banner banner banner
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий


По состоянию на 31 декабря 2018 года в Китае были последовательно образованы пять провинциальных автономных районов: автономный район Внутренняя Монголия, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, Гуанси-Чжуанский автономный район и Синьцзян-Уйгурский автономный район.

Одна страна – две системы[20 - Идея, предложенная в начале 1980-х Дэн Сяопином, в соответствии с которой существовал бы только один Китай, но при этом Гонконг, Макао и Тайвань имели бы их собственные экономические и политические системы.] (????)

«Одна страна – две системы» означает «одно государство – два строя», то есть в соответствии с предпосылкой совершенного единства Китайской Народной Республики материковая часть реализует социалистическую систему, а в Сянгане (Гонконге), Аомыне (Макао) и на Тайване применяется капиталистическая система.

Строй «Одна страна – две системы» основан на принципе единого Китая и подчеркивает, что «правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая». Это концепция мирного объединения государства, выдвинутая после 3-го пленума ЦК 11-го созыва Коммунистической партии Китая в 1978 году, основанная на реальных фактах и идеологической линии, проявляющая уважение к историческим вопросам и текущей ситуации на Тайване, в Сянгане и Аомыне. Основное содержание этой концепции заключается в том, что после воссоединения с Китаем Сянган, Аомынь и Тайвань как особые административные районы, в отличие от других провинций, городов центрального подчинения и автономных регионов страны, обладают высокой степенью автономии. Например, настоящая социально-экономическая система и образ жизни Сянгана и Аомыня остаются неизменными, сохраняется финансовая независимость и прочее. Решение тайваньского вопроса является более сложным предметом для обсуждения. При условии, что Тайвань не представляет угрозы для материка, он может иметь свою собственную армию, выпускать собственную валюту, а тайваньские власти и представители всех слоев общества могут приниматься на руководящие должности в национальных политических институтах и прочее.

Концепция «одна страна – две системы» была предложена для решения тайваньского вопроса, однако впервые была применена для решения вопросов, связанных с Сянганом. 19 декабря 1984 г. руководители правительств Китая и Великобритании официально подписали «Совместное заявление между правительством Китайской Народной Республики и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по вопросам Гонконга», в котором объявили, что с 1 июля 1997 года суверенитет над Сянганом переходит к Китайской Народной Республике. В апреле 1990 года третья сессия Седьмого Всекитайского собрания народных представителей официально утвердила «Основной закон Специального административного региона Сянгана Китайской Народной Республики». 1 июля 1997 года правительства Китая и Великобритании провели церемонию передачи власти в Сянгане, правительство Китая восстановило свой суверенитет над Сянганом. 13 апреля 1987 года правительства Китая и Португалии официально подписали «Совместное заявление между правительствами Китайской Народной Республики и Португальской Республики по вопросу об Аомыне», в котором объявлялось, что правительство Китая возобновит свой суверенитет над Макао с 20 декабря 1999 г. и учредит специальный административный район Аомынь. 20 декабря 1999 года правительства Китая и Португалии провели церемонию передачи власти в Аомыне, и Макао официально был возвращен под китайскую юрисдикцию. Успешная реализация концепции «одна страна – две системы» в Сянгане и Аомыне дает Китаю ориентир для осуществления мирного объединения с Тайванем.

Политические организации, органы, должности (??????????)

Император (??)

Титул верховного правителя китайского феодального общества.

Циньский ван Инь Чжэн[21 - Цинь Шихуанди, настоящее имя Ин Чжэн – правитель царства Цинь, положивший конец двухсотлетней эпохе Воюющих Царств.] на двадцать шестом году своего правления (221 г. до н. э.), объединив шесть царств в одно государство, провозгласил себя «обладающим добродетелью трех властителей и достоинством пяти императоров»[22 - Три властителя и пять императоров (????) – легендарные правители древнейшего периода истории Китая, относящегося к третьему тысячелетию до нашей эры.], стал называться Цинь Шихуанди («первый император Цинь»). С тех пор все феодальные монархи продолжили именоваться императорами (хуанди). Поскольку императорский трон передавался по наследству, то существовали и особые формы именования и вежливого обращения к родственникам императора. Родители императора именуются тайшанхуани хуантайхоу, жена императора – хуанхоу, сыновья – хуантайцзы или хуанцзы, дочери – гунчжу, внуки – хуансунь. Император обладал чрезвычайно обширными полномочиями: во-первых, являлся высшим главой государственной административной власти. Три гуна (три высших сановника) и девять высших придворных чинов, которые занимались государственным управлением, несли ответственность перед императором, все полномочия по назначению на службу, выборам, наказаниям, вознаграждениям в первую очередь принадлежали императору. Во-вторых, в руках императора была сосредоточена высшая законодательная власть. В-третьих, императору полностью принадлежит судебная власть, право наказания и помилования полностью в его руках. В-четвертых, право осуществления высшего контроля также принадлежит императору. Кроме чиновников на самых высших должностях, например, первый министр (цзайсян), которые могли осуществлять надзорные функции, контроль над государственными служащими осуществлял специально созданный орган – цензорат, который служил глазами и ушами императора. В-пятых, император имел высшее право командования армией. Командиры могли управлять рядовыми военными только по приказу императора. В руках императора была сосредоточена вся верховная власть, все политические вопросы решались путем аудиенции во дворце. Система проведения дворцовых аудиенций была создана в эпоху Цинь ((221–207 гг. до н. э) и просуществовала до эпох Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.). Помимо аудиенций, посвященных праздникам и различному церемониалу, император часто использовал форму таких собраний при дворе для решения государственных дел. Все повседневные политические вопросы, вопросы о тюремных заключениях, вопросы военных дел и законодательства входили в повестку таких регулярных заседаний. Во время регулярных аудиенций обязательно соблюдались определенный церемониал, порядок, правила. Однако частота проведения аудиенций напрямую зависела от усердия, прилагаемого императором в работе по управлению страной. В эпоху династий Цинь (221–207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), по экономическим и политическим причинам, полномочия императора были совсем различными. При династии Сун (960–1279 гг.) постепенно формировалась система абсолютной монархии. В период двух династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) монархическая власть чрезвычайно усилилась.

Три советника и девять министров (????)

Центральная бюрократическая система в древнем Китае.

В эпоху Цинь (221–207 гг. до н. э.) к «трем советникам» относились канцлер (чэнсян), начальник военного приказа (тайвэй) и начальник цензората (юйшидафу). Канцлер являлся главой всего аппарата чиновников, был помощником императора, контролировал государственные дела во всей стране. В ранний период династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) должность стала называться премьер-министр (сянго), а в конце эпохи Хань была переименована в советника по делам воспитания и просвещения (дасыту). Начальник военного приказа руководил всеми военными делами в стране, во времена правления У-ди (156–87 гг. до н. э.) должность стала называться советник по военным делам (дасыма). Начальник цензората – это вторая должность в государстве после канцлера, он нес ответственность за контроль и надзор, заведовал важными официальными документами и литературой. В период династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) когда должность канцлера освобождалась, на нее назначали начальника цензората. В период династии Восточная Хань (25–220 гг.) к трем советникам стали относить должности начальника военного приказа (тайвэй, бывший дасыма), начальника приказа просвещения (сыту) и начальника приказа общественных работ (сыкун). Однако реальная власть принадлежала Палаты документов[23 - Личный секретариат императора в эпоху Хань.] (шаншутай). В эпохи Тан (618–907 гг.) и Сун (960–1279 гг.) должности носили те же наименования, что и при Восточной Хань, но у трех советников в реальности не было никаких должностных обязанностей. В эпохи Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) тремя советниками именовались наставник императора[24 - С династии Тан это почетный титул, жалуемый двором буддийскому монаху.] (тайши), наставник двора (тайфу) и попечитель императора (тайбао), это были три самые почетные должности среди чиновников. Девять министров – это общее название для различных административных органов центральной власти, учрежденное в эпоху Цинь (221–207 гг. до н. э.). В эпоху Цинь к девяти министрам принадлежали: церемониймейстер в императорском храме предков (фэнчан), начальник приказа по охране дворцовых ворот (ланчжунлин), начальник охраны ворот императорского дворца (вэйвэй), императорский конюший (тайпу), судья приказа по уголовным делам (тинвэй), министр по делам местных князей и данников-инородцев (дянькэ), помощник начальника приказа по делам императорской родни (цзунчжэн), министр, ведающий сельским хозяйством (чжисунэйши), министр, ведающий содержанием императорского двора (шаофу). Должность фэнчан в эпоху Хань была переименована в тайчан – чиновник-распорядитель обрядами в храме предков императора. Должность ланчжунлин в эпоху Хань была переименована в гуанлусюнь – чиновник-офицер, ведавший ночной охраной дворцовых ворот. Вэйвэй был главным в страже у ворот императорского дворца, отвечал за южные ворота. Тайпу заведовал конюшнями императора. Тинвэй во время правления Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.) был переименован в дали, ведал наказаниями и штрафами, занимал самый высокий судейский пост в государстве. Должность дянькэ во время правления императора Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.) была переименована в дасинлин, а во время правления У-ди (156–87 гг. до н. э.) в дахунлу, который занимался делами национальных меньшинств. Цзунчжэн во время правления императора Пин-ди (1 г. до н. э. – 5 г.н. э.) был переименован в цзунбо, заведовал делами, связанными с церемониями в храме предков императорской семьи. Чжисунэйши во время правления императора Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.) был переименован в данунлин, а во время правления императора У-ди (156–87 гг. до н. э.) в дасынун, который заведовал податями и налогами, следил за вываркой соли и выплавкой железа, а также доходными и расходными статьями государственного бюджета. Шаофу ведал делами, связанными с арестантами на далеких окраинах, а также отвечал за кустарную промышленность при императорском дворе, вел домашнее хозяйство императора. После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) чиновники, ведавшие канцелярией императора, заведовали различными министерствами, а девяти министрам доставалась только небольшая часть работы, их служебные обязанности были сравнительно легкими. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) должности девяти министров заменили шесть министерств (министерство двора, финансов, религии и ритуалов, военное министерство, министерство юстиции и министерство по организации общественных работ), главный министр шаншу, начальник цензората, начальник канцелярии по приему жалоб и прошений трону, а также судебный чиновник дали. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) функции девяти министров стали выполнять цензорат, ревизионная палата, жертвенный приказ,[25 - Учреждение для организации обрядов в храме предков императора.] пиршественный приказ, приказ придворного этикета,[26 - Занимался вопросами приема при дворе иностранных сановников, государственным трауром и прочими важными ритуалами.] конюшенный приказ, канцелярия по приему жалоб и прошений трону, министерство по делам Двора, охрана императорского выезда.

Первый министр (цзайсян) (??)

Человек, который отвечал перед монархом в эпоху феодальных династий в Китае и всецело руководил государственными делами. Первый иероглиф в должности «цзай» обозначал «возглавлять», а второй «сян» – «помогать».

Вся номенклатура должностей, а также служебные полномочия чиновников изменялись от эпохи к эпохе. Во время династий Цинь (221–206 гг. до н. э.) и Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) должность цзайсяна называлась сянго[27 - Канцлер.] или чэнсян,[28 - Канцлер, главный помощник императора.] а помощником чэнсяна был юйшидафу (начальник цензората). Во времена Восточная Хань (25–220 гг.) должность сыту[29 - Главный блюститель нравов, распорядитель по делам культа и просвещения, с древнейших времен.] приравнивалась к должности чэнсяна, сыту вместе с должностями сыкун и тайвэй считались тремя высшими сановниками государства, совместно ведущими государственные дела, однако реальная власть все же была сосредоточена в руках шаншу (императорская канцелярия). После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) вместо должности цзайсян появлялись следующие должности: главные секретари государственной канцелярии чжуншуцзянь и чжуншулин, секретарь при первом министре шичжун, чиновник, ведавший канцелярией шаншулин, военно-чиновничья должность пушэ и прочие правительственные должности, официального названия не установилось. В эпоху династий Суй (581–617 гг.) и Тан (618–907 гг.) в должности цзайсяна выступали начальники Трех управлений: чжуншулин, шичжун, шаншулин, пушэ, которым впоследствии было присвоено звание «великий императорский секретариат». В период правления династии Сун (960–1279 гг.) первый министр прямо назывался цзайсян, а тот, кто принимал непосредственное участие в административных делах и был осведомлен о происходящем, назывался фусян, вместе эти должности именовались цзайчжи. Во время правления Сун Шэнь-цзуна (1067–1085 гг.) должность была поделена на левого и правого цзайсяна, а в эпоху династии Южная Сун (1127–1279 гг.) должности снова стали именоваться левым и правым чэнсяном. В эпоху Юаньской династии (1280?1367 гг.) главным центром правительственного аппарата стал «великий императорский секретариат», чэнсян и пинчжан вели государственные дела на позиции цзайсяна, правый и левый советник, а также помощник первого министра выполняли функции заместителей. В начале династии Мин (1368–1644 гг.) «великий императорский секретариат», должность чэнсяна были упразднены, а управление делами страны полностью перешло в руки императора. В эпоху правления минского императора Чжу Ди (1402–1424 гг.) была создана государственная канцелярия (нэйгэ), после правления императора Жэнь-цзуна нэйгэ приобрела свое высокое положение и власть, фактически должность цзайсяна стали занимать дасюэши,[30 - Великий ученый муж; гражданский чин 5-го ранга, учрежденный в эпоху Мин.] именуемые помощниками министра – фучэнь. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) во время правления Юнчжэна (1723–1735 гг.) при дворе также был учрежден Военный совет,[31 - Высший государственный военный орган империи Цин, создан в 1732 году, состоял непосредственно при императоре.] глава которого фактически стал занимать должность цзайсяна. После Синьхайской революции (1911–1912 гг.) вместе с исчезновением самодержавной власти должность цзайсяна также прекратила свое существование.

Цензор (юйши) (??)

Чиновник, который на протяжении исторического развития Китая отвечал за контроль над чиновничеством, злоупотреблением властными полномочиями, нарушениями закона, аттестацией и экзаменами.

Должность цензора юйши была учреждена в период династии Западная Чжоу (1027–770 гг. до н. э.), он отвечал за содержание архивов. В период Воюющих царств (476/403–221 гг. до н. э.) цензор служил личным секретарем монарха, везде его сопровождал, вел хронологию происходящего, принимал служебные письма, служил для монарха глазами и ушами, контролирующими чиновничество. В эпоху династий Цинь (221–207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) положение юйши стало более высоким: был учрежден цензорат, начальником которого он был назначен. В подчинении цензора были историограф-летописец (шиюйши), хранитель печати, цензор литературы, военный цензор и другие контролирующие должности. Во время династии Восточная Хань (25–220 гг.) шиюйши также выполнял надзорные и контролирующие функции, а литературный цензор выносил решения по трудным делам. В период Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий (220–589 гг.) цензорат отделился от шаофу и под управлением старшего цензора стал главным органом надзора и контроля в государстве. У старшего цензора в подчинении были цензор литературы, дворцовый цензор, цензор запретов, цензор канцелярских бумаг и другие. В династию Тан (618–907 гг.) императорский цензор выполнял функции контроля чиновничества, дворцовый цензор следил за церемониалом придворных чиновников, государственный цензор инспектировал провинции, округа и уезды. В период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1616–1911 гг.) сформировалась система палаты цензоров, цензорат (юйшитай) был переименован в палату цензорского контроля (дучаюань), а начальник цензората стал именоваться главным цензором, левым и правым. Также были учреждены должности тринадцати государственных цензоров, каждый выполнял функции контроля и надзора в своей части административного аппарата власти, эти цензоры помогали императору инспектировать округа и уезды. Были учреждены шесть отделений цензората, ведущие контроль за шестью министерствами, система стала называться «палата цензоров». Во время правления династии Цин (1644–1911 гг.) контроль осуществлялся над центральными и провинциальными чиновниками, проводился анализ работы силовых ведомств и контролирующих органов. Сложилась система, разделяющая императорский двор и народ, а те правовые принципы, которые применялись палатой цензоров, показали, что система контроля и надзора в феодальном обществе полностью сформировалась.

Три управления и шесть министерств (????)

Общее название для органов центральной политической власти в эпоху династий Суй (581–617 гг.) и Тан (618–907 гг.).

К «трем управлениям» относятся кабинет министров (шаншу), великий императорский секретариат (чжуншу), совет двора (мэнься). После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) друг за другом были учреждены кабинет министров, совет двора и императорский секретариат, а также управление собрания литературы, ведомство дворцовой библиотеки, дворцовое ведомство и прочие приказы. В династию Суй (581–618 гг.) были созданы шаншу, мэнься, нэйши, мишу, нэйши – пять управлений. В эпоху Тан добавилось также министерство двора. Из всех вышеперечисленных самыми серьезными полномочиями обладали кабинет министров (шаншу), великий императорский секретариат (чжуншу), совет двора (мэнься), все они считались высшими административными органами. Три управления имели раздельные полномочия: центральный секретариат предлагал указы, совет двора рассматривал их, а кабинет министров приводил в исполнение. Начальники каждого из управлений обсуждали все государственные дела с канцлером (цзайсян). В период правления династии Сун (960–1279 гг.) три отдельных друг от друга управления постепенно стали пустым звуком, вся исполнительная власть полностью перешла в руки центрального секретариата (чжуншу). В эпоху династии Юань (1280–1367 гг.) то возвращали, то вновь устраняли кабинет министров, в итоге его полномочия тоже перешли к центральному секретариату. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) центральный секретариат был упразднен, а вместе с этим исчезло название «три управления». «Шесть министерств» – это подчинявшиеся кабинету министров (шаншу) министерство двора, финансов, религии и ритуалов, военное министерство, министерство юстиции и министерство по организации общественных работ, они ведут свою историю от шести приказов ханьской эпохи. Во время правления династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) шаншу состоял из четырех ведомств, которые именовались «цао» (палаты), потом их стало пять, а во время правления Гуанъу-ди династии Восточная Хань (25–57 гг. н. э.) – шесть, каждая из палат занималась своими политическими делами. После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) цао стали именоваться «бу», что также означало «министерство, ведомство». Во времена династий Суй (581–617 гг.) и Тан (618–907 гг.) по аналогии с «шестью министерствами» были созданы шесть приказов: земли, неба, весны, лета, осени и зимы, все они подчинялись кабинету министров. К этому времени должностные функции созданных в эпоху династий Цинь (221–207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) девяти высших придворных чинов перешли к шести министерствам, а тем, кто занимал девять почетных чинов, пришлось вернуться к своим делам. Во время правления династии Юань (1280–1367 гг.) шесть министерств подчинялись центральному секретариату, а во время правления Чжу Юаньчжана (1368–1398 гг.) была упразднена должность первого министра (цзайсян), тогда шесть министерств стали напрямую подчиняться императору. В последние годы династии Цин (1644–1911 гг.) постепенно создавались новые министерства, таким образом шесть министерств постепенно прекратили свое существование.

Коммунистическая партия Китая (КПК) (?????)

Коммунистическая партия Китая была основана 23 июля 1921 года, с октября 1949 года до настоящего времени является единственной правящей партией на материковом Китае.

Коммунистическая партия Китая – это авангард рабочего класса, руководящее ядро социализма с китайской спецификой, она всегда выражает фундаментальные интересы самых широких народных слоев. Высшая цель и идеал КПК заключается в построении коммунизма. День учреждения Коммунистической партии Китая – первое июля.

Октябрьская революция 1917 года в России подтолкнула группу передовых китайских элементов к одобрению и продвижению марксизма-ленинизма. В июле 1921 года по инициативе Ли Дачжао[32 - Ли Дачжао (1889–1927 гг.) – китайский теоретик, политический и общественный деятель.] и других с помощью Третьего Интернационала была официально учреждена Коммунистическая партия Китая. После основания Коммунистической партии Китая развернулась антиимпериалистическая и антифеодальная борьба, которая постепенно стала ведущей силой революции. Коммунисты во главе с Мао Цзэдуном проложили путь революции путем окружения городов и сел и захвата власти вооруженным путем, свергли правление Гоминьдана[33 - Гоминьдан – дословно «Национальная партия»; китайская политическая партия, основана в 1894 году.] и 1 октября 1949 года основали Китайскую Народную Республику (далее – КНР). После основания КНР китайский народ под руководством Коммунистической партии Китая скорыми темпами начал восстановление китайского национального хозяйства, осуществлять плановое экономическое строительство, а к 1956 году в основном были завершены «три великих преобразования»,[34 - «Три великих преобразования» – социалистическое преобразование сельского хозяйства, кустарной промышленности, частной промышленности и торговли.] осуществлен переход от новой демократии к социализму. «Культурная революция», которая началась в 1966 году, повлекла за собой серьезные бедствия и беспорядки для партии и всего многонационального народа страны. Культурная революция завершилась в 1976 году. После проведения 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва в 1978 году вся партия, раскрепостив сознание, основываясь на реальных фактах, сместила акцент в работе на экономическое строительство и перешла к политике реформ и открытости. Руководящий коллектив ЦК КПК в лице Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао, Си Цзиньпина и других объединил базовые принципы марксизма с китайскими реалиями, возглавил народ всего государства в построении социализма с китайской спецификой, стимулировал претворение в жизнь китайской мечты[35 - «Китайская мечта» – социально-политический курс, выдвинутый председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г.] о великом обновлении китайской нации.

Всекитайское собрание народных представителей (????????)

Краткое название – ВСНП, это высший орган государственной власти.

15 сентября 1954 года в Китае было созвано первое заседание Всекитайского собрания народных представителей, с этого момента оно стало высшим органом государственной власти Китая, осуществляющим государственную законодательную власть. Система Всекитайского собрания народных представителей является высшей формой организации власти в Китае.

Постоянным органом ВСНП является Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (сокращенно именуемый «ПК ВСНП»). В промежутки между сессиями Всекитайского собрания народных представителей ПК ВСНП осуществляет высшие государственные властные полномочия. Всекитайское собрание народных представителей состоит из представителей, избираемых провинциями, автономными районами, муниципалитетами, находящимися в непосредственном подчинении центрального правительства, особыми административными районами и вооруженными силами. Срок полномочий представителей составляет пять лет, заседание проводится один раз в год, за ежегодный созыв отвечает Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Выборы депутатов Всекитайского собрания народных представителей проходят под управлением ПК ВСНП, за два месяца до истечения срока полномочий депутатов члены Постоянного комитета должны завершить выборы депутатов будущего созыва ВСНП. Всекитайское собрание народных представителей имеет право вносить поправки в Конституцию, Уголовный кодекс и Гражданский кодекс, а также в другие основные законы страны; обладает правом избирать председателя КНР, заместителя председателя КНР, председателя Центрального военного совета КНР, руководителя Государственного комитета контроля, председателя Верховного народного суда, старшего прокурора Верховной народной прокуратуры КНР; утверждает кандидатуру премьера Государственного совета, выдвинутую председателем КНР, утверждает кандидатуры заместителя премьера Государственного совета, членов Государственного совета, генерального прокурора, и целый ряд кандидатур на ответственные посты в Государственном совете, выдвинутых премьером Государственного совета, утверждает кандидатуры сотрудников Центрального военного совета, выдвинутые председателем Центрального военного совета, а также имеет право снимать вышеуказанных сотрудников с занимаемых должностей; имеет право на рассмотрение и утверждение национального плана экономического и социального развития и отчета об исполнении плана, рассмотрение и утверждение национального бюджета и отчета о реализации бюджета; имеет право изменять или отменять несоответствующие решения ПК ВСНП; утверждать создание провинций, автономных районов и городов центрального подчинения; принимать решения о создании особых административных районов; принимать решения по вопросам войны и мира, а также обладает другими полномочиями, предусмотренными Конституцией КНР. Центральные государственные органы подотчетны Всекитайскому собранию народных представителей и находятся под его непосредственным контролем.

Народный политический консультативный совет Китая (??????????)

Краткое название – НПКСК, это важный аппарат многопартийного сотрудничества и политической консультации под руководством Коммунистической партии Китая, орган, осуществляющий политические консультации, демократический контроль, участвующий в политике различных партий и организаций, а также представителей всех этнических групп и всех слоев общества, широко представленная организация патриотического единого фронта под руководством Коммунистической партии Китая.

С 21 по 30 сентября 1949 года НПКСК, временно исполняя служебные обязанности Всекитайского собрания народных представителей, провел свое первое пленарное заседание, на котором была сформулирована «Общая программа Народного политического консультативного совета Китая», главой комитета Центрального народного правительства был избран Мао Цзэдун, а также объявлено об основании Китайской Народной Республики. После того, как в сентябре 1954 года состоялось первое Всекитайское собрание народных представителей, НПКСК перестал выполнять функции ВСНП. В соответствии с политическими установками «длительного сосуществования и взаимного контроля», «искренности во взаимоотношениях», «разделения друг с другом чести и бесчестия» НПКСК проводит политические консультации по вопросам, связанным с экономическими, политическими, культурными, социальными и экологическими аспектами благосостояния народа страны, и осуществляет демократический надзор.

НПКСК учреждает национальный комитет и местные комитеты, срок полномочий национального комитета – пять лет, пленарное заседание проводится один раз в год. Для руководства делами собрания создается постоянный комитет, который состоит из председателя национального комитета, заместителя председателя, генерального секретаря и членов постоянного комитета. Члены НПКСК выбираются путем совещаний и рекомендаций. Количество членов и кандидатов на каждую сессию НПКСК определяется Постоянным комитетом после обсуждений и одобрения председателем национального комитета на предыдущем заседании. Члены НПКСК – это представительные и влиятельные люди, которые принимают участие в политической жизни в различных областях по всей стране.

Демократические партии (????)

Партии Китайской Народной Республики, участвующие в политической жизни государства, осуществляют демократический контроль и принимают участие в обсуждении политики под руководством Коммунистической партии Китая.

К демократическим партиям КНР относятся восемь партий: Революционный Комитет Гоминьдана, Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК), Ассоциация содействия развитию демократии (АСРД), Демократическая лига Китая (ДЛК), Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (РКДПК), Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество «3-го сентября» и Лига демократической автономии Тайваня. Их политическая программа, основанная на принципах Конституции Китайской Народной Республики, соответствует политическим установкам «длительного сосуществования и взаимного контроля», «искренности во взаимоотношениях», «разделения друг с другом чести и бесчестия». Демократические партии сформировались в период новой демократической революции (1919–1949 гг.) и были организованы в основном национальной буржуазией и связанными с ней патриотическими деятелями и интеллектуалами, отражая интересы и требования национальной буржуазии. С момента основания Китайской Народной Республики характер демократических партий изменился: из партий, представляющих интересы буржуазии, они превратились в партии, частично состоящие из социалистических рабочих.

После многих неудачных демократических революций демократические партии полностью осознали, что правильные предложения Коммунистической партии Китая благоприятны для страны и приносят пользу народу, обратились к сотрудничеству с Коммунистической партией Китая, чтобы сформировать единый фронт и внести важный вклад в победу демократической революции. После основания Китайской Народной Республики демократические партии, будучи партиями, участвующими в политической жизни Китая, поддерживают руководство Коммунистической партии Китая, играют важную роль в укреплении демократической диктатуры народа, успешном проведении социалистических преобразований и содействии социалистическому строительству.

Единый фронт (????)

Единый фронт – это объединение, сформированное Коммунистической партией Китая в определенный исторический период для достижения целей китайской революции, строительства и реформ путем объединения разных революционных классов, политических партий и всех сил, которые могут быть объединены для достижения общей цели.

Предпосылка создания Единого фронта состоит в том, чтобы поддерживать руководство Коммунистической партии Китая в политическом курсе, установках и политике, его главная цель – добиться независимости, единства и возрождения Родины.

В разные исторические периоды Единый фронт всегда был для Коммунистической партии Китая особенным важным средством, позволяющим объединить основные принципы марксизма с историей Китая, настоящей реальностью и особыми социальными условиями для достижения победы. Во время великой революции (1925–1927 гг.), благодаря усилиям международного коммунистического сообщества и китайских коммунистов, Сунь Ятсен разработал и усовершенствовал «Три народных принципа» и реорганизовал Гоминьдан в мультиклассовую антиимпериалистическую и антифеодальную коалиционную группу, которая развернулась в Единый национальный фронт, состоящий из крестьянских масс, рабочих, городской буржуазии и других групп. Во время десятилетнего противостояния между Гоминьданом и Коммунистической партией с 1927 по 1936 год, с целью получить власть и добиться освобождения, Коммунистическая партия Китая сформировала объединения рабочих, крестьян, интеллигенции с рабочими и неработающими, и образовала единый фронт рабочих и крестьян. Во время войны против японских захватчиков (1937–1945 гг.) Гоминьдан и Коммунистическая партия прекратили гражданскую войну, установили отношения взаимного сотрудничества, противостояли японской агрессии и сформировали единый антияпонский национальный фронт. Во время освободительной войны (1945–1949 гг.), для того, чтобы претворить в жизнь идею освобождения народа, Коммунистическая партия Китая объединила все патриотические группы, классы, партии и деятелей в единый демократический народный фронт и выиграла освободительную войну. В социалистический период на основе союза рабочих и крестьян все социалистические труженики и строители, патриоты, поддерживающие социализм и объединение родины и стремящиеся к великому обновлению китайской нации, объединились, чтобы сформировать самый широкий Единый патриотический фронт и продвигать идею развития социалистического общества. В 2015 году Коммунистическая партия Китая обнародовала первое внутрипартийное положение о едином фронте – «Положение о работе Коммунистической партии Единого фронта (апробация)», в котором систематически излагаются требования к работе Единого фронта.

Китайский Гоминьдан (?????)

Китайский Гоминьдан (сокращенно Гоминьдан) был основан Сунь Ятсеном и был первой буржуазной партией в истории Китая. Гоминьдан также был главной правящей партией в период Китайской Республики[36 - Китай в 1911–1949 гг.]. Партия прошла следующие этапы развития: Синчжунхуэй (1894–1905 гг.), Объединенная лига Китая (1905–1912 гг.), Китайская революционная партия (1913–1924 гг.), Гоминьдан (по настоящее время).

В 1911 году вспыхнула Синьхайская революция, организованная Объединенной лигой Китая, а на следующий год была основана Китайская Республика. После провала «Второй революции» (1913 г.) в японском Токио был учрежден прототип Гоминьдана – Китайская Революционная партия. В 1924 году Гоминьдан под руководством Сунь Ятсена созвал первый общенациональный съезд, на котором была урегулирована организационная структура Гоминьдана и предложены «новые три народных принципа». На следующий год после основания Национального (гоминьдановского) правительства в Гуанчжоу начался Северный поход[37 - Поход Национально-революционной армии против северных милитаристов, 1926–1927 гг.]. В 1927 году вследствие того, что Чан Кайши[38 - Чан Кайши (1887–1975 гг.) – военный и политический деятель Китая, возглавивший партию Гоминьдан в 1925 году после смерти Сунь Ятсена; президент Китайской Республики, маршал и генералиссимус.] и Ван Цзинвэй[39 - Ван Цзинвэй (1883–1944 гг.) – китайский политический деятель, вице-президент Гоминьдана в 1938–1939 гг., президент коллаборационистской Китайской Республики в 1940–1944 гг.] разорвали сотрудничество между Гоминьданом и Коммунистической партией, первая национально-революционная война потерпела неудачу. В 1928 году во время четвертого пленума второго созыва ЦИК «Три народных принципа» были полностью изменены. Чан Кайши контролировал руководство, установив диктаторское господство над страной, развязал гражданскую войну, которая длилась почти десять лет. После вторжения японских империалистов Чан Кайши продолжал придерживаться идеи «карательных походов» на опорные пункты базирования Красной Армии. После Сианьского инцидента 1936 года под всесторонним давлением Чан Кайши был вынужден согласиться на сотрудничество с Коммунистической партией. После полномасштабного вторжения Японии в Китай Гоминьдан и Коммунистическая партия сформировали единый антияпонский национальный фронт. В начале Войны сопротивления японским захватчикам (1937–1945 гг.) Гоминьдан активно участвовал в лобовом противостоянии японской армии, эффективно задерживая японское наступление. После падения Уханя в 1938 году группировка Ван Цзинвэя открыто капитулировала перед Японией, власти Гоминьдана перешли к пассивному сопротивлению Японии и стали активно вести антикоммунистическую борьбу. После окончания антияпонской войны Чан Кайши при поддержке США развязал гражданскую войну. Вместе с учреждением в 1949 году Китайской Народной Республики правление Гоминьдана на материковой части Китая подошло к концу. В декабре того же года Гоминьдан переместил свои основные силы на Тайвань. После смерти Чан Кайши обязанности председателя партии Гоминьдан поочередно принимали на себя Цзян Цзинго, Ли Дэнхуэй, Лянь Чжань, Ма Инцзю, У Босюн, Эрик Чу (Чжу Лилунь), Хун Сючжу, У Дуньи и другие члены партии.

Политические деятели (????)

Чжоу Вэнь-ван (около 1152–1056 гг. до н. э.) (???)

Основатель династии Западная Чжоу. Фамилия Цзи, личное имя Чан, родился в Цичжоу (современный уезд Цишань в провинции Шэньси). Внук Гу-гуна Даньфу, сын Цзи Ли.

Согласно легенде Цзи Ли и Цзи Чан (Вэнь-ван) были особенно мудрыми и просвещенными, Гу-гун Даньфу посчитал, что они более достойны стать правителями, поэтому передал престол им. Два старших брата Цзи Ли, узнав об этом, добровольно отказались от права престолонаследия и отправились в чужие земли, после этого право правления перешло к Цзи Ли и Цзи Чану.

После того, как чжоуский Вэнь-ван занял место правителя, он выбрал и нанял на службу таких деятелей, как Тай Дянь, Бо И, Цзян Шан и других сановников, опираясь на них быстрыми темпами стал укреплять мощь государства, при нем династия Чжоу достигла небывалого могущества. По этой причине шанский Чжоу-ван испытывал страх перед ним, а в итоге из-за предательства сановника Чун Хоуху и его клеветы чжоуский Вэнь-ван был заключен под стражу в городе Юли (современный уезд Танъинь провинции Хэнань). Во время тюремного заключения чжоускому Вэнь-вану было нечем заняться, поэтому он углубился в изучение Фу Си багуа (восемь триграмм Ицзина) и развил их до 64 гексаграмм. К счастью, последний правитель династии Шан шанский Чжоу-ван оказался невежественным и беспомощным, сановники царства Чжоу задобрили его подарками, и чжоуский Вэнь-ван был освобожден из заключения.

В то время шанский Чжоу-ван был неспособен отличить правду от лжи, не понимал, как ведутся дела по управлению двором, это привело к сплошному беспорядку в государственных делах. Чжоуский Вэнь-ван, благодаря своей мудрости и хорошей репутации, а также тому, что смог разрешить противоречия между удельными княжествами Юй (современный уезд Пинлу провинции Шаньси) и Жуй (современный уезд Дали провинции Шаньси), добился высокого авторитета в этих удельных княжествах. Когда чжоуский Вэнь-ван занимал пост правителя, часто отправлял военные походы для умиротворения удельных князей. Сперва отправил армию в карательный поход на цюаньжунов (современный район провинций Шэньси и Ганьсу), одержав победу над ними, отправил поход на царство Мисю (юго-западная часть современного уезда Линтай провинции Ганьсу) и уничтожил его, консолидировал северо-западные территории династии Чжоу. Вслед за этим чжоуский Вэнь-ван пошел войной на княжества Ли (современный уезд Личэн провинции Шаньси), Хань (современная территория города Циньян провинции Хэнань), в итоге также одержал победу над царством Чун (современная территория города Сиань провинции Шэньси), сделав это место столицей Чжоу. Чжоуский Вэнь-ван скончался около 1056 г. до н. э., похоронен в месте Биюань (современный уезд Цишань провинции Шэньси).