banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


БАПТЫ, см. КОТИС

БАСТ, см. БОЖЕСТВА ЛЮБВИ

БЛОКУЛА, см. ШАБАШ (1)

БОГИНЯ-МАТЬ (греч. Megale Meter; лат. Magna Mater Deum – великая матерь богов), изначально малоазийская богиня; впоследствии обобщенный образ главы большинства индоевропейских религий, отождествляемый с теми или иными мифологическими персонажами.

«Богиня мать – главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землёй и – более широко – с женским творческим началом в природе. Самые ранние свидетельства о почитании Б.-м. – верхнепалеолитические « Венеры» – статуэтки женщин с подчёркнутыми половыми признаками, явно культового назначения; <>

Малоазийская Кибела, Великая матерь богов, первоначально была отождествлена с функционально близкими ей греческими и римскими богинями: Реей, Геей, Деметрой, Теллус, Церерой и др., каждая из которых характеризовалась лишь частью объединённых затем Кибелой признаков. В поздней же античности известна единая синкретическая Б.-м., ипостасями которой выступают различные локальные божества. <>

Основная характеристика Б.-м., определяющая её место в мифологической модели мира, – созидательная функция, которая имеет несколько аспектов. Во-первых, как супруга бога-творца Б.-м. участвует в творении мира (в этом качестве она обычно идентифицируется с землёй). Во-вторых, Б.-м. участвует в создании населяющих вселенную существ: богов, людей, животных, чудовищ и т.д.» Е.Рабинович. Мифы народов мира.

В культах Анат, Астарты, Кибелы, Иштар, Изиды, инд. Кали-Дурга и др. почиталась прежде всего как родоначальница всего сущего, мать богов и людей. В греч. и рим. культах Афродиты, Бона Деи, Венеры, Деметры, Геи на первый план выдвинулись витальные функции (деторождение, фертильность). Б-М. обычно изображалась в окружении диких зверей; обрядность предусматривала проведение оргий (1). См. также Божества любви; Венеры первобытные.

«Богиня-мать или богиня-возлюбленная блуждала по земле, напрасно разыскивая бога, и оплакивала его в безмерной скорби». В. Вересаев. Аполлон и Дионис.

БОЖЕСТВА ЛЮБВИ, персонажи языческих культов, народных поверий и легенд, отвечающие за функции прокреации.

Объекты религиозного поклонения, которые олицетворяют различные аспекты половой жизни человека, а также связанные с ними суеверия. Пантеон Б. Л. в разных регионах мира весьма обширен и включает несколько сотен персонажей, в т.ч.:

– Адити; Рати – Б.Л. в Индии;

– Анаитис – в Армении, Персии, Скифии, Лидии и др. богиня, культ которой включал проституцию культовую;

– Баст (Бастет) – в Древнем Египте богиня красоты, плодородия и домашнего очага. Изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой;

– Илития – древнегреч. богиня плодородия, культ которой отправлялся в Эфесе;

– Кори – богиня луны у древних галлов;

– Мардук; Нанайя – в Древнем Вавилоне Б. Л., культ которых включал оргии и флагелляцию;

– Мерем Дида – северо-африканское божество, родственное Венере.

– Милда – литовское божество любви;

– Митра – двуполое божество в Древней Персии;

– Пан-Чинлин; Тцувана – покровители проституток и содомии в древнем Китае;

– рожаницы — древне-славянские покровительницы рода (1), семьи, домашнего очага;

– Сахлис – божество-покровитель супружества в Древней Грузии;

– Сильван – латинское сельское или лесное божество, родственное сатирам;

– Фрея – древне-германское божество любви;

– Фрида (Фригга; Фриза) – древнескандинавское божество любви;

– Хатор – в Древнем Египте богиня луны, плодородия и любви;

– Югатинус; Стимула; Стрения – древнерим. божества укрепления супружества;

См.также: Адонис; Амур; Анат; Астарта; Аттис; Афродита; Баубо; Богиня-мать; Бона Деа; Ваал; Вакх; Венера; Гера; Гермес; Гименей; Деметра; Дионис; Изида; Иштар; Кибела; Котис; Кукер; Купидон; Лада; Лакшми; Лель; Либер; Милитта; Мин; Мутун; Пан; Приап; Сатир; Силен; Таммуз; Тласольтеотль; Фавн; Эрот; Юнона; Ярило. Ср. Инкубы-Суккубы.

«Скажите мне, ваше божество – божество любви? А угрызения вашей совести – наказание божества, наказание из любви?» Ф. Ницше. Песни Заратустры.

В

VAGINA DENTATA, см. ВАГИНА ЗУБАТАЯ

ВААЛ /семитское b’l – господин, владыка/ (Ба‘ал; Баал; Балу), шумеро-аккадское двуполое божество солнца, плодородия и войны, покровитель водной стихии; брат или муж Анат; Астарты.

Иногда отождествлялся с Озирисом, Адонисом, Молохом. Обычно изображался в виде человека с головой быка. Являлся верховным божеством ханаанеев, у которых был известен под именем Бэл. Почитался в Древнем Египет, Вавилоне, Сирии, Финикии, и др. Фаллические символы В. – две усеченные серебряные и золотые колонны хранились в главном святилище в Тире. В дальнейшем культ В. распространился в Карфаген, Израиль и Иудею. По месту расположения носил имена собственные В.-Гад, В.-Меон, В.-Фегор и т. п. В 218 культ В. был установлен в Древнем Риме императором Гелиогабалом.

«Ваал-Фегор – языческое божество, которому стали поклоняться некоторые израильтяне, когда на пути в Землю обетованную они остановились в Ситтиме. Поклонение это выражалось в том, что «начал народ блудодействовать» с местными женщинами. «И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору».

То ли приказ Моисея не был выполнен, то ли даже казни не смогли пресечь жажды плотских утех с чужеземками, но грех поклонения Ваал-Фегору продолжался. Тогда разъяренный Бог наслал эпидемию на вышедший из повиновения возлюбленный народ. Но и этого оказалось недостаточно: «некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания». И лишь когда благочестивый Финеес, внук Аарона, в порыве праведного гнева «встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее», эпидемия прекратилась. К тому времени от эпидемии умерли 24 тысячи евреев». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.

Согласно Библии, обрядность В. включала проституциюкультовую, проведение оргий, флагелляцию и др. (Книга пророка Иеремии. 19, 5). Также предусматривались жертвоприношения девственности и человеческие жертвы. Жрецы В. (иеродулы, кедеши) разводили огонь внутри пустотелой медной статуи и совершали ритуальное сожжение первородного ребенка.

«Верь: настанет пора – и погибнет Ваал,

И вернется на землю любовь!» С. Надсон.

ВАГИНА ЗУБАТАЯ /лат. vagina dentata; англ. Toothed vagina/, легендарный артефакт в мифологии целого ряда народов мира.

Женский половой орган в виде всепожирающей зубатой пасти. Устрашающий образ жен. естества; олицетворение входа в загробный мир и ад. Почиталась в Индии, Южной Америке, Восточной Азии, Древней Греции и Риме. По суеверным представлениям, В.З. способна искалечить мужчину и откусить у него член во время пол. акта.

«Страх перед женской сексуальностью существовал еще в античные времена, когда считали, что женское влагалище – это бездна. Из того времени пришел термин vagina dentata – «вагина с зубами». Этот образ, наверное, до сих пор наводит ужас на гинекофобов». Л.Щеглов. Записки сексолога.

Согласно данными науки, в отдельных случаях гинекологи действительно обнаруживали во влагалище мутирующие дермоидные кисты, состоящие из эмбриональных клеток кожи и зубной ткани. З. Фрейд и его последователи использовали легенду о В.З. для разработки комплекса кастрации.

Фобии, связанные с В.З., сохранились в массовом сознании до наших дней. Среди амер. солдат во время войны во Вьетнаме бытовали рассказы о местных проститутках, которые наносят увечья при помощи вставленных во влагалище осколков стекла или бритвенных лезвий. В 2005 изобретательница из ЮАР Сонетт Элерс (Sonette Ehlers) запатентовала жен. презерватив «Rapex» для защиты от изнасилования – пластиковый колпачок, внутренняя поверхность которого была снабжена рядами острых зубчиков. В процессе интроитуса зубчики впивались в пол. орган насильника и причиняли ему нестерпимую боль.

Теме В. З. посвящен фильм М. Лихтенштейна «Зубы» («Teeth», 2007); упоминается в романах С. Лукьяненко «Геном», А. Белянина «Меч без имени» и др.

«Зубастая вагина – это символ бесформенного всепожирающего хаоса, противостоящего аполлоническому мужскому началу, для которого характерно стремление к четкой оформленности». В. Пелевин. Священная книга оборотня.

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ /англ. Walpurgis Night; нем. Walpurgisnacht/, праздник плодородия языческого происхождения. См. также Купала. Ср. Шабаш.

Отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая в большинстве стран центральной и северной Европы. Получил название в VIII в. от имени католической святой Вальпургии, родившейся в канун праздника. В Германии В. Н. происходит на горе Броккен (Блоксберг), ок. Магдебурга, Саксония; в Швеции – на одинокой морской скале Блокула; у славянских племен – на Лысой горе под Киевом. Согласно традициям, В.Н. носит характер оргии и сопровождается разгулом чувственных страстей.

В.Н. – распространенный сюжет мирового искусства («Фауст» Гете; одноименная опера Ш. Гуно; «Путевые картины» Г. Гейне и др.).

«Сегодня же ночью с 30 апреля на 1 мая. Ночь Вальпургии, сестры Святого Ведекинда. А эта ночь, с конца восьмого века начиная, всегда знаменовалась чем-нибудь устрашающим и чудодейственным. И с участием Сатаны. Не знаю, состоится ли сегодня шабаш, но что-нибудь да состоится!» Венедикт Ерофеев. Вальпургиева ночь, или «Шаги командора».