Статья 13.26 КоАП РФ
Часть 6. Производство по делу об административном правонарушении
О. М. Данилин
Иллюстратор О. М. Данилин
© О. М. Данилин, 2018
© О. М. Данилин, иллюстрации, 2018
ISBN 978-5-4490-6327-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Деятельность по отправлению правосудия находится в зависимости от множества факторов, среди которых уровень правовой регламентации такой деятельности не является единственным. Важное значение имеют также различные «технические» факторы, сопровождающие процесс. Организационные вопросы и вопросы процесса, как правило, тесно связаны. В числе одного из таких «технических» (на первый взгляд) направлений можно выделить организацию доставки судебных извещений1. УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ содержат ряд процессуальных норм, определяющих процессуальные сроки, связанные с рассмотрением дел и осуществлением судом каких-либо процессуальных действий. Несоблюдение этих норм влечет негативные юридические последствия, в том числе нарушение порядка и сроков рассмотрения дел в связи с нарушением порядка или сроков доставки судебных извещений2. К началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия суд должен располагать сведениями о получении участником процесса судебного акта3. Одним из безусловных оснований отмены судебных решений, выносимых судом в порядке рассмотрения гражданских, арбитражных, уголовных, административных дел, является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Среди объективных причин тому называет отсутствие надлежащего механизма извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства4.
Надлежащее извещение напрямую способствует соблюдению разумных сроков судебного рассмотрения и разрешения дел5. С явкой (неявкой) лица в суд может связываться самый широкий круг правовых последствий. В общем плане, можно заметить, что надлежащим извещением лица определяется сама возможность реализации процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей. Кроме того, надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, нарушает право человека на справедливое судебное разбирательство6. Процедура надлежащего извещения реализуется посредством уведомления участников процесса предусмотренными законом способами. Существует множество, установленных законом, способов извещения, в том числе, направление заказного письма. Основным недостатком такого способа извещения как направления письма, является нестабильность работы почтовой службы, непоследовательное, устаревшее нормативное регулирование доставки корреспонденции7. При таких условиях от действий (бездействия) организации почтовой связи может зависеть ход и результат процесса.
Федеральным законом от 28.06.2009 №124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» и КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушения правил оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений. В главу 13 КоАП РФ была включена ст. 13.26 «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений». Полномочиями по привлечению к административной ответственности, предусмотренной данной статьей, наделены должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (т. е. ФССП России).
Несмотря на то, что статья 13.26 введена в КоАП РФ еще в 2009 году, до настоящего времени, при производстве по делу, возникает множество вопросов. К тому же сложившаяся судебная практика по некоторым вопросам также не однозначна. Также в конце 2014 – начале 2015 года произошли некоторые изменения федеральных нормативных правовых актов и ведомственных актов ФГУП «Почта России», вносящие некоторые изменения в порядок оказания услуг почтовой связи по доставке (вручению) почтовых отправлений ФГУП «Почта России» разряда «Судебное» и сообщению отправителю о результатах их доставки (вручении).
Целью данной работы являлось обобщение сложившейся практики производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями условий оказания услуг почтовой связи, в том числе сложившейся судебной практики, выработка единого подхода в квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ и порядка осуществления должностными лицами ФССП России производства по делам о данном административном правонарушении. При этом все изложенное в данной работе положения не являются рекомендуемой к применению на практике позицией ФССП России или какого-либо оператора почтовой связи.
Все изложенное в данной книге не является официальной позицией ФССП России, либо какого-то оператора почтовой связи, а является мнением автора, сложившимся на основе проведенного анализа действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы оказания услуг почтовой связи, процессуального законодательства РФ, актов операторов почтовой связи, практики территориальных органов ФССП России и более 2700 судебных актов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 13.26, 14.1 КоАП РФ и гражданским делам, связанным с нарушением условий оказания услуг почтовой связи, за период 2010 – 2017 г.г.
В I части изложены понятия судебного извещения и почтового отправления, изложены основные положения организации почтовой связи, производственного процесса оказания услуг почтовой связи по пересылке, доставке (вручению) судебных извещений и сообщению отправителю о результатах их доставки (вручении), рассмотрена ответственность за нарушения, допускаемые оператором почтовой связи при оказании услуг почтовой связи и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ.
Во II части рассмотрено нарушение правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков доставки (вручения) судебных извещений, причины его совершения, изложен порядок его установления и доказывания.
В III и IV частях рассмотрены нарушения правил оказания услуг почтовой связи в отношении порядка доставки (вручения) судебных извещений, причины их совершения, изложен порядок их установления и доказывания.
В V части рассмотрены случаи несвоевременного сообщения суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату, причины их допущения, изложены порядок их установления и доказывания.
В VI части изложен порядок осуществления производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, рассмотрены действия должностных лиц ФССП России при выявлении признаков данного правонарушения, порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, порядок рассмотрения жалоб на постановления (определения) вынесенные по делу.
Во всех частях подробно рассмотрены большинство спорных вопросов и наиболее тщательно изучены ситуации, которые часто вызывают затруднения при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ.
Хотелось бы выразить огромную благодарность за оказанное содействие при подготовке материалов Блахонову И. Л., Егорову А. В., Лазареву Н. А., Савельеву В. Н., Ярмушеву А. В. и многим другим действующим и бывшим сотрудникам УФССП России по Ульяновской области.
Ну и конечно, отдельное спасибо супруге Наталье и сыну Саше за их терпение и понимание.
О. М. Данилин, г. Ульяновск, 26 марта 2018 г.
24. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ И НЕСВОЕВРЕМЕННОСТИ СООБЩЕНИЯ СУДУ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДОСТАВКИ (ВРУЧЕНИЯ) СУДЕБНОГО ИЗВЕЩЕНИЯ
§24.1. Способы и порядок выявления нарушений сроков и порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, а также несвоевременности сообщения суду о доставке (вручении) или невозможности доставки (вручения) судебного извещения адресату
§24.1.1. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
Производство по делу начинается с получения информации о совершенном правонарушении, которая в законе именуется поводами к возбуждению дела об административном правонарушении8. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, указанных ниже, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения9. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются10:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (т.е. судебным приставом по ОУПДС), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов (в том числе – судов), органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Достаточными данными, указывающими на наличие административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, являются любые сведения о том, что оператором почтовой связи при оказании им услуги почтовой связи по пересылке и доставке (вручении) ПО с судебным извещением допущены нарушения законодательства о почтовой связи и процессуального законодательства в виде нарушения сроков или порядка доставки (вручения) адресату ПО с судебным извещением или допущено несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.
Применительно к нарушению оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременному сообщению суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату эти поводы можно конкретизировать следующим образом:
1. Непосредственное обнаружение:
– при установлении причин неявки лица, подвергаемого приводу в суд (при осуществлении судебным приставом по ОУПДС привода лица, уклоняющегося от добровольной явки в суд);
– при проверке входящей корреспонденции в суде (в случаи имеющейся договоренности с судом о проведении судебными приставами по ОУПДС такой проверки);
– при проверке входящей корреспонденции в территориальном органе или структурном подразделении ФССП России (при приеме и обработке должностным лицом ФССП России корреспонденции, поступившей из судов);
– отслеживание ПО по спискам исходящей из суда и входящей в суд корреспонденции;
– проверка явки лиц, вызванных в суд посредством направления им судебных извещений.
2. Поступление из суда или из других государственных органов материалов, содержащих данные указывающие на наличие события административного правонарушения:
– при поступлении материалов из суда, от судьи;
– при поступлении материалов из других государственных органов (например, из органов внутренних дел, налоговых органов и др.).
3. Сообщения и заявления:
– при сообщении участником судебного процесса суду фактов нарушения его извещения (в ходе обеспечения судебным приставом по ОУПДС порядка судебного заседания);
– устное или письменное сообщение, заявление участника процесса и любого другого гражданина (представителя юридического лица) обратившегося к судебному приставу по ОУПДС;
– письменное сообщение или заявление физических и юридических лиц, поступившее в структурное подразделение ФССП России.
Производство по делам об административных правонарушениях может возбуждаться и осуществляться в случае отсутствия заявления потерпевшего и даже вопреки его воле11.
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях12 по ст. 13.26 КоАП РФ т.е. должностными лицами ФССП России (см. §26.2).
О нарушении оператором почтовой связи правил доставки судебного извещения судебные приставы могут быть извещены только в случаях исполнения судебного постановления о приводе, и непосредственно лицами, в отношении которых осуществлен привод, в остальных случаях – работниками суда, ответственными за делопроизводство, секретарями судебных заседаний и непосредственно судьями13, поэтому основная нагрузка по выявлению и пресечению правонарушений по ст. 13.26 КоАП РФ ложится на судебных приставов по ОУПДС, хотя дела данной категории вправе выявлять старшие судебные приставы, судебные приставы-исполнители и иные должностные лица УФССП России, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении14.
Для каждого из этих случаев существует свой примерный алгоритм действий судебного пристава по ОУПДС при производстве по делу об административном правонарушении.
§24.1.2. Выявление признаков правонарушения при осуществлении привода в суд
Выявление административных правонарушений судебными приставами по ОУПДС при осуществлении принудительных приводов производится в порядке указанном в письме ФССП России от 30.04.2010 №12/04-8532-АП «О действиях судебных приставов по ОУПДС при обнаружении признаков административных правонарушений» и Методических рекомендациях о порядке применения статьи 13.26 КоАП РФ, утв. ФССП России от 12.04.2011 №04—4 (письмо ФССП России от 26.04.2011 №12-04-9641-ВВ «О методических рекомендациях о порядке применения ст. 13.26 КоАП РФ»).
Явка участников судебного заседания в суд обеспечивается путем направления им судебных извещений (повесток, определений и иных процессуальных документов). Причиной неявки участника судебного заседания может быть, как отказ лица в добровольном порядке явится по судебному извещению в суд, так и не получение (несвоевременное получение) им судебного извещения в связи с нарушением оператором почтовой связи доставки судебного извещения. В случае неявки в судебное заседание без уважительной причины вызываемого лица, суд (судья) может вынести постановление о его приводе в суд.
При исполнении постановлений о приводе судебными приставами по ОУПДС необходимо выяснять причины неявки лиц по судебным извещениям. От причины неявки, заявленной доставляемым лицом, зависят дальнейшие действия судебного пристава по ОУПДС по проверке на наличие фактов правонарушения15.
Если будет установлено, что лицо, в отношении которого осуществляется привод, не явилось в добровольном порядке в суд по причине не желания являться в суд или по иным причинам независящим от него, но при этом он был уведомлен судебным извещением надлежащим образом, вынесшему постановление о приводе судье (председательствующему) направляется Сообщение о причинах неявки в суд лица, подлежащего приводу16. В данном случае данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, не имеется.
Если в ходе проверки будет установлено, что лицо, в отношении которого осуществляется привод, не явилось в суд по причине неполучения (несвоевременного получения) им судебного извещения, вынесшему постановление о приводе судье (председательствующему) направляется Сообщение о неполучении судебного извещения лицом, подлежащего приводу17 (рис. 24.1).
В случае если лицо заявляет о не поступлении судебного извещения, проводится дополнительная проверка, которая включает получение копий документов о направлении судебного извещения из суда, объяснений работников суда, ответственных за передачу оператору почтовой связи судебного извещения, объяснений должностных лиц оператора почтовой связи, ответственных за доставку конкретного судебного извещения, о причинах неполучения лицом почтового отправления разряда «Судебное».
Примерный порядок действия, проводимых судебными приставами по ОУПДС в ходе осуществления привода, направленные на выявление административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ:
1. Установив со слов лица, подвергаемое приводу, что оно не явилось в суд по причине неполучения или несвоевременного получения им судебного извещения.
2. Отобрать письменное объяснение от доставляемого лица, сообщившего о факте неполучения или неполучения им судебного извещения, а также иных возможно известных ему нарушениях порядка, сроков доставки (вручения) ПО.
Уточнить у доставляемого лица имеется ли у него абонементный ящик в объекте почтовой связи или почтовая корреспонденция поступает ему по адресу его нахождения.
3. В случае если лицо, подвергаемому приводу, заявит о том, что ПО с судебным извещением ему не доставлялось, предложить ему осмотреть в присутствии судебных приставов почтовый абонентский ящик по его адресу на предмет возможного нахождения в нем почтовый извещений (первичных, вторичных).
Самостоятельно вскрывать абонементные ящики в объектах почтовой связи и почтовые абонентские ящики по месту нахождения адресата и изымать из них почтовую корреспонденцию запрещено!
Также, следует обратить внимание на состояние почтового абонентского ящика, обеспечивает ли его состояние возможность получения адресатом ПО и почтовых извещений, оставленных в нем). При нахождении в почтовом абонентском ящике почтовых извещений или ПО с судебными извещениями попросить адресата их оттуда забрать, сделать с них копии. В случае необходимости сфотографировать сам почтовый абонентский ящик и почтовые извещения или ПО с судебными извещениями, находящиеся в нем.
4. В случае если лицу, подвергаемому приводу, ПО с судебным извещением было доставлено и вручено, но несвоевременно, и конверт ПО находится у него, сделать копии конверта ПО и судебного извещения, находящегося в данном ПО.
5. Составляется и направляется судье, вынесшему постановление о приводе, Сообщение о неполучении судебного извещения лицом, подлежащего приводу.
6. Уточняют у помощника судьи, вынесшего постановление или секретаря, было ли лицо, подлежащее приводу, надлежащим образом уведомлено о назначенном заседании. Имеется ли в деле уведомление о вручении ПО с судебным извещением с отметкой о вручении или иные сведения о доставке (вручении) ему судебного извещения.
7. Направить старшему судебному приставу копию Сообщения о неполучении судебного извещения лицом, подлежащим приводу, с приложением имеющихся материалов (например, объяснение свидетеля (лица подвергнутого приводу) и др.).
8. Старший судебный пристав, получив копию Сообщения о неполучении судебного извещения лицом, подлежащим приводу, и материалы поручает проведение дальнейшей проверки кому-либо из своих подчиненных, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении.
§24.1.3. Проверка входящей корреспонденции в судах.
По предварительному согласованию с руководством суда судебный пристав по ОУПДС может просматривать входящую корреспонденцию в канцелярии суда на предмет выявления фактов нарушения сроков и порядка доставки (вручения) судебного извещения и своевременности сообщения суду о результатах доставки (вручения) ПО с судебными извещениями. Данная проверка входящей корреспонденции является одним из способов непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (т.е. судебным приставом по ОУПДС), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и являться надлежащим поводом к возбуждению дела об административном правонарушении18.
Рис. 24.1. Сообщение о неполучении судебного извещения.
Данный способ непосредственного выявления является наиболее эффективным и позволяющим выявить более широкий круг нарушения оказания услуги почтовой связи.
Судебным приставом по ОУПДС в суде, с установленной руководством суда периодичностью (в оптимальном варианте – сразу же после доставки почтовым работником корреспонденции в суд или сразу же после доставки курьером суда из объекта почтовой связи (в случае получения корреспонденции в объекте почтовой связи)), проверяется входящая корреспонденция, а именно:
– возвращенные неврученные ПО;
– поступившие уведомления о вручении.
Рассмотрим порядок проверки входящей корреспонденции на примере проверки возвращенных ПО ФГУП «Почта России» и поступивших в суд уведомлений о вручении ПО ФГУП «Почта России».
Порядок изучения поступивших в суд возвращенных неврученных ПО и уведомлений о вручении для предварительного установления наличия нарушений рассмотрен в §24.2, 24.3.
Т.к. в большинстве случаев ПО с судебным извещением направляются с простыми уведомлениями, то доказывание даты доставки уведомления в суд в дальнейшем может вызывать сложность т.к. данная дата (как и в случае доставки и вручения простого ПО) ни где не фиксируется. Поэтому при наличии подозрений в несвоевременности извещения суда о доставке (вручении) судебного извещения, чтобы зафиксировать дату доставки в суд простого уведомления о вручении, необходимо совместно с работником канцелярии суда составить какой-либо акт о выявлении нарушения, либо опросить работников канцелярии, принимающих корреспонденцию и почтового работника ее доставившего.
Дальнейший примерный порядок действий судебного пристава по ОУПДС следующий:
1. Сделать копию конверта, возвращенного ПО или уведомления, а также копию накладной, в сопровождении которой ПО поступило в суд.
2. Направить старшему судебному приставу служебную записку о выявлении признаков правонарушения, или акт об обнаружении правонарушения, с приложением имеющихся материалов.
3. Старший судебный пристав, получив служебную записку (акт) и материалы, поручает кому-либо из своих подчиненных, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, проведение дальнейшей проверки.
Все вышеуказанные выявленные предполагаемые нарушения подтверждаются или опровергаются в ходе дальнейшей, уже более тщательной проверки.
Рис. 24.2. Образец Акта об обнаружении правонарушения.
§24.1.4. Проверка входящей корреспонденции в территориальном органе или структурном подразделении ФССП России.
В территориальном органе или структурном подразделении ФССП России работниками ответственными за делопроизводства может осуществляться проверка входящей письменной корреспонденции. Проверке подлежат поступающие на адрес территориальном органе или структурном подразделении ФССП России ПО, отправителем которых, являются суды.
При проведении проверки поступающих в территориальный орган или структурное подразделение ФССП России ПО направленных судами, для предварительного установления наличия нарушений, проводятся мероприятия по установлению возможного наличия нарушения порядка вручения, срока пересылки ПО в ОПС адресата и частоты доставки ПО адресату в порядке, рассмотренном в §24.2, 24.3.
Дальнейший примерный порядок действий работника делопроизводства следующий:
1. Сделать копию конверта ПО, а также копию накладной, в сопровождении которой ПО поступило в территориальный орган или структурное подразделение ФССП России.
2. Направить своему непосредственному начальнику отдела аппарата территориального органа (старшему судебному приставу структурного подразделения) служебную записку о выявлении признаков правонарушения с приложением имеющихся материалов.
3. Начальнику отдела делопроизводства аппарата управления территориального органа направляет служебную записку вышестоящему руководству о направлении материалов начальнику отдела организации дознания аппаратов управления территориального органа либо по территориальности старшему судебному приставу, имеющего в штате подчиненных, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, проведение дальнейшей проверки.
Старший судебный пристав, получив служебную записку и материалы, поручает кому-либо из своих подчиненных, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, проведение дальнейшей проверки.
Рис. 24.3. Образец служебной записки о выявлении признаков правонарушения.