banner banner banner
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий


Чжоуский Вэнь-ван создал «Чжоу И» («И Цзин» и комментарии к нему), учредил «Чжоуские ритуалы», стал одним из важнейших источников последующей конфуцианской идеологии. В поздний период его правления государство Чжоу достигло небывалой мощи и выдающегося авторитета среди других удельных княжеств, однако чжоуский Вэнь-ван в течение всей жизни не провозглашал себя верховным правителем. Около 1046 г. до н. э. сын Вэнь-вана Цзи Фа пошел войной на царство Шан, учредил династию Чжоу и дал своему отцу Цзи Чану посмертное имя – чжоуский Вэнь-ван.

Цинь Шихуан (259–210 гг. до н. э.) (???)

Личное имя Ин Чжэн, другие имена – Чжао Чжэн, Цинь Чжэн, основатель династии Цинь, сын циньского Чжуансян-вана.

В 247 г до н. э. в тринадцатилетнем возрасте Ин Чжэн неожиданно унаследовал престол циньского вана, в то время реальная власть была сосредоточена в руках Люй Бувэя, Лао Ая и других чиновников. В 238 г. до н. э. в прежней столице Юнчэн был проведен обряд взросления Ин Чжэна, после чего он постепенно стал принимать участие в управлении страной. Сперва он убил Лао Ая, после сместил с должности Люй Бувэя. На важные посты были назначены Ли Сы, Вэй Ляо и другие чиновники; принимая их советы и рекомендации, Ин Чжэн стал проводить реформы и преобразования, после которых царство Цинь стало обладать беспрецедентной национальной мощью. Ин Чжэн избрал своей стратегией вступление в союз с отдаленными царствами и нападение на близлежащие, отправлял советников на переговоры с государями и министрами других царств с целью перетягивания на свою сторону, за десять лет он одно за другим уничтожил шесть отдельных царств и основал династию Цинь, установив границы территории Китая.

Цинь Шихуан был первым, кто учредил титул «император» (хуан-ди) и стал именовать себя Цинь Шихуан-ди («первый император Цинь»). В политической системе для управления делами государства он использовал систему трех советников и девяти министров, главные чиновники назначались и смещались непосредственно императором, а наследственная система была упразднена с целью централизации власти правителя. В административно-территориальном делении уездно-областная система заменила систему наделов, что препятствовало усилению власти на местах. Одновременно с этим, чтобы способствовать экономической и культурной интеграции между различными регионами, были унифицированы законы, валюта, письменность, система мер и весов. Цинь Шихуан-ди активно защищал государственный суверенитет, построил Великую Китайскую стену для защиты от внешних врагов, оказывал твердое сопротивление чужеземным захватчикам, придавал значение развитию сельского хозяйства, построил канал Линцюй, обеспечив орошение сельскохозяйственных земель.

Достижения раннего периода правления Цинь Шихуана оказали чрезвычайно важное влияние на последующие эпохи, однако в поздний период своего правления он был одержим идеей достижения бессмертия и вечного господства, постоянно отправлял бесчисленное количество людей на поиски эликсира бессмертия. Также он использовал большое количество солдат для постройки огромного дворца с гробницей, что привело к неисчислимому количеству смертей и сделало жизнь народа невыносимой. Суровые законы, высокие налоги и повинности, сожжение книг и истребление конфуцианцев, подавление народных инициатив привели к социальным волнениям в стране. В 210 г. до н. э. Цинь Шихуан скончался в одном из путешествий по восточной части страны, после его смерти одно за одним последовали крестьянские восстания, это привело к скорому исчезновению династии Цинь.

Хань У-ди (156–87 гг. до н. э.) (???)

Личное имя Лю Чэ, седьмой император династии Западная Хань, сын Цзин-ди, вступил на престол после эры процветания ханьских Вэнь-ди и Цзин-ди, время его правления – расцвет государства Западная Хань.

Во время своего правления ханьский У-ди, придерживаясь рекомендаций Чжуфу Яня, провозгласил приказ о даровании титулов предкам за заслуги потомков, разрешил удельным князьям жаловать наделы своим детям и также назначать их удельными князьями, основывать мелкие удельные княжества, это привело к тому, что чем больше раздавалось наделов, тем их территории становились меньше, что ослабляло влияние на местах. Императором были назначены тринадцать ревизоров по округам, которые ездили с осмотром по регионам, что способствовало укреплению централизованной власти. В сфере идеологии он придерживался идеологии Дун Чжуншу «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство», это привело к тому, что конфуцианская мысль стала ортодоксальной идеей, которая на протяжении тысячелетий влияла на будущие поколения. Были созданы высшие конфуцианские училища, учреждена система отбора чиновников, обучались и отбирались талантливые кандидаты для управления делами государства. Чтобы укрепить власть в западных регионах, ханьский У-ди неоднократно отправлял Чжан Цяня и других послов в царства Юэчжи, Усунь, Аньси и прочие прокладывать «Великий шелковый путь» и укреплять политические и экономические связи. Чтобы устранить угрозу правлению, со второго года Юаньгуана (девиз правления ханьского У-ди) до четвертого года Юаньшоу (девиз правления ханьского У-ди) (133–119 гг. до н. э.) велись многократные войны с гуннами, что помогло усмирить беспорядки в северном регионе Китая. На шестом году правления под девизом Юаньдин (111 год до н. э.) снова были подавлены беспорядки в царстве Наньюэ, для управления этой территорией были созданы уезды и области. Внедрение метода содержания участка под паром Чжао Го привело к значительному увеличению объемов сельскохозяйственного производства. Фермеров поощряли возделывать неосвоенные земли, увеличивать производственную мощность сельского хозяйства, контролировать разлив реки Хуанхэ, заниматься созданием ирригационных систем, обеспечивающих орошение земель. Для решения вопроса с долгосрочными расходами на ведение войн производство монет, выплавка железа и производство соли были возвращены под государственный контроль, коммерческая деятельность поощрялась, но взимались налоги в пользу государства. Благодаря этим реформам феодальное правление эпохи Западная Хань было относительно стабильным.

Ханьский У-ди был талантливым стратегом, но жаждал величия и славы, во время церемоний жертвоприношений небу и земле он открыто заявлял о своих заслугах и достижениях, в еде и питье не знал меры и был расточителен, чем все более обременял народ. На фоне круглогодичных войн в экономическом развитии страны начался застой, у простого народа не было крыши над головой, династия Западная Хань была на пути к упадку. В 87 году до н. э. У-ди скончался во дворце Уцзо, погребен в Маолине (современный город Сяньян провинции Шэньси).

Суй Вэнь-ди (541–604 гг.) (???)

Ян Цзянь, основатель династии Суй.

В эпоху Северная Чжоу его отец Ян Чжун получил государственную должность главного полководца, а также феодальный титул суйский гогун (третий из девяти почетных титулов). Во время правления чжоуского У-ди Ян Цзянь героически участвовал в войнах, совершил бесчисленное количество военных подвигов, после чего был удостоен государственной должности главнокомандующего и унаследовал титул суйского гогуна. Во времена правления чжоуского Сюань-ди дочь Ян Цзяня стала женой императора, таким образом Ян Цзянь получил власть и влияние. Однако Сюань-ди преждевременно скончался, тогда Ян Цзянь стал контролировать политику двора через молодого чжоуского Цзин-ди, его могущество росло с каждым днем и в итоге ему был присужден титул суйского вана. Чтобы предотвратить мятежи гунов и ванов Северного Чжоу, он уничтожил пятерых из них: Чжао, Чэня, Юэ, Дая, Тэна, а также подавил восстания с трех направлений, которыми руководил правитель Сянчжоу Юйчи Цзюн. В первый год правления Цзин-ди под девизом Дадин (581 г.) он заставил Цзин-ди отречься от престола и сам взошел на императорский трон, основав династию Суй и сменив девиз правления на Кайхуан. Начиная с восьмого года правления под девизом Кайхуан (588 г.) начались военные походы на царство Чэнь; в течение двух лет суйский Вэнь-ди положил конец давнему расколу между удельными княжествами и объединил страну.

Во время своего правления суйский Вэнь-ди активно проводил преобразования в политической и экономической системе, укреплял императорскую власть. В сфере политики он учредил систему трех управлений и шести министерств, а в регионах ввел двуступенчатую систему округов и уездов, решения о назначении и смещении с должностей официальных лиц мог принимать только император. Отменил систему девяти рангов и внедрил систему отбора кандидатов с помощью экзаменов по дисциплинам, что благоприятствовало разрушению старых классовых ограничений и укреплению господства императора в стране. В экономической сфере ввел в действие систему равномерного надельного землепользования и земельных налогов, сократил срок военной службы для мужчин, упорядочил систему прав на жительство. В военной сфере провел реформу воинской повинности, осуществил объединение военных и крестьян. Эти меры стабилизировали социальное положение страны, повысили уровень совокупной мощи государства. В последние годы правления суйского Вэнь-ди количество населения в стране росло, государство обладало большой военной мощью, что обеспечивало гармоничное общество и стабильное феодальное правление. Суйский Вэнь-ди скончался на четвертом году под девизом правления Жэньшоу (604 г.). Согласно легенде, в конечном счете он был убит наследником престола Ян Гуаном.

Тан Тай-цзун (599–649 гг.) (???)

Ли Шиминь, второй император династии Тан, выдающийся политический деятель, стратег, военачальник, поэт, родился в загородном дворце Угун (современный уезд Угун провинции Шэньси), второй сын Ли Юаня и императрицы Доу.

В молодые годы Ли Шиминь служил в армии, некогда у заставы Яньмэнь спас суйского Ян-ди. После установления династии Тан Ли Шиминь занимал пост первого министра и главного полководца, ему пожаловали титул циньского гогуна, а во время династии Поздняя Цзинь возвели в звание циньского вана. В разное время войска под его командованием усмирили Сюэ Жигао, Лю Учжоу, Доу Цзяньдэ, Ван Шичуна и прочих мятежных милитаристов, в процессе становления и объединения династии Тан он отличился выдающимися боевыми заслугами.

На четвертый день шестого лунного месяца на девятом году правления династии Тан под девизом Удэ (2 июля 626 года) Ли Шиминь совершил «переворот Сюаньумэнь», убил своего старшего брата – наследника престола Ли Цзяньчэна, младшего брата Ли Юаньцзи и еще двух человек, став тем самым наследником престола. Вскоре после этого Ли Юань отрекся от императорского трона, Ли Шиминь стал императором, начав правление под девизом Чжэньгуан.

Во время своего правления Ли Шиминь активно прислушивался к советам своих министров, вел внутреннюю политику с опорой на культуру, был готов внимать увещеваниям, вел борьбу за экономию и бережливость, поощрял развитие земледелия и шелководства, следил, чтобы простой народ достаточно отдыхал и набирался сил, стремился к всеобщему благоденствию – начал эпоху правления под девизом Чжэньгуан в истории Китая. Занимался освоением территорий и расширением границ, пошел войной и уничтожил Восточно-тюркский каганат и одно из крупнейших уйгурских племен Сюэяньто, подчинил Гаочан, Цюцы, Тогон, нанес серьезный ущерб корейскому государству Когуре, основал четыре важных военных города в Аньси. Во время его правления все этнические группы в Китае жили в согласии, народы всех национальностей именовали Ли Шиминя как тяньхэхань («главный хан»), он заложил важную основу для процветания государства на следующие сто с лишним лет.

В день цзисы пятого лунного месяца двадцать третьего года правления под девизом Чжэньгуан (10 июля 649 г.) Ли Шиминь скончался от болезни во дворце Ханьфэн, прожив пятьдесят два года, из которых двадцать три года он провел у власти. Храмовое имя – Тай-цзун, погребен в гробнице Чжаолин.

Ли Шиминь был способным политическим деятелем и военным стратегом, в борьбе против Суй и за установление новой династии Тан он сыграл ведущую роль. Победа Ли Шиминя в перевороте Сюаньумэнь объективно имела положительное значение для установления и начального развития династии Тан. При Ли Шимине не существовало проблемы дискриминации национальных меньшинств, кроме войны против тюркского каганата; для решения вопросов в районах проживания этнических меньшинств преимущественно использовались мягкие методы. Политика Ли Шиминя была просвещенной, велась на благо единства национальностей и единства государства.

Сун Тай-цзу (927–976 гг.) (???)

Чжао Куанъинь, второе имя Юань Лан, основатель династии Сун.

На первом году царствования под девизом Цянью династии Поздняя Хань (948 г.) помог Го Вэю подавить восстание Ли Шоучжэня. Помогал Го Вэю после того, как тот объявил себя императором династии Поздняя Чжоу, совершал вместе с ним военные походы на север и юг страны, уничтожил множество врагов и совершил большое количество военных подвигов. На шестом году правления под девизом Сяньдэ династии Поздняя Чжоу (959 г.) он стал исполнять обязанности дудяньцзяня (начальник личной охраны императора) по дворце. В это время чжоуский Ши-цзун (личное имя Чай Жун) скончался, новый император был еще совсем молодой, политика двора была нестабильна, и Чжао Куанъинь, воспользовавшись этим удобным случаем, поднял военный бунт. Его подчиненные поддерживали его восхождение на императорский трон, Чжао Куанъинь, опираясь на собственную военную мощь, вынудил нового императора отречься от престола и сам провозгласил себя императором, положив начало новой династии Сун.

На первом году царствования под девизом Цзяньлун (960 г.) подавил восстание Ли Юня и Ли Чунцзиня, на следующий год он полностью взял под контроль военную власть в стране, пригласив всех военачальников на пышный банкет, после которого все они были возвращены под управление центральных властей. На вооружение была принята военная концепция Чжао Пу «сперва юг, потом север, сперва легкое, потом сложное», были умиротворены удельные княжества на юге страны, а потом начались войны с целью объединения всего государства. Создал систему управления, где разделил территории между тремя главными министрами, что усилило централизацию власти. После подавления восстаний по всей стране самостоятельно назначил гражданских чиновников для управления на местах, а также учредил должности, ответственные за перевозки и контроль, тем самым укрепляя контроль центральной власти на местах. Чтобы предотвратить усиление военной мощи в регионах, он отобрал местные элитные войска и пригласил их на службу в охранную гвардию дворца. Полностью реформировал военную систему, совершил серьезные перестановки в командном составе, сделав так, чтобы военачальники не были знакомы между собой, чтобы усилить контроль центральных властей над военными на местах. Улучшил систему государственных экзаменов, сооружал ирригационные сооружения, поощрял земледелие и шелководство, стимулируя экономическое развитие страны. Внимательно оберегал государственный суверенитет, строил крепости на границах страны для защиты от внешних врагов.

Во время правления сунского Тай-цзу в стране развивалось и укреплялось феодальное правление, что привело к быстрому развитию новой династии Сун, однако из-за того, что сунский Тай-цзу пришел к власти путем военного бунта, самые суровые меры контроля он применял именно в военной сфере. Его жесткие реформы по отношению к армии привели к снижению ее боеспособности, что впоследствии стало одной из причин падения династии Сун. Сунский Тай-цзу внезапно скончался в своем дворце на девятом году правления под девизом Кайбао (976 г.), похоронен в гробницах Юнчанлин (современный город Гунъи провинции Хэнань).

Юань Ши-цзу (1215–1294 гг.) (???)

Хубилай, основатель династии Юань, монгол по происхождению, на монгольском языке именуемый «Сэцэн-хаган».

Еще когда Хубилай был удельным князем, он уже имел чрезвычайно дальновидные устремления. Когда Сянь-цзун только вступил на престол, он отправил Хубилая руководить милитаристским государством на территорию Внутренней Монголии. Он нанимал на службу конфуцианцев разных национальностей, колонизировал пустующие окраинные земли, используя «Ханьское законодательство» правил регионом, напал и уничтожил царство Дали. В 1256 году он устроил собственную революционную базу в Кайпине (современный район во Внутренней Монголии). В 1259 году во время войн против внешних захватчиков он узнал, что император Сянь-цзун скончался в бою; воспользовавшись советом Хао Цзиня, он сам пошел навстречу похоронной процессии императора, чтобы получить ярлык Великого Хана и стать законным правителем. В то же время он заключил тайный договор о перемирии с Южной Сун, чтобы как можно скорее получить титул Великого Хана. В 1260 году при поддержке удельных князей Хубилай был провозглашен Великим Ханом, установил столицу в Кайпине. В 1267 году он перенес столицу в Даду (современный Пекин), в 1271 году провозгласил начало новой династии – Юань. Хубилай подвергся серьезному влиянию китайской культуры, в административном, военном и финансовом управлении он продолжил линию китайских властей, однако создал свою систему административно-территориального деления, которая используется до сих пор. Позже с большой армией он атаковал династию Южная Сун, в 1279 году полностью стер ее с лица земли, положив конец бесконечным противостояниям между различными силами внутри страны и претворив в жизнь идею национального единства.

Он выступал за неоконфуцианскую школу Чэн-Чжу с целью укрепления управления страной на основе идеологии. Осуществил колонизацию окраинных пустующих земель, сооружал ирригационные системы, обеспечивал развитие сельского хозяйства, поощрял всестороннее развитие экономики. Для предотвращения народных восстаний ханьцам (этническим китайцам) запрещалось обучаться охоте, а также участвовать в военных действиях, кроме этого у этнических ханьцев изымалось все оружие. Провозглашенный политический курс имел ярко выраженную склонность к национальному угнетению, это привело к тому, что условия жизни людей ханьской национальности стали невыносимо тяжелыми, а усиление межнациональных конфликтов привело к бесконечным народным восстаниям. На тридцать первом году правления династии Юань в 1294 году Хубилай скончался от болезни, место его погребения неизвестно.

Мин Тай-цзу (1328–1398 гг.) (???)

Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин, родился в Хаочжоу, уезде Чжунли (современный уезд Фэнъян провинции Аньхой).

В детстве жил в бедной семье, пас рогатый скот соседнего помещика, чтобы добывать средства к существованию. На четвертом году правления династии Юань под девизом Чжичжэн (1344 г.) все его родственники скончались от эпидемии, он был вынужден пойти в монастырь Хуанцзюэ и постричься в монахи, чтобы не умереть от голода. На двенадцатом году правления под девизом Чжичжэн (1352 г.) присоединился к восстанию Красных повязок под предводительством Го Цзысина, был оценен им по достоинству за свои ум и смелость. В последующие несколько лет благодаря своим боевым заслугам получил должность оценщика в региональном секретариате в Цзяннане. Чтобы укрепить власть в этом регионе, он воспользовался советом Чжу Шэна и стал заниматься колонизацией пустующих окраинных земель, поощрять сельскохозяйственное производство, старался вести меньше войн и беречь народные силы, таким образом подняв свой авторитет и став одним из местных вассальных князей. На девятнадцатом году правления юаньской династии под девизом Чжичжэн (1359 г.) он стал левым первым советником, вскоре после этого получив феодальный титул гогуна царства У. Позже он нанес поражение Чэнь Юляну, и после того, как стер остатки его могущества с лица земли, стал именоваться У-ваном. После этого он один за другим уничтожил близлежащие влиятельные центры и установил там свою власть, после чего собрал Северный поход и пошел войной на центральный Китай.

В 1368 году он объявил себя императором и установил новую династию Мин со столицей в Интяне (современный Нанкин в провинции Цзянсу), провозгласил девиз правления Хунъу, после чего уничтожил Юаньскую династию, один за одним усмирил все мятежи по стране и установил единый правящий двор. В период своего правления он, руководствуясь уроком, который он получил после падения династии Юань, установил суровые законы и упорядочил централизованное управление страной. Поскольку сам родом был из простых людей, он хорошо понимал страдания народа, отправлял людей измерять земельные наделы, выпускал законы, ограничивающие укрупнение земельных участков и коррупцию, а также принял ряд мер для равномерного урегулирования повинностей, чтобы дать простым людям окрепнуть от серьезных потрясений и восстановить экономический порядок, разрушенный длительными войнами. Для укрепления государственной власти он поддерживал авторитарное правление страной, упразднил систему региональных секретариатов, должность первого министра, разделил чиновничий аппарат на шесть министерств, тем самым заложив прочный фундамент для долгосрочного правления династии Мин. В последние годы правления минского Тай-цзу широко велись судебные дела против оппозиционеров, вводились строгие законы и суровые наказания, были убиты множество ученых и министров. В итоге минский Тай-цзу скончался от болезни в столице Интянь, погребен в мавзолее Сяолин (современный г. Нанкин провинции Цзянсу).

Цин Тай-цзун (1592–1643 гг.) (???)

Айсин Геро Абахай, второй император династии Цин, маньчжур по происхождению, восьмой сын цинского Тай-цзу. Сначала был бэйлэ в корпусе белого знамени, его вместе с четырьмя братьями называли «четыре великих бэйлэ», младший из них, он считался «четвертым бэйлэ».

На одиннадцатом году правления династии Цин под девизом Тяньмин (1626 г.) унаследовал титул Хана, после чего поменял девиз правления на Тяньцун. Для укрепления собственной власти он последовательно либо заключил под стражу, либо отправил в ссылку каждого из трех братьев, назначил «восемь великих министров» и «шестнадцать великих министров» для совместного обсуждения политики двора, укреплял свое могущество и власть за счет подавления и ослабления влияния других бэйлэ на дела управления государством. На пятом году правления под девизом Тяньцун (1631 г.) он учредил систему шести министерств и литературную канцелярию (позже ставшую тремя внутренними палатами), подражая империи Мин. Стал заниматься переводами китайской литературы и познавать китайскую культуру. Повелел, чтобы Дахай внес изменения в старый маньчжурский язык, выработал новое маньчжурское письмо, сделав его общепонятным и удобным для использования. Самостоятельно возглавлял корпус желтого знамени, корпус окаймленного желтого знамени и корпус синего знамени, тем самым расширяя собственную военную мощь. Восстанавливал и развивал социально-экономическую сферу, реформировал институт рабства: часть этнических китайцев, находящихся в рабстве, могли формировать дворы-поселения с целью расширения сельскохозяйственного производства. На девятом году правления под девизом Тяньцун (1635 г.) установил название «маньчжуры» для своего народа, а на следующий год объявил себя императором и провозгласил создание Великой Цинской империи. Принял рекомендации ханьских чиновников и учредил систему экзаменов для выбора лучших кадров на государственную службу, рекомендаций талантливых служащих. Учредил цензорат, форму одежды, четкое деление на высшие и низшие чиновничьи классы и так далее. Для смягчения межнациональных конфликтов выдвинул идею о том, что маньчжуры и этнические китайцы должны приниматься на государственную службу в равной пропорции.

Продолжал вести войны с династией Мин, совершил военный поход на север в провинцию Хэйлунцзян, подчинил Корею и Монголию, укрепил и расширил территории влияния маньчжуров. Специально была учреждена Палата по делам инородцев, которая вела дела, связанные с Монголией. На седьмом году правления под девизом Чундэ (1642 г.) нанес серьезный ущерб минской армии, одержал победу в Сунцзине, что заложило крепкую основу для дальнейшего продвижения вперед по центральной китайской равнине. Находился у власти семнадцать лет, внес большой вклад в развитие маньчжурской нации и культуры. На восьмом году правления под девизом Чундэ (1643 г.) внезапно скончался. Погребен в гробнице Чжаолин в городе Шэнцзин (современный район Бэйлин г. Шэньян).

Сунь Ятсен (1866–1925 гг.) (???)

Имя при рождении Сунь Вэнь, уроженец провинции Гуандун, выдающийся идеолог периода новой истории Китая, демократический революционер, основатель партии Гоминьдан. Главная политическая доктрина «Три народных принципа» – это национализм, народовластие, народное благосостояние. В разное время он основывал демократическую революционную организацию «Союз возрождения Китая», демократическую революционную партию «Объединенная лига Китая», Китайскую революционную партию и китайский Гоминьдан, чтобы активно содействовать развитию демократической революции. Его главный литературный труд – это «Полное собрание сочинений Сунь Ятсена».

Синьхайская революция, разразившаяся в октябре 1911 года, свергла правление династии Цин, и феодальная монархия Китая распалась. В первый день нового 1912 года была создана Китайская Республика, Сунь Ятсен был назначен ее временным президентом, отвечающим за основные государственные дела, но вскоре после этого Сунь Ятсен был вынужден уйти в отставку. Впоследствии Сунь Ятсен возглавлял кампании против Юань Шикая и правления различных милитаристов, чтобы добиться национального единства и независимости страны, но все они закончились неудачей. Позже, после глубоких размышлений и осознания силы Коммунистической партии, при содействии международного пролетариата и Коммунистической партии Китая, Сунь Ятсен организовал и созвал первый общенациональный съезд партии Гоминьдан. В сотрудничестве с Коммунистической партией Китая он реорганизовал Гоминьдан в демократическую революционную коалицию, объединяющую множество классов, развил старые «Три народных принципа» в «Новые три народных принципа», осуществил альянс с Россией, союз с коммунистической партией, сформулировал политику трех великих революций в сельском хозяйстве и промышленности, а также продвигал идею упорядоченного развития демократической революции.

Сунь Ятсен всю жизнь горячо любил свою родину, все свои жизненные силы и душевные помыслы он направил на то, чтобы его собственная страна как можно скорее стала независимой, свободной, демократической, богатой и могущественной. 12 марта 1925 года Сунь Ятсен скончался от болезни в г. Пекин.

Чан Кайши (1887–1975 гг.) (???)

Также именуется Цзян Цзеши, Цзян Чжунчжэн, уроженец уезда Фэнхуа провинции Чжэцзян, китайский политический и военный деятель периода новой истории Китая.

В детстве посещал частную школу, где обучался по модели нового типа, в двадцать лет поступил в офицерское училище в г. Баодин. После обучения там снова отправился в Японию на учебу, вступил в Объединенную лигу Китая и посвятил себя демократической революции, чем заслужил высокую оценку и доверие Сунь Ятсена. Занимал должности начальника Академии Хуанпу, главнокомандующего Национально-революционной армией, председателя Национального правительства, премьер-министра Китайской Республики, председателя военного комитета Национального правительства, лидера Гоминьдана, президента правительства Китайской Республики и другие. Главный литературный труд – «Собрание сочинений президента Чан Кайши» и другие.

После контрреволюционного переворота «12 апреля» в Шанхае в 1927 году большое количество коммунистов и других революционных масс подверглось пыткам, что привело к разрыву отношений сотрудничества между двумя партиями. В 1928 году Чан Кайши учредил Нанкинское гоминьдановское правительство, после чего оно овладело крупными политическими и военными силами. Перед лицом японской агрессии в 1931 году он настаивал на политике непротивления и по-прежнему выступал против Коммунистической партии Китая. Во время сианьских событий в 1936 году, благодаря усилиям Чжан Сюэляна и других, он был вынужден принять предложение о сотрудничестве с Коммунистической партией, положил конец войне между Гоминьданом и Коммунистической партией и начал второе двустороннее сотрудничество с целью активно противостоять японской империалистической агрессии. Однако после падения Уханя Чан Кайши принял позицию пассивного сопротивления японским захватчикам, сосредоточил силы Гоминьдана на активном подавлении действий коммунистической партии. После победы в войне против японских захватчиков при поддержке США развернул масштабную гражданскую войну, подписав с Америкой целый ряд неравноправных договоров, позорящих государство и ограничивающих его суверенитет. После поражения в гражданской войне Чан Кайши вместе с Гоминьданом уехал на Тайвань, после чего все время занимал высший руководящий пост в партии и должность тайваньского «президента Китайской Республики». Провел на Тайване двадцать шесть лет, хотя и выступал за принцип «единого Китая», однако до самого конца выступал против руководящего режима Коммунистической партии Китая, что также отразилось на долгосрочном разделении материкового Китая и Тайваня.

Мао Цзэдун (1893–1976 гг.) (???)

Второе имя Жуньчжи, уроженец уезда Сянтань провинции Хунань. Основоположник Коммунистической партии Китая, Народно-освободительной армии Китая и Китайской Народной Республики, великий вождь всего китайского народа.

Мао Цзэдун – великий марксист, великий пролетарский революционер, стратег, теоретик, великий первопроходец адаптации классической теории марксизма-ленинизма к характерным национальным особенностям Китая. Он – великий патриот и народный герой новой истории Китая, основной деятель первого поколения руководящего коллектива ЦК КПК, это великий человек одного поколения, который привел китайский народ к полному изменению своей судьбы и страны. Еще в ранний период он начал революционную деятельность, принял и начал распространять учение марксизма-ленинизма. В июле 1921 года впервые принял участие во Всекитайском собрании народных представителей. 7 августа 1927 года на экстренном совещании ЦК КПК в Ханькоу сделал вывод о том, что «винтовка рождает власть». После этого заседания он организовал крестьянское восстание «Осеннего урожая» в Хунань-Цзянсийском пограничном районе, учредил первую сельскую революционную базу в горах Цзинганшань, что открыло революционный путь к окружению городов деревнями и, наконец, к победе всей страны. В октябре 1934 года он участвовал в Великом походе Красной Армии. В январе 1935 года на съезде в Цзуньи был назначен членом постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, приступил к формированию правильного руководства нового ЦК под своим руководством. После того, как разразилась война сопротивления японским захватчикам, он написал цикл лекций «О затяжной войне» и другие произведения, выдвигал курсы, ориентации и политические установки, касающиеся политики КПК в отношении ведения войны против японских захватчиков. В 1940 году написал сочинение «О новой демократии», в котором систематически изложил теорию новодемократической революции и общества новой демократии. В апреле 1945 года возглавил седьмой съезд Коммунистической партии Китая, где выступил с докладом «О коалиционном правительстве», выдвинув курс, направление, политические установки построения новой демократической Китайской Народной Республики. После того, как летом 1946 года Чан Кайши развязал полномасштабную гражданскую войну, он призвал и повел народ всей страны к противостоянию контрреволюционной войне с помощью революционной войны, и в итоге одержал победу в Национально-освободительной войне. В марте 1949 года он выступил в качестве председателя на втором пленуме седьмого созыва ЦК КПК и предложил после национальной победы сместить акцент в работе партии с сельских районов на городские. После образования Китайской Народной Республики привел Коммунистическую партию Китая к быстрому залечиванию ран войны и восстановлению национальной экономики, не упустив подходящего момента, предложил направить генеральную линию партии на переходный период, творчески завершить переход от новой демократической революции к социалистической и позволить Китаю перейти к социалистическому обществу. После установления базового социалистического строя шел мучительный поиск верного пути к социалистическому строительству, отвечающему реальным условиям Китая, чтобы социалистическое строительство добилось фундаментальных достижений. В сентябре 1954 года Мао Цзэдун возглавил принятие «Конституции Китайской Народной Республики». В 1958 году был инициатором политики «большого скачка» и движения за повсеместное создание народных коммун в деревне. В последние годы его жизни из-за просчетов в оценке классовой ситуации внутри страны и политической ситуации в партии начавшаяся «Культурная революция» привела к серьезным неудачам и потерям для партии и страны. В июне 1981 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая принял «Резолюцию по некоторым историческим вопросам партии с момента основания Китайской Народной Республики», в которой дана всесторонняя оценка деятельности и идей Мао Цзэдуна за всю его жизнь. Его основные работы – «Избранные произведения Мао Цзэдуна» и «Собрание сочинений Мао Цзэдуна».

Лю Шаоци (1898–1969 гг.) (???)