Парадокс любой власти, в какой бы форме жестокой диктатуры она не осуществлялась, заключается в том, что она объективно вынуждена создавать условия и обеспечивать жизнедеятельность людей хоть в минимальном объеме, даже если власть не провозглашает таких целей, потому что население государства является основой существования общества и соответственно самой власти.
Собственно форм власти по способу их формирования существует всего две: монархия и республика.
Монархия – форма правления, при которой верховная, государственная власть частично, или полностью, принадлежит одному лицу – монарху (королю, императору, эмиру и т. п.) и передается по принципу наследования[23].
Республика (лат. respublica, букв. общественное дело) – форма государственной власти, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, на основе «выборов» населения на определенный срок. Это форма государственной власти, когда власть декларативно принадлежит всем (народу), во всяком случае юридически (по Конституции обозначается как демократическая республика), и применяется, во всяком случае в принципе, демагогически ко всеобщему благу[24]. Обозначение государств республиками абсолютно безграмотно, т. к. республика – это не общественное устройство (общественный строй) государства, или тип общества, а всего лишь способ выбора органов власти. Обозначение республик к тому же еще демократическими, безграмотно вдвойне, потому что демократии как власти народа над народом не может быть, в принципе. Особенно в связи с тем, что понятие «народ» отсутствует и власть народа над народом – это полная бессмыслица. По поводу демократии, о которой говорилось раньше, необходимо еще раз напомнить, что слово «демос» в действительности означает не народ, а название района Афин, в котором проживали богатые рабовладельцы, обладающие правом голоса. Однако, даже в тех случаях, когда говорят о демократических выборах, означающих «всенародные», в действительности это мероприятие невозможно осуществить ни технически, ни физически, ни абстрактно, теоретически. Это обстоятельство вызвано абсолютной вульгарностью используемых подобных понятий для обозначения социальных норм. Например, свобода может быть только личная и неограниченная. Ограниченная свобода – это не свобода, а тюрьма, и отсутствие свободы. Поэтому свобода слова, свобода собраний, митингов, шествий и т. п. – это пустые декларации, потому что в любом человеческом сообществе, а тем более в обществе целого государства, как и любых человеческих объединениях, личная свобода отсутствует в принципе, потому что объективно замещается общественными (всеобщими, социальными) универсальными безличностными нормами на «свободу» и все другие общие взаимоотношения в обществе[25]. Понятия свободы по отношению к чему-либо вообще не существует. Точно такая же понятийная бессмысленность конституционного термина «право»: право на жизнь, на труд, на отдых, на жилище, на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в отправлении правосудия и т. д и т. п.[26]. Что такое в понятийном смысле термины «свобода» и «право» никто не может определить. Поэтому в Конституциях любых государств декларативно перечислены права и свободы граждан, но ни что это такое, ни как это понимать, никаких способов и никаких гарантий их реализации не указано, кроме борьбы за эти свободы и права. Более того, указаны права, которые в принципе не осуществимы: например, «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»[27]. Именно бессмысленность и невежество государственных нормативно-правовых документов порождают такие антисоциальные и антигуманные явления в обществе как справедливость, мораторий на смертную казнь, гендерное равноправие, сообщество ЛГБТ, однополые браки, ювенальная юстиция и пр.
Совместная с другими жизнедеятельность человека в обществе, точно так же, как и существование самого человеческого общества, возможны только при жестком соблюдении разумных и гуманных общих норм и правил, установленных институционально, без согласия каждого члена общества и всех граждан в целом. В этом залог существования, как ни странно, разумного общества.
Собственно сама государственная власть, в частности в РФ, осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим субъект властной деятельности разделен на самостоятельные и не зависящие друг от друга законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые непосредственно никак не связаны с объектами правового воздействия (например, согласно ст. 10 Конституции РФ). Более того, в отличие от управления в организациях, деятельность законодательных и исполнительных органов власти обязательно дополняется деятельностью различных государственных учреждений, непосредственно не относящихся к органам власти, но которые обеспечивают разработку решений, а также эффективное и своевременное исполнение властных решений по правопорядку, физической, экономической, идеологической и психологической защите территории и населения страны, правоохранительной и пенитенциарной системе, здравоохранению и медицине, воспитанию и образованию, социальной защите и социальному страхованию и т. д.
Какие особенности отличают властную деятельность от управленческой. Прежде всего, управленческая деятельность самостоятельно в полном объеме выполняется системой управления, которая является субъектом и непосредственно связана с объектом управления и в этом смысле представляет собой один из элементов (атрибут) единой структуры организации. Властная деятельность реализуется органами власти никак непосредственно не связанными с объектами воздействия. Основной целью управленческой деятельности является разработка и реализация управленческих решений по организации процессов материального производства на сугубо формализованной знаниевой основе в реальном времени и пространстве. Основной целью законодательной власти является разработка и реализация стратегии социально-экономического развития государства и его территориальных образований разного уровня на период 5-20 лет, а также нормативно-правового обеспечения для ее реализации. Целью органов исполнительной власти – обеспечение реализации выбранных вариантов стратегии динамики территориальных образований разного уровня в рамках экономической политики государства, т. е. конкретизация и установление целевых задач организациям-исполнителям на текущий год на основе декомпозиции целевой стратегии в соответствии с территориальной структурой государства. Основной задачей судебных органов власти является обеспечение соблюдения формальных требований установленных законами и другими нормативно-правовыми актами правил взаимоотношений и норм поведения в обществе.
Основным средством осуществления властной деятельности (правления) являются всеобщие (социальные) долговременные институционально установленные универсальные нормы (стандарты, технические условия и т. п.) и правила взаимоотношений и поведения во всех сферах, отраслях и видах жизнедеятельности на всей территории государства. В случае необходимости возможно силовое принуждение. Для осуществления своей деятельности органы власти привлекают достаточно большое количество научно-исследовательских и проектных организаций и государственных учреждений, не входящих в состав органов власти. Собственно, именно для разработки стратегии социально-экономического развития государства на 5-20 лет, технических и организационных проектов реализации этой стратегии, государственной и отраслевой нормативно-законодательной базы, государственных отраслевых стандартов и нормативов, инструктивно-методического обеспечения для реализации стратегии динамики территориальных образований разного уровня по распоряжению органов власти привлекаются академические и отраслевые (прикладные) научно-исследовательские и проектные институты. По существу, органы государственной власти только рассматривают, выбирают и утверждают варианты стратегии социально-экономического развития государства и стратегии динамики территориальных образований разного уровня в рамках экономической политики государства, а также нормативно-правовую базу обеспечения реализации этих вариантов стратегии.
Таким образом, независимо от обозначения органов власти для обеспечения выполнения властной деятельности в части разработки властных решений и принуждения к их выполнению всегда требуется достаточно большой контингент исполнителей, поэтому любая государственная власть всегда реально представляет собой огромное количество специалистов, помимо непосредственно работников органов власти. Причем, как уже указывалось, для разработки и реализации стратегических решений по динамике всех составных элементов государства и общества и разработке нормативно-правового обеспечения, помимо непосредственно законодательных и исполнительных территориальных органов власти разного уровня, привлекаются специалисты академических, прикладных отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов и других государственных организаций. Однако при этом, в конечном итоге, все коллективно разработанные и принятые решения утверждаются и направляются на исполнение только одним лицом, объективно реализуя принцип единоначалия власти. Именно участием в разработке и реализации властных решений огромного количества людей и длительное время осуществления этих решений порождает объективную безответственность органов власти.
Единоначалие, или диктатура, – это естественная основа любой групповой власти и любой совместной кооперативной, или коллективной, деятельности в обществе. Точно так же, как и для многих видов производственной деятельности, единоначалие является основой принятия решений такими должностями как командующий войсками, командир экипажа, капитан корабля, генеральный конструктор, директор и т. д. Кстати, нравственный и моральный облик любого начальника, и диктатора, в том числе, естественно, помимо личностных качеств, воспитания и образования, в значительной степени определяется существующим в обществе корректным и разумным используемым понятийно-категориальным аппаратом всех основных теорий социального характера, таких как экономика, общественное устройство государства, управление, власть и таких понятий, как человек, жизнь человека, государство, общество, народ, власть, управление, собственность и т. д.
Как показывает история развития человеческой цивилизации именно диктатор, стоящий во главе государственной власти, по существу, один определяет характер, содержание и динамику стратегического развития, или деградации, общества. Естественно, многое зависит от его непосредственного окружения («серые кардиналы», тайные и официальные советники, помощники, фавориты, приближенные и т. п.), но, тем не менее, все решения, в конечном итоге, принимает он сам, единолично. Таким образом, по сути, именно диктатор «творит» историю. Парадоксальность этой проблемы проявляется в том, что как ни странно, но история развития человечества, ее «зигзаги» и направления динамики, помимо естественных стихийных катаклизмов, в определяющей степени зависят от деятелей органов власти – диктаторов крупнейших государств мира. Поэтому тенденции исторического развития человечества, как ни странно, но складываются в значительной степени не по объективным законам истории (??), а субъективно определяют «сильные личности» эпохи, тот, кто стоит во главе власти – диктаторы крупнейших государств мира. При этом самый сложный и нерешенный вопрос с социальных позиций – это вопрос о выборе высших органов власти, и, прежде всего, диктатора. Как правило, власть всегда захватывают лидеры («вожди») в ожесточенной («смертельной») борьбе за власть (за доминантность), которые одержимы властью. Народы любых государств, как любая толпа, на эти процессы не оказывает никакого влияния. С этой точки зрения всенародные, или демократические, выборы всем населением страны, особенно если страна большая, – это полная профанация всеобщих (всенародных) выборов одного правителя. Здесь можно отметить несколько моментов.
1. Практически никто из числа выборщиков не имеет абсолютно никакого представления какими качествами должен обладать кандидат и, кроме того, абсолютно не знает и не понимает какую деятельность должна выполнять власть и что именно будет делать этот кандидат в действительности[28].
2. Подавляющая часть населения, участвующая в выборах, совершенно не знает реальных фактических качеств кандидатов на выборную должность, кроме пропагандистских лозунгов, и, соответственно, просто не знает, насколько кандидат по своим личным качествам соответствует должности.
3. Практически, никто из принимающих участие в голосовании, не понимает зависимость уровня своей собственной жизни лично от кандидата и органов власти, потому что ориентирован по собственному опыту только, исходя из обыденного местечкового представления о состоянии местного потребительского рынка и местных условий существования, которые в значительной степени определяются объективными природно-климатическими и исторически сложившимися реальными социальными условиями жизни.
4. К сожалению, практически ни технически, ни физически невозможно обеспечить непосредственные контакты и общение кандидата со всеми возможными избирателями с целью личного знакомства с кандидатом каждого избирателя.
4. Подавляющему большинству населения, кроме ближайших сторонников и противников претендента на должность в органы государственной власти, как ни странно, абсолютно безразлично, кого изберут в высшие органы государственной власти, которая реально будет неприступна и находиться недосягаемо далеко.
К сожалению, в настоящее время какая-либо система профессиональной подготовки представителей высших эшелонов власти отсутствует, кроме монархии, где воспитание и обучение ограничено только соблюдением этикета. В ближайшее время возможна профессиональная подготовка только аппарата чиновников, выполняющих формализованную функциональную деятельность, которая к тому же в настоящее время почти полностью автоматизирована. Положение усугубляется тем, что отсутствуют хоть какие-то научные разработки теоретических вопросов организации властной деятельности и необходимых личностных качеств подобных работников органов власти. Поэтому в реальности вместо специальной профессиональной подготовки специалистов можно ориентироваться только на приобретение социального опыта в результате непосредственной работы в органах власти на различных уровнях. Однако, как правило, подобный социальный опыт очень редко играет положительную роль общественного деятеля, заботящегося о нуждах населения и развитии общества. Чаще всего такая позиция превращает диктатора в тирана и деспота.
В определенной степени проблему социального отбора во власть необходимых специалистов можно решать, на основе принципов представительства, используемых, например, при реализации копного права, когда из числа десяти ближайших родов выбирается десятник, наиболее достойный представитель рода, которого все знают и которому все доверяют, потому что он живет рядом со всеми. Десятники выбирают из своей среды, численностью сто человек – сотника, которого знают среди своих, таких же, как и они, десятников. На тех же принципах выбирается тысячник и десятитысячники.
Соответственно, количественно органы власти на местном уровне представляют собой численность сотников и тысячников в зависимости от общей численности населенного пункта. Для органов государственной власти принципы отбора кандидатов можно продолжить, начиная с крупных урбанизированных поселений – мегаполисов и позиции десятитысячник. Можно подобные принципы выбора десятник – сотник – тысячник построить не по родовому, а по профессионально-отраслевому принципу, где личностные характеристики выдающихся специалистов-профессионалов, как правило, знают многие работники отрасли. Здесь десятников и сотников выбирают работники крупнейших отраслевых предприятий. На крупных индустриальных предприятиях градообразующего значения состав проблем и задач, как правило, выходит далеко за пределы чисто производственных, а касается почти всех социальных вопросов: помощь утратившим трудоспособность, вопросы жилья, коммунального обслуживания, транспортирных передвижений, питания, отдыха, физкультуры и спорта, культуры, воспитания, образования, здравоохранения и медицинского обслуживания и т. д. Поэтому опыт решения сложных социальных проблем у высшего управленческого персонала крупнейших промышленных гигантов, особенно, когда они играют роль градообразующего предприятия города, как правило, уже есть. В том числе неизбежно есть и опыт властной деятельности. Затем, уже из выбранных профессионалов происходит дальнейший отбор в органы власти различных уровней. Из числа тысячников могут формироваться органы управления сельских поселений, вследствие их небольшой численности населения.
В органы государственной власти и управления урбанизированных поселений выборы могут происходить из числа десятитысячников, которые лучше знают людей своего круга, чем все население городов и общества в целом, потому что численность выборки уменьшается в 10 000 раз. Более того, как правило, карьерный рост с сотников до десятитысячников объективно обеспечивает накопление социального опыта, а система выборов всегда обеспечивает отбор лучших представителей из относительно небольшой совокупности.
Любые органы власти следует выбирать на срок до 4-5-ти лет, с последующей обязательной сменой до 40–50 % действующего состава. Таким образом, будет происходить профессиональный отбор во власть лучших представителей. Более того, выборщики могут в любой момент отозвать своего кандидата, если он проштрафился, не справляется и не оправдал их ожиданий, и заменить на более достойного и способного. При подобной системе отбора кандидатов во власть будет происходить отбор кандидатов в высшие эшелоны власти только наиболее способных и действительно уважаемых граждан, а, с другой стороны, будет постоянно происходить накопление опыта работы на более низком уровне власти для перехода на следующий, более высокий уровень. В действительности, на каждом уровне власти меняется не только состав задач, структура проблем и масштаб их решения, но практически меняется все, включая характер, содержание, принципы работы и уровень социальной ответственности и эффективности. Предлагаемая система выборов исключает подбор во власть случайных некомпетентных людей, потому что, во-первых, с самого начала выборы производятся из ограниченного набора лучших представителей, а во-вторых, выборы в более высокие уровни власти производятся из кандидатов, которые уже имеют опыт работы на низших уровнях власти и выборы в высшие эшелоны власти из десятитысячников производятся из кандидатов, которые имеют опыт работы во властных органах не менее 15–20 лет (по 5 лет на каждом уровне власти). За это время не только накапливается социальный опыт властной деятельности, но и происходит профессиональная отбраковка не справившихся кандидатов на прежних уровнях за счет обновления органов власти на 40–50 %. Таким образом, обеспечивается последовательный «естественный» отбор наиболее профессионально подготовленных кадров.
Кстати, необходимо еще раз подчеркнуть, что в отличие от управленческой деятельности, власть на всех уровнях ее осуществления, абсолютно персонально безответственна, потому что в принятии властных решений, а тем более в их реализации, принимает огромное количество людей, включая все слои общества. Более того, осуществление властных решений осуществляется в рамках не календарного текущего, а социального, времени, когда установить конкретного виновника практически невозможно и бессмысленно.
При проведении профессионального отбора необходимо учитывать, что представители высших эшелонов государственной власти в личностном плане объективно безответственны, безнравственны и аморальны. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Безответственность, как уже указывалось, обусловлена тем, что в разработке властных решений, которые утверждаются единолично в органах власти, участвует в разное время множество различного рода специалистов различных организаций, а реализация этих решений происходит в рамках социального времени эпох и участвуют в этом в той или иной степени все члены общества. Безнравственность и аморальность представителей высших эшелонов власти объективно обусловлена тем, что единолично утверждаемые властные решения представляют собой сугубо рациональные абстрактные интеллектуальные мыслеконструкции, которые построены на основе формальных рациональных рассуждений, аргументов и формальной логики умозаключений, полностью исключающие неконтролируемые страсти и эмоционально-чувственные нюансы нравственной природы. Как говорят решения «принятые голым рассудком» или «холодной головой»[29]. Разумность принимаемых решений не означает отсутствие гуманности, наоборот, именно с позиций гуманности должна использоваться здравый смысл и разумность человека, которые собственно и являются основным признаком человечности, или гуманности. Для более успешной адаптации в органах власти можно ввести условный годовой испытательный срок с аттестацией по итогам года. Чтобы снизить по возможности риск неадекватного выбора в дополнение к такой системе представительского отбора во власть необходимо обязательно добавить процедуру социального отбора путем многократной специальной диагностики профессиональной пригодности, осуществляемой специально созданными для этого подразделениями вне органов власти.
В связи с тем, что органы власти для разработки стратегии социально-экономического развития территориальных образований и нормативно-правовой базы привлекают большое количество специализированных научно-исследовательских и проектных организаций кадровый отбор в органы власти следует обязательно дополнить профессиональным отбором специалистов в эти организации.
Безусловно, предложение проф. С. В. Савельева о проведении всеобщего церебрального сортинга[30] с помощью мощнейших томографов на основе изучения строения мозга всего населения и социального отбора профессионально пригодных представителей, представляет собой очень опасный, заманчивый и достаточно фантастический вариант возможного далекого будущего, особенно, если учесть отсутствие научно обоснованного списка необходимых личностных качеств на различные профессиональные должности. Без сомнения использование аппаратных методов церебрального сортинга для профессиональной диагностики, предлагаемые проф. С. В. Савельевым, позволило бы грамотно и эффективно решить проблемы для ограниченного контингента, однако даже для этого необходимо решить комплекс социальных проблем нравственного характера по грамотному целевому использованию результатов этой работы.
В то же время, мой личный практический опыт по профессиональной диагностике и расстановке высшего управленческого персонала на строительстве АЭС в СССР в 90-е годы прошлого столетия, свидетельствует о возможности, успешности, эффективности и необходимости проведения подобной работы по ограниченному предварительно отобранному контингенту. Для этого необходимо создать несколько независимых команд профессионалов, включающих медиков, психологов и экспертов по профессиональной диагностике и профессиональной карьерной динамике, которые могли бы проводить независимые многоуровневые исследования персонала. Для эффективного выполнения подобной работы предварительно необходима разработка соответствующих теоретических основ разумной властной деятельности по уровням территориальной организации общества, разработка структуры личных качеств и здоровья работников высшего эшелона власти, способных выполнять подобную деятельность, а также методического обеспечения по проведению профессиональной диагностики и диагностики здоровья. В определенной степени с необходимой коррекцией и доработкой можно частично использовать уже наработанные и апробированные на практике материалы по организационно-кадровому проектированию систем управления, изложенные в части 4. Управление[31].
Теперь что касается властной деятельности урбанизированных и сельских поселений. В рамках стратегии социально-экономического развития государства одновременно формируется и стратегия социально-экономического развития всех муниципальных образований на 5-20 лет. Органы власти муниципальных образований не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно в пределах своих полномочий осуществляют текущую (в рамках одного календарного года) организацию условий жизнедеятельности и функционирования организаций, расположенных на их селитебной территории в соответствии с выделенными бюджетными средствами в рамках экономической политики государства[32]. Властная деятельность муниципальных образований включает в свой состав решение следующих вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности и организации функционирования всех организаций, расположенных на территории муниципального образования: