– формирование и исполнение местного бюджета, установление, корректировка или отмена местных налогов, сборов и нормативов;
– организация обеспечения населения коммунальными услугами, услугами общественного питания, транспортного обслуживания, торговли, проведения досуга, почтовой связи; создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
– охрана правопорядка, организация сбора и утилизации бытовых отходов, содержания кладбищ и свалок мусора.
– организация строительства объектов муниципального жилого фонда, выдача разрешений и документов на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений в пределах конкретного МО, обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
– обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства;
– организация мероприятий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, ликвидации пожаров и их последствий, организация функционирования аварийно-спасательных служб;
– осуществление контроля за использованием земель, лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО.
Органы власти муниципальных образований не выступают в качестве субъекта «управления» даже тех организаций, которые находятся в сфере их компетенции на подведомственной им территории (системы ЖКХ, транспорта, энергетики, охраны правопорядка и т. п.), и тем более совершенно не касаются деятельности отраслевых научно-исследовательских, проектных институтов, научно-производственных объединений и производственных отраслевых организаций государственного и регионального значения, системы воспитания, образования, здравоохранения и медицины.
Собственно в структурах органов власти урбанизированных и сельских поселений нет подразделений для выполнения классического набора управленческих функций, как в производственных организациях. Здесь нет предварительной разработки организационно-технологической и планово-экономической документации деятельности организаций, расположенных на подведомственной селитебной территории муниципального образования, здесь не выполняется классический набор функций планирования, организации, контроля, учета, отчета и анализа по отношению ко всем организациям, расположенным на подведомственной селитебной территории муниципального образования. Вместе с тем, властная деятельность, как и управление в организациях, здесь осуществляется применительно к текущему календарному времени. Особенностью экономической деятельности органов власти муниципальных образований является выполнение специфических функций по текущему календарному планированию и исполнению годового бюджета поселений, поквартального его учета и анализа исполнения бюджета.
С одной стороны, организация жизнедеятельности урбанизированного и сельского поселения осуществляется в форме властной деятельности, т. е. на основе распоряжений, указаний, нормативов, правил в форме нормативных документов, всеобщего характера, обязательных для беспрекословного исполнения без обсуждений и согласия. Причем властная деятельность не предполагает непосредственных контактов со всеми отраслевыми организациями, расположенными на подведомственной селитебной территории муниципального образования. Более того, объектами властного воздействия муниципальных органов управления является, с одной стороны, все население в целом, население по категориям профессиональной занятости и социальному статусу, а также все организации социального назначения, обеспечивающие жизнедеятельность поселения в части обеспечения населения тепловой и электрической энергией, водой, канализацией, уборкой территории и мусора, услугами всех видов транспорта, включая пригородный, всеми видами социальных услуг здравоохранения, медицины, воспитания детей, образования, физкультуры и спорта, ритуальных услуг, пожарной и физической безопасности и др.
С другой стороны, организация жизнедеятельности урбанизированных и сельских поселений реализуется в рамках текущего календарного времени непосредственно обусловленной складывающейся текущей ситуацией в зависимости от природно-климатических или техногенных явлений. В отличие от управления производственными организациями, которое непосредственно охватывает все стороны и элементы производственного процесса, включая обеспечение всеми видами необходимых ресурсов, средств и условий производства, ориентируясь, прежде всего, на технологию и организацию производственной деятельности по всем этапам жизненного цикла продукции, осуществляемых в рамках организации, властная деятельность органов управления урбанизированных и сельских поселений ограничена только обеспечением необходимых условий жизнедеятельности в зависимости от складывающейся ситуации в текущем времени. Решения органов власти муниципальных образований носят общий временной характер, в зависимости от складывающейся текущей ситуации, и совершенно не касаются не только общих отраслевых производственно-экономических показателей деятельности всех организаций, включая и организации социального назначения, но и внутренних организационно-технологических вопросов, вопросов обеспечения организаций сырьем, материалами, трудовыми ресурсами и финансами. Таким образом, властная деятельность органов власти муниципальных образований, реализуется, также как и управление в производственных организациях, в рамках текущего времени в зависимости от реально складывающейся ситуации. Решения органов власти муниципальных образований касаются вопросов обеспечения безопасности и нормальных условий жизнедеятельности населения и по продолжительности исполнения действуют на весь срок времени складывающейся ситуации. Принципиальное отличие властной деятельности муниципальных образований от властной деятельности государственных и региональных образований заключается в том, что деятельность государственных и региональных образований всегда нацелена на будущее, а деятельность органов муниципальной власти всегда ограничена текущей ситуацией, тем более что стратегические цели на перспективу им устанавливаются на государственном и региональном уровне.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Организация жизнедеятельности территориальных образований всех уровней реализуется, как властная административно-распорядительная деятельность в форме нормативно-правовых актов, устанавливающих универсальные общие нормы и правила взаимоотношений для всех форм социальной организации жизнедеятельности общества и всего населения территории с целью упорядочения социальных процессов жизнедеятельности на длительный период в соответствии с политическим устройством государства и его административно-территориальным делением. С этих позиций решения территориальных органов власти, выступающие в форме нормативно-правовых актов, объективно всегда носят долговременный характер и предназначены для организации стратегии социально-экономического развития страны. Причем, для реализации нормативно-правовых актов, вследствие их всеобщего универсального характера, в принципе, требуется не их понимание, а беспрекословное выполнение, независимо от специфики жизнедеятельности каждого гражданина страны. Объективное различие географических, природно-климатических, исторически сложившихся материально-технических и, соответственно, социально-экономических условий жизнедеятельности отдельных территориальных образований не позволяет осуществить обеспечение одинаковых условий жизнедеятельности населения в различных районах и местах компактного проживания на основе разумной социально справедливой организации жизнедеятельности, т. е. на объяснительной, понятийной основе. Это возможно только институциональным законодательным способом («принудительным путем») на основе обезличенных универсальных социальных норм. Внутренняя стабильность, порядок, устойчивость существования социальных образований территориального типа обеспечиваются, с одной стороны, непосредственно системой институционально закрепленных норм права, подкрепляемых физической защитой общественно-политического устройства (строя) различными «силовыми ведомствами», а с другой стороны, – косвенным, путем формирования соответствующих идеологических и нравственных стереотипов через систему воспитания и образования населения страны, а также через средства массовой информации. При этом наиболее эффективным способом, обеспечивающим внутреннюю стабильность и жизнестойкость государства, наряду с прямым институциональным воздействием, является косвенное – путем формирования у населения «необходимого» обыденного, прагматического, идеологического (политического, или религиозного) правосознания через соответствующие идеологические и конфессиональные организации и средства массовой информации и, прежде всего, через систему воспитания и образования. Если через систему воспитания формируется нравственная основа мировоззрения, характера и поведения людей, то через систему образования реализуется гуманистическая разумная стратегия организации жизнедеятельности общества в его различных формах. Стратегическая динамика отраслей и территориальных образований разного уровня принципиально отличается не только от перспективного планирования деятельности производственных организаций, но и различается между собой.
Объектами управления отраслевых и территориальных органов власти являются не только производственные отрасли народного хозяйства, но все остальные социальные сферы жизнедеятельности, т. е. все стороны организованной жизни и деятельности человека в обществе. Это, естественно, требует иных критериев при формировании стратегии социально-экономического развития государства. Если критериальной основой оценки эффективности управления в производственных организациях могут служить технико-экономические показатели планируемой производственной деятельности организации, т. е. обеспечение расчетного уровня производственных затрат по отчетным календарным периодам, то подобную оценку эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов власти сделать невозможно в силу того, что любые органы власти таких показателей деятельности не имеют и объективно безответственны. Это обусловлено тем, что властное воздействие, осуществляемое на отраслевом и территориальном уровне строится во времени социальных процессов и в форме политики, когда целесообразность стратегических решений определяется на основе социальных приоритетов, а не хозрасчетной, локальной, экономической эффективности отдельных производственных организаций. Социальная эффективность рассчитывается не как локальная экономическая эффективность производства готовой продукции, а представляет собой социально-экологическую пользу, или ущерб, в результате реализации стратегических решений. Особенность властной деятельности заключается в том, что организация жизнедеятельности общества должна осуществляться с учетом антропогенных факторов воздействия на объективные законы эволюции флоры, фауны, атмосферы, биосферы, литосферы и гидросферы с тем, чтобы сохранить экосистему планеты Земля. Поэтому в содержании властной деятельности на всех уровнях территориальной организации общества должны найти отражение решение проблем экологической безопасности.
Основными целями деятельности территориальных органов власти являются обеспечение жизнедеятельности в нормативных рамках социальных организованных территориальных образований и производственных организаций, функционирование и защита территории, обеспечение внешней и внутренней физической и экономической безопасности жизнедеятельности населения. Как уже указывалось, властные воздействия органов власти отраслевых и территориальных образований осуществляются обезличено одновременно всем организациям в форме нормативных актов. Отсутствие непосредственных договорных материальных и организационно-экономических отношений с «объектами управления» и реализация властных полномочий, включая экономические отношения, на основе нормативно-правовых актов объективно предполагают отсутствие правовой и экономической ответственности органов власти за свою деятельность, т. е. за принимаемые и реализуемые решения (за исключением нарушений уголовного характера)[33]. Это обстоятельство является отличительной особенностью деятельности отраслевых и территориальных органов власти.
Структура органов власти всегда отражает тот комплекс проблем, которые призваны решать органы власти данного уровня территориального образования, санкционированные органами государственной власти. Разделение властных полномочий по уровням территориальных образований осуществляется в соответствии с конституцией страны и другими законодательными актами мега- и метасистем. Как правило, органы власти решают не формализованные и алгоритмизированные производственные задачи, а социальные неформализуемые, или слабо алгоритмизированые, государственные и социальные проблемы вероятностного характера, которые обусловлены прогнозными исходными данными. Это является еще одним принципиальным отличием органов власти территориальных образований от управления производственными организациями. Наличие нефункциональной прогностической деятельности по разработке стратегии социально-экономического развития территориальных образований разного уровня требует использования творческих способностей (личностного ресурса) отдельных работников органов власти, что объективно приводит к уникальности органов власти территориальных образований, обусловленной особенностями наличного кадрового ресурса. В этом смысле, по человеческому ресурсу все органы власти, также, как и любые формы организации жизнедеятельности, являются уникальными (неповторимыми) и потому между собой несравнимы. Эффективность властной деятельности может быть обеспечена только при соответствующем равноправном общественном устройстве и политическом строе без частной собственности и бессмысленной финансово-денежной системе.
Основой властной деятельности всегда является принуждение выполнять институционально установленные нормы права, подкрепляемое в случае нарушения силовыми методами, включая физическое воздействие, с помощью правоохранительных органов и посредством изоляции нарушителей закона в специальных зонах. Власть в социально ориентированном обществе может быть представлена тремя ветвями власти: законодательной – в форме советов народных депутатов, осуществляющих законодательное и нормативно-правовое обеспечение организации жизнедеятельности и стратегическое управление развитием общества, исполнительной – в форме исполнительных комитетов, реализующих текущее и оперативное управление территориями, и судебной – в виде системы судов: конституционного, гражданских, мировых и арбитражных судов по всем территориальным уровням, осуществляющих судебное производство и прокурорский надзор.
Исходя из принципов «естественной» модели общественного строя и общественной принадлежности всего созданного трудом человека, система разумной организации жизнедеятельности общества должна строиться на уровне государства в целом и может быть только централизованной. Безусловно, в основе деятельности органов власти территориальных образований разного уровня обязательно лежит декларируемая идеологическая конструкция социально-политического устройства организации жизнедеятельности общества. Формально социально-политическое и административно-территориальное государственное устройство, как правило, декларируется и закрепляется в нормативно-правовой системе. Однако последняя, как основа существования государства и административно-территориальных образований, реализуется принципиально по-разному. Нормативно-правовые акты, включая основной закон – конституцию страны, направленные на защиту (сохранение) существующего социально-политического устройства общества и правящего режима, создаются на весь срок существования действующего строя. К таким нормативным актам относятся законы и постановления, нормативно определяющие все стороны жизни и деятельности населения государств, взаимоотношения всех форм социальной организации жизнедеятельности общества: гражданское, административное, трудовое, хозяйственное, уголовное законодательство, судебно-процессуальные акты, технические, технологические и социальные нормы жизнедеятельности (государственные стандарты, социальные нормы) и т. п. Естественно, эти нормативно-правовые акты носят долговременный, относительно неизменный (стабильный, консервативный) характер[34], потому что предназначены для обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития территорий страны на период 5-20 лет. Объективное различие географических, природно-климатических, исторически сложившихся материально-технических и, соответственно, социально-экономических условий жизнедеятельности отдельных регионов не позволяет осуществить обеспечение населения в различных районах и местах компактного проживания жизненно необходимыми продуктами потребления на основе разумного социально справедливого перераспределения, т. е. на объяснительной, понятийной основе. Это возможно только институциональным законодательным способом на основе динамичных обезличенных универсальных социальных норм, районированных по регионам с учетом местных особенностей. Динамика социальных норм осуществляется в соответствии с изменением уровня социально-экономического развития государства в его административно-территориальной структуре. Внутренняя стабильность, порядок, устойчивость существования государства обеспечиваются, с одной стороны, непосредственно системой институционально закрепленных норм права, подкрепляемых физической защитой общественно-политического устройства различными силовыми ведомствами, а с другой стороны, косвенно – путем формирования соответствующих идеологических и нравственных стереотипов через систему воспитания и образования населения страны, а также средств массовой коммуникации. Таким образом, наряду с прямым институциональным воздействием, обеспечивающим внутреннюю стабильность и жизнестойкость государства, используется и косвенное – путем формирования у населения «необходимого» обыденного, прагматического идеологического правосознания через системы воспитания и образования.
Некоторые теоретические вопросы деятельности органов власти, связанные с целеполаганием и декомпозицией целей, диагностикой и прогнозом демографической динамики, разработкой стратегий социально-экономического развития территориальных образований рассматриваются в дальнейшем.
Ликбез 3–2. Демография
Анализ и прогноз демографической динамики территориальных образований разного уровня
Обоснование стратегических направлений динамики социально-экономического развития отраслей экономики государства и территориальных образований разного уровня определяется, прежде всего, складывающейся демографической ситуацией. Урбанизированные и сельские поселения являются одной из основных форм существования человека в местах компактного проживания людей, поэтому целью социально-экономического развития этих образований является обеспечение условий жизнедеятельности и соответствующего уровня благосостояния населения, проживающего на территориях этих образований. Уровень благосостояния всех категорий населения, проживающих в урбанизированных и сельских поселениях в перспективе определяется стратегией отраслевого развития, которая зависит от динамики и структуры населения в этих территориальных образованиях, и, в первую очередь, от наличия трудоспособного населения. С этой точки зрения анализ и прогноз динамики демографической ситуации является основой формирования стратегии социально-экономического развития отраслей экономики государства и территориальных образований разного уровня и, прежде всего, урбанизированных и сельских поселений. С другой стороны, стратегия социально-экономического развития территориальных образований в определенной степени определяет демографическую динамику, структуру и стратификацию населения в урбанизированных и сельских поселениях.
Анализ динамики внутреннего состояния экономики любого территориального образования должен начинаться с анализа демографического состояния, т. к. общий уровень благосостояния населения зависит от соотношения численности трудоспособного и занятого населения с численностью населения, требующего социальной поддержки, а изменение технико-экономических показателей каждой отрасли зависит, прежде всего, от демографических показателей и наличия трудоспособной части населения. От глубины, т. е. от длины временного лага демографического анализа по отдельным сферам жизнедеятельности, зависит качество анализа динамики состояния этих отраслей и достоверность оценки общей характеристики социально-экономической динамики территориальных образований. В то же время прогноз динамики демографического состояния – это основа для формирования целей и стратегии отраслевого и территориального развития общества, т. к. именно наличие трудоспособного населения позволяет обеспечить определенный уровень благосостояния в зависимости от динамики структуры населения в урбанизированных и сельских поселениях и динамики демографической нагрузки[35].
Сложность проведения анализа и прогноза демографического состояния заключается в том, что социально-экономическая политика и политика трудовой занятости строится на принципах разделения населения по половозрастным группам. При анализе демографической динамики социально-экономическая политика выступает одной из основных причин динамики демографических изменений. Причины, как правило, имеют неоднозначный достаточно сложный комплексный характер. Прогноз демографической динамики урбанизированных и сельских поселений, с одной стороны, строится непосредственно в зависимости от характера динамики отраслевой экономики государства, а с другой стороны, в свою очередь, оказывает влияние на формирование стратегии социально-экономического развития территориальных образований различного уровня.
Анализ и прогноз демографической ситуации проводится в структуре следующих показателей. Численность населения по половозрастным группам, национальный состав, рождаемость, смертность, в том числе в младенческом возрасте и по возрастным группам, в том числе от естественной смерти, в зависимости от видов болезней, числа самоубийств, в результате несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, в результате ДТП, техногенных катастроф, стихийных бедствий. Причины рождаемости и смертности. Расчет удельных показателей рождаемости и смертности на 1000 населения. Динамика семейных отношений: количество зарегистрированных и гражданских браков, разводов, причины, классификация семей по количеству детей, характеристика экономического состояния семей. Характеристика миграционных процессов: численность прибывших и уехавших мигрантов, в том числе из каких стран, численность нелегальных мигрантов, их занятость по отраслям, причины миграции. Численность вынужденных переселенцев и беженцев.
Для характеристики общего экономического уровня жизни населения необходим анализ динамики населения по социально-экономическим показателям. Анализ экономических характеристик по основным категориям и группам населения: оценка труда, социальные выплаты и размер социальных выплат, средний доход семьи, структура семейного дохода, пособия, дотации, результаты различных программ социальной поддержки населения в зависимости от складывающейся ситуации в стране, регионе и в местах проживания. Структура основных расходов населения по статьям затрат: питание, одежда, жилищно-коммунальные услуги, бытовые расходы, здоровье, физкультура и спорт, воспитание, образование, культура, досуг, отдых, медицинское обслуживание и т. п. Распределение населения по величине среднедушевых доходов и расходов. Численность населения с доходами ниже прожиточного уровня, основные причины.
Численность трудовых ресурсов, численность населения, не занятого в экономике, состоящего на учете в органах государственной службы занятости, численность безработных по уровню образования, по обстоятельствам незанятости, по способам и продолжительности поиска работы, по профессиональной принадлежности к занятиям, численность занятых в экономике, численность военнослужащих и занятых в силовых структурах. Численность занятых по уровню образования. Для анализа условий труда и производственного травматизма необходимо рассмотреть динамику численности работников, занятых на вредных производствах и опасных условиях труда, потери рабочего времени в результате временной нетрудоспособности, уровень травматизма по основным отраслям деятельности.
Помимо общих показателей (численность, национальный состав, естественные прирост и убыль населения, миграционные характеристики и т. п.) необходимо установить динамику демографических характеристик уровня занятости по основным сферам жизнедеятельности, так как именно они позволяют обоснованно определять возможные и необходимые стратегические направления отраслевой динамики и стратегию экономического развития государства. Для этого, прежде всего, устанавливается численность занятых в промышленности, в том числе по отраслям: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, электроэнергетика, добыча полезных ископаемых, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, обрабатывающие производства, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, легкая промышленность, пищевая промышленность, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, спорт, организация досуга и развлечений, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, гостиницы и рестораны, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, прочие виды экономической деятельности.