Широту ассортимента оценивают в результате сопоставления фактического количества групп товаров (видов, разновидностей), имеющихся в наличии с количеством групп товаров (видов, разновидностей), принятым за основу для сравнения. Обычно за базовую широту принимают такую широту ассортимента, которая по результатам исследования рынка наиболее полно удовлетворяет покупательский спрос.
Широту ассортимента характеризуют количественно коэффициентом, который рассчитывается как отношение фактического количества групп товаров (видов, разновидностей) анализируемого ассортимента к количеству групп товаров (видов, разновидностей), принятому за основу для сравнения (базовой широте).
Полнота ассортимента характеризуется количеством видов и разновидностей товаров однородной группы, удовлетворяющих одинаковые потребности.
Оценивают полноту ассортимента путем сопоставления фактической полноты с базовой.
Устойчивость (стабильность) ассортимента характеризуется количеством видов и разновидностей товаров постоянно находящихся в продаже в течение промежутка времени, определяемым покупательским спросом. Устойчивость ассортимента зависит как от покупательского спроса, так и от своевременного пополнения товарных запасов.
Об устойчивости ассортимента можно судить по коэффициенту устойчивости, который рассчитывается по следующей формуле:
Куст = (Рф1 + Рф2 + Рф3 + … + Рфn)/(Рн · n),где Рф1, Рф2, Рф3, … Рфn – фактическое количество разновидностей товаров, постоянно пользующихся покупательским спросом и постоянно находящихся в продаже на момент отдельных контрольных проверок в течение определенного промежутка времени;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное каким-либо условным нормативным документом, например соответствующим договором на поставку товаров в течение установленного промежутка времени, или некоторое условное количество видов или разновидностей товаров необходимое для удовлетворения спроса населения;
n – количество контрольных проверок.
Обновление ассортимента характеризуется появлением в ассортименте, за определенный промежуток времени, новых разновидностей товаров с более высокими потребительскими свойствами.
Обновление ассортимента обеспечивает способность набора товаров удовлетворять изменившиеся, более высокие потребности населения и является одним из направлений ассортиментной политики предприятия.
Степень обновления выражается долей (в процентах) новых изделий в том числе аналогичного назначения в общем перечне товаров, находящихся в продаже.
Изменение потребностей населения требует от торговых работников знаний промышленного ассортимента товаров, тенденций развития рынка, осуществления систематического анализа торгового ассортимента на предмет его соответствия структуре покупательского спроса и принятия необходимых мер по совершенствованию торгового ассортимента.
В связи с огромными потоками информации, во все сферы деятельности человека внедряются автоматизированные системы управления (АСУ), использующие ЭВМ и цифровые коды. В торговой практике для управления товарными потоками также широко используются коды, которые представляют собой совокупность знаков, принятых для условного обозначения товара. Процесс образования и присвоения кода товару называется кодированием товара.
Наиболее широко применяются следующие методы кодирования: регистрационный и классификационный.
Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. В данном случае кодом служат числа натурального ряда, которые обозначают конкретную разновидность товара и носят название артикулов. Иногда за объектами классификации с одинаковыми признаками закрепляются отдельные диапазоны (серии) чисел натурального ряда.
Регистрационный метод широко используется при штриховом кодировании.
Классификационный метод кодирования осуществляется также числами натурального ряда, но с учетом особенностей, обусловленных применяемыми методами классификации.
Классификационные методы кодирования, в свою очередь, подразделяются на последовательный и параллельный.
Последовательный метод кодирования представляет собой метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях. При этом в кодовом обозначении последовательно отражаются знаками идентификационные признаки объекта классификации (товара). Этот метод основан на иерархической классификации товаров.
При параллельном методе кодирования признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения. Он основан на фасетной классификации товаров.
3.2. Системы классификации и кодирования товаров
Единая совокупность методов и правил классификации и кодирования информации и ее результат составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
Основной целью ЕСКК ТЭИ является стандартизация информационного обеспечения процессов управления на основе средств вычислительной техники.
Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:
• создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
• упорядочение, унификация3, классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации по единым классификационным правилам;
• обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;
• обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
• обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
• гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификациями и стандартами.
В товароведении, стандартизации, сертификации и экспертизе товаров используют следующие классификаторы: Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) – ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
ОКП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации; он представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Для защиты кодов классификатора и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в код вводится контрольное число. Контрольное число проставляется после кода и рассчитывается по соответствующей методике.
В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.
На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй – подклассы (XX X000), на третьей – группы (XX XX00), на четвертой – подгруппы (XX XXX0) и на пятой – виды продукции (XX XXXX).
Коды 2–5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:
С целью отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции создаются отраслевые классификаторы продукции. При формировании отраслевого кода продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из Общероссийского классификатора продукции.
Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научноисследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.
ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др.
Он широко используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленноэкономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) – ОК 034-2007 построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) в целях формирования статистических данных о производстве и продаже отдельных видов товаров, работ и услуг и введен в действие с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г.
В ОКПД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2–9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
Для обеспечения соответствия кодовых обозначений ОКПД и КПЕС 2002 между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка. При наличии в ОКПД дополнительных по сравнению с КПЕС 2002 уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода. По аналогии с КПЕС 2002 в ОКПД включены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений.
В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т. е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, седьмой – девятый знаки кода имеют значение “0” (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, – седьмой и восьмой знаки кода имеют значение, отличное от “0” (ноля).
Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий.
Внешнеэкономическая система классификации и кодирования разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифностатистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в ТН ВЭД и является основой для регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая система классификации и кодирования систематизирует товары, которые являются предметом международной торговли.
ТН ВЭД России представляет собой номенклатуру продукции, включающую в себя товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам, субпозициям и подсубпозициям, а также основные правила интерпретации ТН ВЭД России.
В ТН ВЭД кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Эти шесть разрядов с прибавлением седьмого и восьмого формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для детализации товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества.
В десятизначном цифровом коде ТН ВЭД России, первые два знака обозначают группу; первые четыре знака – товарную позицию; первые шесть знаков – субпозицию, а все десять знаков – подсубпозицию.
Например:
Группа 92 ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ; ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Методика выполнения измерений – это совокупность правил, норм и требований к методу, средствам и условиям измерений, процедуре их выполнения и алгоритму вычислений, соблюдение которых гарантирует получение результата измерения с требуемой точностью.
2
Аккредитация – официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение соответствующих работ.
3
Унификация – деятельность по рациональному сокращению номенклатуры продукции, технико-экономической информации.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги