Лян Цичао (1873–1929 гг.) (梁启超)
Представитель современного буржуазного реформаторского движения. Также известен именем Чжожу, Жэньгун, прозвище – Инь бин ши чжу жэнь (Хозяин кабинета охлаждения жара, букв. питья ледяной воды). Уроженец Синьхуй провинции Гуандун. С детства учился на дому, впоследствии уехал учиться в университет Хайтан г. Гуанчжоу. В 1889 году получил ученую степень цзюйжэнь. В следующем году провалил столичные экзамены и уехал в Шанхай, чтобы получить западное образование. Вернувшись в Гуандун, Лян Цичао стал знаменитым учеником Кан Ювэя. В 1895 году он вместе с Кан Ювэем принял участие в составлении коллективного меморандума. В 1896 в Шанхае стал главным редактором газеты «Ши у бао» – «时务报» («Современные задачи»), занимался просветительской деятельностью, пропагандой конституционных реформ и демократии. Стал известным, как и «Кан Лян» (Кан Ювэй и Лян Цичао). После поражения «ста дней реформ» бежал в Японию. Затем (после Синьхайской революции) основал газету «Юн янь бао» – «庸言报» («Обыденные слова»). Лян Цичао выступал против революционно-демократического движения, возглавляемого Сунь Ятсеном, поддерживал правительство Юань Шикая и служил в должности министра юстиции кабинета Сюн Силина. В 1916 году участвовал в войне против Юань Шикая уже на стороне республиканцев, занимал пост государственного советника при штабе Армии провинций Гуандун и Гуанси, а затем пост начальника генерального штаба Армии защиты республики. После смерти Юань Шикая был министром финансов в правительстве Дуань Цижуя, затем подал в отставку, вернулся в Тяньцзинь и жил отшельником. В 1918 году путешествовал по Европе, а в 1920 году вернулся на Родину и преподавал в разных учебных заведениях. В 1925 году был назначен научным консультантом в научно-исследовательском институте Цинхуа, старшим библиотекарем Пекинской библиотеки, а также начальником судебного делопроизводства. В 1927 году снова вернулся в Тяньцзинь и скрывался от людей. В 1929 году Лян Цичао умер в Пекине от болезни. Лян Цичао является общепризнанным выдающимся ученым конца династии Цин, историческим деятелем, владевшим энциклопедическими знаниями, а также одним из немногих личностей, добившихся больших успехов в научных исследованиях после ухода с политической арены. К его научным достижениям можно отнести его большой вклад в развитие новой исторической науки, в библиографию, письменность и литературу. Он также является представителем Нового Учения о современной истории, инициатором «исторической революции». Лян Цичао стал родоначальником формирования современной западной классификации книг, пытался применить западное библиотековедение для преобразования традиционной китайской библиографии и был инициатором «поэтической» и «художественной» революции и т. д. Его знаменитые произведения: «Цин дай сюэшу гайлунь» («Очерк учений эпохи Цин»), «Толкование и перевод “Мо-цзы”», «Чжунго цзинь сань бай нянь сюэшу ши» («История китайских учений трех последних столетий»), «Чжунго лиши яньцзю фа» («Методы исследования китайской истории»), «Инь бин ши хэ цзи» («Сводное собрание сочинений из Кабинета Охлаждения жара»).
Сюн Шили (1885–1968 гг.) (熊十力)
Философ, один из главных представителей нового конфуцианства. Родился в округе Хуанган провинции Хубэй. В молодости служил в «новых войсках» провинции Хубэй, создал Общество изучения науки военных округа Хуанган. Принимал участие в деятельности революционной организации Общество ежедневных познаний (Жи чжи хуй). Являлся членом революционного союза Тунмэнхуэй. В годы Синьхайской революции занимал должность советника в военном правительстве провинции Хубэй. В 1917 г. присоединился к возглавляемому Сунь Ятсеном движению в защиту конституции. В 1920 г. под руководством наставника Оуяна начал изучение буддизма в отделе исследования канонических книг в районе Цзяннин города Нанкин. В 1922 г. был в особом порядке приглашен Цай Юаньпэем преподавать в Пекинском университете, где довольно долго работал. В годы Войны против японских захватчиков прибыл в Сычуань для преподавания в академиях Фусиншу и Мяньжэнь. В начале 1940-х вернулся в столицу и преподавал в Пекинском университете до конца 1950-х. Философские воззрения Сюн Шили изменялись с течением времени: сначала он отошел от конфуцианства и обратился к буддийскому направлению Йогачара, после отверг учение Йогачара и примкнул к школе Шунья, но в конце концов вернулся мыслью к конфуцианскому канону «Чжоу и». Сюн Шили многое заимствовал из трактатов «Чжоу и», «Лао-цзы», «Чжуан-цзы», работ Гунъяна, неоконфуцианского учения о принципе и учения о сердце, а также буддийских направлений Фасян, Тяньтай, Хуаянь и Чань. Объединив идеи китайской, западной и индийской философии, Сюн Шили создал «новое учение о сознании». Он предложил онтологическую теорию «недвойственности основы и функции» при «двух тенденциях изменения: закрытии и раскрытии». Основа и функция неразделимы, сущность и явление едины, а основа всего суть изначальное сердце. Сущность трансформируется и проявляет себя через функцию. Изменения подразделяются на два противоположных типа: закрытие (женское начало) и раскрытие (мужское начало). В ходе закрытия формируется материя, а раскрытие образует духовное. Эти процессы взаимно порождают друг друга. Цепь изменений явлений во вселенной не имеет конца, этот процесс управляется и приводится в движение сердцем. Сердце и материя не сближаются и не отдаляются, но все же воздействуют друг на друга. В области гносеологии Сюн Шили считал, что «среда неотделима от сердца», «обращение к себе требует самопознания», «нужно смотреть в глубь вещей». Он особо подчеркивал значимость логического анализа, непосредственного восприятия и целостного подхода в познании. Говоря о человеческой жизни, Сюн Шили придавал большое значение нравственной сознательности, призывал к неустанному совершенствованию и активному участию в общественной жизни. В области культуры придерживался мнения, что между национальными культурами Китая и стран Запада есть взаимосвязь. Ключевые произведения Сюн Шили: «Синь вэй ши лунь» – «Новое учение о только сознании» («新唯识论»), «Шили юй яо» – «Основные высказывания Шили» («十力语要»), «Фо цзя мин сян тун ши» («佛家名相通释»), «Юань жу» («原儒»), «Ти юн лунь» – «Рассуждение об основе и функции» («体用论»), «Цянь кунь янь» («乾坤衍»), собрание сочинений «Сюн Шили лунь чжу цзи» («熊十力论著集»).
Ли Да (1890–1966 гг.) (李达)
Прозвище – Хэмин. Родился в округе Линлин провинции Хунань. Философ, пропагандист идей марксизма в Китае. Входит в число основателей Коммунистической партии Китая (КПК). Учился в Японии, окончил Императорский университет в Токио. Активно участвовал в антиимпериалистической и антифеодальной революционной деятельности, которую осуществляли китайские студенты, пребывающие в Японии. С осени 1919 г. по лето 1920 г. перевел на китайский язык такие труды, как «Исторический материализм» Г. Гортера, «Экономическое учение Карла Маркса» К. Каутского, «Обзор социальных проблем» Мотоюки Такабатакэ, таким образом значительно содействовал распространению марксизма в Китае. В 1920 г. вместе с Чэнь Дусю и другими товарищами организовал коммунистическую ячейку в Шанхае, был главным редактором выпускаемого ячейкой теоретического издания «Коммунистическая партия», а также участвовал в работе над журналом «Новая молодежь». Широко пропагандировал марксизм-ленинизм, в особенности пролетарскую революцию, диктатуру пролетариата и учение Ленина о партии. Своей деятельностью Ли Да заложил идеологическую и организационную основу для создания КПК. В июле 1921 г. присутствовал на I съезде КПК, где был выбран председателем центрального агитпропбюро. Ли Да возглавил первое подпольное издательство КПК «Жэньминь чубаньшэ (Издательство Жэньминь)» и подготовил к печати полное собрание сочинений Маркса. В июле 1922 г. на II съезде КПК Ли Да стал членом Центрального Комитета (ЦК КПК). В том же году был назначен на должность ректора Университета самообучения в провинции Хунань, где курировал такие программы, как исторический материализм, теория прибавочной стоимости, научный социализм и др. В 1923 г. между Ли Да и Чэнь Дусю возникли серьезные противоречия по вопросу сотрудничества КПК с Гоминьданом, и Ли Да вышел из партии. Исполнял обязанности председателя редколлегии главного политического управления Национально-революционной армии. Читал курсы по марксизму-ленинизму в Шанхайском университете политических наук и права, в Институте права и коммерции при Пекинском университете, в Китайском национальном университете. Позднее был избран ректором Хунаньского университета и Уханьского университета, членом отделения философии и общественных наук Китайской академии наук, председателем Китайского общества философии, делегатом VIII съезда КПК, членом Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая, депутатом Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), членом постоянного комитета ВСНП, членом комитета КПК в провинции Хубэй. Скончался в 1966 г. в городе Ухань. Ли Да внес неоценимый вклад в распространение учения Маркса и идей Мао Цзэдуна. Он проводил серьезную научную работу в области политики, экономики, монетаризма, юриспруденции и истории. Главные произведения Ли Да: «Современное общество» («现代社会»), «Основные положения социологии» («社会学大纲»), «Основные положения экономики» («经济学大纲»), «Основные положения материалистической диалектики» («唯物辩证法大纲»), «Собрание сочинений Ли Да» («李达文集»).
Ху Ши (1891–1962 гг.) (胡适)
Современный ученый, историк. Родился в уезде Цзиси провинции Аньхой. В молодости получал образование в училищах Мэйси и Чэнчжун в Шанхае. В возрасте девятнадцати лет благодаря успешной сдаче экзамена получил право на бесплатное обучение за рубежом за счет контрибуций, выплачиваемых Китаем иностранным государствам после Восстания ихэтуаней. Учился в США у философа Джона Дьюи, от которого перенял идеи прагматизма. В 1917 г. вернулся на Родину и начал преподавать в Пекинском университете. В 1918 г. присоединился к редакционному отделу журнала «Новая молодежь», популяризировал байхуа, пропагандировал индивидуальные свободы, демократию и науку, выступал одним из представителей Движения за новую культуру. После Движения Четвертого мая занял должность главного редактора еженедельного издания «Мэйчжоу пинлунь («Еженедельный обзор») – «每周评论». Опубликовал ряд статей, в которых пропагандировал реформизм и призывал «больше заниматься насущными проблемами и меньше рассуждать об идеологии». Данные статьи спровоцировали полемику между сторонниками революции и приверженцами реформ. Разногласия во взглядах отдалили его от Ли Дачжао, Чэнь Дусю и других марксистов. В 1923 г. редактировал трехмесячное издание о гуманитарных науках «Госюэ цзикань» («国学季刊 «Ежеквартальный журнал о китайских государственных школах»), где убеждал в необходимости незамедлительного решения государственных проблем. С 1938 г. по 1942 г. был в США в качестве посла гоминьдановского правительства. В 1939 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. С 1946 г. по 1948 г. занимал пост ректора Пекинского университета. В 1949 г. уехал в США. В 1952 г. поселился на Тайване. В начале 1957 г. был назначен главой Академии Синика. В 1962 г. скончался от болезни в г. Тайбэй. При рассмотрении исторических вопросов Ху Ши придерживался прагматического плюрализма, а также отрицал объективность и закономерность исторических событий. Ху Ши ратовал за «здоровое индивидуалистическое отношение к жизни» и призывал решать мировоззренческие вопросы с помощью «научного подхода». Он выступил создателем «новой китайской философии будущего», или китайского прагматизма. По мнению Ху Ши, китайская историческая наука принципиально отличается от древней истории тем, что ставит все под сомнение, ищет доказательства, вырывается за рамки классических сочинений и уделяет равное внимание каждой философской школе и каждому научному направлению доциньской эпохи. Следующие поколения ученых нередко прибегали к предложенному Ху Ши методу «смелого выдвижения гипотез и осторожного поиска доказательств». В сферу научных интересов Ху Ши входили литература (в особенности исследование романа «Сон в красном тереме»), философия, история, источниковедение и педагогика. Наиболее значимые произведения: «Основные положения истории китайской философии» («中国哲学史大纲»), «Опыты» («尝试集»), «История литературы, написанной на байхуа» («白话文学史»), «Собрание сочинений Ху Ши» («胡适文存»).
Тан Юнтун (1893–1964 гг.) (汤用彤)
Современный философ, мыслитель, религиовед, преподаватель. Родился в уезде Хуанмэй провинции Хубэй. Второе имя – Сиюй. В детские годы получал домашнее образование, рано познакомился с китайской исторической литературой и начал проявлять устойчивый интерес к истории. Перед Синьхайской революцией (1911 г.) поступил в училище Шуньтянь в Пекине, в 1912 г. выдержал вступительный экзамен в колледж Цинхуа. В 1917 г. окончил колледж и остался в нем в качестве главного редактора ежемесячника «Цинхуа юэкань» («清华月刊»). В 1918 г. поступил в Гарвард, где занимался философией и языками: санскритом и пали. В 1922 г. после получения степени магистра в США вернулся на Родину. Преподавал в Юго-восточном университете в городе Нанкин, Нанькайском университете в городе Тяньцзин и Центральном университете в городе Нанкин. С 1930 г. занимал следующие должности: профессор Пекинского университета, профессор Юго-западного объединенного университета, декан факультета философии и факультета гуманитарных наук Пекинского университета, член Академии Синика. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. был председателем совета Пекинского университета, проректором Пекинского университета, членом отделения философии и общественных наук Китайской академии наук. Вел следующие курсы: введение в философию, этика, история китайского буддизма, учение о сокровенном Сюань-сюэ периода Вэй-Цзинь, история индийской философии, европейский рационализм, британский эмпиризм. Тан Юнтун известен своими исследованиями в области истории китайского буддизма и истории философии. Он тщательно анализировал источники и доступно излагал полученную информацию, был знаком с достижениями китайских и зарубежных исследователей, но не находился в плену известных ему теорий. При изучении истории буддизма и истории философии Тан Юнтун с успехом объединял методы западной аналитической философии и китайского источниковедения, что позволило ему составить целостное представление о развитии философской и религиозной жизни в ученых кругах Древнего Китая. В ходе научной работы он рассматривал буддийскую мысль в тесной взаимосвязи с китайской философией, возводил учения китайских школ и течений в буддизме к их истоку – индийской философии – и использовал научные методы и термины. Тан Юнтун имел собственный взгляд касательно взаимосвязи буддизма и метафизики Сюань-сюэ эпохи Вэй-Цзинь, споров последователей Сюань-сюэ о слове и смысле, существовании или отсутствии начала и конца. Вклад Тан Юнтуна в изучение истории китайского буддизма и метафизики Сюань-сюэ признается как китайским, так и мировым научным сообществом. Наиболее значимые работы: «История буддизма в эпохи Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий» («汉魏两晋南北朝佛教史»), «Краткие исторические очерки по философии Индии» («印度哲学史略»), «Заметки на тему учения о сокровенном в период Вэй-Цзинь» («魏晋玄学论稿»), «Заметки по истории буддизма в период Суй-Тан» («隋唐佛教史稿»), «Канфу чжа цзи» («康复札记»), «Собрание сочинений Тан Юнтуна» («汤用彤论著集»).
Фэн Юлань (1895–1990 гг.) (冯友兰)
Известный современный философ, преподаватель, создатель нового учения о принципе. Родился в уезде Танхэ провинции Хэнань. В 1918 г. окончил Пекинский университет по специальности китайская философия и сразу же отправился в США для получения степени доктора в Колумбийском университете. Впоследствии получил почетную степень доктора литературы в Колумбийском (США), Принстонском (США) и Делийском (Индия) университетах. После возвращения на Родину занимал следующие должности: профессор в университетах Чжунчжоу, Гуандун и Яньцзин, профессор и декан философского факультета в университете Цинхуа и ректор института гуманитарных наук в составе университета Цинхуа, профессор и ректор института гуманитарных наук в составе Юго-западного объединенного университета. С 1952 г. постоянным местом работы служил философский факультет Пекинского университета. Член отделения философии и общественных наук Китайской академии наук. В молодости придерживался неоконфуцианского учения о сердце и философии Дьюи, в зрелом возрасте обратился к учению о принципе школы Чэн-Чжу и философии Рассела. Взяв за основу учение Чжэн-Чжу и объединив различные элементы китайской и западной философии, Фэн Юлань создал новое учение о принципе. Данная философская система представлена в его гексалогии «Чжэньюань лю шу» («贞元六书»): «Новое конфуцианство» («新理学»), «Путь Китая к свободе» («新事论»), «Новый трактат о жизни» («新世训»), «Новый трактат о человеке» («新原人»), «Новый трактат о дао» («新原道»), «Новый трактат о метафизике» («新知言»). В своих трудах Фэн Юлань пишет о том, что долг жителей Поднебесной перед историей – унаследовать традиции прошлого и открыть новые пути для будущего. Работа Фэн Юланя представляет собой попытку перенести идеи конфуцианства и традиционной китайской культуры в современность. Он считал, что ядром китайской философии является идея «достижения высшей просветленности и следования серединным путем», когда постижение мироздания гармонично сочетается с повседневной жизнью. Эта концепция была предложена Конфуцием и Мэн-цзы, получила развитие в философии династий Хань и Тан и достигла апогея в учении Чэн-Чжу при династии Сун. «История китайской философии» («中国哲学史») Фэн Юланя – это первая в данной области знания монография, в которой систематически применялись западные методы исследования. «История китайской философии» позволяет определить перспективы изучения китайской философии западной наукой. С 1949 г. Фэн Юлань занимается преподавательской деятельностью и подготовкой труда «История китайской философии в новой редакции» («中国哲学史新编») в семи томах. «Краткая история китайской философии» («中国哲学简史»), «Философия жизни» («人生哲学») и другие произведения Фэн Юланя представлены в собрании сочинений «Сборник научных статей из Зала трех сосен» («三松堂全集»). Вклад Фэн Юланя в китайскую философию получил высокую оценку в Китае и за рубежом, а его труды были признаны классикой нового конфуцианства.
Чжан Дайнянь (1909–2004 гг.) (张岱年)
Китайский философ. Родился в уезде Сяньсянь провинции Хэбэй. В ранние годы высоко оценивал основанные на логике методы британской аналитической философии. Вслед за старшим братом Чжан Шэньфу Чжан Дайянь прочитал переведенные на китайский язык сочинения Маркса и Энгельса и познакомился с основными принципами диалектического и исторического материализма. В 1933 г. окончил педагогический факультет Пекинского педагогического университета. Преподавал на философском факультете университета Цинхуа, занимал должность лектора и доцента в частном учебном заведении Китайский университет, а также доцента и позднее профессора в университете Цинхуа. После 1952 г. был профессором на философском факультете Пекинского университета, директором Института идеологии и культуры университета Цинхуа, директором и научным сотрудником исследовательского института философии Китайской академии общественных наук. В 1935–1936 гг. исследовал понятийные категории китайской философии, результатом работы стал труд «Основные положения китайской философии» («中国哲学大纲»), в котором впервые в истории современного Китая были систематически изложены сведения о философских категориях. После 1980 г. занимал место председателя и почетного председателя Общества истории китайской философии. Чжан Дайнянь посвятил долгие годы изучению истории китайской философии, однако позднее в сферу его научных интересов вошла философия культуры. В книге «Краткое изложение традиций китайской философии» («中国文化传统简论») предложил концепцию «китайского народного духа» и утверждал, что ядром китайского мировоззрения является стремление к покорению новых вершин. Уже в «Каноне перемен» и комментариях к нему можно обнаружить следующие суждения: «Как непрерывно движение светил, так и неустанно совершенствование благородного мужа», «Земля родит плод, а благородный муж умножает добродетель». Говоря о различиях между подходами в китайской и западной философии, Чжан Дайнянь отмечает, что западные философы противопоставляют божественное и человеческое, выделяют человека из природы и считают способность к разграничению субъекта и объекта основой человеческого самосознания. Китайские мыслители, по его мнению, утверждают единство Неба и человека, человека и природы. Для древней китайской традиционной философии характерны идея о подвижном равновесии и опытный путь как основной способ познания действительности. Главные произведения Чжан Дайяня: «Основные положения китайской философии» («中国哲学大纲»), «Краткая история китайского материализма» («中国唯物主义思想简史»), «Стремление к правде» («求真集»), «О правде и добре» («真与善的探索»), «Культура и философия» («文化与哲学»), «Понятийные категории китайской классической философии» («中国古典哲学概念范畴要论»), «Мышление, культура и добродетель» («思想、文化、道德»), «Собрание сочинений Чжан Дайняня» («张岱年文集») в четырех томах.
Ай Сыци (1910–1966 гг.) (艾思奇)
Философ-марксист. Родился в городе Тэнчун провинции Юньнань. В молодости принимал активное участие в студенческом патриотическом движении. Дважды приезжал на учебу в Японию (в 1927 и в 1930 гг.). Был членом социалистического кружка при токийской ячейке коммунистической партии Китая, изучал марксистскую философию. После вторжения японцев в Маньчжурию 18 сентября 1931 г. бросил учебу и вернулся на Родину. В 1931 г. преподавал в школе Цюаньчжан в г. Шанхай и одновременно с этим принимал участие в деятельности Антиимпериалистического союза. Ай Сыци начал перевод труда «Основные положения новой философии» и опубликовал философский трактат «Об абстрагировании и диалектике» («抽象作用与辩证法»). В 1934 г. он напечатал работу о марксизме «Народная философия» («大众哲学»), которая оказала значительное влияние на народные массы, в особенности на молодежь, и привлекла на революционный путь множество людей из районов, управляемых Гоминьданом. В период работы над сборником «Образование и жизнь» («读书生活») последовательно опубликовал ряд трудов по философии: «О новой философии» («新哲学论集»), «Методология мышления» («思想方法论»), «Философия и жизнь» («哲学与生活»), «Теория и практика» («实践与理论») и др. и совместно с Чжэн Или завершил перевод книги «Основные положения новой философии». С 1933 г. по 1936 г. выступал с критикой практицизма Ху Ши, метафизики «учения о сокровенном» Чжань Цзюньмая, неокантианства Чжан Дунсуня и идеализма Е Цина. В разное время преподавал в Антияпонском военно-политическом университете округа Яньань, частной школе «Шэньбэй» (в провинции Шэньси), Институте марксизма-ленинизма. Занимал посты генерального секретаря центральной комиссии по делам культуры, заведующего отделом культуры и идеологии Академии Синика, заместителя главного редактора газеты «Цзефан жибао». В 1939 г. вошел в состав возглавляемой Мао Цзэдуном группы философских исследований, руководил работой Общества новой философии в округе Яньань. В рамках движения «за упорядочение стиля в партии» редактировал издание «Методология в идеологии Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина» («马克思、恩格斯、列宁、斯大林思想方法论»), написал статьи «Факты против заблуждений» («不要误解实事求是»), «О целеустремленности» («有的放矢及其他») и др. После основания КНР был заведующим кафедрой философии в Высшей партийной школе при ЦК КПК и проректором Высшей партийной школы, заместителем председателя Общества китайской философии, членом отделения философии и общественных наук Китайской академии наук. Ай Сыци долгие годы занимался исследованием и распространением марксистской философии, вел просветительскую работу и написал множество книг и статей. Наиболее значимые произведения: «Народная философия» («大众哲学»), «Методология мышления» («思想方法论»), «Философия и жизнь» («哲学与生活»), «Главное о диалектическом материализме» («辩证唯物主义纲要»), «Диалектический и исторический материализм» («辩证唯物主义历史唯物主义»), «Собрание сочинений Ай Сыци» («艾思奇文集»).
Тан Ицзе (1927–2014 гг.) (汤一介)
Современный исследователь, историк китайской философии. Родился в уезде Хуанмэй провинции Хубэй, сын известного в Китае деятеля науки Тан Юнтуна. В 1951 г. окончил философский факультет Пекинского университета, начал работу в партийной школе пекинского горкома. В 1956 г. вернулся на философский факультет Пекинского университета в качестве преподавателя, в 1985 г. получил звание профессора. Занимался исследованиями в области истории китайской философии, особое внимание уделял «учению о сокровенном» периода Вэй-Цзинь, истории китайского даосизма и буддизма. В 1983 г. издал монографию «Го Сян и учение о сокровенном эпохи Вэй-Цзинь» («郭象与魏晋玄学»), в которой была представлена систематическая трактовка развития логики в Сюань-сюэ, основные категории и логические построения в философской системе Го Сяна. Публиковал следующие научные работы: «Роль конфуцианства в конце периода Вёсен и осеней» («孔子思想在春秋末期的作用»), «Учение раннего даосизма о жизни, смерти и духовных вопросах» («论早期道教关于生死、神形问题的理论»), «О значимости изучения проникновения буддизма в Китай для сравнительной философии и сравнительного религиоведения» («从佛教的传入中国看研究比较哲学比较宗教学的意义»), «Изучение третьего этапа развития конфуцианской философии» («对儒家哲学第三期发展的探讨»), «История китайской философии: споры об истинном, добром и прекрасном в традиционной философии» («中国哲学史研究—并论传统哲学中有关真善美的争论»), «Новый виток развития в изучении истории современной китайской философии» («近代中国哲学史研究新发展»), «Новое развитие философских исследований в КНР» («中华人民共和国哲学研究的最新进展») и др. Занимал должности начальника Академии китайской культуры, консультанта Общества истории китайской философии, заместителя председателя Общества китайского конфуцианства, вице-председателя Общества исследования китайской и восточной культуры, заместителя председателя Общества китайской культурологии Яньхуан, директора Общества исследования международных ценностей и культуры, был членом консультативной комиссии XIX съезда Общества азиатских и североафриканских исследований, консультантом Международного объединения изучения конфуцианства, заместителем председателя Международного объединения изучения даосизма. В пожилые годы вывел на первый план современной философии вопросы «достижения согласия при наличии разногласий», «всеобщей гармонии», «внутренней трансцендентальности» и «китайской герменевтики», что способствовало началу дискуссий на темы традиционной философии в научных кругах. С 2003 г. исполнял обязанности директора и главного эксперта издательского центра «Сокровищница конфуцианской мудрости». Главные произведения Тан Ицзе: «Го Сян и учение о сокровенном эпохи Вэй-Цзинь» («郭象与魏晋玄学»), «История раннего даосизма» («早期道教史»), «Конфуцианство, даосизм и буддизм в китайской традиционной культуре» («中国传统文化中的儒道释»), «Конфуцианство, даосизм, буддизм и вопросы внутренней трансцендентальности» («儒道释与内在超越问题»), «Заметки Тан Ицзе об академической культуре» («汤一介学术文化随笔»), «Конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и китайская культура» («儒教、佛教、道教、基督教与中国文化»), «Избранное из работ современных ученых: Тан Ицзе» («当代学者自选文库:汤一介卷»), «Буддизм и китайская культура» («佛教与中国文化»), «Мой философский путь» («我的哲学之路»), «Осевое время и китайская культура» («新轴心时代与中国文化的建构»).