Четыре великих бодхисаттвы (四大菩萨)
Четыре великих могущественных бодхисаттв буддизма – Манджушри, Гуань Инь, Самантабхадра и Дицзан. Бодхисаттва «пу са» 菩萨 – сокращенное название от «пу ти са до», что означает – полное прозрение, все живые существа, ищущие истинный путь, с помощью мудрости стремящиеся к совершенному постижению, с помощью сострадания превращающиеся во все живое, сооружающие переправу для пересечения «океана смертей и рождений», практикующие во имя достижения состояния Будды в будущем. Так как Бодхисаттва – наследник Будды, также имеет название «фа ван цзы» (法王子). Маньчжушри называют «мудрый Бодхисаттва», «вэнь шу ши ли» 文殊师利, «мань шу ши ли» 曼殊室利菩萨, «фа ван цзы» (法王子), он символизирует мудрость. Маньчжушри и Самантабхадра, наряду с Буддой, называют «тремя совершенномудрыми школы Хуаянь». Местоположение буддийского храма, воплощения Бодхисаттв – гора Утайшань в провинции Шаньси. Гуань Инь также относят к бодхисаттвам великого сострадания, это воплощение «великой доброты» и «великой скорби», ее называют Авалокитешвара, «богиня милосердия» и др. именами, она проявляет великое сострадание, устраняет невзгоды, без устали спасает от горя и избавляет от бед, это первый Бодхисаттва в Западном раю. Место практик – гора Путошань в провинции Чжэцзян. Самантабхадра представляет собой состояние физического и умственного совершенствования, его называют «великим Бодхисаттвой», Самантабхадрой, что означает «безграничное самосовершенствование», реализуется в местах поклонения всем буддийским простветленным, место храмов – гора Эмэйшань в провинции Сычуань. Ботхисаттва Дицзан, или Кшитигарба, символизирует большие надежды, это божество великих желаний, – так часто называли его ученики, так как он справедливо спасает все живое: «если мне не удалось спасти хоть одно живое существо от невыносимых страданий, клянусь, что не стану Буддой». Место практик – Цзюхуашань в провинции Аньхуэй. Четыре великих бодхисаттвы являются воплощением Будды в миру.
Будда Майтрейя (弥勒佛)
Фамилия ботхисаттвы по имени Аджита, в переводе означает «милосердный». Это бодхисаттва будущего, который появится с небес Тушита. Согласно буддийским канонам, Майтрейя воплотится на Земле через 4000 лет из царства Тушита, станет Буддой под деревом Лунхуа в саду Хуалинь. Известны три большие собрания буддизма, распространяющие буддийскую доктрину, что получило название «собрание Лунхуа». Если люди надеются увидеть Майтрейю и убедиться, что он стал Буддой, то можно пожелать после смерти отправиться к нему в небеса Тушита и услышать его проповеди, поэтому Майтрейя исповедует распространенную религию Чистой Земли. Буддийские наставники Даоань в период Восточной Цзинь и Сюаньцзан династии Тан также верили в Чистую Землю. Основные 6 произведений, описывающих поступки Майтрейи – «Гуань Ми Лэ шан шэн цзин» («观弥勒上生经»), «Ми Лэ ся шэн цзин» («弥勒下生经 (Первобытный канон)»), «Ми Лэ лай ши цзин» («弥勒来时经»), «Гуань Ми Лэ пуса ся шэн цзин» («观弥勒菩萨下生经 (исходящий канон)»), «Ми Лэ пуса бэнь юань цзин (заветный канон Ми Лэ)» («弥勒菩萨本愿经»), «Ми Лэ да чэн фо цзин (Великая сутра Будды)» («弥勒大成佛经»). Во времена Пяти династий один нищенствующий монах проявлял огромное милосердие к людям и занимался просветительской деятельностью, и после его кончины стала известна фраза: «Истинный Майтрейя воплощается в разных образах, иногда он показывает современникам, что они не знают сами себя». Буддийские ученики полагают, что он был воплощением Майтрейи. В течение ряда поколений существовали изображения Майтрейи, основывающиеся, в основном на образе этого нищенствующего монаха.
Буддийский монах бхикшу (比丘)
Бхикшу – буддийское понятие, обозначающее мужчину – буддийского монаха, который ушел в монашество и стал вести отшельнический образ жизни. Термин обычно переводится как «нищенствующий монах», которого часто называют монахом «хэшан» 和尚. Достигнув 20-летия, молодой человек принимает нормы поведения монахов и становится бхикшу (сначала излагает все буддийские законы, затем принимает подаяния в виде пищи). В течение 5 лет после принятия обета бхикшу мужчина не должен быть наставником в семье. По прошествии 5 лет, в том случае, если он в совершенстве овладел заповедями, мужчина может стать наставником-ачарья (санскрит). Он становится тем, кто учит и тем, кто ведет других следовать дхарме. 10 лет спустя мужчина может становиться бхикшу. Еще 20 лет спустя он может стать настоятелем монастыря, полностью посвященным монахом хэшан. Больше, чем через 50 лет он превращается в опытного монаха. Впоследствии китайцы стали называть мужчин, ушедших в монахи и ставших отшельниками, хэшан 和尚. Всякий, кто принял монашество, должен остричься наголо, что в буддизме называется «постриг». С точки зрения буддизма, волосы символизируют бесчисленные человеческие заблуждения, страдания и ошибки. Срезав волосы, человек будто освобождается от всего суетного, ошибок и пороков, гордости и лени. Став свободным от всех беспокойств, он может сосредоточиться на движении к просветлению и изучении веры.
Монахиня бхикхуни (比丘尼)
«Нищенствующая девушка» или, сокращенно, «монахиня», – женщина, ушедшая в монастырь, давшая полные 150 обетов бикшу. Согласно истории буддизма, Будда изначально не позволял женщинам уходить в монастырь, но по просьбе одного из своих учеников, Ананды, изменил свое решение, однако женщины были обязаны соблюдать 8 законов (гарудхамм). Первой буддийской монахиней стала тетя Будды – Махапраджапати. Прежде чем женщина уходила из дома и становилась монахиней, ей необходимо было пройти специальный двухлетний испытательный срок, в этот период послушницы назывались Шичамона. После испытательного срока можно было давать полные 150 обетов Бикши. У монахинь существовало 348 заповедей, что намного больше, чем у монахов.
Последователь буддизма, не принявший пострижения (居士)
Впервые встречается в «Ли цзи. Юй Цзао» «Записках о благопристойности. Яшмовые подвески»: «буддист с парчовым поясом». В комментариях к «Ли цзи» Чжэн Сюаня встречается: «Человек высокой нравственности и большой эрудиции, не поступающий на службу чиновником, как, например, Ли Бо времен династии Тан, называвший себя Цинлянь (синий лотос) цзюйши, или Су Ши династии Сун, прозвавший себя Дунпо цзюйши (Су Дунпо), Тан Инь периода династии Мин по прозвищу Лю Жу цзюйши». В даосизме также существует понятие цзюйши, так родственники называют верующих в миру. После проникновения индийского буддизма термин цзюйши был переведен и использовался в буддийских писаниях в значении «последователь буддизма, оставшийся в миру». В буддизме есть определенные требования к нравственному самосовершенствованию цзюйши. Они включают в себя благоговейное почитание «трех сокровищ» буддизма и хранение «пяти обетов», соблюдение поста, совершенствование нравственности, восемь мирских законов и др. Уважение «трех сокровищ», выполнение «пяти обетов», следование посту, доброе отношение к людям, очищение тела и ума, декламирование учения Махаяны – все это критерии для верующих буддистов, не принявших пострижения.
Лама (喇嘛)
На тибетском языке слово «лама» имеет значение «духовный учитель», «гуру», то есть святой человек. Это уважительное обращение последователей тибетского буддизма к монахам. Среди лам есть обычные и знатные монахи. В монастырях всегда существовали лишь считанные единицы знатных монахов, их статус был очень высок. Наиболее известные представители: Далай-лама и Панчен-лама. Они распоряжаются политической и религиозной властью в Тибете, занимают должность живого Будды и его заместителя. Обычно верят в то, что Далай-лама является воплощением Авалокитешвары (бодхисаттвы), а Панчен-лама – будды Амитабхи. Первоначально тибетским ламой был монах, позже – 7 учеников Падмасамбхавы. Понятие «лама» означает не только мужчину-монаха, покинувшего свой дом, женщины также могут называться ламой. В традиции тибетского буддизма лама наиболее почитаем в обществе и обладает самым высоким статусом, наряду с Буддой, дхармой и сангхой составляя «четыре сокровища». Повседневная жизнь лам состоит из молитв, чтения, богослужения и др. ежедневных занятий, кроме того, они занимаются академическими исследованиями, вплоть до просветительской деятельности, развивают социальную сферу. Их жизнь в храмах, с одной стороны, подвержена строгой дисциплине, а с другой, они изучают экзотерическое и эзотерическое учения, а также такие науки, как астрономия, медицина и т. д.
Дзэн-буддизм, школа Чань (禅宗)
Ответвление китайского буддизма, в качестве основателя этого направления признают Бодхидхарму. Последователей и практикующих этой секты называют мастерами дзэн, в честь общей буддийской практики «созерцания, медитации». Эта школа получила название «Печать сознания Будды», а также «Сердце Будды», в ее основе лежит обращение к источнику природных свойств сердца. В конце Южной династии Сун Бодхидхарма прибыл в Гуанчжоу, а затем отправился на север в Лоян, распространяя идеи школы Чань. Он поступил в шаолиньский монастырь на горе Суншань, основал дзэн-буддизм и начал передавать знания Хуэй Кэ, Сэн Цаню, Дао Синю, которые организовали совместное поселение на горе Хуанмэй Шуанфэншань и жили на самообеспечении. Пятый патриарх Чань-буддизма Хунжэнь был признан императорским двором, а учение Чань получило название «восточных ворот», адепты школы находились в «устойчивом пребывании в состоянии самадхи» в любой ситуации (一行三昧). Практикующий днем занимается физическим трудом, а ночью сидит в спокойствии. Ученики разъезжали по всей стране и организовывали большое количество буддийских центров. Школа Чань подразделяется на Северную и Южную школы. Руководителем Северной школы, находившейся в г. Чан’ань и Лоян, был Шэньсю. Южная школа располагалась в правобережье реки Янцзы – Цзяннане и южных провинциях, они стали известны как «Южный Нэн и Северный Сю». Северное направление делало акцент на том, чтобы «стереть пыль, дабы увидеть чистоту», выдвигало необходимость погрузиться в себя с помощью медитации, устранить страсти и искушения в мирской суете, очистить свое сердце, не исключая и метод упайи, что называлось «внезапным озарением». Благодаря усилиям ученика патриарха Хуэй-нэна Шэнь Хуэя и др., южное направление было высоко оценено наместником и дошло до царствующего дома. Его знаменем стала «Алмазная сутра», а центральным произведением – «Алтарная сутра шестого патриарха», главной идеей которого была чистота сердца, изначальная природа Будды, ничем не обусловленное просветление. «чистая земля», находящаяся в собственном сердце. Представители данного направления не настаивали на чтении сутр, не уделяли большого внимания виная, самим словам, ставили во главу угла «отсутствие ложных представлений» и «избавление от приземленного познания истины», а также выдвигали постулаты «сердце есть Будда, «смотри в свою природу – станешь Буддой», это называется «внезапным прозрением». В древности существовало выражение: «Южная (за ускоренное овладение учением) и Северная (за постепенное проникновение в учение) школы буддизма». Кроме того, буддийский наставник Фажун создал ветвь «Коровьей головы», в качестве символа которой была выбрана голова коровы, субъектом этого направления были монахи района Жуньчжоу. Это важная ветвь раннего Чань-буддизма, которая впоследствии была включена в боковую линию Дао Синя. Знаменитые ученики Хуэйнэна – Шэнь Хуэй из Хэцзе, Хуэй Чжун из Наньяна, Син Сы из Цинюаня, Хуай Жан с «Южного пика» (священная гора в Китае). Вплоть до поздней Тан и Эпохи пяти династий и десяти царств система чань-буддизма Хуэйнэна эволюционировала в пять сект: Гуйян, Линьцзи, школа Цаодун, школа Юньмэнь и Фаянь, а также 2 ответвления Хуан-лун и Янци. После возникновения дзэн-буддизма существовало огромное количество методов медитации, таких, как коан (короткое повествование, доступное интуитивному пониманию), восхваление прошлого, поучение наставника, декламации, техника медитации на безмыслие, сидение в созерцании и т. д., и даже «ругань ветра и проклятие дождя», «смех в радости и брань в гневе» – все это способы достижения состояния транса. Составленное в конце династии Южная Сун историческое произведение «У дэн хуэй юань» завершила стандартизацию правовой системы школы Чань. После Южной Сун в Чань-буддизме часто возникали противоречащие власти факторы, поэтому во времена династий Юань, Мин, Цин в политике были распространены ограничивающие и подавляющие эту школу меры. Вместе с тем, внутри самого буддизма призыв к единству Чань-буддизма и Школы Чистой Земли усиливался с каждым днем, наблюдалась тенденция к строжайщей секретности религиозных предписаний. После завершения сочинения Юань Дэхуэя «Чи сю Бай-чжан цин гуй» («По высочайшему повелению выправленный Чистый устав Бай-чжана») дзэн-буддизм постепенно начал терять свою уникальность. В период Южной Сун учение школы Линьцзи и Цаодун проникло в Японию. В начале VIII в., после проникновения в Северную Корею Северной и Южной школы буддизма, Южное учение «чань цзи цзун» (禅寂宗) стала главным религиозным направлением на этой территории.
Школа Чистой Земли (净土宗)
Ответвление буддизма, также имеет название «секта лотоса», созданная для обретения нового рождения на Западной Чистой Земле – обители будды Амитабхи (в Западном раю), или «Школа Чистой Земли». В период Восточной Цзинь Хуэй Юань собрал на горе Лушань монахов и мирян в количестве 18 человек и организовал «Общество белого лотоса», главным стремлением которого было рождение на Западной Чистой Земле, поэтому Хуэй Юань считается основателем этого направления. В эпоху династий Суй и Тан Дао Чо распространял учение Чистой Земли в храме Сюаньчжун, известно его сочинение о полном благополучии «Ань лэ цзи» («安乐集»). В начале династии Тан учеником Дао Чо был Шань Дао, впоследствии проповедовавший учение Чистой Земли в монастыре Гуанмин в столице Чан’ань, благодаря ему произошло официальное окончательное оформление школы. Основными канонами школы являются: «Сутра Амитаюса/Безмерного долголетия» – «无量寿经» («У лян шоу цзин»), «Сутра о созерцания Амитаюса/Безмерного долголетия» – «观无量寿经» («Гуань у лян шоу цзин»), «Амитабха сутра» («Амито цзин») – «阿弥陀经», «Трактат о возрождении в школе Чистой Земли» – «往生论» («Ван шэн лунь») Васубандху; «Комментарии к сутре о созерцании Амитаюса/Безмерного долголетия» – «观无量寿经疏» («Гуань у лян шоу цзин шу»), «Восхваление будущей жизни» – «往生礼赞» («Ван шэн ли цзань»), «Врата учения» – «观念法门» («Гуаньнянь фамэнь») а также «Фа хуа цзань» – «法华赞», «Бань чжоу цзань» – «般舟赞» и др. Учение школы Чистой Земли подразумевало, что избавиться от страданий самостоятельно невероятно трудно, так как современные нравы нечисты, в связи с чем рождение на Чистой Земле возможно лишь при помощи будды Амитабхи. Многократное повторение имени Будды приведет к тому, что после смерти Амитабха призовет человека на свою землю «Западного рая». Этот путь назывался легким путем, поэтому в средний период Танской династии получил широкое рапространение. Впоследствии произошло объединение секты с Чань-буддизмом и было положено начало «практикам чань-буддизма и Чистой Земли». Еще во времена Западной Цзинь учение Майтрейи из Тушиты и школа Чистой Земли были широко распространены, известными пропагандистами были Хуэй Юань, Даоань и знаменитый буддийский наставник Чжи Дунь. Школа Чистой Земли совсем не ограничивалась Западным раем Амитабхи. Согласно буддийским канонам, Чистая Земля разнообразна: с точки зрения Махаяны, предполагалось, что совершенствование создается путем сознания виджняна-вады, поэтому поддерживалась практика «медитации с повторным воспеванием имени Будды» (念佛三昧), а также выдвигалась концепция, согласно которой для достижения Чистой Земли необходимо сначала очистить свое сердце от невзгод. Начиная с династий Хань и Вэй, эта идея была очень популярна. В IX веке японский монах Дзикаку-дайси прибыл в Тан для изучения доктрины секты Тяньтай, тантрического направления буддизма Ваджраяны, изучил практику медитации воспевания имен будды и по завершению уехал в Японию. В XII веке японский монах Хонэн (Фа Жань), опираясь на «Комментарии к сутре о созерцании Амитаюса/Безмерного долголетия» – «观无量寿经疏» («Гуань у лян шоу цзин шу») издал сочинение, посвященное медитации повторного произнесения имен Будды «Сюань цзэ бэнь юань нянь фо цзи» – «选择本愿念佛集», он распространил эти практики и стал основателем японской «Истинной веры Чистой Земли».
Школа Хуаянь (школа цветочной гирлянды) (华严宗)
Одно из направлений китайского буддизма. Главный религиозный текст – «Аватамсака сутра» («Сутра цветочной гирлянды»). Фактическим основателем школы является Фацзан. На начальном этапе развития в период Южных и Северных династий последователи Хуаянь-цзун изучали «Аватамсака сутру», почитали будду Вайрочану и бодхисаттв Манджушри и Самантабхдру. Впоследствии в Хуаянь-цзун влились две школы: Дилунь-цзун и Шэлунь-цзун. Расцвет школы приходится на период Тан-Сун, центром деятельности был храм Чжисян на горе Чжуннань. Предание гласит, что основателем Хуаянь-цзун был Душунь, также известный под именем Фашунь – человек, который «знал тайное и явное» и которому «внимал и императорский двор, и простой люд». Считается автором сочинений «Хуаянь фа цзе гуань мэнь» («华严法界观门») о дхармадхату и «Хуаянь у цзяо чжи гуань» («华严五教止观») о чистом созерцании. Вторым патриархом называют Чжияня, который совершенствовался в познании буддизма под наставничеством учителей направления Шэлунь Фачана и Сэнбяня. Теоретические основы учения разработаны Чжичжэном, который исследовал «Аватамсака сутру» при храме Чжисян. Его труды «Хуаянь кун му чжан» («华严孔目章»), «Хуаянь у ши яао вэнь да» («华严五十要问答»), «Хуаянь и шэн ши сюань мэнь» («华严一乘十玄门») оказали значительное влияние на последователей школы. Третий патриарх Фацзан пользовался уважением трех правителей из династии Тан: У Цзэтянь, Ли Шоу и Жуйцзуна. Он является автором более 50 произведений, в том числе «Хуаянь цзин тань сюань цзи» («华严经探玄记»), «Да шэн ци синь лунь и цзи» («大乘起信论义记»), «Хуаянь цзин чжи гуй» («华严经旨归»), «Хуаянь и шэн цзяо и фэнь ци чжан» («华严乘教义分齐章»), «Хуаянь цзин и хай бай мэнь» («华严经义海百门»), «Хуаянь цзинь ши цзы чжан» («华严金师子章»). При Фацзане учение Хуаянь стало сложной философской системой. В Хуаянь-цзун источником происхождения всех явлений считается истинная реальность или дхармадхату единого сознания, существующая в качестве объективного внерефлективного бытия. Взаимосвязь между явлениями объяснялась теорией взаимозависимого возникновения миров дхарм, которая включала в себя теории четырех областей дхарм, шести типов гармонии и десяти сокровенных. Учение Хуаянь-цзун утверждает, что единое сознание – это принцип, а его проявления суть вещи. Учение о взаимопроникновении принципов и вещей объясняло взаимосвязи между суетным и духовным. За высший уровень познания принималось осознание отсутствия препятствий между вещью и вещью. Для разъяснения теорий был введен целый ряд понятий: единство-множество, общее-частное, тайное-явное, совместное существование и взаимное проникновение и др. У Фацзана было множество последователей. Ученик Хуэйюаня Фасянь стал наставником четвертого патриарха Чэнгуаня. У Чэнгуаня учился Гуйфэн Цзунми, последователь ветви Хэцзэ школы Чань, который сделал шаг в сторону объединения разных направлений внутри буддизма, а также буддизма, конфуцианства и даосизма. Вобравшая в себя различные буддийские учения школа Хуаянь-цзун процветала вплоть до эпохи Северной и Южной Сун. После правления династии Юань Хуаянь-цзун приобрела славу школы, в которой непрестанно пишутся комментарии к комментариям. В эпоху Мин учение Хуаянь развивали Чжухун, Дэцин, Чжисюй и др. В период Мин-Цин Дэшуйминюань возродил патриаршество в Хуаянь-цзун, его ученики продолжили исследование буддизма и написали множество произведений, в том числе «Хуаянь цзун фо цзу чуань» («华严宗佛祖传»), которое имеет большую историческую ценность. В последние годы династии Цин учение Хуаян развивали Пэн Шаошэн и Ян Вэньхуэй. В ранние годы существования Хуаянь-цзун ученик Чжияня Ыйсанг из корейского королевства Силла проповедовал новое учение у себя на родине, в результате чего сформировалось корейское ответвление Хуаянь – Хваом. В двадцатый год Тэмпе (740 г.) монах из Силлы по имени Симсанг прибыл в Японию для произнесения проповедей. Его преемником стал японский монах Робэн. Главным храмом кэгон – ответвления Хуаянь-цзун в Японии – стал храм Тодай-дзи в городе Нара.
Школа Тяньтай (Лотосовая школа) (天台宗)
Одно из направлений китайского буддизма. Фактический основатель – монах эпохи Чэнь-Суй Чжии (538–597 гг.), который длительное время жил на горе Тяньтай в провинции Чжэцзян. Учение Тяньтай основано на тексте «Саддхарма-пундарика сутра» («妙法莲华经»), или Лотосовой сутре. Согласно письменным свидетельствам Тяньтай-цзун, основоположником школы является индийский мыслитель Нагарджуна, вторым патриархом – монах эпохи Северная Ци Хуэйвэнь. В эпоху распространения влияния династии Северная Ци на Юг третий патриарх Тяньтай-цзун Хуэйсы постепенно сформировал самобытную идею: поставить во главе догматики и практики отрешенное от суеты чистое созерцание. Чжии считается четвертым патриархом: он сформировал системную доктрину школы в трех великих и пяти малых сочинениях: «Фа хуа сюань и» («法华玄义»), «Мо хэ чжи гуань» («摩诃止观»), «Фа хуа вэнь цзюй» («法华文句»), «Гуаньинь сюань и» («观音玄义»), «Гуаньинь и шу» («观音义疏»), «Цзинь гуан мин цзин сюань и» («金光明经玄义»), «Цзинь гуан мин цзин вэнь цзюй» («金光明经文句»), «Гуань у лян шоу фо цзин шу» («观无量寿佛经疏»). Изложенная Чжии доктрина двух практик: отрешения от забот и чистого созерцания – является как основой религиозной практики, так и главным способом познания истиной сущности. Религиозные практики, основанные на «отрешении» или «созерцании», позволяют познать принципы и прочувствовать дух буддизма и достичь высшего знания. Такой же значимостью обладают практики школы Чань, строящиеся на «покое мысли и стремлении к мудрости», поэтому последователи Тяньтай с уважением относились к данному направлению. Идеологическим ядром Тяньтай является концепция «единого сознания и троякого созерцания». Истинная сущность сокрыта, но проявляется в вещах. Неважно, идет ли речь о сущности или ее проявлениях, универсальные и индивидуальные дхармы находятся в единстве. Все вещи и явления существуют в трех дхармах: пустоты, условности и серединности. Все вышеизложенное служит основанием для учения о «полной гармонии трех истин». В Чань-цзун также есть концепция «единого сознания и троякого созерцания», которая позволяет познать истину пустоты, истину серединности и истину условности, а также достичь мудрости в понимании универсальных дхарм, индивидуальных дхарм и пути совершенствования. В Тяньтай считается, что естественное бытие суть «три тысячи миров», вне которых нет истинной сущности. Три тысячи миров зависят друг от друга и взаимно пересекаются, поэтому любая вещь в полной мере обладает качествами и формами всех остальных и находится как в мире дхарм, так и в мире страстей. Данная теория носит название «общности свойств трех тысяч миров». Три тысячи миров существуют в скрытом виде и физически непостижимы, однако проявляются в вещах и явлениях под влиянием мысли, таким образом, «в одном мгновении мысли содержится три тысячи миров». Следовательно, отличия живых существ заключены не в природе сущего, а в разной степени проявления в них трех тысяч миров. Индивидуальность, т. е. сочетание сокрытых и явных качеств в каждом конкретном случае, – это результат действия кармы, поэтому Тяньтай-цзун уделяет особое внимание подавлению страстей, отсечению сомнений, моральному совершенствованию и приобретению знаний. Чжии почитается как пятый патриарх Тяньтай-цзун. При следующих патриархах Чживэе, Хуэйвэе и Сюаньлане среди последователей Тяньтай появилась тенденция к скромной жизни в уединении. При девятом патриархе Чжаньжане школа пережила второе рождение: появилась концепция «жизни бесчувственного», согласно которой Будда проявляется в деревьях, травах, камнях и т. п. В период правления Северной Сун глава ответвления Шаньцзя школы Тяньтай Чжили (960–1028 гг.) прославился последовательным и неуклонным следованием концепциям «созерцания при иллюзорности сознания» и «повсеместного проявления природы Будды», что способствовало процветанию Тяньтай-цзун. В начале IX в. японский монах Сайте прибыл в Танский Китай для изучения доктрины Тяньтай, позднее он стал родоначальником японской школы Тэндай. В конце XI в. на обучение в Сунский Китай прибыл корейский монах Ыйчхон, который стал основателем корейской школы Чхонтхэ.
Школа Саньлунь (Школа трех трактатов) (三论宗)
Одно из направлений китайского буддизма. Главные религиозные тексты: «Мадхьямика шастра» («Учение серединного пути»), и «Двадаша-мукха шастра» («Учение двенадцати врат») Нагарджуны, а также «Шата-шастра» («Сто учений») Арьядэвы. Имеет второе название – школа дхармата, поскольку последователи уделяли много внимания положению: «Все дхармата суть пустота». Перевод трех священных для Саньлунь трактатов осуществил Кумараджива в эпоху Поздняя Цинь, после чего исследованием текстов занялись религиозные деятели: Сэнжуй, Сэнчжао, Сэндао, Таньцзи и многие другие. При Южных династиях Сун и Лян представителями Саньлун являлись Сэнлан и Сэнцюань, при династиях Лян и Чэнь большой известностью пользовался Фалан. Образцовым представителем Саньлунь-цзун считается живший при династии Суй Цзицзан, из-под его кисти вышли сочинения «Сань лунь сюань и» («三论玄义»), «Да чэн сюань лунь» («大乘玄论»), «Фа хуа сюань лунь» («法华玄论»), «Фа хуа и шу» («法华义疏»), «Чжун лунь шу» («中论疏»), «Эр ди и» («二谛义») и др. Приверженцы Саньлунь считали, что смысловыми центрами буддизма являются «Две колесницы» (хинаяна и махаяна) и три поворота дхармачакры. Свое учение члены Саньлунь-цзун относили к махаяне, однако хинаяна пользовалась равным уважением, поскольку все «Три колесницы» в конечном счете сливаются в единое целое. Первостепенную значимость в догматическом плане имеют теории двух истин и серединного пути восьми отрицаний. Появление всех вещей и явлений во вселенной обусловлено кармой, а их существование иллюзорно, однако миряне воспринимают все явления природы как реальные: в этом заключается эмпирическая истина. Для будд и бодхисаттв, нашедших путь к спасению, окружающий мир – это пустота, в которой нет самосущности, такова абсолютная истина. При этом две истины – это в первую очередь концепты религиозной доктрины, используемые для толкований. В действительности истина едина, и нельзя пренебрегать ни одной из ее сторон. Истинная сущность вселенной – не бытие и не небытие, но пустота, подобная лжи, и ложь, подобная пустоте (кажущееся бытие, условные имена и проч.), в этом заключается смысл концепции серединного пути. Если все в природе находится в состоянии не бытия и не небытия, то рождение – не истинное рождение, гибель – не истинная гибель, а не-рождение и не-гибель – это состояние нирваны. Такова основа серединного пути восьми отрицаний, в который помимо не-рождения и не-гибели входят не-постоянство и не-прерывность, не-единство и не-различие, не-приближение и не-отдаление. Руководящая идея Саньлунь-цзун о совершенствовании: практика одновременно не дает ничего и дает все. После того как император Тайцзун начал покровительствовать школе Фасян, Саньлунь-цзун постепенно пришла в упадок. В 625 г. корейский монах Экван основал школу Санрон в Японии. При династии Тан многие его японские ученики (Тидзо, Додзи и др.) прибывали в Китай для обучения и впоследствии проповедовали на родине. Двумя центрами распространения учения Санрон в Японии были храмы Ганго-дзи и Дайан-дзи.