banner banner banner
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий


Социалистическая демократия и правовая система – это важные составляющие политики Китая. Социалистическая демократия – это полномочие управлять страной, которым обладает большинство людей в обществе. Единство демократии и правовой системы – важная черта социалистической демократии. Социалистическая правовая система должна управлять социалистической страной в соответствии с социалистической системой законов и правовой системой, которая включает создание, исполнение, применение и соблюдение законов.

Социалистическая демократия и правовая система неразделимы и взаимно ограничивают друг друга. С одной стороны, социалистическая демократия является предпосылкой и основой правовой системы. Если социалистическое государство стремится возвысить волю народа до воли страны (государственного закона), то в первую очередь необходимо распространить политический режим на весь народ. Только при условии воплощения в жизнь принципов и содержания социалистической демократии социалистическая правовая система сможет проявить собственный характер; степень реализации потенциала социалистической правовой системы также определяется степенью социалистической демократизации. Только правовая система, утвержденная на основе демократии, может обеспечить неукоснительное соблюдение законов, строгое исполнение законов, привлечение к ответственности за их нарушение. С другой стороны, социалистическая правовая система – это серьезная гарантия социалистической демократии. Люди в социалистических государствах обладают правовыми полномочиями управлять государством, социалистические законы представляют и отражают интересы и волю широких народных масс; народное управление государством должно вестись на основе законов, недопустимо злоупотребление властью ни на уровне организаций, ни на уровне отдельных личностей. Социалистическая правовая система возвела социалистическую демократию в норму и закрепила ее в форме закона, гарантировала ее законность и порядок. Народ инициативно и активно участвует в управлении социалистическим государством, только если закон гарантирует права человека. Диалектическая взаимосвязь между социалистической демократией и социалистической правовой системой демонстрирует, что социалистическая демократия и правовая система являются основной гарантией успешного развития модернизации социализма.

Управление государством на основе закона и нравственных норм (?????????)

Управление страной в соответствии с законом означает, что обширные народные массы согласно конституции и правовым нормам управляют политическими, экономическими, культурными и социальными делами государства посредством различных каналов и форм, тем самым гарантируя, что все дела государства будут вестись на основании законов. Это является основной стратегией ведения народа к управлению государством, которой придерживается Коммунистическая партия Китая. Управление страной в соответствии с законом – одна из важных целей построения социализма с китайской спецификой. Чтобы управлять государством на основании закона, необходимо последовательно претворить в жизнь два главных принципа: во-первых, следует твердо придерживаться руководящей роли партии и социалистического направления; во-вторых, необходимо гарантировать полноценное исполнение демократических прав обширных народных масс.

«Добродетель» в управлении государством на основе нравственных норм определяется марксизмом-ленинизмом, маоизмом и теоретическими основами социализма с китайской спецификой, переплетается с историческим и культурным прошлым Китая, создает социалистическую идеологическую и моральную систему, отвечающую требованиям развития социалистической рыночной экономики. Это общепризнанные этические нормы, которым повсеместно и сознательно следует народ. Управление государством на основе нравственных норм – это обогащение и развитие марксистского учения о государстве и праве, а также наследование и новаторство конфуцианской идеологии древнего Китая о «правлении на основе добродетели».

Управление страной на основе закона и управление страной на основе нравственных норм – это два важных метода государственного управления Китая, они играют определяющую роль в регулировании общественных отношений и поддержании общественного порядка. Управление государством на основе закона предоставляет основу правового режима для управления государством на основе нравственных норм, а оно, в свою очередь, обеспечивает моральные и идеологические гарантии для управления государством в соответствии с законом. Сочетание управления страной в соответствии с законом и управления страной на основе нравственных норм – это важная концепция, опирающаяся на опыт управления внутри страны и за рубежом, сложившаяся путем объединения основных принципов марксизма с характерными национальными особенностями Китая. Сочетание управления государством на основе закона и управления на основе нравственных норм требует, чтобы при построении социализма с китайской спецификой укреплялось как построение социалистического верховенства закона, так и построение социалистической морали, при этом одно невозможно без другого. Долговременный порядок и долгосрочная стабильность государства может быть достигнута только при условии единства управления страной в соответствии с законом и управления страной на основе нравственных норм.

Политический строй (????)

Система добровольной передачи власти (???)

Система выбора племенных вождей в поздний период китайского первобытного общества.

Первоначально в племенном союзе важные вопросы обсуждались и решались на совете союза, который формировался из глав каждого родового клана, состоявшего в союзе. Глава племенного союза также избирался этим союзом. Впоследствии из-за постоянных захватнических войн укрепилась власть племенных вождей, установилась практика самостоятельной передачи полномочий следующему вождю. Согласно легенде, когда Яо состарился, он не передал звание вождя своему сыну Дань Чжу, а собрал совет племенного союза, где все главы племен проголосовали за то, чтобы преемником стал Шунь. Яо проверял Шуня в течение трех лет и посчитал, что он сможет справиться с обязанностями, после чего назначил его своим преемником. После того, как Яо скончался, Шунь унаследовал его должность вождя. Впоследствии Шунь таким же способом выбрал своим преемником Юя, кроме того заставив его обуздать воды потопа. Когда Юй справился с наводнением, то вся Поднебесная разделилась на девять областей. Такой демократический способ выбора вождя отражает традиционную систему военной демократии на позднем этапе развития китайского первобытного общества. После смерти Юя его сын нарушил такой порядок избирательной системы, самостоятельно заняв место вождя. С этих пор система добровольной передачи власти была заменена системой наследования от отца к сыну. Эта система самостоятельной передачи звания вождя самым выдающимся людям стала предметом восхищения будущих поколений, историей, передающейся из уст в уста.

Патриархат (???)

Система сохранения наследственного господства аристократии в древнем Китае.

Эта система уходит корнями к патриархальной системе позднего периода китайского первобытного общества. Пройдя долговременную эволюцию, эта система постепенно достигла своей совершенной формы ко времени династии Чжоу (1046–221 гг. до н. э.). «Сын Неба» был правителем Поднебесной, в то же время носил фамилию одного из крупнейших аристократических родов и был главой рода. Он был представителем богов земли и хлеба, возглавлял обряды жертвоприношения в храмах предков, обладал общегосударственной политической и родовой властью. Этот титул передавался старшему сыну главной жены, который также становился главой рода. Сыновьям императора, рожденным от других наложниц, присваивались титулы «чжухоу» («князья»), они становились главами своих родов в своих владениях, в качестве своей фамилии брали название царства, а наследником также становился старший сын главной жены. Сыновьям чжухоу, рожденным от наложниц, присваивались высшие чиновничьи должности «цин» и «дафу». Они, в свою очередь, становились главами своих родов, передавая свой титул по наследству старшему сыну главной жены. Они делили свои роды по служебным обязанностям, городам, по старшинству. Клановые отношения в обществе от цинов и дафу до ученого сословия складывались по таким же схемам. Старший сын главной жены, которому передавались полномочия по наследству, именовался старшим в роду, он получал собственность, принадлежащую роду, нес ответственность за обряды жертвоприношения, регулировал отношения внутри рода, в это же время являлся представителем правящей народом аристократии. Патриархальная система распространялась как на аристократию с единой фамилией, так и на роды, носящие другие фамилии. Между аристократией с одинаковой фамилией устанавливались отношения родных, двоюродных братьев, между родами, носящими разные фамилии, устанавливались родственные отношения дядя-племянник, тем самым подчеркивалось кровное родство и иерархические отношения в аристократическом слое общества. Эта система тесно связывала патриархальное родство аристократии со строем государства, сыграла важную роль для укрепления и консолидации власти центральных органов политической власти на начальном этапе управления государством. В более позднюю затяжную эпоху феодализма в обществе все еще сохраняются остатки патриархальной системы правления.

Система наделов (???)

Система поочередного распределения наделов между князьями (чжухоу), чиновниками (дафу) и служилым сословием (ши) в древнем Китае.

В династию Шан (16–11 вв. до н. э.) уже существовала система раздачи земель феодалам. В Западную Чжоу (1027–770 гг. до н. э.) надельная система приобрела законченную форму. Эта система была тесным образом связана с патриархальной системой наследования к старшему сыну главной жены. Территория, на которую распространялась прямая власть императора в Западную Чжоу, называлась «ванцзи» («владения императора»), власть наследовал старший сын главной жены, а остальным сыновьям и знати выделялись земельные наделы с подданными, таким образом князю «жаловали надел». Титул правителя такого княжества также переходил по наследству старшему сыну главной жены, а другие сыновья и свояки получали «землю на кормление»[5 - Территория сбора податей, жалуемая высшим чинам государства вместо жалованья.], становясь чиновниками. Звание чиновника передавалось по наследству старшему сыну, остальные сыновья получали земельные наделы и считались служилым сословием. Они, в свою очередь, передавали свои земельные наделы по наследству старшим сыновьям, но остальные сыновья уже не получали земельных владений и считались простолюдинами. Таким образом сложилась система поочередного распределения наделов от правителя к князьям, чиновникам и служащим. В этой системе земля вместе с рабочими номинально принадлежала чжоускому вану, а знать, которой были пожалованы все эти земли, лишь обладала правами на их использование, но не могла покупать и продавать наделы. Низы должны были платить дань верхам, трудиться на принудительных работах, охранять территорию и докладывать об исполнении своих обязанностей. Аристократия всех рангов имела в своих наделах полноценную административную власть, а также права на экономическую эксплуатацию. Как и во владениях императора, на пожалованных землях можно было устанавливать свои системы управления, строить столичные города, создавать армию, как будто в своем маленьком государстве. Поскольку титулы знати всех рангов, а также их земли и подданные передавались по наследству, то и министры (гун), сановники (цин), состоящие на государственной службе правящего дома или в удельных княжествах, также передавали по наследству свои титулы по образцу общей сложившейся системы, которую в итоге стали называть системой потомственных чиновников и наследных министров. После Восточной Чжоу (770–256 гг. до н. э.) все удельные княжества начали внедрять уездно-областную систему с прямым подчинением императору, постепенно вытеснившую систему наделов. После того как Цинь Шихуан объединил шесть царств, надельная система по всей стране была упразднена, ей на смену пришло административное деление территории империи на области и уезды с централизованной властью, где все чиновники назначались на места непосредственно императором. Впоследствии некоторые династии возвращались к надельной системе, однако она воспроизводилась в своей остаточной форме либо на короткий срок, либо на ограниченной территории, либо с ограниченным управлением.

Уездно-областная система (???)

Исторически административная система Китая берет начало в период период Вёсен и осеней (770–476/403 гг. до н. э.) и Воюющих царств (476/403–221 гг. до н. э.), устанавливается и совершенствуется в период династии Цинь (221–207 гг. до н. э.). В начальный период Вёсен и осеней царства Чу, Цинь, Цзинь и другие начали создавать уезды в приграничных областях, а потом постепенно стали вводить уездную систему и на внутренних территориях. Начальникам уездов разрешалось без ограничений передавать уезды по наследству. В последние годы периода Вёсен и осеней все царства создали крупные округа в приграничных областях, они намного превышали уезды по площади, но находились в отдаленных районах, поэтому в системе административного управления занимали более низкое положение. В период Воюющих царств в пограничных районах стали образовываться и уезды, постепенно начала формироваться двухступенчатая уездно-областная система. После объединения шести царств под властью династии Цинь уездно-областная система была введена повсеместно, в стране были образованы тридцать шесть областей, их число впоследствии возросло до сорока, в подчинении каждой области находилось несколько уездов. Глава областной исполнительной власти именовался начальник области (цзюньшоу), в подчинении у него был областной воинский начальник (цзюньвэй), который помогал начальнику области и руководил военными делами; также в область назначался надзиратель, исполняющий функцию контроля, он – глаза и уши центрального правительства. Существовали крупные и мелкие уезды, в уездах с населением свыше десяти тысяч дворов назначался глава уезда (сяньлин), в уездах с населением менее десяти тысяч – начальник уезда (сяньчжан), они заведовали всеми делами своих уездов, следуя указаниям начальника области. Отдельно назначался начальник уездной охраны (сяньвэй) – помощник главы или начальника уезда, заведующий военными делами; также назначался помощник начальника уезда (сяньчэн) – заведующий служебной перепиской, хранением, распределением наказаний и штрафов. Главы и начальники областей и уездов назначались центральными органами власти, получали жалованье, их должности не передавались по наследству. Разделение административной, военной и контролирующей власти в областях и уездах, особенно независимые надзорные органы, находящиеся под непосредственным контролем центрального правительства, способствовали укреплению центральной власти и консолидации единства страны. Эта система продолжила свое существование и в последующие периоды истории Китая. Хотя структура административной системы и названия должностей постоянно изменялись, ее суть оставалась схожей. Уездно-областная система административного деления оказала серьезное влияние на административную структуру централизованного правительства в древнем Китае.

Государственная канцелярия (??)

Это система политического устройства во времена династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.).

Основатель династии Мин Чжу Юаньчжан упразднил должность министра (чэнсян) и учредил должность дворцового ученого мужа (дасюэши), которые стали выполнять функции консультативного совета – это и стало прототипом будущей государственной канцелярии (нэйгэ). Во время правления Чжу Ди (1360–1424 гг.) государственная канцелярия получила официальное оформление, она стала органом, соединяющим императора и шесть министерств центрального правительства. От пяти до семи ученых мужей постоянно находились в Павильоне Литературной глубины[6 - Дворцовое здание в Запретном Городе в Пекине.], принимали участие в неотложных государственных делах, составляли проекты императорских высочайших указов. Однако в то время власть и положение в обществе членов государственной канцелярии были не такими высокими, как у министров. Несмотря на то, что члены государственной канцелярии принимали участие в решении государственных вопросов, их полномочия были серьезно ограничены. В правление императоров Мин Жэньцзуна[7 - Храмовое имя четвертого императора династии Мин, Чжу Гаочи ???, 1378–1425 гг.] и Мин Сюаньцзуна[8 - Храмовое имя пятого императора династии Мин, Чжу Чжаньцзи ???, 1399–1435 гг.] членов государственной канцелярии часто повышали в должности, некоторые из них даже стали министрами высокого ранга, чьи полномочия превышали даже полномочия шести министерств. Кроме того, были повышены чины и жалованья членов государственной канцелярии: ранее бывшие чиновники пятого класса были повышены до чиновников третьего, а иногда и первого класса. Кроме того, государственная канцелярия стала обладать правом предоставления на санкцию императору проекта высочайшей резолюции, что дало им возможность напрямую взять в свои руки административную власть в стране. Министр государственной канцелярии писал свои рекомендации на листе бумаги, приклеивал сверху на докладную записку императору, это носило название «проект высочайшей резолюции, представлявшийся на санкцию императору кабинетом министров». Император просматривал записи и делал отметки красным цветом по белой бумаге, иногда вместо императора этим занимался старший дворцовый евнух. В середине эпохи Мин появилось звание главного шоуфу[9 - Звание главного дасюэши (ученого мужа) в эпоху Мин.], такой титул мог получить самый пожилой и пользующийся благосклонностью и доверием императора дасюэши, он нес главную ответственность. Остальные дасюэши назывались цюньфу, считались помощниками шоуфу, их полномочия разительно отличались от шоуфу в меньшую сторону. Несмотря на то, что с развитием формы государственного управления, основывающейся на главенствующей роли кабинета министров, усиливалась и власть самой государственной канцелярии, однако из-за высокой степени авторитарности правления минских императоров государственная канцелярия так и не стала основным стержнем административной системы государства. Это одна из особенностей политической системы эпохи Мин.

В начале эпохи Цин три внутренние палаты при императорском дворе были заменены кабинетами министров, среди советников императора дасюэши обязательно присутствовали два маньчжура и два ханьца, среди помощников министров по одному маньчжуру и ханьцу, все носили титул дяньгэ[10 - Титул дасюэши в династии Цин, назначаемого первым министром.]. Внешне эта структура по-прежнему выглядела как высший орган власти, однако на самом деле государственная канцелярия уже утратила свою стержневую позицию, которой обладала в эпоху династии Мин. В начале эпохи Цин проводилось собрание регента с министрами, на котором принимались решения государственной важности, часто связанные с военными вопросами, во время правления Канси (1661–1722 гг.) в Южном кабинете[11 - Дворцовый зал для работы членов Ханьлиньской академии в династию Цин.] снова стали составляться черновики высочайших императорских указов, государственная канцелярия постепенно стала органом, который занимается рутинными государственными делами и выпускает письменные обращения. Во времена правления Юнчжэна (1723–1735 гг.) был учрежден Военный совет, тогда полномочия государственной канцелярии снова сократились. На третий год правления Пу И (1911 г.) он был превращен в ответственный комитет, а старая государственная канцелярия была упразднена.

Аттестационная система (???)

Это система назначения чиновников после формирования бюрократической системы в Китае.

В средний и поздний периоды эпохи Воюющих царств (476/403–221 гг. до н. э.) центральные органы власти и провинциальные должностные лица, а также военные служащие в равной мере назначались и смещались правителем. В эпоху династии Цинь (221–207 гг. до н. э.) эта система осталась неизменной. В начальный период династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) выборные должности обязательно утверждались в столице, позже появились специальные должностные лица, руководящие политическими делами. Их назначение не зависело от квалификации или положения в обществе, должности не имели временного ограничения. В династию Суй (581–617 гг.) система назначения подчиненных чиновников высшими должностными лицами была упразднена. Было утверждено, что все чиновники центрального аппарата власти и провинциального уровня ниже шестого ранга должны отбираться на должность министерством личного состава и аттестаций. Местные чиновники должны назначать на службу людей не из своего округа – это было серьезным изменением в избирательной системе того времени. Во время династии Тан (618–907 гг.) система отбора ученых и чиновников разделилась, ученых стали отбирать посредством системы государственных экзаменов, а чиновников – посредством аттестации. Экзаменами заведовало министерство личного состава и аттестаций, аттестацией чиновников заведовало это же министерство совместно с военным министерством. Министерство личного состава и аттестаций отвечало за гражданские кадры, а военное – за военные. В начале эпохи Сун (960–1279 гг.) аттестацию чиновников проводили несколько министерств. После реформ Сун Шэньцзуна (1048–1085 гг.) полномочия по отбору чиновников полностью вернулись к министерству личного состава и аттестаций. В эпоху Юань (1280–1367 гг.) чиновники ниже седьмого ранга аттестовались этим же министерством, чиновники седьмого ранга и выше проходили аттестацию в центральном секретариате[12 - Высший административный орган империи Юань.], чиновники третьего ранга и выше, пройдя отбор в центральном секретариате, назначались лично императором. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) гражданскими чиновниками занималось министерство личного состава и аттестаций, за военные кадры отвечало военное министерство. Во время правления императора Мин Шэньцзуна (1572–1620 гг.) Сунь Пиян исполнял обязанности министра чинов. Чтобы продемонстрировать справедливость выборов и аттестации чиновников, он придумал систему жребия по бамбуковым дощечкам: на них записывалась информация. С помощью жребия определяли, в какой орган, в какой район, кого именно выбирают. Бамбуковые дощечки перемешивали, потом сразу же доставали первую попавшуюся дощечку – и отправляли человека на службу в соответствии с информацией, что написана на этой дощечке. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) следовали сложившейся традиции минского времени, а в середине этой эпохи система аттестации и отбора на должность осталась существовать только на словах.

Система девяти рангов (?????)

Это система отбора чиновников на должности во времена эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий (220–589 гг.), также именуемая «система девяти чиновничьих рангов». Она была установлена в эпоху династии Вэй, в годы правления императора Вэй Вэньди (187–226 гг.), постепенно приобрела свой завершенный вид ко времени Западной Цзинь (265–316 гг.), вновь претерпев некоторые изменения в эпоху Южных и Северных династий (420–589 гг.). В период Вэй-Цзинь (220–420 гг.) система девяти рангов имела следующие характерные особенности. Во-первых, в каждом округе и уезде назначался цензор (чжунчжэн). Во всех округах и областях на пост цензора мог быть назначен только местный житель, многие из них сразу получали должность по совместительству и в центральном органе государственной власти, обычно это были чиновники второго или высшего ранга. Во-вторых, служебные полномочия цензора заключались преимущественно в оценивании кандидатов по трем критериям: социальное происхождение, наличие добродетели, наличие таланта. Цензор давал общую оценку добродетели и таланту человека, это именовалось «внешней оценкой». Оценка социального происхождения, добродетели и таланта, высказываемая цензором, соотношение положительных и отрицательных качеств человека проявлялись в присвоении оцениваемому «ранга». Всего существовало девять рангов: наилучший, средний из лучших, последний из лучших, лучший из средних, средний из средних, последний из средних, лучший из худших, средний из худших, наихудший. На самом деле существовало две основные категории: высший ранг и низший ранг. Первого ранга невозможно было достичь, он существовал только на словах, поэтому в реальности высшим пределом был второй ранг. В-третьих, результаты оценки цензора отправлялись на проверку и утверждение в императорский дворец к советнику по делам воспитания и обучения, потом отправлялись в министерство личного состава и аттестаций, где служили основой для отбора чиновников на службу. Ранг, который определяет цензор, будет тесно связан с будущей служебной карьерой оцениваемого. Ранг вступающего в должность обязательно должен соответствовать рангу уезда. Служебная карьера в уезде высокого ранга – это честные, неподкупные чиновники, достаточно быстрое продвижение по службе, уважение окружающих; служебная карьера в уезде низкого ранга – это вороватые чиновники, медленное продвижение по службе, презрение и недовольство окружающих. В-четвертых, оценка, выставленная цензором, может корректироваться один раз в три года, однако в любое время может быть как повышена, так и понижена. Когда система девяти рангов только начала свое существование, то все три критерия оценивания считались в равной степени важными: социальное происхождение, добродетель и талант. Однако в период Вэй-Цзинь (220–420 гг.) знатные семьи и потомственные служилые люди полностью взяли в свои руки полномочия по отбору чиновников. Таким образом, критериями таланта и добродетели постепенно стали пренебрегать, а социальное происхождение все больше набирало вес, а в итоге стало единственным важным критерием. Во времена Западной Цзинь (265–316 гг.) окончательно сформировалась структура отбора под девизом «среди высшего ранга нет бедных, среди низшего ранга нет знатных». Ко времени династии Суй (581–617 гг.) вместе с упадком системы, основанной на родственных связях знати, была упразднена и система девяти чиновничьих рангов.

Система присвоения титулов (????)

Система наград и премий для князей (чжухоу) и чиновников в древнем Китае, целью которой являлось разделение по рангам для проявления благосклонности правителя.

Под «титулом» подразумевался своего рода ранг, который отражал социальный и материальный статус чиновников, аристократии или людей с заслугами в каких-либо делах, ученых с выдающимися знаниями. Обычно титул присваивался кровным родственникам правителя или людям, имеющим заслуги перед государством, также обычно титул можно было передавать по наследству. До эпохи Вёсен и осеней (770–476/403 гг. до н. э.) существовало пять титулов: гун, хоу, бо, цзы, нань, кроме них существовали цин, дафу, ши. Последние служили одновременно наименованиями титулов и чиновничьих рангов, определялись на основе родственных связей, по большей части были унаследованы со времен надельной системы, у каждого такого чиновника обязательно имелась земля во владении, а также он обладал определенной политической властью. После периода Вёсен и осеней произошло разделение титулов и чиновничьих рангов. Имеющие титул получали арендную плату за землю и обладали политическим статусом, главу исполнительной власти в земельных наделах назначал правитель, титул не имел ограничений по принадлежности к знатному роду. Во время династии Цинь (221–207 гг. до н. э.) было учреждено почти двадцать титулов, начиная от гунши (достойный человек, низший титул) до чэхоу (владетельный князь, высший титул). В эпоху Хань (206 гг. до н. э. – 220 гг. н. э.) традиция осталась неизменной, дополнительно был введен еще один титул для членов императорской семьи, именовавшийся чжухоуван. После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) среди членов императорской семьи и заслуженных государственных деятелей тоже стали выделять шесть почетных титулов ван, гун, хоу, бо, цзы и нань, при этом каждый из них делился еще на несколько. Те, кто носил титул, обладали теми же церемониальными привилегиями, что и чиновники высокого ранга, хотя у них не было никаких должностных обязанностей, это все равно являлось частью бюрократии. Кроме того, целый ряд чиновников, состоящих на службе, также носил титулы. Получить титул в основном можно было от правящего монарха или благодаря личной симпатии и потворству управляющих на местах, часто пользовавшихся временными властными полномочиями, что привело к снижению качества бюрократии.

Система рекомендаций (???)

Система отбора чиновников, существовавшая в Китае с эпохи Хань (206 гг. до н. э. – 220 гг. н. э.) до эпохи Суй (581–617 гг.).

Правящая династия учреждала категории рекомендуемых по мере необходимости, назначала соответствующих чиновников для отбора новых служащих, в соответствии с правилами выбирала подходящие талантливые кандидатуры, после проверки в императорском дворце зачисляла на службу или удостаивала повышения в звании. Регулярные наборы новых чиновников получили название «постоянный набор» (чан кэ) или «ежегодный набор» (суй цзюй), например, кандидатов, отличавшихся «почтительностью к родителям и бескорыстием» (сяо лянь) и «талантливых ученых» (сю цай) выбирали раз в год. Выборы кандидатов, которые не зависели от определенной даты, а назначались только указом правителя, именовались «особой проверкой» (тэ кэ) или «императорским отбором» (чжао цзюй). Во время таких выборов двору рекомендовались люди, отличавшиеся «мудростью и добродетелью» (сянь лян), «эрудицией» (вэнь сюэ), «знанием канона» (мин цзин), «чувством справедливости» (ю дао) и другими качествами. На пятнадцатом году правления Хань Вэньди (165 год до н. э.) кандидаты, которых рекомендовали как «мудрых и добродетельных» (сянь лянь), «говорящих прямо и крайне усердных» (чжиянь цзицзянь), на столичных экзаменах при дворе подавали императору так называемую ответную записку (дуй цэ), в которой излагали свои взгляды по насущным вопросам государственной политики. После этого император мог распределить их на служебные посты в соответствии с рангом, с этого времени в Китае окончательно укрепилась данная система рекомендаций. На первом году правления под девизом Юаньгуан Хань Уди (134 г. до н. э.) повелел ежегодно от каждой области и удела рекомендовать двору по одному человеку, отличавшемуся «почтительностью к родителям» (сяо) и по одному, отличавшемуся «бескорыстием» (лянь), с этого времени отбор сяолянь стал одним из основных каналов в системе рекомендаций ханьской эпохи. В поздний период династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) среди лиц, которых следовало рекомендовать на службу, часто упоминались «выдающиеся таланты» (сю цай). Рекомендовать таких кандидатов могли инспекторы округов, сложилась система ежегодных рекомендаций от каждого округа и области. Император Хань Шуньди в первый год своего правления под девизом «Солнечное счастье» (132 г.) учредил экзамен на знание конфуцианских канонов для «почтительных и бескорыстных» (сяо лянь), те, кто носил официальный статус, были обязаны сдавать экзамен. Система экзаменов для сяолянь стала постепенно превращаться в государственную экзаменационную систему. С Западной Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) до раннего периода Восточная Хань (25–220 гг.) правила в системе рекомендаций были достаточно серьезными, гарантировали строгий отбор чиновников на государственную службу при императорском дворе. В особенности отбор сяолянь превратился в основной канал регулярного пополнения штатной бюрократии. Однако из-за роста коррупции в поздний период династии Восточная Хань сложная система рекомендаций перестала быть эффективной. Во времена Вэй, Цзинь, эпоху Южных и Северных династий (220–589 гг.) эта система все еще оставалась основным каналом поступления на государственную службу. В эпоху Западная Цзинь (265–316 гг.) сложилась система из рекомендаций по категории «выдающийся талант» (сю цай), державший экзамен перед императором, и по категории «почтительный и бескорыстный» (сяо лянь), сдававший экзамен на знание канонов. Однако в царстве Вэй[13 - Одно из трех царств эпохи Троецарствия, существовашее на севере Китая.] (220?265 гг.) росло влияние знатных родов и потомственных чиновников, что в итоге привело к созданию Системы девяти рангов и к снижению приоритета системы рекомендаций. В Восточную Цзинь (317–420 гг.) система рекомендаций пришла в упадок, а в эпоху Южных и Северных династий (420–589 гг.) снова возродилась, однако в основном все категории стали занимать знать и потомственные чиновники. В поздний период эпохи Северных династий (386–581 гг.) вместе с упадком в системе власти знатных родов увеличилось количество обыкновенных ученых, которые смогли поступить на службу по системе рекомендаций. В период Южных и Северных династий (420–589 гг.) главные решения относительно рекомендованных кандидатов все больше стали основываться на результатах столичных экзаменов, а в начальный период династии Тан (618–907 гг.) система рекомендаций окончательно превратилась в систему государственных экзаменов (кэцзюй).

Императорская экзаменационная система (???)

Система отбора и найма на чиновничью службу в феодальную эпоху в Китае, названная так по причине разделения дисциплин во время проведения экзаменов для рекомендованных кандидатов. Система кэцзюй была основана во времена династии Суй (581–617 гг.), сформировалась в династию Тан (618–907 гг.) и существовала до позднего периода династии Цин (1644–1912 гг.), просуществовав в общей сложности более 1300 лет. Первый император династии Суй Вэньди Ян Цзянь (541–604 гг.) упразднил Систему девяти рангов, тем самым разрушив монополию знатных родов и потомственных служащих отбирать кандидатов на государственную службу, вместо этого прибегнув к способу рекомендаций для отбора талантливых кадров. Во время правления Суй Янди (569–618 гг.) была учреждена государственная экзаменационная сессия на соискание ученой степени цзиньши, на которой во время экзаменов на государственную службу проверялись знания канонов и политических событий. Во время династии Тан (618–907 гг.) кроме цзиньши вернули такие ученые степени, как сюцай («талантливый ученый»), минцзин («знаток канона»), минфа («знаток законов»), минсуань («знаток счета»), тунцзы («ученый юноша») и другие, в общей сложности около двадцати степеней. Экзамены проводились один раз в год в рамках «регулярной сессии», сначала их проводило министерство личного состава и аттестаций, потом эти полномочия перешли к министерству церемоний, которое ведало государственным церемониалом и экзаменами. На экзаменах проверялось знание канонов, декретов, поэзии. Также проводились экзамены «по особому указу императора», на которых на службу отбирались «особые таланты», количество дисциплин в них достигало восьмидесяти. Те, кто выдержал экзамен, незамедлительно получали должности. Самыми важными степенями считались минцзин (вторая ученая степень, «знаток канонов») и цзиньши (высшая ученая степень), при этом степень цзиньши считалась более почетной. Во время правления У Цзэтянь (624–705 гг.) императрица лично принимала участие в экзаменационных сессиях и утвердила еще одну степень – военный цзюйжэнь. В эпоху Сун (960–1279 гг.) ученую степень в основном можно было получить на основе знания канонов, количество людей, зачисляемых на службу сильно возросло. Во времена династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) экзаменуемым необходимо было знать «Четверокнижие» и «Пятикнижие», а сочинение должно было быть написано по правилам багувэнь. Экзамены делились на юношеские, провинциальные, столичные и дворцовые. На тридцать первом году правления императора Гуансюя (1871–1908 гг.) в стране была внедрена система школьного воспитания, тогда система кэцзюй была упразднена. Эта система эффективно отбирала чиновников на должности при централизованном правительстве в феодальную эпоху, передав полномочия по отбору чиновников из рук знати и потомственных служащих в руки императорского двора. Отбор на должности через систему экзаменов носил прогрессивный характер, задавая высокие стандарты знаний и способностей чиновников. Однако впоследствии формальности стали сдерживать развитие идей, а недостатки системы становились все более очевидными.

Система провинций (???)

Система политического устройства, применявшаяся начиная с эпохи Юань (1280–1367 гг.).

В целях усиления централизованной власти и укрепления господства над всей страной правители династии Юань учредили в центре страны «центральный секретариат», который стал выполнять функции высшего административного органа. Столица и прилежащий регион, а также Шаньдун, Шаньси, Хэбэй, Внутренняя Монголия напрямую подчинялись центральному секретариату. В таких регионах, как Хэнань, Шэньси, Сычуань, Ганьсу, Линбэй, Ляоян, Юньнань, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Хугуан (Хубэй и Хунань) разместили так называемые «региональные секретариаты», которые сокращенно стали называть «провинциальными». Основными военными и политическими делами провинции управлял министр (чэнсян), назначаемый центральным правительством. В провинциях назначались области, округа, уезды, складывалась местная централизованная система административного управления. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) система региональных секретариатов была упразднена, управление перешло в руки комиссаров по гражданским и финансовым делам, однако в силу привычки их продолжали называть провинциальными властями, они ведали гражданскими и финансовыми делами; за уголовное право отвечал эмиссар юстиции (главный судья) в провинции; военный генерал-губернатор провинции отвечал за военные дела. Вместе эти три должности именовались «три высших чиновника», не находились друг у друга в подчинении, а подчинялись напрямую центральным органам власти. В подчинении у комиссара по гражданским и финансовым делам находились области и уезды, во время правления Сюань-цзуна (1426–1435 гг.) в Гуаньчжуне, Цзяннане, и других районах были специально созданы должности генерал-губернаторов, служебные полномочия которых были выше, чем у трех высших чиновников. Позже в военных целях в некоторых местностях были введены должности генерал-прокурора. тогда генерал-губернаторы тоже стали им подчиняться. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) регионы снова стали именоваться провинциями, сохранив внутреннее трехступенчатое деление на области (дао), округа (фу) и уезды (сянь). В каждой провинции был назначен губернатор. Генерал-губернатор – это начальник провинции, который контролировал военные, народные и политические события; служебные права генерал-прокурора были шире, он мог контролировать не одну, а две или три провинции, заведовать военными и гражданскими делами, однако в большей степени военными. Сложившаяся система административного деления – это развитая система уездно-областного территориального деления, созданная в эпоху Цинь (246–207 гг. до н. э.), она обеспечивала централизацию власти в административной системе управления государством.

Система вождей (Система «тусы»[14 - Тусы, вождество – административно-территориальная единица под управлением тусы, вождя.]) (??? (???))

Система, применяемая в древнем Китае в районах проживания этнических меньшинств, в которой лидеры этих меньшинств управляли этими народами.

До эпохи Юань (1280–1367 гг.) каждая феодальная династия принимала меры по передаче управления районами этнических меньшинств главам этих меньшинств. В эпоху Юань этим главам был пожалован титул «сюаньвэйши» (почетный титул родового старшины в районах малых некитайских народов), а также были утверждены должности «сюаньфуши» (начальник пограничной области), «аньфуши» (генерал-губернатор), «чжаотаоши» (военачальник) и другие. Наряду с этим были учреждены должности, находящиеся уровнем ниже: местные начальники областей, округов, уездов и другие туземные чины, что постепенно сформировало особенную, отличную от центральной, систему административного управления в районах национальных меньшинств. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) система сохранилась в том же виде, все вышеупомянутые высокие должности стали подчиняться военному ведомству, а туземные чины – министерству чинов, что способствовало совершенствованию системы управления в районах с некитайским населением «тусы». Туземные чины повсеместно передавались по наследству, имели собственные печати, более того, были утверждены порядки наследования чинов, присвоения рангов, проверок, налогов и податей, общественных работ, службы и прочего. В дополнение к обязательствам, которые родовой старшина нес перед центральным правительством, он по-прежнему сохранял традиционные формы управления и властные полномочия в пределах своей подведомственной территории. Установление системы «тусы» укрепило доминирование местных лидеров этнических меньшинств, но в то же время укрепило связь между центральным правительством и районами проживания национальных меньшинств, что с объективной точки зрения уже в свое время благоприятствовало установлению дружеских связей, культурному и экономическому обмену с каждым из этнических меньшинств. При династиях Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) вожди и туземные чиновники в некоторых областях были упразднены, вместо них на службу встали чиновники, назначенные центральным правительством. Исторически это называлось «передача власти от местных правителей центральным»[15 - ???? g?it?guili? – передача власти (над мелкими народностями окраин) из рук местных правителей (тусы) в руки китайских центральных властей (чиновников, назначаемых и сменяемых правительством).]. Во время правления Гоминьдана в некоторых областях все еще существовала система вождей. После основания Китайской Народной Республики (1949 г.) система «тусы» была полностью упразднена.

Области, округа, уезды (???)

Области, округа, уезды – все это административные единицы в древнем Китае. Они были основными административными единицами ниже провинциального уровня во времена династий Мин и Цин. В эпоху Вёсен и осеней (770–476/403 гг. до н. э.) уездами (сянь) именовались пограничные районы, местные вассальные князья чжухоу присоединяли новые территории и называли их уездами. В поздний период эпохи Вёсен и осеней во всех царствах уезды уже стали считать внутренними территориями страны, а пограничные районы называть «округа» (цзюнь). После того, как Цинь Шихуан объединил шесть царств и основал династию Цинь (246–207 гг. до н. э.), он установил двухуровневую систему округов и уездов, разделив страну на 36 округов и уездов в составе этих округов. Во времена династий Западная Хань и Восточная Хань округ и царство считались административными районами первого уровня, а уезд считался административным районом второго уровня. Во времена династий Западная Цзинь (265–316 гг.) и Восточная Цзинь (317–420 гг.) была внедрена трехуровневая система областей (чжоу), округов (цзюнь) и уездов (сянь). При династии Суй (581–617 гг.) округа были упразднены, и была введена двухуровневая система областей и уездов. Династия Тан (618–907 гг.) унаследовала систему Суй, страна была разделена на два административно-территориальных уровня: области (чжоу, среди которых выделялись фу и цзюнь) и округа (сянь). Общая идея была в подчинении уездов областям, но некоторые чжоу назывались фу, чтобы выделить их из рядовых областей. В эпоху Сун (960–1279 гг.) административно-территориальное деление в основном имело двухуровневую организацию: к первому уровню относились области фу, чжоу, цзюнь, цзянь, а ко второму уезды сянь. Во время правления династии Юань (1280–1367 гг.) система стала трехступенчатой или четырехступенчатой. В начале в самый высокий уровень административно-территориального деления были выделены «провинциальные районы» (сокращенно «провинции» шэн), они делились на лу, фу, чжоу, сянь; лу подчинялось шэн, фу и чжоу подчинялись лу или шэн, некоторые чжоу подчинялись фу; сянь подчинялись лу или фу, а некоторые и чжоу. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) система деления на провинции шэн осталась неизменной, на втором уровне административно-территориального деления были фу, на третьем – чжоу и сянь, некоторые чжоу подчинялись сянь, занимая четвертый уровень. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) система Мин в целом осталась неизменной, сформировались линфу или округа провинциального подчинения, подведомственные шэн; за фу следовали округа областного подчинения саньчжоу или сянь, относившиеся к третьему уровню территориального деления государства.

Передача власти от местных правителей центральным (????)

Передача власти от местных правителей центральным властям (????, также именуемая ????, ????, ????) – это политические меры, которые осуществлялись в период двух династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) и были направлены на упразднение наследственных вождей в районах проживания национальных меньшинств и передачу власти к временно назначенным центральной властью чиновникам. Под чиновниками, назначавшимися правительством в местности нацменьшинств (люгуань) подразумевались служащие, которых правительство назначило на должности на местах, их в любое время могли перебросить в другой район, процесс назначения на должности и перевода был нерегулярным, отсюда и появилось название люгуань (дословно «двигающиеся чиновники»). Если сравнивать их с местными туземными чинами, то последние передавались по наследству, не перемещались, не «двигались».

Со времен Древнего Китая система вождей тусы практиковалась в районах проживания национальных меньшинств на юго-западе Китая, этими народами, принадлежащими к этническим меньшинствам, управляли вожди тусы. При династии Мин (1368–1644 гг.) эти районы продолжали следовать системе правления, сложившейся во время династии Юань (1280?1367 гг.). На всех уровнях были созданы правительственные учреждения, такие как сюаньвейсы[16 - Сюаньвэйсы – департаменты (управления) по умиротворению, которые создавались для управления регионами, удаленными от столиц провинций, подчинялись региональному секретариату и на местах занимались военными и гражданскими делами.], тучжифу (местное правительство) и другие, а главами меньшинств были назначены старейшины рода (вожди, тусы). Наследование титулов разрешалось, но тусы должны были быть преданы двору, платить подати и налоги и осуществлять установленную систему управления на местах. Во время правления императора Чжу Ди (1403–1424 гг.) в эпоху Мин два сюаньвэйсы устроили мятеж, после его умиротворения область Гуйчжоу перешла под управление комиссара, назначенного центральным правительством и стала называться административной единицей первого уровня – провинцией Гуйчжоу. Эта реформа, в ходе которой был отменено назначение тусы и установлено прямое назначение чиновников императорским двором, и получила название «реформа передачи власти от местных правителей центральным властям». Мин Чанчжу Чжу Ди был первым императором, осуществившим реформу местного самоуправления, но из-за нестабильной ситуации на северной границе страны реформа была проведена только в некоторых областях, система тусы продолжила существовать во многих юго-западных областях. Во время правления императора Цин Канси (1661–1722 гг.) военачальники У Саньгуй[17 - У Саньгуй – китайский полководец, служивший властям Мин и Цин, один из «Трех восставших вассалов», император государства Чжоу в 1678 году.] (1612–1678 гг.) из области Пинси, Шан Кэси[18 - Шан Кэси – китайский военачальник, служивший властям Мин и Цин, 1604–1676 гг.] (1604–1676 гг.) из области Пиннань и Гэн Цзинжун[19 - Гэн Цзинжун – военачальник эпохи Цин, один из «Трех восставших вассалов», 1644–1682 гг.] (1644–1682 гг.) из области Цзиннань подняли восстание, которое вошло в историю под названием «Восстание трех князей-данников» или «Восстание трех вассалов»; цинскому двору понадобилось целых восемь лет, чтобы подавить мятеж и расчистить путь для того, чтобы преемники двора – Юнчжэн (1723?1735 гг.) и Цяньлун (1736–1795 гг.) смогли в полной мере реализовать меры по передаче власти от туземных чинов к чиновникам, назначаемым двором. Целенаправленные, спланированные крупномасштабные реформы по большей части были проведены во время правления Юнчжэна (1723?1735 гг.), на четвертом году его правления (1726 г.); генерал-губернатор провинций Юньнань и Гуйчжоу Э Эртай (1677–1745 гг.) в докладе трону выдвинул такую мысль: «лучшая политика – это спланированный захват, а истребление – это худшая политика; если чиновник сам решает передать власть – это лучшая политика, если его принуждают – это худшая политика», предложив такой способ передачи власти из рук тусы в руки государственных чиновников. Таким образом, меры по передаче власти от тусы к чиновникам, назначенным центральной властью, в основном осуществлялись под лозунгами «быть одновременно добрым и строгим», «карать и умиротворять», «сила – это главный приоритет», а также сопровождались крупными карательными походами, принуждающими к передаче власти в регионах в руки центра. Те тусы, кто добровольно отдавали бразды правления, пользовались льготами при дальнейшем устройстве на государственную службу, а те, кто противился реформам, насильно смещались с должности и лишались всех рангов. В 1726 году Юнчжэн принял предложения Э Эртая, провел реформы местного самоуправления и назначил Э Эртая губернатором трех провинций: Юньнань, Гуйчжоу и Гуанси, чтобы с его помощью контролировать процесс проведения реформ самоуправления в юго-западном регионе.

Эти реформы заменили систему непрямого административного управления в государстве на прямое управление центральными органами власти. На протяжении долгой истории феодального общества Китая отдаленные и глухие районы этнических меньшинств не управлялись напрямую центром, власть была отдана в руки местных вождей. Такие должности, как сюаньвэйши, сюаньфуши, аньфуши, начальник уезда и другие военные должности, а также начальник округа, области, уезда и другие гражданские чины передавались по наследству из поколения в поколение. По мере того как феодальная система становилась более зрелой и совершенной, «единая» феодальная автократическая система больше не могла «терпеть» систему наследственных вождей тусы. В период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1616–1911 гг.) феодальное правление достигло абсолютной политической, экономической и военной мощи, поэтому появилась острая необходимость в упразднении системы тусы в регионах проживания национальных меньшинств. Реформы местного самоуправления помогли устранить отсталость системы тусы, укрепить власть центрального правительства над юго-западными районами проживания этнических меньшинств.

Система национальной районной автономии (????????)

Система национальной районной автономии Китая подразумевает создание системы автономных органов самоуправления, таких как Собрание народных представителей, Народное правительство и других на основе национального единства и центрального руководства для проведения всякого рода работ в районах, где этнические меньшинства проживают в течение длительного времени. Эта система претворяет в жизнь идею о национальном единстве страны, а также гарантирует стремление к единству национальностей, эти идеи соединяются в практическую мудрость и воплощаются в основах политической системы с китайской спецификой в решении национального вопроса в Китае.

Автономные области в основном состоят из трех уровней: автономных областей, автономных округов и автономных уездов, на каждом уровне есть соответствующий орган самоуправления, который осуществляет общие местные и автономные полномочия в соответствии с законом. Фундаментальное различие между этническими автономными регионами и особыми административными районами состоит в том, что этнические автономные районы придерживаются социалистической системы, а в особых административных районах может существовать капиталистическая система. Основное различие между автономными регионами и другими административно-территориальными единицами заключается в том, что национальные автономные районы имеют право формулировать собственные автономные правила, соответствующие характеристикам региона с учетом местной экономической, политической, культурной ситуации, они также обязаны утверждать их в вышестоящих органах власти, прежде чем они вступят в силу. Кроме того, государство поощряет использование национальных языков и алфавитов в автономных регионах. Автономные регионы, особые административные районы и другие неавтономные регионы обязаны придерживаться принципа «единого Китая» для обеспечения национального и этнического единства страны.