Книга Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Заиграева. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями
Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями

Ребенку не совсем понятно, почему мама говорит, что очень любит его, а сама работу работает 25 часов в сутки, а все выходные убирает, стирает и возится на кухне. Т.е. занимается чем угодно, только не им самим. Для детей проявление внимания – это и есть проявление любви. То время, которое мама находится дома, но грохочет тарелками или смотрит телевизор, не в счет.

Был в моей практике такой случай. Обратилась в наш центр дама. Очень красивая, просто супермодель, ею можно было любоваться бесконечно. В будний день она выглядела так, как будто планирует встречу с президентом. Она мама, у нее двое мальчишек, тоже очень красивые, всегда выглядели аккуратно.

Эта клиентка рассказала, что вышла в отпуск и мальчишки просто сходят с ума, стараясь заполучить ее внимание. В свой первый день отпуска наша клиентка перемыла все окна, постирала шторы, что-то там убрала, что-то перегладила, и еще кучу всяких дел переделала. Няня с утра забрала мальчишек и привела их домой попозже, чтобы они маме не мешали.

Т.е. дама-мама платит няне, чтобы не заниматься своими детьми. Времени на детей у нее хватает ровно настолько, чтобы одеть, обуть, накормить и купить им игрушки. Задача этой мамы сделать так, чтобы все было красиво.

Заботится ли эта женщина о своих мальчиках? Уделяет ли им внимание? Да. Но дети не в фокусе. Красивая картинка важнее. И даже тогда, когда свободного времени достаточно, мама не проводит его с детьми.

Для простоты понимания я объясняю родителям, что внимание бывает трех видов: положительное, отрицательное и нулевое (или игнорирование). Самый плохой вариант для любого человека, а особенно для ребенка – это игнорирование.

Вспомните самое страшное наказание в советских школах. Бойкот! Никакой ребенок не выдержит бойкота дома. И, если родители не уделяют детям положительного внимания или оно длится ровно 3 минуты, пока мама смотрит дневник с «пятерками» и между телефонными разговорами кивает «молодец», то ребенку ничего не остается делать, как добрать это внимание отрицательными действиями. Уж на то, чтобы поругать и прочитать нотации, мамы и папы всегда время найдут!

К счастью, есть родители, которые и работают много, и внимание своим наследникам уделяют качественно.

Очередной пример из практики. Обратились родители, у которых трое мальчишек. Папа – бизнесмен, мама – работающая. Дома что-то пошло не так. Мальчишки стали задираться, старший вообще от рук отбился. Стал плохо учиться, пререкаться, несмотря на свои 8 лет.

Родители тут же забили тревогу – понимая, что такие изменения неспроста. В результате родители нашли время: и для каждого ребенка отдельно, и для совместных прогулок с совместными играми, чтобы появились интересные семейные традиции. Дети стали получать качественное внимание и изменились в поведении практически сразу.

Потребность в ласке. Для ребенка очень важны родительские объятия, поцелуи, прикосновения, теплый ласковый взгляд и спокойный, мягкий тон в общении.

Обращали ли вы внимание, что сейчас очень многие люди вообще не понимают, зачем прикасаться друг к другу? Это их это просто раздражает: «Не трогайте меня! Уберите от меня свои руки!» Это говорит о том, что в детском возрасте такого ребенка ласкали нечасто. Есть семьи, в которых это просто не принято.

Я работала с одной немецкой семьей. Мама воспитывала своих детей в лучших немецких традициях. Это выглядело примерно так – ходим только параллельно или перпендикулярно, никто никуда без разрешения не сворачивает, допустимое отклонение от заданного маршрута 1 см, креативность – это вообще не про нас. Так вот: ребенок из этой семьи испытал настоящий шок, когда я в первый раз прикоснулась к нему для того, чтобы показать как делать упражнение по пальчиковой гимнастике.

Потребность в понимании. Это тот самый интерес к личности, когда «меня не просто слушают, не просто высказывают свое мнение, а стремятся понять, что со мной происходит, что же я хочу донести».

Потребность в безопасности. Дети понимают безопасность по-своему, не так, как взрослые. Для них безопасность – это наличие границ. Чем младше ребенок, тем жестче границы. Чем старше ребенок, тем границы свободней.

Для примера представьте себе, что вы берете и выбрасываете в океан маленького ребенка, который до сегодняшнего дня воспринимал воду и возможность поплескаться в ней только в масштабах детской ванночки. Что с ним произойдет? Ребенок однозначно испытает панику, страх и ужас!

То же самое происходит, когда родители ругают свое чадо непонятно за что, и хвалят тоже не понятно за что. Сегодня за это наказали, завтра за это же наградили. Папа говорит одно, мама другое. Для ребенка это – тот же самый океан! Он не может понять чего же родители хотят на самом деле. В итоге наследник начинает вытворять что-то такое, чего от него никто и никогда не ожидал. Таким образом дети пытаются самостоятельно сориентироваться в ситуации и справиться с ней.

Чтобы родители почувствовали себя на месте этого ребенка и поняли его, я привожу следующий пример.

Представьте себе, что у вас есть начальник. Он вам сказал: сдать отчет в определенной форме. Вы старались, все написали и пришли сдавать этот отчет, а он говорит: «Вы что дура что ли? Вы чего мне написали? Вы чем слушали?».

Вы наверняка подумаете, что неправильно поняли задачу. Все исправляете и возвращаетесь сдавать отчет еще раз. У начальника классное настроение, он говорит: «Все замечательно, ты – молодец! Отчет принят!»

Проходит 2 дня. Ваш босс вызывает вас на «ковер» и начинает орать пуще прежнего. Ему опять все не так.

С каким чувством, с какими ощущениями после этого вы идете на работу? Как правило, родители говорят, что желания работать нет вообще, от такого начальника-самодура лучше уйти. Что и требовалось доказать!

Если в семье сложилась подобная ситуация, если дома полная неразбериха и родители хотят одного, требуют другое, а сами делают вообще что угодно, только не то, что хотят и требуют от детей, то нет другого желания, кроме как спрятаться от всего этого.



Дети могут очень сильно любить своих родителей, и при этом испытывать сильное желание сбежать куда-нибудь подальше от них. Уйти туда, где правила понятны. Например, в виртуальный мир.

Потребность «я хороший» проявляется в стремлении ребенка получить признание ценности результатов его работы. Эта потребность удовлетворена, если:

• я хороший;

• я делаю и меня за это хвалят;

• я понимаю, что я расту и у меня получается еще лучше, чем раньше;

• во всем, что я делаю, всегда найдут позитив.


В сумме слагаемых получается успех, уважение, самоуважение и устойчивое внутреннее ощущение ребенка, что Я ХОРОШИЙ!

А насколько для вас лично важна критика посторонних людей? Переживаете ли вы о том, что про вас подумают, что про вас скажут, или какие напишут комментарии в вашем блоге?

Такого рода переживания растут из потребности самоутверждения. Если она не удовлетворена, то, вырастая, человек испытывает необходимость получить одобрение, соответствовать чьим-то ожиданиям. Для него очень важно кому-то что-то доказать! Ему обязательно нужна оценка со стороны.

Мнение о себе, о том «какой я», «чего я стою» у детей складывается на основе мнения родителей о нем. По родительским словам, по интонациям и по действиям, дети считывают это мнение постоянно.

Вот почему крайне важно хвалить ребенка, высказывать отношение к его действиям. Говорить ему о своих чувствах, о своих эмоциях. «Мне нравится, как у тебя получилось! Мне нравится, как ты это делаешь! Я восхищена, я горжусь тобой!»

А вот оценивать детей словами «Ты хороший! Ты молодец!» – это ошибка. Почему? Поясню немного позже.

Следующая группа – это потребности «я могу». Свобода, развитие, независимость, самосовершенствование, реализация своего потенциала – все это вместе это означает «я расту». Т.е. ребенок с каждым днем становится более самостоятельным, у него получается одно, второе, третье.

Вчера получалось писать только букву «А», сегодня уже получились буквы «А» и «Б», а завтра он сможет написать слово и еще через несколько дней простой, но вполне связный текст и т. д.

Когда человек становится самостоятельным, он может реализовывать свою свободу. Он сам решает, чем ему заняться, как и что делать. Ему не нужна посторонняя помощь. Он стремится к независимости. «Я развиваюсь, у меня появляются новые задачи, в движении вперед я совершенствуюсь как личность, я не останавливаюсь».

Самосовершенствование выражается в простой динамике, т.е. вчера сделал кое-как, сегодня делаю лучше, чем вчера, завтра сделаю еще лучше, а послезавтра будет отлично!

Залог реализации своего потенциала – в удовлетворении детской потребности «я могу». Т.е. чем больше я умею делать самостоятельно, тем лучше я могу применить свои таланты, данные мне природой.

Наверняка каждый из вас знает, что такое страх перед новыми действиями. Многие не решаются начинать что-то новое, опасаются вообще сдвинуться с привычного места. Для них безопаснее оставаться там, где все знакомо и привычно, чем в новом и неизведанном направлении искать, и, возможно, найти что-то хорошее, полезное для себя.

Выбор оставаться на месте или двигаться вперед в неизвестность – напрямую зависит от степени реализации потребности «я могу». Обычно в таких ситуациях говорят о готовности человека к риску.

Действительно, есть такая защитная реакция у человека. С физиологической точки зрения мозг всегда сопротивляется новому и непонятному. И при этом уверенность в том, что я с этим справлюсь, никак не противоречит природной осторожности.

Примером тому всегда были и будут успешные бизнесмены, которые активно развивают различные направления. Они смело начинают новые проекты, готовы к любым сложностям и не боятся рисковать. Их уверенность в том, что они справятся – показатель того, что потребность в реализации своего потенциала удовлетворена на 100%.

Теперь, когда смысл каждой из детских потребностей разъяснен, самое время предложить родителям провести самодиагностику.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги