Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
При этой схеме декларирования соответствия заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, предоставляет сертификат системы качества и другие документы, подтверждающие соответствие третьей стороной.
Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
• наименование и местонахождение заявителя;
• наименование и местонахождение изготовителя;
• информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
• указание на схему декларирования соответствия;
• заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
• сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
• срок действия декларации о соответствии;
• иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Оформленная заявителем по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации в едином реестре деклараций о соответствии в течение трех дней.
Срок действия сертификата соответствия и декларации о соответствии при обязательном подтверждении соответствия, определяется соответствующим техническим регламентом.
Срок действия сертификата соответствия при добровольной сертификации определяется органом по сертификации.
Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Единый реестр выданных сертификатов соответствия ведется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
2.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
В соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании” под государственным контролем (надзором) понимается проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), процессам производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
До принятия соответствующих технических регламентов государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением обязательных требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г.
В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствующих технических регламентах.
Органы государственного контроля (надзора) вправе:
• требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий;
• осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
• направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;
• привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
• принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.
За нарушение требований технических регламентов, неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор включает в себя:
а) государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов;
б) государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;
в) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;
г) государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
д) государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.
Государственный контроль и надзор проводится на основании распоряжений (приказов) главного государственного инспектора Российской Федерации (его заместителей) и главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации (их заместителей).
Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением обязательных требований к продукции, установленных федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными документами, в части обязательных требований.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляются согласно перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ. При проведении государственного контроля и надзора проверяются:
• продукция;
• техническая документация на продукцию, в том числе документация о соответствии ее обязательным требованиям согласно нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия;
• соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований нормативных и правовых документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.
Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (далее – главный государственный инспектор Российской Федерации и главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации).
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.
Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:
• проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
• получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
• обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся по распоряжениям главного государственного инспектора Российской Федерации, его заместителей или главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации, их заместителей.
Продолжительность мероприятия по государственному контролю и надзору не должна превышать одного месяца.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по государственному контролю и надзору, на основании мотивированного предложения государственного инспектора, главным государственным инспектором субъекта (региона) Российской Федерации (его заместителем) срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Государственный контроль и надзор может проводиться только указанным в распоряжении должностным лицом (лицами).
Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обязан обеспечить государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.
По прибытии к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю государственный инспектор (руководитель проверки):
• представляется руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица) или индивидуальному предпринимателю, предъявляет удостоверение государственного инспектора установленного образца и распоряжение о проведении государственного контроля и надзора установленной формы;
• представляет других участников проверки;
• знакомит руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя с задачами государственного контроля и надзора и программой его проведения (если она составлялась);
• уточняет номенклатуру проверяемой продукции и перечень необходимых документов и сведений для проведения мероприятий по контролю и надзору;
• распределяет работы при проведении мероприятия по контролю между его участниками.
При проведении государственного контроля и надзора государственные инспекторы посещают объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При проведении мероприятия по контролю могут присутствовать представители юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При проведении государственного контроля и надзора проводятся:
• отбор образцов (проб) продукции и (или) документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов;
• технический осмотр продукции;
• исследования (испытания), экспертизы продукции, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
• проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
• проверка соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными документами на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.
При проведении государственного контроля и надзора продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, проверяется:
• наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, их подлинность, срок действия, правильность оформления и регистрации либо сведений о подтверждении соответствия в сопроводительной документации;
• идентичность проверяемой продукции ее наименованию, указанному в предъявленном сертификате соответствия или его копии, или в декларации о соответствии;
• наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенного органом по сертификации;
• правильность маркирования знаком соответствия;
• своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной (декларированной) продукции, а также об изменении наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя, его юридического адреса и банковских реквизитов.
Отбор образцов (проб) из партии продукции для контроля, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки. Данная операция оформляется актом отбора образцов.
Методика отбора и количество отбираемых образцов (объем выборки) должны соответствовать требованиям технических регламентов или соответствующих стандартов на группу однородной продукции.
Технический осмотр продукции проводится непосредственно государственным инспектором в присутствии специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.
Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки).
Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.
Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в технических регламентах требованиями на методы контроля и испытаний продукции.
Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре).
Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.
На основании результатов технического осмотра, исследований (испытаний), экспертизы проводится оценка соответствия продукции обязательным требованиям.
По результатам государственного контроля составляется акт проверки в двух экземплярах с необходимыми приложениями (акт отбора образцов, протокол испытаний, протокол технического осмотра и другие документы или их копии).
В акте указываются:
• дата, время и место составления акта;
• дата и номер распоряжения, на основании которого осуществлялся контроль;
• фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), осуществлявшего контроль;
• наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении контроля;
• сведения о результатах контроля, в том числе о выявленных нарушениях;
• сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при осуществлении контроля, их подписи или отказ от подписи;
• наименование проверенной продукции, наименование и обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена проверка;
• сведения о продукции – отечественная, импортная с указанием страны-изготовителя, наименования и адреса (при наличии) изготовителя и (или) поставщика продукции;
• сведения о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям;
• сведения о маркировании знаком соответствия;
• перечень выявленных нарушений обязательных требований с указанием документа и конкретных пунктов, требования которых нарушены;
• выявленные нарушения метрологических правил и норм;
• причины выявленных нарушений;
• общее заключение о соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований;
• меры, принятые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в ходе проверки.
Если продукция и документация, необходимые для проведения мероприятий по контролю и надзору, не предоставлены, или мероприятия по контролю и надзору не проводились из-за отсутствия готовой продукции, или если в результате контроля и надзора нарушений не выявлено, то в акте делается соответствующая запись.
Акт подписывается всеми участниками проверки. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручают руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица), индивидуальному предпринимателю под расписку либо направляют посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта, остающемуся в органе государственного контроля и надзора. Уведомление о вручении акта прилагается также при направлении материалов проверки в судебные органы.
В случае отказа руководителя юридического лица (должностного лица юридического лица) или индивидуального предпринимателя от получения акта проверки в нем делается запись: “от получения отказался”.
Ответственным за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте проверки материалов является руководитель проверки.
Государственный инспектор (руководитель проверки) в журнале учета мероприятий по контролю производит запись о проведенном мероприятии по контролю и надзору, содержащую сведения о наименовании органа государственного контроля и надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю и надзору, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю и надзору, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах об административных правонарушениях, выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору, и его (их) подпись.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного государственного контроля и надзора, делается соответствующая запись.
Участники проверки, руководитель юридического лица (иное должностное лицо юридического лица), индивидуальный предприниматель вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к акту проверки. В акте делается пометка: “С особым мнением”.
По результатам проверки главные государственные инспекторы (их заместители) и государственные инспекторы в пределах предоставленной им компетенции выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные действующим законодательством предписания.
В случае выявления в результате контроля административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Информация о нарушениях, установленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным контрольно-надзорным органам, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей. Информация о нарушениях требований действующих нормативных правовых документов, устанавливающих правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативных правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р, направляется в орган по сертификации, выдавший сертификат или зарегистрировавший декларацию о соответствии, и в центр стандартизации и метрологии, на территории деятельности которого находится орган по сертификации.
Главный государственный инспектор Российской Федерации (его заместители) и главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации (их заместители) обеспечивают контроль за исполнением выданных предписаний. Для контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований и своевременным выполнением выданных предписаний проводятся повторные проверки.
Если при повторной проверке нарушений не выявлено, государственный инспектор на основании представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов об устранении выявленных нарушений принимает решение о достаточности принятых ими мер.
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных отделов.
Объектами государственного метрологического контроля и надзора являются:
• средства измерений:
• эталоны единиц величин, применяемые для поверки средств измерений;
• методики выполнения измерений1;
• метрологические правила и нормы;
• количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
• количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Государственный метрологический контроль и надзор распространяется:
• на здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
• торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;
• производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям;
• обязательную сертификацию продукции и услуг;
• измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ и другие сферы в соответствии с законодательством. Государственный метрологический контроль включает в себя:
• утверждение типа средств измерений;
• поверку средств измерений, в том числе эталонов;
• лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений (осуществляется до вступления в силу соответствующих технических регламентов).
Утверждение типа средств измеренийСредства измерений, предназначенные для использования в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, подвергаются обязательным государственным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.
Целью государственных испытаний средств измерений является обеспечение единства измерений в стране, установление рациональной номенклатуры и эффективное использование парка средств измерений, а также постановка на производство и выпуск только таких средств измерений, которые по своему техническому уровню и качеству соответствуют лучшим отечественным и зарубежным образцам. К серийному производству, выпуску в обращение в России и ввозу из-за границы партиями допускаются лишь те средства измерений, которые прошли государственные испытания, утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и внесены в Государственный реестр средств измерений.