banner banner banner
Драгоценная сокровищница устных наставлений
Драгоценная сокровищница устных наставлений
Оценить:
 Рейтинг: 0

Драгоценная сокровищница устных наставлений


Быть щедрым без предвзятости и без надежды на вознаграждение.

Безукоризненно соблюдать дисциплину, не ставя перед собой цели получить лучшее рождение в обычных сферах существования[18 - В мирах форм и бесформенности.].

Пробуждать любовь и сострадание, никогда не отвергать живых существ.

Неустанно стремиться постичь священную дхарму.

Правильно обучать дхарме, не стремясь к почестям.

Быть доброжелательным ко всем без предубеждений.

Такое безупречное поведение воистину праведно.

* * *

В учении махаяны говорится о шести положительных качествах:

Непоколебимое доверие духовным наставникам.

Стойкая решимость действовать на благо всех живых существ.

Отсутствие гордыни, даже если и осознал естественное пребывание.

Отказ от стремления к достижениям, не служащим высшим целям.

Бесстрашие, невзирая на глубокие последствия, которые влечет за собой обучение.

Приверженность духовной практике, укрепляющей благородные качества.

* * *

Шесть принципов, касающихся твоих величайших врагов – дурных чувств:

Несколько дней духовной практики не избавят тебя от дурных чувств, поэтому очень важно не падать духом, но упорно продолжать практику.

Дурные чувства, не имеющие начала, трудно держать под контролем, поэтому так важно полагаться на противоядия, используя их огромную силу.

Лелеемое «я» тяжело искоренить, а у сознания двойственности огромная инерция, поэтому очень важно стремиться ко Всеблагому[19 - Самантабхадре, который символизирует дхармакаю.], вкладывая много труда в двойное накопление.

Тяжело излечиться от застарелой, изнуряющей болезни самсары, поэтому так важно всегда полагаться на своего гуру как на заслуживающего доверия целителя.

Трудно погасить пламя пяти ядов-эмоций, поэтому так важно пробуждать бодхичитту в широком масштабе[20 - Пробуждаться к простору основы и состраданию ко всем живым существам.].

Самое легкое – катиться под откос путем накопления дурной кармы, поэтому так важно следовать вверх, восходя по лестнице, ведущей к освобождению.

* * *

У «Трех Сводов учений»[21 - «Трипитаки».] и связанных с ними практик шесть особых признаков:

Объединенные учения пути шравак основаны на словах Учителя[22 - Будды Шакьямуни.].

Пути пратьекабудды присуще осознание (пустотности) взаимосвязей, возникающее изнутри[23 - Через внутреннее самостоятельное исследование, без помощи гуру, осознается нереальность отдельной независимой природы «я» и всех взаимосвязанных явлений. Такое постижение в случае пратьекабудды, как принято считать в традициях махаяны и ваджраяны, не является окончательной реализацией.].

В учениях пути бодхисаттв говорится, что «мне» и «другим» присуще безграничное, бессмертное осознавание.

Практика шравак вовлекает лишь в сосредоточение на своем собственном уме.

Практика пратьекабудд происходит на промежуточной ступени, где он все еще следует лишь своим интересам[24 - Не проявляет сострадания к «другим».].

Практика бодхисаттв посвящена состраданию и стремлению освободить все живые существа от самсары.

* * *

Существует шесть способов увидеть недостатки мирской жизни:

Слава подобна [скоротечному] раскату грома – не гоняйся за ней.

Богатство уносится прочь, подобно облакам, – не питай пристрастия к нему.

Слуги и свита подобны детям престарелых[25 - По мере того как родители стареют, дети оказывают им все меньше и меньше внимания.] – не надейся на них.

«Твой» дом и «твоя» родина – лишь забытье ночлежки на пути, – оставайся в уединении в горах.

Радость и счастье подобны сну – не приписывай им реального существования.

Оставь все, вычеркнув из «своего собственного», отпусти привязанности и фиксации.

Реализовывая это, будешь становиться все счастливее и счастливее.

* * *

Практикуя дхарму, необходимо совершать шесть действий:

Добиваться благого для других независимо от обстоятельств твоего рождения, поэтому учись ставить себе благородные цели и создавать высокие устремления.

Если счастлив, необходимо осознавать, что твое счастье – плод благословенной дхармы, поэтому размышляй о ее достоинствах и пользе, неустанно старайся претворять ее в жизнь.

Если несчастен, необходимо осознавать, что твое несчастье – результат твоих предыдущих действий, поэтому размышляй о причинах и следствиях и сделай обуздание ума важнейшей частью практики.

Если болен, необходимо осознавать, что твоя болезнь – форма духовного обучения, посему готовься к этому, сосредоточивая ум тогда, когда не болен.

В пору старости важно не испытывать неудовлетворенности, поэтому стремись к совершенству и очищайся, пока молод.

Умирая, очень важно чувствовать, что твои дела завершены, поэтому реши все свои задачи, пока жив.

Как я это вижу, все эти действия – формы духовного обучения, и их необходимо выполнять тщательно.

* * *