Книга Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)
Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)

Специальные правила, отличающиеся от правил ГК РФ о договоре поставки, установлены в Законе в отношении поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Наименование данного Закона предполагает, что он должен являться основным законодательным актом, определяющим направления правового регулирования в сфере торговли и содержащим общие положения, поэтому представляется верным, что в нем определены цели правового регулирования, в качестве которых в Законе обозначены:

– обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

– развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

– обеспечение соблюдения прав и законных интересов предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность и предпринимателей-поставщиков, обеспечение баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Одной из целей Закона является разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Четкое разграничение полномочий между органами государственной власти разных уровней и органами местного самоуправления должно привести к устранению административных барьеров на общефедеральном товарном рынке и региональных товарных рынках, формированию открытых и доступных требований к организации и осуществлению торговой деятельности.

Перечень указанных целей предполагает, что Закон должен распространять свое действие на весь круг отношений в сфере оптовой и розничной торговли, однако положения Закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, деятельности по проведению организованных торгов, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, отношения при осуществлении торговли товарами, ограниченными в обороте.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закон о торговле регулирует две группы правоотношений – между органами государственной власти и местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговли и между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Таким образом, на отношения между торговцами и гражданами-потребителями в сфере розничной торговли его действие не распространяется.

Обращает на себя внимание, что из сферы применения Закона о торговле исключен оборот продукции производственно-технического назначения. Этот термин, употребляемый в основном в нормативных правовых актах советского периода, означает товары (оборудование, сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. п.), предназначенные для применения в производственном процессе или профессионального использования.

Таким образом, в качестве объектов торговли в Законе понимаются товары, предназначенные для использования гражданами-потребителями.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется прежде всего Гражданским кодексом РФ, данным Законом, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Гражданское законодательство РФ, в соответствии с Конституцией, находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 3). Вместе с тем согласно Закону о торговле нормативное правовое регулирование торговых отношений осуществляется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Тем самым в отличие от гражданского законодательства в состав торгового законодательства включаются и нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом следует отметить, что поскольку согласно ч. «ж» ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики находится исключительно в ведении России, нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральному законодательству. В соответствии со ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также иным органам и организациям, выполняющим их функции, запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного с ее субъектами ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Это предполагает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Установление конкретных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить нечеткость в их определении, которая может приводить к принятию субъектами Российской Федерации правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через закрытие региональных рынков. Право субъектов Российской Федерации на регулирование торговых отношений в установленных законом пределах защищается в судебном порядке. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 7 сентября 2005 г. дело по заявлению ООО «Фрезия-1» об оспаривании п. 1 постановления Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. № 636-ПП «Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена» (в ред. постановления Правительства Москвы от 15.02.2005 г. № 84-ПП), по кассационной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 16 марта 2005 г., которым ему отказано в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что данный нормативный правовой акт Правительства Москвы противоречит гражданскому законодательству, ограничивает свободу перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации, чем нарушает право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности. С учетом анализа приведенных положений федерального и законодательства Москвы суд обоснованно сделал вывод о том, что оспариваемое заявителем постановление принято Правительством Москвы в пределах своей компетенции и в рамках предоставленных полномочий и постановил решение Московского городского суда от 16 марта 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Фрезия-1» без удовлетворения68. Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил право субъектов Российской Федерации на правовое регулирование торговли на территории соответствующего субъекта при условии непротиворечия нормативных актов федеральному законодательству.

В Концепции правовой политики Торгово-промышленной палаты указано, что, поскольку государственное регулирование какой-либо сферы деятельности осуществляется в рамках публичных правоотношений (установление прав и обязанностей государства и предпринимателей), такие нормы не могут содержаться в гражданском законодательстве, которое регулирует частные правоотношения, так как в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников69.

Поскольку Закон о торговле регулирует две группы общественных отношений – отношений по организации торговой деятельности и по осуществлению торговой деятельности, эффективность правового регулирования может быть достигнута за счет системного применения норм и институтов взаимодействующих отраслей права70.

Закон о торговле возлагает на Правительство РФ обязанность по принятию ряда нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность (ч. 1 ст. 5).

Во исполнение Закона о госрегулировании торговли приняты постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов»71, от 11 ноября 2010 г. № 887 «О Порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации»72, от 15 октября 2010 г. № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»73; от 29 сентября 2010 г. № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»74 и др.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации75. В соответствии с определенными Законом полномочиями Минпромторг России утверждает форму торгового реестра, утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли и др. (ч. 2 ст. 5)76.

Субъекты РФ осуществляют разработку и принятие законов, иных нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности; разработку и реализацию мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ; нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в регионе; осуществляют иные предусмотренные Законом о торговле полномочия (ст. 6 Закона о торговле).

Так, в соответствии со ст. 11 Закона нормативными правовыми актами субъектов РФ утверждаются правила по организации ярмарок и продажи товаров на них, устанавливают порядок разработки схем размещения нестационарных торговых объектов (ч. 3 ст. 10).

Важной задачей, возложенной Законом о торговле на субъекты Российской Федерации, является разработка программ развития торговли в соответствующем регионе.

Во исполнение требований Закона о торговле в субъектах Российской Федерации приняты законы о государственном регулировании торговли в соответствующем регионе. Так, в качестве примеров можно назвать Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2010 г. № 582–139 «О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления"»; Закон Самарской области от 5 июля 2010 г. № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области»; Закон Брянской области от 5 августа 2011 г. № 76-З «О полномочиях органов государственной власти в сфере государственного регулирования деятельности в Брянской области»; Закон Чувашской Республики от 13 июня 2010 г. № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках"»; Закон Красноярского края от 30 июня 2011 г. № 12-6090 «Об отдельных вопросах государственного регулирования торговой деятельности на территории Красноярского края», Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 г. № 296-з «О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан» и др.77

Как отмечается в литературе, единого подхода к структуре и содержанию регионального законодательства не сложилось78. В целом следует отметить, что в принятых законах субъектов РФ конкретизируются полномочия органов государственной власти субъектов РФ, предоставленные Законом о торговле.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговле, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 3). Органы местного самоуправления разрабатывают программы развития торговли в соответствующем муниципальном образовании, осуществляют мониторинг за состоянием торговли и тенденциях ее развития и предоставляют ежегодно такую информацию в уполномоченный федеральный орган, разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, в случае если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов РФ.

Таким образом, Законом о торговле предусмотрено создание многоуровневой системы управления розничной торговлей, что должно способствовать ее эффективному развитию.

В отличие от ГК РФ Закон устанавливает преимущественно публично-правовые требования к хозяйствующим субъектам с целью недопущения ущемления прав производителей продовольственных товаров, ликвидации барьеров для входа на товарный рынок, исключения недобросовестных практик во взаимоотношениях торговцев с поставщиками продовольствия.

В сфере осуществления торговой деятельности Закон о торговле, как отмечалось, распространяет действие на достаточно узкий круг торговых отношений, ограничиваясь преимущественно регулированием отношений по поставкам продовольственных товаров субъектам, осуществляющих торговую деятельность путем организации торговых сетей, поэтому, как отмечалось в литературе, он не отвечает требованиям системообразующего акта79. Высказано и противоположное мнение о том, что, поскольку Закон о торговле устанавливает основы регулирования торговых отношений, в нем нет необходимости регулировать весь комплекс отношений80. Следует отметить, что, определяя государственную политику в области торговли, законодатель должен, как представляется, выразить свое отношение ко всем видам и формам торговли – и оптовой, и розничной, включая современные формы торговли, затрагивающие интересы широкого круга покупателей – дистанционную и электронную торговлю.

Закон о торговле не предусматривает разработку и принятие федеральной программы развития торговли. Приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и период до 2020 г.81Целью Стратегии является максимально полное удовлетворение населения в торговле путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития российской экономики. Вместе с тем данный программный документ не распространяется на оптовую торговлю несельскохозяйственными товарами, машинами, оборудованием, топливом и некоторыми другими товарами. Таким образом, основное назначение Стратегии развития торговли – разработка мер по обеспечению населения в физической доступности услуг торговли, ценовой доступности и высокому качеству товаров и услуг.

В данном документе содержится развернутый анализ состояния торговли в Российской Федерации в целом и регионах. Приведен зарубежный опыт развития торговли. Приведены критерии эффективности товаропроводящей системы (количество торговых площадей современных форматов, их доля в обороте торговли, степень консолидации отрасли, доля в обороте дистанционной торговли).

В Стратегии развития торговли выявлены и определены основные проблемы, связанные с государственным регулированием торговли, с недостаточным уровнем развития торговой инфраструктуры, с низкой квалификацией кадров и др.

Так, отмечается, что до последнего времени регулирование отрасли торговли характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций; отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний; отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций; отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций; слабое вмешательство со стороны ФАС России; отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров и др.

В качестве недостатка отмечено отсутствие правового регулирования оптовых и дистрибуционных компаний.

В Стратегии приведены основные нормативные акты, регулирующие организацию и осуществление торговой деятельности, и отмечены основные недостатки нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли. К недостаткам отнесены недостаточная системность нормативного правового регулирования, при этом сделан вывод о невозможности в ближайшее время обеспечить системность регулирования по причине недостижения обозначенной при принятии данного Закона о торговле цели – определение основ государственного регулирования торговой деятельности, избирательности регулирования ограниченного набора вопросов торговой сферы. Установлено, что Минпромторг России не является единым централизованным органом, осуществляющим выработку и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере торговли. Ряд федеральных органов исполнительной власти проводят государственную политику в области оборота отдельных видов товаров (лекарственных средств – Минздравсоцразвития России; сельхозпродукции, табачной продукции – Минсельхоз России; этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и др.). Одновременно в Стратегии развития торговли отмечается такой недостаток правового регулирования торговли, как избыточность правового регулирования отдельных видов отношений. Так, Законом о торговле предусмотрено принятие не только законов субъектов РФ, но и нормативных правовых актов уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ, что может привести к разрастанию нормативного массива регионов.

В Стратегии развития торговли предусмотрены организационные и экономические меры по развитию торговой инфраструктуры и повышению эффективности осуществления торговой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

В условиях расширения международных торговых связей Россия заключает многочисленные двусторонние договоры по торговому и экономическому сотрудничеству с другими государствами. Российская Федерация присоединилась к таким международным конвенциям, как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венской конвенции), Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.82

В настоящее время происходящие интеграционные процессы в сфере экономики выходят на новый уровень и приобретают более сложный характер. На постсоветском пространстве образовано СНГ, в рамках которого активно происходят процессы экономической интеграции и принимаются различные межгосударственные акты.

Экономическая интеграция государств проходит различные этапы и включает таможенный союз, зону свободной торговли, единое экономическое пространство, валютный союз и др. На каждом этапе интеграции происходит все более тесное сближение правовых систем участников.

Для начальных этапов интеграции характерным является заключение различных межгосударственных актов, реализация которых осуществляется путем заключения государствами участниками соответствующих соглашений. Так, еще 10 октября 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества и 6 октября 2007 г. – Договор о создании единой таможенной территории. В соответствии с Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации83 под Основами законодательства понимаются правовые акты, устанавливающие единые для Сторон Договора нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения Сторонами соответствующих соглашений. Заключенные многочисленные соглашения о согласованной макроэкономической политике, о согласованных принципах валютной политики, о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о единых принципах и правилах конкуренции, о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, о государственных (муниципальных) закупках, о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, и др. способствуют сближению и гармонизации правовых систем стран-участниц и переходу на более высокий уровень экономической интеграции и правового регулирования. Вместе с тем эффективность действия заключенных договоров и соглашений снижается вследствие необходимости их ратификации или иных форм официального признания со стороны государств. В национальную правовую систему постепенно включаются наднациональные нормы, и, таким образом, изменяется механизм национального правотворчества, которое должно осуществляться путем согласования соответствующих норм с межгосударственными соглашениями.

Углублению экономической интеграции государств Таможенного союза способствовало заключение Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.84 С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, образована единая таможенная территория государств – участников Таможенного союза.

Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18 ноября 2010 г. «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» создана основа законодательной базы в сфере технического регулирования в Таможенном союзе, что предусматривает в том числе разработку единых технических регламентов Таможенного союза. Соглашение предусматривает передачу на наднациональный уровень полномочий по установлению обязательных требований в отношении продукции, обращение которой происходит на территории Таможенного союза. Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на территории союза. Так, разработаны и вступили в силу в Российской Федерации Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769, «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 770, «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797, «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 798, «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 799, «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 876 и др.

Одним словом, в торговле устраняются технические барьеры и начинает осуществляться принцип прямого действия права Таможенного союза.

Федеральным законом от 1 декабря 2011 г. № 374-ФЗ ратифицирован Договор Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о Европейской экономической комиссии, в соответствии с которым создана Европейская экономическая комиссия в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, которая в пределах предоставленных ей полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон и рекомендации. Комиссия осуществляет свою деятельность в различных сферах – таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; технического регулирования; санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; установления торговых режимов в отношении третьих стран; конкурентной политики; естественных монополий; государственных и (или) муниципальных закупок; валютной политики; финансовых рынков и др.85 Из перечисленного перечня сфер деятельности Евразийской экономической комиссии, в которых она вправе принимать обязательные для исполнения Сторон решения, следует, что значительный объем полномочий в различных сферах государства передают на наднациональный уровень.