Книга Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование - читать онлайн бесплатно, автор В. С. Соловьев. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование

В связи с тем, что в настоящее время большинство государств являются многонациональными[95] и много этническими разных композиций, существование различных групп населения в каждой стране по исторически сложившимся социально-экономическим характеристикам, национально-культурным традициям и жизненным стереотипам, общественному устройству и организации жизнедеятельности объективно отличается друг от друга. Все это требует для каждого государства разработки специально приспособленных для различных групп населения систем воспитания (социализации), просвещения и обучения. В настоящей работе мы ограничимся только рассмотрением Российской Федерации, исходя из территориальных природно-климатических и геополитических особенностей в результате ее исторического идейно-политического и социально-экономического развития. Однако принципы построения и тенденции стратегических изменений систем воспитания, просвещения и обучения, предложенных для РФ, могут быть с успехом при некоторой коррекции использованы и в других странах.

Игнорируя проблему уникальности человека, исследователи используют различные основания для классификации и разделения человечества на группы: на расы (негроидная или экваториальной, монголоидная или азиатская или азиатско-американская, австралоидная или веддо-австралоидная или индо-австралоидная и европеоидная или кавказоидной или евразийская) и множество других классификаций, по цвету кожи (краснокожие – для египтян, желтокожие – для народов востока, белокожие – для народов севера, чернокожие – для южных народов), по группам крови, по знакам зодиака в классической астрологии (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы) или по китайскому гороскопу (бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, кот и крыса), по типам темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), по типу личности (интроверт, экстраверт) и т. д. и т. п. Однако все подобные типологические деления человека построены на выделении каких-то отдельных специфических особенностей человека и не никак не связаны с условиями социальной среды и социума, где люди собственно осуществляют свою жизнь и деятельность. Вместе с тем именно социальная среда является основой поведения человека в обществе, формирует его характер и оказывает влияние на процессы эволюции человечества. С этой точки зрения наиболее адекватными обобщающими характеристиками человека, отражающими его суть, являются мировоззрение и характер человека, который собственно отражает практическую реализацию мировоззрения.

Индивидуальное личностное развитие каждого человека определяется целым рядом факторов как естественных биологических наследственных, так и искусственных социальных. В качестве пассивных искусственных факторов для раскрытия индивидуальных возможностей человека являются условия среды обитания и общественного устройства государства, а качестве активных искусственных – система общественного воспитания и обучения. Однако любая общественная система воспитания (социализации) и обучения не может в принципе обеспечить индивидуальное развитие каждого человека в соответствии с его уникальными особенностями. Общественная система воспитания (социализации) и обучения для большинства населения объективно может быть реализована только для ограниченного круга вариантов развития отдельных популяций человека в конкретных местах их проживания. Поэтому для решения проблем общественного воспитания (социализации) и обучения необходима классификация населения государств. При этом индивидуальное развитие людей может быть обеспечено за счет самостоятельного личностного духовного развития на единой базовой основе общественной системы воспитания (социализации) и обучения путем предоставления ему соответствующих условий, но в рамках соблюдения установленных социальных пределов, исключающих разрушение социума, государства и объективного мира в целом.

У всех народов, населяющих различные государства, должны обязательно быть несколько одинаковых базовых качеств, которые обеспечивают устойчивость и жизнеспособность любого общества и Человечества в целом. В качестве таких качеств можно выделить два: социальность, а точнее, социумность, и трудоспособность. Под социальностью, или социумностью, следует понимать осознанное чувство того, что человек объективно является членом, неотъемлемым элементом (атрибутом) того социума – единства общества и экосистемы, в котором он существует и без которого он жить и чувствовать себя человеком не может. Его поведение не должно разрушать ни общество, ни государство, ни окружающую среду и поэтому каждый человек должен социализировать (принимать) основные общественные нормы, институционально установленные, или исторически сложившиеся неписанные, как свои естественные «врожденные» (природные) внутренние убеждения. При этом социум должен восприниматься как неразрывное единство общества-государства с его общественным устройством и экономикой, природной и искусственной экосистемой (средой обитания). Такое восприятие возможно только в том случае, если человек чувствует себя и действительно является равноправным (полноправным, как все) участником общественной жизни. Для этого существующий общественный строй государств должен быть перестроен на гуманистических принципах «естественной» модели равноправного общественного устройства. Любая ущербность такого восприятия является закономерным результатом неравноправия в обществе. Поэтому для реализации этого качества характера человека необходима предварительная перестройка общественного строя государства на принципах равноправия и без частной собственности как основы неравноправия.

Под трудоспособностью должно пониматься такое качество-чувство человека, когда труд воспринимается и действительно является не обязанностью, не долгом, не насилием, не принуждением, а естественной основой его жизни, его желанием, стремлением, жизнью его самого, семьи и народа (общества) в объективном мире. Эти качества характера каждого человека по существу являются нравственной основой мировоззрения человека, которое по другим его составляющим может различаться у разных групп населения (народов) государства, например, в разрезе этикотипов[96]. Хотя мировоззрение, или образ мыслей, в принципе должен быть разный вследствие уникальности каждого человека, однако в результате длительного совместного проживания в каждом обществе-государстве можно выделить несколько в своей основе примерно одинаковых уровней развития мировоззрения и применительно к ним построить типологию людей и соответствующие системы воспитания (социализации) и обучения[97].

Мировоззрение как социально-исторический феномен представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов человека, оценок, принципов и образных представлений мира, места в нем человека, общества и человека в их сложных взаимоотношениях. Мировоззрение – это духовная осознанная форма соотнесенности человека с миром, с окружающей реальной действительностью. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нем человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя. Мировоззрение как совокупность взглядов, определяет жизненные позиции, программы поведения, действия людей и придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Основой, фундаментом мировоззрения является сознание[98], которое представляет собой человеческую способность к отражению и воспроизведению действительности в мышлении. Именно мировоззрение как сложное социальное проявление, в определенной степени системное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания[99], которые диалектически между собой взаимосвязаны.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Однако индивидуальное мировоззрение – это прерогатива[100] только отдельных представителей общества, обозначаемых философами и небольшими группами их последователей. И хотя каждый человек в качестве общих воззрений на жизнь использует, как ему кажется, свое собственное индивидуальное мировоззрение, однако это является иллюзией, заблуждением, в связи с тем, что в действительности оно проявляется только как социальное, общественное мировоззрение, общее для больших групп людей определенной категории. Это происходит именно вследствие специфики мировоззрения как предельного обобщения, упрощения и гармонизации эмоционально-чувственного образного восприятия и миропонимания объективной действительности. Таким образом, под общественным мировоззрением следует понимать не единое, общее (усредненное) для подавляющего большинства населения или всего общества в целом миропонимание, а совокупность различных воззрений на мир, присущих различным группам населения в соответствии с исторически сложившейся стратификацией общества. Именно в таком же ключе необходимо рассматривать и понятие «общественное сознание». Собственно «общественное сознание» представляет собой еще более упрощенное мировоззрение различных групп людей за счет выделения главного, сущностного, основного и исключая различные несущественные детали и нюансы. Хотя мировоззрение различных групп населения может кардинально отличаться по некоторым составляющим мировоззрения, однако обязательно должны быть общие, единые для всех характеристики мировоззрения, которые обеспечивают сохранность и жизнеспособность общества в целом.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни, проявляясь в его действиях, поступках и поведении, и обозначается характером[101]. Характер человека проявляется через его действия, поведение и поступки, которые определяются уровнем духовного развития, прежде всего, его мировоззрения, т. е. совокупностью взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Таким образом, характер – это практический способ бытия в мире, отражающий мировоззрение, это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Поступки и поведение человека, обусловленные его характером, являются мерилом мировоззренческой зрелости человека, а ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека. Характер, или менталитет[102], образуется сочетанием в различной пропорции отдельных составляющих психики, которые обозначаются чувствами и мировоззрением. Основой характера и мировоззрения является нравственность, как синтез довольно сложных чувств и эмоций. Из тех, которые играют наиболее важную роль, следует главным образом отметить такие как выдержка, самообладание, твердость характера, ответственность, разумность, настойчивость, Следовательно, мировоззрение – это сложное, синтетическое проявление общественного и индивидуального сознания. Структуру мировоззрения характеризуют такие компоненты, как ценности, знания, убеждения, верования, настроения, стремления, надежды, нормы, идеалы и т. д.

Источником мировоззрения являются ощущения, непосредственно получаемые каждым человеком через органы чувств от окружающего пира, и информация, получаемая через общение с другими людьми. Достоверность и адекватность восприятия ощущений, как правило, достаточно высока, т. к. оптические иллюзии и звуковые эффекты крайне редки. Несколько иная картина с восприятием и осознанием информации. В принципе истинность и смысловая определенность информации всегда подтверждается использованием фактических данных. Однако парадоксальность использования информации заключается в том, что любая информация, включая и научную, опирается не на факты, а воспринимается на веру. В истории, археологии, антропологии встречаются такие артефакты, которые не укладываются в предлагаемые концепции и не находят своего объяснения, поэтому просто игнорируются. В естественных науках встречаются явления, которые не могут быть объяснены с позиций современной науки и не могут быть подтверждены или опровергнуты опытом. Более того, все пользуются научными открытиями, опытное фактологическое подтверждение которых сделано другими. И наконец, последнее: в настоящее время фактологические знания, на которых зиждется наука, интерпретируются по-разному вследствие того, что многие понятия не находят своего точного корректного определения вследствие ограниченности используемых языков. Таким образом, в мировоззрении картина мира воспринимается и отражается достаточно неопределенно. Однако именно эта неопределенность позволяет в общественном сознании и мировоззрении отражать социальный опыт каждого человека, как уникального индивидуума.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных составляющих:

1. Познавательная составляющая. Базируется на обобщенных повседневных, профессиональных, научных знаниях и здравом смысле. Она представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующую и обобщающую результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2. Ценностно-нормативная составляющая, включающая в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами (императивами)[103]. Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: нравственные, моральные, этические, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества в целом. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует «приказной», обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем институциональным средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевая составляющая. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, интериоризация[104], превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение и мировосприятие, но находит выражение и в мировоззрении.

4. Практический компонент мировоззрения – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения, характер человека. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Другая крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям.

Мировоззрение определяет ориентацию личности, которая, в свою очередь, зависит от естественных природных эволюционных процессов и искусственных социальных условий существования социума в его исторической динамике. В мировоззрении отражается социальный опыт человеческого бытия, уяснения смысла человеческой жизни и в зависимости от смены эпох: люди что-то хранят и передают из поколения в поколение или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы. По уровню развития мировоззрения можно выделить жизненно-практический и теоретический сознательный уровень[105]. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается на основе воспитания и базируется на здравом смысле, достаточно ограниченном повседневном жизненном опыте. Однако, именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и групповое взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования, воспитания и условиям жизнедеятельности его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают этнические, религиозные традиции, уровень образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер деятельности и социальные условия жизнедеятельности, природные и искусственные, созданные трудом человека, особенности среды обитания. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный практический опыт каждого конкретного индивида, что и помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. В зависимости от того, что положено в основу формирования жизненно-практического мировоззрения, выделяют обыденное, или повседневное, на уровне здравого смысла, мифологическое и религиозное мировоззрение. Однако все эти разновидности достаточно примитивны, не отличаются глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью и отсутствием целостного понимания мира. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Это обусловлено тем, что основой этого мировоззрения и характера человека является преобладающее влияние многовековой наследственности предков. Жизненно-практическое мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Общественное бытие – это социальные, политические и духовные процессы жизнедеятельности людей, которые определяются общественным устройством, экономикой (формой собственности, способом производства и распределения общественных результатов совместной деятельности), спецификой систем управлением производством и государственной власти.

Здравый смысл – это общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. Оно в основе своей не является знанием, а выступает как способ отбора в знании главного, второстепенного и выделения крайностей. Здравый смысл представляет собой обращение с целью поддержки выдвигаемого положения к чувству общественного здравого смысла, «несомненно» имеющемуся у аудитории, которое разделяют почти все люди, в результате чего можно ожидать согласия и одобрения от почти всех людей без необходимости обсуждения[106].

Если рассматривать формирование мировоззрения в историческом ракурсе, то оно возникло с появлением первой устойчивой формы человеческой общности – родовой общины, когда человек выделился из мира животных и у него еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета реальных причинно-следственных связей. Первые представления о мире базировались на страхе перед неизвестным и непонятным и выступали в форме мифов, легенд, народных сказаний, которые являясь символическим аллегорическим отражением реальных событий и обстоятельств со временем приобрели сверхъестественные формы. Мифологическое и языческое[107] мировоззрение основаны на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру и отличаются от религиозного способом представления мира. Мифологические образы и представления многофункциональны, и в них переплетается познавательное, художественное и оценочное восприятие действительности. Мифологическое мировоззрение в отличие от религиозного зиждется на синкретизме, когда нет четких различий между материальным и духовным явлениями, антропоморфизме, как отождествление природных сил с человеческими силами и их одухотворение, и политеизме (многобожии), когда каждое природное явление имеет свою причину – своего бога. Богам присущи человеческие черты, пороки, но они бессмертны. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами и служили предметом веры.

В отличие от разностороннего мифологического религиозное мировоззрение более догматично и несет в себе оценку происходящего за счет системы моральных заповедей. В религиозном мировоззрении признается отделение духовного начала человека от телесного, есть четкая грань между чувственным образом и самой действительностью как понятие души и потустороннего мира. Религиозное мировоззрение тоже основано на вере в сверхъестественные силы, которое определяется верой в существование Бога и предполагает искренние чувства связанности с ним, зависимости от него и требует канонического описания взаимоотношений. Таким образом, религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, жестко догматизировано и основано на монотеизме.

Специфика любой религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Религия распространяет и поддерживает образцы с ее точки зрения правильного, нравственного поведения. Основная функция религии состоит в том, чтобы «помочь» человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентном. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает «смысл» и «знание», а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Самым эффективным методом исключения энергозатратной рассудочной деятельности уже несколько тысячелетий являются религиозные культы, которые предоставляют как идеологическую, так и гуманистическую основу для подобного поведения. Суть привлекательности культов состоит в регуляции поведения, которое позволяет мозгу не думать, а исполнять наборы простейших правил – неизменных догматов как абсолютных истин. Жизнь идет, энергия не расходуется, мозг спит, правила соблюдаются, социальная активность снижается и общество стабилизировано. Любая религия использует мифологические социальные инстинкты, которые выдаются за единственно правильную основу поведения и усваиваются внегеномно как наследуемые религиозные инстинкты. Глубоко верующий человек свято убежден, что он свободен. Это по-своему справедливо, поскольку он свободен от избыточных затрат энергии на содержание собственного мозга. Экономия достигается отказом, как от осознанного обдумывания повседневных поступков, так и от копирования готовых социальных образцов отношений с внешним миром. Верующий человек удачно избавляется от ответственности за принятие решений, экономит на энергетических затратах мозга и бездумно плывет в комфортном море теологических иллюзий. Взгляд на мир строится не на личном опыте, истории человечества и ближайших родственников, а на интродуцированной в мозг чужой убежденности. Избрав веру в качестве основного принципа отношений с внешним миром, человек начинает неосознанно экономить на работе своего мозга, тем более что это поддерживается фундаментальными биологическими инстинктами[108]. Последовательный культ веры меняет индивидуальное восприятие так, что оно начинает противоречить реальным фактам. При этом будет совершенно невозможно переубедить уверенного в своей правоте сторонника любого культа. Религия в своей основе антисоциальна: каждый должен сам нести свой крест. Более того, она порождает ложную социализацию людей одной веры при осуществлении совместных бдений, молитв, крестных ходов и других ритуальных действий, не связанных с реальной жизнью. Вера, как комплекс социальных инстинктов, является наиболее проверенным и действенным способом примитивизации и унификации людей с различными конструкциями мозга. К сожалению, эти социальные инстинкты так сильны и эффективны, что их смена обычно сопряжена с физической заменой большей части носителей. Стабилизация жизни общества каждого традиционного культа достигается путем инактивации особей со слишком оригинальной или архаичной конструкцией мозга путем их физического уничтожения.