Конфуцианство (儒家)
Одно из философских направлений доциньской эпохи, основателем которого является Конфуций. Конфуций создал целостную систему мышления на основе систематизации, обобщения, а также продолжения идей традиционной культуры трех династий: Ся, Шан, Чжоу. Ядром данной концепции выступает понятие жэнь仁 – человеколюбие. Последующие поколения считали Конфуция своим учителем, а философские направления, исповедывающие учение Конфуция, стали называться конфуцианскими школами и причислены к ведущим из «9 направлений и 10 школ» в период с доциньской эпохи до ранней Хань. Важнейшим собранием книг конфуцианства являются «четыре книги и пять канонов». В период Вёсен и осеней конфуцианцы занимались организацией похорон для аристократов. В ранние годы профессией Конфуция было изучение философии, отсюда и пошло название самого конфуцианства. К основным общественным явлениям, которые способствовали появлению конфуцианства, можно отнести возникновение частных школ, а также формирование новой прослойки – интеллигенции. Содержание учения главным образом состояло в следующем: в политике важным было «гуманное правление», «воспитание у народа добродетели и хороших манер», «управление страной с помощью ритуалов», «управление совершенного правителя». Большое внимание также уделялось этикету в воспитании, стремлению к «великому единству», осуществлению мечты о полной гармонии. В области морали и нравственности пропагандировался путь «преданности и великодушия», «золотой середины», основными ценностями были человеколюбие, долг, этикет, мудрость, правдивость. В аспекте Небесного мандата большую роль играло понятие «судьба», при этом сохранялось «недоверие» к небесным духам («Конфуций не говорил о странных, храбрых, мятежных и бесовских богах»), в большей степени почитались человеческие дела, была распространена идея о том, что все зависит от человека. В образовании основными воззрениями были следующие постулаты: «те, кто прилежно и хорошо учатся, станут чиновниками», «необходимо использовать индивидуальный подход к воспитуемому», «при получении образования нет разницы между учениками» и т. д.
Конфуций воспитывал учеников с помощью «Шестикнижия» – «Ши», «Шу», «Ли», «Юэ», «И», «Чуньцю», у него было 3 тысячи последователей, из них семьдесят два человека занимались распространением его идей, включая и «Шестикнижие». В связи с тем, что его система воззрений была достаточно сложна, впоследствии она понималась последователями по-разному, и несмотря на то, что все они уважали учение Конфуция, между ними существовали большие расхождения. Конфуцианская школа делилась на 8 направлений, они назывались ба жу (восемь конфуцианств) 八儒, важную роль среди них играли учения Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Мэн-цзы называли «вторым совершенномудрым» и часто упоминали вместе с Конфуцием «Конфуций и Мэн-цзы (孔孟)». Мэн-цзы пропагандировал учение о природной склонностью к добру, он полагал, что необходимо подражать словам и правилам древних мудрецов, проповедовал добродетельное и гуманное правление, поддерживал «преемственность карьеры чиновников». Сюнь-цзы выступал против постулата врожденной доброты, придерживался идеи о природной склонности человека ко злу, считал, что врожденное качество у человека – зло, а добро он приобретает только в результате обучения; в политике выступал за подражание словам, поступкам, правилам и нормам современной монархии, был против системы наследования и оказал непосредственное влияние на легистов Хань Фэя, Ли Сы и др.
Поначалу конфуцианство было лишь одним из философских ответвлений «Ста школ», занимавшее с ними равное положение. В период Борющихся царств ведущими философскими направлениями стали конфуцианство и школа Мо. Во времена династии Цинь и начальный период Западной Хань конфуцианство было недооценено и отодвинуто на второй план, а его классические книги были запрещены и сожжены императором Цинь Шихуаном. В период правления Хань Вэнь-ди конфуцианству постепенно начинают уделять большое внимание, а его классические трактаты становятся школьной программой. Во время правления У-ди было принято предложение Дун Чжуншу «отвергнуть сто школ и почитать только конфуцианство», оно становится единственной государственной легальной философской школой, а в обществе происходят коренные изменения. Для того чтобы удовлетворить потребности господствующего класса феодалов в разные периоды из конфуцианского учения вычленялось то, что соответствовало необходимой эпохе, и формы конфуцианства многократно изменялись. Период двух династий Хань в основном был представлен «Школой канонов в современных знаках» и «Школой текстов старых письмен». Во времена царств Вэй-Цзинь появилось Сюань-сюэ, «тайное учение», метафизика, объяснявшая конфуцианский дух с помощью буддизма и даосизма. В эпоху Тан делался акцент на восстановление преемственности конфуцианского учения, предполагалось, что начиная с императоров Яо и Шуня, Вэй-вана, У-вана и заканчивая Конфуцием и Мэн-цзы, существовала преемственность конфуцианских идей (не включая Сюнь-цзы и представителей конфуцианства до династии Тан). Во время династий Сун и Мин на основе внедрения идей буддизма и даосизма появилось неоконфуцианство. Маньчжурская эпоха характеризовалась «реальной политикой», которая развивала традиции «Школы канонов в современных знаках», а также унаследовала методику «Школы текстов старых письмен». Были достигнуты большие успехи в упорядочении и трактовке классических трудов конфуцианства.
Учение конфуцианства уходит корнями в далекое прошлое, оно очень богато по содержанию и является ядром китайской традиционной мысли и морально-нравственных принципов. Конфуцианство оказало глубокое влияние на развитие культуры и национального духа китайцев, а также на весь мир. По мере отмирания феодального общества конфуцианство постепенно утратило свой законодательный статус. Начиная с 30-х годов XX века, отдельные ученые пропагандировали возрождение конфуцианства, в связи с чем появилось современное конфуцианство.
Даосизм (道家)
Одна из «ста школ» доциньской эпохи, первоначально имела название «Школа пути и благодати». В «Трактате об искусстве и литературе» «Хань шу. И вэнь чжи» («Книги о династии Хань») называлась «Школой пути» и была причислена к одной из «десяти школ». Родоначальником даосизма считается Лао-цзы. Основным концептом данного направления является Дао-путь. Дао представляет собой небытие, сущность, структуру, изменения и первопричину «всего сущего» во Вселенной. Основное содержание данной философской концепции заключалось в следующем: в политической сфере главная идея состояла в управлении недеянием, были выдвинуты такие навыки управления, как понимание главного, развитие в соответствии с естественным ходом вещей, почитание бессилия и слабости, неуважения пустой славы мудрецов, победа сильного с помощью слабости; в сфере моральных качеств была предложена идея о том, что необходимо «отвергать авторитеты, не верить слепо какой-либо устоявшейся истине», «отсечь гуманность, отбросить справедливость», а также «покончить с хитростями и отбросить корыстолюбие», нужно стремиться к тому, чтобы личность выделялась из общей массы по своему духовному развитию, предполагалось, что гуманность, нравственность, приличие и мудрость – это начало смуты и войны. В представлении о могуществе Неба основной мыслью выступало учение о природе Дао, отправной точкой явилось небесное недеяние, Лао-цзы признавал активную роль античной теократии и божественного творчества; в теории познания превалировала концепция, согласно которой в любой вещи существуют две противоположные стороны, взаимозависимые и взаимоизменяемые, как, например, «нет худа без добра».
Последователи Лао-цзы продолжали и развивали идеи основателя даосизма, сформировав большое количество различных направлений, таких, как Хуаньюань, школы Суньсин и Иньвэнь, а также Ян Чжу, Пэн Мэна, Тянь Пяня, Шэнь Дао, Чжуан-цзы, Хуан-Лао. Философская школа Чжуан-цзы является ортодоксальной школой даосизма. Чжуан-цзы оказал большое влияние на потомков, он полностью унаследовал и абсолютизировал идеи Лао-цзы. Чжуан-цзы полагал, что «свет рождается из темноты, истина рождается из небытия, а дух восходит к Дао», он заострял внимание на способности дао рождаться из Небытия, на его качестве неожиданно изменяться и предполагал, что все свойства противоположны друг другу, все вещи равны: мир и я, истина и ложь, большое и малое, рождение и смерть, благородство и низость. Он стремился к субъективному духовному миру, исповедуя идею о том, что Небо, Земля и человек сосуществуют, а человек и все вещи на Земле едины. Направление Хуан-Лао связало дао с учением о и «естественным законом». Став ведущей философской школой начального периода Западной Хань, оно сыграло большую роль в восстановлении благосостояния страны и общественного спокойствия. Проникновение даосизма в массы в этот период оказало прямое влияние на возникновение даосизма Восточной Хань. Конфуцианские школы также вобрали в себя отдельные воззрения даосизма, например, пропагандируемую учением Сюань-сюэ во времена Вэй-цзинь идею о том, что «нормы феодального этикета восходят к природе», а также концепцию Чжоу Дунь’и о «великом пределе (太极)».
Даосизм является важнейшей составляющей традиционной китайской культуры. Он оказал глубокое влияние на политику, культуру и мировоззрение Китая. Основными трудами даосизма являются «Дао дэ цзин» («道德经»), «Чжуан-цзы» («庄子»), «Ле-цзы» («列子») и др.
Философская школа Хуан-Лао (黄老学派)
Направление философско-политической мысли Китая, начиная с периода Сражающихся царств и до ранней и поздней Хань, ответвление даосизма. Зародившись во времена Сражающихся царств, получило широкое распространение в Западной Хань. Хуан имеет значение «император», Хуан-ди: Лао означает «Лао-цзы», они считались родоначальниками школы, в связи с чем и появилось название «школа Хуан-Лао». С точки зрения источников мировоззрения, данное философское течение основывается на идеологии даосизма, легизма, направления инь-ян, конфуцианства, школы Мо, школы имен, а также воззрениях «ста школ», отражая, таким образом, слияние научной мысли того времени и стремление к единой тенденции. С позиции теории идеологии, школа Хуан-Лао выступала за учение о небытии как источнике происхождения мира и придерживалась идеи о том, что вещь, достигая крайнего своего проявления, превращается в свою противоположность: приверженцы Хуан-Лао пропагандировали бесстрастность и недеяние во имя следования небесному пути. Можно выделить таких представителей направления периода Борющихся царств, как ученые академии Цзися, Шэнь Дао, Тянь Пянь, Цзе Цзы, Хуань Юань и др., «большинство изучало нравственные принципы школы Хуан-Лао, обогатив учение Хуан-ди и Лао-цзы», их мнения не отличались однообразием: Шэнь Дао принадлежал к школе легистов, а множество идей Тянь Пяня относились к даосизму. Известные легисты Шэнь Бухай, Хань Фэй и др. «выступали за «оценивание на основе реальности», в то время как их принципы происходили из школы Хуан-Лао», или «предпочитали учения номиналистов и легистов, которые также относились к Хуан-Лао».
Во времена династии Хань можно выделить таких ученых, как Хэшан Чжан Жэнь, Ань Цишэн, Юэ Сягун, Юэ Чэньгун, Гай Гун. В вопросе политики школа Хуан-Лао предложила идею управления государством на основе закона, использования действительных наград и наказаний и достижения реальных результатов. Последователи школы полагали, что государь управляет страной с помощью недеяния, они считали, что «мягкость, безмятежность приводит к спокойствию народа» и выступали против чрезмерного вмешательства, предлагая взымать налог в уменьшенном размере и не задерживать время полевых работ. С точки зрения политических функций, в начале Хань, жизнь народа только начала налаживаться, ему требовалось отдохнуть и набраться сил. Основной идеей Хуан-Лао было соответствие требованиям времени, стремление добиться признания правителей ранней Хань, в основном это были государственные чиновники Сяо Хэ, Цао Цань, Чэнь Пин, а также родня императора по женской линии. Все уважительно относились к учению Хуан-Лао, оно стало очень популярно и сыграло важную роль в восстановлении экономики начального периода Хань, а также укреплении государственной силы. «Золотой век» правления Вэнь-ди и Цзин-ди в определенной степени также заслуга Хуан-Лао. Однако школа пропагандировала политику недеяния только в управлении, долговременное внедрение ее в жизнь не соответствовало требованиям дальнейшего экономического развития, политической реорганизции и увеличения силы страны. В связи с этим, по истечению срока правления императора У-ди, школа Хуан-Лао сошла с политической арены, уступив место объединенным идеям легизма и конфуцианства, и вплоть до Восточной Хань стала развиваться естественным путем. Некоторые труды школы утрачены. В декабре 1973 в г. Чанша были найдены 4 древних книги, обнаруженные при раскопках ханьского захоронения в Мавантуе, среди которых – основные произведения школы Хуан-Лао: «Цзин фа», «Шилю цзин», «Чэн», «Дао юань».
Мо-цзя (Школа моистов) (墨家)
Одна из «ста школ» доциньского Китая. Основателем направления является философ Мо-цзы. Ранние моисты рассматривали проблемы в области политики, этики, гносеологии, а также уделяли большое внимание смутам и войнам своего времени. Моисты активно вели полемику с конфуцианцами по целому ряду политических и научных вопросов – обе школы находились в авангарде философской мысли и были довольно влиятельны. В области политики моисты предложили доктрину всеобщей и равной ко всем любви, осуждения военной агрессии, умеренности в расходах, набожности и следования вере предков, вере в вознаграждение и наказание Небом за добрые и злые деяния. Последователи Мо-цзя считали, что у власти должны стоять не знатные и богатые, но талантливые и способные. Сын Неба – это наиболее мудрый и добродетельный человек, которому высшие силы поручили дело правления страной, поэтому все слои общества должны единодушно признать его власть. В области гносеологии моисты придерживались трех критериев истинности суждения: соответствие деяниям древних правителей, опыту народа и пользе государства. Говоря о соотношении имен и реалий, моисты подчеркивали, что имена должны выбираться в соответствии с реальными свойствами обозначаемых вещей и явлений. В теории познания была предложена идея классифицировать вещи и явления для постижения их причинности. Таким образом, моисты внесли значительный вклад в древнекитайскую логику.
У философа Мо-цзы было более 300 учеников, многие из которых происходили из семей мелких ремесленников. Была создана организация со строгой иерархией и дисциплиной. Во главе моистов стоял наставник, позднее власть переходила к выбранному им ученику. Первым наставником моистов считается Мо-цзы. Последователи моизма усердно трудились на благо Поднебесной и были морально готовы к любым трудностям, они обладали духом самопожертвования и отвагой. Однако поздние моисты утратили силу духа и лучшие традиции своих предшественников: многие из них стремились к получению титула наставника, совершали выпады друг против друга, каждый считал себя адептом «настоящей школы Мо-цзя», и в конце концов моизм лишился внутреннего единства, потеряв свои великолепные традиции. После смерти Мо-цзы данное направление распалось на три основных течения: чуское, циньское и циское. В чуском моизме наиболее полно отражались религиозные взгляды Мо-цзы. С позднего периода Сражающихся царств и до эпохи династий Цинь и Хань последователи чуского течения уходили в странствующие рыцари. Они защищали слабых и давали отпор сильным. Циньские моисты известны благодаря своим достижениям в области геометрии, механики, оптики и других естественнонаучных дисциплин. Циские моисты активно участвовали в спорах и дискуссиях, а также занимались гносеологией и логикой. Они систематизировали свое учение и раскрыли большое число философских понятий: рассуждение, имя, слово, учение, классификация, причинность, принцип и др. Последователи циского течения создали первую в Китае целостную систему формальной логики, которую также называют моистской логикой. После эпохи Цинь-Хань китайские правители обращались либо к конфуцианству, либо к даосизму, поэтому со временем школа моистов пришла в упадок. Моизм превратился в «забытое учение», и интерес к нему возобновился только в эпоху династий Мин и Цин, когда ученый Фу Шань занялся исследованием трактата «Мо-цзы». Главное произведение моистов – «Мо-цзы» («墨子»), в «Моистском каноне» содержатся сведения о позднем моизме. Деятельность моистов также отражена в произведениях «Сюнь-цзы», «Хань Фэй», «Чжуан-цзы», «Вёсны и осени господина Люя» и др.
Школа легистов Фа-цзя (法家)
Одна из «ста школ» доциньского Китая, представители которой придерживалась идеи о том, что управление страной должно осуществляться на основе закона, а не конфуцианской добродетели. Фактическим основателем Школы легистов выступил Ли Куй, государственный деятель периода Сражающихся царств. При правителе Вэнь-хоу Ли Куй занимал должность министра в царстве Вэй. Он провел реформы в области управления сельским хозяйством, объединил уложения о наказаниях из различных царств и составил первый в истории Древнего Китая письменный свод законов «Фа цзин» (法经), в который вошли шесть разделов: «Законы о краже», «Законы о грабеже», «Законы о содержании под стражей», «Законы об аресте», «Разные законы», «Законы об утвари и оружии». В основе легизма лежит учение о природной склонности человека ко злу, поэтому легисты считали, что политическая сфера должна регулироваться посредством юридических законов. Последователи легизма ратовали за абсолютизм. Они полагали, что правитель должен прибегать к властной силе и пользоваться особой техникой управления, наказывать подданных за проступки и поощрять за заслуги. Поскольку мораль и этика вредны в деле управления государством, следует «сжечь стихи и распространить законы». Закон – главное учение, а чиновники – учителя народа. Правитель должен поддерживать правильное соответствие между именами и реалиями. Легисты выступали против системы наследования чиновничьих должностей и окладов. Они считали, что перед законом должны быть равны свои и чужие, знатные и худородные. Идеалом для легистов было государство, где правитель устанавливает законы, чиновники претворяют их в жизнь, народ соблюдает, и абсолютно все – правитель и придворные, верхи и низы, богатые и бедные – действуют в соответствии с законом. В области экономики легисты выступали за отмену государственной собственности на землю и передачу неосвоенных земель в частное пользование, поддерживали частную собственность на землю в рамках феодализма. Первой по значимости отраслью экономики считалось сельское хозяйство. Народ должен быть занят земледелием и войной, поскольку земледелие делает страну богатой, а война – сильной. Легисты предложили множество философских идей: «Небо или земля, что из них ближе человеку?» – о бессознательном и объективном существовании природы; «Путь и принцип взаимообусловлены» – о единстве заурядного и своеобразного; «Нет невозможного для того, кто следует пути и принципу» – о следовании объективным законам в процессе деятельности. Высшими добродетелями у легистов считались верность слову (например, легист Шан Ян, как и обещал, заплатил целых пятьдесят слитков серебра за простую работу: перенесение деревянного столба от южных ворот к северным) и заботу о всеобщем благе. Легисты ставили пользу для общества выше требований морали. Школа легистов уходит корнями к философским воззрениям государственных деятелей периода Вёсен и осеней Гуань Чжуна и Цзычаня. Их идеи получили развитие в эпоху Сражающихся царств, главными представителями направления выступили Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Шэнь Дао и Шэнь Бухай. Создателем легизма как целостной идеологии является Хань Фэй-цзы. Он объединил учение Шан Яна о верховенстве закона, систему Шэнь Бухая по управлению государственным аппаратом, учение Шэнь Дао о властной силе и некоторые положения даосизма и предложил теорию управления государством, основанную на законе, технике управления и властной силе при верховенстве закона. По Шан Яну, закон должен быть официально принят, записан и предан гласности, такой закон «дороже справедливости». Шан Ян утверждал, что законы, пригодные для управления государством, должны быть едины, поэтому дважды проводил в царстве Цинь политические реформы. Шэнь Бухай ввел в легизм понятие техники управления, т. е. сокрытой в уме правителя совокупности средств и способов контроля министров и чиновников. Шэнь Дао говорил о том, что для претворения закона в жизнь необходимо, чтобы государь применял властную силу, присущую его положению, и лишь тогда подданные будут «исполнять предписанное и воздерживаться от запрещенного».
Учение легистов имело практическую направленность и поощряло активную общественную жизнь. Многие удельные княжества Древнего Китая внедряли идеологию легизма для того, чтобы добиться экономических и военных успехов. В годы правления династии Цинь легизм получил статус государственной идеологии. В дальнейшем чрезмерно строгие законы и суровые наказания привели к гибели этой династии. Во времена династии Западная Хань был официально провозглашен лозунг «Низложить сто школ и возвысить конфуцианство», однако император У-ди и целый ряд других правителей внешне придерживались конфуцианства, но в действительности прибегали к легизму. Таким образом, конфуцианство и легизм еще долгое время шли рука об руку в политической жизни Китая. Школа легистов постепенно приходила в упадок, однако другие направления, в том числе и конфуцианство, добровольно впитывали некоторые ее идеи и положения. Наиболее влиятельные легисты позднего периода – Чао Цо и Сан Хун’ян. Наиболее значимые произведения легизма: «Шэнь Бухай» («申子»), «Шэнь-цзы» («慎子»), «Гуань-цзы» («管子»), «Шан цзюнь шу» («商君书»), «Хань Фэй-цзы» («韩非子»).
Школа номиналистов Мин-цзя (名家)
Одна из «ста школ» доциньского Китая, также известна как Школа имен, или Школа изучения телесных форм и имен. Ее представители славились красноречием и активно участвовали в спорах по вопросам соотношения имен (понятий) и реалий (фактов действительности). В эпоху Вёсен и осеней и Сражающихся царств в обществе происходили значительные перемены, в связи с чем, по словам многих мыслителей того времени, имена перестали соответствовать реалиям. Данная проблема широко освещалась и изучалась образованными людьми. В этот период возникла Школа номиналистов, которая постепенно отходила от социальных и политических проблем и обращалась к вопросам философии, логики и гносеологии. В конце эпохи Вёсен и осеней мыслитель Дэн Си впервые предложил идеи «различения телесной формы и имени», «выбора имени в соответствии с реалией», «суждения о реалии по имени», «использования расплывчатых тезисов для создания множества труднообсуждаемых постулатов софистики с целью достижения результата», тем самым заложив начало древнекитайской диалектики. Создателем целостного учения о телесных формах и именах и используемой номиналистами логической базы выступил Гунсунь Лун. Среди других представителей Школы имен выделялись Инь Вэнь и Хуэй Ши. Первостепенной задачей для каждого номиналиста было скрупулезное установление соответствия между именем и реалией, таким образом, для каждого нового факта действительности определялось новое словесное выражение. При этом взгляды на характер связи между именем и реалией в рамках школы разнились. Дэн Си придерживался мнения о необходимости различения телесной формы и имени и делал акцент на сосуществовании факта действительности и соответствующего ему понятия. Хуэй Ши выдвинул идею «совпадения подобного и различного». Он делал упор на расширение объема понятия, подчеркивал относительность различий и сходств между вещами, утверждал, что в конечном счете «десять тысяч вещей и сходны, и различны». Хуэй Ши преувеличивал тождественность реалий и говорил о том, что между фактами действительности нет сущностных различий. Итогом его рассуждений стал вывод о единстве Неба и земли. Гунсунь Лун, основываясь на различиях содержания и объема понятий, предложил аргумент «разделенности твердости и белизны камня», т. е. разграничил общее и частное, конкретное и абстрактное. Он придавал чрезмерно большое значение своеобразию отдельных реалий и стремился к установлению однозначных соответствий между именами и реалиями.
Суждения номиналистов зачастую противоречили общим представлениям о фактах действительности, но при этом служили материалом для изучения законов логического мышления. Наиболее широко известны изречения Хуэй Ши: «огонь не горяч», «белая собака – черная», «собака не пес», «пса можно считать бараном», «у яйца есть шерсть», «черепаха длиннее змеи» – и высказывания Гунсунь Луна: «белая лошадь не лошадь», «в двоице нет единицы». В «Чжуан-цзы» («庄子») деятельности номиналистов дается следующая оценка: «Они способны покорить человеческие уста, но не человеческие сердца». В трактате «Сюнь-цзы» («荀子») о номиналистах говорится: «Не следуют ни закону, ни образцу древних государей, не утверждают ни благопристойность, ни справедливость, но занимаются странным учением и развлекаются нелепыми высказываниями». В ответ на аргумент Гунсунь Луна о «разделенности твердости и белизны» философ Мо-цзы разработал аргумент «одновременной присущности твердости и белизны». В период Сражающихся царств учение Школы имен активно критиковали моисты, конфуцианцы и даосы, а номиналистов обвиняли в крючкотворстве, поэтому после периода правления династии Цинь работа в данной области прекратилась, а после правления династии Хань учение об именах было забыто. Номиналисты внесли заметный вклад в развитие древнекитайской логики и гносеологии. Сведения о Мин-цзя встречаются в произведениях «Чжуан-цзы» («庄子»), «Сюнь-цзы» («荀子»), «Хань Фэй-цзы» («韩非子»), «Люй ши чунь цю» («吕氏春秋»), «Ши цзи» («史记») и др.