Книга АБеВеГа любви - читать онлайн бесплатно, автор Александр Сосновский. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

АБеВеГа любви

«Современное поколение открыто ассоциирует амазонок с лесбиянками: впервые такую параллель провела в 20-х годах Натали Барни, публично назвав себя амазонкой и заказав Ромейн Брукс свой портрет в виде амазонки. С середины века, исходя из своих соображений, лесбиянки ассоциируют себя с амазонками и делают это весьма оригинально и впечатляюще. Роман «Воинствующие» французской писательницы Моники Уиттиг, где рассказывается о группе женщин, которые любят представительниц своего пола и борются с патриархатом, – особенно яркий пример такой ассоциации». П.Рассел. 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок.


«…сама панна София пренебрегала мужским полом, будучи убежденной приверженицей традиций амазонок с острова Лесбос». Ю. Смолич. Ревет и стонет Днепр широкий.


3) амазонка, жен. платье для верховой езды в стиле унисекс.

«Рядом с ним, в черной амазонке, величавая и сухая, проезжала по городским улицам его дочь, а сзади почтительно следовал шталмейстер». В. Короленко. В дурном обществе.


4) амазонка /устарев., разг./, то же, что проститутка.

«Скорее, скорей сильвупле. Поедем к ночным амазонкам». А. Суворин Дневник.


АМАЗОНОМАХИЯ, см. АМАЗОНКИ (1)


АМУР, в древнегреческой мифологии божество любви; то же, что Купидон, Эрос(3), Эрот.

Сын Афродиты и бога Вулкана. Крылатый мальчик или юноша с луком и стрелами, которыми он поражал сердца людей и внушал им любовь. Иногда А. изображался с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора. С этим связано выражение «любовь слепа». См. также Амур /разг./

А. – герой легенды, пересказанной Апулеем в романе «Золотой осел». По наущению своей матери, А. внушил любовь прекрасной земной женщине Психее. Появлялся у нее только по ночам и запрещал видеть свое лицо. Дождавшись, когда он уснет, Психея зажгла светильник и стала разглядывать возлюбленного. Капля раскаленного масла упала на плечо А., он проснулся и покинул Психею. Ей пришлось преодолеть множество испытаний, чтобы вернуть А.: разобрать по зернышку огромную кучу гороха, достать шерсть бешеных золотых овец, спуститься в подземное царство за живой водой и др. После мучительных поисков Психея воссоединилась с А. и родила ему дочь, богиню наслаждения.

В культурном наследии история А. и Психеи обычно толкуется как аллегория странствований человеческой души в поисках любви. Постоянный сюжет мирового искусства: рус. народная сказка «Аленький цветочек» в обработке С. Аксакова; роман Ж. Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона»; повесть И. Богдановича «Душенька»; фрески Рафаэля на вилле Фарнезина в Риме и др. К образу А. неоднократно обращались скульптуры А. Канова, живописцы П. Батони, В.-А. Бугро, Б. ди Ниор, П. Туманн и мн. др.

« О, почему мне постель такою кажется жесткой,

И покрывало мое плохо лежит на софе?

И почему столь долгую ночь провел я бессонно,

И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?

Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,

Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?

Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;

Душу мою покорив, лютый терзает Амур…

Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,

Я побежден и себя власти твоей предаю.

Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.

Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит…

Свежий улов твой – я, получивши недавнюю рану,

В пленной душе понесу груз непривычных оков

Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,

Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви…

Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;

Будут упорно толпой все за тобою ходить.

Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,

Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг…» Овидий. Триумф Амура.

См. также АМУР /разг. иронич./


АМУРЕТТЫ, см. ЭРОТ

АНАИТИС, см. АСТАРТАБОЖЕСТВА ЛЮБВИ


АНАСИРМА /Anásyrma; греч. ανάσυρμα, букв. задирание юбки/, ритуальный жест демонстрации органов половых. См. также Баубо. Ср. Мунинг.

Судя по всему, не направлен на возбуждение активности половой. Выполнял функции оберега, спасал от сглаза и даровал удачу. Терракотовые фигурки А., относящиеся к V—IV в.в. до н.э. во множестве обнаружены при раскопках Афин. По описанию историка Аполлодора, широко применялся в культах Деметры и Диониса, во время Элевсинских мистерий. В средневековой Ирландии женщины обнажали гениталии перед строем неприятельского войска. С помощью А. земледельцы на Балканах пытались остановить засуху или проливной дождь. В одной из басен Ж. Лафонтена дьявол испугался женщины, задравшей юбку. Возможно, шотландская традиция ношения муж. юбок (килтов) на голое тело является отголоском А. См. также Копропраксия.

«Он пишет, что Карло совершает „обряд анасирмы“. Речь идет о демонстрации женских гениталий божеству, с целью вызвать его благосклонность и смех, а по некоторым легендам, и предотвратить жуткие космические катаклизмы. Характерный пример анасирмы приводит Геродот, рассказывая о празднике в честь египетской богини-кошки Бастет в городе Бубастисе, в дельте Нила». Э. Треви. Кое-что из написанного.


АНДРЕОН, в Древ. Греции сообщество лиц муж. пола, прошедших инициацию (1).

«Вначале взрослый мужчина вводил мальчика в клуб мужчин (андреон), после чего проводил с ним два месяца в сельской местности, где они предавались пирам, охоте и сами понимаете чему. По окончании этого «испытательного срока» подросток причислялся к миру взрослых мужчин и получал богатые дары». С.Мазуркевич. Великие заблуждения человечества.


АНДРОГИНЫ /греч. ἀνδρόγυνος/, представители мифического племени, сочетавшие муж. и жен. половые признаки. См. Андрогиния.

О существовании А. в доисторические времена известно со слов древнегреческого философа Платона:

«Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, – мужского и женского, ибо существовал еще третий, который соединял в себе признаки этих обоих, сам он исчез, и от него сохранилось только название, употребляемое теперь как бранное слово, – андрогины… Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов… И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними… Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит: …Я разрежу каждого из них пополам;.. И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь». Платон. Пир.


А. присутвуют во многих политеистических религиях: инд. Адити – корова-бык; Ваал; древнегреч. бородатая Афродита; Гермафродит (1); егип. Ра, совокупившийся сам с собою («упало семя в мой собственный рот»); Шива и др. Согласно иудаистскому учению Каббала, первый человек Адам также являлся А.


«По небу ходят андрогины ―

Невеста то же, что жених.

Оттенок сизо-голубиный

Просвечивает в плоти их.

Две голубые половины ―

Под стать сиамским близнецам.

Но двуединой сердцевины

Я не пойму, приятель, сам.

Библейские женомужчины

Гермафродиты? Да и нет.

Нам не понять такой картины:

Закат и вместе с тем рассвет.

Эдема странный обитатель

Раздвоен, да, но двуедин.

И только вы, мой друг читатель,

Наполовину андрогин». И.Чиннов.


В мировом искусстве А. обычно изображаются бесполыми, либо с муж. и жен. гениталиями. Подобная традиция также соблюдается при изображении ангелов: Фра Анджелико. «Возвещение» (ок. 1437) в монастыре Сан Марко во Флоренции. А. являются одним из главных символов алхимии, воплощая единство серы и ртути. Образы А. пользуются популярностью в современной массовой культуре. Целый ряд топ-моделей успешно участвует в показах как муж., так и жен. моды: австралиец сербско-хорват. происхождения Андрей Пежич (Andrej Pejic; род 1991); датчанка Фрея Беха Эриксен (Freja Beha Erichsen; род. 1987); доминиканка Омахира Мота Гарсия (Omahyra Mota García; род. 1984); россиянка Раня Морданова (род. 1991) и др.

«Андрогинные создания, они ведь очень привлекательны должны быть сексуально. Милен Фармер очень заманчивая, или вот эта манекенщица лысая, с татуировкой на черепе. Их хочется! Нет разве, Влад? А наши андрогины какие-то пресные». Н. Медведева. Ночная певица.


АНТЕСТЕРИИ, см. ГЕРМЕС; ДИОНИСИИ


АНТЭРОС /греч. Ἀντέρως; англ. Anteros/, 1) (Антэрот) в Древней Греции бог отрицания любви.

Сын Хаоса (либо Ареса) и Афродиты. Антипод (возможно – брат) Эрота. По первоначальной версии, внушал ненависть к любимому человеку; порождал манию уничтожения. Позднее считался богом неразделенной любви; покровителем отвергнутых любовников. По традиции, обычно изображался с крылышками бабочки.

«Еще существовало божество по имени  Антэрос , которого иногда представляли как мстителя за отвергнутую любовь, и иногда как символ взаимной страсти. Следующая легенда рассказывает о нем так:

Венера пожаловалась богине правосудия Фемиде, что ее сын Эрос всегда остается ребенком, и услышала в ответ, что причина в том, что он у нее один, и если бы у него был брат, Эрос быстро бы вырос. Вскоре родился Антэрос, и сразу же стало видно, что Эрос быстро вырос в размере и силе». Т.Балфинч. Всеобщая мифология.


«Учитель, в сирийском городе Гадара, из двух горячих источников вызвал Эроса и Антэроса – одного радостного светлокудрого, другого скорбного темного гения любви…» Д. Мережковский. Смерть богов.


2) (антерос) то же, что лесбийская любовь.

«Поэтому никогда не падай перед мужчиной. Не позволяй силе Эроса делать противное тебе, разрешать унижающие тебя поступки. Лучше Антэрос, чем такая любовь!» И. Ефремов. Таис Афинская.


АНФЕСТЕРИИ, см. ГЕРМЕС


АТТИС /Attis/ (Атис), во фригийской мифологии бог плодородия, связанный с оргиастическим культом Кибелы. См. также Божества любви.

Соответствует финик. Адонису и шумеро-вавилонскому Таммузу. Происхождение А. точно не установлено. По рассказу Павсания (VII 17, 9—12), матерью А. являлся двуполый демон Агдистис /Agdistis/ – одна из ипостасей Кибелы. Богиня влюбилась в собственного сына и из ревности погубила всех своих соперниц. А. оскопил себя в приступе безумия и погиб от потери крови. На месте его гибели выросла вечнозеленая сосна.

«Аттис во Фригии был тем же, чем Адонис в Сирии. Но культ Аттиса получил гораздо более крупное значение, благодаря раннему своему переселению в Рим. Поклонение Аттису находилось в связи с культом mater deum magna idaea, великой матери богов Кибелы, часто называемой вкратце magna mater, великой матерью.

Чудесно рожденный девственной Наной, Аттис— такой же молодой, прекрасный пастух, как и Адонис. О его смерти существуют два различных мифа. Согласно лидийскому мифу, он был умерщвлен, как и Адонис, вепрем. Согласно фригийскому варианту, ревнивая Кибела поразила его безумием, и он умер под елью, оскопив сам себя. Местный вариант, идущий из Пессина, где находилось главное святилище Кибелы, превращает Аттиса в вечно зеленую ель. Наша обычная рождественская елка была священным деревом Аттиса». М.Брикнер. Страдающий бог в религиях древнего мира.

Культ А. имел место по всему Средиземноморью. В 204 до н.э. был занесен в Рим торговцами и моряками из города Пессинос в Лидии. Известен по описаниям историка Страбона («Geography», 12.5.3), произведениям Овидия («Фасты», IV 223—246), Катулла («Аттис», I в. до н.э.) и др. Празднование в честь А. проходили с 15 по 27 марта; сопровождались ритуальными оргиями и самооскоплением галлов.


«Торжество в честь Аттиса праздновалось в Риме во время весеннего равноденствия. 22 марта срубалась ель в священной роще богини; ствол обвязывался белыми повязками и фиалковыми венками; в центре укреплялось изображение молодого человека. Все это особые носильщики, дендрофоры (древоносцы) вносили в святилище. На следующий день происходил праздник Tubilustrium, освящения труб. 24 марта было dies sanguinis, днем крови, когда вокруг изображения бога происходили восторженные танцы под дикое бряцание кимвалов и под крикливые звуки флейты[13]. При этом галлы, жрецы евнухи Аттиса, царапали себя до крови ножами и острыми каменьями и обрызгивали кровью изображение бога. Объятые диким неистовством, фанатики здесь же оскопляли себя и посвящали себя служению богу». М.Брикнер. Страдающий бог в религиях древнего мира.


«Или, как Аттис распаленный,

Серпом пожавший колос свой,

Жар сил, до бела накаленный,

Охлады хочет ключевой?» В. Иванов. Слепительный срезает серп…


АФРОДИЗИЯ, см. АФРОДИТАЭРОТИЗМ


АФРОДИТА /греч. Ἀφροδίτη/, древнегреч. богиня любви и красоты. См. также Божества любви.

Соответствует АстартеИштарИзидеКибеле. В мифологии, истории и мировой культуре практически полностью отождествляется с древнерим. Венерой. Дочь Зевса и океаниды Дионы. По утверждению поэта Гесиода, родилась из морской пены на острове Кифера (А.-Анадиомена, т.е. «пенорожденная»); поднялась из морских глубин на побережье Кипра (А.-Киприда; А.-Пафия; А.-портоваяуспокаивающая мореподающая счастливое плаваниевыныривающая). Обладала властью над людьми и богами. Являлась женой Гефеста, однако постоянно изменяла ему. По легенде, ревнивый супруг поймал А. сетью во время любовного свидания с богом войны Аресом. Мифы приписывают А. пятерых детей, в т. ч. Эрота и Гермафродита.


«Гесиод, рассказывая в «Теогонии» историю происхождения Афродиты, описывает, как Кронос, сын прародителей Геи (Земли) и Урана (Неба), оскопил серпом собственного отца

Член, отсеченный железом,

бросает он в мope, и море уносит

Божественный член,

извергающий белую пену.


.Имя Афродита происходит от греческого слова «афрос», что означает «пена». Но в данном случае это не морская пена, а сперма оскопленного бога.


Гесиод продолжает:

Из той пены рождается дева, приносит ее на Киферу,

А оттуда и к острову Крит,

где на берег выходит богиня – сама красота…

Афродита мало чем может похвастаться, кроме очарования и красоты. Она готова на прелюбодеяние, с радостью поставляет девушек собственному любовнику, с момента своего появления принося бесконечные неприятности. Недаром Зевс, приказывая в наказание человечеству создать Пандору, велел сделать ее точной копией Афродиты.

Афродита, идеальная богиня, вряд ли предлагает смертным идеальный образец для подражания. Она была женой Ареса и любовницей Посейдона. Ее несчастный отпрыск Гермафродит родился от интрижки с Гермесом. Сын от Диониса – безобразнейший из полубогов Приап. Страстно влюбившись в Адониса, она почти одновременно завела короткий роман с Анхисом, в результате которого на свет появился Эней.

Она стала прямой и косвенной причиной гибели огромного числа мужчин и женщин. Ее жертвами были Елена, Медея, Аталанта. Она провоцировала раздоры, порой перераставшие в крупномасштабные войны. Ни один грек не отказывал ей в красоте и любовном могуществе, но никто не считал ее достойной личностью». Б.Картленд. Таинство любви сквозь призму истории.

А. имела две основные ипостаси:  Урания – покровительница девственниц и платонической любви и Пандемос (Pandemos; «общедоступная») – олицетворение страсти и плотского влечения. Главные храмы А. находились в Пафосе, Коринфе, Самосе, Эриксе и др.; при них существовала проституция культовая. На время праздника афродизий отменялись все сословные и родственные ограничения на проведение пол. актов.


«В платоновском «Пире» Павсаний напоминает слушателям, что существует не одна Афродита, а две – Афродита Урания и Афродита Пандемос, то есть Афродита Небесная и Афродита Пошлая (общедоступная). Поклонения философов достойна лишь одна из них, и одна ведет к познанию высшей Красоты. Заурядные люди способны любить лишь пошлой и низменной любовью, причем женщин они любят не меньше, чем юношей. «Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, – недаром это любовь к юношам, – а, во-вторых, старше и чужда преступной дерзости». Г.Кружков. Очерки по истории английской поэзии.


А. имела ряд прозвищ (эпиклесов), относившихся к сексуальной сфере: Генителида (Genitelida) – покровительница органов половыхДиварисатрикс (Divarisatrix) и Кастния (Castnia) – «бесстыдных совокуплений»; Мелайна (Melaina) – «темных ночей»; Микейа (Mucheia) – «потаенных уголков»; Перибазия (Peribasia) – «с раздвинутыми ногами»; Порне (Porne) – «позорящая»; Скоттиа (Scotta) – богиня мрака; Дарцетос (Darcetos) – богиня праздности и др. См. также КаллипигаКлоака.

Образ А. – постоянный объект мирового искусства: гимны Гомера; статуи Алкамена, Праксителя (А. Книдская, моделью для которой послужила гетера Фрина), Лисиппа (А. из Капуи); полотна Тициана, Джорджоне, Д. Тьеполо, С. Боттичелли, П.Рубенса, Ф. Буше, Н. Пуссена, В. Бугро; опера К. Орфа «Триумф Афродиты» и мн. др.

«Я готов в борьбе открытой

Пасть, сраженным Афродитой». В. Брюсов. Шаги Афродиты.


Пояс Афродиты (пояс Венеры) – атрибут А., обладающий магической силой сексуальной притягательности.

«В мифах Гера временами одалживает волшебный пояс Афродиты, чтобы соблазнить своего мужа Зевса. Это позволяет ей, например, очаровать и усыпить своего супруга в самый разгар Троянской войны. При этом самой Афродите (которая была на стороне троянцев) коварная Гера говорит, что пояс ей нужен на время, чтобы примирить ее приемных родителей, Океана и Тефиду:

«Дай мне любви, Афродита, дай мне тех сладких желаний, Коими ты покоряешь сердца и бессмертных и смертных… Их я иду посетить чтоб раздоры жестокие кончить. Долго, любезные сердцу, объятий и брачного ложа Долго чуждаются боги: вражда им вселилася в души. Если родителей я примирю моими словами, Если на одр возведу, чтобы вновь сочетались любовью, Вечно останусь я и любезной для них и почтенной».

Ей, улыбаясь пленительно, вновь отвечала Киприда: «Мне невозможно, не должно твоих отвергать убеждений. Ты почиваешь в объятиях бога всемощного Зевса».

Так говоря, разрешила на персях иглой испещренный Пояс узорчатый, все обаяния в нем заключались; В нем и любовь, и желания, шепот любви, изъясненья, Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.

Сама Гера после этого соблазняет своего мужа. В реальной жизни мы видим, как раз за разом жены прибегают к ухищрениям Венеры, чтобы разбудить любовный пыл своих мужей (а иногда – чтобы таким образом добиться своего). Примечательно, что без участия Афродиты тут не обходится». Г.Бедненко. Греческие богини. Архетипы женственности.


Б


БАССАРИДЫ, см. ВАКХАНКИ


БАУБО /Baubo; греч. Βαυβώ/, персонаж античной мифологии.

По сообщениям разных авторов, Б. – то ли смертная женщина, то ли бесстыдная богиня (dea impudica). Развеселила богиню Деметру непристойным танцем и обнажением своих органов половых во время Элевсинских мистерий.

В истории и культуре Б. олицетворяет грубую жен. сексуальность. Керамические изображения Б. в виде жен. фигуры, с головой расположенной на уровне бедер во множестве обнаружены при раскопках города Приены на западном побережье Малой Азии. Аналог Б. существует также в средневековом япон. фольклоре. См. также АнасирмаНиз телесный. Ср. Копропраксия.

«Когда Деметра, сетовавшая о похищении дочери своей Персефоны Плутоном, пришла, разыскивая ее, в Элевзис, то Баубо, жившая здесь вместе с Триптолемом и Евмолпом, угощая богиню (подчеркиваю далее я), поднесла ей отвар из полбы, [текст на греческом]; но богиня, удрученная горем, не хотела пить его. Тогда огорченная Баубо (слушайте! слушайте! внимайте, внимайте!) [текст на греческом] (т. е. обнажила свои стыдливые части и показала на них богине). Богиня после этого повеселела и приняла питье (Климент Александрийский в „Admonit. ad gentes“ 28 [„Увещание язычникам“]). Арновий рассказывает это иначе, нежели Клим. Александрийский; он говорит, что Baubo partem illam corporis, per quam secus foemineum subolem solet prodere, facit in speciem laevigari nondum duri atque striculi pusionis, redit ad Deam tristen et retegit se ipsam» 29 (Aglaaph., t. II, 819,820; Хрисанф, т. III, стр. 550—551, -примечание). [Баубо, сделав ту часть женского тела, через которую появляется плод, гладкой, подобно младенцу, еще не покрытому волосами, вернулась и показала ее грустной богине (лат.)]» В. Розанов. Перед Сахарной.


БАХУС, см. ВАКХ

БЕССТЫДНАЯ БОГИНЯ, см. БАУБО

БЛАГАЯ БОГИНЯ, см. БОНА ДЕА


БОНА ДЕА (лат. Bona dea) (благая богиня; Фавна), древнерим. богиня плодородия, покровительница женщин, врачевания, сестра или жена Фавна.

Храм Б.Д. находился в Риме, в одном из гротов на склоне Авентинского холма. Празднества в ее честь устраивались ежегодно в начале декабря или мая. Первоначально культ Б.Д. отличался аскетической сдержанностью, но уже во времена ранней Империи переродился в ритуальные оргии, в которых принимали участие только женщины. См. также Богиня-матьБожества любви.