Распространение западных знаний на Востоке (в Китае) (西学东渐)
Культурный обмен между Китаем и Западом начался в период правления династии Мин, когда миссионеры познакомили китайцев с некоторыми достижениями западной науки и культуры.
1) На основе данных григорианского календаря проповедники исправили неточности в императорском календаре да-тун и календаре народности хуэй. Они составили «Календарь Чунчжэнь» («崇祯历书») и перевели на китайский язык ряд сочинений по астрономии и летоисчислению, благодаря которым чиновники приказа по астрономии и календарю династий Мин и Цин овладели современной системой летоисчисления.
2) Были изготовлены точные измерительные инструменты. В седьмой год правления императора Чжу Юцзяня из династии Мин под девизом Чуньчжэнь (1634 г.) был создан первый в Китае телескоп. В двенадцатый год правления императора Канси из династии Цин (1673 г.) под руководством Фердинанда Вербиста был подготовлен набор крупногабаритных астрономических инструментов. В семнадцатый год правления Канси Вербист сконструировал судно с паровым двигателем, на сто лет опередив Европу. Составленный в конце династии Мин сборник «Цзи ци ту шо» («奇器图说») – это первое в истории Китая сочинение, посвященное созданию машин и механизмов.
3) Китайцы получили самые последние данные о географии и картографии. Благодаря «Полному изображению гор и морей вселенной» («山海舆地全图») Маттео Риччи жители Поднебесной познакомились с новейшими представлениями в области географии и узнали о географическом расположении Китая в мире. Более десяти проповедников во главе с Жаном Батистом Режи в течение двадцати семи лет работали над атласом «Хуанъюй цюаньланьту» («皇舆全览图»).
4) Создавалось новое оружие. Были написаны книги о литье пушек и изготовлении пороха.
5) Миссионеры познакомили китайцев с западной математической теорией. В эпоху Мин на китайский язык были переведены труды в области геометрии, тригонометрии, алгебры. Математические сочинения оказали заметное влияние на представителей высших слоев общества, и в Китае появились свои выдающиеся математики.
6) Религиозные деятели передали китайцам западные знания из разных гуманитарных и естественных наук: архитектуры, живописи, музыки, биологии, медицины и гидравлики. Иллюстрированное сочинение Иоганна Шрека «Жэнь шэнь ту шо» «人身图说») знакомило китайцев с достижениями Запада в области анатомии человека. Книга Саббатино де Урсиса «Тай Си шуй фа» («泰西水法») была посвящена западной гидравлике.
Распространение западных знаний на Востоке в значительной степени повлияло на жизнь и мышление китайского народа: были отвергнуты многие заблуждения и суеверия, изменились некоторые бытовые привычки. Китайцам удалось расширить свой кругозор в научной сфере, в частности, в астрономии и летоисчислении. Косвенным образом западные знания повлияли и на морально-этические представления китайцев. Проповедь иезуитов и передача западных знаний в некоторой степени отразились и в традиционной китайской культуре.
Китайский марксизм (中国化马克思主义)
Китайский марксизм также называют «китаизацией» марксистской теории, это не что иное, как сочетание основных принципов теории марксизма и конкретных китайских реалий, непрерывный процесс, формирующий теоретические достижений марксизма с китайской спецификой. Во-первых, это реализация марксизма в практическом опыте китайской революции, строительства и реформ. Во-вторых, – соединение практического опыта китайской революции, строительства и реформ, а также исторического опыта с теорией марксизма. В-третьих, интеграция марксизма в великолепную китайскую культуру. Основателем «китаизации» марксизма является Мао Цзэдун. После разного рода партийных ошибок, особенно в догматической борьбе «левых», Мао Цзэдун, подводя итоги опыта исследования революционного пути Китая, впервые выдвинул идеи китайского марксизма. В октябре 1938 года в своем докладе «Новый этап» на шестом пленарном заседании ЦК КПК шестого созыва Мао Цзэдун заявил: «Марксизм без китайской специфики – всего лишь абстрактная и бессодержательная теория», поэтому в каждом своем проявлении он содержит необходимые китайские особенности, иначе говоря, применение марксизма с учетом этих особенностей стало требующим понимания и решения партийным вопросом. Задача «китаизации марксизма» была выдвинута впервые. Для ее реализации самое главное – это комплексное и тщательное исследование истории китайского общества и современной обстановки, необходимость отталкиваться от реальной ситуации, что в конечном итоге позволило выявить некие присущие ему и ненадуманные закономерности, что стало толчком для руководства к деятельности. После третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва теория Дэн Сяопина научно обобщила опыт китайской революции и строительства, их плюсы и минусы, акцентируя внимание на необходимости сочетания основных принципов марксизма-ленинизма с практикой китайского строительства и выбор своего пути, построения социализма с китайской спецификой. Основным достижением «китаизации» марксизма, являющегося базовым принципом КПК, является теоретическая система идеологии Мао Цзэдуна и социализма с китайской спецификой. Социализм с китайской спецификой в период нового поколения Си Цзиньпина – это важнейшая составляющая его теоретической системы и новейшие достижения.
Закон единства и противоположностей (对立统一规律)
Также имеет название «закон противоречия» или «закон единства и борьбы противоположностей». Согласно философии марксизма, закон единства и противоположностей универсален и является действенным везде, как в мире природы, человеческом обществе, так и в человеческой идеологии. Современный немецкий философ Гегель впервые системно обосновал этот закон в форме идеализма. Когда Маркс и Энегельс упоминали систему идеализма Гегеля, они использовали его диалектические идеи, в результате чего была создана материалистическая диалектика и впервые дана научная трактовка закона единства и противоположностей. В истории философии марксизма Ленин был первым, кто предложил идею о том, что данный закон представляет собой сущность диалектики и ее основное содержание. Мао Цзэдун в сочинении «Относительно противоречия» и др. произведениях обобщил опыт китайской революции, представил дальнейшую трактовку и развил закон единства и противоположностей, а также разъяснил основную позицию его материалистической диалектики. Мао Цзэдун предложил ряд методов работы и способы мышления, связанные с выявлением единства в противоположностях и противоположностей в единстве. Основное содержание этого закона состоит в следующем: в мире все вещи и внутренние процессы, происходящие в них, содержат в себе два противоположных аспекта и тенденции. С одной стороны, они взаимозависимы, взаимосвязаны, преобразовывают и взаимопроникают друг в друга; с другой стороны, они отталкивают, разделяют и сражаются друг с другом. Борьба абсолютна, единство относительно. Развитие – это и есть единство и борьба противоположностей. Противоречия – это движение вещей, движущая сила и источник внутреннего развития. Противоречия обладают универсальностью, они находятся в самом процессе развития всего сущего, где от начала и до конца существует движение противоречий. Универсальность и уникальность противоречий имеют как различия, так и общее, они преобразовывают друг друга при определенных условиях. Закон единства и противоположностей выявил сущность универсальной связи всех вещей, и в особенности, процесс движения объектов и силы внутреннего развития, явился ключом к пониманию материалистической диалектики и других законов и категорий и составляет суть и ядро материалистической диалектики.
Раздвоение единого (一分为二)
Концепция китайской философии о происхождении Вселенной и отношений единства противоположностей. Один означает единство вещей, два – делимость единого. В последние годы периода Вёсен и осеней Ши Мо предложил идею о том, что «все вещи дуальны», в комментариях к «Книге перемен» «И си цы» сказано, что взаимодействие отрицательного инь и положительного ян образует естественный ход вещей и т. д. Это наиболее раннее приблизительное понимание единства и противоположностей вещей в древности. Во времена династии Суй в трактате «Хуан-Ди нэй-цзин» Ян Шаншаня появилось выражение о том, что «одно разделяется на два, Небо и Землю». В период Северной Сун Шао Юн расширил это утверждение до уровня философского суждения, он использовал понятие тай цзи – «великий предел», разделяющий на Небо и Землю, затем на небесные тела и далее на десять тысяч вещей, и. таким образом, сформировал систему элементов, определяющих исход гадания – «Прежденебесную схему восьми триграмм» («先天图»). Чжан Цзай во времена Северной Сун полагал, что основа движения вещей состоит в двух противоположных полюсах инь и ян единых вещей, он обсуждал необходимость раздвоения единого и предложил идею о «двух аспектах в одной субстанции». Чжу Си из Южной Сун утверждал, что раздвоение единого есть отношения единства противоположностей вещей, порождение и трансформация всего сущего в мире, и все это подчиняется единому закону. Он полагал, что «это означает лишь то, что единое разделяется на два, и каждый шаг таков, вплоть до бесконечности, это и есть порождение вещей». Ван Фучжи в период династий Мин и Цин, подводя итог о связи раздвоения единого (一分为二) и воссоединения двух в одно (合二而一) в дальнейшем раскрыл взаимосвязь между одним и двумя. Он говорил, что раздвоение единого содержит в себе два в одном, и таким образом вывел древнюю диалектику на новый уровень. Раздвоение единого – это универсальная сущность и явление всех вещей. Все вещи дискретны. Мир природы делим: он делится на органический и неорганический миры, органический мир разделяется на животный и растительный, животный мир, в свою очередь, содержит в себе человека, а также птиц и зверей. Общество тоже дискретно, в нем выделяется экономическая основа и ее надстройка. Первая включает в себя производительность и производственные отношения, производительность делится на человеческий и вещественный факторы. В познании также выделяется истина и заблуждение, известна относительная и абсолютная истина. После того, как Мао Цзэдун, использовал суждение «раздвоение единого» для выражения закона единства и противоположностей, оно стало популярным названием материалистической диалектики.
Объединение два в одном (合二为一)
Первоначально термин древнекитайской философии, в настоящее время общеупотребительное название и выражение тождества противоречий. Основное содержание суждения – единство противоположностей, в различии наличествует связь. Здесь подчеркивается взаимосвязь двух противоречивых аспектов и единство взаимопроникающих вещей, что называется объединение двух в одном 合二为一. Первоначально это философский постулат, предложенный Фан Ичжи в период династий Мин и Цин. Хэ эр вэй и 合二为一 восходит к «Дун си цзюнь. Саньчжэн», где говорится, что два противоречивых аспекта взаимозависимы и составляют единое целое, это понятие, противоположное раздвоению единого и фэнь вэй эр 一分为二. Предполагалось, что вещи обычно находятся в единстве противоположностей, одно делится на два, а два объединяются в одно. В «Дун си цзюнь. Фань инь» сказано, что одно не существует отдельно, всякая вещь имеет две стороны, поэтому одно есть и два, а два и есть одно. Например, инь и ян, движение и покой, сущность и явление, принцип и действие, дакже причина и результат, добро и зло, грязь и чистота, суть и представление, верность и ложность и др. Все они противоположны и входят в одно. Далее в «Дун си цзюнь. Саньчжэн» встречается, что «все вещи между небом и землей были парами. Нет ничего, что не пересекается, что не может быть единым». Чжан Цзай придерживался сходной позиции: в любой вещи есть две противоположные стороны, и эти стороны становиятся одним целым («正蒙. 乾称» – «Чжэн Мэн. Цянь чэн»). Во времена династий Мин и Цин Ван Фу также говорил, что «внешнее и внутренне соотносятся друг с другом как два аспекта, два разных в одном», «объединение двух в одном изначально заложено в раздвоении единого» («Чжоу и вай чжуань» – «周一外传», т. 5).
Идеология Мао Цзэдуна (毛泽东思想)
Идеология Мао Цзэдуна – это основанные на теории марксизма-ленинизма принципы членов Коммунистической партии Китая, возглавляемой Мао Цзэдуном, идеологическая система, сформированная путем обобщения многолетнего опыта практики революции в Китае. Идеология Мао Цзэдуна – это продукт, сочетающий в себе марксизм-ленинизм и практику китайской революции, применение и развитие марксизма-ленинизма в Китае, единство опыта и теоретических принципов, доказанных на практике и связанных с китайской революцией и строительством, квинтэссенция коллективной мудрости Коммунистической партии Китая. Огромное количество выдающихся руководителей КПК внесли большой вклад в формирование и развитии партии. Научные произведения Мао Цзэдуна представляют собой концентрированное обобщение ее опыта. В конце 20-х и начале 30-х годов международное коммунистическое движение, а также сама партия догматизировали марксизм-ленинизм, так как ошибочное обожествление опыта Коммунистического интернационала и Советского Союза привело к тому, что китайская революция оказалась почти в безвыходном положении, что вынудило Мао Цзэдуна во главе КПК решительно бороться с этим. Идеология системно оформилась и получила разностороннее развитие в поздний период аграрной революции и во время войны против японских захватчиков, далее продолжая развиваться в период освободительной войны и после образования Китайской Народной республики. Политические воззрения Мао Цзэдуна многообразны. С целью особого теоретического обогащения и развития марксизма-ленинизма основные постулаты идеологии затрагивают вопросы новодемократической революции, социалистической революции и строительства, построения революционной армии и военной стратегии, политического курса и стратегий, идейно-политической работы, а также работы в области культуры, партийного строительства и других аспектов. Идеология Мао Цзэдуна пронизывает все стороны, способы и подходы, выделяется три основных положения: реалистичность, ориентировка на массы и независимость, это драгоценное духовное наследие КПК. Идеология, как и марксизм-ленинизм, не представляет собой застывшие догмы, а непрерывно развивается в процессе практики строительства китайской модернизации.
Теория Дэн Сяопина (邓小平理论)
Теория, основателем которой является Дэн Сяопин; центральным понятием выступает строительство социализма с китайской спецификой. Данная теория являет собой теоретический результат китаизации марксизма, теоретическое обобщение опыта строительства социализма китайской партии, отличного от социализма Советского Союза. Это современный марксизм, его новый этап, получивший развитие в Китае. Этот этап стал возможен благодаря следующим факторам. Во-первых, Дэн Сяопин придерживался идеи освобождения от идеологических предрассудков, опоры на реальные факты, необходимости на основе новой практики унаследовать идеи предшественников и разрушить уже устаревшие стереотипы, он положил начало новому уровню марксизма. Во-вторых, теория Дэн Сяопина поддерживала теорию научного социализма и основные практические результаты, политик обращал внимание на суть проблемы «что есть социализм, как его построить», глубоко прояснил сущность социализма и вывел его понимание на новый научный уровень. В-третьих, он решительно выступал за то, чтобы широко смотреть на мир с марксистской точки зрения, проводить достоверный анализ особенностей современной эпохи и общей международной ситуации, успехов и неудач других социалистических государств мира, достижений и поражений развивающихся стран, различных ситуаций и проблем развитых стран. Благодаря этому им были сделаны новые научные выводы. В-четвертых, таким образом, с помощью теории Дэн Сяопина была сформирована научная система теории нового строительства социализма с китайской спецификой.
Она впервые системно затронула вопрос о том, «что такое социализм и как его строить»; Дэн Сяопин ответил на серию основных вопросов, касающихся пути развития китайского социализма, его нового этапа, главных задач, движущихся сил развития, внешних условий, политических гарантий, стратегических шагов, руководителей партии и опорных сил, а также воссоединения страны и др., он указал на главный путь партии на начальном этапе утверждения социализма. Дэн Сяопин овладел достаточно полной научной системой философии, политики, экономической теории, научного социализма и др. областями, включавшими в себя экономику, политику, науку и технику, образование, культуру, этнологию, военное дело, единый фронт, строительство партии и т. п.
Теоретическая система социализма с китайской спецификой (中国特色社会主义理论体系)
Системные теоретические достижения нового периода политики реформ и открытости, пропагандирующие китаизированный марксизм. Данная система в условиях нового времени дала ответ на вопрос, что такое социализм и как его строить, какие партии создавать и каким образом, какое развитие и как осуществлять, какой именно социализм с китайской спецификой необходимо поддерживать и развивать и в какой форме, а также другие важные теоретические и практические вопросы. На 17-м съезде КПК были выдвинуты научные вопросы теоретической системы социализма с китайской спецификой, а на 18-м съезде было утверждено новое положение: «Теоретическая система социализма с китайской спецификой включает в себя теорию Дэн Сяопина, важнейшую идею «Тройного представительства», а также систему научной теории концепции научного развития, это продолжение и развитие марксизма-ленинизма и идеологии Мао Цзэдуна». На 19-м съезде КПК, согласно уставу КПК с внесенными поправками, было установлено, что «Идеи социализма с китайской спецификой нового времени Си Цзиньпина – это важнейшая составляющая теоретической системы социализма с китайской спецификой». В период нового времени идеология Си Цзиньпина научно уточняет идеологическую линию социализма с китайской спецификой, пути и этапы развития, основные обязанности, импульс и стратегию развития, опорные силы, международную стратегию, руководящие силы и другие важнейшие вопросы. Это комплексная научно-теоретическая система, пронизывающая такие области, как марксистская философия, политическая экономика, научный социализм и др., а также включающая в себя экономику, политику, культуру, общество, оборону страны, дипломатию, единый фронт, объединение Родины, строительство партии и т. д. Суть теоретической системы социализма с китайской спецификой состоит в раскрепощении сознания, опоры на реальные факты, следовании веяниям времени и деловитости и практичности. Эта система выдвинула серию новых теоретических выкладок и стратегических идей, что позволило реализовать второй исторический скачок китайского марксизма, это общая идеологическая основа борьбы за единство всех наций, открытая теоретичекая система, продолжающая развиваться на практике.
Идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой (习近平新时代中国特色社会主义思想)
18 октября 2017 года на XIX Всекитайском съезде КПК были подведены итоги и представлена идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой. Она была утверждена в качестве долгосрочной ведущей идеологии Коммунистической партии Китая и записана в устав партии. На 1-й сессии ВСНП 13-го созыва идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой была внесена в конституцию в качестве поправок к основному закону. Она включала в себя такие основные вопросы, как общая цель поддержания и развития социализма с китайской спецификой, главные задачи, комплексное распределение, общая стратегия и направление развития, способы и движущие силы развития, стратегические шаги и внешние условия, политические гарантии и т. д., а также на основании новой практики проведение теоретического анализа и политического руководства в отношении экономики, политики, права, науки и техники, культуры, образования, народного благосостояния, религии, общества, экологической культуры, государственной безопасности, государственной обороны и армии, концепции «одна страна – две системы» и воссоединения страны, единого фронта, строительства партии и др. Основными концепциями идеологии выступают 8 «определенностей» и «14 настояний». К 8 «определенностям» относятся: (1) четко придерживаться курса и развивать социализм с китайской спецификой, общая цель – реализация социалистической модернизации и великого возрождения китайской нации, построение на основе комплексного строительства общества средней зажиточности богатого, могущественного, цивилизованного, гармоничного, сильного, современного социалистического государства; (2) уточнить, что основные противоречия китайского общества в новую эпоху – это противоречия между возрастающими с каждым днем потребностями в хорошей жизни народа и негармоничным, нецелостным развитием, необходимо ставить во главу угла интересы самого человека, постоянно стимулировать его всестороннее развитие, а также общее благосостояние всего народа; (3) уточнить, что общее распределение дела социализма с китайской спецификой представляет собой «пять в одном», общая стратегия включает в себя «четыре всесторонних аспекта»: уверенность в прочном пути, теоертической базе, системе и культуре; (4) уточнить, что общая цель всестороннего углубления реформ – это усовершенствование и развитие системы социализма с китайской спецификой, а также стимулирование системы государственного управления и модернизации управленческих возможностей; (5) уточнить, что общая цель, всесторонне стимулирующая управление государством на основе закона, – это строительство правовой системы социализма с китайской спецификой, а также правового социалистического государства; (6) уточнить, что партийная цель наращивания военной мощи в новую эпоху состоит в построении армии, подчиняющейся приказам партии, умеющей побеждать, партии народа с прекрасным стилем работы для создания первой в мире армии; (7) дипломатии крупной державы с китайской спецификой, которой необходимо содействовать построению нового типа международных отношений, сообществу единой судьбы человечества; (8) уточнить, что наиболее существенная особенность социализма с китайской спецификой – это руководство Коммунистической партии Китая, наивысшее преимущество системы социализма с китайской спецификой – также руководство КПК, партия – это руководящая сила высшего уровня, выдвигающая основные требования построения партии в новую эпоху и подчеркивающая важность политического строительства в строительстве партии.
«14 настояний» включают в себя следующие положения: (1) Коммунистическая партия Китая будет продолжать руководить всей работой; (2) необходимо стойко придерживаться принципа «человек превыше всего»; (3) поддерживать комплексное углубление реформ; (4) продолжать осуществлять концепцию нового развития; (5) стойко придерживаться принципа «народ – хозяин своей страны»; (6) придерживаться комплексного управления страной в соответствии с законом; (7) твердо следовать системе основных принципов социализма; (8) продолжать защищать и совершенствовать уровень народного благосостояния в процессе развития; (9) отстаивать позицию гармоничного существования человека и природы; (10) придерживаться концепции общей национальной безопасности страны; (11) продолжать осуществлять абсолютное главенство КПК над народной армией; (12) продолжать придерживаться концепции «Одна страна – две системы», стимулировать воссоединение Родины; (13) содействовать построению «сообщества единой судьбой человечества»; (14) Коммунистическая партия Китая продолжает осуществлять строгое управление страной.
Идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой является новейшим результатом китаизации марксизма, средоточием коллективной мудрости, практического опыта народа и Коммунистической партии Китая, квинтэссенцией китайского духа и основным направлением политической и общественной жизни Китая.
Принцип реалистического подхода к делу (实事求是)
Основной принцип методологии диалектического материализма Мао Цзэдуна, одна из его «живых идей». Данный принцип реалистического подхода к делу восходит к исторической хронике «Хань шу. Хэцзянь Сяньван чжуань» историографа Бань Гу из Восточной Хань. По легенде, восхваляя Хэцзянь Сяньвана, про него говорили: «учится у древних, опирается на реальные факты». С философской точки зрения, Мао Цзэдун придал этому высказыванию, изначально имевшему значение «научное отношение к объекту», новый смысл. Он определил ши ши 实事 как все, существующее объективно, ши 是 как внутреннюю связь этих объективных вещей, имеющую закономерный характер, а цю求 – объект исследования.
С точки зрения Мао Цзэдуна, принцип реалистического подхода к делу включает в себя три основных постулата: (1) Основная концепция материализма. При поиске истины в фактах основными предпосылками является первая материальная и вторая – духовная составляющие. (2) Основные идеи диалектического метода. В качестве основных требований к реалистическому подходу к делу признается конкретный анализ всех аспектов развития конкретных вопросов и другие принципы диалектики. (3) Основные идеи гносеологии диалектического материализма. Опираться на реальные факты означает, что в качестве основных целей принимаются правильное понимание мира в процессе практики, а также преображение мира на основе закона развития вещей.