Во время первой гражданской революционной войны Мао Цзэдуном был написан «Отчет о расследовании крестьянского движения Хунаня». Этот документ – классический образец реалистического подхода. В резолюции для заседания в Гутяне Мао Цзэдуном был специально составлен раздел о критическом субъективизме с требованием к членам партии обратить внимание на социально-экономические исследования и не отрываться от реальности. В своих философских трудах 1937 г. «О практике», «Относительно противоречия» и др. Мао Цзэдун изложил теоретические основы такого подхода. Во время движения за упорядочение стиля в Янь’ане Мао Цзэдун четко выдвинул концепцию об опоре на факты и в статье «Перестроим нашу учебу» впервые дал научное объяснение этого подхода. В 1941 году он сделал памятную надпись для ЦК КПК партийной школы Янь’ань. После того, как Мао Цзэдун стал председателем партийной школы ЦК КПК, он сделал «свободу от пустословия, реалистический подход к делу» своим девизом. Таким образом, данная концепция стала общим итогом КПК в процессе многолетней практики революции, это прекрасная традиция и стиль работы нашей партии, составляющие основные идеи и методы марксизма.
«Относительно противоречия» («矛盾论»)
Одно из знаменитых философских эссе Мао Цзэдуна, входящее в первый том «Избранных сочинений Мао Цзэдуна». Оно было написано в продолжение статьи «О практике» с целью преодоления существующих в партии эмпиризма и догматизма, в особенности последнего. В статье «Относительно противоречия» были подведены итоги опыта революционной борьбы Китая с точки зрения мировосприятия и методологии, системно изложен и развит метод материалистической диалектики марксизма. В основе эссе лежал закон единства и противоположностей, делался акцент на самых основополагающих законах материалистической диалектики – законе противоречий вещей, законе единства и противоположностей. Основные причины развития вещей заключаются во внутренних противоречиях самих вещей. Противоречия существуют в процессе развития всего сущего, от начала и до конца, это универсальность противоречий. Противоречия каждой вещи, а также каждый их аспект имеет свои особенности, в этом особенность противоречия. Познав универсальный характер противоречий, можно обнаружить основания и причины развития движения всех объектов; для правильного различения вещей, исследуя уникальность противоречий, можно определить особую сущность одного объекта, отличающегося от других. В статье были проанализированы статус и взаимоотношения противоречий и каждого его аспекта. Было отмечено, что в процессе развития сложных вещей, существующих в многочисленных противоречиях, непременно существует основное; среди двух противоречивых аспектов один из них, безусловно, главный, а второй второстепенный; основное противоречие и второстепенное, главный аспект противоречия и второстепенный, в определенных условиях происходят изменения; необходимо уметь выделять основное противоречие и главный аспект основного противоречия. В статье описывается единство и борьба двух аспектов противоположностей, а также указывается «взаимосвязь относительного условного единства и абсолютной безусловной борьбы, что создает движение противоречий всех вещей». Также были проанализированы 2 вида противоречий: антагонистические и неантагонистические. Эта статья помогла партии провести четкую грань между материалистической диалектикой и метафизикой, продолжила развивать и отстаивать диалектику марксизма и внесла большой вклад в сокровищницу философии марксизма-ленинизма.
«О практике» («实践论»)
Работа, написанная Мао Цзэдуном в июле 1937 года, разоблачающая догматические и эмпирические ошибки внутри партии, основное философское сочиение Мао Цзэдуна, входящее в первый том «Избранных сочинений Мао Цзэдуна». В этой статье были подведены итоги исторического опыта с точки зрения философии, раскритикован субъективизм, представлено дальнейшее изложение идеологической линии Коммунистической партии Китая. В данном сочинении были обобщены уроки партийной борьбы с точки зрения мировосприятия и методологии, системно изложен и развит метод материалистической диалектики марксизма, разоблачены ошибочные особенности идеологии «левых» и «правых» и источники теории гносеологии, показано их субъективно-объективное разделение, а также особенность разделения познания и практики, что есть конкретное проявление идеалистической гносеологии. В статье рассказывается об источниках знания, сделан акцент на том, что человеческие знания невозможны без практики. Знания начинаются с практики, это движущая сила их развития, критерий проверки истинности. Эта работа Мао Цзэдуна разъясняет законы движения человеческих знаний. Познание человечеством вещей в процессе практики – это процесс познания от перцептивного к рациональному. Перцептивное знание создается на практике, после его многократного повторения посредством умственной деятельности происходит формирование рационального знания, это и есть первый скачок в процессе познания; рациональное познание требует практики, активного преобразования мира, подтверждения и развития, и это второй скачок процесса познания. «Практика, познание, повторная практика, переосмысление – эти формы цикличны и бесконечны, а содержание каждого цикла выходит на новый уровень». Это общий закон и комплексный процесс движения познания. Цель познания мира пролетариатом заключается в его преобразовании и включает в себя две функции: изменение объективного мира и собственного субъективного мира. Статья «О практике» продолжила развитие гносеологии марксизма, определила философские основы идеологии Мао Цзэдуна и обеспечила важнейшие теоретические основания для формирования идеологической линии принципа реалистического подхода.
Религии и верования
宗教与信仰
Даосизм (道教)
Исконная религия Китая, восходит к даосским идеям древней магии, алхимии бессмертных эпохи династий Цинь и Хань и учению Хуан-Лао. В начале династии Восточная Хань продолжалась религизация Хуан-Лао, что привело к оформлению этого даосского учения. В период правления императора Шунь-ди Восточной Хань Чжан Лин создал даосскую секту «Пять ковшей риса», а также был составлен комментарий к «Дао дэ цзин» «Лао-цзы сян эр чжу» – «老子想尔注». В книге предлагалось использовать название «даосизм», в качестве основателя даосизма был признан Лао-цзы, а основным каноном – «Дао дэ цзин», и таким образом, была оформлена организация и необходимая система даосизма. Во время периода девиза Сипин (172–178 гг.) Чжан Цзяо была создана даосская секта Тайпиндао, ее главный канон – «Канон великого благоденствия» («Тайпин цзин» – «太平经»), в течение более чем десятка лет секта собрала большое количество адептов. В первый год правления при девизе Цзяньу (317 г.) даосский алхимик Гэ Хун написал «Внутреннюю первую часть трактата “Бао пу цзы”» – «抱朴子内篇», где обобщил и разъяснил теорию алхимии бессмертных, дополнив идейное содержание даосизма. В годы правления Тайпин Чжэньцзюнь Северной Вэй даос с горы Суншань Коу Цяньчжи «очистил» даосское учение, отбросил ложные учения «трех Чжанов» (Чжан Даолина, Чжан Хэна, Чжан Лу), выработал новый метод воспевания под музыку, усовершенствовал даосскую систему, основал северную школу «Пути Небесных Наставников» (Тянь ши дао). В период Южной династии Сун даосский мастер Лу Сюцзин систематизировал канон «Три пещеры», составил предписанные традиции ритуалов и постов и организовал южную школу «Пути Небесных Наставников» (тянь ши дао). После эпохи династий Сун и Тан происходило постепенное слияние южной и северной школ, в результате чего в эпоху династии Юань они объединились в «Путь правильного единства» «正一道» (чжэн и дао). Со времен династии Тан в народе распространилось сочетание трех учений: буддизма, даосизма, конфуцианства. На седьмом году правления под девизом Дадин (1167 г.) Ван Чун’ян основал школу «Цюань чжэнь дао» – «全真道», основывающуюся на даосизме, но также объединяющую идеи конфуцианства и буддизма, которая на некоторое время приобрела огромную популярность. До династии Юань существовало два направления даосизма – «чжэн и» и «цюань чжэнь». Даосизм был очень популярен во время династии Мин и вплоть до периода упадка Цин. Основная идея и доктрина даосизма – путь дао: Вселенная, инь-ян и все сущее на Земле порождаются дао, самые высокие божества, которым поклоняются, – это воплощение дао – «Три чистых мира»: даосские божества «Юаньши Тяньцзунь», «Линбао Тяньцзунь» и «Даодэ Тяньцзунь», последний – Лао-цзы. Суть даосского учения заключается в совершении добрых поступков, поддержании здоровья и излечения болезни, долголетии с хорошим слухом и зрением, совершенствовании, практике достижения бессмертия, свободе и безмятежности, единства с дао. К конкретным методам самосовершентвования относятся: прием пилюли бессмертия, практика даоинь, утробное дыхание, внутренняя и внешняя алхимия, магические заклинания, искусство любовной страсти, голодание и др. Религиозные обряды также включают в себя посты, молитвы, пение, ритуальное покаяние и т. д. Даосское писание, сохранившееся до наших дней – «Дао цзан», или «Сокровищница пути Дао» – «道藏».
«Путь Пяти ковшей риса» (五斗米道)
Ответвление даосизма раннего периода, основанное во времена правления императора Шунь-ди Чжан Лином на горе Хэминшань (ныне территория уезда Даи пров. Сычуань) династии Восточная Хань. Название «Пять ковшей риса» произошло оттого, что монахи, вступая в общину, платили вступительный взнос в виде пяти ковшей риса. В связи с тем, что адепты поклонялись Чжан Лину в качестве небесного наставника, секта стала называться школой «Пути Небесных Наставников». Последователи школы глубоко почитали Лао-цзы как своего предка, Верховного достопочтенного Владыку Лао. Основным каноном считался «Дао дэ цзин» Лао-цзы, а впоследствии также каноны о «Вмещающем пределе Великого благоденствия» – «太平洞极经» («Тай пин дун цзи цзин»), «Великой чистоте» – «太清经» («Тай цин цзин»), «Великом сокровенном» – «太玄经» («Тай сюань цзин»), «Истинном единстве» – «正一经» («Чжэн и цзин»), а также «Канон о пяти ковшах» – «五斗经» («У доу цзин»). Кроме того, данное направление впитало в себя религиозные убеждения местных национальных меньшинств Ди, Цян и др.
Новые члены общины именовались «гуй цзу» (鬼卒), а основные адепты – «цзи цзю» (祭酒). Верующие должны были иметь регистрацию по месту жительства, а семьям, исповедывающим религию, необходимо было оборудовать тихое место для молитв и самосовершенствования. Религиозно-административной единицей была чжи (治), также была создана управляющая область «чжи тоу да цзи цзю» (治头大祭酒), или «чжи тоу цзи цзю» (治头祭酒). «Пять ковшей риса» стала первым религиозным направлением в истории Китая, имеющим свою форму организации. На третьем году правления императора Ань-ди династии Восточная Хань (144 г.) существовало уже 24 чжи, большая часть которых располагалась на территории современной провинции Сычуань. Ученики школы почитали не только Лао-цзы, но и верили в духов, если кто-то заболел, ему приказывали преклонить колени и провести самоанализ, покаяться, принести извинения и просить духов изгнать нечистую силу. Даосы предоставляли доклад, где были написаны имя и фамилия больного, а также то, что он признает себя виновным. Документ был в трех экземплярах, каждый из которых был «спрятан в горах, закопан в земле и погружен в воду», что называлось «манускриптом трех повелителей». Это стало отправной точкой использования магических текстов для следующих поколений. После смерти Чжан Лина его наследником стал Чжан Хэн, а после его смерти – Чжан Лу. В последние годы Восточной Хань Чжан Лу установил в г. Ханьчжун единый политический и религиозный режим власти, который длился около 30 лет. На 20 год правления императора Сянь-ди под девизом Цзяньань (215 г.) Чжан Лу сдался Цао Цао, ему был присвоен титул генерала Чжэньнань, князя в Ланчжун. Огромное количество людей мигрировало из Ханьчжуна на территорию центральной равнины восточного района провинции Шэньси и Ганьсу, и секта «Пять ковшей риса» распространилась на север. После династии Западная Цзинь часть учения школы распространялась среди высшего чиновничества, а другая по-прежнему пользовалась популярностью у крестьян, последователи секты занимались секретной деятельностью. В период династии Восточная Цзинь Сунь Энь и Лу Сюнь возглавили восстание крестьян, которое длилось более десяти лет. В эпоху Южных и Северных династий даосский монах с горы Суншань Коу Цяньчжи при поддержке правителя Тайу-ди царства Вэй (424–451 гг.) называл себя воплотившим волю Верховного достопочтенного Владыки Лао и занявшим место Высочайшего наставника, он «очистил» учение об истинном пути и искоренил псевдозаконы «трех Чжанов» – Чжан Лина, Чжан Хэна и Чжан Лу. Используя конфуцианскую идею верного служения государству, он создал северную школу «Пути Небесных Наставников», основывающуюся на поклонении, самосовершенствовании собственной природы и плавке собственной изначальной ци. На юге даосский монах с горы Лушань Лу Сюцзин систематизировал три раздела даосского канона «Три пещеры», включая буддийские воззрения и нормы поведения, он создал достаточно системные даосские предписания к воздержанию, основав таким образом южную школу «Пути Небесных Наставников». Начиная с эпох Тан и Сун, южная и северная школы постепенно объединились с даосскими сектами Шанцин («Школа высшей чистоты») и Линбао («Школой духовной драгоценности»), и после династии Юань получили название «Путь истинного единства» (正一道). Появление даосской секты «Пять ковшей риса» стало символом официального рождения религиозной систематизации и институционализации.
«Путь великого равновесия» (太平道)
Даосская секта в Китае, основанная Чжан Цзяо в период правления императора династии Хань – Лин-ди (172–178 гг.). Члены секты поклонялись божеству «Чжунхуан Тай’и», почитали канон «Тайпинцзин» («Канон великого спокойствия»), выступая под лозунгом «Желтое небо принесет великое благоденствие». Согласно записям хроник «Хоу Ханьшу (История династии Поздняя Хань)», известно, что Чжан Цзяо из уезда Цзюйлу нарек себя «Великим учителем». Он придерживался даосского пути Хуан-Лао, взращивал адептов своей секты, учил поклоняться старшим; лечил людей с помощью заговоренной воды и магии. Излечив большое количество людей, завоевал доверие народа. Чжан Цзяо послал восьмерку учеников в массы для распространения религии даосизма. В течение десяти последующих лет число последователей секты возросло до нескольких сотен тысяч человек по всей стране. Чжан Цзяо разделил их на 36 отрядов. Большие отряды состояли из более чем 10 тыс. человек, малые насчитывали 6–7 тыс, все отряды управлялись «главарями».
В 184 году, когда начинался новый 60 летний цикл Цзяцзы (5 марта 184 года – 1-й год царствования Лин-ди) Чжан Цзяо запланировал восстание, девизом которого провозглашалось изречение: «Эпоха Синего неба подошла к концу, настало время Желтого неба, эпохи мира и благополучия». Подразумевалось, что «синее небо» символизирующее правящую династию Хань, погибнет и уступит место новому, «Желтому небу», которое принесет жителям страны счастье и радость. Однако его ученик Тан Чжоу донес о планирующемся свержении династии, в связи с чем пришлось начать восстание раньше намеченного срока. Восстание получило название: «Восстание Желтых повязок», так как повстанцы были в платочках желтого цвета. После подавления бунта в народе все еще ходили слухи о произошедшем событии.
«Путь Цюань чжэнь» (全真道)
Также имеет название «Школа совершенной истины», «Школа пути совершенной истины», ответвление даосизма в Китае. Основателем школы считается Ван Чжэ по прозвищу Ван Чун’ян-цзы, или Ван Чун’ян. На 7-м году правления императора Ваньянь Улу (1167 г.) под девизом Дадин Ван Чун’ян, в течение многих лет практикующий самосовершенствование в провинции Шэньси, прибыл в уезд Нинхай провинции Шаньдун (совр. район Мупин городского округа Яньтай) распространять учение даосизма, основной целью которого было «сохранить в целостности собственную жизнь и вернуться к истинной природе». Место проповедования называлось «приютом совершенной истины», а даосские адепты именовались «монахами совершенной истины». Данная школа – это новое учение даосизма с совершенно новой религиозной доктриной, зародившееся на Севере Китая в период династии Цзинь. Во-первых, воззрения Ван Чун’яна берут начало в конфуцианстве, позже он исследовал буддийскую «Праджня-парамита-сутру» («Сутра сердца») и пришел «к полному ее пониманию», в связи с чем выдвинул «три совершенных идеи», основанных на сочетании «трех учений», и создал «Общество семи сокровищ трех учений», «Общество золотого лотоса трех учений», знаменующие три религии: конфуцианство, буддизм и даосизм. Он полагал, что эти три религии неотделимы от пути совершенства, поэтому учил людей декламировать «Дао дэ цзин» («道德经» – «Канон пути и добродетели»), «Цин цзин цзин» («清净经» – «Канон чистоты и спокойствия»), «Синь цзин» («心经» – «Сутру сердца»), «Сяо цзин» («孝经» – «Канон сыновьей почтительности»), а также использовал классические каноны трех религий. Во-вторых, «Школа совершенной истины» не использовала письменные заклинания, не вела пустых разговоров о вечной жизни, отрицала теорию бессмертия, придерживалась позиции двойной культивации сердечной природы и жизненности, а также практик внутренней алхимии сначала природных свойств, а затем жизненности. Даосские техники обретения бессмертия (внутренней алхимии) впитали в себя буддийские воззрения о состоянии нирваны, проникновения в суть, а также сочетались с конфуцианской праведностью, искренностью, преданностью делу и интеллекту, что отражало особенность школы сочетаться с тремя религиями. Наряду с этим, учение внутренней алхимии философски обогатилось благодаря Чань-буддизму и неоконфуцианству. В-третьих, «Школа совершенной истины» уделяла серьезное внимание религиозным предписаниям, основывалась на важности обеих понятий – гун и син (гун 功— означает «практика внутреннего самосовершенствования», син行 – добродетельное поведение, принесение пользы людям и бескорыстная забота о благе других), а также выступала за чистоту, спокойствие и безмятежность, бескорыстие и сдерживание своих желаний. Ван Чун’ян учил людей отказаться от пагубных привычек, он и сам покинул свой дом, постился, контролировал свои желания, практиковал недолгий сон, вел аскетическую жизнь и усердно занимался практиками. Философ ставил свои интересы ниже общих, не искал выгод для себя, помогал бедным, занимался лечебной практикой и раздавал лекарства нуждающимся, реализуя путь спасения мира живых людей в даосской традиции «Пути совершенной истины». В-четвертых, школа уделяла большое внимание конфуцианской этике и морали, ставила во главу угла верность государю и почитание родителей, считалось, что эти нравственные нормы являются предпосылками для совершенствования в алхимии. Верность и сыновья почтительность, рождение и социализация могут лучше удовлетворить потребности феодального общества, именно поэтому эти воззрения широко распространялись «Школой совершенной истины». У Ван Чун’яна было семь учеников: Ма Даньян, Тань Чудуань, Лю Чусюань, Цю Чуцзи, Ван Чуи, Хао Датун и Сунь Буэр, называющиеся «Семью совершенными людьми». После смерти Ван Чун’яна они продолжали развивать традиции школы, каждый из них создал свое направление: Ма Даньян организовал «Школу Южной горы», Тань Чудуань – «Школу Южной пустоты», Цю Чуцзи – «Школу драконовых врат», Ван Чуи – «Школу горы Ю», Хао Датун – «Школу горы Хуашань», Сунь Буэр – «Школу чистоты и покоя». Наибольшую популярность получила «Школа драконовых врат» Цю Чуцзи. В 20-е годы XIII века Чингисхан вызвал Цю Чуцзи на встречу в заснеженных горах Западного края, по прибытии Цю Чуцзи просил пощадить его, обещал уважать природу и любить людей, чем снискал уважение Чингисхана. После возвращения в Яньцзин (совр. Пекин) он получил указание заведовать даосской религией, и его «Школа драконовых врат» на некоторое время приобрела огромную популярность. Со времен династий Мин и Цин сохранилось только две школы – «Школа совершенной истины» и «Школа истинного пути», существующие и по сей день.
Сверхчеловек (Чжэнь Жэнь) (真人)
Даосское понятие, обозначающее человека, достигшего нравственного совершенства на пути взращивания истинного, впервые встречается в «Чжуан-цзы. Тянь ся»: «Необходимо принимать базовый путь Дао как тонкую сущность, осязаемые вещи как грубую оболочку и не довольствоваться накоплением, жить в спокойствии и безмятежности», – вот что характеризует истинного человека в понимании даосских философов древности. После династий Хань и Цзинь данный термин был обожествлен, по своему статусу занимая место ниже «главного божества», но выше «небожителя». После периода династии Тан император даровал титул «истинного человека» лишь небольшому количеству даосов.
Небожители (仙人)
Также известны как仙 «сянь», даосский термин, обозначающий бессмертного человека, освободившегося от оков этого бренного мира и обладающего сверхъестественными способностями. В религии даосизма считается, что «небожители» обладают удивительными способностями: могут отречься от мира, или подпрыгнуть до неба, верхом на драконах долететь до облаков, кто-то способен превращаться в птиц, некоторые умеют скрываться под водой или становиться невидимыми для людей. В зависимости от глубины знаний даосских норм, небожителей можно подразделить на несколько различных групп. Во время правления династии Лян выдающийся алхимик Тао Хунцзин в своем труде «Чжэнь лин вэй е ту» – «真灵位业图» («Схема карм и иерархии Совершенных и Одухотворенных») выделил группу из семи небожителей. По окончанию правления династий Сун и Юань приверженцы даосизма стали поклоняться наиболее почитаемым святым «Ба сянь» – «восьми бессмертным, в состав которых входили Ли Тегуай, Хань Чжунли, Чжан Голао, Хэ Сяньгу, Лань Цайхэ, Люй Дунбинь, Хань Сянцзы и Цао Гоцзю.
Внутренняя алхимия (внутренняя киноварная деятельность) (内丹术)
Даосский термин, связанный с теорией внутренней алхимии, даосское искусство «самосовершенствования и плавки», применяемое в даосизме. Внутренняя алхимия уходит корнями в далекое прошлое, она была широко распространена в Академии Цзися направлении Хуан-лао, пропагандировалась в период поздней Хань, а особую популярность завоевала в конце династии Тан. Искусство внутренней алхимии продолжало развиваться, и постепенно сформировалась законченная теоретическая система и большое количество разнородных практик совершенствования и плавки. «Внутренняя и внешняя алхимия» представляют собой противоположные понятия, в основе которых лежит представление о человеке как «сосуде для плавки», а семенная/духовная эссенция цзин, пневма ци и дух шэнь рассматриваются как лекарственные снадобья; через определенное время с помощью духа шэнь появляется формообразующее начало цзин, а также ци, достигается триединство, и, таким образом выплавляется киноварь, называемая «эликсиром бессмертия» («цзинь дань» – золото и киноварь). Этот процесс в основном включает в себя такие этапы, как «очищение цзин и превращение его в пневму ци, очищение ци и его трансформация в шэнь, рафинирование духа шэнь и возвращение его в пустоту» и др. Согласно даосской теории, шэнь, ци, цзин порождаются дао и становятся человеческими существами, это процесс «прямого пути следования дао». Внутренняя алхимия восходит к человеческим цзин, ци, и шэнь и посредством практик возвращают человека к дао, это «обратный путь». Внутренняя киноварная деятельность впитала в себя опыт древней практики цигун, медицины, а также древних философских воззрений, комплексно усовершенствовав их и включив в себя некоторую магическую составляющую. Название «внутренняя алхимия» впервые встречается в период шести династий, в сочинении Хуэй Сы «Ли ши юань вэнь» («立誓愿文»), патриарха секты Тяньтай во времена династии Чэнь периода Южных и Северных династий, в котором говорится о «практике внутренней алхимии с помощью силы внешней алхимии». Вместе с тем, теория и практика основных воззрений имеют долгую историю. Существует большое количество сект среди двух направлений внутренней алхимии: Южного и Северного течения. Чжан Бодуань в период династии Северная Сун распространял учение о пути алхимии на юге, сформировав Южное течение; Ван Чун’ян пропагандировал учение на Севере, создав Северное течение. Внутренняя алхимия – это учение о природе син и судьбе мин, южная ветвь выступала за первоначальное совершенствование мин, и только затем – син, северная же предполагала взращивание син, и лишь после этого – мин, обе школы практиковали «двойное взращивание», различались только расставленные акценты и навыки приобретения. Школа эликсира, или внутренняя алхимия, объединила в себе изциноведение, конфуцианство, медицину, практическое освоение и др., сформировав уникальную теорию, основанную на благоприятном и неблагоприятном, взлетах и падениях человеческой жизни. Она оказала широкое влияние на такие аспекты, как цигун, медицину, науку, изучающую скрытые способности человеческого тела, питание жизни и укрепление здоровья и стимулировало их развитие. Основополагающие труды древней алхимии – «Чжоу и цань тун ци» («周易参同契»), «У чжэнь пянь» – «Главы о прозрении истины» («悟真篇»).», «Чжун люй чуань дао цзи» («钟吕传道集»), «Жу яо цзин» («入药镜»).