Книга Молитва - читать онлайн бесплатно, автор Раимов Мади. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Молитва
Молитва
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Молитва

Он был прагматиком в полном смысле слова и умел, если возникала необходимость, спрятать поглубже свои амбиции и эмоции. Как и прежде, каждого купца он звал по имени-отчеству и первым протягивал обе руки, приветствуя «друга и брата». И это неудивительно: ведь более половины статей доходов городского бюджета покрывала Татарская слободка.

После встречи начальника уезда со старейшинами, когда, как говорится, были расставлены все точки над «i» и прояснилось, кто же в городе настоящий хозяин, дела со строительством мечети резко пошли в гору.

Среди мусульманского населения города, да и не только мусульманского, давно ходила притча о некоем богатом оренбургском купце Махмутбае Ибрагимове, который по пути в Ташкент заехал по делам к своему знакомому, тоже купцу, Шахбулатбаю Джабарову, жителю Татарской слободки. Поговорив о текущих делах, гость и хозяин коснулись темы строительства мечети в Актюбинске. Как раз в это время по городу ходили слухи о более или менее крупных благотворительных взносах, назывались фамилии известных и уважаемых в городе людей, пожертвовавших определённые суммы на благое начинание. В соседнем Оренбурге в это время уже действовало восемь мечетей. Участники разговора сетовали на трудные времена, ведь 1901 год был голодным, неурожайным, но никто из них не сомневался, что мечеть обязательно будет построена.

Гость в разговоре почти не участвовал, но в конце беседы достал пачку денег и вручил её хозяину, добавив при этом:

«Я тоже хочу сделать свой взнос на благое дело».

Этот случай не так давно стал достоянием городской общественности, благодаря старожилу города, уважаемому аксакалу Арыстану-ата, который со слов родителей и старших современников поведал о тех далёких временах, о людях той эпохи, об их благовидных делах.

Взнос купца Ибрагимова попал на уже подготовленную актюбинскими мусульманами почву и очень скоро принёс свои плоды.

Летом 1901 года был заложен фундамент под двухэтажное здание главного корпуса мечети. Однако всё происходило не так легко и просто, как нам сегодня кажется. Рабочие чертежи проекта будущего здания составлялись по памяти и рассказам бывалых людей, повидавших свет и имевших жизненный опыт.

По их рассказам выходило, что надо строить целый комплекс, и всё, что в этом списке числилось – всё было необходимо, начиная с привязи и заканчивая гостиницей и колодцем.

Возникали проблемы, связанные с недостатком профессиональных строителей, которых среди мусульман пока было мало. Но, как говорится, желание, упорство и труд всё перетрут. Терпели. Учились. Ошибались. Но дело понемногу продвигалось.

Как единодушно решили старейшины города, место для строительства мечети было определено у подножия восточной стороны Большого холма ниже слободки и в сорока шагах выше родникового озерца, из которого круглый год бежал ручей. Замерзало озерцо только в очень холодные зимы. Ходили даже слухи, что вода в нём едва ли не лечебная. Но это были только разговоры, хотя… Когда кто-то направлялся за водой на Барбет, это могло означать, что в доме кто-то болен. Но вода, действительно, была очень вкусной. Кстати, слободку часто называли Барбетом по фамилии одного из старост этого района – Г. Барбетова.

Благодаря пожертвованиям мусульман не только города, но и всего уезда, летом 1901 года удалось заложить фундамент главного корпуса и сделать общую планировку всего комплекса, способного принять сразу несколько десятков человек. Однако во второй половине лета из-за отсутствия средств строительство приостановилось. Давал о себе знать неурожайный год. Нещадно палило солнце, и все прекрасно понимали, что ждёт горожан зимой. Однако находились энтузиасты, которые не успокаивались и мечтали побыстрее осуществить постройку мечети, несмотря ни на что.

Один из таких неравнодушных людей, татарин Ибрагим, жалуясь своему родственнику из Хобдинской волости, как-то сказал: «Душа моя плачет оттого, что строительство мечети прекратилось». Использовав все свои родственные, дружеские и прочие связи и возможности, он бросил клич о помощи среди состоятельных мусульман рода Табын, и люди откликнулись. В короткое время было собрано большое стадо бычков, не считая денежных взносов, и строительство продолжилось. Совершенно неожиданно для организаторов работы возведение мечети превратилось в своеобразную народную стройку, в которой приняли участие сотни мусульман. Все понимали, что уездному центру мечеть необходима в качестве центра объединения и духовного сближения как городских, так и проживающих в сельской местности мусульман. И чем быстрее такой центр будет создан, тем лучше.

По негласному призыву и с согласия всего населения каждый, кто приезжал по делам в город, был обязан доставить к месту строительства стеновой материал. Надо сказать, что официальная стоимость доставки в город одного куба строительного камня составляла тогда 20—25 рублей (пуд проса стоил 30 копеек), что естественно, было не каждому по плечу, да и по карману тоже. Однако приток строительного камня превзошёл все ожидания. В предбазарные и предъярмарочные дни перед стройплощадкой часто скапливалась очередь на разгрузку стройматериала.

Таким образом, благодаря всеобщим усилиям, летом 1903 года сооружение главного корпуса было закончено и начались отделочные работы. Впервые на актюбинской земле был апробирован и получил подтверждение метод народной стройки, цементирующим звеном которого стала солидарность мусульман всех социальных слоёв.

В построенный комплекс вошли: само помещение мечети, гостиница для приезжих из сельской местности, колодец, обложенный камнем, навесы, жилой дом для служителей мечети, дом для муэдзина, привязи для скота и летняя площадка для совершения намаза. Доставленного камня с избытком хватило и для сооружения каменной изгороди, огораживающей двор, высотой четыре и толщиной один аршин с четырьмя угловыми башенками. Спустя годы, в начале Великой Отечественной войны, в связи с появлением в городе эвакуированных с запада страны предприятий, эта стена и некоторые другие сооружения были разобраны и использованы для строительства цехов «Рентгензавода» и «Сельмаша».

Во время строительства мечети нашлись добрые люди, которые обложили камнем родниковое озерцо, превратив его в своеобразную достопримечательность города, возле которого можно было посидеть, подумать о вечности, полюбоваться красотой зелёного пейзажа, опоясывавшего тогда всё подножие обоих холмов. Выше, в районе элеватора (гортопа), было озеро побольше, в котором ещё в середине 20-х годов мальчишки ловили карасей. В летние жаркие дни из озерца, что возле мечети, ребята брали воду и продавали (по одной копейке «от пуза») на ярмарке (базаре), которая находилась рядом, между нынешним акиматом и поликлиникой.

Чистая и прозрачная барбетовская вода в особой рекламе не нуждалась. Но в годы гражданской войны и белые, и красные, и другие вояки, проезжавшие через город, превратили озерцо в массовый водопой, что полностью уничтожило зелёный пояс вокруг него, разрушило экологию чудесного прежде места.

Летом 1921 года вода из-подхолмов «ушла» полностью, чему способствовала и небывалая жара, случившаяся в тот год. Исчез родник и под кручей. А потом исчез и весь родниковый пояс от гортопа-элеватора до самого Илека. В радиусе нескольких километров вокруг мечети сменилось несколько поколений жителей, появились новые постройки и дома, а на вершине Большого холма, вокруг которого в начале столетия так кипели страсти, соорудили чудо ХХ-го века – телевышку. Но, как и столетие назад, гордо подняв купол с полумесяцем на вершине, стоит рукотворная святыня, продолжая служить людям.

Очнувшись от воспоминаний, Талгат оглянулся, заметив, что мечеть сегодня переполнена верующими. Ранее в мечети официально объявили, что ночь предопределения (по-казахски «қадыр түнi») будет 27-го числа месяца Рамадан, согласно сообщениям некоторых сподвижников Пророка (Мир Ему!), видевших сны, указывающие на 27-ую ночь. Согласно единодушному мнению ученых-богословов, в теологии сон простого человека не является доводом. Указаний точной даты не было ни в Коране, ни сам Пророк (Мир Ему!) никогда и нигде не указывал её. Но люди хотят знать, когда именно можно прийти за всепрощением и милостью. Действительно, Аллах пообещал прощать людей в эту могущественную ночь. В суре «Али-Имран» Он сказал: «Воистину, милость находится в Руке Аллаха. Он дарует её кому пожелает. Воистину, Аллах – милосердный, знающий. Он избирает для своей милости кого пожелает, Аллах обладает великой милостью».

Марат подвел Талгата к группе молодых парней, сидевших на ковре полукругом. Это были внешне вполне современные ребята, студенты, учившиеся на последних курсах вузов города.

– Познакомься, это Ануар и Самат.

– Очень приятно. Я не ожидал здесь увидеть столько людей, – смущенно улыбаясь, сказал Талгат.

– Нас Марат пригласил, обещал познакомить с братьями по вере. Мы с Саматом интересуемся исламом, вот хотели сегодня посидеть в мечети, пообщаться, – ответил Ануар.

– Нам сказали, что если загадать сегодня желание, то оно обязательно сбудется. Это правда? – продолжил разговор Самат.

– А если оно не сбудется, вы не придёте сюда больше? – спросил Талгат, наблюдая за ответной реакцией новых знакомых.

Но тут Талгата перебил Ануар:

– Я хочу читать намаз, но только опасаюсь ходить с бородой. Даже не могу себе этого представить. Во-первых, наверняка, мой отец будет категорически против этого. А во-вторых, борода мне вообще не идёт. Мне кажется, что с ней я буду выглядеть как старик. А родственники меня вообще не поймут.

– Если бы ты был уверен, что тебе всё это совсем не нужно, то вообще не задавал бы таких вопросов. Те проблемные моменты, которые ты для себя уже выделил – решаемы. Аллах может так повернуть всё в одночасье, что проблемы просто исчезнут, словно их и не было. Главное – это твоё личное желание, твоё собственное решение. И в этом никто тебе не может навязать своего мнения, но и запретить никто не имеет права, – ответил ему Талгат.

– Когда я сюда шёл, то был уверен, что мне что-то будут навязывать. В таком случае я бы немедленно ушёл, – признался Ануар.

– Я понимаю ход твоих мыслей. Может, где-то такое и происходит, но невозможно заставить человека полюбить Бога.

Ануару было интересно беседовать с Талгатом. У него было ещё много вопросов, но Самат очень хотел вернуться домой и попросил Ануара:

– У меня уже глаза закрываются, поехали домой.

– Как в клубах ночами время проводить, так у тебя глаза не закрываются. А тут в первый раз в жизни пришли в мечеть, да ещё в особую ночь, и ты не можешь посидеть. Подожди немного, – жестко ответил другу Ануар. Ему хотелось побыть подольше рядом с новым знакомым, узнать побольше нового для себя в столь интересной, но малоизвестной ему прежде области.

– А почему Афганистан такой отсталый? Почему там такая бедность и всегда идёт война, – неожиданно спросил он.

– Знаешь, с тех пор, как стал читать намаз, я заметил, что отовсюду слышится только критика в адрес ислама и мусульман. А как можно критиковать религию? Кто взял на себя такое право? И знаешь, чем больше я слышал критику ислама, тем сильнее становилось желание изучать его. Сейчас мы не знаем ответов на многие политические вопросы. У нас просто нет знаний об этом. Мы даже не знаем, что на самом деле происходит там, где идет война. Своей пропагандой против ислама они оскорбляют мои чувства. Я молюсь своему Господу, а кто они – те, кто смеет критиковать нашу веру? – с жаром говорил Талгат.

– Я стану молиться и, как правоверный мусульманин, приведу свои мысли и чувства в порядок. Не знаю, что меня ждёт, но я хочу быть верующим, – твердо ответил Ануар, за разговором не заметив, как пролетело время и уже наступил рассвет.

– До встречи! – прощаясь с ребятами, сказал Талгат. На улице было уже светло.

16

Абдулла пригласил к себе на ифтар многих мусульман из актюбинского джамаата. Талгат и Нурлан приехали вместе со своим отцом. По окончании вечерней трапезы братья-мусульмане рассказывали друг другу хадисы и читали аяты из Корана. Немного затронули политику, говорили о мусульманах, о характере и поведении мужчин Запада, о новых мировых научных открытиях и даже о клонировании.

Половину приглашённых братьев Талгат видел впервые. Ему очень понравились рассуждения одного из новоприбывших, брата по имени Мурат. Он говорил быстро, видимо, ему очень хотелось многим поделиться с мусульманами, так как он был начитан и много знал. Талгату захотелось познакомиться с ним поближе.

Нурлан же предложил Талгату пересказать собравшимся несколько лекций о Таухиде, которые они слышали от устаза Валида. Это были лекции на основе работы Ат-Тахави «Вероубеждениеахлюс-сунна уаль-джамаат».

– Устаз Валид давал очень хорошие лекции по Таухиду.

Таухид составляют три части: Таухид – рубубия, Таухид – улюхия и Таухид – асмауассифат. Таухид – рабубия подразумевает веру в Единого Бога, как в Творца этого мира. Она заложена в каждом человеке. Инстинкты же есть в каждом человеке и животном, они заложены Самим Аллахом. Новорождённый малыш уже знает, как высасывать молоко. Он может вам улыбаться. Этому он научен Аллахом. Или, например, черепашки, которые, вылупляясь из яиц, уже знают, что надо бежать к воде, чтобы выжить. Вера в Творца этого мира существовала всегда.

Даже арабы-язычники до Ислама говорили, что небеса и землю создал Аллах. Таухид – улюхия подразумевает признание того, что единственно достойным поклонения является только Творец этого мира. Причём, арабское слово «ибадат» (поклонение) имеет широкий смысл. Это не только поклоны во время молитв, но и вся твоя жизнь, посвящённая Богу. Фактически, это шахада «ля иляхаиляллах (уамухаммадунрасулюллах)», то есть, нет божества, кроме Бога, достойного «ибадата». С этим знанием приходили абсолютно все пророки и посланники Аллаха. И третье – это Таухидасма – уассифат. Имена и атрибуты Аллаха. Вот это третье я хотел бы поглубже изучить, – так начал пересказ лекции Талгат.

– А третьего нам не надо, – ответил ему Нурлан.

– Как это не надо? С первыми двумя пунктами мне всё ясно, а вот о третьем я пока не знаю, – с недоумением произнёс Талгат.

– Так сказал устаз Валид. Он указал, что знания двух первых пунктов нам достаточно.

Талгат промолчал, но подумал: «Ещё одна закрытая дверь. Но кто её закрыл?»

– Ещё одним очень важным положением является то, что для нас основным источником разъяснений Корана является Сунна пророка, именно сунна может иметь основания отменять (насх) аяты Корана, – добавил Нурлан.

17

В один из дней Ануар позвонил Талгату, в голосе его звучали обида и досада.

– Отец сказал мне: «Ты только что окончил университет с отличием. Я думал, что ты будешь современным молодым человеком, дипломированным специалистом, как все твои сверстники, учившиеся вместе с тобой. А ты, как средневековый фанатик, напялил на себя эти несуразные тряпки, небритый, отрастил эту козлиную бороду. Ходишь, одним словом, как бомж. Давай я лучше куплю тебе сейчас путёвку на море – поедешь, развеешься и отдохнёшь, станешь таким же, как все нормальные люди». Я сказал, что не буду менять свой облик, так же, как и образ мыслей. На что он ответил, что не хочет меня больше видеть в таком одеянии. Я ушёл. Но куда теперь идти, не знаю.

– Приходи ко мне, брат, – сказал Талгат.

Около недели Ануар жил в доме Талгата.

Поняв, что Ануар очень добропорядочный мусульманин и хороший друг, Нурлан задумал план и решил осуществить его сразу. Найти ему достойную девушку, добропорядочную мусульманку – вот что он решил. Вскоре такая девушка нашлась в их джамаате. Амина приехала в Актобе из Атырау, здесь она училась в колледже. Она понравилась Ануару, и вскоре они поженились.

18

В последнее время Талгат всё свободное время проводил за чтением книг и газет. Он хотел получить больше знаний и, кроме того, стал интересоваться политикой. Американские войска вот уже почти десять лет, как оккупировали Ирак, практически его уничтожив и причинив боль мусульманам всего мира.

В Афганистане люди терпят голод и бедствия, а теперь война идёт уже в Сирии. События в мире разворачивались с такой скоростью, что учёные-богословы не успевали даже выносить новые фетвы на вновь возникающие события и проблемы мусульман. Но ни те книги, которые были у Талгата, ни те люди, которые тогда окружали его, не могли дать ответы на вопросы, волновавшие его.

С каждым днём правоверных в Актобе становилось всё больше и больше. Это были в основном приезжие мусульмане из разных городов Казахстана. Но увеличение количества верующих привело к расколу в джамаате. Делились мусульмане по так называемой «акиде». А далёкие от религии люди называли верующих общим словом «ваххабиты». Формально мусульмане поделились на «салафитов» и «братьев-мусульман». Талгату ужасно не хотелось быть в какой-то группировке и как-то называть себя. Ему не с кем и нечего было делить. Он не учился у арабов, а самостоятельно читал книги, стремясь узнать как можно больше об исламе и его месте в современной жизни. Он пытался анализировать ситуацию, происходящую во всём мире, и уразумел одно: мусульмане были принесены в жертву в Большой игре политиков.

Обстановка в Казахстане в последнее время была спокойной, словно Казахстан находился в другом полушарии, нежели другие исламские страны. Мусульмане женились, заводили детей, работали, собирались в мечети.

В то время выходил журнал об исламе на казахском и русском языках. Отец Талгата ежемесячно покупал его. В одном из номеров этого журнала Талгат прочитал интересную статью-фетву одного учёного, специалиста по исламу. Внизу была ссылка на его сайт.

Талгат решил встретиться с Муратом, чтобы обсудить статью и вместе с ним посмотреть тот сайт.

– Я раньше ходил на хорошие курсы английского языка. Вот я журнал принёс, посмотри, здесь ссылка есть на сайт этого ученого. Хочу посетить этот сайт. Тебе, может, тоже интересно посмотреть? – Да, конечно, давай сейчас зайдём на него… Смотри, вот он, этот сайт – «Вопросы и ответы об Исламе», выходит на семи языках. Есть и на английском. Давай я тебе помогу перевести.

– Джазак Аллаху хойрон.

Пришла младшая сестра Мурата Фатнин. Она тоже читала намаз и носила хиджаб. Брат и сестра читали намаз с юных лет, а в Актобе переехали из Шымкента. Оба с отличием окончили школу и сейчас также успешно учились в университете, хорошо знали иностранные языки.

Талгату нравилось общаться с ними, каждый раз узнавать что-то, прежде ему неизвестное. Информационные технологии полностью изменили мир. Кажется, что жизнь меняется ежечасно и ежеминутно. Современному человеку нужно уметь пользоваться научными достижениями человечества, а брат с сестрой прекрасно разбирались в новых технологиях.

Мурат и Фатнин были глубоко верующими и одновременно очень современными, всесторонне развитыми, хорошо образованными молодыми людьми. Свободно говорили по-английски, и вместе с тем в совершенстве знали и свой родной казахский язык. Талгату импонировали их вежливость и воспитанность. Эти ребята были такими начитанными, обладали глубокими знаниями в разных сферах. Благодаря знакомству и близкому общению с ними, Талгат тоже становился всё эрудированней, и его врожденный пытливый ум помогал ему быстрее добиваться больших успехов.

19

Тишину дома однажды поздним вечером прервал звонок телефона. Нурлан взял трубку и с кем-то недолго разговаривал.

– А кто звонил? – встревожено спросил Талгат.

– Это устаз Валид из Тараза. Он говорит, что его устаз, араб из Саудовской Аравии, очень хороший и знающий человек, хочет жениться на русской мусульманке, чтобы она в дальнейшем переводила его труды на русский язык. Я сразу почему-то подумал о сестре Абдуллы. Теперь мне надо как-то об этом сказать ему. Может, им нужно просто обменяться адресами электронной почты?

Вскоре, через пару месяцев после этих событий, Софья, сестра Абдуллы, вышла замуж за устаза-араба, а через несколько месяцев уехала с ним в Саудовскую Аравию. А следом за ними поехал и её брат. Талгату теперь очень не хватало Абдуллы, его разумных суждений и взвешенных советов. Он часто вспоминал о тех счастливых днях, когда начинал учить первые буквы арабского алфавита, когда под руководством своего молодого учителя впервые стал читать Коран, заучивать суры, дуа, изучать этику мусульманина.

Но жизнь продолжается, и вскоре грусть развеялась, а вместо неё пришла радость. Жулдыз родила дочку, и нарекли её именем Медина.

Тем временем интернет кардинально изменил жизнь Талгата. Он часами сидел на сайте саудовского учёного. Его мучила жажда знаний. Он хотел всё понять, сопоставить и прийти к ясному и верному пониманию. Но мозаика никак не складывалась в его голове в виде цельной картины. Не хватало каких-то частей. Он ловил себя на мысли, что уже давно покорно кивает головой, словно соглашаясь со всем, что слышит и читает, но сердце всё не успокаивается. Не получалось ясной отчётливой картины происходящего вокруг. И всё никак не мог он достичь того сладостного ощущения веры, о котором когда-то говорил Исмаил. Талгат видел противоречия, которые дробили мусульманский мир на мелкие части. И всё же он решил продолжать терпеливо изучать ислам на сайте учёного саудита.

Брат его, напротив, горел желанием получить исламские знания не виртуально, а в учебном заведении под руководством духовных наставников, но в Актобе получить такое образование было невозможно. Для этого нужно было выехать в одну из мусульманских стран. К тому времени его маленькой дочурке Медине уже исполнился один годик. Нурлан посоветовался с Жулдыз:

– Я уже три года жду ответа из университета в Саудовской Аравии с тех пор, как подал туда документы. Может, поедем в Египет? Походим на курсы арабского языка.

– Согласна, – тут же с радостью поддержала супруга Жулдыз.

В это время пришёл к Нурлану взволнованный Бауыржан. Уже с порога он начал говорить:

– Я видел сегодня сон, как мы с тобой совершали тауаф вокруг Каабы, а в моей корзине было семь яиц. Значит, мы поедем туда обязательно, ИншаАллах.

– Не знаю, стоит ли надеяться. Уже три года прошло с тех пор, как я подал документы. Да и по возрасту, мы с тобой уже не подходим для учёбы в этом заведении. Давай через мужа Софии подадим документы в университет, но уже не в Медине, а в Эр-Рияде. Может быть, мы там пройдём?

– Давай попробуем. Ты собрался в Египет? Я уже ездил туда, но моя мама не хочет, чтобы я сейчас ехал. У меня же двойняшки и мать-пенсионерка. Тебе проще, у тебя один ребёнок, и отец не останется один, брат всегда будет рядом с ним.

– Жажда знаний меня мучает, тяжело без них. Пока не встанешь на путь веры, кажется, что всё окружающее тебя в этом мире ясно и понятно, тебе ничего больше в жизни не нужно, лишь принимать готовые истины и следовать установленным правилам и законам общества. А вот придя в ислам, начинаешь ощущать постоянный голод, связанный с недостатком знаний, и тебя мучает жажда познаний, и никак ты не можешь удовлетворить эти свои желания, и всё время находишься в поисках истинных знаний. И сколько бы их ни находил, хочется знать всё больше и больше. Сколько книг написано! Сколько учёных трудов! Нам всей жизни не хватит, чтобы всё это прочитать и переосмыслить. А ещё надо выучить арабский язык, чтобы читать источники в оригинале.

Я мечтаю собрать хорошую библиотеку по исламу.

– ИншаАллах, брат. Всё это будет со временем. Я видел хороший сон. Пусть дети немного подрастут, может быть, мама согласится меня отпустить в следующем году. Мать – это святое, её слова – приказ для меня, но поиск знаний – тоже фард. Посмотрим, что Аллах решит. Буду усердно делать дуа. Когда я был в Каире, снял там квартиру и даже ремонт сделал, но мама побоялась отпустить нас с двумя маленькими детьми. Ты можешь поселиться в этой квартире.

– ДжазакАллахухойрон, брат! Я уже собираюсь в дорогу. Говорят, там хорошо арабский преподают и недорого.

Но я слышал в Аль-Азхаренет жёсткого контроля в системе обучения. Ты предоставлен самому себе: хочешь – учись, не хочешь – не надо. Но человек – слабое существо, ему нужен постоянный контроль. А на самообразование способны лишь единицы. Посмотрим, как получится, но моя мечта – быть поближе к Каабе.

– Да хранит тебя Аллах.

Вот так всё и произошло. Уехал Абдулла, теперь уехал Нурлан с супругой и маленькой дочкой. Лёгкая грусть осталась на душе, но старший брат решил не унывать, целиком и полностью погрузившись в поиски знаний. Он заказывал мусульманскую литературу на книжных сайтах. Но этого оказалось недостаточно, и Талгат переводил для себя тысячи вопросов по исламу и ответы учёного на них.

Талгат вспомнил, что давно не видел Ануара и позвонил ему. Поздоровавшись и поведав о последних семейных событиях, спросил:

– Куда ты пропал, чем занимаешься теперь?