Внешняя алхимия (外丹术)
Понятие даосизма, концепция «внешней алхимии», также имеющая название «золотой эликсир», противоположна «внутренней алхимии». «Внешний киноварный эликсир» – это сплав, полученный в результате выплавления в печи, основным материалом для которого является свинец, ртуть и т. д., а также примесь других металлов. Изготовленное на первом этапе снадобье называлось дань тоу, оно использовалось лишь для дальнейшей трансформации, его нельзя было употреблять. Процесс плавки продолжался до тех пор, пока не получалось годное для употребления в пищу лекарство, так называемый «золотой эликсир», или пилюля бессмертия. Алхимики полагали, что принятие такой пилюли дарует долголетие или возможность стать бессмертным. Искусство внешней алхимии восходит к процессу очищения золота и серебра магами времен династий Цзинь и Хань, в древности называвшемся хуан бай шу (алхимия, искусство желтого и белого), а впоследствии унаследованное и развитое даосами. Основными произведениями алхимии считаются «Чжоу и цань тун ци» – «Свидетельство триединого согласия “Чжоуских перемен”» («周易参同契») и «Бао-пу цзы нэй пянь» – «抱朴子内篇».
«Дао цзан», или «Сокровищница пути Дао» («道藏»)
Даосский канон. Сочинения даосского канона восходят к периоду Шести династий (222–589 гг.), они были оформлены в сборник «цзан» во времена правления под девизом Кайюань (713–741 гг.), все собранные тексты включали в себя три части, «три вместилища» («три пещеры»). В начале династии Сун появились «Драгоценная сокровищница тяньгун эпохи Великая Сун» – «Да сун тян гун бао цзан» и «Чун нин чун цзяо дао цзан». Буддийский канон «Чжэн хэ вань шоу дао цзан» был издан в период правления императора Сун Хуэй-цзуна под девизом Чжэнхэ (1111–1118 гг.)», и впоследствии каждая часть «цзан» была основана на нем. В период династии Мин был подготовлен сборник «Чжэн тун дао цзан» – «Сокровищница дао эры Чжэнтун» в количестве 5305 цзюаней, а также «Вань ли сюй дао цзан» в количестве 180 цзюаней, включавшие в себя 1476 произведений. С 1923 по 1926 гг. «Сокровищница дао эры Чжэнтун» была выпущена в шанхайском издательстве «Шан’у иньшугуань» на основе единственного сохранившегося экземпляра «Дао цзан», находившегося в то время в Храме Белых Облаков в Пекине, издание содержит 1120 томов и является широко известным в настоящее время. Содержание «Сокровищницы дао» достаточно сложное и большого объема, оно включает в себя как большое количество даосских канонов, произведений алхимии, магических текстов, религиозных предписаний, биографий бессмертных, описания даосских монастырей и т. д., так и множество знаменитых произведений конфуцианства и «Ста школ», касающихся фармакологии, химии, биологии, физической культуры, здравоохранения, а также астрономии, летоисчисления, географии и других научных трактатов. В 2004 году «Сокровищница дао», основанная на сочинениях династии Мин, была издана Китайским даосским обществом, Исследовательским институтом мировых религий Академии общественных наук КНР и издательством «Хуася» в количестве 49 томов, она впитала в себя и систематизировала и другие даосские произведения, а также явилась результатом исследования даосизма современного периода.
Гэ Хун (284–364 гг.) (葛洪)
Даосский философ, фармаколог, алхимик династии Восточная Цзинь по прозвищу «Бао пу-цзы» (Мудрец, объемлющий первозданную пустоту), уроженец Даньян городского уезда Цзюйжун (ныне Цзюйжун провинции Цзянсу), внучатый племянник знаменитого алхимика периода Троецарствия Гэ Сюаня, выходец из знатной семьи района Цзяннань. С детства Гэ Хун очень любил учиться, в 13 лет после потери отца его семья обеднела и жила в крайней нужде, обменивая дрова на книжную бумагу и кисти. В 6 лет Гэ Хун стал изучать конфуцианские каноны, особо увлекаясь методами совершенствования бессмертных, учился алхимии у учеников Гэ Сюаня. Гэ Хун обобщил теорию бессмертия и магическое искусство, существовавшее до династии Цзинь, а также соединил эти теоретические воззрения с устоями и правилами конфуцианства, он выступал за то, что стремящийся к бессмертию должен обладать верностью, послушанием, благожелательностью, покорностью, гуманностью и верой, и полагал, что даже если человек без нравственности и достигнет мастерства, он все равно не сможет стать небожителем. Гэ Хун выступал за то, что поиск бессмертия должен быть внутренней силой, а конфуцианство – внешней, стимулируя развитие конфуцианской теории. Он твердо верил, что путь поиска бессмертия может даровать вечную жизнь, и это возможно путем внутреннего совершенствования и внешнего поддержания жизни: внутреннее восходит к взращиванию в теле человека субстанции цзин, пневмы ци и духа шэнь, где важнейшим представляется «оберегать цзин и приводить в движение ци», сохранять спокойствие и оставаться верным своей натуре, быть безмятежным и бездеятельным, а также признавать «сокровенное», «путь дао», «единое» высшей верой, алхимик считал, что главное в «сокровенном пути» – это «сохранение Единого», необходимо сосредотачивать внутреннее зрение на точке даньтянь (3 цуня ниже пупка) или между бровями, чтобы тело и дух были неразделимы; второе – внешнее взращивание – это с помощью внешних предметов совершенствовать стойкость, изготавливать пилюлю бессмертия и принимать золотое снадобье бессмертия. В связи с многолетней практикой выплавления золотого эликсира Гэ Хун получил богатый опыт. Он познакомился с некоторыми характерными свойствами веществ и их химическими реакциями, записал большое количество методов изготовления эликсира бессмертия и оставил драгоценные материалы по древней экспериментальной химии, став важнейшей фигурой в истории алхимии, продолжающей и развивающей дело предшественников. Именно поэтому Гэ Хун прекрасно разбирался в медицине и фармакологии, пропагандировал даосизм и совершенствование методов лечения. Его труд «Чжоу хоу бэй цзи фан» («肘后备急方») содержит огромное количество народных рецептов, множество древних сочинений по медицине.
Тао Хунцзин (456–536 гг.) (陶弘景)
Алхимик периода династии Ци и Лян в эпоху Южных династий, ученый-даос, фармаколог, уроженец Молин уезда Даньян (ныне г. Наньцзин провинции Цзянсу), выходец из потомственной знати эпохи Южных династий. В детстве отличался сообразительностью, уже в 10 лет читал «Жизнеописания святых и бессмертных», стремился поддерживать здоровье и найти путь бессмертия. В 20 лет был придворным чтецом князей императора Ци Гао-ди, а затем служил в должности генерал-лейтенанта левого отряда лейб-гвардии. Вместе с учеником Лу Сюцзина Сунь Юэ Тао Хунцзин изучал буддийские сутры, он путешествовал по знаменитым горам, разыскивая священные каноны и эликсир бессмертия. На шестом году правления Юн Мина в период династии Южная Ци (488 г.) им были получены подлинники трудов Ян Си и Сюй Ми. На 10 году правления Юн Мина сложил с себя служебные обязанности и жил отшельником на горе Гоуцюйшань (совр. гора Маошань в провинции Цзянсу). После того, как император Лян У-ди взошел на трон, он много раз отправлял послов, чтобы пригласить алхимика на встречу, однако безрезультатно. Несмотря на это, Лян У-ди все-таки приезжал к нему на консультации по важным делам императорского двора, за что Тан Хунцзин получил название «горного министра». Алхимик был высокообразованным и талантливым человеком, исследовавшим и систематизировавшим воззрения трех учений – конфуцианства, буддизма и даосизма, он основывался на даосском учении, но выступал за объединение этих трех религий и считал, что в них заключаются все многообразие и принципы мира. Тан Хунцзин не только изучал конфуцианство и распространял идеи даосизма, но и самолично принял постриг в буддийском монастыре, учредил даосский и буддийский зал в даосском храме Маошань и через день осуществлял там богослужение. Созданное им произведение «Чжэнь гао» – «真诰» («Речи царств») знакомит с буддийскими воззрениями, касающимися перевоплощения души в преисподней. Распространяя даосскую религию, Тан Хунцзин создал школу Маошань (Шанцин – «Школу высшей чистоты»), главным каноном которой считался «Шан цин да тун чжэнь цзин» – «上清大洞真经», Верховным божеством признавался Юаньши Тяньцзунь, практики основывались на воспитании своей духовной природы, а добродетель и декламация сутр признавались второстепенными. Тан Хунцзин долгое время проживал в горах Маошань, создавал даосские храмы, широко привлекал адептов, им было написано произведение «Чжэнь гао» – «真诰» («Речи царств»), где представлено систематическое изложение доктрины, традиции школы и ее магическое искусство. Гора Маошань, таким образом, стала центром распространения даосизма школы Шанцин. Ученый составил полную родословную даосских божеств и ввел иерархию феодального общества в мир божеств, издав книгу «Чжэнь лин вэй е ту» – «真灵位业图». Тао Хунцзин разделил более 700 божеств (включая некоторых исторических личностей – императоров и князей, мудрецов конфуцианства и даосизма) на 7 уровней, расположил их в определенном порядке, впервые создав единую даосскую систему богов. Он также был великим фармакологом, в особенности, внес большой вклад в изучение лекарств, поддерживающих жизнь, и систематизировал «Трактат Шэнь-нуна о корнях и травах» – «神农本草经». Также был увеличен доход от новых лекарств, используемых докторами династии Вэй и Цзинь, им были составлены «Примечания различных комментаторов к фармакопее Шэнь-нуна» – «本草经集注», описаны более 700 видов лекарственных трав. Тао Хунцзин впервые создал классификацию самоцветов, трав и деревьев, насекомых, зверей, плодовых, овощей, зерновых, ставших образцами науки о растительности после династий Суй и Тан. Тао Хунцзин является автором книг «Бу цюэ чжоу хоу бай и фан» – «补阙肘后百义方», «Яо цзун цзюэ» – «药总诀» и др. произведений в области фармакологии. Известно также его сочинение о сохранении здоровья: «Ян син янь мин лу» – «养性延命录», считавшееся потомками классическим каноном о поддержании жизни. В алхимии знаменит его труд «Да цин юй ши дань яо цзи» – «大清玉石丹药集» и др.
Буддизм (佛教)
Одна из трех мировых религий, появившаяся в VI веке до нашей эры в Древней Индии, основатель – Сиддхартха Гаутама, принц столицы Капилавасту. Сиддхартха глубоко переживал, наблюдая за непостоянством жизни и смерти, поэтому в 29 лет ушел из дома и стал монахом. Достигнув просветления под деревом бодхи (древо познания истины) стал Буддой и начал проповедовать буддизм в Индии, в 80 лет достиг нирваны. Согласно буддизму, все вещи в основе своей лишены самодостаточности, они пусты, преходящи и нет необходимости рассматривать их как нечто устойчивое и неизменное. Но люди не могут постичь реальную суть вещей, так как обладают жадностью, негодованием и другими страстями и искушениями, что приводит к бесконечному кругу человеческих перевоплощений. Необходимо следовать учению буддизма, выполнять буддийские практики, избавляться от страстей, достигать мудрости и состояния нирваны. Буддийские канонические книги подразделяются на три раздела: сутры (своды высказываний), виная (наставления, правила Будды, которые должны соблюдать монахи) и шастры (толкование буддийских законов учениками Будды последующих поколений). В буддизме существуют две крупные системы: махаяна («большая колесница») и хинаяна («малая колесница»). В махаяне каждый человек может стать Буддой, который находится везде в десятистороннем мире. Учение хинаяны предполагает, что в настоящий момент существует лишь Будда Шакьямуни, а цель человеческих практик заключается в том, чтобы стать буддийским святым, достигшим высшего совершенства. По языковому и географическому критерию буддизм также подразделяется на китайский буддизм, паллийский буддизм, буддизм, распространенный на юге и тибетский буддизм. Представители китайского и тибетского буддизма в основном исповедуют махаяну, а сторонники паллийского буддизма – хинаяну.
Китайский буддизм (汉传佛教)
Буддийская школа, сформированная по географическому принципу, распространена в Китае, Японии, Корее, на Корейском полуострове и других территориях. Ответвление дальневосточного буддизма, наряду с тибетским буддизмом и школой раннего буддизма образующее три географические системы буддийских школ, в основе которых лежит Махаяна. Согласно историческим источникам, буддизм проник в Китай уже в начале Восточной Хань. На десятом году «Вечного спокойствия» (девиз правления императора Хань Мин-ди, 67 г.), императору приснилась статуя Будды, и он отправил людей в Тибет для встречи с двумя буддийскими наставниками Шэ Мотэном и Чжу Фаланем, оттуда они привезли на Белой лошади статую Будды и сутры обратно в столицу Лоян, гда правитель приказал построить здание для проживания – Храм «Баймасы» (храм «Белый конь»). Также была переведена «Сутра в 42 чжана» и полностью подтовлены «три сокровища» – Будда, его учение – Дхарма, а также монашеская община сангха, символизирующие истинное начало существования буддизма на китайской земле. Поэтому в истории китайского буддизма именно этот год считается началом распространения буддизма, храм «Белый конь» – первым буддистским храмом, а «Сутра в 42 чжана» – первой переведенной на китайский язык сутрой. В первый год правления Цзяньхэ (147 г.) Ань Шигао из Аньси прибыл в столицу переводить сутры хинаяны, а на десятом году правления императора Яньси (167 г.) Локакшема из Юэчжи приехал для перевода сутр махаяны. В то время было широко распространено конфуцианство, буддизм развивался очень ограниченно, стремительное же развитие буддизма началось лишь во времена эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, достигнув своей кульминации во времена Южных династий. В период Суй и Тан в большинстве случаев переводческой работой сутр руководило государство, количество и масштаб переводимых сутр превосходили объемы переводов предыдущих поколений. Не только огромное количество иностранных ученых и монахов приезжали в Китай заниматься миссионерской и переводческой деятельностью, но и множество китайских монахов, таких, как Сюаньцзан, И Цзин отправлялись в Индию учиться, привозили и переводили немало буддийских сутр. Появлялось все больше и больше знаменитых буддийских наставников высшего ранга, превосходивших прошлые династии в глубине трактовок буддийских истин. В то время махаяна уже проникла в Китай, что заложило теоретический фундамент для построения буддизма с китайской спецификой. На основе этого сформировалось 8 основных направлений буддизма: секта Тяньтай, «Школа трех трактатов» Саньлунь, «Школа только сознания», школа Хуаянь, школа Чистой Земли, школа Чань, школа Винаи, Ваджраяна, впоследствии получившие название «Восемь великих школ». Их возникновение отражало постепенное совершенствование теоретического осмысления китайского буддизма, уже вышедшего за рамки индийского и сформировавшего свою систему, и стало главной силой возникновения махаяны. По мере развития внешних перевозок с Китаем, китайский буддизм стал проникать в Северную Корею, Японию, Вьетнам, Индонезию, улучшив культурные связи Китая с другими азиатскими странами. В период Северной и Южной Сун объединение и взаимовлияние конфуцианства, буддизма и даосизма очень сильно обогатило китайскую культуру. Правители династии Юань проповедовали тибетский буддизм, что стало толчком для вытеснения китайского буддизма, развитие различных направлений последнего было ограничено. В эпоху Юань продолжалась интеграция религиозных школ, и постепенно они распространились по всему миру. После основания династии Мин привелегии тибетского буддизма на материке были отменены, и все усилия сконцентрировались на совершенствовании китайского буддизма: были утверждены монахи, занимающие посты в монастырях, а также система экзаменов, наряду с этим необходимо было распределить монахов-чиновников в центральную или местную структуру, занести монахов всей страны в общий реестр и контролировать их основные списки. В начале цинской эпохи для привлечения Монголии и Тибета на свою сторону правительство проявляло особое уважение к тибетскому буддизму, в китайском же буддизме следовало традиции системы управления династии Мин, более строго подходило к вопросу организации монахов и храмов. Постепенно буддийская религия пришла в упадок. В настоящее время количество буддийских учеников-мирян день за днем увеличивается, они становятся основной силой буддизма. Основаны образовательные учреждения, где изучаются священные писания: Буддийская академия, Ассоциация буддистов и т. д., это позволило открыть новое направление в исследовании буддизма и привнесло в него новую атмосферу.
Школа раннего буддизма, распространенная на юге, паллийский буддизм (南传佛教)
Буддийская школа, сформированная по географическому принципу, также известна как шан цзо бу фоцзяо – Тхеравада, принадлежит к буддийской религии «Хинаяна» – «Узкий путь спасения», «Малая колесница». Называется «школой, распространенной на юге», так как постепенно распространялась с территории Индии на юг до Шри-ланки и т. д. Это направление буддизма также называют «паллийской школой», так как в трех канонах используется язык пали. Последователи Тхеравады твердо придерживаются оригинальных учений Китая и Непала, они полагают, «все те правила, что Будда еще не установил, никто уже не имеет право установить. А то, что Будда уже установил, нельзя отменить». Необходимо строго исполнять буддийские законы так, как делал это Будда. Центральным понятием веры выступали «три сокровища»: Будда, его учение Дхарма и монашеская община – сангха. Основными методами обучения были виная, сутры, шастры, сосредоточение и мудрость как система практики. Принимая «плод мудрости» как цель практики, необходимо практиковать человеческими методами, используя созерцание, мудрость, «четыре осознанности». Большинство людей посвящают себя практикам по устранению тревог, осовобождению от колеса сансары, проникновению в нирвану. Тхеравада в настоящее время распространена в Мьянме, Тайланде, Шри-Ланке, Комбоджии, Лаосе, Вьетнаме, приграничных территориях провинции Юньнань и других областях, а также на северо-востоке Индии и в восточной части Бангладеш. В Китае это буддийское направление существует лишь в Юньнане, оно проникло туда более 1000 лет назад и распространено в Сишуанбаньна, Дэхун, Сымао, Линьцан и др. местах. Почти все дайцы, буланы, дэаны, а также часть представителей народности Ва исповедуют Тхераваду. С конца XIX века паллийский буддизм распространился на территорию Европы, США, Австралии и других западных стран, и далее продолжал развиваться.
Тибетский буддизм (藏传佛教)
Направление в буддизме, сформированное по территориальному принципу, имеет название «Тибетский буддизм», или ламаизм, ответвление буддизма, проникшего на территорию Тибета. Данная ветвь принадлежит к буддизму махаяны, главной особенностью которого считается унаследование тантрических черт буддизма. Начиная с периода правления Сонгцэна Гампо VII века, после распространения индийского буддизма на территории Тибета, произошло взаимопроникновение этой религии и национальной тибетской религии бон, что привело к развитию каждой из них. Индийский буддизм вобрал в себя множество черт религии бон, это позволило ему более глубоко укорениться в обществе того времени, преобразовавшись в современный «тибетский буддизм». В становлении тибетского буддизма выделяют три стадии: ранняя стадия распространения VII–VIII века – времена правления Сонгцена Гампо, Трисонг Децена и его внука Ралпачана – «царей трех правящих поколений»; период середины IX века, характеризующийся преследованием приверженцев буддизма последним правителем тибетской династии Тубо Ландармом; поздний период возрождения, начавшийся в XI в. В ранний период индийские монахи Шантиракшита и Падмасамбхава заложили основы тибетского буддизма. На третьей, более поздней стадии, индийский монах достопочтенный Атиша внес большой вклад в развитие теории тибетского буддизма, написав сочинение «Светоч на пути к Пробуждению». Процесс становления различных направлений тибетского буддизма начался в XI веке постепенным формированием его ответвлений и завершился появлением секты Гелуг в начале XV века. На ранней стадии существовало четыре основные секты – Ньингма, Кадам, Сакья, Кагью и др., в поздний период – секта Гелуг и др. Из-за различий в традициях, практиках, основных трактатах и их толкований, а также по причине других внутренних и внешних факторов, таких, как различное географическое положение и др., сформировалось множество сект. Это отличительная особенность настоящего буддизма. К характерным чертам тибетского буддизма относятся: объединенное изучение Махаяны («большой колесницы») и Хинаяны («малой колесницы), одновременная практика экзотерических и эзотерических сект, сочетание видения и действия, а также некоторые свойства религии бон. Для тибетского буддизма свойственны отличные от ханьского буддизма традиции, изображения божеств, сложные комплексы практик. Тибетские буддийские тантрические секты подразделяются на четыре класса: Крия-тантры (тантры ритуального действия), Чарья-тантры (тантры исполнения), Йога-тантры (йогические тантры), Ануттарайога-тантра (тантры наивысшей йоги). Большинство сект используют для практик наставников тантр наивысшей йоги. Наставничество в сектах передается по наследству от отца к сыну, либо может быть передано другому родственнику. Наиболее яркой особенностью является система реинкарнации живого Будды. «Единство политики и религии» – еще одна важная черта ламаизма. Исторически большинство сект тибетского буддизма были объединены с определенными политическими силами, включая местные группы власти или родовые кланы. Религиозные объединения и правительство поддерживали друг друга: представители религиозных учений действовали, опираясь на правительство, а оно, в свою очередь, осуществляло поддержку религии. Эта система сформировалась в период правления Тидэ Цугтэна. Она был официально установлена сектой Сакья, а затем постоянно совершенствовалась. Единство политики и религии достигло своего расцвета в то время, когда представители секты Гелуг взяли власть в Тибете в свои руки. В 1959 году в ходе демократических реформ оно было отменено. Сочинения тибетского буддизма очень многообразны. «Большой тибетский канон» («大藏经») состоит из 2 частей: «Ганджур» («Сказанное Буддой», «甘珠尔») и «Данчжур» («Пояснение (сказанного)», «丹珠尔»). «Ганджур» включает в себя общедоступные и тайные сутры и виная и является главным оригинальным буддийским каноном. «Данжур» представляет собой философский трактат, собрание переводных комментариев (шастр) и пояснений к сочинениям, составленные учениками Будды Шакьямуни. Тибетский буддизм исповедуется в областях Китая, где проживают тибетцы, – (Тибет, Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Юньнань), а также в Монголии, Непале, Бутане, индийских Химачал-Прадеше, Ладакхе и Дхарамсале, на территории России в Калмыкии, Туве и Бурятии. В современный период тибетский буддизм постепенно распространился по всему миру.
Гуманистический буддизм (人间佛教)
Понятие, выдвинутое буддистом Тайсюй, основоположником реформаторского движения буддизма периода Китайской республики. Впоследствии после одобрения проповедником буддийского учения Син Юнем и др., гуманистический буддизм стал направлением развития современного китайского буддизма. Наставник Тайсюй – выдающийся теоретик и практик реформаторского буддийского движения современного периода, он выдвинул идею о том, что решать вопросы человеческой жизни нужно с помощью буддизма. С его точки зрения, буддизм должен служить живым людям, быть тесно связанным с обществом простого народа, поэтому он выступал за «гуманистический буддизм», главная идея которого заключалась в том, что настоящей реальностью является то, чтобы стать Буддой именно в людях, быть настоящим человеком равнозначно быть Буддой. Позже развитию гуманистического буддизма способствовал мастер Син Юнь, его основные воззрения следующие: гуманность буддизма, жизненность, альтруизм, эпохальность и универсальность; закон «пяти колесниц». «Пять колесниц» – это человек, небо, шравака, пратьекабудда, бодхисаттва; «закон» означает единство, соединение этих пяти состояний Будды, то есть «гуманистический буддизм». Необходимо придерживаться «пяти обетов и десяти добродетелей»; соблюдать «четыре неизмеримости» (четыре беспредельных состояния ума) – милосердие, сострадание, радость и отрешенность; следовать «шести переправам и четырем путям познания» (шесть переправ: подаяние, соблюдение заповедей, терпение, продвижение к сути, спокойное размышление, мудрость и прозрение, и четыре пути познания: подаяние, красноречие, помощь другим в совершении благих дел, единомыслие; уважать причинно-следственную связь и возмездие за содеянное в предыдущем воплощении, установить чистое созерцание и средний путь. Этот вид буддизма тесно связал основную идею буддизма с повседневной жизнью пролетариата, стер границу между уходом в монастырь и пребыванием дома, здесь не уделялось особого внимания чтению сутр и соблюдению предписаний, что позволило каждому человеку стать Буддой, стремиться к самосовершенствованию, заботиться о себе и о других, в миру освободиться от трудностей, достичь счастья и еще больше гармонизировать человеческое общество.