Профессия – родитель
Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями
Наталья Заиграева
Редактор Анна Курц
Литературный редактор Елена Комягина
Корректор Елена Комягина
Корректор Курц Анна
Дизaйн обложки Анна Заиграева
Иллюстрaтор Анна Заиграева
© Наталья Заиграева, 2022
ISBN 978-5-0056-0517-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Аннотация
Вы держите в руках книгу, в которой подробно и доходчиво изложена уникальная методика для решения наиболее актуальных проблем семейного воспитания детей и подростков.
В предложенной системе экологичного воспитания есть все, что должны знать, уметь и делать взрослые, чтобы вырастить из ребенка самостоятельного и ответственного человека. Т.е. подготовить его к успешной жизни не только в привычных, но и в постоянно изменяющихся условиях.
Я описала стратегический план и кратчайший путь сопровождения мам и пап, которых беспокоит поведение наследников: от запроса на решение проблемы до достижения осознанной родительской мечты.
Изучив книгу-тренинг, вы без сопротивления со стороны родителей сформируете у них четкое понимание того, почему стоит или не стоит делать определенные действия, к каким последствиям в итоге это может привести их самих и их ребенка сейчас и в будущем.
Книга-тренинг предназначена для коучей, психологов и для людей, которые тесно взаимодействуют с детьми. Материал этого издания может быть использован педагогами и социальными педагогами.
Тезисы этой книги вы можете использовать как скрипты, чтобы управлять диалогом с клиентом.
Предисловие редактора
⠀ Скажи мне, папа, что я прекрасна!Я так любима, и мне семь лет!На Первомае мой шарик – красный,И лучше в мире, пожалуй, нет…Скажи мне, папа, что я прекрасна,Меня не любит аж целый класс.Зачем глумятся они напрасно?Скажи мне папа, в который раз!Скажи мне папа, что я прекрасна!Вот ты покинул родной завод:Пошел меня поддержать в несчастье,Нам в девять к загсу. На мой развод.Скажи мне, папа, что я прекрасна,И правда – в жизни неплох мой след?..Но есть проблема. И это ясно:Я не прекрасна. А папы – нет…Папы не стало в 2017, и эти стихи я посвящаю ему. С тех пор я вычеркиваю в календаре не дни, а годы: еще один год без тебя, еще и еще. Жизнь разделилась на «до» и «после», ведь самое лучшее, что может произойти с человеком – происходит только в детстве – и до тех пор, пока живы наши родители!
Подарить маленькому человеку счастливое детство – значит, подарить ему ВСЕ. И хорошие родители – это понимают. Они выбирают лучших педагогов и лезут вон из кожи, чтобы ребенок был номером один: и по математике, и по физ-ре. Грамоты, пятерки и олимпиады, фортепиано, спорт и общественно-полезный труд на бабушкиных грядках!
Ребенок мечтает поскорей вырасти и пойти на работу, чтобы больше не было этой муштры. И будут грохотать поезда, серебром виться реки, шуметь море и цвести яблоневые сады. И кто-то большой, красивый и сильный, муж или жена – полюбит его не за пятерки, а просто так, «потому что он – хороший»!
Чтобы ребенок был счастлив, ему нужны счастливые родители! И об этом – эта книга.
Счастье – это такая непонятная штука, как «аура»: все знают, что оно есть, но его не взвесить, не потрогать, не измерить никаким умным прибором. Его можно искать – да так и не найти. И наш ребенок не знает, что он счастлив ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, а дальше – будет уже «не то». Но пока он хочет выспаться и быть любимым, а это никак невозможно. И вот он фальшиво покашливает и накаляет градусник на батарее: вдруг удастся схитрить и «заболеть», чтобы отпроситься, отдохнуть и посмотреть мультики хотя бы один день?
Мудрые родители знают: раз в месяц-другой ребенка и вправду надо «отпросить» у классного руководителя. Дать ему дрыхнуть до обеда, дать налопаться мороженым и чипсами, а потом отвезти в какое-нибудь замечательное место. Например, покататься на аттракционах. В кино. Или в лес, на пикник, с термосом и бутербродами – а не туда, где «поучают», «наставляют» и «развивают». Но для этого родители должны… просто искренне захотеть разделить с ним эту радость!
И после, когда праздник завершится уютным ужином под цветным абажуром, уложить его в постель под «Смешариков» или Диснея. И наплевать, если завтра будет двойка за то, что не склеил поделку или не решил алгебру… Сияющие мамины глаза, хохот до упаду, обнимашки и развеселая беготня на свежем воздухе: вот, что он запомнит на всю оставшуюся жизнь. А не то, в каком году была Куликовская битва, сколько симфоний написал Моцарт и как извлечь квадратный корень.
И для этого существуют такие умные дяди и тети, психологи и коучи, как мы. Что сажают родителей за парту и учат: не решать квадратные уравнения, а вспомнить запах весеннего ветра и вкус шоколадного эскимо. И задают им «домашки»: не клеить белиберду из желудей, а ответить на тест, понимают ли они своего ребенка и удовлетворены ли его потребности. А наградой будет не пятерка в дневнике, а самая родная, самая нужная и самая счастливая улыбка на свете, улыбка ребенка! Чтобы потом, по прошествии лет, он писал стихи о живущем и здравствующем папе и с каждой зарплаты – приносил маме букет любимых цветов.
Эта книга – и о боли. Когда мамы и папы порой плачут навзрыд, вспоминая, где их недопоняли и недолюбили. И до них начинает доходить, почему буквально 10 минут назад они рявкнули на ни в чем не повинное маленькое существо: когда-то их мамы и папы кричали то же самое, когда были раздражены.
Что проще: работать с настоящим ребенком, или, словно археолог, «откапывать» в глубинах лет того далекого ребенка в маме или папе?
И не надо говорить, что «раньше было лучше». Да, раньше были майские демонстрации и восхитительная столовская булочка за 5 копеек, припорошенная сахарной пудрой. А потом – тамагочи, Барби, рэперы и журнал «Кул». Зато у них есть чипсы, смартфоны и волшебный виртуальный мир, который (давайте не будем лукавить!) гораздо красочней игры «в войнушку» на гаражах и «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна. Но самое главное, что унесут из детства в жизнь наши замечательные дети – это наша любовь!
И эта книга – как раз про это. Про то, как правильно работать с родителями, чтобы они учились правильно ЛЮБИТЬ! И если после ее прочтения на Земле станет хотя бы на одного счастливого ребенка больше – она была написана не зря!
И да, эта замечательная книга Натальи Заиграевой называется «ПРОФЕССИЯ-РОДИТЕЛЬ». А осваивать эту профессию – можно всю жизнь, продолжая делать то же самое – со своими внуками.
Вы слышите? Это звенит звонок, и скоро войдет учитель. И мы начнем проходить самый важный предмет в мире – СЧАСТЬЕ наших детей!
Анна Курц, 2021г.Введение
Уважаемые коллеги!
В этой книге вы найдете ответы на все свои вопросы, касающиеся работы с родителями, которые неизбежно появляются у практикующих психологов и коучей.
Сейчас, когда время – один из самых дефицитных ресурсов, людям не очень интересно просто получить консультацию или разовую психологическую помощь ради временного облегчения.
Родители идут к специалисту, чтобы кардинально решить проблему.
Наверняка к вам не однажды обращались взрослые люди, которые пытались самостоятельно справиться со своими непослушными детьми. Как правило, ничего хорошего из этого не получается.
Понимание причин происходящего в каждом конкретном случае и использование новых подходов к решению семейных проблем – это ключ к спасению человеческих судеб, как бы громко это ни звучало. И, вместе с тем, путь к вашей профессиональной реализации и востребованности.
Все материалы, представленные в книге, основаны на возрастной психофизиологии и даны в формате, понятном даже начинающему специалисту, что существенно облегчает и упрощает работу с родителями.
Именно поэтому мой авторский курс «ПРОФЕССИЯ – РОДИТЕЛЬ», предназначенный для работы психолога или коуча с родителями детей и подростков, можно назвать идеальным.
За короткий период времени (5—7 встреч), под вашим руководством и с вашей помощью, родители получат полезные знания и навыки, которые помогут вырастить психологически здоровых детей, создать с ними доверительные и уважительные отношения на всю жизнь.
Эта книга-тренинг – пошаговая эффективная система экологичного воспитания, основанная на моей многолетней практике и проверенная на практике моих коллег.
Работая более 20 лет с родителями и получая от них обратную связь, я собирала информацию и удалила все лишнее, что перегружало их информацией и отвлекало от основной задачи. Выяснив, что отталкивает клиентов от работы со специалистом, я оставила только то, что максимально привлекает и мотивирует.
В описанной методике использованы наиболее эффективные и ценные техники работы с родителями и их детьми, что дает великолепные результаты как на уровне навыков, так и на уровне глубокой трансформации.
На сегодняшний день уже более 2000 семей, действуя по моей системе, наладили отношения со своими близкими людьми.
Мамы и папы превращаются в настоящих мастеров родительского дела, а вам достается заслуженное вознаграждение!
Часть 1.
Введение в курс
Раздел 1. «Воспитание» осознанного родителя
«Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто теряет время, но очень жестоко рискует».
Владимир ЛевиГлава 1. Зачем работать с родителями, когда «поломан» ребенок
Каждый психолог, даже начинающий, знает: никогда то, что видит один человек, не совпадает в точности с тем, что видит другой. Получается, что у каждого из нас своя реальность и свое представление о жизненных ценностях, в том числе и о человеческом счастье.
Многие взрослые к своему родительству относятся как к естественной обязанности обеспечить все самое необходимое для жизни ребенка и, до поры до времени, не заморачиваются по поводу специфичности детской психики, секретов воспитания и значения семейных ценностей.
Но рано или поздно практически все признают, что связь между близкими людьми – не просто слова или метафора. Это то, что определяет жизнь всех людей в этой связке.
Мы, специалисты, работающие в теме детско-родительских отношений, профессионально помогаем мамам и папам разобраться в особенностях взаимодействия взрослых и детей и наладить в семье теплые, доверительные и надежные отношения.
Как это делаю я, с чего начинаю, какими действиями и к какому результату привожу – описано в этой книге-тренинге. Шаг за шагом, от простого к сложному, с примерами и тестовыми заданиями.
Здесь есть ответы на любой вопрос по теме «Как изменить поведение детей, если оно не устраивает родителей». Верю, что эта информация будет полезной как для психологов и коучей, которые только стартуют в профессии, так и для тех, кто имеет многолетнюю практику.
А для начала напомню старую добрую истину! Это я про эффект соленого огурца. Суть этого феномена состоит в том, что если свежий огурец поместить в рассол, то через некоторое время он станет соленым. То есть пропитается тем, что его окружает. И сладким, находясь в соли, он не станет никогда!
Так же и человек пропитывается той средой и теми людьми, которые находятся вокруг него. В семье среду создают родители, а ребенок вбирает в себя все, без фильтров. Он приспосабливается жить в той обстановке, которая есть, и своим поведением проявляет все явные и скрытые семейные взаимоотношения.
Раньше, когда не было УЗИ и невозможно было увидеть состояние плода, акушерки спрашивали у будущих мам: желанный их ребенок или нет. Если ребенок был нежеланный, в карте делали пометку, что плод развивается с угрозой патологии и в родах могут быть осложнения.
Получается, что уже в стародавние времена доктора знали, что утроба матери, как среда, в которой развивается ребенок, является определяющей по многим характеристикам. Но до нынешних времен великое множество родителей все еще ищут причины проблем с дочками-сыночками где угодно, только не в себе.
Дети – как увеличительные зеркала. Они показывают недостатки своих родителей приумножив их многократно. Чтобы точно заметили.
Особенно ярко это проявляется в семьях авторитарных родителей, которые критикуют ребенка за малейший промах («Как ты ешь?», «Как ты сидишь?», «Что это еще за исправления?») или постоянно его унижают («Ты – отцовское отродье!», «Толку с тебя никакого!», «Ты никогда ничего не добьешься!», «Тебя замуж никто не возьмет»).
И однажды наступает момент, когда наследники возвращают своим мамам и папам то, что когда-то получили от них. Как правило, в разы больше.
Мы, как специалисты, должны терпеливо и внятно объяснить родителям, что лишь изменив «кислотность среды», можно изменить характер и поведение ребенка. Потому что детское поведение – всего лишь следствие. И только устранение причин (часто это разногласия и конфликты в семье) дает устойчивый положительный результат.
Это основной аргумент, благодаря которому мы можем помочь мамам и папам понять, что они сами создают проблемы своим детям, сами являются причиной подавляющего большинства детских психологических травм.
Но даже исключительно точное понимание проблемы – само по себе не изменит жизнь заинтересованных в этом людей. Все перемены в семье начинаются тогда, когда родительское «хочу» (родительский запрос) превращается в «знаю и делаю» (родительская осознанность действий).
Отсюда задача – сделать так, чтобы мамы и папы признали, что от их поступков в настоящий момент зависит, какие жизненные установки и приоритеты сформируются у детей.
Т.е. родителям надо усвоить, что дети не только слышат и видят, но и чувствуют своих взрослых. Поэтому будут копировать их, повторяя не столько слова, сколько поступки. И правильные и неправильные, т.е. все, какие есть.
Справедливости ради надо признать, что эта проблема не из простых. Но без первого шага не сделать и второго. Поэтому торопиться не будем, а разберем все по порядку.
Глава 2. Основные проблемы в работе психолога или почему трудно привлечь родителей в работу
Частенько я сталкиваюсь с тем, что родители считают, будто воспитание ребенка – дело нехитрое. Искренне желая только добра своим детям и основываясь на собственном опыте, а также на примерах из своего окружения, мамы и папы поучают, наставляют, требуют послушания. Или наоборот: опекают, потакают и чрезмерно оберегают своих потомков.
Но если на пути к благородной цели им приходится вести неравный бой с ребенком за счастливое будущее этого же ребенка, а результат в итоге не устраивает, неизбежно возникают вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?».
Именно в этот момент, как правило, и возникает потребность в психологе. Родительские запросы обычно выражаются в желании изменить поведение детей, чтобы избавиться от трудностей в общении с ними.
Хочу заметить, что даже в самой успешной и любящей семье может вырасти ребенок, не соответствующий родительским ожиданиям. Страховок и гарантий на этот случай жизнь не предоставляет.
Список ожиданий, тревог и претензий взрослых к собственным детям огромен. Одних родителей не устраивает, как ребенок учится. Другие недовольны поведением сына или дочери. Третьим хочется, чтобы дети были более активными в жизни. Четвертые мечтают о том, чтобы их чадо было непререкаемым авторитетом в кругу сверстников и друзей. Пятых беспокоит здоровье ребенка и риск возникновения зависимостей.
Существует еще много-много всяких разных родительских недовольств и разочарований. Но при всей разности обстоятельств ключевой фактор в понимании проблемы остается единым – каждый ребенок индивидуален, каждый по-разному воспринимает родительскую заботу. Даже в одной семье при сходных условиях взросления, дети вырастают разные, потому что каждому из них нужно разное количество и качество внимания.
Родители, которые воспитывались в гармоничных семьях и выросли уравновешенными людьми, имеют, как утверждает статистика, гораздо больше шансов воспитать своих детей без серьезных потрясений, чем все остальные.
В нашей помощи остро нуждаются те, у кого все сложилось не так, как они «складывали», когда энергия большой родительской любви не пошла детям на пользу. Мамы и папы в этом случае хотят, чтобы специалист изменил поведение ребенка в желаемую для родителей сторону.
И, хотя психологическая культура нашего общества повышается, тем не менее, психологу порой непросто бывает объяснить родителям, что «переделать» ребенка нельзя. Ему можно помочь измениться! Но только в том случае, если работать не с ним одним, а со всей семьей. Потому что семья – это система, а ребенок – один из членов этой системы.
9 психологов из 10 признают, что бывает достаточно затруднительно подключать родителей к работе с проблемами детей. Столкнувшись со сложностями и различными препятствиями, большинство мам и пап стремятся снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на кого угодно.
Почему взрослые хотят «полечить» только ребенка – это понятно. Но почему их желание не меняется после общения с психологом? Объективно это происходит потому, что многие специалисты:
• говорят общими фразами,
• не вникают в суть причины, вследствие которой ребенок проявляет себя определенным образом,
• не могут правильно расставить акценты в своих объяснениях родителям и подобрать яркие примеры.
Эти ошибки на старте взаимодействия психолога с клиентами становятся критичными, и первая консультация зачастую остается единственной.
Чтобы ситуация развивалась по другому, правильному сценарию, я делюсь своим опытом с вами, коллега. В этой книге-тренинге я подробно описываю свои приемы, которые успешно использую для привлечения родителей в длительную работу. Моя тактика, проверенная многолетней практикой, проста и удобна для повторения.
Описанный здесь алгоритм общения обеспечит вам, как специалисту, возможность работать не на удовлетворение запросов воспитателей, а на включение их осознанности. И тогда задача привлечь родителей, как добровольных помощников для оказания психологической помощи ребенку, становится миссией, которая выполнима.
Итак, три краеугольных камня, которые практически всегда лежат на пути к долгосрочной работе специалиста с семьей:
1. Понять, с чем на самом деле пришли к психологу родители?
2. Определить, почему они не получают в воспитании того результата, который ожидают?
3. Понять, почему родители не соглашаются на длительную курсовую работу?
Я мотивирую родителей следующим образом:
A. Показываю родителю его роль в воспитании ребенка и объясняю, почему без его участия ничего не изменится. Поясняю, что ситуация меняется только в том случае, когда в первую очередь не дети, а родители работают с психологом.
B. Уточняю, что есть четкий пошаговый алгоритм, который помогает заменить отдельные, разрозненные знания на последовательную логичную систему воспитания, обоснованную физиологически и психологически.
C. Показываю родителю путь, который он должен пройти, чтобы получить ожидаемый результат у ребенка.
D. Предлагаю родителю полноценный курс работы с психологом (уточняю количество дней или часов) для того, чтобы изменить ситуацию внутри семьи. Акцентирую внимание на том, что будет однозначно понятно: что, когда и зачем надо делать.
Конечно, встречаются мамы и папы, которые не готовы менять свои привычки и свои приоритеты. Так бывает, и с этим бороться – бессмысленно. В моей книге для работы с такими родителями тоже есть все необходимые рекомендации. Следуя им, можно создать ребенку хотя бы минимальные условия, в которых он сможет развиваться правильно.
Но в основном родители хорошо воспринимают мою инициативу на старте, достаточно быстро понимают перспективы развития событий в разных сценариях и делают свой выбор в пользу профессионального решения проблем.
Отдельно отмечу, что я глубоко уважаю тех мам и пап, у которых нет цели быть правыми любой ценой, а есть только огромное желание стать своему ребенку примером, тренером и вдохновителем.
Это очень помогает в общении, и наша взаимная заинтересованность в успехе приводит к наилучшим результатам.
Родители, доверяя мне как профессионалу, без сопротивления соглашаются с тем, что от семьи зависит, с какими жизненными установками, ценностями и приоритетами отправится их чадо в самостоятельную жизнь.
Для них действительно становится по-настоящему важно, чтобы все, что они вкладывали в своего наследника с самого раннего детства, превратилось в легкий рюкзачок опыта с инструментами на все случаи жизни, а не в тяжелый чемодан без ручки.
Коллега, думаю вы согласитесь со мной, что все ситуации, с которыми мамы и папы обращаются к психологу, разные. Но, в любом случае, важно определить траекторию взаимодействия с клиентами от старта до финиша, где:
Точка А – те проблемы, негативы и сложности, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания ребенка;
Точка Б – ожидаемый результат воспитания. Т.е. каким хочет видеть взрослый своего наследника, чего ждет от него, к каким отношениям стремится.
Когда маршрут из точки А в точку Б согласован, приступаем к работе!
Глава 3. Повышение уровня осознанности родителей и мотивация их к изменениям
Видение желаемого будущего своего ребенка
Много ли вы знаете родителей, которые не хотят счастья своему ребенку? Даже те горе-мамаши, о которых трудно сказать что-то доброе и остается только удивляться «как их таких земля носит?», в глубине души желают, чтобы у ребенка жизнь сложилась удачно.
Поэтому тема счастья – универсальный и беспроигрышный аргумент для мотивации подавляющего большинства родителей. Акцентом в этой теме определенно становится зеркальность качества жизни. Т.е. желание желанием, а вот подготовка к этому самому счастью и умение его принять – не что иное, как следствие воспитания.
Что делаем? Погружаем родителей в образ счастливого человека.
Так какой же он, счастливый человек? Какой образ рисуют родители? Какой судьбы они хотят своим детям?
Кто-то считает, что счастливый человек – это хорошо одетый красавец. А для кого-то – это легкий веселый баламут, которому нет дела до того, кто и что о нем скажет. Или это человек, увлеченный своими интересами и исследованиями настолько, что позабыл обо всем на свете.
Счастье – вечная тема для размышлений, поисков и ожиданий. И простые люди и великие умы человечества во все времена старались понять, от чего же оно зависит и как его достичь. Из чего рождается это чувство, это состояние? Как удержать его подольше, как подарить счастье тому, кто дорог?
Безусловно, каждый из нас волен вкладывать в это понятие что-то свое и в том наше неоспоримое право. Ведь мы такие разные!
Но в общих чертах счастливый человек – это тот, у кого есть хорошее здоровье, любовь, взаимопонимание, семья, друзья, достаток. Это люди, которые самореализовались в жизни, удовлетворили свои амбиции, живут в гармонии с собой и окружающими. Они активны, уравновешены, им интересно здесь и сейчас, у них есть цели и планы на будущее.
Я веду родителей от абстрактного образа счастливого человека к тому, что счастье конкретной личности зависит исключительно от уровня ее (личности) внутренней свободы и готовности принимать дары этой жизни.
Поясню, что я подразумеваю под понятием «внутренняя свобода». Примем за точку отсчета поведение личности, соответствующей уровню сознания новорожденного или первобытного человека. Это то состояние, когда неведомы стыд и угрызения совести, нет ограничений и отчаяния от потерь и несбывшихся ожиданий. Человек подобен воздушному шару, который свободно парит в воздухе, он просто часть Вселенной и готов к любым переменам.
Так вот внутренняя свобода – это все, что только может позволить себе Homo sapiens здесь и сейчас: хотеть, мечтать, делать или не делать, менять себя, стремиться к целям, достигать их, брать от жизни все, что она дает ему и т. п.
Чем более свободен человек, чем больше он верит в себя и свои возможности, тем счастливее он будет себя чувствовать, тем легче ему принять все подарки судьбы.
Поэтому последовательно и подробно разбирая все, из чего растут самостоятельность, успешность и свобода человека, я подвожу мам и пап к пониманию того, что главное не в том, чтобы обладать полным набором всех качеств, а в том, чтобы в воспитании акцентировать внимание на основных, а не на второстепенных обстоятельствах.