Шесть советов:
Когда обзаводишься семьей, это подобно тому, как путешественники собираются на обочине дороги – не знаешь, когда придет время расстаться; поэтому потрать свое время на то, что наиболее значимо.
Когда коротаешь время со своими друзьями, это подобно тому, как маленькие птички жмутся друг к другу в клетке, – не знаешь, когда придет время их оставить; поэтому освободись от пут сентиментальности.
Как капля утренней росы на стебле травы, твои жизнь и жизненная сила преходящи; поэтому решительно посвяти себя дхарме, медитации и духовным практикам.
Лишние разговоры питают твоего врага – заблуждение и делают тебя подобным попугаю; поэтому избегай праздных разговоров и пустой траты времени, придерживайся безмолвия.
Претворение дхармы в жизнь подобно нахождению драгоценностей на острове сокровищ; поэтому не делись с глупцами сокровищами устной передачи.
Если со временем слишком хорошо узнаешь будду, можешь начать даже в нем видеть недостатки; поэтому не дели свое жилище с другими людьми.
Это мои советы, идущие от самого сердца; прислушайся к ним, они того заслуживают.
* * *
У практикующего дхарму шесть благоприятных возможностей:
Встречая настоящего гуру, получаешь возможность покончить с умопостроениями, поэтому спрашивай его о том, что тебе неясно.
Встречаясь с «неблагоприятными» обстоятельствами, получаешь возможность сделать их частью своей духовной практики, поэтому продолжай упражняться.
Услышав сущностные наставления высших линий устной передачи, получаешь возможность устранить заблуждения, поэтому без промедления претворяй в жизнь эти наставления.
Занимаясь духовными практиками с величайшим усердием, можешь встретить препятствия на своем пути, поэтому остерегайся мар.
Достигнув некоторого успеха в практике и обретя сиддхи, можешь столкнуться с препятствиями, вызванными марами, поэтому будь предельно осторожным.
Совершенствуясь в ви?дении, сосредоточиваясь на важности естественного пребывания, можешь сбиться с него и впасть в омрачения, поэтому полагайся на своего гуру.
Это важнейшие принципы – помни о них.
* * *
Для надлежащей практики необходимо следовать шести наставлениям:
Избегать людей, запятнавших себя неподобающими поступками.
Полагаться на учителей, являющих собой пример благородного поведения – плода нелегкого обучения.
Не отвлекаться на объекты чувств, коварно подкрепляющих «твое» восприятие.
Не отклоняться от [естественного] осознавания настолько, чтобы заблуждения вновь обретали силу.
Избегать предвзятости, не погрязать в привязанности и неприязни.
Отсекать фиксации и цепляния, так легко завлекающие в ловушку искаженного восприятия.
* * *
Даже если ты практик малых способностей, есть шесть причин не испытывать опасения:
Если имеешь самоуважение, если скромен и старателен, нет нужды бояться смерти.
Если больше не совершаешь дурного и пагубного, нет нужды бояться смерти.
Если делишься своей пищей и добром, служа дхарме, нет нужды бояться смерти.
Если тщательно выполняешь три возвышенные практики, нет нужды бояться смерти.
Если неустанно стараешься совершать благое, нет нужды бояться смерти.
Если больше не впадаешь в ошибочное и совесть твоя чиста, нет нужды бояться смерти.
Очень важно действовать таким образом.
* * *
Существует шесть обретений, в которых практикующий средних способностей находит удовольствие:
Полагаясь на три драгоценности, он находит удовольствие в том, что защищен от самсары.
Занимаясь двойным накоплением, он находит удовольствие в счастье, которое оно приносит.
Сохраняя самаю, он находит удовольствие в том, что его сопровождают даки и дакини.
Встретив свои избранные йидамы в посмертном бардо, он находит удовольствие в том, что его ведут по духовному пути.
Встретив высших гуру, он находит удовольствие в неотделимости от них, будучи свободным от разницы пребывания в их обществе и без них, неизбежной в обычных обстоятельствах.
Познав Сознание как таковое, он находит удовольствие в этом состоянии совершенной ясности.
Эти глубокие советы касаются того, как встретить радостно час смерти.
* * *
Есть шесть причин, по которым йогин высшего уровня не подвластен смерти:
Просветленность самосознающего осознавания никогда не умирает.
Естественно происходящее безвременное осознавание никогда не умирает.
Совершенная ясность, истинная природа реальности, никогда не умирает.
Осознавание, свободное от веры в отдельное «я», никогда не умирает.
Вечная свобода, пребывающая над причинами и следствиями и прочими оценочными суждениями, никогда не умирает.