Книга Товароведение, экспертиза и стандартизация - читать онлайн бесплатно, автор Александр П. Ходыкин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Товароведение, экспертиза и стандартизация
Товароведение, экспертиза и стандартизация
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Товароведение, экспертиза и стандартизация

Александр Ходыкин, Александр Ляшко, Наталья Волошко, А. Снитко

Товароведение, экспертиза и стандартизация

Введение

Учебная дисциплина “Товароведение, экспертиза и стандартизация” относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Необходимость изучения данной учебной дисциплины будущими маркетологами, менеджерами, специалистами по рекламе, коммерсантами и другими специалистами обусловлена требованиями рынка и практическими задачами, стоящими перед производственными и торговыми предприятиями, которые в конечном счете связаны с удовлетворением потребностей населения в разнообразных товарах.

Учебный курс состоит из двух частей: общей (раздел 1), в которой рассматриваются общетеоретические вопросы товароведения, экспертизы и стандартизации, и частной (разделы 2–4), где рассматриваются однородные группы непродовольственных товаров.

Общетеоретические вопросы товароведения, изложенные в разделе 1 являются методологической основой обеспечивающей системное, глубокое усвоение материала частного (прикладного) товароведения.

Содержание теоретического товароведения обусловлено происходящими изменениями в законодательстве Российской Федерации, принятием новых нормативных документов, определяющих правовые отношения производителей, продавцов и потребителей продукции.

Вторая часть учебника охватывает факторы, формирующие качество и ассортимент товаров, классификацию, потребительские свойства, требования к качеству конкретных групп непродовольственных товаров.

В современных условиях специалистам в области маркетинга, торгового менеджмента, коммерции приходится заниматься аналитической работой, статистическими исследованиями, оценочной деятельностью. В связи с этим целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов представлений о перспективных направлениях развития ассортимента непродовольственных товаров, знаний о потребительских свойствах, классификации товаров, нормативных документах регламентирующих качество, маркирование, упаковку, транспортирование и хранение товаров, методов контроля, оценки качества и анализа ассортимента товаров.

Раздел 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ

Глава 1. Объект, предмет и задачи товароведения и экспертизы товаров

1.1. Сущность, принципы и методы товароведения и экспертизы товаров

Термин “товароведение” происходит от слов “товар” и “ведать” и означает полное, всестороннее изучение и знание присущих товару свойств, обусловливающих его полезность для потребителя.

Термин “экспертиза” товаров (от лат. expertys – опытный) неразрывно связан с термином “товароведение” и означает исследование свойств товара специалистом (экспертом), имеющим специальные познания в соответствующей области, аттестованным и аккредитованным в качестве эксперта соответствующими органами.

Появление в XVI в. специальной научной дисциплины “товароведение” было обусловлено необходимостью определения соответствия продуктов труда установившимся в обществе потребностям. В это время, в связи с развитием производительных сил на основе использования в промышленности методов машинного производства, на рынке резко возросло количество товаров, требующих их классификации и оценки.

Первая кафедра товароведения была учреждена в 1549 г. в Италии при Падуанском университете. Развитие товароведения в эти годы в основном ограничивалось только исследованием отдельных физико-химических характеристик товаров с точки зрения проверки соответствия их определенным эталонам.

Основоположник отечественного товароведения, профессор Казанского и Московского университетов М. Я. Киттары в сборнике лекций “Публичный курс товароведения” (1860 г.) охарактеризовал товароведение следующим образом: “Название “товароведение”, предполагает не легкое только знакомство с товаром, основанное на том, что он бывал, хотя и часто, на глазах ваших, осязался рукой при продаже, покупке или употреблении, мерился аршином, взвешивался фунтом или пудом, отбирался счетом, – все это будет только товарознание. Товароведение вызывает более близкое знакомство с товаром, с его внутренними, действительными достоинствами, которые не всегда и не так-то легко усваиваются простым глазом и рукою”.

Объектом товароведения и экспертизы является товар, под которым понимается любая вещь, обладающая для потребителя полезностью, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору куплипродажи.

По назначению товары подразделяются на товары народного потребления и товары производственного назначения.

К товарам народного потребления относят товары, предназначенные для продажи населению с целью личного или семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К товарам производственного назначения относят товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и используемые в хозяйственной деятельности.

По характеру использования и удовлетворяемым потребностям товары подразделяются на товары, расходуемые при использовании (пищевые товары, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии) и товары, расходующие свой ресурс (непродовольственные товары длительного пользования). В первом случае говорят о потреблении, во втором об эксплуатации товара.

Любой товар можно охарактеризовать с точки зрения его потребительной стоимости (ценности) и меновой стоимости.

Под потребительной стоимостью (ценностью) товара понимается его способность, благодаря присущему ему комплексу свойств, удовлетворять какие-либо потребности человека.

Потребительная стоимость товара может быть охарактеризована как мера полезности продукции, т. е. мера соответствия комплекса потребительских свойств потребностям человека. Потребительную стоимость можно рассматривать, сравнивая любые товары, в том числе и разного назначения, с учетом их количественных (размерных) характеристик.

Под меновой стоимостью понимается способность товара обмениваться в определенных пропорциях на деньги и определяется затратами труда на его производство.

В отличие от пищевых товаров, которые удовлетворяют физиологические потребности человека, обусловленные строением и функционированием его организма, непродовольственные товары удовлетворяют как физиологические (одежда, обувь, жилище), так и интеллектуальные, социальные и духовные потребности. Содержание этих потребностей вытекает из необходимости обеспечения главных элементов, составляющих жизнь каждого человека: поддержание жизнедеятельности организма и защита его от внешних неблагоприятных воздействий, сохранение и восстановление здоровья, пассивный и активный отдых, уход за детьми, интеллектуально-эстетическое, нравственное, физическое воспитание и обучение детей, развитие личности, передвижение, получение информации и др.

Степень удовлетворения потребностей зависит как от уровня потребностей, которые формируются в определенной физической и социальной среде в течение определенного времени, так и от потребительских свойств товара.

Изменение потребностей людей под влиянием различных факторов (природных, социально-экономических, научно-технических и др.) стимулировало разработку новых товаров с более высоким уровнем потребительских свойств.

В настоящее время термин “товароведение” рассматривается не только как учебная дисциплина, предметом изучения которой является потребительная стоимость (ценность) товара, но и область профессиональной деятельности, связанной с изучением потребительских свойств товаров, формированием ассортимента и качества товаров, обеспечением условий их сохранения на пути продвижения товаров от производителя до потребителя.

Жизненный цикл любого товара состоит из совокупности различных процессов: маркетинга (изучения рынка), проектирования и разработки технических требований к товару, разработки товара, материально-технического снабжения, подготовки и разработки производственных процессов, производства товаров, испытаний и контроля качества товаров, упаковки и хранения товаров, реализации товаров, монтажа и эксплуатации, технического обслуживания и утилизации товара по истечении срока службы.

Потребительная стоимость товара закладывается в процессе проектирования, разработки и производства товара, а проявляется только лишь в процессе эксплуатации или потребления товара потребителем.

Огромное значение в товароведении и экспертизе качества товаров имеет стандартизация – деятельность по разработке и установлению правил, норм, требований к товарам, работам, процессам, услугам.

Основными принципами товароведения, экспертизы и стандартизации товаров являются ориентация на требования потребителей, безопасность, объективность, эффективность, системный и процессный подход. Эти принципы положены в основу методов исследования как самого товара, так и факторов, обусловливающих формирование и сохранение его качества.

С развитием естественно-технических и экономических наук совершенствовались и общенаучные, аналитико-прогностические методы познания, используемые в товароведении и экспертизе товаров. Наибольшее распространение в товароведной практике получили органолептические, измерительные, статистические методы, а также методы анализа, прогнозирования, планирования и систематизации.

1.2. Задачи товароведения и экспертизы товаров

Товароведение как область научного знания о товаре возникло и формировалось в течение длительного периода времени, в процессе развития товарного производства и рыночных отношений. Соответственно расширялись и углублялись задачи товароведения.

На первом этапе развития основной задачей товароведения было изучение, описание свойств, назначения, методов потребления и сохранения свойств незнакомых “чужеземных” товаров, а также исследование отдельных физико-химических характеристик товаров на предмет их соответствия определенным эталонам.

Дальнейшее развитие и расширение географии промышленного производства, развитие международной торговли обусловило необходимость классификации товаров, исследования факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров, стандартизации товаров для внутреннего и внешнего рынка, разработки объективных методов исследования показателей качества товаров, позволяющих выявить фальсификацию известных товаров, а также методов оценки качества товаров. Первоначальные методы оценки качества товаров не имели теоретического, научного обоснования, т. е. носили чисто эмпирический характер.

В лекциях М. Я. Киттары “Публичный курс товароведения”, опубликованных в “Вестнике Промышленности” (1860 г.) поднимались вопросы, касающиеся необходимости стандартизации характеристик товара, улучшения качества товаров, рассматривались случаи и методы фальсификации товаров и нечестной конкуренции производителей товара, факторы обеспечения стабильно высокого качества товара, которые актуальны и в наши дни.

В современных условиях, задачами товароведения являются:

• изучение требований потребителей к качеству товаров, разработка научно обоснованных оптимальных нормативов показателей потребительских свойств, градаций качества товаров;

• изучение факторов формирования потребностей, совершенствование методов изучения и прогнозирования спроса;

• совершенствование товароведной терминологии, классификации потребительских свойств, методов классификации и кодирования товаров;

• анализ процессов потребления товаров, разработка способов эффективного и безопасного использования товаров;

• исследование закономерностей формирования и изменения потребительских свойств и качества товаров;

• разработка оптимальных условий хранения, транспортирования и использования товаров;

• разработка новых и совершенствование существующих методов испытаний товаров в целях повышения объективности результатов испытаний, сокращения времени испытаний и снижения материальных затрат;

• совершенствование научно обоснованных методов количественной оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров;

• прогнозирование ассортимента, качества и конкурентоспособности товаров;

• исследование потребительских свойств товаров из новых видов сырья, материалов, структур, конструкций;

• управление ассортиментом и качеством товаров в сфере обращения.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятиям “товароведение”, “экспертиза” и “стандартизация”.

2. Что является объектом и предметом учебной дисциплины “Товароведение, экспертиза и стандартизация”?

3. Что понимается под полезностью и меновой стоимостью товаров?

4. Какие потребности удовлетворяют товары народного потребления?

5. Каковы основные принципы товароведения, экспертизы и стандартизации? Как вы их понимаете?

6. Что собой представляет жизненный цикл товара?

7. Какие задачи стоят перед современным товароведением?

Глава 2. Техническое регулирование, стандартизация, метрология и сертификация

2.1. Понятие о техническом регулировании. Сущность, задачи и принципы стандартизации, метрологии и сертификации

Главным критерием оценки продукции, процессов, работ и услуг во всем мире является качество и безопасность, определяющие уровень жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому обеспечение безопасности, высокого качества товаров, защита окружающей среды – одна из важнейших государственных задач. Ее реализация требует разработки и применения законодательных актов и других нормативных документов, устанавливающих правовые основы, обязательные для исполнения в определенных областях человеческой деятельности.

В то же время рыночная экономика, международная интеграция требуют устранения технических барьеров в торговле, создания благоприятных условий для функционирования рыночных механизмов путем установления единых правил, норм, требований в сфере международной торговли.

Успешное решение этих задач возможно только посредством государственного регулирования в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия и гармонизации национальных нормативных документов с международными правовыми нормативными актами.

Проблема гармонизации национальных нормативных документов с соответствующими европейскими и международными документами решается в рамках деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО, ISO), Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC), Всемирной торговой организации ВТО (GATT), Европейского комитета по стандартизации (CEN), Европейского комитета по стандартизации в электротехнике (CENELEC) и др.

Наиболее значимыми областями деятельности человека, в которых возможен риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, являются процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Возможность причинения вреда характерна также и для самой продукции.

В соответствии с Федеральным Законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Таким образом, регулирование рынка предполагает создание двухуровневой системы нормативных документов, устанавливающих обязательные требования и требования, применяемые на добровольной основе.

К обязательным требованиям относят требования обеспечения безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечения единства измерений.

К требованиям, применяемым на добровольной основе, относят требования, способствующие повышению уровня безопасности, обеспечивающие повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг, научно-технический прогресс, техническую и информационную совместимость, сопоставимость результатов измерений, технических и экономикостатистических данных, взаимозаменяемость продукции. К ним относятся и требования к организации процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

Установление требований, применяемых на добровольной основе, является предметом стандартизации.

Таким образом под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации РФ в ходе реформы технического регулирования будет преобразована в национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений должна обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

В соответствии с Концепцией национальной системы стандартизации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г., стандартизация как один из элементов технического регулирования должна способствовать развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечить охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

• национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

• научно-исследовательские организации по стандартизации;

• технические комитеты по стандартизации;

• разработчики стандартов.

Основными принципами стандартизации являются:

• добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;

• максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

• применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

• недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

• обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;

• недопустимость противоречий стандартов техническим регламентам;

• обеспечение условий для единообразного применения стандартов;

• обоснованность разработки национальных стандартов;

• открытость процессов разработки национальных стандартов;

• обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;

• однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;

• прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;

• применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:

• повышение уровня общей безопасности;

• повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

• обеспечение научно-технического прогресса;

• обеспечение обороноспособности, повышение уровня экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации;

• обеспечение единства измерений;

• обеспечение рационального использования ресурсов;

• обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;

• содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;

• создание систем классификации и кодирования техникоэкономической и социальной информации;

• создание систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции;

• содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.

Обеспечение безопасности, высокого качества и конкурентоспособности товаров и услуг, прогресс во многих областях человеческой деятельности в значительной степени определяется полнотой и достоверностью сведений о различных процессах, явлениях, свойствах веществ и материалов. Подавляющее большинство этих сведений получают путем измерений.

Достоверность и объективность измерений зависят от уровня развития метрологии – науки об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Различают теоретическую, экспериментальную, прикладную (практическую) и законодательную метрологию.

Теоретическая метрология занимается вопросами фундаментальных исследований, созданием системы единиц измерений, физических постоянных, разработкой новых методов измерений.

Экспериментальная метрология занимается вопросами создания эталонов, образцов мер, разработкой новых измерительных приборов.

Практическая метрология занимается вопросами практического применения в различных сферах деятельности результатов теоретических и экспериментальных исследований в области метрологии.

Законодательная метрология занимается установлением и регламентацией основных физических величин, их размеров, правил образования производных единиц, способа воспроизведения и передачи информации о размере единиц, метрологических характеристик средств измерений, методик измерений и других принципиальных положений в целях обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений.

При игнорировании этих положений нарушается единство измерений, появляются условия для дезорганизации хозяйственной деятельности, невозможно получить достоверную и объективную информацию о безопасности и качестве товаров и услуг. Поэтому метрологические нормы, правила, требования, охраняющие интересы государства и защищающие права его граждан, должны устанавливаться актом, имеющем силу закона. В России общие правила и требования в области метрологии отражены в Федеральном законе от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”, которым устанавливаются правовые основы обеспечения единства измерений, регулируются отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и который направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

В соответствии с этим законом, под единством измерений понимается такое состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Первое требование выполняется благодаря тому, что результаты измерений выражаются в единицах величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованных Международной организацией законодательной метрологии (МОЗМ).

Второе требование выполняется за счет установления для средств измерений определенных (нормированных) метрологических характеристик (диапазона измерений, порога чувствительности, погрешности, класса точности), разработки, стандартизации или аттестации методик выполнения измерений.

Таким образом, законодательная метрология служит правовой основой обеспечения единства измерений.

Комплекс нормативных, нормативно-технических и методических документов межотраслевого уровня, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране при требуемой точности, составляет государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).