В последние годы представители науки, политики и бизнеса все чаще обращаются к проблеме концептуального возрождения России, повышения ее конкурентоспособности. Одна из таких концепций представлена в статье д. э. н., профессора МФПА Р. А. Фатхутдинова, долгие годы занимающегося исследованием проблем конкуренции и конкурентоспособности, автора получивших популярность учебников, монографий и научных …
Сегодня можно сказать, что конкурентная разведка эволюционировала, как гибридный процесс деятельности по стратегическому планированию и маркетинговым исследованиям. На одном из этапов развития бизнеса компании начали широко применять стратегическое планирование в своей деятельности. Важными составляющими всего этого процесса были анализ конкурента, потребителя и поставщика. Однако большинство комп…
Формирование стратегически активных субъектов хозяйствования в постсоветской России – закономерный процесс, требующий создания и развития соответствующей теоретико-методологической базы стратегического планирования, позволяющей в полной мере учесть российскую специфику, а также особенности отдельных отраслей. Аграрный сектор экономики обладает столь ярко выраженной спецификой по отношению к другим…
Значительная часть существующих показателей и методик исследования конкурентной среды позволяет дать достаточно четкую оценку состояния конкуренции с позиций какого-либо конкретного предприятия, на основании чего может быть разработана конкурентная стратегия фирмы. Однако, несмотря на практический интерес для конкретной фирмы, применение существующих методик для анализа конкурентной среды на мезоэ…
Экономическая категория «конкурентоспособность» уже более пятнадцати лет является атрибутом понятийного аппарата, определяющим успех хозяйственной деятельности предприятия на рынке, и предметом пристального внимания ученых. Ее применяют во многих отраслях и к различным по природе объектам: товарам, отраслям экономики, сферам человеческой жизни. Вместе с тем, имея экономические корни, данная катего…
В рыночных условиях при формировании конкурентной стратегии хозяйствующего субъекта встает задача прогнозирования изменения динамики рынков и показателей функционирования отраслей, в которых хозяйствующий субъект конкурирует. В статье рассмотрен механизм поиска зоны ожидания бифуркации типа «подъем – спад» на основе волнового принципа Эллиотта. Представлена аналитическая модель, применяемая при пр…
При оценке эффективности информационных систем и технологий следует руководствоваться определенными принципами, которые позволяли бы обосновано подходить к выбору показателей и обеспечивали однообразие при оценке эффективности различных информационных систем и технологий. В настоящей статье автор применил основные принципы квалиметрии по оценке качества продукции к оценке эффективности информацион…
В статье изложены результаты инструментальной адаптации модели пяти сил конкуренции в отрасли М. Портера на базе аппарата нечетких множеств. Проанализированы содержательные и структурные характеристики модели, представлен механизм агрегирования исходных данных, рассмотрены альтернативные методы распознавания оценок уровней сил конкуренции, выявляемых при использовании предлагаемого подхода, в рамк…
Развитие экономики не позволяет использовать прежние конструкции стратегического управления, ориентированные на быстрое реагирование фирмы на изменения внешней среды. Базовым ориентиром для формирования устойчивых конкурентных преимуществ, а соответственно долгосрочной стратегии развития фирмы, является ориентация на внутренние ресурсы и способности к компании. Цель данного исследования – осмыслен…
В современной России впервые за последние десятилетия достигнута относительная экономическая, финансовая и социальная стабильность. Однако экономическое положение России, несмотря на экономический рост, в последние годы продолжает оставаться сложным и проблемным в связи с воздействием на его развитие ряда внешних и внутренних деструктивных факторов. По мнению автора статьи, стратегические ошибки в…
В 2013 г. было проведено исследование устойчивых конкурентных преимуществ малых инновационных предприятий в Нижнем Новгороде в сфере ИТ. Выводы сделаны на основании структурированных интервью с представителями 15 малых ИТ компаний Нижнего Новгорода. Респонденты больше внимания уделяют стратегии дифференциации, особенно дифференциации продукта на основе улучшения качества в области обслуживания кли…
В статье раскрывается система менеджмента конкурентных действий. Описывается место менеджмента конкурентных действий в общей системе управления предприятием, последовательно раскрываются все основные компоненты менеджмента конкурентных действий: анализ конкурентной среды, инструменты аудита участников конкурентного окружения, целевое планирование конкурентных действий, формирование конкурентных ди…
В статье, наряду с детальным обзором природы международных индексов развития информационного общества, определяется место России в международных рейтингах. Выявляются лучшие и худшие компоненты в структуре индексов применительно к России. Рассматривается сопряжение международных индексов развития информационного общества со Стратегией развития страны до 2020 г. в целях корректировки данной Стратег…
Принятие решения о проведении сделок слияний и поглощений входит в число основных проблем при долгосрочном развитии компаний. При этом в исследованиях российского рынка мало внимания уделялось изучению структуры создаваемой синергии и оценке синергии в сделках, инициированных неторгуемыми компаниями. В связи с этим существует необходимость разработки комплексного метода анализа синергии в сделках …
Курс «Речевой этикет: вежливость и коммуникативные стратегии» знакомит слушателей с устройством речевого этикета, вежливостью и коммуникативными стратегиями, которые используются в общении.