сказать: «На одну ногу вставай!» Ученики должны тут же встать на одну ногу и постараться не упасть, удержавшись на одной ноге. Падением считается смещение с места опорной ноги. Лучше играть без выбывания, а начислять штрафные очки. Первые несколько раз ученики выполняют упражнение с открытыми глазами, затем – с закрытыми, что намного сложнее. Упражнение выполняется 2—3 мин. Учитель хвалит учеников за старание, отмечает тех, кто падал меньше остальных или совсем не падал, однако не забывает подбодрить остальных и объявляет об окончании урока.)


Домашнее задание

Прочитать текст «Упражнения для развития равновесия» на с. 55 учебника А. П. Матвеева.

Прочитать текст «Акробатика» на с. 105—108 учебника М. Я. Виленского.

Урок 14. Акробатические упражнения. Развитие гибкости, координационных способностей (З)

Цели: провести строевую подготовку, общеразвивающие упражнения в движении; повторить технику выполнения кувырка вперед и назад, гимнастического «мостика» и стойки на лопатках.

Формируемые УУД: предметные: иметь представление о технике выполнения кувырка вперед и назад, гимнастического «мостика» и стойки на лопатках; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли учащегося; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Инвентарь: секундомер, свисток, дорожка из матов (по одному на пару занимающегося).


Ход урока


I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(Выполняется бег (3 мин). После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.)

– Предлагаю познакомиться с перестроением из колонны по одному в колонну по четыре дроблением.

Перестроение «дроблением и слиянием».

Класс передвигается в обход. Когда направляющий будет подходить к верхней или нижней середине и командуем: «Через центр марш!». Направляющий поворачивается и идет через центр к противоположной стороне, остальные следуют за ним. Когда класс подходит к противоположной стороне звучит команда: «В колонны по одному в обход направо и налево марш!» Направляющий идет направо в обход, второй – налево в обход, третий – направо в обход, четвертый – налево и т. д. Когда две колонны встречаются на противоположной стороне, звучит команда: «В колонну по два через центр марш!» Встречающиеся ученики образуют пары, которые идут дальше через центр.

(Далее можно скомандовать: «В колонны по два в обход направо и налево марш!» и так далее. Таким образом можно перестраиваться в две, четыре, восемь колон.)

– Перестроение в обратном порядке называется «разведением и слиянием».

В этом случае разбивая, например, четыре колонны, звучит команда: «В колонны по два в обход направо и налево марш!» После этой команды четыре колонны расходятся по две в разные стороны. На противоположной стороне звучит команда: «В колонну по два через центр марш!» Теперь четверки сливаются в двойки, образуя две колонны (

(Далее действуем аналогично, перестраивая при необходимости учеников в одну колонну. Повторяем еще раз, чтобы ученики запомнили правила перестроения.)

– Переходим к разминке.

2. Разминка в движении

Проводится разминка 5.


II. Основная часть

(После разминки ученики распределяются по матам (по одному человеку на мат или по два).)

1. Перекаты и стойка на лопатках

– Повторим перекаты в группировке из исходного положения в приседе спиной к мату. Выполняется перекат назад и обратно в исходное положение. Стараться выполнять перекаты в исходное положение без помощи рук.