«Когда Менелай умер, два сына царя от другой женщины устроили против ненавистной Елены заговор, и царица была вынуждена бежать на остров Родос. На острове властвовала Поликса – вдова убитого под Троей Тлеполема. Узнав, что на её остров прибыла Елена – виновница Троянской войны, Поликса задумала отомстить за погибшего мужа. По приказу царицы служанки задушили прекраснейшую из женщин». А.Сардарян. 100 великих историй любви.
После смерти душа Е. была перенесена на остров Левка, где она сочеталась с Ахиллесом. В Спарте и на Крите Е. почитали как богиню плодородия. Образ Е. служит постоянным источником вдохновения мирового искусства (трагедии Софокла, Еврипида, Сенеки; полотна Д.Тьеполо, Тинторетто, И.Тишбейна Старшего, Г.Россетти, Х. фон Мааре; поэзия К.Виланда, И.Гете, О.Уайльда; музыка К.Глюка, И.Штрауса, Ж.Оффенбаха и мн. др.). Данте в “Божественной комедии” поместил Е. и Париса во второй круг ада вместе с прелюбодеями.
«Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?» О.Мандельштам.
«Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке рак.
«За руном?» – спросил он греку.
«За Еленою, дурак!» С.Сатин.
И-Й
ИЕРОГАМИЯ /Hieros Gamos; Hierogamy; от греч. hiero- святой и gamos – брак/, в дохристианскую эпоху религиозная мистерия, символизирующая оплодотворение природы.
Составная часть культов Деметры, Геры и Зевса на острове Самос; Инанны (Иштар) и Таммуза в Южном Междуречье и др. Совершалась верховными жрецами в форме символического совокупления с богиней плодородия. Была призвана защитить от неурожаев и голода. Происходила при огромном стечении верующих; как правило, завершалась групповой сексуальной оргией. См. также Элевсинские мистерии.
«Впоследствии иерогамия превратилась в ритуальное совокупление мужчины и женщины, символизирующее союз вечных божественных начал, мужского с женским, земли с небом». Р.Шандель. Война за Грааль, или По ту сторону «Кода да Винчи».
ИЕРОДУЛЫ /hierodule; от греч. hiero- святой и doule – рабыня/ (гиеродулы; иерофанты; хиеродулы), в Древней Греции храмовые проститутки, занимавшиеся проституцией культовой. См. также Галлы; Кедеши.
Имели статус жриц, пользовались уважением сограждан. Участвовали в обрядах иерогамии в храмах Инанны, Афродиты на Эриксе, в Пафосе и др. По утверждению историка Страбона, в одном только Коринфе насчитывалось свыше тысячи И.
«Не касайся блудницы, у которой мужей бесчисленное множество, иеродулы, посвященной божеству… В напасти она не поддержит тебя… Благочестие и покорность не живут у нее; если она попадет к тебе в дом, удали ее».
Необходимо прояснить, кто такие иеродулы. Это греческий термин, который применил переводчик при переводе шумерского текста. Конечно, у шумеров такого термина не существовало и было свое обозначение для этой категории жриц. Иеродулами Древней Греции называли служителей храма, которые работали добровольно, или по чьему-либо указанию, но не были рабами. Чаще всего они были пожизненно прикреплены к храму. В вышеприведенной цитате термином иеродулы обозначены храмовые проститутки. Они должны были отдаваться посетителями храма за принесенный дар богам. Они имели свои названия согласно языка страны, где находился тот, или иной храм». З.Ужахов. Загадки истоков библейских сказаний.
ИЕРОФАНТЫ, см. ИЕРОДУЛЫ
ИЗИДА (Исида), главная богиня древне-егип. пантеона. См. также Богиня-мать; Божества любви.
Жена и сестра Озириса. Олицетворение плодородия, супружеской верности и материнства; покровительница воды, ветра, волшебства, мореплавания и др. Изображалась с головой коровы, либо в виде сокола или крылатой женщины. Центр культа И. был расположен в Фивах, откуда распространился по всему Средиземноморью. Римляне наполнили культ И. новым содержанием, приписали богине функции Деметры, Кибелы, Гекаты, Тихе (богиня случая). Со временем И. приобрела статус верховной богини (“та, у которой тысяча имен”). По свидетельству Геродота, с IV в. до н.э. служение И. включало проведение оргий и самобичевание.
Наиболее полное изложение мифа об И. содержится в трактате Плутарха Херонейского «Об Изиде и Озирисе» (I-II в.в.). Образ И. отразился во многих произведениях мировой культуры (древние священные гимны; роман Апулея «Золотой осел»; незаконченный философский роман Новалиса «Ученики в Саисе» («Die Lehrlinge zu Sais», 1798); стихотворение Ф.Шиллера «Das verschleierte Bild zu Sais», 1795 и др.
«Изида – герметическое божество. Длинные волосы падают волнами на ее божественную шею. На ее голове диск, блестящий, как зеркало, или между двух извивающихся змей». К.Вагинов. Труды и дни Свистонова.
ИОКАСТА (Эпикаста), в греч. мифологии жена фиванского царя Лаия, мать Эдипа. См. также Инцест.
По роковому стечению обстоятельств, стала женой собственного сына и родила от него детей. Кончила жизнь самоубийством после того, как прорицатель Тиресий раскрыл ужасную тайну ее второго брака.
И. – героиня трагедии Еврипида «Финикиянки», Софокла «Эдип-царь», драмы Г.Сакса и др.
«Сама себя убила. Но от вас
Горчайшее сокрыто: очи ваши
Не видели ее последних мук.
Внимайте же. Все расскажу, что помню.
Едва она в преддверие вбежала,
Как бросилась во внутренний покой
И прямо к ложу брачному, и двери
Захлопнула. Там волосы рвала
Обеими руками в исступленье,
И Лайоса, погибшего давно,
Звала она и вспоминала ночь,
Когда зачат был сын-отцеубийца,
С которым мать произвела на свет
Отверженных детей в кровосмешенье.
И прокляла то ложе, где, вдвойне
Несчастная, она от мужа мужа
И сыновей от сына родила». Д.Мережковский. Эдип Царь.
«Кто такая Иокаста?– спросил он меня однажды ни с того ни с сего». Ю.Олеша. Зависть.
К
КАБИРЫ (кавиры), в древнегреч. мифологии божества плодородия и подземного огня, покровители мореплаванья; по другой версии – жрецы культа Деметры или Иштар. См. также Корибанты.
По описаниям писателя и географа II в. Павсания, главные центры К. находились на островах Лемнос и Самофракия. Им приписывалась связь с потусторонним миром, обладание неким магическим знанием. Обрядность культов носила закрытый характер и предусматривала проведение оргий (1).
Иногда К. олицетворяют с хтоническими существами, близкими инкубам-суккубам, либо с тельхинами – обитателями морских глубин и спутниками Посейдона.
«Имя кабиров (кавиров) известно еще из древнегреческой мифологии, это были мудрые демоны и дети бога огня Гефеста.<>
Культ кабиров сопровождался тайными религиозными обрядами, в которых принимали участие только посвященные. Считается, что кабиры («великие боги» по-финикийски, финикийцы же – семиты, а их алфавит, согласно ТВ, считается предком арамейского и греческого писем) пришли в греческую мифологию из Малой Азии. Сам же культ процветал на островах Самофракии, Имбросе, Лемносе и в городе Фивы, то есть в основном в районах Эгейского моря, примыкающих к Малой Азии.<>
Неподалеку от Фив располагалось популярное святилище кабиров. Геродот считал их богами огня (о древних семитах и их связях с зороастризмом, огнепоклонниками, я писал в книге «Русь, которая была-2»). А сами Фивы расположены недалеко от Афин, именно с Афинами древнегреческий писатель Павсаний связывал распространение культа кабиров. Павсаний также сообщал, что кабиры были изгнаны из Фив, но спустя некоторое время смогли туда вернуться». А.Максимов. Нашествие. Хазарское безумие.
«Ему бы только сидеть в кабинете со своими греческими книгами, на уме у него только элевсинские мистерии, кабиры какие-то». В.Вересаев. В тупике.
КАДИШТУ, см. КЕДЕШИ
КАДУЦЕЙ, см. ГЕРМЕС
КАЛИПИГА /от греч. kalos – прекрасный и pyge – зад; букв. «прекраснозадая»; «дивнозадая»/, в Древней Греции и Риме одно из культовых имен Афродиты.
В античные времена крутые бедра и пышные ягодицы считались главными достоинствами женщины. В Сиракузах имелся храм, посвященный Афродите-К. Мраморная статуя Афродиты-К. находится в Эрмитаже и Национальном музее Неаполя (копия греч. оригинала III в. до н.э.).
«Греческое слово kalipygios используется для обозначения знаменитой статуи Афродиты, известной как Венера Каллипига, которая хранится в Археологическом музее Неаполя. Речь идет о римской копии греческой скульптуры, установленной, как полагают, в «Золотом доме» Нерона. Греческое слово состоит из двух – «kallos» («красивый», как в слове «каллиграфия») и «pyge» («ягодицы»). Эта статуя изображает полуодетую женщину, легкомысленно приподнимающую пеплос [15] и приоткрывающую бедра и ягодицы; она смотрит назад и вниз, несколько свысока, гордясь собой. Жест Афродиты/Венеры, приподнимающей тунику, символизировал религиозное начало, и древние греки, понимавшие толк в чувственных удовольствиях, преклонялись перед роскошными женскими ягодицами и верили, что они приносят земное богатство. В ХVIII и ХIХ веках считалось, что статуя иллюстрирует историю классической древности, в которой две сиракузские девушки решили выяснить, у которой из них самые красивые ягодицы. Эта история была описана Атенеем. Он пишет: «Жил однажды фермер, у которого были две красивые дочери. Однажды эти девушки затеяли спор о том, у которой из них более красивые ягодицы и вышли на улицу. Случилось так, что мимо проходил юноша, сын богатого старика. Девушки показали ему себя, и, когда он их увидел, то отдал свой голос старшей. Он влюбился в нее и, придя в город, рассказал о них своему младшему брату. Брат также пошел посмотреть на девушек и влюбился в младшую. […] Так эти девушки были названы согражданами «прекрасными ягодицами». В благодарность за удачу две сестры возвели храм, чтобы почтить Афродиту с красивыми ягодицами». Р.Амиллс. Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей.
«Когда-то задницы двух эллинок-сестер
У всех, кто видел их, снискали девам славу.
Вопрос был только в том, чтоб кончить важный спор –
Которой первенство принадлежит по праву?
Был призван юноша, в таких делах знаток,
Он долго сравнивал и все решить не мог,
Но выбрал наконец меньшую по заслугам
И сердце отдал ей. Прошел недолгий срок,
И старшей – брат его счастливым стал супругом.
И столько радости взаимной было там,
Что, благодарные, воздвигли сестры храм
В честь их пособницы Киприды Дивнозадой –
Кем строенный, когда – не знаю ничего,
Но и среди святынь, прославленных Элладой,
С благоговением входил бы я в него». Жан де Лафонтен. Афродита Каллипига.
Пигофилия /pygophilia; от греч. pyge – зад и …филия/– фиксация влечения на жен. ягодицах.
«Движения ему понравились. Афродита Каллипига! Прекраснозадая!». С.Осипов. Страсти по Фоме.
КАПАЙЛЕЯ, см. ДИКТЕРИОН
КИНЕДОНЫ, см. КИНЕДЫ
КИНЕДЫ /лат. cinaedus/ (кинедоны), в Древней Греции мужчины, занимавшиеся проституцией; то же, что патикусы (2). См. также Галлы; Кедеши; Эфебы.
Странствующие шуты и мимы, исполнявшие вост. танцы на рыночных площадях и в других общественных местах. Привлекали внимание клиентов женоподобной внешностью и манерами.
«Смеешься? Я – кинед, – таится б стал тщетно!» Герод. Мимиамбы.
Кинедология – см. Сотад.
КИПРИДА, эпитет Афродиты по месту расположения одного из главных культовых центров на острове Кипр. Ср. Кифера. См. также Божества любви.
«Любимец ветреных Лаис,
Прелестный баловень Киприды…» А.Пушкин. Юрьеву.
КИФЕРА /греч. Kythera; в сред. в.в. венецианское Cerigo/ (Цитера), остров к югу от Пелопоннеса против мыса Малея; предполагаемое место рождения Афродиты.
Крупнейший в Древней Греции храм Афродиты на К. являлся местом массового паломничества и проведения оргий (1). От названия острова происходят прозвища богини – Киферея; Киферская; Киферийская.
Тема К. часто встречается в мировом искусстве.
К. /перен./: мир чувственных радостей, наслаждений.
«Довольно слез: всему должна быть мера.
Я лиру взял, и в сладком забытьи
Лечу на крыльях рифмы и размера.
Есть край любви – блаженная Кифера,
Туда направим легкие ладьи». С.Соловьев. Езда на остров любви..
КЛИТЕМНЕСТРА (Клитеместра), в дрвне-греч. мифологии дочь Леды и спартанского царя Тиндарея.
Сестра Елены; жена (1) царя Микен Агамемнона; мать (1) троих детей, в т.ч. Электры. Изменила мужу (1) с его двоюродным братом Эгисфом. После окончания Троянской войны убила Агамемнона и его любовницу Кассандру. Впоследствии погибла от руки собственного сына Ореста, отомстившего за отца (1).
«Первым мужем Клитеместры, дочери спартанского царя Тиндарея и его жены Леды, был Тантал, царь Писы. Микенский царь Агамемнон пошел войной на Тантала, убил его и новорожденного сына Клитеместры и силой взял ее в жены. Диоскуры, братья Клитеместры, выступили против Микен, но Агамемнон договорился с Тиндареем, который простил его и разрешил оставить у себя Клитеместру. В этом браке Клитеместра родила трех дочерей – Хрисофемиду, Электру, Ифигению – и сына Ореста. Вражда Клитеместры к Агамемнону вспыхнула с новой силой, когда он принес Ифигению в жертву Артемиде, чтобы обеспечить попутный ветер для отплытия флота под Трою. Отсутствием убывшего на войну Агамемнона воспользовался Эгисф, который давно домогался любви Клитеместры и одновременно стремился свести счеты с Агамемноном за смерть своего брата Тантала, первого мужа Клитеместры. Поначалу Клитеместра отвергла ухаживания Эгисфа, потому что Агамемнон приказал придворному певцу не спускать глаз с царицы и сообщать о любом проявлении ее супружеской неверности. Однако Эгисф оставил старого певца на необитаемом островке без пищи, и вскоре стервятники растащили его кости. После этого Клитеместра уже беспрепятственно попала в объятия Эгисфа. Когда закончилась Троянская война, к предыдущим обидам Клитеместры добавились новые: она узнала, что Агамемнон возвращается с дочерью Приама, ясновидящей Кассандрой, с которой он давно жил как с женой. Поэтому Клитеместра сговорилась с Эгисфом убить и Агамемнона, и Кассандру. При прибытии Агамемнона Клитеместра сделала вид, что обрадовалась мужу, уставшему с дороги, расстелила для него пурпурный ковер и отвела в баню, где молодые рабыни подогревали для него воду. Когда Агамемнон выходил из бассейна, предвкушая трапезу, Клитеместра приблизилась к нему, словно собираясь обтереть мужа полотенцем, но вместо этого набросила на него сплетенную ею сеть. Пойманного как рыба царя Эгисф дважды ударил мечом. Тело Агамемнона упало в отделанный серебром бассейн, где Клитеместра отрубила ему голову топором, отомстив за все свои обиды». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.
Судьба К. – распространенный сюжет мирового искусства (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и др.); опера С.Танеева «Орестея» (1895); поэзия М.Юрсенар и др.
К. в сексологии – эпоним одноименного комплекса сексуального.
“В дверях появляется Клитемнестра с окровавленным топором, за нею виднеется труп Агамемнона». В.Вересаев. Аполлон и Дионис.
КОМПИТАЛИИ, см. ЛАРЫ
КОРИБАНТЫ /corybant/, жрецы Кибелы; позднее – богини Реи.
Овидий в поэме «Метаморфозы» утверждал, что К. возникли из дождевой воды, которой бог неба Уран оплодотворил землю. Обрядность культа носила характер оргий (1). С помощью изнуряющих танцев и пения К. доходили до экстатического состояния, имитировали безумие Аттиса, подвергали себя истязаниям и самокалеченью. Упоминаются в сочинениях Павсания, Еврипида, Николая Дамасского и др. См. также Кабиры.
К. во Фригии, на Крите и некоторых др. областях – куреты /curètes/.
«Шум и гам, – хохочут девы,
В медь колотят музыканты,
Под визгливые напевы
Скачут, пляшут корибанты». А.Фет. Зевс.
КУПИДОН (от лат. cupido – вожделею), 1) в древнеримской мифологии бог плотской любви; то же, что Амур, Эрос (3), Эрот. См. также Божества любви.
Один из младших божеств древнерим. пантеона. Культ К. тесно связан с культом его матери Венеры. Изображался в виде крылатого мальчика, иногда с повязкой на глазах. Традиционными атрибутами К. являются лук, стрела и колчан. Согласно мифологии, отличался игривостью и непостоянством. В эпоху барокко К. обычно изображался в образе прелестного пухленького херувима. Владычествовал над мертвыми в Аиде. Перевернутый и потухший факел в руках К. означает конец земных наслаждений.
Младенец К. является одним из символов Валентинова дня.
«Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятной прервался
В начале самом сон». М.Ломоносов. Ночною темнотою…
2) /перенос/, красавец; красавчик.
«Лишь объясните мне, какою властью
Вот этот купидон – вас вдруг околдовал?» М.Лермонтов. Маскарад.
КУРЕТЫ, см. КОРИБАНТЫ
Л
ЛАБРИС, см. АМАЗОНКИ
ЛАРЫ, в Древ. Риме божества-хранители домашнего очага.
Во время праздника компиталий жители города возлагали к изображению Л. (ларариям) дары и приношения. См. также Пенаты.
«В древнеримской мифологии Лары – домашние боги. Первоначально под этим именем были известны добрые духи земли, позднее – души предков и духи-покровители обитаемых людьми мест. Первоначальный культ ларов видел в них покровителей лугов, виноградников, дорог и всякой сельской деятельности. Культ ларов был весьма распространен во всей Италии. Они почитались как L. publici – покровители перекрестков (L. compitales), защитники против врагов (L. hostilii), помощники в путешествиях (viatores, permarini), защитники государственного благосостояния и города (L. praestites). Как охранители семейства (L. familiares), они были L. privati, заботились о благополучии семейства и о здоровье детей, принимали участие в семейных радостях и горе.
В их культе сказалась семейная основа государственного строя (см. Fustel de Coulanges, «La cite antique»). L. publici, под именем L. compitales, имели на перепутьях (compita) алтари. Культ их находился в ведении коллегий, состоявших из ремесленников и рабов. После Сатурналий, в январе, справлялся в честь ларов праздник, отличавшийся свободой и разнузданностью и специально установленный для низших классов общества. Позднее, когда религиозный смысл праздника стал теряться, демагоги пользовались беспорядочными сходками для своих политических целей, что заставило Цезаря уничтожить этот праздник. Август, учредивший должность magistri vicorum, восстановил культ ларов, поручив его заботам этих mаgistri и их ministri. К двум ларам он прибавил третьего, которого назвали гением Августа. Изображения ларов семейных ставились на очаге в комнате, где семейство принимало пищу. О ларах должна была заботиться преимущественно хозяйка дома: она содержала очаг в чистоте, украшала его венком в календы Ноны и Иды, приносила Лару его долю пищи и др. даров. Первого мая (в майские календы) справлялся годовой праздник в честь ларов (Laralia). Жрецом был всякий хозяин очага. Во время семейных праздников и радостей лары украшались венками, цветами и листьями. Праздник в честь ларов permarini был установлен по поводу счастливого возвращения ларов Эмилия Регилла, после морского сражения с Антиохом. Изображения ларов делались из камня или металлов; они представлялись молодыми, с протянутой кверху правой рукой, в которой был рог, и вытянутой вперед левой, в которой была чаша. Так их изображали со второй пунической войны. Их всегда было два; сохранялись они в особых lararia (ящичках). Позднее их ставили при входе в дом или рядом со спальней. Ларов часто смешивают с пенатами, но последние с самого начала были божествами кладовой, следовательно– домашнего благосостояния и довольства, тогда как Л. лишь впоследствии стали божествами семейства». В.Обнорский. Энциклопедия классической греко-римской мифологии.
“…клянусь вам пиром двенадцати богов, ларами клянусь…” М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
ЛЕДА /Leda/, 1) в древнегреч. мифологии дочь царя Этолии Фестия.
Жена царя Спарты Тиандарея. Внушила любовь самому Зевсу, который явился к ней в образе лебедя и овладел во время купания в реке Эврот. Родила несколько пар близнецов: Кастор и Полидевк; Клитемнестра и Елена Прекрасная; Феб и Филоноя. В разных вариантах мифа эти персонажи считались иногда детьми Зевса, иногда – Тиндарея.
Миф о Л. и лебеде – один из самых популярных сюжетов мирового искусства (скульптура Тимофея, картины Л. да Винчи, Микельанджело, А.Корреджо, П.Веронезе, Я.Тинторетто, С.Дали и др.; одноименная поэма Уильяма Йетса).
“Леда смеется.
Вдруг раздается
Радости клик.
Вид сладострастный!
К Леде прекрасной
Лебедь приник”. А.Пушкин. Леда.
2) имя двух известных древнегреческих гетер.
Старшая Л. – современница Фрины, родом из Икары (Сицилия); возлюбленная полководца Алкивиада (ок. 450 – 404 до н.э.). Младшая Л. – то же, что Лаиса.
ЛЕНЕИ, см. ДИОНИСИИ
ЛИБЕР /лат. Liber, букв. «свободный»/, в Древней Италии бог, соответствующий древнегреч. Дионису.
Покровитель плодородия, вина и виноделия. Вместе с Церерой, а также своей супругой Либерой; входил в т.н. плебейскую троицу богов, которая противостояла троице патрицианской (Юпитер, Юнона, Минерва). Праздники в честь Л. (либералии) ежегодно отмечались 17 марта, начиная с 496 до н.э. Сопровождались жертвоприношениями, массовыми шествиями, обильными возлияниями; нередко принимали характер оргии (1). См. также Божества любви.
“Бог Либер у римлян первоначально был покровителем роста и плодородия, а также семени животных и растений; впоследствии он был отождествлен с заимствованным у греков Дионисом. В разных частях Италии в честь Либера – очевидно, в действительности италийского бога плодородия – устраивались фаллические праздники. Во время этих праздников по полям и по городу на повозке возили большой фаллос, вероятно вырезанный из дерева; в конце церемонии он увенчивался матроной. У Августина в труде «О граде Божием» содержится очень интересная ссылка на этот обычай (vii, 21): «[Варрон] говорит, что на перекрестках Италии некоторые частности культа Либера совершаются с такой отвратительной свободой, что в честь его почитается срамной мужской член, – почитается не с сохранением сколько-нибудь стыдливой тайны, а с открытым и восторженным непотребством. Так, этот гнусный член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с великим почетом вывозится сначала в деревнях на перекрестки, а затем ввозится и в город. В городке же Лавинии Либеру посвящен был целый месяц, в продолжение которого у всех на языке были похабнейшие слова, пока этот член не провозили через площадь и не прятали в своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из матрон должна была открыто возложить корону! Так, изволите ли видеть, надо было склонять к милости бога Либера ради урожая; так нужно было удалять язву с полей; нужно было принудить благородную женщину сделать публично такое, чего не позволила бы себе сделать в театре и блудница, если бы зрительницами были благородные женщины». О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.