«Очевидно, аналогичным был культ Доброй богини (Bona Dea): это божество многие ученые отождествляют с древней римской богиней Фауной. Другие полагают, что она была заимствована из Греции. В любом случае Bona Dea являлась покровительницей женщин, которые просили ее помощи при несчастьях и болезнях. В Риме она была известна уже во время Тарентинской войны (272 год до н. э.); следовательно, возможно, что ее признали в Риме благодаря контактам с Грецией.<>
Вот что пишет Плутарх («Цезарь», 9): «У римлян есть богиня, которую они называют Доброю, а греки – Женскою. Фригийцы выдают ее за свою, считая супругою их царя Мидаса, римляне утверждают, что это нимфа Дриада, жена Фавна, по словам же греков – она та из матерей Диониса, имя которой нельзя называть. Поэтому женщины, участвующие в ее празднике, покрывают шатер виноградными лозами, и у ног богини помещается, в соответствии с мифом, священная змея. Ни одному мужчине нельзя присутствовать на празднестве и даже находиться в доме, где справляется торжество; лишь женщины творят священные обряды, во многом, как говорят, похожие на орфические. Когда приходит день праздника, консул или претор, в доме которого он справляется, должен покинуть дом вместе со всеми мужчинами, жена же его, приняв дом, производит священнодействия. Главная часть их совершается ночью, сопровождаясь играми и музыкой»
Ювенал описывает праздник Доброй богини с таким отвращением, что мы можем лишь отметить, но не объяснить различие между двумя описаниями.
Вот нарисованная Ювеналом картина во всех ее ярких красках:
Знаешь таинства Доброй богини, когда возбуждают
Флейты их пол, и рог, и вино, и менады Приапа
Все в исступленье вопят и, кису разметавши, несутся:
Мысль их горит желаньем объятий, кричат от кипящей
Страсти, и целый поток из вин, и крепких и старых,
Льется по их телам, увлажняя колени безумиц…
То не притворства игра, тут все происходит взаправду,
Так что готов воспылать с годами давно охладевший
Лаомедонтов сын, и Нестор – забыть свою грыжу:
Тут похотливость не ждет, тут женщина – чистая самка.
Вот по вертепу всему повторяется крик ее дружный:
«Можно, пускайте мужчин!» Когда засыпает любовник,
Женщина гонит его, укрытого в плащ с головою.
Если же юноши нет, бегут за рабами; надежды
Нет на рабов – наймут водоноса: и он пригодится.
Наконец, если под рукой нет и мужчины, они довольствуются ослом! Так заканчивается это чудовищное описание» . О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.
«А ведь точно, сегодня же Бона деа! – подхватил второй клиент. – Женщины собираются в доме претора Цезаря в Субуре, как я слышал. Хоть бы одним глазком поглядеть, что они там вытворяют». М. Алферова. Соперник Цезаря.
БРАК СВЯЩЕННЫЙ, см. ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ
БРОМИЙ, см. ДИОНИС
В
VINALIA RUSTICA, см. ВЕНЕРА
ВАКХ /Bacchus; греч. Βάκχος; лат. Bacchus/ (Бахус), первоначально фракийский или фригийский бог производительной силы, небесной и земной влаги.
Позднее у греков отождествлялся с Дионисом, а у римлян – с Либером. Муж Ариадны – дочери критского царя Миноса. Подарил людям виноградную лозу и научил виноделию. Любитель чувственных наслаждений и праздничных застолий. Иногда изображался нагим с юношей с венком на голове; чаще – в виде зрелого мужчины с чашей или кистью винограда. Появлялся в сопровождении Силена, Фавна, сатиров и нимф (1). Обычно держал в руках тирс (фаллический символ, увенчанный сосновой шишкой).
«В том гроте сумрачном, покрытом виноградом,
Сын Зевса был вручен элидским ореадам.
Сокрытый от людей, сокрытый от богов,
Он рос под говор вод и шелест тростников.
Лишь мирный бог лесов над тихой колыбелью
Младенца услаждал волшебною свирелью…
Какой отрадою, средь сладостных забот,
Он нимфам был! Глухой внезапно ожил грот.
Там, кожей барсовой одетый, как в порфиру,
С тимпаном, с тирсом он являлся божеством.
То в играх хмелем и плющом
Опутывал рога, при смехе нимф, сатиру,
То гроздия срывал с изгибистой лозы,
Их связывал в венок, венчал свои власы,
Иль нектар выжимал, смеясь, своей ручонкой
Из золотых кистей над чашей среброзвонкой,
И тешился, когда струей ему в глаза
Из ягод брызнет сок, прозрачный, как слеза». А.Майков. Вакх.
ВАКХАНАЛИИ /Bacchanalii/, 1) в Древнем Риме массовое празднование в честь Вакха.
Продолжение традиций древнегреч. дионисий. Со II в. до н. э. В. приобрели характер оргий (1), сопровождались бесчинствами и разгулом низменных страстей.
«С богом Либером тесно связаны вакханалии. Этот культ, очевидно, возник в Южной Италии, и позже его пытались внедрить в Риме. На юге он, похоже, развился под греческим влиянием, а на севере его поощряли этруски. Поскольку вакханалии имеют сильную сексуальную подоплеку, мы должны упомянуть их в нашем исследовании. Снова процитируем «Римскую мифологию» Преллера: «С незамысловатым почитанием бога виноградников и вина связан другой культ, а именно – фантастическая и мистическая вера в Вакха, которого первоначально отождествляли с фракийским и фиванским Дионисом, сыном Семелы или Персефоны, символом периодической смерти и возрождения природы. Тайные праздники и обряды в его честь проводились обычно по ночам женщинами, впадавшими в дичайший религиозный экстаз».
Культ Вакха, очевидно, появился в Риме вскоре после ганнибаловских войн; возможно, его последователи, в страхе за свою жизнь покинувшие родину, искали безопасное место для его проведения. Ливий ясно показывает, что сперва этот культ терпели. Вот как он передает слова консула Постумия, обращенные к сенаторам (xxxix, 15, 6): «Что повсюду в Италии, а теперь уже и во многих местах нашей столицы справляются таинства Вакха, не сомневаюсь, вы знаете не только из слухов, но по шуму и завываниям, ночью оглашающим город». Очевидно, культ приобрел такую форму и распространился в такой степени, что сердца всех трезвомыслящих римлян наполнились тревогой и даже ужасом». О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.
По преданию, толпа обезумевших женщин растерзала фиванского царя Пентея за попытку воспрепятствовать проведению В. В 186 до н. э. Сенат запретил В. своим указом (Senatusconsultum de Bacchanalibus), тем не менее, они просуществовали вплоть до раннего средневековья.
«Дома, детей фиванки побросали;
В вакхическом безумии они
Скитаются в горах, поросших лесом,
И бога Диониса – что за бог,
Не знаю – почитают пляской.
Среди их роев полные вином
Стоят кратеры, а вакханки наши
Тайком, поодиночке, в чащу леса
Бегут с мужчиной ложе разделить.
…
Свет возлюбленный! Ты радость вакханалий
Возвращаешь брошенной менаде». Еврипид. Вакханки.
2) В. /разг./, то же, что оргия (2).
«Пусть только звенит гимн ночных вакханалий
И блещут открытые груди гетер…» М. Зенкевич. Бывают минуты.
ВАКХАНКИ /Bacchante/ (бассариды; фиады; муж. – вакханты), 1) в Древней Греции и Риме участницы вакханалий; то же, что менады.
Спутницы и фанатичные почитательницы Вакха. В состоянии опьянения доходили до экстаза; устраивали групповые сексуальные оргии. Обычно изображались полураздетыми, с накинутыми на плечи или бедра шкурами диких животных. По преданию, от рук В. погиб легендарный певец Орфей.
В. – постоянная тема мирового искусства: одноименная драма Еврипида («Bakchai»), VI-ая книга «Илиады» Гомера и др.
«Но воет берег отдаленный.
Власы раскинув по плечам,
Венчанны гроздьем, обнаженны,
Бегут вакханки по горам». А. Пушкин. Торжество Вакха.
2) В. /перен./ /англ. bawd, hussy/ (нимфоманки) – женщины с повышенной пол. возбудимостью;
«Все на праздник Эригоны
Жрицы Вакховы текли;
Ветры с шумом разнесли
Громкий вой их, плеск и стоны.
В чаще дикой и глухой
Нимфа юная отстала;
Я за ней – она бежала
Легче серны молодой.
Эвры волосы взвевали,
Перевитые плющом;
Нагло ризы поднимали
И свивали их клубком.
Стройный стан, кругом обвитый
Хмеля желтого венцом,
И пылающи ланиты
Розы ярким багрецом,
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград —
Все в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!
Я за ней… она бежала
Легче серны молодой.
Я настиг – она упала!
И тимпан под головой!
Жрицы Вакховы промчались
С громким воплем мимо нас;
И по роще раздавались
Эвоэ! и неги глас!» К.Батюшков. Вакханка.
ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ БОГОВ, см. КИБЕЛА
ВЕНЕРА /лат. Venus/, в древнем Риме богиня любви и красоты. См. также Божества любви.
Практически полностью соответствует древнегреч. Афродите. Имеет различные прозвища в зависимости от своих функций и центров расположения культов. В. Медицейская считается античным идеалом жен. красоты. Своего расцвета почитание В. достигло при императоре Августе, которой объявил ее своей прародительницей. Один их крупнейших храмов В. находится в Риме на Капитолийском холме. Воздвигнут в I в. до н. э. Юлием Цезарем. Празднования В. (Vinalia Rustica) ежегодно проходили в августе и первоначально включали проведение оргий.
«В первую очередь необходимо упомянуть истинную богиню любви, по крайней мере согласно популярным представлениям, то есть Венеру – богиню, которая приобрела большую известность после того, как Вергилий написал «Энеиду», включив в этот национальный эпос многие старые мифы.
Хотя имя Венеры непонятным образом отсутствует в древнейших жреческих записях, современные ученые считают ее первобытным римским божеством, связанным – как и большинство древних римских богов – с сельскохозяйственной жизнью народа. В некоторых источниках она появляется буквально как страж садов и цветов. Позже она становится богиней породы и красоты, а затем отождествляется с заимствованной у греков Афродитой, став тем самым в первую очередь Афродитой Римской. На Сицилии существовал очень древний культ Афродиты на горе Эрикс; именно благодаря ему Афродиту стали почитать и римляне. Уже в эпоху империи, при Тиберии и Клавдии, храм на горе Эрикс был восстановлен, потому что он считался святилищем, от которого произошел римский культ Венеры (Тацит. Анналы, iv, 43). Первое святилище Венеры Эрицинской появляется на римском Капитолии уже во время 2-й Пунической войны (Ливий, xxii, 9, 7).
Культ Венеры имел несколько совершенно разных значений. Богиня считалась стражем честных браков, и в этом качестве ей поклонялись matronae (матери семейств). С другой стороны, она была богиней meretrices (шлюх). Наконец, Венера считалась в некотором роде матерью римского народа. Сулла поклонялся ей как своей покровительнице под именем Venus Felix (Венера счастливая). Помпей украсил храм Venus Vicrtix (Венеры-победительницы). Наконец, Цезарь после своей знаменитой победы при Фарсале посвятил Венере храм и дал ей постоянное имя Venus Genetrix (Венера-прародительница) – божественная мать потомков Энея, к которым принадлежал и род Юлиев. Цезарь любил похваляться своим происхождением от Венеры. Он сам говорил: «От богини Венеры [происходит] род Юлиев, к которому принадлежит и наша семья» (Светоний. Юлий, 6)». О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.
Образ В. постоянно служит источником вдохновения мирового искусства (С. Боттичелли, Тициан, Д. Джорджоне, П.Рубенс, У. Шекспир, А. Майоль и мн. др.).
«Богиня красоты, любви и наслажденья!
Давно минувших дней, другого поколенья
Пленительный завет!
Эллады пламенной любимое созданье,
Какою негою, каким очарованьем
Твой светлый миф одет!» И. Тургенев. К Венере Медицейской.
ВЕСТАЛКИ /лат. Virgines Vestales – девственницы Весты/, в Древнем Риме жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага.
Отбирались из девочек до десятилетнего возраста, принадлежавших к самых знатным семействам. Приступали к служению богине после десятилетнего обучения. Основным предназначением В. являлось поддержание священного огня в храме Весты. Также в их обязанности входило составление и хранение завещаний. Руководящим органом В. являлась коллегия из четырех-шести человек, которая подчинялись непосредственно верховному понтифику (Pontifex Maximus). В. пользовались исключительными почестями и привилегиями. Обладали личной неприкосновенностью; разъезжали по городу на колесницах; имели право помиловать осужденного на смерть преступника.
В. принимали обет девственности, нарушение которого наказывалось смертью. Нарушительниц заживо закапывали в землю на валу Тарквиния у Коллинских ворот в Риме. Такая практика сохранилась вплоть до первых веков н. э. По истечении тридцати лет службы В. становились свободными и могли выйти замуж. Однако, браки с В. случались крайне редко, т.к. по поверью приносили несчастье.
«Весталка должна была соблюдать множество предписаний, первое и главное из которых – целомудрие: не просто «стыдливость» матроны, но обет девственности, строжайшее половое воздержание во все время службы. О сексуальном статусе весталок написано много. Собственно, весталки, всегда носившие прическу новобрачной с шестью косами (во время церемоний голова накрывалась «суффибулом» – белой вуалью), длинное платье, покрывало и головную повязку матроны, занимали промежуточное положение между девицей и матроной. Это «смешанное», «интерстатуальное», как его называли, положение, стоявшее за рамками обычных категорий, символизировало единство и целостность государства. Им и объясняется то, что весталки могли осуществлять некоторые из мужских религиозных полномочий.
Понятие девственности тесно связано с чистотой. По образу богини огня{509}, весталки должны были сохранять чистоту. Потеря невинности делала их нечистыми, а значит, непригодными для служения Весте. Но идея чистоты была шире, чем просто целомудрие. Поводом для исключения (временного) из атрия Весты на форуме, где весталка жила все тридцать или более лет своего служения, могла быть также болезнь. При Империи, согласно новым представлениям о гигиене, оформленным главным образом Сораном, считалось, что девственница не так рискует тяжело заболеть, как женщина». Д.Гуревич. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме.
Институт В. просуществовал вплоть до раннего средневековья. Известно, что последний император Римской империи Феодосий (346—395) обвинил В. Туккию и Клавдию в прелюбодеянии, но они сумели оправдаться. Проповедник и богослов IV в. Августин причислял В. к язычницам, однако христианская церковь нередко возводила их в ранг святых.
В. в Древней Греции: гестии.
«Так мы без расчета и живем, точно приставлены мы, как весталки древние, блюсти огонь какой-то». Л. Толстой. Анна Каренина.
Г
ГАЛЛЫ /греч. galloi; лат. galli, букв. «петухи»/ (Galatians), 1) оскопленные жрецы Кибелы и Аттиса. См. также Оскопление. Ср. Евнухи; Кастраты.
По сообщению средневекового историка Люсьена Самосатского, практиковали ритуальное самооскопление (sanguinaria), открыто предавались однополой любви. Манеры и поведение Г. почти не отличались от женских: "Они носят длинные мантии с поясом. Рукава плотно облегают запястья. Эти мантии изготовлены из шелка или тонкого льна, их цвет варьируется от бледно-желтого, переходящего в зеленый, до голубого и белого, и они украшены вышитыми ромбами. Волосы галлов выкрашены в белый цвет, напомажены, завиты и уложены под сетку. Лица их нарумянены, глаза подведены, ресницы искусственно удлинены, а тела полностью лишены волосяного покрова".
Занимали привилегированное положение в Риме, Карфагене и ряде других провинций Империи. Подвергались осуждению и насмешкам Апулея, Ювенала, Светония и др. писателей античности.
“Подобную же любовь и теперь еще можно встретить в Гиерополе. Женщины страстно влюбляются в галлов, которые, в свою очередь, безумно к ним ревнуют…” Лукиан. О сирийской богине.
2) то же, что кедеши.
“Кедеши, т.е. “святые”, “священники” Молоха и Астарты, были кастрировавшие себя так называемые galli”. В.Розанов. Люди лунного света.
ГАНИМЕД /Ganymede/, в древнегреч. мифологии сын царя Трои Троса и нимфы Каллирои.
Возбудил страсть верховного бога Зевса, который похитил его, приняв образ орла. На Олимпе Г. служил виночерпием богов. На античных вазах и панно часто изображался с петушком в руках – традиционным атрибутом эромена.
«Не жил и не бродил доселе по белу свету красивее юноша, чем царевич Ганимед. Волосы у него были золотые, кожа – как теплый мед, губы – нежный, сладостный призыв отдаться чокнутым чарующим поцелуям.
Девушки и женщины всех возрастов, говорят, вопили и даже падали без чувств, стоило ему на них взглянуть. Мужчины, что прежде никогда и не помышляли о привлекательности людей своего же пола, чуяли, как колотятся их сердца, как разгоняется и бьется в ушах кровь, – от одного вида Ганимеда. Во рту у них пересыхало – и вот уже несло их болтать глупую чепуху, говорить что угодно, лишь бы угодить ему или привлечь его внимание. Добравшись домой, они писали и тут же рвали в клочки стихотворения, где рифмовались «ресницы» и «ягодицы», «плечи» и «речи», «ноги» и «боги», «млад» и «рад», «малыш» и «томишь», а также «страсть» и «проп?сть».
В отличие от многих рожденных с кошмарным преимуществом красоты, Ганимед не был заносчивым, капризным или избалованным. Повадки имел милые и непринужденные. Когда улыбался, улыбка получалась доброй, а янтарные глаза светились дружелюбным теплом. Знавшие его ближе всех говорили, что внутренняя красота Ганимеда равнялась внешней или даже превосходила ее.
Не будь он царевичем, суеты вокруг его ослепительной красы, наверное, происходило бы больше, и жизнь Ганимеда сделалась бы невозможной. Но поскольку он был любимым сыном великого правителя, никто не решался его соблазнять, и Ганимед жил безупречной жизнью среди друзей, увлекался лошадьми, музыкой, спортом. Предполагалось, что однажды царь Трой подберет ему в пару какую-нибудь греческую царевну, и Ганимед вырастет в пригожего зрелого мужчину. Молодость – штука быстротечная, как ни жаль.
Но не учли они Царя богов. То ли до Зевса дошел слух об этом сияющем маяке юношеской красы, то ли Зевс сам случайно его увидел – неведомо. Зато запечатлено, что бог попросту с ума сошел от желания. Вопреки царственной родословной этого значимого смертного, невзирая на скандал, какой мог бы в итоге разразиться, несмотря на непременную ярость и ревнивое бешенство Геры, Зевс обернулся орлом, ринулся вниз, скогтил юношу и улетел с ним на Олимп.
Ужасный это поступок, но, как ни удивительно, оказалось, что это не просто жест бездумной похоти. Тут действительно похоже на самую настоящую любовь. Зевс обожал юношу и не желал разлучаться с ним. Их физическая любовь лишь укрепила его обожание. Бог наделил возлюбленного даром бессмертия и вечной юности, назначил его своим виночерпием. Отныне и до скончания времен Ганимед останется тем самым, чья красота тела и души совершенно сразила Зевса. Все остальные боги, за неизбежным исключением Геры, появлению на небесах этого юноши обрадовались. Ганимеда невозможно было не любить – его присутствие озаряло весь Олимп.
Зевс отправил Гермеса к царю Трою с даром божественных коней, в порядке воздаяния семье за их утрату.
– Ваш сын – желанное и радостно встреченное прибавление к Олимпу, – сообщил им Гермес. – Он никогда не умрет и, в отличие от прочих смертных, его внешняя краса вечно будет соответствовать внутренней, а это означает, что он навеки останется в мире с самим собой. Небесный отец любит его беззаветно.
Что ж, у царя и царицы Трои было еще двое сыновей, а кони оказались и впрямь лучшими на свете – и в зубы смотреть нечего, и если их Ганимед станет постоянным членом бессмертной олимпийской когорты и Зевс действительно его любит…
Но обожал ли юноша Зевса? Вот это установить очень трудно. Древние считали, что да. Обычно его изображают улыбчивым и счастливым. Он стал символом той особой разновидности однополой любви, какая сделается центральной частью греческой жизни». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.
Г. является одним из популярнейших персонажей мирового искусства: бронзовый рельеф на дверях собора святого Петра в Риме; рисунки Микеланджело, фрески Б.Перуцци, Д.Порденоне, Я.Тинторетто, А.Карраччи (“Похищение Ганимеда”, 1596-1600), П. да Кортоны (“Планетарные Комнаты”, 1641); картины Корреджо, Д.Романо, Рембрандта (“Похищение Ганимеда”, 1635), П.Рубенса (“Похищение Ганимеда”, 1611), И.Джонса («Coelum Brittanicum», 1634) и др.; скульптуры Леохара, Б.Челлини, Б.Торвальдсена; поэзия И.Гете, А.Эленшлегера и мн. др.
«…Ганимед богоравный.
Самый прекрасный из всех
На земле обитающих смертных.
Он за свою красоту был похищен, да вечно,
В сонме бессмертных живя, виночерпием служит Зевесу». Гомер. Илиада.
В общественном сознании Г. олицетворяет идеал муж. красоты и гомосексуальности.
«Мне показалось в то время, что этот завитой и распомаженный, по моде – в женских брильянтовых сережках, ганимед княжны, был нарумянен». Г.Данилевский. Княжна Тараканова.
ГЕКУБА /греч. Hekabe, лат. Hecuba/ (Гекаба), жена (1) троянского царя Приама.
Мать девятнадцати или двадцати сыновей, в т.ч. Париса. Во время Троянской войны потеряла мужа (1) и почти всех своих детей. Попала в плен к Одиссею; не желая смириться с участью рабыни, бросилась в море и превратилась в собаку.
«После Троянской войны при дележе добычи Гекуба досталась Одиссею, который отвез ее в Херсонес Фракийский. Там местный царь Полиместор, уступая требованиям Агамемнона и Одиссея, решивших искоренить род Приама, убил младшего сына Гекубы Полидора. Тогда Гекуба позвала Полиместора, обещая ему рассказать, где в развалинах Трои спрятан клад. Когда он пришел с двумя своими сыновьями, она выхватила спрятанный у нее на груди кинжал и заколола обоих мальчиков, а Полиместору выколола глаза. Учитывая возраст Гекубы и обрушившиеся на нее несчастья, Агамемнон простил ей содеянное, однако фракийская знать, желая отомстить Гекубе, забросала ее до смерти дротиками и камнями. По другой версии, Гекуба стала рассказывать про Одиссея и других греков такие ужасные истории (обвиняя их в варварстве и попрании веры), что им не оставалось ничего другого, как предать ее смерти. Некоторые, правда, утверждают, что Гекуба либо была перенесена Аполлоном в Ликию, либо превратилась в собаку и бросилась в Геллеспонт». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.