Если в основе мифологического и религиозного мировоззрения лежат иллюзорные сверхъестественные и фантастические формы эмоционально-образного представления мира, то обыденное мировоззрение, построенное на здравом смысле, в своей основе использует сугубо практический опыт бытия, описание которого осуществляется на уровне предметного мышления. Более того, абстрактное рассудочное понятийное мышление на этом этапе развития человека вообще отсутствует. С этой точки зрения обыденное мировоззрение в структуре жизненно-практических мировоззрений является, хоть и примитивной, но наиболее реальной «сознательной» формой. Самым страшным фактором религиозного мировоззрения, как уже указывалось ранее, является запрет на активную жизненную позицию и на творческую деятельность, направленную на познание мира.
Философское (научное) мировоззрение определяется как системно-теоретическое, самое общее, универсальное, рациональное, рассудочно-осознанное представление объективного мира и человека в нем в их единстве. Характерными чертами философского мировоззрения является не эмоционально-чувственная образность представлений, а формализованная логичность, системность и последовательность, высокая степень обобщения на основе доводов, аргументов, суждений, умозаключений разумной мыслительной деятельности человека. В отличие от религиозного и мифологического философское мировоззрение основано на формальном знании, а не на вере, либо вымысле; рефлексивно, т. е. имеет место обращенность мысли на саму себя; логично, имеет внутреннее единство и системность, и опирается на понятия и категории.
Теоретический уровень мировоззрения в виде философского и научного, политического и правового формируется, когда человек подходит к миру сознательно с позиций разума, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения на основе обобщенных знаний о действительности, формируя нормы, ценности и идеалы, определяющие цели, средства и характер деятельности людей. Однако формирование теоретического мировоззрения обусловлено следующим особенностями. Теоретическое мировоззрение объективно начинает складываться, только начиная с 14–17 летнего возраста, когда жизненно-практическое мировоззрение в форме обыденного, прагматического на уровне здравого смысла, или как мифологическое, или религиозное, уже сложилось в подсознании, рассудочная деятельность и ассоциативное мышление еще только начинают формироваться, а социальный опыт отсутствует. На этом этапе мировоззрение представлено в бессознательной эмоционально-образной форме как нерасчлененное цельное отражение объективного мира, зафиксированное в подсознании. Особенность мышления состоит в том, что через эмоционально-образный язык можно формировать некоторые смысловые понятия, однако наоборот, формализованные понятия, выраженные в вербализованном или другом символическом языке перевести в образные формы невозможно. Поэтому осознанная корректировка уже сформированного эмоционально-образного мировоззрения за счет развития ассоциативного и рассудочного мышления происходит очень трудно, потому что требует больших расходов жизненной энергии на размышления, а иногда этого вообще не происходит. Любое мировоззрение как жизненные установки, определяющие поведение человека в обществе, независимо от того в каком виде оно представлено, в обыденном практическом, или научном теоретическом, всегда соотносится с реальным жизненным опытом. Мировоззрение, которое не соответствует реальным условиям жизни практически сформировать невозможно. Ничто так не учит человека, как непосредственный опыт. Поэтому, если ставится задача в результате воспитания, просвещения и обучения получить мировоззрение людей с нравственных подлинно гуманистических позиций, необходимо предварительно перестроить существующий неравноправный общественный строй, монетаристскую экономику и бессмысленное управление на общество, построенное на разумных принципах «естественной модели».
Несмотря на революционные достижения в области науки, техники, кардинальные изменения производства и условий жизнедеятельности в обществе, в настоящее время одновременно имеются все виды мировоззрения. Это обусловлено тем, что мировоззрение и характер человека формируются с одной стороны, многовековой наследственностью предков и родителей, а другой стороны, – общественной системой воспитания, просвещения и обучения и влиянием природной и искусственной среды, или экосистемы, которому подвергается человек в продолжение своей жизни. При этом влияние искусственной социальной среды, созданной человеком, начинает оказывать реальное действие только тогда, когда наследственные факторы накапливались в одном и том же направлении в течение очень долгого времени. Однако важны не различия в жизненно-практическом и научном мировоззрении, а почему примитивные идеалистические мифологические, языческие[109] и религиозные установки существуют тысячелетиями и даже в наш «просвещенный» век достаточно широко распространены, и, наоборот, разумное научно-философское мировоззрение, не только не замещает религиозное, но даже деградирует.
К самому предковому (животному) уровню развития мировоззрения можно отнести людей, которые живут сугубо в материальном мире, ориентированы в основном на низменные, животные чувства и инстинкты. Их мировоззрение представляет собой миросозерцание ограниченное собственными мироощущениями «не дальше своего носа». Они привязаны к своим чувствам, инстинктам, к земле, живут как бы одной жизнью, т. е. «я живу, у меня все нормально, а до остального мне дела нет». Для этой категории людей характерен самый низший уровень зачаточного сознания, и соответственно, мировоззрения – животный. Животный уровень осознанности – это есть, спать размножаться и сохранять ареал обитания, т. е. безопасные условия существования (не жизни в полном смысле этого слова, а бытия). Пища, размножение и доминантность, обеспечивающие безопасность и сохранение вида, являются основой естественного биологического отбора. Такие люди пассивно исполняют свою работу, или чужую волю, т. е. как бы вечно находятся в сомнамбулическом сне (или как сейчас говорят – в прострации). Идеалы этого типа – еда, питье, сон, размножение. Этот тип, в народе называли «летарии», т. е. «вечно спящие»[110]. Этот тип людей можно обозначить как «примитивный» («primitiva») или «вульгарный, упрощенный» («populus, vulgus») или просто по-русски «обыватель» – тот, кто в широком смысле ограниченно социален, лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет мелкими, личными интересами. Мировоззрение у таких людей, как правило, ограничено, и мироощущения и мировосприятия строятся в соответствии с чувствами страха, голода, жажды, и инстинктами самосохранения, размножения, взаимного сосуществования, ограниченности данного мира или ограниченности бытия. Превалирует система актуального выживания в здесь и теперь, т. е. желание быть сытым, обутым, одетым, что-то создать материальное для своей семьи, для своих потомков. Ограниченный замкнутый характер существования приводит к неразвитости общения, бедности словарного запаса и языка. В результате из-за ограниченности чувства познания практически отсутствует духовная составляющая, которая чаще всего подменяется языческими или религиозными догматами и канонами, построенными на вере. Они мыслят о любой еде, лишь бы насытиться, и никому ничего не отдадут, все съедят сами. Образ мыслей будет «тяжелый», неповоротливый, т. к. пища грубая и тяжелая. В результате инстинкта самосохранения такие люди в первую очередь защищают себя и свою семью, и своих близких, т. е. только своего рода. Любая чужеродная система воспринимается как нечто непонятное и вызывает чувство страха, за которым следует чувство агрессии, поэтому любую возможную в будущем опасность считают, что надо ликвидировать сразу в самом зародыше немедленно. К этой категории людей, как правило, относятся люди с тяжелой наследственностью, потерпевшие жизненную катастрофу, физически неполноценные, и религиозные фанатики.
Другой, достаточно распространенный в настоящее время, тип людей стоит по уровню мировоззрения несколько выше предыдущего и отличается только тем, что потребление ориентировано на удовлетворение (получение) чувственных наслаждений на уровне низменных животных инстинктов. Их жизнью управляют чувственные восприятия, врожденные задатки способны более или менее развиваться по его прихоти. Во всех проходящих процессах чувствительность играет главную роль. Их мировоззрение представляет собой ограниченное миросозерцание. Такой тип людей любит веселую музыку, романсы, развлечения, спортивные состязания и другие массовые зрелища. Высшим наслаждением является «любовь», веселая компания, катание на транс-порте с музыкой, увеселительные загородные прогулки, веселое беззаботное времяпрепровождение. Для такого типа людей женщины занимают первое место в жизни, а для женщин этого типа, мужчина – это высший идеал. Мир для них существует для того, чтобы они могли в праздности, веселости и без забот проводить свою «жизнь» – бытие. Основное стремление в таком существовании – материальное благополучие, комфорт и деньги, чтобы обеспечить себе беззаботное и праздное существование. Люди этой категории мыслят уже не просто выжить, а все должно быть чувственно, «красиво», благоустроенно. Нужно не просто насытиться, а чтобы пища была вкусная, хорошо приготовлена. Когда есть излишек, его могут легко отдать кому-то. Люди такого типа защищают не только себя своих родных и близких своего рода, но и своих ближних соседей и людей своего круга, т. е. характерна взаимопомощь и взаимовыручка в рамках своей группы. При решении вопросов жизненной безопасности они предпочитают договориться, чтобы установить добрососедское сосуществование. Этот тип людей можно обозначить как «легкомысленный (frivola)». Распространению людей этого типа способствовало два обстоятельства. С одной стороны, легкость получения средств к существованию в результате монетаристской экономики, основанной на получении доходов в виде фантомных денег на основе безнравственных способов мошенничества, обмана, спекуляции, игрового азарта и т. п. в отраслях квазидеятельности, а с другой стороны, развитие массовых развлекательных и досуговых мероприятий и превращение их в индустрию[111]. Это различные спортивные мероприятия (футбол, хоккей, ручной мяч, теннис, автогонки, соревнования континентального и мирового уровня по различным видам спорта: олимпиады, чемпионаты, спартакиады и т. д.), для молодежи – низкопробные эстрадные представления и развлекательные шоу, различные конкурсы, лотереи и т. п., включая телевизионные и т. д. Для этого создаются специальные условия: стадионы, концертные залы, многотысячной вместимостью, специальные трассы (например, формула-1, горнолыжные слаломные трассы с подъемниками) и другие спортивные сооружения, ночные клубы, бары, казино, игровые автоматы, танцевальные площадки и другие досуговые сооружения. Привлекательность, популярность и высокая посещаемость обеспечивается пассивным «участием» (задействованы только зрительные и слуховые органы чувств, бессмысленная речевая и двигательная моторика человека), доступностью восприятия в связи низким уровнем требовательности к уровню развития участников, низким уровнем смысловой нагрузки, ориентацией на низменные вкусы и животные инстинкты и эмоции.
В основе широкого распространения этой категории людей лежит психология масс и толп, когда рассудок и здравый смысл заменяются неконтролируемыми эмоциями и животными инстинктами, неконтролируемыми вспышками ярости, агрессии и разрушительными действиями. При этом полностью утрачивается чувство социальной ответственности за собственные действия, которое даже в обычной жизни и так ослаблено. Основой поведения людей этого типа становится преклонение перед выбранным кумиром (спортивной командой, группой или отдельным лицом), объектом обожания на основе личного пристрастия, которое очень часто доводится до фанатизма. Это настолько ограничивает образ мыслей и всестороннее развитие, что в восприятии окружающей действительности огромный беспредельный мир, как таковой, полностью утрачивается и заменяется мирком его собственных низменных интересов и представлений. Широкому распространению этой категории людей способствуют средства массовой информации (СМИ), так называемая «желтая пресса», социальные сети, которые непрерывно смакуют интимные подробности из жизни «знаменитых» людей, сплетни, скандалы, неприличное поведение, безнравственные поступки и т. д. Основная причина широкого распространения этого явления общая дебилизация населения в результате утраты смысла разумной жизни и замены ее на парадигму животного существования на основе индивидуального потребительства и наживы. Объективной причиной этого является монетаристская экономика, построенная на частной собственности, власти фантомных денег и аморальных асоциальных и безнравственных принципах. Результатом монетаристской экономики является появление огромного количества отраслей квазидеятельности, позволяющих без труда получать баснословные суммы фантомных денег за счет мошенничества, обмана, спекуляции, ростовщичества и прочих аморальных способов. Более того, неизбежным спутником монетаристской экономики является армия рантье, которые вообще не заняты какой-либо деятельностью и живущие на «проценты с капитала».
Кроме этого, в настоящее время по уровню мировоззрения можно выделить еще две наиболее широко распространенные категории людей: «человек-потребитель (consumptor, или consumer)» и «человек виртуальный (virtualis)». Начиная с середины ХХ в. бурное развитие производительных сил общества и совершенствование управления на основе достижений научно-технического прогресса, сделали возможным в экономически развитых странах обеспечить относительно безбедное существование большого количества людей. Развитие массового индустриального промышленного производства товаров широкого потребления сделало доступными множество вещей для больших масс людей, которым ранее они были недоступны. Безудержный рост «потребления материальных благ» не только отдельными представителями общества, а уже большинством населения экономически развитых стран поставил Землю на грань экологической катастрофы. Человеческие желания безграничны и в современную эпоху их воплощение стало в определенной степени возможным. Расширение потребительских возможностей породило потребительское общество, где потребление стало самоцелью и зачастую основным занятием людей. Человек – это существо с ограниченными возможностями и неограниченными желаниями. Так появился наиболее распространенный в настоящее время человек-потребитель – «homo consumptor», или «homo consumer».
На этом уровне восприятия находятся люди, для которых собственные здоровье и материальное благополучие являются смыслом существования. Низшее проявление этого уровня – когда человек желает только получать, не желая ничего давать взамен. К сожалению, современное общественное устройство и монетаристская экономика, основанные на частной собственности, а также современные СМИ направлены на то, чтобы люди видели смысл бытия в неуемном и неумеренном потребительстве, в приобретении и накоплении материального богатства и удержании человека на этом уровне антропоцентризма, когда каждый человек считает себя центром мироздания и стремится эксплуатировать ресурсы планеты и всех окружающих ради собственного эгоистического наслаждения и строить свои взаимоотношения на основе половой близости. Это основная идеология монетаризма, который составляет основу всех существующих экономических «теорий», которая реализована на практике во всех странах мира как идеология потребительства и наживы. «Духовная» культура в виде масс – и попкультуры, различных шоу и массовых зрелищных и спортивных мероприятий, деятельность СМИ – все они агрессивно и навязчиво пропагандируют эту же цель – получение удовольствия на уровне низменных животных инстинктов. Более того, в настоящее время для подкрепления этой позиции в экономике большинства развитых странах получили бурное развитие отрасли квазидеятельности, когда деньги, как символ богатства, достаются без труда и практически без всяких реальных результатов деятельности в виде специфических продуктов потребления. При этом в качестве способов достижения этих целей используются обман, мошенничество, спекуляция, ростовщичество, азарт игровых технологий, грабежи и коррупция[112].
Потребление стало заменителем жизни, большинство людей не живет, а «потребляет жизнь», и чем потребление в массовом сознании «качественнее», тем лучше. Такие люди стремятся не просто потреблять «жизнь», а сделать это с наибольшим размахом под девизом: «Бери от жизни все». Что брать и в каком количестве не суть важно. В информационную эпоху объектом потребления становятся уже не только вещи, но и информация. В результате научно-технического прогресса, развития производительных сил всемерно увеличились объемы и номенклатура товаров массового потребления – суррогатов благополучия, расширились возможности повышения уровня жизни населения, повышения его материального благосостояния. Однако, хотя информации вокруг становится все больше, а средства ее передачи все совершеннее, использование информации предельно упрощается. Вместо вопросов о смысле и ценностях жизни: «Что такое человек?», «Что такое жизнь?», «Быть или не быть?» теперь люди думают над тем, что бы еще купить («что иметь?»), чем себя поразвлечь, «как отдохнуть?» и где для этого достать денег. И перед ними открывается громадное количество выборов[113]. Но при этом люди не задумываются над тем, что они лишены свободы выбора, т. к. потребительский спрос искусственно формируется самой экономикой потребления, агрессивной рекламой, которая заполняет почти все информационное пространство. В результате воздействия рекламы и средств массовой информации люди становятся рабами вещей и своих желаний, а в мире господствует парадигма индивидуалистического потребительства, наживы и накопительства[114].
Помимо указанных ранее причин распространения потребительской идеологии, сложившееся положение, обусловлено целым рядом объективных обстоятельств. Смысловой образный язык древнеславянской буквицы был сокращен и заменен безо́бразным буквенным алфавитом, в результате чего самый великий и могучий русский язык в настоящее время во многом утратил свое смысловое значение. Вместо смысловых образных понятий используются только абстрактные пустые буквенные оболочки – символы слов, как лузга от семечек. Самое страшное заключается в том, что для реализации потребительской идеологии нормативно узаконены и используются безнравственные формы взаимоотношений людей, построенные на обмане, спекуляции, мошенничестве, коррупции и ростовщичестве, которые обеспечивают легкое получение денег за счет квазидеятельности, игрового азарта и различных конкурсов и лотерей. В результате во всех государствах мира господствует неравноправное общественное устройство, антисоциальная и антигуманная монетаристская экономика, царство пустых фантомных денег, разрушительные способы производства, направленные на уничтожение экосистемы в угоду прибыли в форме фантомных денег, что может в результате привести к уничтожению всего человечества и планеты Земля в целом. Парадоксальность ситуации заключается в том, что подобный образ потребительского существования институционально закреплен в законах и других нормативных актах государственных образований и всячески поддерживается масс-медиа и поп-культурой. Потребление стало массовым сознанием и укоренилось в обществе как настоящая, красочная, насыщенная и полноценная во всех отношениях «жизнь». Мироздание большинства людей основывается на стремлении жить беззаботно, доминировать, желании вкусно и сытно поесть и в половом удовлетворении. Иначе говоря, легкая нажива (деньги), власть и секс становятся содержательной основой жизнедеятельности подавляющего большинства людей. Это «Святая Троица» современной неосознаваемой религии существования. Появился человек-потребитель, основой «жизни» которого является накопление богатств, развлечения, размножение и потребление. Работа вместо жизненной необходимости и социальной обязанности как основы существования и развития человека и общества превращается в основной способ получения средств для беззаботного существования и развлечений, для удовлетворения своих извращенных потребностей. Реализация себя и отождествление своей личности происходит в зависимости от того как проводится досуг, как тратятся деньги и каков размер накопленного богатства. Смысл бытия людей-потребителей: работать – ради денег, деньги – ради развлечений и приобретения вещей, накопления богатства, ради получения секса, поднятия чувства собственного величия и воспроизводства на свет себе подобных. При этом потребители сами ничего не решают, они следуют тенденциям, навязываемым рекламой и средствами массовой информации[115]. Люди-потребители только лишь берут и используют ценности в своих личных корыстных интересах, и свое «счастье» видят в достижении внешних целей – накопления богатства, приобретения имущества и т. п. Уверенность, мироощущение и система ценностей людей-потребителей строится на реакциях окружающих и стоимости принадлежащего им имущества, т. е. на преходящих эфемерных ценностях. Самоуважение потребителя основывается на том, что он имеет. Люди потребительского типа измеряют свое достоинство величиной своего «кошелька», жилища, маркой своего автомобиля, смартфона, костюма и т. п. «жизненных ценностей». Парадоксальность существования людей потребительского типа заключается в том, что накопленные богатства, представленными фантомными денежными средствами и «ценными» бумагами в действительности являются эфемерными, т. к. представляют собой «пустые» абстрактные информационные деньги. Несмотря на то, что накопленные богатства превышают уже все мыслимые и немыслимые размеры[116] стремление постоянного обогащения превращается в пагубную неосознаваемую страсть, а жизнь вообще теряет человеческий смысл. Следствием существования людей потребительского типа является подмена реальной производственной деятельности отраслями квазидеятельности, распространением категории людей живущих на нетрудовые доходы, неосознаваемое разрушение общественных устоев, которые могут привести к исчезновению Человечества и планеты Земля.
Основными недостатками людей этого типа являются безнравственность, асоциальный и аморальный характер поведения, утрата смысла жизни, чувства Родины и гражданства. Именно этот тип людей является питательной средой и источником казнокрадства, криминальных преступных и противоправных действия и поступков, вплоть до грабежей и убийств, попирая все человеческие принципы и социальные нормы. Причем для достижения своих корыстных частнособственнических целей наживы и накопления создаются организованные преступные вооруженные группировки, происходит их сращивание с органами власти всех уровней, правоохранительными органами и систематическая борьба за разделение и передел преступных сфер влияния методами несовместимыми с гуманной нравственностью и моралью. Итогом существования людей такого типа является неизбежное формирование криминально-коррупционной власти на всех уровнях территориальной организации государства и безответственная политика разрушения общества и экосистемы. Если учитывать возможные результаты существования человека-потребителя в обществе вместо «homo consumptor» можно использовать более адекватное обозначение этого типа людей как человек-разрушитель («homo exterminatore»).
Очень часто в настоящее время встречается обозначение современного человека потребительского типа как «человека экономического» («homo economicus»). Использование подобного термина по отношению к человеку совершенно недопустимо, т. к. современная экономика – это вульгарная, антисоциальная и антигуманная концепция, которую нельзя относить не только к человеку, но и вообще к научным знаниям. В категории людей потребительского типа можно выделить несколько разновидностей, которые принципиально отличаются друг от друга. Для «потребителей-материалистов» главной целью потребления является нажива и безудержное, лишенное всякого смысла, накопление богатства в форме различных объектов недвижимости (зданий, сооружений, производственных объектов), земли и водных объектов, транспортных средств (самолетов, яхт, автомобилей) и магистралей, денежных средств и их заменителей, драгоценностей и произведений искусства и т. д. Это становится страстью, которая поглощает все мыслимые и немыслимые границы. Основой этого является монетаристская экономика, построенная на вульгарных понятиях частной собственности и других ее базовых категориях, таких как деньги, финансы, капитал, проценты, прибыль и т. п. К этой же разновидности людей-потребителей относится и так называемая «элита общества»: олигархи различного класса, власть имущие различных рангов, высший командный состав армии и силовых структур, судебных и правоохранительных органов, некоторые спортсмены и артисты[117]. Самым страшным последствием этого является то, что именно они осуществляют мировую геополитику и экономическую политику большинства развитых государств. Потребительская идеология в настоящее время, к сожалению, лежит в основе профессионального образования, когда учебная и методическая литература, используемая в профессиональном обучении, построена на преподавании именно ценностей потребительского общества, ориентируемого на индивидуальный успех.