546
В 416 г. до н. э. (см.: IV, 48, 6).
547
Ср., например: Платон. Законы, 777.
548
Имеется в виду Троянская война.
549
См.: примеч. 45 к кн. I.
550
Об охоте как одном из средств тренировки тела и духа, воспитания физической и моральной выносливости см., например: Ксенофонт. Киропедия, I, 2, 10; Цицерон. О природе богов, II, 161; Гораций. Послания, II, 18, 49.
551
См.: II, 32, 2; 33, 3.
552
Избиение палками до смерти – один из видов казни за преступления против воинской дисциплины (обычно к этой казни присуждали за воровство в лагере, лжесвидетельство, побег и серьезные нарушения караульной службы). См.: Полибий. VI, 37, I сл.
553
Ср.: IV, 32, 2.
554
Всадники, входившие в 18 центурий, получали от государства коня и средства на его содержание, служба же всадников «с собственным конем» была проявлением их гражданского энтузиазма в моменты критического положения дел на войне.
555
Плата всадникам была втрое выше, чем пехотинцам (ср.: V, 12, 12 и примеч. 26).
556
Капенцы – жители Капен, этрусского города, имевшего тесные культурные и экономические связи с соседними Фалериями (см.: примеч. 53 к кн. IV) и с Вейями. Падение Вей ослабляло и их позиции.
557
См.: IV, 17, 11.
558
То есть 1 октября.
559
В действительности, видимо, в первый раз (см. выше: примеч. 1).
560
Видимо, не тождествен упомянутому выше (V, 1, 2).
561
Имеется в виду закон 448 г. до н. э. (Требониев закон), запрещавший кооптацию патрициев в народные (плебейские) трибуны (см.: III, 65, 4). Впрочем, историю, рассказанную здесь Ливием, можно рассматривать и как дублетную по отношению к III, 64–65 (если это так, то трудно определить достоверную дату Требониева закона).
562
См.: примеч. 92 к кн. IV.
563
Таким образом, первый плебей среди военных трибунов с консульской властью был братом патриция – такого же трибуна истекшего года. Они носили разные имена, т. е. принадлежали к разным родам. Возможно, они были сводными братьями или один из них был усыновлен в патрицианский род. Римское общество понемногу уже вступает на путь, приведший в конце концов к образованию «нобилитета» – знати, включившей в себя и патрицианскую, и плебейскую верхушку.
564
См. выше: 7, 5 и примеч. 17. Следует, впрочем, отметить, что Гней Корнелий был военным трибуном 401 г. до н. э., а не в 403-м, когда, судя по изложению Ливия, были установлены размеры жалованья, выплачиваемого всадникам.
565
Это были первые публичные лектистернии (от лат. lectus – «ложе» и sternere – «стлать»): в храмах выставлялись изображения богов на ложах, а перед ними столы с угощениями. Обращает на себя внимание, что все «угощаемые» боги были греческие или отождествленные с греческими. Все население Рима восемь дней праздновало, участвуя в культе этих богов. Обычай умилостивлять богов такими «пирами» при всенародных бедствиях прижился в Риме (ср.: VII, 2, 2 – 364 г. до н. э.; VII, 27, 1 – 399 г.; VIII, 25, 1 – 326 г. и т. д.).
566
Латона почиталась как мать Аполлона и Дианы (Артемиды).
567
Нептун (италийское водное божество, отождествленное с греческим Посейдоном) и Меркурий упомянуты вместе, видимо, как покровители морской торговли; Геркулес тоже считался покровителем торговли и к тому же был связан с сельскохозяйственными культами, так что эти боги могли умилостивляться как «кормильцы». Аполлон был богом-целителем (в 431 г. до н. э. был освящен храм, поставленный ему по обету во время чумы). Латона и Диана почитались вместе с Аполлоном.
568
Описание празднества, сопровождавшего лектистернии, заимствовано Ливием у Пизона (фрагм. 25 P). В нем сочетаются черты греческие и римские, как впрочем и в самом обряде. Насколько достоверны детали этого описания и случайны ли упоминания о последующих лектистерниях (см.: примеч. 27) не сопровождаются подобными описаниями, сказать трудно. Но о тяготении римлян к новым для них (хотя и не лишенным традиционных элементов) культам и обрядам Ливий не раз сообщает и в дальнейшем.
569
О гаруспиках см.: примеч. 102 к кн. I.
570
Ср.: Цицерон. О провидении, I, 100; II, 69; Плутарх. Камилл, 4.
571
О спуске вод из Альбанского озера см.: примеч. 40.
572
Тарквинии – один из древнейших городов Этрурии. Окончательно потерял независимость в III в. до н. э.
573
Ср.: III, 10, 1.
574
Должностные лица, при избрании которых были допущены какие-либо погрешности в обрядах или не были приняты во внимание дурные знамения, считались «избранными огрешно». Все совершенные ими священнодействия считались не имеющими силы. Латинские торжества (feriae Latinae) проводились на Альбанской горе и были связаны с культом Юпитера Латиариса, покровителя Латинского союза. В них участвовали все города, входившие в союз. День Латинских торжеств объявлялся римскими консулами сразу же по вступлении в консульство. Они же руководили всей церемонией (эта роль была унаследована Римом от Альбы). Здесь собирались магистраты латинских городов, приносились жертвы (главная – белый бык), все участники вкушали жертвенное мясо и молились за римский народ (игры были добавлены к ритуалу в позднейшие времена).
575
См.: примеч. 66 к кн. IV.
576
То есть в Северной Этрурии.
577
Прерогативные центурии – здесь, вероятно, шесть древнейших всаднических центурий (состоявших исключительно из патрициев), первыми приступавших к голосованию. В III в. до н. э., в связи с преобразованием комиции, т. е. слиянием центуриатных и трибутных комиций (между 241 и 218 г. до н. э.), подобная практика была изменена: из всех центурий первого класса избиралась одна – centuria praerogativa, – которая и получила право первого голоса. Для общих результатов голосования мнение голосующих первыми часто оказывалось решающим. Ср.: I, 43, 11.
578
О спуске воды во время Вейской войны рассказывают многие авторы. Цицерон даже замечает (О провидении, II, 69), что это было сделано не для спасения Рима, а для использования воды на пригородных полях. Некоторые исследователи считают, что спуск воды имел целью осушение заболоченных верхних полей. Сток (очень древний) для отвода воды из Альбанского озера – более 1200 м в длину и 2–3 м в высоту – сохранился.
579
В рассказах римских авторов о Марке Фурии Камилле историческая реальность, смешанная с позднейшими вымыслами, послужила материалом для создания полулегендарного образа героя-полководца, спасителя и благодетеля Рима.
580
О Великих играх см.: примеч. 119 к кн. I. Мать Матута (одного корня с maturus – «зрелый», «своевременный») – италийское божество, покровительница женщин и деторождения. В ее культе принимали участие свободные женщины, рабыни к нему не допускались. Культ Матери Матуты был очень архаичным и сопровождался не всегда понятными обрядами. Ее храм находился на Бычьем рынке близ храма Фортуны (оба они были освящены Сервием Туллием в один день). Раскопки храма подтвердили его традиционную датировку.
581
Непет – этрусский город. Во время описываемой кампании держал сторону Вей, после их падения заключил с Римом союз (Диодор Сицилийский, XIV, 98), но впоследствии снова отпал от него. В 383 или 373 г. до н. э. (см.: Ливий, VI, 21, 4; Веллей Патеркул, I, 14) он был вновь захвачен Марком Фурием Камиллом и туда было выведено поселение.
582
В окрестностях Вей археологами было обнаружено несколько подземных ходов, которые, возможно, использовались как дренажные стоки. Рассказ о взятии Вей (как и Фиден – ср.: IV, 22, 4) с помощью подкопа, таким образом, имеет под собой какие-то реальные основания, но все же должен быть отнесен к легендарным.
583
«Старик Публий Лициний» – это бывший военный трибун с консульской властью 399 г. до н. э., первый плебей на этой должности (см.: 12, 9), а его сын – такой же трибун 396 г. до н. э., избранный на эту должность по просьбе отца и вместо него (см.: 18, 1–6). Теперь он, со своей стороны, приглашает отца первым высказать свое мнение в сенате, минуя всех сенаторов-патрициев (вряд ли такое нарушение порядка было возможно). Противником старшего Лициния в сенате оказывается Аппий Клавдий (20, 5), представитель рода, всегда враждебного плебсу; Лициний возражает ему (20, 7) и одерживает верх в сенате. В результате плебс оказывается благодарным (за доставшуюся ему долю добычи) исключительно семье Лициниев, отцу и сыну (22, 2). Таким образом, на протяжении нескольких глав история двух Лициниев складывается в целую новеллу, видимо, заимствованную Ливием у Лициния Макра (см.: примеч. 23 к кн. IV).
584
Как это было принято.
585
Ср.: Плутарх. Камилл, 5, 6.
586
Ср.: Ливиево «Предисловие» ко всему труду (§ 6).
587
Описание процедуры «эвокации» («вызывания») разделено Ливием на отдельные эпизоды, включаемые в общий контекст рассказа о взятии Вей (V, 21, 3; V, 22, 4–6). Тот же рассказ мы находим у Валерия Максима (I, 8, 3) и Плутарха (Камилл, 6). Эти авторы с большим почтением относятся к рассказу о чуде, а по Плутарху, лучшим доказательством его истинности служит сама судьба Рима. Храм по обету был выстроен на Авентине в 392 г. (см.: V, 31, 3). Подробней об эвокации см.: Макробий. Сатурналии, III, 9, 6–4.
588
Культ Солнца Индигета (Родоначальника) в Риме и Италии был древним. Его святилище было в Лавинии (Плиний. Естественная история, 56). Культ этот, возможно, был связан с культом Юпитера. Колесо и колесница – традиционные атрибуты Солнца.
589
Ливий приписывает высокомерию Камилла непопулярность его триумфа. Но облачение и колесница, уподобляющие триумфатора Юпитеру, были традиционны. Недовольны были тем, как Камилл распорядился военной добычей (ср., например: V, 25, 11).
590
Колония была выведена в 393 г. (см.: Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4) в Цирцеи (см.: примеч. 158 к кн. I). Названное Ливием число переселенцев характерно для колоний латинского права.
591
См. ниже: V, 49, 8 и др.
592
Собств. «оптиматы»; см. об этом: примеч. 73 к кн. III.
593
Ср. дублетный вариант: V, 50, 7.
594
Речь идет о проекте закона о переселении части римского народа в Вейи (см. выше: V, 24, 7).
595
В третий раз (см. выше: примеч. 1).
596
Это мог быть Корнелий Сципион или Корнелий Косс (ср.: V, 24, 1); или Корнелий Малугинский (ср.: V, 14, 1).
597
В Риме первая общественная школа была открыта в III в. до н. э. Фалиски – народ этрусского происхождения – были ближе знакомы с греческой культурой и могли достаточно рано перенять греческую систему воспитания. Сама история о фалискском учителе явно литературного происхождения, передается многими авторами.
598
Липары (Липарские острова) – семь островов вулканического происхождения, в Тирренском море (к северо-востоку от Сицилии). Главный из них – Липара.
599
О договоре гостеприимства см.: примеч. 57 к кн. II. Рассказ о римском посольстве в Дельфы, пиратах. Тимасифее и договоре, с ним заключенном, см. также у Диодора Сицилийского (XIV, 93, 3–5), который заканчивает его сообщением об освобождении от налогов, дарованном потомкам Тимасифея, когда Липара была захвачена римлянами (252 г. до н. э.).
600
То есть к четвертому часу после полуночи.
601
См.: примеч. 56.
602
То есть на выборах народных трибунов.
603
Высказывалось предположение о том, что Вергиний и Помпоний были не народными трибунами, а военными трибунами с консульской властью (в качестве косвенного аргумента указывалось на параллели – IV, 40, 4 и V, 11, 4). Однако военные трибуны с такими именами Ливием для соответствующих годов не упомянуты.
604
В триумфальных процессиях несли изображения покоренных стран и городов. Впрочем, обычай этот, видимо, более поздний.
605
Ср.: Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4.
606
Ливий отождествляет консула 392 г. до н. э. со знаменитым Марком Манлием Капитолийским, чье прозвище – в соответствии с традицией – объясняет спасением Капитолия (в 390 г. до н. э. – см. ниже, гл. 47). Но еще в IV, 42, 2 был упомянут Луций Манлий Капитолийский – один из военных трибунов с консульской властью 422 г. до н. э. (Может быть, прозвище это первоначально значило просто Капитолиец, т. е. живущий на Капитолии.)
607
Об овации см.: примеч. 20 к кн. III.
608
Это единственное дошедшее до нас упоминание о саппинатах. Возможно, имеются в виду жители небольшого этрусского поселения, расположенного в 4 км к югу от Вольсиний (прекратило существование как раз в 390-е годы), следы которого были обнаружены археологами.
609
Впоследствии в подобных случаях цензор, оставшийся без коллеги, отказывался от власти и избирались два новых.
610
То есть 1 июля.
611
См. также ниже: V, 50, 5 и примеч. 130.
612
Другие версии истории об осуждении Камилла находим у Плиния (Естественная история, 34, 13), где Камилл обвиняется квестором в растрате или хищении государственных денег) и у Диодора Сицилийского (XIV, 117, 6, где Камилл призван к суду за нечестивый, «кощунственный» триумфальный въезд в Рим на белых лошадях – эта версия перекликается с рассказом Ливия – см. выше: V, 23, 6). Ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII, 5, 1.
613
«Земляки», – точнее, «трибулы» (члены той же трибы). О клиентах см.: примеч. 41 к кн. II.
614
В разных источниках эта цифра колеблется в пределах от 10 до 500 тыс. ассов.
615
Лукумон – собств. не имя, а этрусское слово, обозначавшее правителя города (недаром ниже говорится о его «большой власти»).
616
Этот рассказ (встречаемый еще у Катона – фрагм. 36 P, ср.: Юстин, 43, 3, 4), видимо, возник под влиянием эллинистической литературы. Ее же канонам, уже утвердившимся и в римской литературе, следует Ливий, предваряя рассказ о военных действиях этно-географическими экскурсами (XXXIII, 1–7; XXXIV, 1–35, 3).
617
Таким образом, следуя хронологии Ливия, первый переход галлов в Северную Италию нужно было бы отнести ко времени около 600 г. до н. э. Археологически подтверждена только миграция галлов (кельтов) в Италию после 400 г. до н. э., связанная с событиями, о которых и идет речь в V книге.
618
Названия Тускского, или Тирренского, («нижнего») моря происходят от италийского и греческого наименований этрусков, Адриатического («верхнего») – от названия Адрии (или Атрии), города, основанного, вероятно, в VI в. до н. э. близ устья реки Пад (см.: примеч. 82). Некоторые авторы (см.: Юстин, XX, 1, 9) называют Адрию греческой колонией; по археологическим данным, она была смешанным греко-этрусским поселением.
619
См.: примеч. 40 к кн. I.
620
Пад (греч. Эридан, ныне – По) – река, пересекающая Северную Италию с запада на восток.
621
Версию Ливия о прибытии венетов в Италию см.: I, 1, 2–3. Этноним венеты (энеты, венеды) известен в разных областях Европы. От североиталийских венетов сохранилось небольшое количество коротких надписей. Язык их италийский, но некоторые детали могут указывать на какие-то связи с балтийскими языками (венедов Северной Европы принято считать славянами).
622
Вопрос об этнической принадлежности ретов не решен однозначно. Язык их, видимо, был прединдоевропейским. Он, вероятно, подвергся некоторому влиянию этрусского (реты пользовались североэтрусским письмом), что и дало античным авторам повод считать этот язык искаженным этрусским.
623
Сообщение Ливия о миграции галльских племен и о ее причинах основано на греческой литературной традиции (причем достаточно поздней, II–I вв. до н. э.) этнографических описаний.
624
Ср.: Цезарь. Записки о Галльской войне, I, 1, 1: «Галлия вся разделена на три части, из которых одну населяют белги, другую аквитаны, третью те, что на своем языке называются кельтами, а на нашем галлами». Эти последние занимали территорию между Сеной, Луарой и Рейном. Из всех античных авторов лишь Цезарь и Ливий не отождествляют вполне понятий «галлы» и «кельты», у других (ср., например: Павсаний. Описание Эллады, I, 4, 1; Страбон. IV, 189) оба названия определяют одну и ту же этническую общность.
625
Другие авторы (Плутарх. Камилл, 15; Цезарь. Записки о Галльской войне, VI, 24, 1; Аппиан. Кельтские войны, 2, 2) считают причиной переселения неплодородность галльских земель.
626
Герцинские горы (или Герцинский лес) – горные цепи, расположенные на территории Южной Германии и Чехии. В античных описаниях местоположения и протяженности этого массива есть некоторые расхождения.
627
Ливий перечисляет здесь семь основных галльских племен.
628
Трикастины – галльское племя, обитавшее на территории современного Прованса (в низовьях Роны).
629
Здесь, вероятно, подразумевается переход через Альпы, совершенный Геркулесом после того, как он угнал быков Гериона (десятый подвиг). Ср. также позднее сказание о том, как Геракл-Геркулес во время войны с Герионом стал отцом Галата, который и дал свое имя галатам-галлам (см.: Диодор Сицилийский, V, 24; ср.: Тацит. История, 42). Такие сказания обязаны своим возникновением определенной тенденции в греко-римской мифографии, а именно: по мере расширения территорий, по тем или иным причинам представлявших интерес для греков или римлян, искусственно обогащались и представления о греческих и римских богах, в сферу «деятельности» которых включались новоосвоенные (или новообнаруженные) территории. Как правило, это сопровождалось «контаминацией» греко-римских богов с местными божествами.
630
Саллювии – кельтско-лигурийское племя, населявшее территорию между рекой Родан (совр. Рона) и Морскими Альпами.
631
Фокея – греческий (ионийский) город в Малой Азии. В 600 г. до н. э. фокейцы основали на лигурийском (см.: примеч. 97) берегу колонию Массилию (совр. Марсель). Впоследствии Массилия превратилась в цветущий город, один из главных центров распространения эллинизма на Западе.
632
Это тот же путь, каким, согласно Ливию, шел Ганнибал (ср.: XXI, 38–39). Дурия и Тицин – притоки Пада.
633
Таким образом, по хронологии Ливия получается, что Медиолан был основан вскоре после 600 г. до н. э. В действительности г. Медиолан (совр. Милан) был основан инсубрами (одно из могущественнейших галльских племен; вопреки утверждению Ливия, инсубры не были родственны эдуям и составляли самостоятельное племенное образование) около 396 г. до н. э. на месте разрушенного ими этрусского города (который, в свою очередь, был построен этрусками не ранее 525 г. до н. э.). См.: Плиний. Естественная история. III, 3, 125.
634
См.: Полибий, II, 17 и Катулл, 67, 34. На территории, которая была захвачена галльским племенем ценоманов, находились города Бриксия и Верона, Кремона и Мантуя (см.: Страбон, V, 213).
635
Существует версия, определяющая либуев как коренное лигурийское население. Сами лигурийцы в классические времена населяли территорию между Приморскими Альпами и Апеннинами, от Массилии до Пизы. Язык этих древних племен, как считают сейчас, был прединдоевропейским.
636
Ср.: V, 34, 5, где сеноны названы в числе первых переселенцев. Противоречие объясняется, возможно, тем, что в источниках Ливия речь шла о двух волнах переселения сенонов, но, может быть, и просто неверным истолкованием текста греческого источника (ср.: Полибий, II, 17, 7). Наиболее ранние авторы, сообщающие о захвате Рима галлами: Феопомп (Плиний. Естественная история, III, 57); Гераклид (Плутарх. Камилл, 22; ср.: Полибий, II, 22, 4), говорят о галлах вообще, не уточняя названия племени. Более поздняя версия идентифицирует это племя с сенонами (см.: Диодор Сицилийский, XIV, 113, 3 сл.; Страбон V, 212; Аппиан. Кельтские войны, 11, 1). Утент (совр. Узо?) и Эзиз (совр. Эзина) – речки в Северной Италии.
637
Цизальпинская Галлия – территория Северной Италии между Апеннинами и Альпами, заселенная в V в. до н. э. кельтскими племенами (см выше: V, 34–35).
638
Версия об обращении жителей Клузия к Риму за помощью сомнительна. Ср. рассказ Диодора Сицилийского (XIV, 113, 3–7), где этот мотив отсутствует (ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII, 11–12).
639
Характерный риторический прием – ср.: Цицерон. Против Верреса, II, V, 6; 50; О консульских провинциях, 29; 31; 34.
640
По Дионисию Галикарнасскому (XIII, 12, (19)), были укомплектованы четыре легиона, а со вспомогательными частями римская армия (включая союзников) достигала 40 тыс. человек. Та же цифра у Плутарха (Камилл, 18, 5), который считает набранное войско численно достаточным, но необученным (большинство новобранцев впервые держало в руках оружие).
641
Имеется в виду Соляная дорога.
642
Ср. ниже: V, 39, 5. Черта, типичная для античных описаний галлов (и вообще варваров) – ср.: XXXVIII, 17, 4; Полибий, II, 29, 5–6; Цезарь. Записки о Галльской войне, V, 37, 3.
643
Собств. «царек» (regulus) – так же он именуется и в V, 48, 8.
644
Битва при Аллии произошла 18 июля 390 г. до н. э. См.: VI, 1, 11. По Плутарху (Камилл, 19, 1), битва при Аллии произошла «после летнего солнцеворота, около полнолуния».
645
Аниен впадает в Тибр между Римом и Фиденами.
646
Ср. ниже: V, 40, 7. Вероятно, и здесь речь идет о фламине Квирина.
647
Ср. ниже: V, 45, 4; 54, 5, где для того же года (390 г. до н. э.) даются другие даты: 400 и 365 гг. от основания Города соответственно. Между тем, следуя хронологии самого Ливия (ср., например: IV, 7, 1), 390 г. до н. э. соответствует 364 г. от основания Города. Причины расхождения можно видеть в том, что здесь (V, 40, 1) и в V, 45, 4 даются округленные даты, а в V, 54, 5, где назван 365 г., возможно, отразились мистические представления о так называемом великом годе – периоде, число лет в котором равно числу дней в году (см.: Цензорин. О дне рождения, 19; ср. также: Августин. О граде Божием, XVIII, 54).
648
Собственно, речь идет о больших глиняных сосудах, какие употреблялись для хранения вина, масла и сыпучих продуктов.
649
То есть на курульных креслах (см.: примеч. 39 к кн. I). Такое кресло – знак достоинства царей, а при Республике – должностных лиц, облеченных высшей властью.
650
На таких колесницах («тенсах») изображения богов перевозились во время игр из храмов в цирк.
651
Рассказ о гибели стариков-сенаторов, возможно, восходящий к семейным преданиям рода Папириев, несмотря на сознательную оговорку Ливия («некоторые передают…»), несомненно отражает определенный ритуал добровольного принесения себя в жертву (ср.: VIII, 10, 11; XXVI, 10, 9; Цицерон. О природе богов, II, 10).
652
Собств. «в передней». Выше (41, 2): «в своих домах» (буквально даже: «в середине дома»).