Книга Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Заиграева. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями
Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Профессия – родитель. Книга-тренинг. Для детских психологов и коучей, работающих с родителями

Этим мы с вами и займемся, коллега, в следующих разделах книги.

Основные тезисы Раздела 3

Среднестатистический человек имеет уровень свободы от 30% до 40%. Более успешные люди, с большим уровнем осознанности, имеют показатель 60—70%.


Система воспитания в России отнимает практически у каждого из нас не менее 30% нашей личностной свободы.


Только если найти корень проблемы, ее причину – появится возможность ее устранить.


Закон сохранения и обмена энергии работает всегда и во всех сферах: вне зависимости от того, верите вы в него или нет. Исключений не существует!


Все, что сегодня мамы и папы вкладывают в своего ребенка, обязательно проявится в его характере, а значит, и в судьбе.


Максимум до 5 лет дети воспринимают взрослых и окружающий мир без критики.


Задача психолога помочь родителю построить экологичную систему воспитания и перейти от взаимных угроз и претензий к счастливым детско-родительским отношениям.

Часть 2.


Система экологичного воспитания ребенка и подростка

Раздел 4. ИНтерес к личности ребенка

«Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Существует масса подходов к вопросам воспитания. Одни авторы пропагандируют метод кнута и пряника, другие твердят о теории привязанности, третьи ратуют не столько за воспитание как таковое, сколько за развитие ребенка, как система Монтессори, например.

Уже само изобилие методик говорит о том, что ни одна из них не может в полной мере удовлетворить взыскательную развивающуюся личность и ее воспитателей.

Излагая свою систему, я не претендую на ее абсолютную универсальность. Но исхожу из физиологических и психологических потребностей ребенка, которые появляются на разных этапах его взросления. Я также опираюсь на свой практический опыт работы с уже зрелыми людьми и аналогичный опыт моих коллег.

Мои взрослые клиенты помогли мне увидеть истинные причины психотравм и эмоционально заряженных блоков, которые зародились в детстве и проявились в их жизни последствиями разных подходов воспитания.

Мне посчастливилось на протяжении 18 лет сопровождать сотни детей с раннего детского возраста – и до полного взросления. В результате этих наблюдений сформировалось понимание, как отражаются отношения между дочками-сыночками и их родителями на жизни и развитии детей. Какие воспитательные приемы и способы, призванные влиять на становление ответственной, успешной, гармоничной и счастливой личности работают безотказно, а какие не дают хоть сколько-нибудь значимого положительного эффекта.

В пользу результативности моей системы говорят более 2000 семей (на момент написания этой книги), которые не просто вернули в свой дом мир и покой, но действительно стали родными людьми и воспитали детей счастливыми в счастливой среде.

Кстати, большинство этих семей до меня уже испробовали другие системы воспитания, но так и не получили должного результата.

Глава 7. Ядро системы экологичного воспитания

Суть (ядро) системы экологичного воспитания – вырастить самостоятельную личность, способную успешно выживать в предлагаемых условиях.


Что нужно такой личности?

• Доверять миру и окружающим;

• Уметь распознавать «добро» и «зло», понимая их относительность;

• Осознавать свои желания и потребности, уметь о них открыто говорить;

• Понимать и уважать желания и потребности других людей;

• Брать ответственность за свою жизнь и здоровье на себя;

• Чувствовать свою значимость в этом мире;

• Быть пытливой, интересующейся, мотивированной. Хотеть жить полной жизнью;

• Хотеть и уметь учиться, расти как личность;

• Уметь строить благоприятные отношения с другими людьми.

Отсюда следует, что система воспитания должна создать такие условия, чтобы у взрослеющей личности были все ресурсы прийти к необходимым результатам.

Заметьте, я не сказала, что родители должны воспитать все вышеперечисленное. Но создать нужные условия под силу абсолютно каждой семье.

В предыдущем разделе мы уже рассматривали эти условия. Напомню:

• Интерес родителей к личности ребенка,

• Прозрачность отношений,

• Возможность выбора,

• Доверие и единство в семье,

• Условия для самосовершенствования.


В этом разделе я покажу: как, и с помощью каких приемов и подходов можно создавать или корректировать эти условия в работе с родителями.


Интерес к личности ребенка. Пути формирования и коррекции.


Что такое «интерес к личности»? Про что этот закономерный вопрос? Если в двух словах, то это про доверие. Согласитесь, трудно, а точнее – практически невозможно оказывать влияние на человека, если он вам не доверяет. Даже если это влияние вызвано самыми благими намерениями, а объект влияния – ваш собственный ребенок.

Представьте себе, что ваш муж, с которым еще вчера вы могли поделиться самым сокровенным, вдруг начинает делать вам замечания, придираться, ворчать, обесценивать ваши чувства: «Не до тебя мне», «Сколько можно обниматься?», «Кто так на стол накрывает?» и т. п.

Какова вероятность, что спустя месяц-другой вы захотите с ним откровенничать так же, как прежде? Или слушать его затаив дыхание, доверяя каждому сказанному слову?

Как-то так, мало-помалу, родители утрачивают доверие своих детей. Конечно дети их любят, но подсознательно не верят и одновременно боятся. Нет, боятся не именно родителей, а их непредсказуемой реакции и самой жизни в непонятном еще мире. Пугает детей и ответственность, к которой они пока не готовы. Одним словом, чем меньше доверия, тем больше нарастает внутреннее напряжение, тревога, страх, дискомфорт.

Утрата доверия часто происходит в совсем раннем детском возрасте. В работе о стадиях привязанности Берри и Дженей Уайнхолд ярко показали, что для утраты доверия достаточно нарушения баланса между детской потребностью и сроком ее реализации взрослыми (или слишком рано, на опережение, или слишком поздно).

Младенец уже с первых дней жизни заявляет о своих потребностях. Например, «хочу есть» сигнализирует он криком. Одни родители срабатывают на опережение. Малыш еще не успел толком проголодаться, только еле заметно начал кряхтеть, а мама/папа с бутылочкой молока уже тут как тут.

Взрослея, как правило, такой ребенок утрачивает активность, инициативу, настойчивость. Ведь ему незачем напрягаться. Нет в этом никакой надобности. Как следствие – формируется пассивная жизненная позиция и чрезмерная зависимость от взрослых.

Другие родители, наоборот игнорируют детские сигналы слишком долго. У ребенка растет тревога и страх за собственную жизнь, подрывается доверие к значимым взрослым. Это стресс. Как можно верить, что тебя любят, если игнорируют твои потребности?

Наихудший вариант, когда ребенок так и не смог дождаться удовлетворения своих «требований». С большой долей вероятности у него сложится ощущение, что в этом мире он никому не нужен, он здесь лишний.

Это может стать причиной того, что вырастет человек, который никому не доверяет, стремится все контролировать. Он считает, что надеяться ни на кого нельзя, агрессивно настроен к окружающим и, в первую очередь, сам к себе.


Важна последовательная и предсказуемая забота о потребностях ребенка!



В подобных случаях у человека могут включаться программы самоуничтожения: тяжелые болезни, травмы, разрушение отношений с родственниками и друзьями, игнорирование социума, вражда со всем миром и т. п.

К счастью, эти печальные события не срабатывают и не развиваются мгновенно. Им нужно время, чтобы довести организм до «точки невозврата». Но роль родителей в запуске таких программ, увы, не последняя.

Само собой разумеется, что и в более позднем возрасте неправильное взаимодействие взрослых с ребенком приводит к утрате доверия. Поэтому, прежде чем требовать от дочек-сыночков уважения и послушания, собственной активности и ответственности, важно сохранить, укрепить или восстановить доверие.

Немного позже мы вернемся к вопросу как это сделать. А сейчас хочу остановиться на родительских возражениях и аргументах для того, чтобы их разобрать и снять с повестки дня.

Зачастую взрослые достаточно категоричны в том, что считают правильным и полезным, в то время как их ребенок все воспринимает и истолковывает иначе.

Но мамы и папы далеко не всегда склонны верить нам, специалистам, на слово. Многие до последнего утверждают, что с ребенком все в порядке, что отношения у них замечательные. А особенности его поведения, яркие негативные эмоции, ухудшение учебы, отказ от действий и т. д. – это какой-то «технический» сбой, вызванный внешними факторами. Например, учитель в школе стал придираться, друг плохо влияет или бабушка любимого внука балует. Поэтому наша профессиональная задача – помочь родителям понять истинные причины происходящего.

Важный момент! Родители должны воочию убедиться в том, что ребенок выдает в эфир одно, а чувствует при этом совсем другое. Т.е. очень часто это «две большие разницы», как говорят в Одессе.


ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ ПОЙМУТ, ЧТО ИМЕННО В ИХ ПОСТУПКАХ ВИДЯТ ДЕТИ, ИМ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО, ЧТО С ЭТИМ НАДО ДЕЛАТЬ.


Как же это сделать на практике? Как показать родителям, что благополучный с виду ребенок переживает бурю негодований, тревоги, непонимание и протест? Что в его голове бушуют нешуточные страхи?

Один из приемов – показать причину и следствие. Например, какие личностные качества развиваются у ребенка, когда он доверяет своим взрослым, а какие качества формируются в напряженной обстановке недоверия.

Объективный взгляд помогает мамам и папам избавиться от иллюзий, что они знают все о своем наследнике. И такие инсайты способствуют принятию того факта, что дети и родители по-разному воспринимают проявление теплоты, любви и заинтересованности взрослого в ребенке.

В этой таблице отражена прямая зависимость личностных качеств и эмоционального состояния детей от их восприятия атмосферы доверия (истинного интереса старших домочадцев к личности ребенка), в которой они растут.



Повторюсь, что если интерес к личности есть, то дети растут открытыми, радостными. Они знают, что они сами из себя представляют, у них есть чувство собственной значимости. Они безмятежны, уравновешены, готовы делиться своими успехами и достижениями.

Просто родительская мечта во плоти! Попросишь стихотворение рассказать – он с удовольствием продемонстрирует свои таланты, попросишь что-то сделать – он включится в процесс по мере своих сил и возможностей. Не готов справляться – попросит помощи, хочет сделать по-своему – поделится своими мыслями. Ему незачем протестовать, капризничать, скандалить. Он все может открыто обсудить с родителями.

Т.е. растет абсолютно спокойный, уверенный в себе человек, знающий свою ценность и значимость для близких людей.

Если ситуация в семье обратная, если ребенок не ощущает, не понимает, не чувствует к себе истинного интереса от родителей, то в его поведении проявляется скрытность, тревожность, или агрессия, мстительность, необходимость доказать свою значимость, обида на окружающих, формируется низкая самооценка.

Такой ребенок избегает общения или бросает всем вызов своим агрессивным поведением. У него возникает чувство ненужности, он стремится уйти в виртуальный мир или туда, где его примут, поймут и поддержат.

Часто такой поиск душевного пристанища приводит к плохим компаниям, нездоровым зависимостям, любовным приключениям, которые нередко заканчиваются изнасилованиями и ранними нежелательными беременностями. Иные же, так и не найдя для себя искреннего понимания у близких и окружающих, выходят в окно…

Еще один замечательный прием знакомства родителей с внутренним миром ребенка и осознания результатов воспитания – рисуночные тесты.

При проведении таких тестов категорически противопоказано анализировать рисунки детей тех родителей, с которыми вы сейчас работаете.

В психологической практике принято использовать картинки, нарисованные чужими мальчиками и девочками. Но в ходе обсуждения обязательно стоит упомянуть, что рисунки их собственных детей по эмоциональному напряжению примерно такие же, как те, что вы разбирали.

В групповой или индивидуальной работе с родителями выполните следующее ниже задание. Рисунки для разбора, при желании, вы можете заменить.


Задание 1. Предложите родителям рассмотреть рисунки детей разного возраста и поделиться своими ощущениями, ответив на вопросы:

• Как чувствует себя этот ребенок в семье?

• Насколько ему комфортно с близкими?

• Как он относится к своим родителям?

• Как родители к нему относятся?

• Что вы можете сказать о самооценке ребенка?

• Что хочет сказать своим рисунком ребенок родителям? Или просто взрослым?


После обсуждения впечатлений и мнения родителей о состоянии ребенка, который нарисовал этот рисунок, можно дать небольшое разъяснение.

Не стоит подробно обсуждать детали и/или обучать родителей интерпретации детских работ. Это будет лишним. Задача рисуночных тестов – почувствовать эмоциональное состояние юного художника.

Обозначьте, что рисунок ребенка – это не толковый словарь, с помощью которого можно разъяснить каждую деталь или элемент. Это скорее сложная и неоднозначная система совокупных сведений о возрастных особенностях ребенка и причинно-следственных связях его взаимодействия с социумом. Для анализа рисуночных тестов нужны не только определенные знания, но и большой опыт в детской практической психологии.


Рисунок 1.



Пояснения к рисунку 1.

Это рисунок мальчика, который учится в 6 классе. Здесь изображены папа, сам ребенок и мама. Картинка очень маленькая, но я специально ничего не меняла и не исправляла. Вы видите рисунок именно так, как ребенок расположил его на листе.

Судя по рисунку, отношения в этой семье холодные, но с мамой мальчику комфортнее. Самооценка ребенка занижена. Все фигурки по отношению к самому листу – очень и очень маленькие. Это еще и показатель того, что внутри семьи нет такого понятия как личность. Границы каждого из членов семьи стерты сами по себе, при этом каждый испытывает вмешательство в свое личное пространство, но вынужден терпеть и мириться с этим.

На рисунке нет лиц – они зарисованы, как бы зачеркнуты. То есть связь между членами семьи нарушена, у них нет эмоционального контакта, да и полноценного общения у них нет.

Еще хочу отметить маленькие коротенькие ручки без кистей и пальцев. Такое изображение рук подтверждает отсутствие контакта между членами семьи, а также указывает на то, что люди чувствуют себя достаточно беспомощными. Т.е. они больше полагаются не на себя, не на свою ответственность, а на внешние факторы.

Ребенок воспринимает всю семью пассивной, точнее – апатичной. Он понимает, что защитить его некому. В социуме он одинок, сам за себя. На родителей надежды нет.

Представьте себе, как чувствует себя 12 летний парнишка, вынужденный выживать во враждебном и непонятном мире без поддержки взрослых? В рисунке подросток выразил весь свой дискомфорт.

В реальной жизни эта семья в социальном смысле абсолютно благополучна. Родители и единственный ребенок. Все для него, как говорится.

Вот только родительское желание быть хорошими и правильными приводит к тому, что они скорее наорут на сына в присутствии одноклассников, поверят жалобам учителей и поддержат их претензии, чем выслушают и постараются понять собственного ребенка.


Рисунок 2.



Пояснения к рисунку 2.

Этот рисунок мальчика Юры, дошкольника 6 лет. Здесь изображены мама, папа и сам ребенок между ними.

Юра – усыновленный ребенок. Он оказался в семье в очень маленьком возрасте. Родители обратились к психологу, когда усыновили второго ребенка, девочку. Обратите внимание, мальчик сестру не нарисовал. Так проявляется его ревность. С ее появлением Юра почувствовал, что ему недостает родительской любви, что его ограничивают во многом. Родители действительно контролируют его, одергивают, делают замечания, т.к. он ребенок активный.

Юра бессознательно пытается избежать тревоги и конфликтов. Поэтому он нарисовал себя в коробочке-домике. Так он прячется от родительского давления как от опасности. Для мамы тоже нарисована коробочка – ребенок как бы показывает, что маму надо «держать в узде».

В целом рисунок позитивный – мама желтенькая справа, папа синенький, а сам художник фиолетовенький).


Рисунок 3.



Пояснения к рисунку 3.

Этот рисунок выполнен мальчиком, учеником 3-го класса по заданию нарисовать свою семью в виде какого-нибудь животного.

И вот перед нами дракон о трех головах, весь в когтях. С одной стороны, это вроде как единое целое, а с другой стороны – каждый сам по себе как лебедь, рак и щука.

Каждый в этой семье тянет в свою сторону, все агрессируют и никак не могут наладить контакт друг с другом. Внешне похоже, что семья стремится к согласию, но каждому важнее быть правым и отстоять свою точку зрения, нежели услышать близкого человека. Какое уж тут доверие?


Рисунок 4.



Пояснения к рисунку 4.

Рисует мальчик дошкольник, один из пары однояйцевых близнецов. Живет в семье, которая состоит из бабушки, дедушки, мамы, его самого и брата.

Иван в своем рисунке изображает только маму и себя. Больше никого. На картинке нет ни второго брата, ни бабушки с дедушкой. Из этого можно сделать вывод, что теплых взаимоотношений в семье нет.

По факту руководящую роль в этой семье выполняет бабушка. Мама мало что из себя представляет. Дедушка тоже имеет небольшой авторитет. Никакого единства в воспитании нет: сегодня это можно, завтра это же самое нельзя. Бабушка говорит одно, мама совсем другое, у дедушки есть свое мнение. Взрослые друг с другом своих действий не согласовывают, каждый считает правым только себя.

Братья достаточно избалованные, у них нет никаких ограничений, нет абсолютно никаких рамок. Они творят что хотят, манипулируют друг другом и взрослыми. Можно предположить, что мальчиков любят, но постоянно сравнивают их и противопоставляют друг другу. Поэтому между братьями существует дикая ревность и постоянная борьба за то, чтобы быть ближе к маме.


Рисунок 5.



Пояснения к рисунку 5.

Этот рисунок подростка, ученика 7 класса, выполнен по заданию изобразить свою семью в виде каких-либо существ. Мне пришлось увеличивать само изображение, иначе его невозможно было бы рассмотреть.

Итак, на рисунке чудная семья рыб. Плывут цепочкой, пассивные, безмолвные, холодные по отношению друг к другу. Папа выбрал направление и все молча погребли за ним.

Дети рисуют так, как чувствуют… В таких рисунках все, что есть на самом деле. Без обмана, без желания выглядеть как-то иначе, поприличнее, что ли.


Важный момент! Для проведения рисуночного теста рекомендую использовать те рисунки, которые ребенок нарисовал при вас и в отсутствии родителей. Рисунки, принесенные из дома или нарисованные во время диагностики при родителях, будут сглаженными, «припудренными».


Если ребенок понимает, что родитель рядом и может увидеть его художества, он будет рисовать с оглядкой. Будет опасаться оценки и мнения родителя.

Это легко проверить, показав родителю рисунок ребенка, который он сделал на приеме у психолога. Большая часть мам и пап тут же начинает наезжать на «художника». Особенно выразительно ведут себя как раз те, кто не понимает своих перегибов в воспитании:

– А че это ты меня так нарисовал?

– А ты что, не знаешь, что в твоей семье еще папа есть?

– Ты что, глупый? А куда ты брата дел?

Ребенок начинает рисовать под давлением, и получается все то же самое, что родители могут увидеть дома и то, что дети сами хотят им показать.

Поэтому для чистоты восприятия ситуации нам нужен диагностический материал, который ребенок выдаст только тогда, когда будет точно уверен, что все это останется у специалиста и к его родителям не попадет.

Итак, используя причинно-следственный подход и демонстрируя родителям детские рисунки, которые ярко показывают, что внешняя картинка и внутреннее состояние ребенка довольно далеки друг от друга, мы разрушаем родительский миф о том, что это некие «злые силы» заколдовали их детку. А им, бедным, теперь приходится все расхлебывать.

Большая часть родителей осознает, что любя своего ребенка всем сердцем, они на самом деле делают что-то не так и невольно травмируют детскую психику.

Пришло время пояснить, почему так происходит.

Что вызывает у ребенка дискомфорт? Почему ребенок не доверяет собственным родителям?

На этом этапе важно подключить родителей к исследованию. Поэтому имеет смысл поговорить о причинах детского дискомфорта через выполнение следующего задания.


Причины детского дискомфорта


Задание 2.

• Назовите 5 и более признаков детского дискомфорта.

• По каким симптомам вы (родители) можете предположить, что ребенок испытывает дискомфорт в семье?

• Каким образом ребенок может проявлять дискомфорт (поведение, действия, привычки)?


Далее стоит пояснить родителям, что самая главная причина детского дискомфорта – это неудовлетворенные потребности.

Традиционно пояснение главной причины дискомфорта вызывает родительское недоумение. Как? Что? Почему? Ведь все для ребенка, для его блага! Какие еще неудовлетворенные потребности?

Поэтому возникает необходимость подробно разъяснить это родителям, сделав акцент на том, как детские потребности видят родители, и как их ощущают дети. Корень проблем находится как раз в этой разнице восприятия.


Детские потребности глазами детей и их родителей.


Среди детских потребностей можно выделить 5 основных групп:

• физиологические потребности,

• потребность «я есть»,

• потребность «я любимый»,

• потребность «я хороший»,

• потребность «я могу».


Потребности физиологические – это потребности в пище, в одежде, в жилье, в личном пространстве. Чаще всего именно эти потребности удовлетворяются родителями. Для многих из них самое важное, чтобы ребенок был сыт, одет, обут.

Но для детей эти потребности – далеко не самое главное. Для их удовлетворения достаточно минимума. У ребенка нет понимания: дорого это или дешево, является ли эта еда супер-хорошей или простой.

Важно, чтобы было не холодно, не хотелось есть и было место, чтобы удобно поиграть. Как правило, именно эти физиологические потребности детей решены. По крайней мере родители, которые обращаются ко мне, материально своих наследников обеспечивают.

Поэтому из работы с эмоциональным дискомфортом группу физиологических потребностей я исключаю.

Потребность в признании, безусловном принятии, т. е. Я – ЕСТЬ, Я – ЕСТЬ И ВСЕ, что хотите с этим делайте. Я пришел в этот мир, я такой, какой я есть, и просто принимайте меня, ничего не требуя взамен. Таким образом удовлетворить эту потребность можно просто признавая ребенка как человека и его право БЫТЬ ЛЮБЫМ, БЫТЬ СОБОЙ.

Потребность в любви – «я любимый». Что это значит? Как она проявляется? Как ее воспринимают дети?

Для детей эта потребность воспринимается через следующие составляющие: внимание, ласка, тепло, понимание и безопасность.

На первый взгляд все просто. Вот только родителями и детьми эти понятия воспринимаются совершенно по-разному.

Потребность во внимании. Для детей это то время, которое они получают от родителей. Причем не формальное присутствие родителей дома, а время взаимодействия непосредственно с ребенком.